III. Путеводитель по судебной системе России
Современная судебная власть в Российской Федерации представлена четырьмя самостоятельными составляющими:
Конституционный Суд РФ, неформально находящийся во главе всей судебной системы Российской Федерации;
совокупность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации;
система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ и организационно обеспечиваемая Судебным Департаментом при Верховном Суде РФ;
система арбитражных судов, возглавляемая Высшим Арбитражным Судом РФ.
Несмотря на то что каждая из этих составляющих организационно обособлена, следует отметить, что в основе каждой лежат общие принципы, закрепленные как в Конституции РФ, так и в ряде законодательных актов.
Что же собой представляет судебная система России в целом и каждая из ее составляющих на современном этапе развития?
В состав Конституционного Суда РФ входит 19 судей. Структура Конституционного Суда РФ включает в себя две палаты, обладающие одинаковыми правомочиями по осуществлению конституционного правосудия. По отдельным видам конституционных споров Конституционный Суд РФ принимает решение в полном составе на заседании Пленума Конституционного Суда РФ.
В сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в России Конституционный Суд РФ является, пожалуй, наиболее заметным для общества сегментом судебной системы. Возможность современного гражданина России в конституционном судопроизводственном процессе оспорить любой закон на соответствие Конституции РФ уникальна, если рассматривать всю российскую историю. Практически каждое принимаемое Конституционным Судом РФ решение – это не только мощный аргумент укрепления демократии и правового государства, но и возможность наполнения конкретным содержанием положений Конституции РФ, кажущихся подчас декларативными.
Неоценима роль Конституционного Суда РФ в практическом внедрении в юридический оборот подходов к оценке законов с точки зрения их правового содержания. Соотношение права и закона (содержательно-правовой аспект) – ключевая проблема теории права, теснейшим образом связанная с принципиальными вопросами судебной власти, так как в правовом государстве именно судебной власти вручаются полномочия по контролю за правовым содержанием законов. И именно эти полномочия существенно изменяют положение судебной власти в системе публично-политической власти, т. е. превращают ее в «настоящую» власть.
Что же касается положения Конституционного Суда РФ в самой судебной системе, его роли и места в системе судебной власти, то она весьма своеобразна. Особенность положения Конституционного Суда РФ в системе судебной власти связана с тем, что ни Конституцией РФ, ни Законом о Конституционном Суде не установлено, что Конституционный Суд РФ является высшим органом судебной власти по охране конституционного строя. По мнению судьи Конституционного Суда РФ, доктора юридических наук, профессора Н.Т. Ведерникова, отсутствие такого положения в Конституции РФ «вносит некоторое недоумение относительно его положения в системе высших судов Российской Федерации и порождает неудобства в работе».
Роль Конституционного Суда РФ как органа конституционного контроля современной России чрезвычайно важна. Непосредственные участники рассмотрения конкретных дел в Конституционном Суде РФ прекрасно знают, какая кропотливая предварительная работа проводится аппаратом Конституционного Суда РФ при подготовке дела к слушанию. Нередко Конституционный Суд РФ обращается с запросом мнения по рассматриваемому делу в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, представители которых выступают с изложением своей точки зрения в ходе слушания дела. Не будет большим преувеличением полагать, что, в некоторой степени, определения и постановления Конституционного Суда РФ являются плодом совместных усилий всей судебной системы. Хотя нельзя не сказать и о том, что не всегда окончательный судебный акт Конституционного Суда РФ безоговорочно воспринимается другими высшими судебными инстанциями.
Законом о Конституционном Суде РФ предусмотрено, что в компетенцию Конституционного Суда РФ входит проверка по запросу суда (суда общей юрисдикции или арбитражного суда) на соответствие Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Это означает, что в случае признания оспариваемого закона не соответствующим Конституции Российской Федерации, он не подлежит дальнейшему применению и, таким образом, в силу решения Конституционного Суда РФ изменяется и вся последующая судебная практика разрешения подобного рода правоотношений.
Связь Конституционного Суда РФ с судебной системой России проявляется и в том, что суды в соответствии с Законом о Конституционном Суде могут являться субъектами конституционного судопроизводства. Сомнение в конституционности закона, которым надлежит руководствоваться при разрешении того или иного дела, может возникнуть у любого суда, рассматривающего его, и в этом случае суд имеет право поставить вопрос относительно данного закона перед Конституционным Судом РФ. Причем Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ обладают правом ставить перед Конституционным Судом РФ такой вопрос без связи с рассмотрением конкретного дела, а в порядке абстрактного нормоконтроля.
Конец ознакомительного фрагмента.