Вы здесь

Игры и упражнения. Раздел 2. Игры на развитие воображения, творческой фантазии, способности к визуализации (Юрий Пахомов)

Раздел 2. Игры на развитие воображения, творческой фантазии, способности к визуализации

Всеобщее внимание

Количество участников: 6—15

Всем участникам предлагается одно и то же задание. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. По завершении игры участвовавшие в ней определяют, кому удалось привлечь внимание наибольшего числа людей и за счет чего.

Цепочка ассоциаций

Количество участников:5—8

«Ледокол», – произносит ведущий. Какая картина предстает вашему воображению? Три минуты молчания – отпустите мысль в свободное плавание. Посмотрим, куда она вас приведет. Через три минуты – опрос: – Кто на чем остановился? – Я в лесу, грибы собираю. Оказывается, участник, думая о ледоколе, перешел затем к мысли о машине, она привела его на завод. Затем вспомнились кадры кинохроники о заводе, и сразу же – другие кадры, из недавнего индийского фильма. Мысль об Индии сменилась воспоминанием о цирке (индийские артисты), потом возникло здание цирка, рядом – набережная Фонтанки, где зазеленели деревья… Лес… Так, каждый восстанавливает в памяти всю цепочку ассоциаций, которая привела от первого слова ведущего до последней картинки. Игру можно разнообразить попытками участников восстановить пропущенные звенья в цепочке одного из них – кто сможет лучше проникнуть в логику ассоциаций товарища? Можно также предложить кому-то одному логичной, убедительной последовательностью связать между собой те картинки, которые получились у двух других участников по завершении их ассоциативных цепочек. В результате два расходящихся от одного и того же слова ассоциативных ряда как бы «замыкаются» в единое целое.

Дополни предложение

Количество участников:4—8

Участники садятся в круг. Ведущий произносит короткое предложение. Игроки по очереди добавляют к нему по одному слову. Например: Ведущий: «Я готовлю…» Первый игрок: «Я готовлю обед…» Второй: «Я готовлю обед каждый день…» и так далее. Выигрывает тот, кто сказал последнее слово. Затем ведущий предлагает игрокам новую фразу. И так далее.

Кинолента

Количество участников: 5—8

Участники располагаются в полукруге. Ведущий объявляет название кинофильма, который сейчас будет создаваться всей группой. Например, «Партизаны». Участник, сидящий первым справа, повторяет слово «партизаны» и называет следующее слово, которое определяет ту картину, что представлялась его воображению: – Партизаны… Лес… Второй играющий повторяет сказанное и добавляет свое слово, развивая сюжет: – Партизаны… Лес… Землянка… Так накапливаются слова-кадры. Каждый повторяет все сказанные до него слова и добавляет новое. После участника, сидящего крайним слева, цепочку слов-кадров вновь принимает первый справа, и кинофильм продолжается. При оттренированной зрительной памяти группа в десять-двенадцать человек может довести «фильм» до ста кадров. Слово – это как бы название картины, которая предстает в воображении. Поэтому сначала надо увидеть картину, а потом назвать ее. Каждый раз, при каждом повторении – неважно, произносите слово вы или ваш товарищ, – «прокручивайте» киноленту снова и снова, переключайтесь с одного видения на другое и называйте слово только тогда, когда увидите картину. Иногда начинающие механически запоминают слова. Иногда – невольно связывают слово с назвавшим его человеком. Тогда участник вспоминает слово за словом, как бы «считывая» их с той последовательности, в которой сидят его товарищи. Надо сразу же предостеречь играющих от такой ошибки. Главное в упражнении – непрерывная последовательность внутренних кадров-событий и произвольное переключение с одного видения на другое. У каждого участника складывается свой рассказ. «Партизаны. Лес. Землянка» – при таком начале у одного сложится в картина ночного отдыха партизан, у другого – возвращение группы с боевого задания, у третьего, быть может, – бой и захват землянки противника. Поэтому каждое новое слово как бы поворачивает сюжет, иногда буквально опрокидывая то, что за секунду до этого представилось воображению слушающих. На первых порах участники нередко протестуют: слово, названное очередным игроком, не укладывается в те картины, которые воссоздаются в воображении каждого. Протесты не должны приниматься. Здесь действует принцип: «авторское слово-закон!» Каждое, даже самое «неудобное» слово нужно вписать в общую картину, найти ему место и оправдание.

Двойная кинолента

Количество участников: 6—10

Участники сидят в кругу. Ведущий пускает по рукам два изображения, разных по характеру и стилю исполнения. Допустим, одно из них – это цветная репродукция картины Моне «Стог сена». Другое – вырезанная из газеты карикатура Ю. Ганфа «Бюрократы». – Хорошенько запомните оба изображения. Вспомните первое… Второе… Посмотрите на картинки и проверьте, все ли вы запомнили. Отложите изображения. Вспомните первое… Второе… Первое… Второе… Создадим теперь два кинофильма по мотивам этих картин. Один – лирический этюд под названием «Лето». Другой – мультипликационный фельетон «В конторе». Оба фильма будем снимать одновременно. Справа налево но кругу пойдет кинолента «Лето», слева направо – «В конторе». Каждый, таким образом, запоминает одновременно обе киноленты и участвует в создании то одной, то другой, в зависимости от того, справа или слева приходит к нему очередной «фильм». Например: 1-й участник (сидящий крайним справа):-Поле. 10-й (сидящий крайним слева):-Столы. 2-й:-Поле. Солнечный день. 9-й: – Столы. Телефоны. 3-й:-Поле. Солнечный день. Стог сена. 8-й:-Столы. Телефоны. Графики выполнения. 4-й:-Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада в тени. 7-й:-Столы. Телефоны. Графики выполнения. Суета. 5-й: – Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада в тени. Птицы. 6-й:-Столы. Телефоны. Графики выполнения. Суета. Старший помзамзав. Теперь две киноленты скрестились и – расходятся в разные стороны: 7-й:-Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада и тени. Птицы. Шум листьев. 5-й: – Столы… и т. д.

Конец ознакомительного фрагмента.