Игра – дело серьезное
Игра – экскурс в прошлое
Игра сопровождает человека в течение всей его жизни. Играют дети и родители, дети играют друг с другом, подростки, молодёжь и взрослые участвуют в различных жизненных ситуациях, разыгрывая их, как по нотам с воем ролевом диапазоне. Когда незаметно, а когда и явно, ежедневно и ежечасно каждый из нас становится свидетелем или участником тех или иных социальных, политических, экономических, культурных и спортивных игр.
Итак, в начале нашего увлекательного пути по просторам игры, давайте определимся, что же это такое – игра.
Прежде всего заметим, что в мире существует организация «Ассоциация защиты игры». И даже в «Декларации прав ребенка» ст. 31 гарантируется право каждого ребенка на игру.
В научной литературе имеется много определений, что же такое игра в детском возрасте. Например, такое: «игра-это спонтанная, необдуманная, непредсказуемая деятельность ребенка» [1]. Игра обязательно сопровождается импровизацией, интересом, удивлением, эмоциями и радостью. И не зря у всех народов мира слово «игра» обозначает воздействия человека, которые могут доставить людям удовольствие и радость.
Для детей различные игры – это основной способ постижения окружающего мира, его законов, правил взаимодействия между людьми.
Уже в раннем возрасте ребенок пытается подражать кошечке или собачке, прислушивается к своему голосу, голосам окружающих, звукам, которые могут издавать различные предметы.
И здесь нужно остановиться на том, в какие игры играли наши далекие и не совсем далекие предки.
Так, у древних греков слово «игра» означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас теперь называется «предаваться ребячеству». У евреев слово «игра» соответствовало понятию о шутке и смехе. У римлян «ludo» означало радость, веселье. По-санскритски «кляда» означало игру, радость. У немцев древнегерманское слово «spilen» означало легкое плавное движение, наподобие качания маятника, доставлявшее при этом большое удовольствие. О неоднозначности понимания смысла слова «игра» говорит хотя бы тот факт, что в английском языке этому слову соответствуют два понятия: «play» (подвижная игра) и «game» (конкретная игра, имеющая определенные правила).
Игра всегда имитировала окружающую жизнь. Недаром одна из монгольских пословиц говорит: «Хочешь узнать, что за народ живет в стране, взгляни на игры его детей».
Детская игра носила бытовое и историческое значение. Так, в «Толковом словаре живого великорусского словаря» В. И. Даля (первое издание – 1863—1866) были введены игровые термины вместе с описаниями игр, с поговорками и присловиями об играх. Почитаем описание В. И. Даля:
– ГОРЕЛКИ мн. горелышки, игра, где становятся столбцом подвое, а одиночка впереди горит, т. е. ловит разбегающуюся врознь заднюю чету, и поймав одного, становится с ним в голову столбца, а одинокий за него горит. При этом идет такой разговор: «Горю, горю пень». Чего горишь? «Девки хочу». Какой? «Молодой». А любишь? «Люблю». Черевички купишь? «Куплю». Прощай, дружок, не попадайся!
– ГОРОДОК. игрушка, деревянная крепость, которую разбивают; детские постройки, для забавы, из песку, снегу и пр. Игра чурки, чушки: короткие кругляши ставятся на кону, отколе выбивают их палкою, швырком; кон в игре этой назыв. город, городец. В смол, и моек. губ. в городки играют иначе: втыкают суковатую палку, сучкам дают названия городов и селений, а верхний сучок Москва; потом конаются, проезжая мысленно от города до города; кто первый будет в Москве, выиграл. На словах-то он города берет. Ни к селу, ни к городу. Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. В городе (в Питере) рубят, по деревням (по городам) щепки летят, т. е. вести, письма расходятся; или: города, деревни, народ приплачивается за барские причуды. Что за город: и калача купить не на что! Иди в город, там с колокольным звоном встречают! Река протекла, так подо все города подошла. Пиво пьют – поговаривают, город рубят – поколачивают. Мышь в коробе, как воевода в городе. Добивались, что города, а избываем, что ворога. Бабьи города не долго стоят (а без баб города не стоят). И города рассыпаются, как песок приморский. Царь города бережет. В городе порука, на воде перевоз. Где город, тут и вера, где деревня, тут и порядня. Что город, то норов (то говор), что деревня, то поверье (порядня), что изба, то обычай (стряпня). Городки м. игра городок, чурки, чушки, свинки, рюхи.
– КЛЯП. чирок, чиж, палочка, срезанная с конца накось, по которой бьют на земле палкою, отбивая ее влет; самая игра эта, игра в чижи; каждая из двух палок. Счастье не кляп: в руки не возьмешь.
– ЧИЖ. чиж, чурка, заостренная с концов накось, и самая игра ею: по чижу бьют палкой, он взлетывает и его ловят; шляк, чирок, чурок.
– ЧИКАТЬ, чикнуть что, чиконуть по чем, ударить, треснуть, бить палкою, и пр. в игре кляп, клёп, чиж, чирок, чурок
– ЧИКАЛКА вологодск. палка, коею бьют чиж или мяч; лапта или гилка.
Появление игры в развитии человека объясняется тем, что необходима передача опыта от одного поколения к другому. Проигрывание различных ситуаций помогало закрепить новые навыки и подготовить к жизни новые поколения.
С усложнением самого общества усложняются и детские игры. Но всегда игра отражает действительность, раскрываясь в проигрывании военных походов, жизненных ситуаций, повторяя модели поведения взрослых, сохраняя общественные ценности, принятые в социальной группе в определенное время.
Человечество развивалось, играя. Несло в игре условия и смыслы своего выживания, устремляясь в будущее на кончиках детских пальцев, которые мастерили себе игрушечные лук или копье, пеленали соломенную или тряпичную куклу, выстругивали из палки игрушечного коня. Так, через игру готовились к жизни новые поколения.
Таким образом, игра – это специфическая форма упражнений, которая возникла и развивается в человеческом обществе.
Уважаемый читатель может возразить: мы знаем, что и животные также играют!
Действительно, мы с умилением наблюдаем за котенком, который гоняется за клубком или перебрасывает лапками испуганную мышь, щенками, которые борются друг с другом или бегают за солнечным зайчиком. А в дикой природе не раз приходилось видеть в различных телевизионных передачах, как резвятся медвежата, волчата, лисята. Взрослые животные устраивают состязания, розыгрыши, получая от игры не только тренировку каких-либо умений и навыков, но и просто определённое удовольствие. Игра присуща как людям, так и зверям, птицам и рептилиям. Таким образом, игра предстаёт более древним жизненным элементом, чем разумная сознательная деятельность, она возникла раньше, чем культурная и социальная составляющие человеческого существования.
Да, действительно, высшим млекопитающим свойственна игра. Но она существует лишь как отработка инстинктивного поведения, т.к. само поведение животных в природе ими неосознанно. Животное не осознает, что оно существует и живет по четкой программе, которая называется инстинктом. Человеческий детеныш, в отличии от детеныша животного приобретает и накапливает модели поведения, проигрывая их через заданные в бессознательном шаблоны. Об этих восьми шаблонах (векторах) и говорит системно-векторная психология (об этом речь пойдет дальше).
В то же время, нанизывая как бусины на нитку, новые модели поведения, проигрываемые и осознаваемые в игре изначально в воображении, мысленно. Игра человека – это результат его сознательной деятельности. Об этой особенности хорошо сказал А. М. Горький: игра – это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить».
Итак, давайте подытожим. Игра – сложное и объективное явление человеческой жизни. То, во что и как играют дети, зависит от развития общества и культуры. Игра способствует передаче накопленного жизненного опыта социальной группы. Все это отражается в содержании игры.
Во что играют наши дети
Человеку неискушенному кажется, что чем бы дитя ни тешилось – лишь бы не плакало.
И мы с вами конечно возразим такому мнению. Почему? Да потому что сегодня в 21 веке мы стремимся не просто растить детей, а развивать их. Для этого придуманы различные развивающие центры, развивающие игры, книжки, даже появились развивающие няни. Не смотря на все многообразие развивающих гаджетов и наших амбиций, остается неизменной потребность ребенка в игре. Игре, как социальном явлении. Игре, как проявлении потребности во взаимодействии с другими людьми. Игре, которая позволяет отыгрывать свои врожденные свойства, получая удовольствие, радость от открытия себя.
Что же такое игра для детей? Для детей игра – это необходимость, потребность, осознаваемая ими как желание в движении, общении, манипуляции предметами, познание новых отношений. Игра – это выстраивание воображаемой ситуации и ключевые слова, ее сопровождающие – «как будто», «понарошку». Например, малыш играет с карандашом и представляет, что это ракета, играет с палкой и представляет, что это конь, играет с цветком и представляет, что это маленькая принцесса. Присваивая название предмету, игра выстраивается маленьким человеком от воображаемого названия предмета, а не от реального его назначения. Как пример, фантик от конфеты может быть одеялом для куклы, но не может быть, к примеру, ракетой. Или палка может быть конем, но не может быть башней. Играя в «как будто», «понарошку», ребенок действует в реальности: как будто плачут, гудят как машины, прячутся от грозы, ходят в магазин, любуются звездным небом.
Обучение игре начинается с взаимодействия со взрослым. Именно взрослый запускает механизм игры, предлагая ребенку «замену» действительности на воображаемое: сорока-ворона, которая варила кашу или ладушки, которые гостили у бабушки, путешествие по кочкам и маленьким дорожкам запускают механизм «понарошку» и «как будто» воображаемых ситуаций. И дети эмоционально с радостью реагируют на эти игры.
Игра маленького человека начинается с самого простого – игры с мамой.
Можно ли играть с ребенком, которому нет и года? Не следовать идее тотального развития, а именно играть! Конечно можно! И нужно! Даже жизненно необходимо для малыша! Именно в этом возрасте малыш узнает и радуется новым отношениям. Он испытывает потребность не только в еде, питье, сне, дыхании, сохранении постоянной температуры тела, но и потребности (которая формируется взрослым) испытывать радость через новую форму взаимодействия – игру, предлагаемую взрослым. Эмоционально взаимодействуя со взрослым в игре, пытаясь подражать взрослому в действии, в звукоподражании, ребенок начинает ощущать потребность в раскрытии причины и связи явлений, которые ему интересны. Изначально это раскрытие происходит на примитивном уровне – чаще всего все предметы тянутся в рот, пробуются на вкус, на прочность.
В раннем детстве у ребенка возникает так называемая предметно-манипулятивная деятельность, которую чаще всего называют предметной игрой. Такие игры – это игры с окружающими игрушками и предметами, в которых ребенок учится использовать предметы по их прямому назначению, например, складывать кубики, катать мячик, заводить юлу, причесывать расческой куклу, играть с носовым платком. Овладевая предметными действиями, ребенок учится манипулировать окружающими его предметами. И опорой в этом случае служит схематическое воспроизведение действий взрослого.
Взрослый, а чаще мама разыгрывают перед малышом целые представления с предметами или игрушкой, в котором взрослый, обращаясь по имени к малышу, эмоционально призывая его к действию, показывает, как необходимо причесывать или купать куклу, катать машинку, лепить куличи из песка, складывать пирамидку. А дети с удовольствием повторяют действия взрослого: укладывают маму спать, «щебечут» в телефонную трубку как будто разговаривая с кем-то.
Позже у ребенка возникает сюжетно-ролевая игра. И снова для освоения этой формы игры необходима помощь взрослого. Это ведущая деятельность детей от 3 лет до школьного возраста.
В сюжетной игре ребенок оживляет предметы, например, кормит куклу, скачет на палке, воображая, что это лошадь.
В сюжетно-ролевых играх ребенок создает предполагаемую ситуацию, играет в ней роль другого человека или персонажа, и даже называет себя другим именем. Ребенок начинает в таких играх выстраивать отношений с другими воображаемыми персонажами. Дети договариваются о сюжете игры, распределяют роли, между ними устанавливаются ролевые отношений. К примеру, это игры во врача и пациента, семью или маму и дочку, водителя и полицейского. В игровом пространстве разворачиваются воображаемые, порой непредсказуемые сюжеты. Мир персонажей погружает ребенка в воображаемые взаимодействия между ними. Осознавая себя собой и вымышленным персонажем одновременно, ребенок взаимодействует с другими детьми и взрослыми и как персонаж, и как личность со своими желаниями и потребностями.
Такая игра имеет очень тесное отношение к мотивационной сфере человека – он хочет быть другим, как взрослый, лучше, сильнее, умнее.
Очень важно то, что в игре складывают межличностные отношения между детьми, где в группе, как в ранней стае дети бегают, визжат, толкаются, кусаются, кривляются, возятся, «принюхиваются» друг к другу. В этой группе впервые выстраиваются иерархические отношения: заводила, его команда или дети, постоянно спорящие между собой, тихие неторопливые и медлительные детки, общительные и замкнутые детки, обходящие стороной шумные и подвижные группы сверстников. В такую игру принимают или исключают. В такой игре назначаются роли, правила, необходимые к исполнению. В игре дети учатся слышать друг друга, согласовывать свои действия, учитывать действия другого.
Итак, ребенок в своем развитии в дошкольный период «проходит» три вида игр: предметные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры. В игре ребенок учится не только манипулировать окружающими предметами, но и взаимодействовать с другими людьми и детьми.
Недоигранность. Что это такое?
Помогая новому человечку прийти в этот мир, мы берем на себя определенные обязательства. И чем сложнее становится окружающий мир, тем большая ответственность ложится на плечи родителей. Современные дети отличаются от нас гораздо сильнее, чем мы когда-то отличались от своих родителей. Настала эра, когда яйцо стало учить курицу.
Наверное, вам неоднократно приходилось сталкиваться с ситуациями, когда ребенок, который еще ни читать, ни писать не умеет, обучает свою бабушку пользоваться компьютером, телефоном или помогает освоить все премудрости управления плазменным телевизором.
В свою очередь взрослым далеко не всегда понятны увлечения детей, которые с такой легкостью осваивают новейшие гаджеты. Мы пытаемся передать им свой опыт, не осознавая, что в условиях современной реальности он просто не актуален.
Индустрия игрушек и разнообразных игр предоставляет нам просто ошеломляющий выбор. Достаточно зайти в ближайший детский магазин, чтобы обнаружить невероятное количество игрушек на любой вкус и кошелек. Глаза просто разбегаются!
И мы, из самых лучших побуждений (у моего ребенка должно быть много игрушек = счастливое детство), скупаем ассортимент игрушечных магазинов и буквально осыпаем малыша подарками.
Но вот проблема: очень часто, невзирая на разнообразие игрушек, ребенок продолжает скучать. Да и новая игрушка далеко не всегда вызывает у ребенка ту реакцию, какую ожидают родители. Почему? Потому что все дети разные, и лишь отталкиваясь от дифференцирования свойств и желаний ребенка, мы можем не действовать вслепую, а осознанно подходить к выбору игрушек и игр.
Игра для ребенка – это, в первую очередь, способ изучения окружающего мира через погружение в определенную ситуацию. Играя, ребенок учится находить себя в этом мире, осваивает навыки, необходимые для нормальной социализации. Подбирая игры, соответствующие особенностям психики ребенка, мы помогаем ему развить врожденные свойства и закладываем основу для его будущей реализации в обществе.
Для детей очень важно присутствие, зримое или нет, родителей в их играх. Опираясь на поддержку родителей, малыш постепенно выстраивает свое видение окружающего мира. Но чтобы правильно задать направление для развития, важно понимать своего ребенка, осознавать его врожденные особенности. Без этого возможны ошибки в процессе воспитания, которые могут негативно отразиться на всем жизненном сценарии ребенка.
Достаточно оглянуться вокруг и посмотреть на проблемы, с которыми приходится сегодня сталкиваться: воровство, наркомания, алкоголизм, проституция, суицид, агрессия – и все это среди детей. Велик соблазн списать все это на воздействие извне: дурное влияние улицы, некомпетентность воспитателей и психологов. Мало кто способен признать, что далеко не все наши воспитательные меры идут ребенку во благо, ведь никто не желает своим детям зла.
Да, бесспорно, окружающий мир влияет на наших детей. Но все же следует осознавать, что основы здоровой психики, базовые понятия и установки закладываются в семье.
При этом важно не только количество времени, которое мы уделяем своему ребенку, но и само общение. Можно уделять играм с ребенком всего полчаса в день и при этом прибавить много новых положительных моментов в создание ощущения защищенности и безопасности, которое мы, родители, должны обеспечить детям для нормального развития.
Это возможно в том случае, если родители четко осознают особенности своего ребенка и, ориентируясь на них, выбирают игры и развлечения, соответствующие его истинным потребностям и желаниям.
Вот почему сегодня скучающие в море игрушек дети сталкиваются с тем, что оказывается, что они не умеют играть, не умеют общаться, дружить, делиться с ребятами игрушками. Не проигранные и не отыгранные действия приводят к современному явлению, которое определяется как «недоигранность».
Как определить, что ребенок «не доиграл»? И чем объясняется явление «недоигранности»? Объясняется это тем, что в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, после примерно семилетнего возраста она объективно заменяется учебной деятельностью. Именно поэтому в школе в 1—2 классах так много играются на уроках. Педагог, используя различные игры на уроках и во внеурочное время, формирует переход к учебной деятельности. А если ребенок до школы практически не играл? Не ходил в детский сад, мальчик не бегал во дворе с друзьями, а девочка не обсуждала в девичьей группке новые наряды кукол?
Бывают и такие случаи, когда родители практически с раннего возраста начинают «развивать» ребенка, составляя ему расписание таким образом, что вместо того, чтобы получать бесценный навык ранжирования в группе сверстников, юный гений с утра до ночи играет на скрипке, учит языки и развивается, развивается, развивается… И это не плохо. Но это «развитие» не дает тех социальных навыков, которые необходимы ребенку в этом возрасте. У ребенка не формируется чувство общности группы – первичного коллектива, ощущения другого. Тенденция вытеснения детской игры у дошкольников приводит к тому, что игра не становится ведущей деятельностью, а значит обучение в школе вызывать проблемы и приведет к дальнейшей дезадаптации ребенка.
Почему же дети перестали играть? Этому есть свои объяснения. Дело в том, что современные взрослые считают игру всего-навсего развлечением, на которое не нужно тратить время. На что же можно тратить время? Современные взрослые, как мы уже говорили выше, начинают развивать ребенка с пеленок, забывая о том, что в природе есть объективный механизм развития, который и заключается в игре: с мамой, с предметом или игрушкой, в группе сверстников. Игра играется с кем-то, потому что природа игры, прежде всего, социальная.
Таким образом, игра учит ребенка общению, взаимодействию, она передает человеческие отношения, она организует и самоорганизует ребенка.
Поэтому игра – это средство обучения, это средство развития дошкольника.
Каковы причины того, что сегодня дети играют меньше?
Во-первых, резкий разрыв поколений, т.е. дети становятся все дальше от взрослых.
Во-вторых, современная социальная реальность мало понятна ребенку. Например, очень сложно современному ребенку представить и воплотить игру в менеджера, дизайнера, дистрибьютора. Как изобразить эти профессии, ребенку не понятно. А реальная жизнь взрослых не дает возможность ребенку показать действия взрослых.
В-третьих, в современном мире сокращается пространство безопасной игры. Это значит, что с ростом общей напряженности, конфликтности, дезориентированности, техногенной насыщенности места для самостоятельной игры детей практически не осталось. Родители испытывают реальный страх за жизнь и здоровье своих детей, и их можно понять!
В-четвертых, современные игрушки не поддерживают игру. Это относится к различным трансформерам, интерактивным игрушкам и проч. Эти игрушки созданы для развлечения взрослых, а не для ребячьей игры как фантазийного действия.
В-пятых, содержание для детских игр определялось обычаями, традициями, событиями времени. Современное содержание детских игр определяется МЕДИА – индустрией, т.е. мультфильмами и художественными фильмами. Но что смотрят наши дети?
Вышеприведенные аргументы заставляют задуматься о том, во что и как играют наши дети. И можно ли назвать игрой то, чем занят ребенок?