18 января 2000 года, Москва
Выступление на первом пленарном заседании Государственной Думы третьего созыва
Уважаемый Егор Кузьмич! Уважаемые депутаты!
Искренне рад видеть и приветствовать Вас в зале заседаний Государственной Думы. Хотел бы еще раз поздравить с победой в тяжелой, нелегкой борьбе. Сам факт избрания Государственной Думы, сам факт начала ее работы – это хороший знак и хороший шаг на пути формирования демократического общества в нашей стране. И я искренне и сердечно хочу поздравить и вас, и себя, и всех наших сограждан с этим событием. Поздравляю вас.
Сегодня вы открываете новый парламентский сезон. Он начинается в знаменательном 2000 году. И очень хотелось бы надеяться, что работа этого состава Государственной Думы станет качественно новым этапом в истории отечественного парламентаризма, демократического, профессионального и политически взвешенного.
Конечно, вы приступаете к работе не с чистого листа – вам есть на что опереться: это и деятельность двух предыдущих составов Государственной Думы, и те исконно российские традиции, которые восходят к парламентскому опыту дореволюционной России.
Я уже не раз говорил, что вторая половина прошлого года по многим параметрам может считаться примером эффективного взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти. Именно этот тип сотрудничества принес хорошие результаты для страны. Взаимодействие и наш совместный деловой настрой были оценены людьми, показали, что власть может быть единой и консолидированной. Поэтому и новая Государственная Дума может с уверенностью рассчитывать на конструктивное и открытое взаимодействие с федеральным Правительством. Как исполняющий обязанности Президента страны я так же обязан и готов оказывать вашей работе всемерное содействие. Еще раз подчеркну: мы не делили и не будем делить депутатский корпус на своих и чужих. Для нормальной работы нам нужна максимально широкая опора в Государственной Думе. И это не политическая, а сугубо прагматическая позиция.
Уважаемые депутаты! Парламент – это, образно говоря, горячий цех законотворческой работы. В нем получают законченную форму важнейшие для страны решения. Многие из них напрямую связаны с разрабатываемой сейчас стратегией долгосрочного развития России. Но без законотворческого и законодательного обеспечения, без поддержки парламента нам никогда не подойти к реальному результату, какие бы благие цели мы перед собой ни ставили. Поэтому, – хоть Егор Кузьмич [Лигачев, открывший первое заседание Государственной Думы третьего созыва] и назвал себя юнгой, но, думаю, что он юнга только по процедурным вопросам, – на самом деле опыта у нашего сегодняшнего председателя достаточно, и я поддерживаю его призыв к депутатскому корпусу, чтобы парламентарии включились в работу по определению стратегии развития России на ближайшее время, хотя бы на ближайшие десять лет.
Начало работы нового парламента фактически совпало с началом самой короткой кампании по выборам Президента страны. Не позднее середины апреля в России будет избран новый Президент. Мы все понимаем, какими ответственными для власти в целом будут эти месяцы. И потому наша общая задача обеспечить слаженную и бесперебойную работу всего государственного механизма страны. Но уже в этот период именно вам предстоит начать важную работу – закладывать основы законодательства нового века России, это значит законодательства политически целесообразного, экономически обоснованного и юридически точного.
Я также очень рассчитываю, что нижняя палата парламента, не затягивая с организационными вопросами, – и я думаю, что начало в этом смысле положено неплохое, – оперативно рассмотрит и примет первоочередные федеральные законы. Законодательный процесс в стране, несмотря на избирательную кампанию, должен оставаться непрерывным. Поэтому при формировании плана законопроектных работ просил бы вас сделать все, чтобы не создавать законотворческого правового долгостроя. У нас с вами еще не приняты восемь из пятнадцати федеральных конституционных законов, а без них невозможна реализация многих базовых положений Основного закона. Не приняты кодексы, регулирующие важнейшие сферы общественных отношений: Земельный, Трудовой, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный. Не терпит отлагательства принятие целого ряда актов непосредственно затрагивающих права и свободы граждан, например закон об альтернативной службе.
Я просил бы вас также не откладывать в долгий ящик проекты социально-экономических актов, внесенных Правительством, среди которых – законы об инвестиционных фондах, о порядке установления размеров социальных выплат и иных платежей в Российской Федерации и многие, многие другие.
В том, что эти и другие важные законы до сих пор не приняты, виноваты, конечно, не только депутаты предыдущего созыва. Должен признать – и об этом мы говорили довольно откровенно на встрече с лидерами фракций, которые прошли в Думу этого созыва, – что в предыдущий период законодательная инициатива Правительства проявлялась довольно слабо. Это видно и по той невысокой доле актов, внесенных кабинетом министров, в соотношении с массивом всех рассмотренных законопроектов. Это было заметно и по выбору предмета регулирования, да и по качеству подготовленного материала, которое очень часто оставляло желать лучшего. Именно поэтому эти законопроекты ветировались Президентом.
Хорошо понимаю, что законотворческий процесс не может быть перегружен. Поэтому так важно правильно расставить приоритеты и совместно думать над теми задачами, которые действительно неотложны для государства и общества. Думаю, для всех нас – и для Правительства, и для Государственной Думы – одинаково полезно не только предварительно согласовывать план законопроектных работ, но и совместно определять приоритеты направлений законотворческой деятельности. Нам нужно экономить рабочее время друг друга, а также максимально уходить от декларативных и всякого рода декоративных актов, не обеспеченных ни достаточными средствами, ни реальными механизмами их исполнения. Обилие таких законов, не выполнимых ни сегодня, ни в ближайшем будущем, никак не украшает нашу правовую систему, а лишь засоряет ее и в целом пагубно влияет на общество, подрывает авторитет и доверие к власти.
Уважаемые депутаты! В Государственную Думу пришло много новых политиков: парламент обновился почти на две трети. Больше в этом корпусе и независимых депутатов, многие из них – люди из регионов, молодые. Их имена пока неизвестны широкой публике. Это в целом очень хороший для общества знак, очень хороший знак обновления. Но это также означает, что новым парламентариям придется буквально с колес осваивать очень сложную и очень важную для общества профессию законодателя. Кроме того, придется заниматься делами, которые уже были начаты депутатами Думы предыдущего состава. Я пожелал бы им успешной работы и быстрого включения в законотворческий процесс, а также хорошего сотрудничества с депутатами, у которых есть опыт законотворческой работы.
В заключение хотел бы напомнить, что в марте этого года мы будем отмечать десятилетие нового российского парламентаризма. В 1990 году был избран Съезд народных депутатов России, прообраз первого в нашей новейшей истории парламента. Идеологическая работа тогда разделила депутатов на два непримиримых лагеря и имела тяжелые последствия для страны. И все мы не вправе забывать, что депутаты – это представители народа, которые им избраны и перед ним ответственны. Пришло время вернуться к истокам, к тому, что точно определяет само слово «народный», «народный депутат».
В этом зале представители разных партий и движений. И, наверняка, каждый убежден, что лучше других знает, что нужно для страны и что нужно для людей. Но согласимся, что невозможно двигаться вперед, если ориентироваться только на собственные представления и взгляды. Я глубоко убежден, у нас как единой власти никогда не будет успехов, если, что называется, не работать в единой упряжке, а по-прежнему спорить друг с другом, и чаще всего по очевидным вещам, по мелочам.
Нынешний состав Государственной Думы, нравится это кому-то или нет, представляет собой реальный политический срез общества, является объективным показателем его общественных настроений и приоритетов. Это объективно – вне зависимости от того, что в процессе избирательной кампании было много проблем. Мы этот выбор понимаем и принимаем. Исполнительная власть готова плодотворно сотрудничать с новой Государственной Думой.
Россия вступила в новую полосу своего развития. Нам вместе предстоит сделать многое. Поэтому политике борьбы и выяснения амбиции должен быть положен конец. Политика сотрудничества и взаимных ограничений – это единственно возможный и общий путь взаимодействия ветвей власти в современной России.
Позвольте еще раз поздравить вас с началом работы Государственной Думы России третьего созыва, пожелать успехов на законотворческой ниве во благо страны в интересах всех граждан Российской Федерации.
Поздравляю вас и спасибо вам за внимание.