Дизайнер обложки Алексей Жарков
Вёрстка Алексей Жарков
Иллюстрации Александр Павлов
Иллюстрации Юлия Романова
Редактор Алексей Жарков
© Алексей Жарков, дизайн обложки, 2017
ISBN 978-5-4485-4849-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Мечтают ли писатели о нейрошунтах?
Эссе о киберпанке
Киберпанком называют научную фантастику, отражающую упадок гуманистических ценностей на фоне прогресса – конкретно, развития компьютерных технологий.
Прежде всего, необходимо помнить, что киберпанк относится к антиутопическому ответвлению фантастики, что и определяет основные его жанровые особенности.
Именно о них и поговорим.
1. Главный герой
Если в утопии главный герой всегда приходит в идеальный мир извне и восхищается его совершенством в качестве стороннего наблюдателя, то в антиутопии ГГ должен быть членом описываемого общества. Это обязательное требование, пренебрегать которым не стоит, если вы не хотите написать вместо киберпанка текст о «попаданцах».
Как же выглядит усреднённый ГГ киберпанка?
Во-первых, это одиночка, аутсайдер, замкнутый и нелюдимый, лишённый желания завести друзей или тщательно маскирующий его.
Во-вторых, персонаж имеет непосредственное отношение к высоким технологиям. Например, хакер или разработчик ПО, работающий на корпорацию.
В-третьих, это может быть, наоборот, человек, имеющий лишь косвенное отношение к высоким технологиям, но оказавшийся в ситуации, связанной с ними.
В-четвёртых, у ГГ, как правило, сомнительный нравственный облик или проблемы с законом. Хакер, контрабандист, кибертеррорист, похититель и продавец чужих разработок, торговец чёрного рынка высоких технологий, человек, занимающийся нелегальной имплантацией.
2. Сеттинг
Недалёкое будущее.
Инфосфера, проникающая во все сферы жизни.
Технологии развиваются стремительно.
Декадас в области общечеловеческих ценностей.
Детерминированность политического и социального устройства.
Низкий уровень большинства членов общества, глубокое социальное расслоение.
Пропаганда, объявляющая существующий политический и социальный порядок оптимальным.
Власть распределена между корпорациями, имеющими собственные армии.
Марионеточное номинальное правительство.
Бесправие большей части населения.
Распространённость модификаций человеческого тела.
Идея заменяемости живых организмов кибернетическими.
Существование чёрного рынка технологий.
Споры вокруг того, можно ли считать искусственный интеллект равным человеческому юридически и этически.
Эксперименты с человеческим разумом.
Виртуальная реальность, размытие границ между ней и настоящим миром.
Киборги и биороботы.
Городские трущобы и уличная анархия.
Криминальные синдикаты, мафия.
Хакеры, киберпреступники, кибертеррористы.
Нанотехнологии.
Имплантатны.
Запрещённые и разрешённые сомнительные вещества.
Лекарства, легальные и нет.
Экологическая катастрофа – случившая, происходящая или грядущая.
3. Конфликт
Конфликт в киберпанке строится на противостоянии малого и большого, причём, чем масштабнее различие межу сторонами, тем острее конфликт (например, может быть конфликт между хакерами и корпорациями или искусственным интеллектом). Это важно, так как одна из важнейших идея киберпанка заключается в том, что незначительные на первый взгляд события могут привести к глобальным последствиям (например, действия одиночки порой вызывают обрушение системы).
Второй значимый момент в киберпанке: технологии используются способами, не предусмотренными их создателями. Искажается первоначальный замысел, происходит этическая переориентировка.
Одним из важнейших элементов киберпанка является протест, который заявляют герои, направленный против (простите за тавтологию) их обезличивания и потребительского, бездуховного отношения к миру, против игнорирования последствий техногенного прогресса.
При этом ГГ, как правило, оказывается в конфликтной ситуации не по своей воле и действует вначале, повинуясь необходимости, а не собственным желаниям.
4. Стилистика
Атмосфера перекликается с нуаром, в частности, в отсутствии однозначно положительных персонажей.
Нет единого стиля в одежде, общепринятых канонов внешности.
Наличие телесных модификаций, протезирование.
Использование детективных сюжетов.
Ощущение депрессивности, безысходности, бесперспективности.
Предчувствие грядущей катастрофы. Апокалиптичность.
Резкий контраст между городскими трущобами и местом обитания обеспеченных слоёв населения.
Одним из важных инструментов киберпанка являет иллюзия.
5. Авторская позиция
В отличие от утопии, где автор искренне считает описываемое общество идеальным, образцовым, автор киберпанка осознанно демонстрирует в своём произведении современные проблемы человечества, которые он помещает в мир недалёкого будущего, лишь логически додумав их развитие. Поэтому, собственно, киберпанк и производит на читателя столь сильное воздействие: за счёт того, что непосредственно связан с современными культурными, политическими, социальными тенденциями, а не оторван от них.
Виктор Глебов