Вы здесь

Игроман Лудоман. 2 (Азарт Аз, 2013)

2

Ещё в садике Азарт-малыш собирал этикетки. Тогда жвачки были дефицитным лакомством, забавой, и очень ценились среди детворы. А собранные этикетки хранили память – запах, вкус резинки. Особенно малышу нравились сценки из мультика, про двух мальчишек – длинного худого Болека и маленького толстого Лёлика. Или наоборот? Кто из них кто, малыш не различал? Ему просто нравились смешные мальчишки и их приключения. Этикетки можно было на что-то обменять, на красивый фантик от конфеты или шоколадки, на открытку, и даже на значок! А однажды, он обменял этикетку, на целую пластинку жвачки! Вот!

Когда малыш пошел в школу, у него была довольно внушительная коллекция этикеток. В школе этикетками не обменивались – на них играли! На перемене мальчишки собирались в большой рекреации, разбивались на пары, и каждый по очереди, согнутой в лодочку ладонью, старался оторвать с пола и перевернуть этикетку – «хлопнуть». Кто первым переворачивал обе этикетки, тот выиграл!

Становились старше, появились другие игры. На смену этикеткам пришли значки – игра на выбивание. Потом перешли на монеты – «гоп». Они часто спорили и ругались, а порой доходило до драк.

В игре – закалялся характер!


– В советской школе – Азарт учился на тройки. Если бы хотел, мог и на пятёрки? Но не мог, не хотел, не видел смысла?

– От всех умных взрослых, он слышал одно – будешь хорошо учиться, поступишь в университет, получишь диплом о высшем образовании! И…?

– …И, не договаривали – будешь получать сто двадцать рублей в месяц. Жить будешь от аванса до зарплаты – считая каждую копейку. И всех советских благ – тебе не видать!?

– О, таком мрачном будущем, он часто слышал из подслушанных бесед взрослых, с кухни?

А, вот если ты не будешь учиться – тебя дотянут до восьмого класса, и отправят в училище – получать профессию. И пойдёт бывший хулиган и двоечник – на завод, станет квалифицированным рабочим – будет получать достойную зарплату. И квартиру быстро получит, и в очередь на машину поставят, и бесплатную путевку в санаторий вручат. И на доску почёта повесят! И всеобщее уважение – бывшему хулигану! Всеобщий почёт – двоечнику!

Такое безоблачное будущее, вдалбливали в каждого ученика, официально!

Ну и зачем учится? Если советскому государству – были не нужны умные? Если при коммунистах «дураком!» жить легче – спрос меньше, а благ больше?


Сидя за партой, в голове Азарта всплывали образы недалёкого будущего?

Он инженер в НИИ (научно исследовательский институт), весь в работе. После сложного трудового дня, он измождённый, приходит домой в коммуналку. А там жена капает на мозги – прося денег, а дети просят – шоколадку? И он, переодевшись, бежит на вокзал разгружать вагоны!?

Или?

Он заслуженный передовик сталевар, отработав смену – идёт от проходной завода с высоко поднятой головой, мимо доски почёта с его улыбающейся фотографией в центре. Он садиться в новенькую машину «Москвич» и едет домой в четырёх комнатную квартиру – к жене с большой зарплатой, и к детям с коробкой шоколадных конфет (из буфета – по блату!).

Выбрав навсегда, второй вариант, – с учёбой Азарт больше не «заморачивался!».


В школу он обычно ходил, после 3-го урока, в столовую на обед – чтобы сданные на неделю «денежки», зря не пропадали? Сосед по дому был чуть старше Азарта, – он кушал после 2-го урока и уже сытый возвращался домой. Место встречи, между школой и домом, было изменить нельзя. Обсудив столовое меню – стоит туда ходить или нет? Они шли по своим делам.


В свободное от тренировок по боксу время, Азарт с пацанами проводил за игрой в карты. Любимое времяпрепровождение. Чаще всего играли в «Свару» – на деньги. Где брали – а кто где? Таскали у родителей; не скидывались на недельный обед в школе; оставляли сдачу после магазина себе; чистили карманы в школьной раздевалке; воровали по мелочи. Среди пацанов, было особой гордостью что-то «стырить» из магазина и при этом не попасться! Кто на что «горазд»?

Собиралась компания пацанов: на крыше, в подвале, у кого-нибудь дома. Или просто шли в лес, и целыми днями резались в карты. Весной, летом, осенью, зимой – притащили на поляну чугунную буржуйку с трубой – топили и играли. Мороз минус двадцать пять, снег, пурга, – а им всё нипочем. Романтика!

За картами – первый раз закурили, попробовали алкоголь – росли!


В восьмом классе на экзамене, перед вынужденным выпуском из школы он писал сочинение. Но что-то, – не писалось? Завуч лично сбегала к себе в кабинет, и гордо вручила ему готовое чьё-то произведение с отметкой 5-ять. Но что-то, – было лень? Завуч отдала сочинение однокласснице и, та ему переписала.

А на экзамене по алгебре – Азарту билетов не давали, и вопросов заумных не задавали? Попросили просто – нарисовать на доске мелом треугольник? потом квадрат? и усложнили до прямоугольника? И удивившись его геометрическим познаниям? Отпустили с миром!