Глава 3.
Стратегическое планирование.
Постановка долгосрочной цели
Как ты уже успел заметить, самым часто упоминаемым критерием успеха является присутствие цели. Для того, чтобы ты мог в этом еще раз убедиться, приведу интересную историю:
Утром четвертого июля 1952 года надо всем калифорнийским побережьем простирался туман. Тридцатью четырьмя километрами западнее, на острове Каталины в воду вошла тридцатичетырехлетняя женщина, собираясь плыть в сторону Калифорнии. Она решила стать первой женщиной, преодолевшей это расстояние. Ее звали Флоренс Чадвик. Она уже была известна, как первая женщина, переплывшая пролив Ла-Манш в обоих направлениях. Вода была просто ледяная, а туман настолько густой, что Флоренс едва могла различить сопровождавшую ее лодку. Миллионы людей наблюдали за ней по телевизору. Сопровождающим приходилось даже стрелять из винтовок, чтобы защитить Флоренс от подплывающих акул. Большой проблемой, с которой ей пришлось столкнуться в этом рекордном заплыве, была не усталость, а ледяная вода.
Пятнадцать часов спустя, Флоренс, совершенно окоченевшая от холода, попросила, чтобы ее вытащили из воды. Плыть дальше она была не в состоянии. Ее мать и тренер, плывшие в лодке рядом с ней, сказали, что берег уже совсем близко. Они уговаривали Флоренс не сдаваться, но когда пловчиха взглянула в сторону калифорнийского побережья, то не увидела ничего, кроме густого тумана, и снова попросила вытащить ее из воды. Несколькими часами позже, когда Флоренс согрелась, она испытала шок от своей неудачи. Ее вытащили из воды всего в полумиле от калифорнийского побережья!
Один репортер спросил ее: «Скажите, пожалуйста, мисс Чадвик, что помешало Вам проплыть эти последние полмили?». – «Мне помешал туман, – ответила она. – Если бы только я смогла увидеть землю, я бы справилась. Когда человек уже не может больше плыть и не видит своей цели…»
Думаю, что данная история из реальной жизни прозрачно показывает, в чем заключается смысл постановки цели. Если ты обратишься к своей истории жизни, то наверняка, найдешь подобную историю (пусть и не такого масштаба), когда из-за отсутствия цели или не четко поставленной задачи, ты не смог достичь желаемого, остановившись за несколько миллиметров до цели.
Если до настоящего момента ты отвечал себе на все предложенные вопросы (причем не просто отвечал, а записывал их), то сейчас тебе будет намного легче продолжать читать и выполнять предлагаемые задания.
Кстати, остановлюсь немного на том, для чего нужно записывать, а не просто обдумывать.
Во-первых, при записывании происходит «двойное обдумывание», то есть, сначала мы сами себе устно отвечаем на вопрос, а затем, когда начинаем писать, мы снова обдумываем то, что пишем. Это связанно с тем, что скорость письма/печатания у нас намного меньше скорости мысли, поэтому в ходе записи наших мыслей возможна их корректировка.
Во-вторых, это связанно с устройством нашего головного мозга, а именно памяти. Кто знаком с компьютером, знает, что существуют два вида памяти у компьютера: память жесткого диска, где хранится вся информация, и оперативная память, необходимая для осуществления операций, проводимых в данный момент на компьютере. Так же дело обстоит и с нашей, человеческой памятью.
Оперативная память человека составляет семь (плюс/минус два) объекта или образа. Ими может быть все что угодно: цвет, форма, размер, конкретные объекты, люди и т. д. Большее количество информации человек единовременно удерживать в голове не может, физиология не позволяет. А если информация, необходимая для оперирования, находится под рукой в виде записи, то ей можно пользоваться, в сколько угодном объеме, и не бояться забыть или упустить что-то важное из виду или исказить ее.
В-третьих, при записывании, человек перестает думать о том, что он уже записал. В результате, количество оперативной памяти становится больше, энергии для сохранения информации в голове тратится меньше, напряжение спадает, и человек чувствует себя спокойнее и увереннее.
Поэтому, я настоятельно рекомендую записывать все ответы, и уж тем более, цели, которые мы будем сейчас расписывать.
Как правильно, а точнее, продуктивно определиться со своей долгосрочной, жизненной целью? Если, на сегодняшний день, ты не определился с конкретной долгосрочной целью, предлагаю тебе ознакомиться с некоторыми методиками постановки цели.
Методики определения желаемой долгосрочной цели:
1. Мечта.
Расслабься и помечтай. Отпусти все свои «если», «вдруг», устрани все реальные границы обыденной жизни и просто начни мечтать о своей идеальной жизни. В своих мечтах будь дерзким, представляй любые, потенциальные возможности. Это вдохновит тебя, и во время грез ты осознаешь, что действительно ты хочешь больше всего от себя и своей жизни.
2. Мозговой штурм. (Автором этого метода является Алекс Осборн)
Записываем все цели, какие приходят в голову, не раздумывая и не анализируя. После того, как получилось порядка 30—40, приступаем к анализу и исключению самых невероятных и нелепых идей, и выбираем подходящую именно для тебя.
3. Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп».
По ходу творческого процесса мозгового штурма, человек по очереди надевает шесть шляп разного цвета. В белой шляпе он беспристрастно проверяет цифры и факты. В черной – пытается найти отрицательные черты. В желтой – анализирует положительные моменты. В зеленой – генерирует новые идеи. В красной – может позволить активную эмоциональную реакцию. Ну и, наконец, в синей шляпе, подводятся итоги работы.
4. Расшифровка.
Для этого необходимо взять непонятную надпись на иностранном языке, например иероглифы. У человека, разгадывающего надпись, могут рождаться в голове самые разные ассоциации.
5. Техника «Непрямые стратегии», предложенная Брайаном Эно и Питером Шмидтом.
Для этого метода нужна колода карт с командами, например «Дай волю злости»; «Укради решение»; «Будь экстравагантным»; «Доверяй себе сегодня»; «Есть части? Рассмотри изменения»; «Используй старую идею»; «К незначительному»; «Линия имеет два конца»; «Наименьший общий знаменатель»; «Получи отдачу от способа исполнения»; «Прервись»; «Сделай пустоту ценной, поместив ее в изысканную раму» и др. Вытаскиваем карту и следуем указаниям.
6. Техника «Ментальные карты», которую разработал Тони Бьюзен.
В его теории делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека. В чем суть: нужно написать в центр листа ключевое понятие (в нашем случае, можно написать слово «цель», или «что я хочу»), а все ассоциации, которые надо генерировать, писать на ветвях, идущих от главного слова. Идеи можно также рисовать. В результате, должно получиться примерно следующее:
Рисунок 1. «Ментальная карта»
7. Техника «Линия гармонии». Прототипом идеи послужило учение З. Зиглара5
Зиглар З. определяет успех через семь его составляющих: финансовое положение, физическое состояние, интеллект, духовное развитие, личностный аспект, семья, карьера.
«Линия гармонии» так же представлена основными составляющими нашей жизни. Если убрать хоть один из восьми секторов, жизнь перестанет нас удовлетворять в полной мере.
Кроме того, «линия гармонии» может наглядно проиллюстрировать тебе, насколько твоя жизнь является гармоничной и полноценной на сегодняшний день. И, самое важное – «линия гармонии» поможет описать конечную, долгосрочную цель более детально и индивидуально.
«Линия гармонии», которую нам предстоит заполнить изображена на Рисунке 2.
Рисунок 2. «Линия гармонии»
Опишу, что означает каждый сектор, более подробно.
Сектор «Семейная жизнь» включает в себя твою семью, твои взаимоотношения с каждым из членов семьи, в общем, и в частности. Причем, уклон делается, в первую очередь, на супруга/супругу6. Цели здесь могут быть, например: выйти замуж/жениться или обучить сына игре на гитаре.
Сектор «Общение» включает в себя твои отношения с родственниками, друзьями, приятелями, коллегами и всеми, с кем ты вступаешь в контакт. Например: познакомиться и достичь дружеских отношений с тремя людьми из сферы бизнеса.
Сектор «Здоровье» включает в себя твое здоровье и его поддержание, профилактику. В данной сфере оцениваем свое здоровье с субъективной точки зрения. То есть, насколько хорошо ты себя чувствуешь физически, вне зависимости от того, что написано в твоей медицинской карточке. Например, по факту у меня миопия высшей степени («очкарик», проще говоря), но мне это никак не мешает в реальности, потому я оцениваю свое здоровье очень даже высоко. Пример цели: сходить к стоматологу для комплексного лечения зубов.
Сектор «Образование/самообразование» включает в себя твое образование, курсы, семинары, мастер-классы, тренинги и пр. А также, самостоятельное изучение литературы, образовательного видео, то есть все то, благодаря чему ты обучаешься чему-либо. Например: получить второе высшее образование по специальности «Юриспруденция».
Сектор «Духовная жизнь, отдых» включает в себя твое развитие как личности, сюда можно отнести, например, тренинги личностного роста. Также, данный сектор включает в себя твой отдых (вне зависимости от того, активный он или пассивный), его количество, качество и результат, к которому он приводит. Например: пройти долгосрочный тренинг личностного роста «Свобода», или съездить в Швейцарию на горнолыжный курорт.
Сектор «Деятельность/Работа» включает в себя твою работу, если ты наемный работник. Или твой бизнес, если ты учредитель и директор своей компании. Например: занять должность начальника отдела, или расширить сферу сбыта по другим каналам.
Сектор «Финансовая сфера» включает в себя твой доход, активный или пассивный, а также твои материальные потребности. Например: повысить ежемесячный доход на 80%, или купить новый автомобиль.
Сектор «Хобби» включает в себя твое любимое занятие, например: записаться в школу современного танца. Данный сектор может отсутствовать у некоторых людей (точнее совпадать с другим сектором). Например, с сектором «Духовная жизнь, отдых» у людей, любящих профессиональный биллиард, который выступает в роли активного отдыха и хобби. Или, например, с сектором «Работа» у людей, ведущих свой бизнес, который начинался и продолжается как хобби, например, разведение аквариумных рыбок.
Теперь приступим, непосредственно, к практической части. Что делать с данной «Линией гармонии».
Как ты видишь, каждый сектор прошкалирован от -5 до +5. Оцени каждый сектор/сферу своей жизни, как ты ее видишь сегодня. Если тебя не устраивает данный сектор по каким-либо причинам, то выставляй оценку со знаком «-», если устраивает, но недостаточно, то оценивай со знаком «+». Крайние оценки «-5» и «+5» выставляются в случае полного неудовлетворения или удовлетворения по данному сектору соответственно.
Если, при соединении отметок по каждому сектору, у тебя получилась четкая линия, например как на Рисунке 3 (вне зависимости от того, сколько баллов, но в положительном поле), я поздравляю тебя, ты гармоничная личность.
Рисунок 3. «Линия гармонии. Пример 1»
Но такое случается крайне редко. У большинства людей получается «красивая» кривая, чем-то напоминающая рисунок ЭКГ, например как на Рисунке 4, и это неудивительно для современного человека, который вынужден жертвовать одним сектором «во благо» другого. Мы же начнем стремиться к достижению четкой линии. Но об этом чуть позже.
Рисунок 4. «Линия гармонии. Пример 2»
Следующим шагом работы с «Линией гармонии» будет описание каждого сектора. Что для тебя, на сегодняшний день, является +5 баллов в каждом секторе? Опиши свою «положительную пятерку» каждого сектора максимально подробно так, чтобы это можно было легко представить постороннему человеку.
Если ты не можешь сразу написать «положительную пятерку», то:
Начни писать «с конца», то есть с сегодняшнего дня, что тебе не хватает сегодня и в хронологическом порядке «поднимайся» до «положительной пятерки».
Ты не имеешь понятия про свой хронологический порядок и прибываешь в полном замешательстве, что же я от тебя хочу? Рассматривая каждый сектор отдельно, напиши, что тебе первое приходит в голову, что бы ты хотел сделать (получить, достичь) в этом секторе, в общем. Затем, выделяем амбициозный и отдаленный от сегодняшнего дня результат, он и будет для тебя «положительной пятеркой».
И завершающий этап работы с «Линией гармонии» – выбор самой амбициозной, желаемой и долгосрочной «положительной пятерки». Она-то и будет являться для тебя долгосрочной целью и путеводной звездой на протяжении всего руководства.
Преобразование «сырой» цели в эффективную долгосрочную цель
Твоя найденная долгосрочная цель пока что является «сырой». Сейчас нам предстоит преобразовать ее в более четкую и определенную «настоящую» цель. На данном этапе они отличаются по следующим основным показателям: неопределенность во времени (нет четких временных ограничений), отсутствие конкретики, и, возможно, твоя цель написана в будущем времени. Для того, чтобы наша «сырая» цель преобразовалась в «настоящую» цель, я предлагаю воспользоваться техникой SMART.
Specific – конкретная и понятная.
Measurable – есть измеритель.
Achievable – напряженная, но достижимая – реалистичная.
Relevant – в зоне ответственности и влияния на 100%.
Time bounded – ограничена во времени.
Рассмотрим систему постановки цели по техники SMART на примере:
«Сырая» цель выглядит следующим образом: «Хочу купить квартиру». Преобразованная по SMART эта же цель выглядит следующим образом: «Я в сентябре 2015 года купил трехкомнатную квартиру в центре города Москва в 9-этажном доме на 6 этаже с жилой площадью 52 квадратных метра за 11 000 000 рублей».
Теперь давай разберем эту цель на составляющие:
S – Конкретна и понятна (в данном случае, действительно, конкретна и понятна, даже не знакомому человеку). Четкая конкретность поставленной цели нужна для того, чтобы мы сами знали, когда мы достигнем именно того, что хотели, а не суррогат нашей реальной цели. Чем подробнее будет расписана наша цель, тем проще нам будет планировать ее достижение, о чем речь пойдет ниже.
M – измеримость. В данном примере я привел сразу несколько параметров, по которым можно измерить: количество комнат, номер этажа, жилая площадь, стоимость.
A – амбициозность и реалистичность. Здесь каждый для себя оценивает сам. Для кого-то данная цель может показаться совсем не амбициозной, а для кого-то совсем не реалистичной. В данном примере, будем считать ее амбициозной и реалистичной. Под словом амбициозность я здесь понимаю цель на грани реалистично/нереалистично.
R – Ответственность на мне (в данном случае, как и всегда при написании цели, это можно увидеть в одном слове – «Я»).
T – Определенность во времени (в сентябре 2015 года).
Конец ознакомительного фрагмента.