2 Игровые автоматы
Азарт – это особого рода неконтролируемое разумом эмоционально-психологическое состояние, когда человек теряет чувство реальности, забывается, входит в состояние горячности, безудержных страстей, грозящих человеку не только тем или иным материальным, но (и это, возможно, главное) психическим и эмоциональным ущербом, когда человек попадает в зависимость от игры, а потребность играть вытесняет из его сознания все доводы разума.
Как определить грань, за которой веселье и отвага азарта оборачиваются болезненной зависимостью, отчаянием и даже гибелью?
Такая грань существует. Азарт, если под ним подразумевается увлеченность, прекрасен, когда он развивает человека в интеллектуальном, физическом, духовном плане. Шахматная партия – это напряженная борьба интеллектов, а бдения возле игрового автомата – пассивное ожидание успеха: какая выпадет цифра. От игрока ничего не зависит – это и есть грань. Азарт развивающий, жизнерадостный – это замечательно. Азарт разрушающий – как наркотик. В шахматах, например, роль фортуны, случая незначительна. В картах фортуна делит свою власть с мастерством игрока. Ну а в рулетке или при игре на автоматах она – полновластная хозяйка. И именно такой слепой азарт особенно опасен.
Изобретателем «однорукого бандита» считается Чарлз Август Фей – немецкий эммигрант, живший в Сан-Франциско. Талантливый инженер-конструктор первый игровой автомат сделал в 1895 г., в возрасте 29 лет, работая механиком в своей домашней мастерской, и назвал его «Колокол независимости». Автомат имел три диска с нанесенными на них цифрами, максимальный выигрыш (5 долларов) выплачивался при получении определенной комбинации. Установлен автомат был в одном из салунов Сан-Франциско. Дебют прошел успешно, и год спустя Фей открыл фабрику по производству игровых автоматов.
Амброз Бирс: «Нет веры тверже, чем вера в игральные автоматы».
Прадеды современных игровых автоматов принимали монеты, но не имели платежного механизма, выигрыш выплачивал хозяин заведения. Позднее наладили выпуск автоматов, которые осуществляли систему джекпота. Первый джекпот зависел от веса монет: когда набиралось необходимое количество, под их тяжестью открывалась перегородка и из накопителя высыпался выигрыш. Такая модель просуществовала недолго, потому что ушлые игроки быстро догадались, что если сильно ударить по корпусу, деньги выпадут и так. Следующим этапом стала машина по принципу «правильного пути»: если монета попадала куда нужно, выпадало три монетки.
Аппарат, разработанный на рубеже веков, имел три барабана (впоследствии возникла вариация и с пятью), на каждом из которых было по 10 символов: карточные масти, подковы, колокольчики. Автомат приводился в действие с помощью ручки, расположенной сбоку: нужно было дернуть за нее, чтобы запустить барабаны, которые крутились независимо друг от друга и останавливались поочередно слева направо. Максимальный выигрыш давала комбинация из трех колокольчиков. Если учесть, что она не дублировалась, вероятность составляла 1 к 1000. По этой причине выигрыши в основном были мелкие.
Революцией в «одноруком» игорном бизнесе стала разработка автомата «Jackpot Bell». В этом автомате колесный механизм приводился в действие посредством электромотора, а ручку заменила кнопка. Эту модель в 1930 г. выпустила фирма «Jennings». Другая контора, «Bally», в 1966 г. представила автомат, который был оборудован автоматизированной системой выплаты выигрыша, а монетки падали в специальный поддон.
По США прокатилась волна запретов со стороны законодательных органов. Эта борьба вынудила производителей прибегнуть к маскировке. Американец Мортимер Миллз в 1910г. изобрел устройство-«хамелеон» под торговой маркой «Liberty Bell gum fruit». Однорукий бандит превратился в автомат по продаже жевательной резинки, но барабаны из него не были удалены. Можно было бросить 5 или 10 центов и получить упаковку резинки, а помимо этого, можно было нажать ручку и получить приз, если выпадет удачная комбинация. На дисках были изображены новые символы – апельсин, вишня, слива, лимон и мята, – которые соответствовали наиболее популярным вкусам жевательной резинки.
Теперь для получения максимального выигрыша нужна была комбинация из трех этикеток. И вот уже более 90 лет эти «плодовые» картинки крутятся в игровых автоматах, практически не изменившись, только теперь вместо этикеток нарисован прямоугольник с надписью «BAR». Каждый азартный человек в любой точке мира знает, что комбинация из трех «баров» – джекпот, три апельсина – 10 монет, а лимон – проигрыш. Сами автоматы получили кличку «iruit-mashines».
В 1937 г. Миллз добавил к изображениям на барабане автомата арбуз.
В настоящее время игра на игровых автоматах – самое распространенное занятие по всему миру. Разработчики выпускают все большее количество вариантов игровых автоматов, чтобы разнообразить однотипные действия. Парк игровых автоматов непрерывно обновляется и дополняется, поэтому сейчас каждый желающий может найти игру по своему вкусу.
Конечно, сам выигрыш зависит только от везения, он выпадает случайно и повлиять на него невозможно, однако чем выше ставка, тем сильнее азарт, больше шансов выиграть суперприз и сладостней радость от выигрыша.
Обычно в зале игровых автоматов устанавливается табло, на котором показаны накопленные денежные суммы всех возможных выигрышей, то есть игроки видят, на что могут рассчитывать. Эти табло были установлены по подсказке психологов. Видя, какую сумму можно выиграть, человек начинает повышать ставки, стремясь сорвать джекпот. Выигрывают единицы, а благодаря остальным игорный дом получает прибыль. В случае выигрыша это же табло сообщает о том, сколько, в каком зале и какой игровой автомат выиграл. Мировой потребительский интерес за последние 10— 15 лет резко переместился от азартных игр на столах, которые предлагают традиционные казино, к игровым автоматам. В начале 1980-х гг. игровые автоматы еще были «спящим гигантом» в игровой индустрии, но к 1989 г. прибыль, полученная благодаря им, составила 59% от совокупного дохода игорного бизнеса.
Полностью излечиваются от игровой зависимости только 3% игроков, обратившихся к психологам.
Продажа игровых автоматов в России распространилась в середине 1980-х гг. Это были примитивные и устаревшие устройства, привезенные из-за рубежа, которые устанавливались в местах массового отдыха в крупных городах. В начале 1990-х гг. в России появились первые фирмы, которые стали непосредственно заниматься производством игровых автоматов, причем в большинстве своем из импортных электронно-механических частей. В 1993 г. открыла свое производство в Петербурге одна из первых компаний «Уникум», которая наладила выпуск развлекательных автоматов под маркой «АИТ».
В середине 1990-х гг. появилось следующее поколение игровых автоматов. На смену автоматам типа «cherry master» и «8 line» пришли «однорукие бандиты» (слот-машины, видеослоты, «компоты» – на барабанах этих автоматов нарисованы различные значки, цифры или фрукты) и покерные автоматы, моделирующие игру в покер и показывающие на своих барабанах карты. Автоматы со значками на барабанах пользуются большей популярностью, видимо, потому что правила игры понять гораздо проще, ведь игровые автоматы до сих пор не русифицированы и выдают надписи по-английски. Примерно в это же время на рынок вышли крупные операторы, которые могли себе позволить установку современной дорогостоящей техники. Но, в отличие от США и западноевропейских стран, обновление техники в России вызвано физическим, а не моральным устареванием.
«Однорукие бандиты» делятся на два типа – сложные игровые автоматы для казино и AWP (условное обозначение уличных автоматов).
Опытные игроки не советуют садиться за старые автоматы, которые легко можно узнать по отсутствию купюроприемников и небольшому числу вариантов выигрышных комбинаций. К тому же, как известно, «щедрость» игрового автомата с годами уменьшается. Новые игровые автоматы в первые дни эксплуатации приносят владельцу исключительно убытки. Руководство игорных заведений, зная об этом, нанимает мальчишек с улицы, чтобы те «обкатали» покупку, сделав по 1 – 1,5 тыс. стартов. Также у старых игровых автоматов может быть несовершенная электронная начинка, что позволяет вручную регулировать процент выигрыша вплоть до нуля. Только в 1980-х гг. благодаря технологиям было полностью исключено влияние человеческого фактора на вероятность выигрыша.
В некоторых странах запрещена реклама игорных заведений. Нарушение карается крупным штрафом.
Игровые автоматы последних поколений по основному параметру – количеству выигрышей за единицу времени – практически сравнялись с рулеткой. Новейшие электропокеры и колесные аппараты, оборудованные купюроприемником, практически исключают возможность подтасовок. Таблицу выплат в них задает микросхема размером с четверть спичечного коробка, хотя в настоящее время встречается подделка микросхем мошенниками, вследствие чего процент возврата может быть минимальным.
Большинство автоматов (например, австрийский колесный «Atronic Cachline», испанский «Unidesa» и американский покерный «Bally») обеспечивает долю выигрыша в 88— 98%, то есть в среднем доход игорного заведения составляет 5% от вложенных игроками денег.
Во всех игровых автоматах максимальный выигрыш формируется накопительным путем. Поэтому, если на «покере» или «колеснике» недавно выиграли крупную сумму денег, играть за ним в ближайшее время бессмысленно.
Конечно, прежде чем играть, логично было бы узнать, сколько предыдущих игроков встало из-за автомата ни с чем. Но сведения подобного рода операторам игровых залов разглашать строго запрещено. Правда, случаи подкупа, когда оператор получает «гонорар» от клиента лишь за один кивок в сторону автомата, который давно не давал выигрыша, встречаются нередко.
В Украине зарегистрировано более 40 тыс. игровых автоматов. Около 2 тыс. из них находится в Запорожье.
Игра с «однорукими бандитами» упрощена до воистину спартанской простоты – надо лишь бросить жетон или монету и дернуть рычаг. Рычаг раскручивает пакет из трех или более дисков, укрепленных на одной оси, но вращающихся независимо друг от друга. На внешней стороне обода каждого диска нанесены цветные символы. Иногда они изображают всевозможные фрукты, иногда цифры. Если после остановки дисков комбинация символов совпадает с призовой, машина выдает игроку несколько монет в качестве выигрыша, если в этот раз не повезло, он бросает следующий жетон… и так пока не кончатся все жетоны. Впрочем, даже эту схему упростили и избавили клиента от утомительной необходимости дергать рычаг (с механической работой прекрасно справляются машины). Игрок может засыпать жетоны в отверстие, постоять рядом – и спокойно идти домой.
На каждом из колес игрового автомата нанесено по 20 символов. Соответственно общее количество возможных комбинаций достигает 8 тыс., но лишь 12 из них приносят выигрыш.
В электронных автоматах никаких вращающихся колес, естественно, нет. Автомат управляется компьютерной игровой программой, которая обычно «зашивается» в специальную плату. На экране видны мгновенно сменяющие друг друга графические изображения. Они создают иллюзию вращения, и довольно правдоподобную. Где же останавливается несуществующий барабан? Есть ли у него развертка?
Развертка есть, хотя без нее вполне можно было бы и обойтись. Она заложена в игровую программу для того, чтобы дотошный игрок, внимательно наблюдающий за поведением автомата, не начал задавать ненужных вопросов.
С точкой остановки барабана дело обстоит немного сложнее. На помощь приходит генератор случайных чисел. Это не что иное, как программная модель его величества случая. Имея в наличии генератор, легко сделать так, чтобы любой символ, «нарисованный» на развертке, выпадал с одинаковой вероятностью. На какой символ «указал» генератор, на том барабан и остановится, а изобразить остановку графически совсем не трудно.
Шансы игрока набрать нужную комбинацию символов, когда рывок ручки запускает диски игрового автомата, абсолютно непредсказуемы и подчиняются закону случайных чисел. Общая сумма выигрышей зависит от программы, заложенной в игровом автомате, и составляет в среднем от 82% до 94% опущенных в него денег.
Когда речь идет об игровых автоматах, принято считать не доходность автомата для заведения, а процент возврата игроку. Один автомат может возвращать 70% денег, другой – 90%. Законодательство некоторых стран требует, чтобы процент возврата находился в определенном диапазоне (например, во Франции это 85— 92%). Иногда требования относятся только к минимальному проценту, то есть запрещается устанавливать автоматы, процент возврата у которых меньше чем, например, 88%. Такая планка установлена в Лас-Вегасе. В России процент возврата у автоматов варьируется от 60% до 95%.
В Украине из 48,5 млн жителей более 4 млн – игроки.
Что означает знание процента возврата для игрока?
Если игрок знает процент возврата автомата, ему известно, сколько денег при среднем везении у него должно остаться после того как он «пропустил» через автомат определенную сумму.
Можно предположить, что игрок обменял на жетоны 100 тыс. рублей и начал играть на автомате с 80%-ным возвратом. Жетоны он кладет справа, а выигрыш слева. Когда закончатся жетоны, его выигрыш будет составлять 80 тыс. рублей. Каждое последующее «пропускание» жетонов через автомат будет уменьшать сумму на 20%. И все равно игрок надеется на удачу и верит, что когда-нибудь выиграет бонус, джекпот или суперприз.
В последнее время появились продавцы так называемых товаров для взлома и обмана игровых автоматов, но на поверку все это оказалось «лохотроном». Человек по почте заказывает диск с секретами обмана, оплачивает товар, но вместо заказанного получает обычный DVD-диск с мультфильмом, плюс какой-нибудь ненужный кабель. Жаловаться в милицию такой человек не будет, во-первых, потому что точные координаты продавца ему неизвестны (кроме номера «электронного кошелька»), а во-вторых, вряд ли он скажет милиционерам, что хотел взломать (обмануть) казино.
Ситуация с игорным бизнесом в России достаточно сложная.
Из 28 фирм, занимающихся игорным бизнесом на территории Курска, 40% зарегистрировано в других регионах России. Да и «свои» часто попадаются на уклонении от уплаты налогов.
Более подробная информация на этот счет прозвучала на заседании Курского межведомственного совета по предметам совместного ведения (координирует действия территориальных органов федеральной и местной власти, в том числе и структур правоохранительной системы). В порядке контроля рассматривался вопрос о том, как исполняется местный закон «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Курской области», принятый в декабре 2005 г.
На первый взгляд самая большая проблема азартных игроков – долги, и это не только деньги, занятые у банка или у друзей. Человек, увлеченный игрой, «подсевший» на азарт, занимает у себя же жизнь, радость, сильные эмоции.
Прокуратура установила, что некоторые владельцы игровых автоматов и казино игнорируют требования не только названного выше областного закона, но и Градостроительного кодекса РФ. Они часто обходятся без необходимого разрешения с муниципальной власти на размещение этих объектов, поэтому игровые автоматы часто можно увидеть в запрещенных местах – на первых этажах жилых домов, вблизи образовательных учреждений, библиотек. Исполняющий обязанности прокурора области констатировал, что игорные заведения, принадлежащие индивидуальному предпринимателю, находятся близ Курского педагогического колледжа и на территории Центрального рынка. В непосредственной близости от этого же рынка расположены игровые салоны еще нескольких ООО, два из которых осуществляют свою деятельность в игорном бизнесе вообще без согласования с администрацией города Курска.
Хорошо зарабатывая на азарте населения, предприниматели, однако, не хотят платить налоги – несвоевременно предоставляют декларации, стараются занизить налогооблагаемую базу, а то и вовсе не регистрируют объекты в налоговых органах. Иногда, конечно, они попадаются. В 2005 г., например, за неуплату налогов было возбуждено уголовное дело в отношении предпринимателя, который затем был осужден на 1 год и 2 месяца лишения свободы (правда, условно). В 2006 г. уголовное дело возбуждено в отношении железногорского предпринимателя – он, как выяснилось, используя незарегистрированные игровые автоматы, недоплатил более 9 млн рублей налогов (можно представить, сколько сам заработал!).
Примерное количество игровых автоматов в 2004 г. составляло около 400 тыс.
Участники заседания сошлись на том, что, кроме контроля, необходима более строгая регламентация этого весьма специфического бизнеса (хотя не раз подчеркивалось, что все надо делать в рамках действующего законодательства, не скатываясь к популизму). Администрация Курска направила в городское собрание предложения, но требуется внести изменения и в областной закон. Объекты игорного бизнеса предлагается размещать в стационарных помещениях площадью не менее 80 квадратных метров (казино – не менее 800), которые обязательно имели бы отдельный вход. Кроме того, размещение игорных заведений предлагается вообще запретить в жилых домах, во встроенных и пристроенных к ним помещениях, а также в тех зданиях, где расположены федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, авто– и железнодорожные вокзалы, аэропорты. По мнению городских властей, не должно быть игровых салонов и на остановках общественного транспорта, в переходах, на рынках, в магазинах, на предприятиях общественного питания и бытового обслуживания, в сооружениях физкультурно-спортивного и оздоровительного назначения, в зданиях детских, образовательных и медицинских учреждений, санаториях. Кроме того, предполагается установить «чистую» от игорного бизнеса зону в радиусе 200 метров от этих учреждений.
Поддержав предложения городских властей, участники заседания сошлись во мнении, что надо бы еще законодательно запретить допуск в игровые салоны несовершеннолетних и лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а за нарушение такого запрета предусмотреть административную ответственность. В принципе, это верно, человек должен проигрывать в трезвом уме и здравом рассудке.
Конечно, это пока только идеи, еще не ставшие нормами, но ведь так все и строится с незапамятных времен: сначала было слово, за словом было дело…
Конец ознакомительного фрагмента.