Экспозиция Соловецкого музея-заповедника «Соловецкие лагеря и тюрьма. 1920–1939»
Соловецкие острова в холодном Белом море – северный архипелаг, хранящий в себе исторические напластования прошлого и настоящего.
Первобытное освоение Соловков – середина VI тыс. до н. э. С начала XV в. здесь формировался уникальный архитектурный и природный комплекс Соловецкого мужского монастыря. Его историко-архитектурное наследие вошло в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
1920-е – 1930-е гг. на Соловках – мрачный период террора и беззакония, период «Соловецких лагерей». Великая Отечественная война – героическая страница в истории архипелага. В годы войны на островах располагались: Соловецкая школа юнг в системе Учебного отряда Северного флота, военно-морские и береговые части Северного флота, авиазвено и артиллерийские подразделения. В послевоенный период шло постепенное превращение Соловков в историко-культурный и туристско-паломнический центр мирового значения.
Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник и возрожденный Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь – этапы современной истории архипелага. С 1992 г. тесно переплетаются многие важнейшие направления в жизнедеятельности обеих организаций, основанные на партнерских взаимоотношениях во многих областях: прием и обслуживание посетителей; предоставление экскурсионных и консультационных услуг; работы, связанные с реставрацией и восстановлением памятников архитектуры; научно-исследовательские работы и многое другое.
Вот уже 25 лет одно из приоритетных направлений деятельности Соловецкого музея-заповедника – изучение истории Соловецких лагерей ВЧК-ОГПУ и тюрьмы ГУГБ (Главное управление государственной безопасности) НКВД.
С мая 1920 г. по декабрь 1939 г. Соловки пережили особый исторический период – 19 лет большевистского террора, оставившего неизгладимый след как в истории Соловков, так и в судьбах миллионов людей многих поколений. Соловецкие лагеря ВЧК-ОГПУ и тюрьма ГУГБ НКВД навсегда сделали Соловки символом ГУЛАГа и политического террора.
История Соловецких лагерей далеко не однозначна в социально-политическом аспекте, сложна в изучении и тяжела в моральном плане, требует особого подхода как в научно-исследовательской работе, так и в оценке происходившего.
До 1988 г. изучение террора, спланированного и осуществленного государством против собственного народа – различных народностей и национальностей СССР, представителей зарубежных государств и разных религиозных конфессий, – было под запретом. Любые попытки исследования со стороны сотрудников музея жестко отслеживались и пресекались силовыми ведомствами. С начала 1990-х гг. Соловецкий музей-заповедник приступил к многоплановой разработке темы. В первую очередь были проведены работы по увековечению памяти жертв репрессий на Соловках: в черте поселка Соловецкий, в районе массовых захоронений была организована мемориальная территория с установкой Соловецкого камня. Музей начал тесное сотрудничество с международным обществом «Мемориал» и его отделениями по стране. По инициативе обеих сторон с 1989 г. проводятся ежегодные акции – Дни памяти жертв репрессий. В плановые работы Соловецкого музея включено формирование фондовых коллекций и материалов для музейного архива. Ведется электронная база данных по истории Соловецких лагерей и тюрьмы (1920–1939). Особое внимание уделяется научным исследованиям: работа в государственных, ведомственных и частных архивах; полевые исследования на архипелаге и за его пределами; ведение единой базы по персоналиям (на основе общения с бывшими заключенными, а также бывшими сотрудниками Соловецких лагерей и тюрьмы и их родственниками).
Большой интерес к теме Соловецких лагерей и тюрьмы проявляют представители средств массовой информации, как российских, так и зарубежных.
Работа в этом направлении давно вышла за рамки обычной деятельности исторического музея. В настоящее время Соловецкий музей-заповедник готовит материалы по истории Соловецких лагерей и тюрьмы для представления в виртуальном музее (инициатор – научно-информационный центр «Мемориал», Санкт-Петербург); ежегодно ведет консультативную работу с посетителями по поиску информации о репрессированных родственниках; читается курс лекций по истории Соловков в 1920–1930-е гг. для старшеклассников местной школы, жителей поселка, учащихся вузов на материке. В перспективе – разработка и осуществление совместно с Международным обществом «Мемориал» комплексной программы мемориализации объектов, мест и территорий периода репрессий на Соловецких островах и в Прибеломорье, дальнейшее комплектование единой базы данных, выход на международный уровень. Созданные в нулевые годы планшетные передвижные выставки «Дорога к покаянию», «Дело о Кремлевском заговоре», «Поисковая работа Соловецкого музея. 2001–2005» уже экспонировались в разных городах на материке. Передвижные выставки «Штрафной изолятор на горе Секирной», «Хотелось бы всех поименно назвать…», «Соловецкое Общество краеведения. 1920–1930» были доступны всем посетителям Соловков. Двадцать лет проработала стационарная экспозиция «Соловецкие лагеря особого назначения» – первая в СССР экспозиция о сталинских репрессиях на Соловках, созданная сотрудниками Соловецкого музея-заповедника в 1989 г. в одном из залов Настоятельского корпуса. Нехватка документально-исторической информации об этом периоде была восполнена художественным решением экспозиции.
В 2010 г. в черте поселка, в помещениях лагерного барака (постройка 1926–1927 гг.) была открыта новая стационарная экспозиция «Соловецкие лагеря и тюрьма. 1920–1939», основанная на материалах 20-летней научно-исследовательской работы. Экспозиция сразу погружает посетителя в наиболее тяжелые периоды прошлого островов, показывая основы формирования карательно-репрессивных структур большевистской эпохи; знакомит с основными документами того периода, этапами организации, развития и функционирования лагерей на Соловках; через карты-схемы раскрывает территориальные масштабы всей репрессивной системы, а через документы и цифры – количественные масштабы человеческих жертв.
Экспозиция изначально была задумана для индивидуального самостоятельного посещения, где материалы и документы, представленные на турникетах, позволяют шире ознакомиться с тематикой каждого раздела и подраздела. За 19 лет на Соловках репрессивная система семь раз меняла свои структуру, подчинение, назначение, а также условия содержания и использования различных категорий заключенных. Каждый раз такая перемена диктовала свои законы и правила, основанные на распоряжениях и приказах.
Девятнадцатилетняя история Соловков вобрала в себя Северные лагеря (1920–1924) и Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН ОГПУ) (1924–1929); с 1930 по 1934 г. – Управление Соловецких лагерей особого назначения (УСЛОН), Соловецкие и Карело-Мурманские исправительно-трудовые лагеря (СИКМИТЛ), Соловецкие ИТ лагеря ОН, а с 1934 по 1939 г. – Восьмое отделение Беломорско-Балтийского комбината (ББК). С января 1937 г. на островах открыта Соловецкая тюрьма ГУГБ НКВД с лагерным контингентом.
Не обошел Соловецкие острова и Большой террор 1937–1938 гг. В этот период более трех тысяч заключенных лагеря и тюрьмы были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны в Карелии и на Соловках.
Такое напластование сложных исторических событий на территории небольшого архипелага требует особого подхода в изучении и исследовании, поиска новых форм и решений в способах подачи. Значимыми в этом вопросе являются отношение и подход самого государства к теме репрессий.
Раскрытие и доступность государственных и ведомственных архивов – носителей основополагающей исторической информации, законодательно-правовая база в отношении исследований, выявление и мемориализация мест массовых захоронений, финансирование и софинансирование проектов по созданию региональных Книг памяти, разработка и внедрение в учебный процесс для старшеклассников и студентов единой программы по освещению репрессий тоталитарного режима – вот основные направления деятельности государства в области увековечения памяти миллионов жертв тоталитарного режима. Именно государство должно взять на себя руководство комплексной федеральной программой по увековечению памяти жертв репрессий 1917–1991 гг. и осуществление этой программы, пусть даже с опозданием на четверть века. Государство в лице его лидеров обязано способствовать освещению достоверных исторических фактов. Политические события последних десятилетий диктуют эту необходимость, вынуждая государственную власть и общественные силы пересмотреть официальную точку зрения на историю СССР и России в XX в. Искажение исторических фактов в угоду отдельным политическим лидерам – идеологическая и политическая провокация в масштабах государства, которую нужно оставить в прошлом, как и все историческое наследие тоталитарного режима. Но изучение истории XX в. должно основываться на достоверных материалах. Демократичность государства выражается и в раскрытии собственной истории, какой бы темной и грязной она ни была. Сокрытие информации – это соучастие в событиях прошлого, отголоски которого присутствуют и в наши дни. Только достоверность и объективность предоставленной исторической информации могут создать новые формы решений экспозиционно-выставочного показа, сформировать у посетителя доверие к воспринимаемой информации и ее понимание, повысить образовательный уровень молодого поколения.
При создании полномасштабной стационарной экспозиции по истории Соловецких лагерей и тюрьмы нами были поставлены достаточно трудные задачи. Современный посетитель музея – это посетитель нового поколения, живущий в ускоренном темпе посреди огромного потока информации, где коммуникабельность и новейшие технологии сплетены воедино, что диктует совершенно новые методы воздействия на него. При этом для посетителей, рожденных в 1940–50-х гг., понимание исторического прошлого в значительной степени консервативно, а для рожденных в 1990-е гг. – совершенно иное, определяемое объемами полученной или неполученной информации на элементарных уроках истории в школах, в вузах, из кино, прессы… У современного посетителя обработка визуальных образов превалирует над восприятием информации. Незнание целых исторических периодов рождает потребность в кропотливом изучении фактического материала. Восполнение происходит на эмоциональном уровне при получении конкретного исторического документа или предмета. Нужна ли здесь оценка ситуации, анализ произошедшего? Необходимы быстрый доступ к огромным объемам информации на электронных носителях, представление документальной кинохроники, слайд-фильмов, использование новых компьютерных технологий для образного восприятия объектов.
Сложность исторических процессов требует сложности форм показа. Компьютерная графика дает возможность визуального представления исторических процессов и событий на стеновых панелях, баннерах и экранах во всех экспозиционных пространствах. Электронный киоск и монитор позволяют воспроизвести достаточно широкий спектр различной информации (фондовые коллекции, результаты исследований, документальная кинохроника). Использование новейших технологий в современных экспозициях дает возможность восприятия и осознания информации на совершенно другом качественном уровне.
Основная цель экспозиции – максимально точно и последовательно показать организацию и деятельность репрессивных структур на архипелаге. Начинает экспозицию раздел о создании репрессивной системы с 1917 г., когда организация многочисленных концентрационных лагерей по стране была для большевиков первостепенной политической необходимостью для удержания власти. Посетитель воспринимает последовательность исторических фактов и процессов: вначале созданы структуры, затем организована система, затем создан концентрационный лагерь на Соловках, уже далеко не первый и не единственный. Экспозиция выстроена так, что посетитель черпает информацию из двух форм текстовых материалов (исторические документы основополагающего характера и цитаты из воспоминаний бывших заключенных Соловецких лагерей и тюрьмы). Наряду с предметным рядом экспонатов в залы экспозиции введены электронный киоск и телеэкран с кинохроникой 1928 г.
Проходя по экспозиции, расположенной в помещениях лагерного барака, посетитель плавно погружается в исторические события 1920–30-х гг.: он оказывается окружен конкретными документами и фотографиями, картами и цифрами; на стенах-баннерах представлены фотосюжеты того времени, в витринах и на подиумах – исторические вещи, предметы, фрагменты, а с мемориального баннера смотрят лица соловецких заключенных. Последний раздел экспозиции дает возможность увидеть документальную кинохронику 1928 г., что еще раз подтверждает достоверность полученной информации и правдивость увиденного ранее, позволяет переосмыслить историю и роль государства в ней.
На экспозиции устоявшаяся форма музейного показа и возможности новейших технологий образуют сложную систему взаимосвязей, которые дополняют, а не исключают друг друга. Новый посетитель – новые подходы и способы в организации пространства уже существующей экспозиции, создававшейся как постоянно меняющаяся и дополняемая. Научно-исследовательские и экспедиционные работы являются основой постоянного пополнения как информационного, так и предметного ряда. Перспектива развития данной экспозиции – в расширении площадей и тематических разделов не только в близлежащих постройках, но и на прилегающих территориях, где можно разместить крупногабаритные экспонаты прямо под открытым небом. Работы продолжаются.
О. В. Бочкарева