Вы здесь

Измени свою жизнь с НЛП. Расширьте свой разум (Алисия Итон, 2012)

Расширьте свой разум

В этой главе я расскажу вам, как использовать и тренировать свой разум – точно так же, как вы тренируете тело, приучая его к разным навыкам, чтобы улучшить свою физическую форму. Описанные ниже стратегии помогут вам запрограммировать свой разум на успех, справиться с проблемами и осуществить позитивные перемены.

Совершайте перемены, которые действительно что-то меняют.


Вам не приходилось входить в комнату, полную народу, и чувствовать, что атмосфера напряжена до предела? Вы не можете сказать точно, что происходит, но вам ясно, что что-то не так. Получаемые вами микросигналы говорят о том, что дело плохо.

А случалось вам сделать новую стрижку и обнаружить, что самый близкий и дорогой вам человек ничего не замечает?! Вы понимаете, что не все воспринимают перемены одинаково. Кто замечает мельчайшие детали, а кто не видит радикальных перемен.

Сравните свой «порог беспорядка» с тем же показателем своих близких. Некоторые спокойно живут в беспорядке, другим же необходима стерильная чистота – только тогда они могут расслабиться. Подростки абсолютно комфортно чувствуют себя в своих заваленных всякой всячиной комнатах, что раздражает родителей. Давным-давно установлено, что большинство мужчин просто «не видит» пыли!

Как мы уже говорили, ваши чувства воспринимают информацию из окружающей среды, а затем разум ее фильтрует и интерпретирует.

Кто-то предпочитает погружаться в детали, а кому-то ближе «картина в целом».

Есть нечто такое, чего вы не замечаете, а другие видят?

То, что мы видим, зависит от того, на что мы смотрим.

Сэр Джон Лаббок


Со временем чувства привыкают сосредоточиваться на конкретной информации. У большинства людей одно-два чувства развиты лучше других.

Представьте себе музыканта, художника, повара, бухгалтера и теннисиста. Подумайте об остроте их чувств. Все эти люди добились успеха в своей сфере. Они сосредоточены на абсолютно конкретной информации. Со временем острота тех чувств, которыми они пользуются реже, начинает слабеть.

Мы привыкаем пользоваться своими чувствами определенным образом. Вот почему попытки решить некую проблему или добиться чего-то нового превращаются в тяжелую борьбу – ведь мы продолжаем действовать по-старому.

Хорошо, что оттачивать остроту чувств можно в любом возрасте. Вот почему люди, которые теряют какое-то из чувств, например зрение или слух, замечают, что остальные их чувства обостряются.

Отточить чувственную остроту можно, обращая особое внимание на получаемые от органов чувств данные. Чем больше внимания вы обращаете, тем выше ваша способность замечать мелкие детали, которые раньше вы упустили бы. Успешность требует большей наблюдательности и большего самосознания, чем раньше.

Как острота чувств может мне помочь? Вы начинаете получать важную информацию, которая может:

сделать вас более креативным;

улучшить способность к решению проблем;

усилить удовольствие от жизни;

обогатить навыки общения;

помочь вам учиться всему новому быстрее и легче.

Пользуйтесь остротой чувств, чтобы:

► совершить по-настоящему важные перемены;

► получить информации больше, чем дают вам слова;

► получить большее наслаждение;

► скопировать кого-либо (см. раздел «Копируем природу»).

Приведенные ниже упражнения помогут вам отточить свои чувства.

Упражнение: ОТМЕТЬТЕ РАЗНИЦУ

Возьмите в привычку отмечать разные детали и анализировать, какие из них значимы: «Какие перемены действительно что-то меняют».

1. Если человек выглядит уверенно, что в его поведении заставляет вас так думать? Голос? Осанка? Жесты?

2. Если человек кажется вам хорошо одетым, то что в его одежде или выборе одежды заставляет вас так думать?

3. Чем мясо, разогретое в микроволновой печи, отличается от свежеприготовленного?

4. Можете ли вы определить разницу между дешевым и марочным винами?

5. Если вам нравится гулять за городом, то что именно доставляет вам удовольствие? Поля? Деревья и дикие животные? Смена времен года? Может, вам нравится просто гулять, любуясь природой? Если вам нравится то, что вы видите вокруг, то что доставляет вам наибольшее удовольствие: цвет, виды, разнообразие? Что вы слышите? Какие запахи ощущаете? Чувствуете ли вы какой-нибудь вкус? Какие микропослания вы улавливаете?


Упражнение: ОБОНЯНИЕ

Для этого упражнения вам понадобятся шесть тарелок, немного листового чая, молотый кофе, травы и специи – например, розмарин, орегано, шалфей и мята.

Положите небольшое количество каждого вещества на тарелки и поставьте их перед собой.

Завяжите себе глаза, поднесите тарелку к носу, сделайте глубокий вдох и посмотрите, сможете ли вы определить запахи.

Это упражнение можно усложнить, подобрав вещества с похожими запахами.


Упражнение: ОСЯЗАНИЕ

Вам потребуются различные ткани – вельвет, шелк, хлопок, замша и лен. Возьмите по два кусочка каждой ткани.

Положите их на стол и перемешайте. Завяжите себе глаза и попытайтесь определить вид ткани на ощупь.

Это упражнение можно усложнить, взяв одинаковые ткани разной плотности – например, хлопок разной плотности.


Упражнение: ВКУС

Попробуйте съесть свой обед, завязав себе глаза. Отличается ли вкус от обычного? Что нового вы почувствовали? Стала ли еда вкуснее или, наоборот, вкус испортился? Если обычно вы обедаете перед телевизором или за чтением газеты, то вы наверняка отметите существенную разницу.

А теперь возьмите разные продукты, обладающие сходными вкусами, – например, анис и лакрицу, майоран и орегано. Положите каждый компонент на отдельную тарелку, а затем перемешайте тарелки на столе.

Завяжите себе глаза и попытайтесь определить продукты по вкусу.

Можете усложнить упражнение, попросив друга предложить вам те продукты, которых вы не видели.


Упражнение: ЗРЕНИЕ

Упражнение 1: Соберите в парке листья. Вам потребуется не менее 20 разных листьев. Сколько разных форм вы смогли выделить? Все ли они разные? Какие листья независимо от размера и цвета имеют одинаковую форму?

Упражнение 2: В течение нескольких минут осматривайте комнату. Постарайтесь заметить все зеленого цвета (к примеру). А теперь выйдите из комнаты и составьте список всего зеленого, что вы заметили. Вернитесь в комнату и сравните список с реальностью.

Вы можете усложнить упражнение, работая с другом. Попросите его запомнить все зеленое (к примеру) в комнате. Когда он выйдет, предложите ему составить список всего красного (т. е. выберите другой цвет, не тот, на который просили обратить внимание). Вернитесь в комнату и сравните список с реальностью.


Упражнение: СЛУХ

Прогуляйтесь по парку или лесу. Прислушайтесь к пению птиц. Сколько разновидностей вы выделили? На деревьях живет множество птиц. Если вам кажется, что все они поют одинаково, вы, наверное, что-то упустили. Прислушайтесь получше.


Что вы открыли для себя, работая со своими чувствами? Сколько ценной информации вы раньше упускали? Все это ваш разум упускал каждую минуту и каждый день. С этого момента начните фиксировать дополнительную информацию.

Эти упражнения помогут вам отточить остроту чувств, чтобы вы могли чувствовать больше, чем другие люди. Кроме того, вы сможете выявлять и понимать «различия, которые действительно что-то меняют.

Поставьте себя на место другого человека

Представьте, что вы – один из четырех свидетелей ДТП: мотоциклист столкнулся с машиной на перекрестке. Полицейский, который будет собирать показания, наверняка выслушает четыре варианта этой истории. Каждый свидетель заметит свои детали и по-своему сконденсирует или отфильтрует полученную информацию. Именно эта сжатая интерпретация события и станет их внутренним представлением.

Но внутренние представления разных людей существенно отличаются друг от друга. Мы не только по-разному удаляем, искажаем и обобщаем, но у нас еще и разная острота чувств.

Кроме того, к коктейлю чувственной информации добавляются еще и личные особенности, что и определяет разницу в восприятии. Эти особенности в значительной степени зависят от наших убеждений, ценностей и опыта. Даже если мы не помним своего детства, оно все же «отпечаталось» в нашем подсознании и теперь служит нам ориентиром. Представьте, что один из тех, кто стал свидетелем ДТП, – гаишник, который имеет дело с подобными происшествиями практически постоянно. А другой – это мать, потерявшая своего 20-летнего сына в похожей катастрофе неделю назад. Одно и то же происшествие произведет на разных людей совершенно разное впечатление. Естественно, что их рассказы будут не похожи друг на друга.

Люди часто говорят:

– Вернись на землю! В каком мире ты живешь?

Эти слова выдают неспособность понять другую точку зрения. На самом деле никакого «реального» мира нет – есть только наше личное восприятие. Иногда наше восприятие совпадает с восприятием других людей, а порой они кардинально различаются.

Основное предположение НЛП заключается в том, что у каждого из нас есть собственная «карта мира», сформированная на основе происхождения, культуры, профподготовки и личной истории. Умение использовать НЛП помогает нам принять тот факт, что у каждого человека своя карта.

Научившись воспринимать события с разных точек зрения, вы обретете невероятную гибкость. Подобно мышцам, эту способность можно тренировать и развивать.

В НЛП мы говорим о разных «позициях», помогающих увидеть событие с разных точек зрения.

1-я позиция: Это наша собственная точка зрения, отправная точка.

2-я позиция: Этот термин описывает точку зрения другого человека.

3-я позиция: Вы отступаете, отстраняетесь и осознаете обе точки зрения.

Смена позиций всегда идет на пользу. Ситуация часто требует этого. Осознание этих позиций поможет эффективнее справиться с ситуацией или разрешить конфликт.

Пребывание только в одной позиции способно породить проблемы. Мы все можем вспомнить людей, которые действуют только в одной позиции. Люди, живущие в первой позиции, обычно эгоистичны и способны понять только собственную точку зрения.

Те же, кто большую часть времени проводит во второй позиции, легко поступаются собственным мнением (а порой и вовсе его не имеют). Они всегда готовы разделить чужую точку зрения.

Упражнение: РАЗНЫЕ ПОЗИЦИИ

Джеймс и Сара лишь недавно стали жить вместе. Они были счастливы, и все у них было хорошо. Оба с удовольствием готовили и больше всего любили проводить вечера дома.

Но неожиданно оказалось, что у них разный «порог беспорядка». Джеймс был очень организованным. Ему требовался абсолютно чистый стол и расставленные в идеальном порядке банки и коробки. Сара относилась к готовке легче. После нее кухонная утварь и банки могли оказаться где угодно.

Однажды, когда наступила очередь Сары готовить, она вернулась домой после тяжелого рабочего дня и обнаружила, что Джеймс убрал все ее вещи и попрятал их по шкафам. Она ничего не могла найти.

1-я позиция: Джеймс

2-я позиция: Сара

3-я позиция: муха на стене

Поставьте себя в каждую из этих позиций. Отметьте, какие мысли и чувства у вас возникают.


Люди, которые действуют только в третьей позиции, превращаются в отстраненных наблюдателей жизни, отказываясь от непосредственного участия в событиях.

Позиции восприятия на рабочем месте. В корпоративном мире часто используется «стратегия Диснея». Люди всегда удивлялись тому, как в его голову приходят удивительные творческие идеи. Уолт Дисней постоянно менял позиции, ставя себя на место своих героев. Он мог прийти с одной идеей и через несколько минут поменять ее на противоположную.

Упражнение: ТРИ СТУЛА

Это упражнение было придумано одним из основателей НЛП, Робертом Дилтсом, в 1988 году. Оно поможет вам быстрее привыкнуть к смене позиций.

Вам потребуется три стула. Поставьте их на расстоянии примерно четырех футов друг от друга так, чтобы они образовали треугольник. Вспомните ситуацию, которая недавно возникла у вас в общении с другом, членом семьи или коллегой. В этой ситуации у вас были разные позиции.

1-я позиция. Сядьте на первый стул и вспомните ситуацию еще раз – с собственной точки зрения. Что вы думаете, чувствуете, слышите и говорите себе, глядя на второй стул, символизирующий второго участника ситуации? (Если вам будет проще, можете записать свои мысли на бумаге.)

2-я позиция: А теперь пересядьте на второй стул и представьте, что вы – это другой человек. Что вы испытываете теперь? Что вы думаете и чувствуете, глядя на человека, сидящего на первом стуле? Говорите вслух, словно вы и есть второй человек.

3-я позиция: Теперь пересядьте на третий стул и несколько минут наблюдайте за людьми на двух первых стульях. Подумайте об отношениях между ними и об их отношении к ситуации. Посмотрите на первый стул и спросите себя, какой совет вы могли бы дать самому себе.

Если у вас все еще остались неясности, повторите упражнение, по очереди посидев на каждом стуле. Отметьте изменения собственных ощущений и своего отношения к ситуации.


Роберт Дилтс выявил в поведении людей три компонента, которые назвал: «Мечтатель», «Реалист», «Критик». Эта стратегия ныне широко известна. Ею пользуются во многих коммерческих организациях. Наряду с мозговым штурмом она помогает воплотить креативные идеи в реальность.

Но ту же стратегию можно использовать в личной жизни: если у вас появилась какая-то идея и вы не понимаете, хороша ли она, воспользуйтесь помощью двоих друзей и объясните им их роли.

Мечтатель. Это ваша роль. Подробно опишите свою идею другим участникам. Это даст вам возможность лучше продумать свою идею и открыть в ней новые, ранее незамеченные стороны.

Реалист. Роль этого человека – понять идею и предложить практические шаги по воплощению ее в реальность. Не упущено ли что-нибудь? Какие действия предпринять и в каком порядке?

Критик. Как ясно из названия, суть этой роли – критическая оценка всего проекта или идеи и шансов на успех.

Каждый этап нужно изучить очень тщательно. По завершении вы получите массу полезной информации, которая станет основой для принятия окончательного решения.

Ваш стакан должен быть наполовину полон

Все мы не раз сталкивались с ухищрениями рекламы и политиков, которые искажают товары и события с тем, чтобы они выглядели привлекательнее. В НЛП мы поступаем так же. Этот процесс называется рефреймингом. Используйте его в своей жизни, чтобы воспринять события иначе. Это поможет вам решить возникшую проблему и проявить творческое начало.

Мы не отступаем – мы просто продвигаемся в ином направлении.

Генерал Георг С. Паттон


Упражнение: РЕФРЕЙМИНГ

Прочитайте следующие утверждения и посмотрите, как в них меняются акценты:

► Я только что потерял работу и не знаю, как дальше жить.

Превратите эту фразу в следующую:

► Потеря работы означает, что теперь я могу перейти в другую компанию и, возможно, получить бо́льшую зарплату.

А теперь другой пример:

► Весь отпуск каждый день шел дождь, и мы не могли загорать на пляже.

Превратите эту жалобу в оптимистическое утверждение:

► Шел дождь, поэтому мы не лежали на пляже, а ездили по интересным местам и встречались с людьми.

Еще один пример:

► Моя машина сломалась, и ее две недели продержали в мастерской.

А теперь скажем по-другому:

► Пока мою машину ремонтировали, я ходил на работу пешком. Я получил замечательную физическую нагрузку – а ведь мне давно хотелось позаниматься!

Теперь ваша очередь. Напишите три варианта дурных событий вашей жизни (или жизни кого-то другого) и превратите их во что-то хорошее.

Научившись гибкости и творческому мышлению, вы сможете исследовать жизненные проблемы с позиции силы, а не с позиции слабости.


Во всех рассмотренных случаях ничего не изменилось: ситуация осталась той же. Но важно то, что изменился ваш взгляд – и изменился к лучшему. И это помогло вам найти решение своих проблем.

Не бывает плохой погоды – бывает неправильно выбранная одежда.

Билли Конноли


Если вы переживаете, к примеру, из-за потери работы, ваше творческое начало пробудится именно в тот момент, когда оно необходимо вам больше всего. Рефрейминг не означает видеть мир сквозь розовые очки. Рефрейминг помогает вам снова подняться на ноги и идти дальше.

Как общаться практически с кем угодно

Какое радостное чувство охватывает нас, если нас понимают с полуслова. Мы часто ведем себя одинаково с такими людьми, а порой даже одеваемся так же, как они. Стоит нам принять тот же тон или использовать те же слова и жесты, что и наш собеседник, как разговор идет, словно сам собой. Мы настраиваемся на одну волну. В НЛП такое состояние называется раппортом.

Однако я уверена, что со многими ваши отношения не складываются. Раппорта между вами нет и быть не может…

А что вы скажете о человеке, с которым только что познакомились? Новые отношения могут пойти двумя способами: вы либо полюбите друг друга с первого взгляда и вам покажется, что вы знаете друг друга всю жизнь, либо ощутите неловкость, и вам будет трудно поддержать разговор.

Только представьте, насколько проще была бы ваша жизнь, если б все межличностные отношения были такими же комфортными, как отношения с друзьями.

Овладение навыками общения и достижения раппорта – одна из основ НЛП. Этот прием поможет вам быстро устанавливать контакт с людьми. Только представьте, сколько дверей откроется перед вами, сколько проблем вы сможете решить.

Исследования показывают, что общение на 55 % состоит из сигналов языка телодвижений, на 38 % – из голосовых характеристик и, сколь бы удивительным это вам ни казалось, всего на 7 % из содержания произнесенных слов.

Почти в любой сфере жизни нам приходится общаться с людьми. И чем лучше вы научитесь ладить с окружающими, тем большего сможете достичь.

Люди нравятся друг другу, если похожи друг на друга. К счастью, это не значит, что вы действительно должны выглядеть, как все, кто вас окружает. Всегда можно достичь взаимопонимания с человеком, но в то же время сохранить определенные разногласия.

Обладая способностью устанавливать взаимопонимание с другими людьми, вы сможете:

► более эффективно проводить собеседования;

► более успешно осуществлять продажи;

► более эффективно вести переговоры;

► получать больше удовольствия от общения;

► улучшить отношения с друзьями;

► добиваться успеха на свиданиях.

Попробуйте достичь раппорта с другим человеком, зеркально копируя его поведение в нескольких важных областях.

Осанка и движения. Скрестил ли ваш собеседник руки или ноги? Наклонился ли вперед или откинулся на спинку стула? Склонил ли голову в сторону? Или поглаживает подбородок и теребит волосы?

Упражнение: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛЮДЬМИ

1. Начните наблюдать за людьми. Отправьтесь в соседнее кафе и попробуйте понять, между кем из людей существует взаимопонимание. Наблюдайте за сигналами языка телодвижений и выражениями лиц. Вы не заметили, что влюбленные зеркально копируют движения друг друга? А как ведут себя те, кто не ладит друг с другом? Что позволило вам понять характер этих отношений?

2. Вспомните пару знакомых – человека, с которым у вас имеется полное взаимопонимание, и другого, кого вы недолюбливаете. Что общего в ваших сигналах языка телодвижений, речи и тоне голоса? Чем эти сигналы различаются? Что вы могли бы изменить?

► темп дыхания;

► тон голоса;

► скорость речи;

► жесты: движения рук, поглаживание подбородка, поигрывание с волосами, поднятые брови, улыбка, хмурость;

► осанка: напряженная, прямая, расслабленная, свободная;

► словарь: основные слова и фразы.

3. Примените свои наблюдения на практике. Когда вы в следующий раз будете с кем-то общаться, попробуйте добиться взаимопонимания, тонко копируя его поведение.


При копировании поведения другого человека нужно проявлять большую осторожность. Если этот прием окажется слишком явным, возникнет неловкость. Вот почему следует начинать медленно и осторожно. Следуйте простому правилу: если человек, которого вы копируете, меняет позу, выждите около 30 секунд и зеркально отобразите его позу.


Голос. Чтобы настроиться на волну собеседника, достаточно просто скопировать его голос. Это очень полезный навык – особенно для телефонных разговоров, когда вы не видите собеседника. Этот прием может оказаться бесценным для тех, чья работа связана с большим количеством телефонных переговоров – например, в колл-центре.

Если человек рассказывает вам что-то оживленно, попробуйте ответить ему в том же тоне. Говоря медленно, размеренно и спокойно, вы тем самым покажете, что рассказанная история вовсе не производит на вас такого же впечатления, как и на собеседника. Демонстрируя эмоциональное взаимопонимание, вы посылаете сигнал того, что разделяете опыт собеседника и понимаете его.

Если вам пришлось иметь дело с раздраженным человеком (например, недовольным покупателем), то аналогичный тон покажет ему, что вы разделяете и полностью понимаете его чувства. Вы покажете, что на его месте чувствовали бы то же самое. Если же вы начнете отвечать спокойно и размеренно, то еще больше выведете его из себя.


Система представления. Вы должны чувствовать предпочтительную систему представления собеседника. Является ли она визуальной, слуховой или кинестетической? Понять это можно по подбору слов в разговоре. Используя аналогичные выражения, вы быстро добьетесь взаимопонимания.

Обращайте внимание на фразы, которые я приводила раньше. Люди с визуальными предпочтениями чаще пользуются такими выражениями, как «вижу, к чему вы клоните», «восприятие картины в целом», «приятное зрелище!». Люди со слуховыми предпочтениями чаще говорят о «затронутых струнах» или «музыке для слуха». Те же, кто предпочитает кинестетическую систему представления, скажут, что им «нужно ухватить самую суть», «двигаться, опережая время», а о досадных разногласиях могут сказать даже «заноза в заднице». Обратите внимание на предпочитаемые собеседником слова и фразы и попробуйте использовать те же выражения. Это поможет вам настроиться на одну волну.


Следование и лидирование. Овладев искусством копирования манеры разговора собеседника, вы быстро поймете, что можете «вести» его в нужном вам направлении.

Начните с копирования тембра голоса собеседника – это создаст у него впечатление того, что вы слушаете и понимаете. Следуйте за ним в течение 3–4 минут. Затем начинайте постепенно менять тон и скорость собственной речи. В этот момент вы заметите, что и собеседник постепенно начинает следовать за вами. Результатом становится изменение его настроения.

Этот прием поможет поднять настроение огорченному собеседнику, успокоить человека раздраженного и более позитивно настроить того, кто настроен негативно.


Физический раппорт. Достичь взаимопонимания с человеком можно и физически. Когда вы сидите за столом друг напротив друга, это может означать, что вы видите мир по-разному. Сев рядом с человеком, вы начинаете воспринимать мир с одной точки зрения.

Это особенно важно в продажах и деловой обстановке. Если в процессе продажи вы все рассядетесь вокруг стола, это может породить конфликт. Попробуйте усадить людей как в театре, чтобы все они смотрели практически в одну сторону – т. е. разделяли одну точку зрения.

Учитесь обезьянничать

Знаменитые спортсмены и люди, добившиеся большого успеха, часто говорят, что на них еще в детстве повлиял чей-либо пример. Они всю жизнь стремились подражать своему идеалу. Есть поговорка: «Подражание – самая искренняя форма лести». Процесс моделирования в НЛП основан на том же принципе.

Моделирование часто называют самой сутью НЛП – именно с этого начали свои исследования Ричард Бендлер и Джон Гриндер. Они изучали поведение и манеру речи видных специалистов в области психотерапии. Они обнаружили, что, копируя их манеру работы, можно добиться больших успехов в собственной работе с пациентами.

Бендлер и Гриндер назвали этот процесс «моделированием». Скоро стало ясно, что его можно использовать практически с любым навыком или приемом.

Моделирование – это естественный способ обучения. Мы рождаемся с этим навыком. Люди развиваются довольно медленно. У нас полтора года уходит только на то, чтобы научиться ходить. А жеребенок начинает бегать буквально через несколько часов после рождения. «Задержка» развития делает нас высшим видом. Мы умеем приспосабливаться к окружающей среде: возьмите жирафа, поместите его на Северный полюс, и он умрет. А люди умеют меняться и приспосабливаться к своему окружению.

Когда мы становимся старше, наше поведение фиксируется путем повторения. Мы забываем о том, что лучший способ научиться чему-то новому или начать делать что-либо по-другому – это моделирование.

Мы привыкаем к тому, что что-то умеем делать хорошо, а что-то не умеем вовсе. Как часто мы ограничиваем себя фразами: «Я совершенно не умею…», «Мне никогда не научиться…», «Слишком поздно меняться», «Старого пса новым трюкам не научишь»!

Моделирование в НЛП – это очень конкретный способ обучения. Для маленького ребенка естественное подражание таит гораздо больше опасностей. Чем больше времени вы проводите в обществе тех, кто живет так, как хотите жить вы, тем больше на них походите. Чем больше вы изучаете и наблюдаете за теми людьми, которые умеют делать то, чему вам хочется научиться, тем легче вам действовать так, как они.

Если вы не знаете тех, кто владеет столь желанными для вас навыками, присоединитесь к какой-нибудь группе и найдите наставника там.

Чтобы успешно моделировать другого человека, нужно:

1. Выявить поведение или навык, которые вы хотите усвоить.

2. Найти идеальный образец для подражания.

3. Наблюдать, изучать и подмечать: какие действия этого человека помогли ему добиться такого большого успеха.

Упражнение: КАФЕ

Зайдите в ближайшее кафе и представьте, что вы работаете здесь баристой – готовите кофе для посетителей.

Если менеджер заведения вызовет вас в свой кабинет и объяснит, как подавать кофе, вы поймете, что делать, и будете справляться со своей работой.

Но есть гораздо лучший способ стать спецом. Понаблюдайте за баристой-профессионалом: как он засыпает молотый кофе в емкость, как заливает воду, взбивает молоко и рисует восхитительный узор на пенке. Уверяю, вы научитесь гораздо быстрее!

Проверьте это на себе. Когда в следующий раз придете в кофейню, понаблюдайте за баристами. Все ли они работают одинаково? Или кто-то работает лучше других? Что делает его лучше других? Он работает быстрее? Или у него кофе получается вкуснее? Или он лучше общается с клиентами?

Что делает его чуть лучше остальных? Если вы начнете работать в этой кофейне, то кому из работников вам захочется подражать?


Моделирование совершенства. Собираясь «моделировать» поведение другого человека, выбирайте нечто очевидное и простое. Для примера попробуйте копировать манеру еды.

1. Если вы хотите есть так, как ест выбранный вами в качестве образца человек, то как нужно держать вилку и нож?

2. Сколько еды класть на тарелку? Сколько класть в рот за раз?

3. Ест ли выбранный вами человек что-то одно?

4. Или ему нравится смешивать мясо, картофель и овощи?

5. Тщательно ли он пережевывает пищу или ест очень быстро?

Конец ознакомительного фрагмента.