Вы здесь

Избирательное и референдумное право Российской Федерации. Глава 5. Выборы органов и должностных лиц (В. В. Пылин, 2003)

Глава 5

Выборы органов и должностных лиц

§ 1. Выборы в системе народовластия. Обеспечение обязательности их проведения

Выборы являются в современных демократических гражданских обществах и государствах важнейшим институтом формирования и функционирования публичной власти как государственной, так и муниципальной. В любом государстве полнота власти может проистекать только из волеизъявления народа, выраженного на подлинных свободных и справедливых выборах, организуемых через регулярные периоды на основе всеобщего равного и тайного голосования. Выборы представляют собой узаконенную конституцией форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление непосредственной демократии. Они являются формой демократического разрешения противоречий в обществе, исключения навязывания большинству мнения меньшинства или отельных политиков.

Во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закреплено: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».[36]

Как уже отмечалось в двух предыдущих главах, выборы в Российской Федерации не только соответствуют современным критериям свободных и справедливых выборов, но и во многом их утверждение происходило при активном участии России.

В Российской Федерации путем прямых выборов избираются на федеральном уровне в настоящее время Государственная Дума и Президент Российской Федерации; на региональном уровне – законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, высшие должностные лица субъектов Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации), иные органы государственной власти субъектов Федерации, предусмотренные конституциями (уставами) субъектов Федерации; на муниципальном уровне – представительные и иные выборные органы местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставами муниципальных образований. Другие органы государственной власти формируются путем назначения, осуществляемого выборными органами власти, в которых воплощается высшая властеобразующая воля населения. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей системе органов государственной власти.

Выборы являются также одной из государственных форм контроля граждан за деятельностью выборных органов и должностных лиц государственной и муниципальной власти, повышают ответственность их перед народом, населением. Каждая избирательная кампания может и должна стимулировать развитие социально-политической активности граждан, способствовать выявлению их насущных потребностей и интересов, создавать потенциальные предпосылки для их удовлетворения.

Проведение выборов депутатов и выборных органов государственной власти и местного самоуправления является обязательным. Они проводятся периодически и в сроки, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований.

Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или депутаты. В случае досрочного прекращения их полномочий, влекущего за собой неправомочность органа, выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

Голосование на выборах в федеральные органы государственной власти должно быть проведено не позднее чем через 110 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Голосование на выборах в органы государственной власти субъекта Федерации должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Голосование на выборах в органы местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.

Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные законом, а также в случае отсутствия уполномоченного на то органа или должностного лица выборы назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией:

в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия органа или депутатов;

не позднее чем через 120 дней со дня досрочного прекращения полномочий органа или досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность органа. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения 5-дневного срока официального опубликования решения о назначении выборов уполномоченным на то органом или должностным лицом.

Если уполномоченный на то орган или должностное лицо либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы органов или депутатов или если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном федеральным законом, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или избирательной комиссией субъекта Федерации (соответственно уровню выборов) в количестве не более 15 членов с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установленных ст. 22–24 и 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Если срок полномочий органа государственной власти субъекта Федерации, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Федерации о выборах отсутствует либо положение (положения) закона субъекта Федерации не может быть применено (не могут быть применены) вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, выборы в орган государственной власти субъекта Федерации, в орган местного самоуправления в части положения (положений) закона субъекта Федерации, признанного судом недействующим и не подлежащим применению, проводятся соответствующей избирательной комиссией на основе вышеуказанного Федерального закона, иных федеральных законов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом, также на основе указов Президента РФ.

В избирательном законодательстве Российской Федерации выборы подразделяются по уровню их проведения: на федеральные, региональные и муниципальные; по видам выборов: очередные, досрочные, частичные выборы, дополнительные выборы, повторные выборы, повторное голосование.

Очередные выборы проводятся по истечении установленного конституцией, уставом срока полномочий выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Досрочные выборы проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий представительных и иных выборных органов государственной власти, муниципальной власти (в связи с роспуском Государственной Думы Президентом Российской Федерации, самороспуском законодательного (представительного) или иного выборного органа государственной власти субъекта Федерации, представительного или иного выборного органа местного самоуправления либо их роспуска избирателями или соответственно высшим должностным лицом субъекта Федерации, законодательным (представительным) органом субъекта Федерации, Президентом Российской Федерации) либо досрочного прекращения полномочий выборных должностных лиц (в связи с отставкой, отрешением от должности, отзывом избирателями, признанием судом недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, смертью, вступлением в законную силу обвинительного приговора суда, выездом за пределы России на постоянное место жительства, утратой гражданства Российской Федерации).

Частичные выборы проводятся в порядке ротации части депутатов представительных органов власти в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований.

Дополнительные выборы проводятся в случаях выбытия депутата или члена иного выборного органа из состава представительного или иного выборного органа государственной власти либо местного самоуправления в связи с сложением своих полномочий, а также по вышеприведенным основаниям для выборных должностных лиц.

Повторные выборы проводятся в случаях, когда очередные, досрочные, частичные, дополнительные выборы признаны несостоявшимися или недействительными по решению соответствующей избирательной комиссии либо по решению суда.

Повторное голосование назначается при проведении всех видов выборов в случаях применения на них для определения результатов мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства и когда в первом туре никто из кандидатов не получил необходимого для избрания числа голосов избирателей.

Для определения результатов выборов и распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования избирателей используются различные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Применение той или иной избирательной системы определяется федеральным законом, законом субъекта Федерации или в соответствии с ними уставом муниципального образования.

Наиболее распространена на выборах мажоритарная система (система большинства). Эта система подразделяется на мажоритарную систему абсолютного большинства и мажоритарную систему относительного большинства. При применении мажоритарной системы абсолютного большинства избранным считается кандидат, получивший более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в выборах. При использовании мажоритарной системы относительного большинства избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов, при условии, что это наибольшее число голосов не меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Мажоритарная система абсолютного большинства является более справедливой и демократичной.

Пропорциональная избирательная система представляет собой систему пропорционального представительства избирательных объединений и блоков в представительном органе государственной власти или местного самоуправления в зависимости от числа голосов, поданных за их списки кандидатов.

Смешанная избирательная система представляет собой систему выборов депутатов представительного органа государственной власти или местного самоуправления, когда часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая часть депутатов по пропорциональной системе.

Выборы как высшее непосредственное выражение власти народа, населения должны носить в демократическом правовом государстве подлинно всеобщий характер, становиться одним из важнейших этапов, в ходе которого должен не только осуществляться выбор тех, кто от имени гражданского общества и местных сообществ будет осуществлять власть и управление, но и коллективно всем народом, населением оцениваться пройденный путь и определяться курс развития общества и государства. Каждые выборы должны стимулировать развитие социально-политической активности граждан, способствовать раскрытию социальной энергии, активизации человеческого фактора. Ведь демократия – это система власти и управления, которая должна действовать не только в интересах населения, но и при непосредственном и решающем участии самого населения.

Использовать в полной мере заложенный в выборах указанный потенциал – одна из главных и одновременно одна из самых сложных задач. Однако ни закон, ни современные концепции электоральной политики подобных задач даже не ставят. Многие довольствуются тем, что в ходе выборов удалось сформировать органы власти. А вот как прошли выборы, какой след они оставили в обществе, как повлияли на улучшение обстановки в стране, в регионе, в муниципальном образовании, насколько граждане стали активнее и менее безразлично относиться ко всему происходящему, почему в выборах не приняла участие значительная часть избирателей – это чаще всего даже не анализируются и не учитывается. Да и сами выборы, несмотря на некоторые положительные изменения, тем не менее из-за происходящих в ходе них многочисленных нарушений не только норм нравственности, но и законов, из-за различных конфликтов и коллизий не возвышают общество, а оставляют разочарование, вызывают отторжение людей от власти.

К сожалению, некоторых власть имущих устраивает такой порядок. Они подчас много говорят о народовластии, но на самом деле его боятся либо не умеют строить управление в условиях и механизмах демократии.

Задача органов государственной власти и органов местного самоуправления, кандидатов и организаторов выборов наряду с созданием условий для свободного выражения волеизъявления избирателей – максимально придать выборам всеобщее коллективное обсуждение и выработку путей социально-экономического развития гражданского общества и местных сообществ.

В этих целях необходимо также создать во время выборов такие условия и атмосферу, чтобы в них могло принять участие большинство избирателей. Этому, к сожалению, особенно в условиях политической апатии населения, мешает получившее распространение искаженное понимание демократии, когда выборы стали признаваться состоявшимися при участии в них всего лишь 20 % избирателей, а при выборах депутатов представительных органов местного самоуправления – при любой явке избирателей. Негативно на участие избирателей в выборах сказывается и неоправданная абсолютизация принципа добровольного и свободного участия в них. В результате явка избирателей на выборы и особенно на дополнительные выборы во многих местах является низкой и продолжает снижаться. По этой причине стало широко распространенным явление, когда легитимность избранных депутатов, органов и должностных лиц государственной и муниципальной власти бывает катастрофически низкой, а выборы часто признаются не состоявшимися.

Добровольное неучастие значительной части избирателей в выборах вступает в противоречие с принципами народовластия, ведет к пагубному самоустранению вопреки своей природе источника власти от осуществления власти. В этой сверхпринципиальной сфере правоотношений следует, по крайней мере, сбалансировать принцип добровольного участия в выборах с правовым закреплением того, что участие в выборах и референдумах является гражданским долгом.

§ 2. Выборы Президента Российской Федерации

1. Общие положения

Президент Российской Федерации является главой государства Российской Федерации, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Порядок выборов Президента РФ определяется Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»[37].

Введение президентства в СССР, а затем в России относится к началу 90-х годов XX в. В марте 1990 г. внеочередной третий Съезд народных депутатов СССР принял Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР[38] и избрал Президентом СССР М. С. Горбачева.

Вопрос о введении института президента РСФСР был вынесен 17 марта 1991 г. на всероссийский референдум, который проводился одновременно со Всесоюзным референдумом по вопросу о сохранении на территории страны Союза ССР как обновленной Федерации суверенных республик. В результате голосования 50,53 процента участников референдума высказались за введение поста Президента РСФСР. 12 июня 1991 г. на выборах Президентом РСФСР был избран Б. Н. Ельцин, за которого проголосовало 57,3 % избирателей из числа принявших участие в голосовании. Вице-президентом РСФСР был избран А. В. Руцкой.

Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В случае если Совет Федерации не назначит выборы Президента РФ в установленные сроки, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в третье или четвертое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ.

При досрочном прекращении Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента РФ. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В случае если Совет Федерации не назначит досрочные выборы Президента РФ, выборы Президента РФ назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ.

2. Выдвижение и регистрация кандидатов

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения.

Каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента РФ. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. Избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата. О месте и времени проведения собрания группы избирателей должна быть оповещена Центральная избирательная комиссия РФ либо избирательная комиссия субъекта Федерации, на территории которого планируется проведение указанного собрания.

Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ обращается в Центральную избирательную комиссию РФ с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей, в котором указываются:

фамилия, имя и отчество кандидата, дата и место его рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий), адрес места жительства, гражданство, срок проживания на территории Российской Федерации;

фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий), адрес места жительства, гражданство, серия и номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, каждого члена группы избирателей.

К ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть приложены нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата и протокол собрания данной группы избирателей. Протокол собрания группы избирателей должен содержать решения: об образовании группы избирателей; о поддержке самовыдвижения кандидата с указанием сведений о кандидате; о назначении уполномоченных представителей группы избирателей с указанием установленных сведений о них.

К ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть приложены: доверенности на уполномоченных представителей группы избирателей; список уполномоченных представителей труппы избирателей по форме, установленной Центральной избирательной комиссией РФ, а также письменное согласие каждого из перечисленных в нем лиц осуществлять указанную деятельность; заявление кандидата о его согласии баллотироваться; нотариально удостоверенная доверенность на уполномоченных представителей.

Группа избирателей вправе поддержать самовыдвижение только одного кандидата.

Центральная избирательная комиссия РФ в течение пяти дней со дня поступления документов принимает решение о регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей и выдает уполномоченным представителям регистрационные свидетельства либо мотивированное решение об отказе в их регистрации. Данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ, который обязан рассмотреть жалобу не позднее чем в трехдневный срок.

Выдвижение кандидата политической партией, избирательным блоком производится после официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ. Каждый из них вправе выдвинуть только одного кандидата.

Политическая партия, избирательный блок вправе выдвинуть кандидатом лицо, не являющееся членом данной политической партии, политических партий, иных общероссийских общественных объединений, входящих в избирательный блок.

Решение о выдвижении кандидата политической партией принимается на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и уставом политической партии.

При выдвижении кандидата избирательным блоком лицо, намеченное к выдвижению кандидатом от избирательного блока, должно быть поддержано на съезде политической партии, съезде (конференции) иного общероссийского общественного объединения, входящих в избирательный блок, тайным голосованием и с соблюдением иных требований, предъявляемых Федеральным законом «О политических партиях» к выдвижению кандидата. Съезд политической партии, съезд (конференция) иного общероссийского общественного объединения утверждают также представителей, уполномоченных принять решение о выдвижении кандидата на съезде (конференции) представителей политических партий, иных общероссийских общественных объединений, входящих в этот избирательный блок. Решение о выдвижении кандидата от избирательного блока принимается на указанном съезде (указанной конференции) и оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны: число зарегистрированных участников съезда (конференции); число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии, соглашением о создании избирательного блока; решение о выдвижении кандидата с указанием установленных законом его биографических сведений; решение о назначении уполномоченных представителей политической партии, избирательного блока.

Уполномоченные представители политической партии, избирательного блока не позднее чем через 25 дней после официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ представляют в Центральную избирательную комиссию РФ решение съезда (конференции) политической партии, избирательного блока о выдвижении кандидата. Одновременно с данным решением представляются следующие документы: нотариально удостоверенную копию устава политической партии и документа, подтверждающего факт внесения записи о политической партии в единый государственный реестр юридических лиц; список уполномоченных представителей политической партии с указанием установленных сведений о них.

Уполномоченный представитель избирательного блока одновременно с решением съезда (конференции) избирательного блока о выдвижении кандидата представляет в Центральную избирательную комиссию РФ следующие документы: протоколы съездов политических партий, съездов (конференций) иных общероссийских общественных объединений, входящих в избирательный блок, с решениями о выдвижении лица, намеченного к выдвижению кандидатом от избирательного блока; список уполномоченных представителей избирательного блока с указанием установленных сведений о них.

Одновременно с указанными документами кандидат, выдвинутый как политическими партиями, избирательными блоками, так и в порядке самовыдвижения, лично представляет в Центральную избирательную комиссию РФ:

свое заявление о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера: фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий); если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, – сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, срок проживания на территории Российской Федерации, гражданство (в случае наличия помимо гражданства РФ гражданства иностранного государства – гражданство иностранного государства с указанием наименования этого государства, даты и оснований приобретения гражданства), вид, серия и номер (номер) документа, удостоверяющего личность и содержащего сведения о гражданстве и об адресе места жительства, наименование и код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи.

Кандидат вправе указать в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность не более чем к одной политической партии, зарегистрированной в установленном федеральным законом порядке, либо к иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в данной политической партии либо ином общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом соответствующей политической партии, иного общественного объединения. При этом кандидат согласует с указанным органом и Центральной избирательной комиссией РФ краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование данной политической партии, иного общественного объединения. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в заявлении также должны указываться сведения о судимости кандидата;

нотариально удостоверенную доверенность на уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата;

сведения о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности (в том числе совместной собственности), об обязательствах имущественного характера кандидата, его супруга. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, его супруга за четыре года, предшествующие году назначения выборов Президента РФ (с отметкой налогового органа по месту представления декларации). Если в соответствии с законодательством РФ гражданин, являющийся кандидатом, и (или) его супруг не обязаны представлять налоговую декларацию, представляется справка о величине их (его) доходов (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за четыре года, предшествующие году назначения выборов Президента РФ, от юридических и (или) физических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральным законом, от организаций, осуществляющих соответствующие выплаты. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату, его супругу на праве собственности (в том числе совместной собственности), и об обязательствах имущественного характера кандидата, его супруга предоставляются по форме согласно приложению 3 к Федеральному закону «О выборах Президента Российской Федерации». Если кандидат и (или) его супруг в течение четырех лет, предшествующих году назначения выборов Президента РФ, не получали (не получал) доходов, это указывается в заявлении кандидата о согласии баллотироваться. Если кандидат и (или) его супруг на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование решения о назначении выборов Президента РФ, не имеют (не имеет) имущества, принадлежащего им (ему) на праве собственности, и (или) обязательств имущественного характера, сведения о которых должны представляться, это указывается в заявлении кандидата о согласии баллотироваться;

если кандидат одновременно выдвинут на других выборах, – письменное уведомление о его выдвижении на других выборах.

Кандидат может дать согласие баллотироваться только одной политической партии или одному избирательному блоку. Политической партией, избирательным блоком не может быть выдвинут кандидат, выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.

Центральная избирательная комиссия РФ в течение пяти дней со дня поступления документов принимает решение о регистрации уполномоченных представителей политической партии, избирательного блока либо мотивированное решение об отказе их в регистрации. Если избирательный блок одновременно представил документы для регистрации избирательного блока, Центральная избирательная комиссия РФ принимает соответствующее решение по всем представленным документам не позднее чем через семь дней со дня их поступления.

В случае отказа в регистрации мотивированное решение Центральной избирательной комиссии РФ об отказе выдается уполномоченному представителю политической партии, избирательного блока не позднее дня, следующего за днем принятия данного решения. Это решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ, который обязан рассмотреть жалобу не позднее чем в трехдневный срок.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок – в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным блоком кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч.

Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, а также избирательный блок, состоящий из тех же политических партий и иных общероссийских общественных объединений, что и избирательный блок, федеральный список кандидатов которого допущен к распределению депутатских мандатов, не собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. Под федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, понимается федеральный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов на основании официально опубликованных результатов ближайших предшествующих выборам Президента РФ выборов депутатов Государственной Думы РФ при условии, что официальное опубликование указанных результатов состоялось раньше представления в Центральную избирательную комиссию РФ документов, необходимых для регистрации кандидата.

Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата начинается со дня, следующего за днем регистрации уполномоченных представителей политической партии, избирательного блока, выдвинувших кандидатов, группы избирателей. До регистрации уполномоченных представителей сбор подписей избирателей не допускается.

Для регистрации кандидата этот кандидат или уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока, выдвинувших кандидатов, не ранее чем за 80 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в Центральную избирательную комиссию следующие избирательные документы: подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (если сбор подписей необходим для регистрации кандидата); протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной Центральной избирательной комиссией РФ (если сбор подписей необходим для регистрации кандидата); сведения об изменениях в ранее представленных данных о кандидате; первый финансовый отчет кандидата.

Центральная избирательная комиссия РФ не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана проверить их и принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

В случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата Центральная избирательная комиссия РФ обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату или уполномоченному представителю политической партии, избирательного блока, выдвинувших кандидата, копию решения Центральной избирательной комиссии РФ с изложением оснований отказа.

В случае обнаружения признаков нарушения законодательства РФ, влекущего за собой уголовную или административную ответственность, Центральная избирательная комиссия направляет в правоохранительные органы, суд соответствующие документы и материалы для установления факта нарушения и решения вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц.

Решение Центральной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд РФ. Жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти дней.

Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации. Сведения о зарегистрированных кандидатах в течение 48 часов после регистрации Центральная избирательная комиссия передает в средства массовой информации. Территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 15 дней до дня голосования размещают на стендах в помещениях избирательных комиссий информацию о зарегистрированных кандидатах.

Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, выборы Президента РФ по решению Центральной избирательной комиссии РФ откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

3. Определение результатов выборов

Определение результатов выборов Президента РФ проводит Центральная избирательная комиссия РФ на основании данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий субъектов Федерации об итогах голосования и протоколах об итогах голосования территориальных и участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, в том числе переданных по техническим каналам связи из указанных территориальных и участковых избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 10 дней после дня голосования определяет результаты выборов Президента РФ. Содержащиеся в протоколах избирательных комиссий данные суммируют непосредственно члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса.

Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

Центральная избирательная комиссия РФ признает выборы Президента РФ несостоявшимися в одном из следующих случаев:

если в выборах приняли участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

если число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому зарегистрированному кандидату (другим зарегистрированным кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

если в избирательный бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования.

Центральная избирательная комиссия признает выборы Президента РФ недействительными:

если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

по решению суда.

Не могут служить основанием для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов Президента РФ, о признании итогов голосования, результатов выборов Президента РФ недействительными нарушения Федерального закона, способствующие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования зарегистрированных кандидатов.

Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента РФ, Центральная избирательная комиссия назначает повторное голосование на выборах Президента РФ по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах.

Если до проведения повторного голосования один из зарегистрированных кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру или выбыл по иным обстоятельствам, его место по решению Центральной избирательной комиссии передается следующему по числу полученных голосов зарегистрированному кандидату после кандидатур, по которым Центральная избирательная комиссия первоначально назначила повторное голосование, при наличии письменного заявления указанного зарегистрированного кандидата о согласии на проведение по его кандидатуре повторного голосования.

По итогам повторного голосования избранным на должность Президента РФ считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего большее число голосов избирателей, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один зарегистрированный кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента РФ, если он получил не менее 50 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В случае если выборы Президента РФ признаны несостоявшимися или недействительными либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры, или выбыли по другим обстоятельствам, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ назначает повторные выборы Президента РФ.

Голосование на повторных выборах Президента РФ проводится не позднее чем через 4 месяца со дня голосования на первоначальных выборах либо не позднее чем через 4 месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными.

При проведении повторных выборов Президента РФ кандидатами не могут быть вновь выдвинуты те кандидаты, действия (бездействие) которых послужили (послужило) основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными.

После определения результатов выборов Президента РФ Центральная избирательная комиссия направляет в течение одного дня общие данные о результатах выборов в средства массовой информации.

Официальное опубликование результатов выборов Президента РФ осуществляется Центральной избирательной комиссией в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов Президента РФ.

Президент РФ вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах Президента РФ, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента РФ, – на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией общих результатов выборов Президента РФ.

При вступлении в должность Президент РФ приносит следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Результаты выборов Президента РФ в 1991–2000 гг. и сведения о расходовании денежных средств на проведение выборов 26 марта 2000 г. приведены в табл. № 1–6.


Таблица 1

Результаты выборов Президента Российской Федерации 26 марта 2000 г.




Таблица 2

Итоги голосования 16 июня 1996 г. за кандидатов на должность Президента Российской Федерации




Таблица 3

Итоги повторного голосования 3 июля 1996 г. за кандидатов на должность Президента Российской Федерации




Таблица 4

Результаты выборов Президента Российской Федерации 12 июня 1991 г.




Таблица 5

Сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов зарегистрированных кандидатов на должность Президента Российской Федерации на выборах 26 марта 2000 г.






Таблица 6

Средства федерального бюджета, израсходованные на выборы Президента Российской Федерации 26 марта 2000 г.






§ 3. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

1. Общие положения

Государственная Дума является одной из двух палат Федерального Собрания – парламента Российской Федерации, которое представляет собой представительный и законодательный орган Российской Федерации. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается сроком на четыре года, является постоянно действующим органом. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[39].

225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Российской Федерации и зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на общее число (225) одномандатных избирательных округов.

225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками.

В соответствии с Конституцией РФ выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является второе воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Исчисление конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума, начинается со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В случае если Президент РФ не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленный срок, они проводятся Центральной избирательной комиссией в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы.

При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы.

Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с праздничным или нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим после нерабочего праздничного дня, либо объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на следующее воскресенье.

2. Выдвижение и регистрация кандидатов

Кандидаты в депутаты Государственной Думы могут быть выдвинуты непосредственно, а также в составе федерального списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения политической партией, избирательным блоком. Выдвижение кандидатов в составе федерального списка кандидатов может быть осуществлено политическими партиями, а также избирательными блоками.

Право выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу принадлежит каждому гражданину РФ, обладающему пассивным избирательным правом. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру только в одном одномандатном избирательном округе. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не может быть выдвинут политической партией, избирательным блоком. Самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу может производиться после официального опубликования решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования схемы одномандатных избирательных округов и не позднее чем через 30 дней после официального опубликования решения о назначении выборов.

Самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу на повторных и дополнительных выборах может производиться после публикации решения о назначении этих выборов.

Гражданин РФ, выдвинувший свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу, направляет в соответствующую окружную избирательную комиссию письменное уведомление о самовыдвижении. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства кандидата. Одновременно с уведомлением должны быть представлены:

заявление кандидата о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы. В этом заявлении указываются сведения биографического характера: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий), если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, – сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, вид, серия, номер, дата выдачи документа, удостоверяющего личность и содержащего сведения о гражданстве и об адресе места жительства, наименование или код органа, выдавшего данный документ. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении также должны указываться сведения о судимости кандидата. В заявлении должно указываться гражданство кандидата, а в случае наличия у кандидата помимо гражданства РФ гражданства иностранного государства также гражданство иностранного государства с указанием наименования иностранного государства, даты и оснований приобретения гражданства;

сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налогового органа по месту представления). Если в соответствии с законодательством РФ гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять налоговую декларацию, представляется справка о величине его доходов (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, от юридических и (или) физических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральным законом, от организаций, осуществляющих соответствующие выплаты. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, а также иные указанные сведения представляются по форме, установленной федеральным законом. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и (или) не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, сведения о которых должны представляться, это указывается в заявлении кандидата о согласии баллотироваться.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, вправе указать в заявлении свою принадлежность не более чем к одной политической партии, зарегистрированной в установленном федеральным законом порядке, либо иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в данном общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения.

Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам политической партией принимается тайным голосованием на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и уставом политической партии. Такое выдвижение производится в течение 30 дней после официального опубликования решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования схемы одномандатных избирательных округов.

Политическая партия, избирательный блок вправе выдвигать по одному одномандатному избирательному округу не более одного кандидата.

Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам на повторных и дополнительных выборах после официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов может быть принято постоянно действующим руководящим органом политической партии, если это предусмотрено ее уставом, уполномоченным органом избирательного блока, федеральный список которого допущен к распределению депутатских мандатов на выборах депутатов Государственной Думы, если это предусмотрено соглашением о создании избирательного блока.

При выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательным блоком кандидатуры, предложенные политической партией, иным общероссийским общественным объединением к выдвижению от избирательного блока, должны быть поддержаны на съезде (конференции) соответствующих политической партии, иного общероссийского общественного объединения, входящих в избирательный блок, тайным голосованием.

Решение о выдвижении федерального списка кандидатов политической партией принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Список не может превышать 270 человек.

При выдвижении федерального списка кандидатов избирательным блоком кандидатуры, предложенные политической партией, иным общероссийским общественным объединением к выдвижению в составе федерального списка кандидатов избирательного блока, должны быть поддержаны на съезде (конференции) соответствующих политической партии, иного общероссийского общественного объединения, входящих в избирательный блок, тайным голосованием и с соблюдением иных требований, предъявляемых Федеральным законом «О политических партиях» к выдвижению кандидатов.

Выдвижение федерального списка кандидатов политической партией, избирательным блоком может производиться после официального опубликования решения о назначении выборов.

Решение съезда (конференции) политической партии, избирательного блока о выдвижении федерального списка кандидатов оформляется протоколом.

Политическая партия, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами по одномандатным округам, а также в составе федерального списка кандидатов лиц, не являющихся членами данной политической партии, других политических партий, иных общероссийских общественных объединений, вошедших в избирательный блок.

Состав федерального списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются политической партией, избирательным блоком. Они, определяя порядок размещения кандидатов в федеральном списке кандидатов, разбивают его полностью или частично на региональные группы кандидатов, соответствующие субъектам Федерации или группам субъектов Федерации (далее – региональные группы кандидатов), при этом в региональной части федерального списка кандидатов должно быть указано, какому субъекту Федерации или группе субъектов Федерации (с указанием перечня субъектов Федерации) соответствует каждая из региональных групп кандидатов. Число региональных групп кандидатов не может быть менее семи. Общефедеральная часть федерального списка кандидатов, в которую внесены кандидаты, не входящие в региональные группы кандидатов, может включать в себя не более 18 кандидатов.

В федеральный список кандидатов могут входить кандидаты, выдвигаемые той же политической партией, тем же избирательным блоком по одномандатным избирательным округам.

Федеральный список кандидатов и список кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, представляются уполномоченным представителем политической партии, избирательного блока в Центральную избирательную комиссию РФ не позднее чем через 30 дней после официального опубликования решения о назначении выборов. В этих списках указываются биографические сведения по каждому кандидату, сведения о размере и об источниках доходов кандидатов, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, и другие сведения по аналогии с вышеуказанными требованиями, предъявляемыми к кандидатам, выдвинувшим себя путем самовыдвижения.

Списки кандидатов и прилагаемые к ним документы принимаются Центральной избирательной комиссией РФ вместе с заверенными уполномоченным представителем политической партии, избирательного блока копиями документа, удостоверяющего личность кандидата, а также документов, подтверждающих указанные в его заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), сведения о том, что кандидат является депутатом. Заверенные копии документов представляются в отношении каждого кандидата, включенного в список.

Центральная избирательная комиссия РФ в трехдневный срок рассматривает представленные документы и выдает уполномоченному представителю политической партии, избирательного блока заверенную копию федерального списка кандидатов и (или) заверенную копию списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, либо мотивированное решение об отказе в выдаче таковых.

Основанием для отказа политической партии, избирательному блоку в выдаче заверенных копий списков кандидатов могут служить отсутствие, неполный набор либо ненадлежащее оформление указанных документов, нарушения порядка выдвижения кандидатов.

Отказ в выдаче заверенных копий списков кандидатов может быть обжалован политической партией, избирательным блоком в Верховный Суд РФ, который обязан рассмотреть жалобу не позднее чем в трехдневный срок.

Центральная избирательная комиссия РФ направляет копии заверенного списка кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем через три дня со дня заверения списка.

Центральная избирательная комиссия РФ обеспечивает оперативную доступность заверенных федеральных списков кандидатов и информации об изменениях в них (в режиме «только чтение») абонентам информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. Окружные избирательные комиссии или избирательные комиссии субъектов Федерации обеспечивают доступ к информации, содержащей сведения о кандидатах, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, а также к информации об изменении сведений о кандидатах.

Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, начинается со дня, следующего за днем уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии.

Если в поддержку кандидата собираются подписи избирателей, то их должно быть собрано не менее 1 % от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, – не менее одной тысячи подписей. В случае проведения досрочных выборов в поддержку кандидата должно быть собрано соответственно не менее 0,5 % и не менее 500 подписей избирателей.

Если политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов, собирают в его поддержку подписи избирателей, то они обязаны собрать не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 14 тысяч из необходимого для регистрации количества подписей. В случае проведения досрочных выборов указанное количество подписей сокращается вдвое. Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов начинается со дня, следующего за днем заверения Центральной избирательной комиссией РФ копии этого списка кандидатов. До заверения копии федерального списка кандидатов сбор подписей не допускается.

Кандидат вправе не собирать подписи в поддержку своего выдвижения, а политическая партия, избирательный блок – в поддержку выдвижения кандидата, федерального списка кандидатов, а также не представлять в избирательную комиссию собранные подписи. В этом случае регистрация кандидата, федерального списка кандидатов может производиться соответствующей избирательной комиссией на основании избирательного залога – денежных средств, внесенных: кандидатом – на специальный счет избирательной комиссии субъекта Федерации, а политической партией, избирательным блоком – на специальный счет Центральной избирательной комиссии РФ.

Представление в окружные избирательные комиссии подписей избирателей, внесение избирательного залога для регистрации кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, не требуется, если федеральный список кандидатов, выдвинутый этими политической партией, избирательным блоком, зарегистрирован на основании представленных подписей избирателей.

При проведении выборов депутатов Государственной Думы после 2003 г. представление в окружные избирательные комиссии подписей избирателей, внесение избирательного залога для регистрации кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, не требуется, если федеральный список кандидатов, выдвинутый этой политической партией, избирательным блоком, состоявшим из тех же политических партий и иных общероссийских общественных объединений, что и данный избирательный блок, был допущен к распределению депутатских мандатов.

Представление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации подписей избирателей, внесение избирательного залога для регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, избирательным блоком, не требуется, если федеральный список кандидатов, выдвинутый этой политической партией, избирательным блоком, состоявшим из тех же политических партий и иных общероссийских общественных объединений, что и данный избирательный блок, был допущен к распределению депутатских мандатов на выборах предыдущего созыва.

Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата; протокол об итогах сбора подписей избирателей; сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных; первый финансовый отчет кандидата.

Для регистрации федерального списка кандидатов уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в Центральную избирательную комиссию РФ аналогичные вышеуказанные избирательные документы.

Центральная избирательная комиссия, окружная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после приема подписных листов либо после поступления избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии и приема иных необходимых для регистрации документов обязана принять решение о регистрации соответственно федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного списка, о регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

3. Определение результатов выборов

На основании данных первых экземпляров протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования окружная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности их составления не позднее чем на пятый день со дня голосования путем суммирования всех содержащихся в них данных определяет результаты выборов по одномандатному избирательному округу, а также устанавливает итоги голосования по федеральному избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа.

Окружная избирательная комиссия признает выборы по одномандатному избирательному округу, а Центральная избирательная комиссия – по федеральному избирательному округу несостоявшимися в случае:

если в выборах приняло участие менее 25 % избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

если ни один федеральный список кандидатов не получил 5 или более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;

если на участие в распределении мандатов могут претендовать федеральные списки кандидатов, получившие в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.

Окружная избирательная комиссия признает результаты выборов по одномандатному избирательному округу, а Центральная избирательная комиссия – по федеральному избирательному округу недействительными:

если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения федерального закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

если итоги голосования соответственно по одномандатному или федеральному избирательному округу признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа внесенных в них избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе либо если итоги голосования по федеральному избирательному округу признаны недействительными не менее чем в одной трети одномандатных округов;

по решению суда.

Не могут служить основанием для отмены решения избирательной комиссии о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения Федерального закона, способствующие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за недопущенные к распределению депутатских мандатов федеральные списки кандидатов.

Избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных зарегистрированными кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.

На основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования по федеральному округу, полученных непосредственно из окружных избирательных комиссий, Центральная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных определяет результаты выборов по федеральному избирательному округу.

Если не менее чем за три федеральных списка кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, было подано в совокупности более 50 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, эти федеральные списки кандидатов допускаются к распределению депутатских мандатов. В этом случае иные федеральные списки кандидатов, которые получили менее 5 % голосов избирателей, к участию в распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу не допускаются.

Если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, было подано в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, которые получили менее 5 % голосов избирателей, до того, как общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и к распределению депутатских мандатов будет допущено не менее трех федеральных списков кандидатов.

Если менее чем три федеральных списка кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, подано в совокупности более 50 % голосов избирателей, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 5 % голосов избирателей, к участию в распределении депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, получившие менее 5 % голосов избирателей, до того, как общее число федеральных списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, не достигнет трех.

Федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии с методикой, предусмотренной Федеральным законом. При этом до применения указанной методики из каждого федерального списка кандидатов исключаются депутаты, избранные в Государственную Думу по одномандатным избирательным округам.

Депутатские мандаты, полученные федеральным списком кандидатов, переходят в первую очередь к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть списка кандидатов. Оставшиеся депутатские мандаты переходят к зарегистрированным кандидатам из региональных групп, при этом из числа оставшихся депутатских мандатов каждая из этих групп получает депутатские мандаты, число которых пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в соответствующем субъекте Федерации или в группе субъектов Федерации.

На основании протокола Центральной избирательной комиссии о распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу между политическими партиями, избирательными блоками и на основании протоколов окружных избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия не позднее чем через две недели после дня голосования устанавливает общие результаты выборов.

Официальное опубликование общих результатов выборов депутатов Государственной Думы осуществляется Центральной избирательной комиссией в течение трех недель со дня голосования.

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Сравнительный анализ результатов выборов в Государственную Думу и сведения о составе депутатов Государственной Думы третьего созыва приведены в табл. 7–9.


Таблица 7

Число и распределение депутатов Государственной Думы по избирательным объединениям на выборах 1993, 1995 и 1999 гг.






Таблица 8

Сравнительный анализ результатов выборов в Государственную Думу в 1993, 1995 и 1999 гг. по федеральному избирательному округу (в процентах от принявших участие в голосовании)






Таблица 9

Сведения о составе Государственной Думы третьего созыва (выборы 19.12.99 г.)
[40]






Примечание: указал два места работы 21 кандидат в депутаты.

§ 4. Выборы депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства

Парламент Союзного государства, созданного Российской Федерацией и Республикой Беларусь в соответствии с Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.[41], является представительным и законодательным органом Союзного государства.

Парламент состоит из двух палат – Палаты Союза и Палаты Представителей. Палата Союза состоит из 36 членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, делегированных палатами Федерального Собрания Российской Федерации, и 36 членов Совета Республики, депутатов Палаты представителей, делегированных палатами Национального собрания Республики Беларусь. Члены Палаты Союза работают на непостоянной основе и получают вознаграждение за свой труд по месту постоянной работы.

Палата Представителей состоит из 75 депутатов от Российской Федерации и 28 депутатов от Республики Беларусь, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Палата Представителей избирается, а Палата Союза формируется сроком на четыре года. В случае прекращения полномочий палат парламентов государств – участников члены Палаты Союза сохраняют свои полномочия вплоть до обновления депутации соответствующего парламента.

Выборы депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва в Российской Федерации будут проводиться на основе Федерального закона «О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации», а в Беларуси – на основании аналогичного закона Республики Беларусь. Следующие выборы будут проходить на основе уже союзного закона.

Проектом Федерального закона «О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации», принятого Государственной Думой РФ в первом чтении 20 сентября 2000 г., предусматривается подготовку и проведение данных выборов осуществить на основе следующих положений.

Выборы депутатов Палаты Представителей первого созыва от Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации. В них участвуют только граждане Российской Федерации. Выборы проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по 75 одномандатным округам. Избирательные округа образуются с соблюдением примерного равенства избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства не более чем на 50 %.

Активным избирательным правом на данных выборах обладают граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего избирательного округа. Пассивным избирательным правовом обладают граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года.

Правом выдвижения кандидатов в депутаты Палаты Представителей обладают избиратель, группа избирателей, избирательные объединения и избирательные блоки. Кандидат может быть выдвинут также в порядке самовыдвижения. Каждый избиратель либо каждая группа избирателей, каждое избирательное объединение или избирательный блок могут выдвинуть не более одного кандидата в избирательном округе. При этом избирательное объединение, избирательный блок могут включить всех выдвинутых ими кандидатов в список кандидатов, который заверяется в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации может дать согласие баллотироваться только в одном избирательном округе.

В поддержку кандидата необходимо собрать не менее 1500 подписей избирателей, что должно составить в среднем 0,1 % от общего числа избирателей одномандатного округа. Сбор подписей избирателей может осуществляться только в местах, определенных окружной избирательной комиссией. Нарушение этого требования является основанием для признания подписей избирателей недействительными и отказа в регистрации кандидата.

На основании данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования территориальных избирательных комиссий, а если избирательный округ образован на территориях двух и более субъектов Федерации – в протоколах об итогах голосования избирательных комиссий субъектов Федерации и протоколах об итогах голосования участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, в том числе переданных по техническим каналам связи из указанных участковых избирательных комиссий, избиратели которых приписаны к соответствующему одномандатному избирательному округу, окружная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов депутата Палаты Представителей. Содержащиеся в протоколах избирательных комиссий данные суммируют непосредственно члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

О результатах выборов депутата Палаты Представителей окружная избирательная комиссия составляет протокол.

Избранным признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. При равном числе полученных зарегистрированными кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.

Окружная избирательная комиссия признает выборы депутата Палаты Представителей несостоявшимися в случае:

если в выборах приняли участие менее 25 % избирателей, включенных в списки избирателей, на момент окончания голосования;

если число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому зарегистрированному кандидату (другим зарегистрированным кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Окружная избирательная комиссия признает выборы депутата Палаты Представителей недействительными:

если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

если количество избирательных участков, где итоги голосования признаны недействительными, составляет не менее одной четвертой от общего количества избирательных участков;

по решению суда.

Не могут служить основанием для признания выборов недействительными нарушения настоящего Федерального закона, способствующие избранию зарегистрированных кандидатов, не избранных по результатам голосования, либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за них.

Протокол о результатах выборов депутата Палаты Представителей составляется окружной избирательной комиссией в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими ее членами с правом решающего голоса. К каждому экземпляру протокола приобщается сводная таблица, включающая в себя полные данные всех поступивших протоколов об итогах голосования территориальных избирательных комиссий (избирательных комиссий субъектов Российской Федерации) и протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации. К первому и второму экземплярам протокола приобщаются обобщенные сведения о бланках избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений. Первый экземпляр протокола с приобщенными к нему документами незамедлительно направляется в Центральную избирательную комиссию РФ.

На основании первых экземпляров протоколов окружных избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия РФ не позднее чем через две недели после дня голосования устанавливает общие результаты выборов депутатов Палаты Представителей.

Центральная избирательная комиссия РФ признает недействительными выборы депутата Палаты Представителей по избирательному округу, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования, определении результатов выборов депутата Палаты Представителей нарушения Федерального закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Соответствующая окружная избирательная комиссия после официального опубликования общих результатов выборов депутата Палаты Представителей и представления зарегистрированным кандидатом копии приказа (распоряжения) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, проводит регистрацию избранного депутата и выдачу ему удостоверения об избрании депутатом Палаты Представителей.

Официальное опубликование общих результатов выборов депутатов Палаты Представителей, данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, осуществляется Центральной избирательной комиссией РФ в течение месяца со дня голосования. В этот же срок в средства массовой информации направляются данные протоколов всех окружных избирательных комиссий.

Если выборы депутатов Палаты Представителей признаны несостоявшимися или недействительными по соответствующему избирательному округу, Центральная избирательная комиссия РФ назначает повторные выборы. Голосование на повторных выборах проводится не позднее чем через четыре месяца после дня признания выборов несостоявшимися или недействительными.

Представляется, что проект Федерального закона «О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации» сохранит основные концептуальные положения, но при дальнейшем рассмотрении претерпит ряд изменений с учетом принятого 12 июня 2002 г. Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

§ 5. Региональные выборы

1. Общие положения

В составе Российской Федерации 89 субъектов Российской Федерации: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, одна автономная область, 10 автономных округов.

Систему органов государственной власти субъекта Федерации составляют законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации, иные органы государственной власти субъекта Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Федерации.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации является постоянно действующим высшим и единым органом представительной и законодательной власти субъекта Федерации. Он состоит из депутатов, число и срок полномочий которых устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации. Срок полномочий депутатов не может превышать пяти лет.

Численность депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации на выборах в 1998–2000 гг., по данным 51 субъекта Федерации, составила 2419 человек. Наибольшее число депутатов избиралось в республиках Башкортостан (174), Татарстан (130), Дагестан (121), Удмуртской Республике (100), Чувашской Республике (87), республиках Хакасия (75), Северная Осетия – Алания (75). Наименьшая численность депутатов была в автономных округах: Таймырском (Долгано-Ненецком) (11), Корякском (12), Чукотском (13), Усть-Ордынском Бурятском (15), в областях Волгоградской (16), Псковской (22). В среднем на один субъект Федерации избирались 47 депутатов. Смешанная избирательная система применялась в Калининградской и Свердловской областях. В остальных субъектах Федерации выборы депутатов проводились по мажоритарной избирательной системе. Выборы проходили на альтернативной основе. В избирательные бюллетени были включены 12 503 кандидата, что в среднем составило пять кандидатов на один мандат[42].

В субъекте Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, возглавляемым высшим должностным лицом субъекта Федерации либо руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, избираемым на срок не более пяти лет и не более двух сроков подряд на указанную должность.

Депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации и высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) избираются гражданами РФ, место жительства которых расположено на территории субъекта Федерации, и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Депутатом, высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Федерации пассивным избирательным правом (см. главу 4 учебника).

Законами субъектов Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданами РФ пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата в депутаты не может превышать 21 год, кандидата на должность высшего выборного должностного лица – 30 лет. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Выборы назначает законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока полномочий. В случае досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации проводятся внеочередные выборы, которые должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

Голосование на выборах в органы государственной власти субъекта Федерации должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации в течение 5 дней со дня его принятия.

Порядок выборов депутатов и выборных должностных лиц субъекта Федерации определяется законами субъектов Федерации, принятыми в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

2. Выдвижение и регистрация кандидатов

Кандидаты в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации и на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации могут быть выдвинуты путем самовыдвижения, а также избирательным объединением, избирательным блоком.

Не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации либо в одной из его палат должны распределяться между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Данная норма не применяется, если на территории субъекта Федерации зарегистрированы региональные отделения менее чем трех политических партий.

Законом субъекта Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов. Этот процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Рассматривая вопрос об установлении минимального процента голосов избирателей для допуска списков кандидатов к распределению мандатов, следует учитывать общую численность таких депутатских мандатов, чтобы преодолевшему его списку кандидатов в любом случае достался депутатский мандат. Целесообразно, чтобы этот процент не превышал 5.

Период выдвижения кандидатов, списков кандидатов, включающий в себя и сбор подписей избирателей в поддержку их выдвижения, должен составлять не менее 30 дней.

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога.

Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и их уставом на съезде или их региональными отделениями на конференции либо на общем собрании тайным голосованием.

При выдвижении кандидатов, списка кандидатов избирательным блоком кандидатуры, предложенные политической партией, иным общероссийским общественным объединением к выдвижению должны быть поддержаны на съезде (конференции) соответствующих политической партии, иного общероссийского общественного объединения, входящих в избирательный блок, тайным голосованием и с соблюдением иных требований, предъявляемых Федеральным законом «О политических партиях» к выдвижению кандидатов.

Выдвижение регионального списка кандидатов избирательным объединением, избирательным блоком может производиться после официального опубликования решения о назначении выборов.

Максимальное число кандидатов в региональном списке кандидатов устанавливается законом субъекта Федерации. Целесообразно, чтобы оно не превышало число депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной системе, более чем в 1,5–2 раза.

Конец ознакомительного фрагмента.