Вы здесь

Игра стоит свеч. Как оценить эффективность бизнес-тренинга?. Глава 3. Уровень второй: Знания (Е. М. Макота, 2014)

Глава 3

Уровень второй: Знания

Главный вопрос уровня: «Что именно усвоил сотрудник в процессе обучения»?

На данном этапе мы узнаем, насколько вырос объем знаний ваших работников. Если это действительно произошло, то пропорционально вырастет и вероятность применения полученного на практике. А это, в свою очередь, отразится и на финансовых результатах фирмы – очевидно, что не в худшую сторону!

Кроме того, если вы приступите к оценке на втором уровне, то покажете сотрудникам, что заинтересованы в их профессиональном развитии. Улавливаете тонкий имиджевый ход? Босс, который хочет, чтобы его работники получали новые знания – хороший босс! Лояльность персонала еще никто не отменял.

Что нужно сделать, чтобы оценить увеличение объемов полученных знаний? Всего-навсего посмотреть правде в глаза и ответить на три вопроса:

Вопрос 1. Какие новые знания, необходимые для работы, получили участники тренинга?

Надо понимать, что получение новых знаний вовсе не является конечным успехом тренинга. Это важный, но недостаточный результат обучения: люди могут узнать нужную информацию, не проходя тренинг – допустим, прочитав книгу или посетив лекцию. Да и сами по себе новые знания, без умения их применить, бесполезны.

Вопрос 2. Изменились ли настрой и установки участников после тренинга?

Эмоциональная «накачка» и смена психологических установок – одно из важнейших следствий тренинга. Вообще любая коллективная работа способна «настроить» людей на работу по-новому, сплотиться, укрепить командный дух и т. д. Тренинг меняет аудиторию – хочется нам того или нет. Другое дело, что для изменений мало одного желания, необходимо еще и умение.

Вопрос 3. Какие новые навыки, необходимые для работы, приобрели участники тренинга?

Навык – это отработанная до автоматизма модель поведения в той или иной ситуации. Если человека обучать их применению постоянно, то это окажет свое влияние на результаты его работы. Посудите сами: очевидно, что навык задавания грамотных вопросов позволит продавцам точнее выяснять потребности клиентов и повысит качество их обслуживания.

Оценка приобретенных навыков – тонкий вопрос, который нужно решать как в отношении каждого участника, так и группы в целом. Какие методы для этого подходят?

1.
Тест на знание изученного материала с вариантами ответов

Конкретика, конкретика и еще раз конкретика – вот главное условие применения тестов. Знания, проверяемые при помощи тестирования, не должны интерпретироваться двояко. Только в этом случае вы можете рассчитывать на правдивую информацию о том, насколько «прижилось» обучение.

Чем удобно тестирование? Конечно, наглядностью результатов – вы видите процент запоминания сотрудниками нужной информации и сразу можете сделать соответствующие выводы. Помните, что внезапность теста дает более объективный срез знаний – если сотрудники предупреждены, то могут повторить материал, вспомнив забытую информацию по теме.

Ложка дегтя для приверженцев методики тестирования – это субъективизм. Тест может содержать нечетко сформулированные вопросы, варианты ответов могут послужить подсказкой и т. д. Не забудьте еще и о том, что все люди разные – многим может быть неудобна сама форма тестирования! Разумеется, что под каждую компанию – логично, что обучение будет проходить по-разному – тест должен разрабатываться в индивидуальном порядке.

Фрагменты тестов:

Тест Ваши фамилия, имя, отчество ___________________________

1. Поставьте галочку напротив тех фраз, которые можно использовать во время общения с клиентом.

Вы неправильно сказали.

Это не входит в мои обязанности.

Я сейчас уточню информацию.

Да, действительно, подходящих для Вас вариантов не так много.

Эта вакансия самая лучшая, я Вам точно говорю, так как работаю здесь давно.


2. Менеджер разговаривает в офисе с клиентом. В это время звонит телефон. Должен ли менеджер взять трубку?

Нет. Да.

В зависимости от ситуации.

Менеджер должен извиниться перед клиентом, с которым разговаривает в данный момент, и взять телефонную трубку.

Менеджер должен взять телефонную трубку только после четвертого телефонного звонка.


3. Клиент пришел в службу занятости первый раз. Правильным первым вопросом менеджера будет:

Что Вы хотели?

Какую работу Вы ищете?

Что Вам необходимо?

Вам что-то подсказать?


4. Если в очереди на посадку замечено волнение, крики, ругань или другие признаки конфликта, то контролер призывает пассажиров к порядку следующей фразой:

Уважаемые пассажиры, давайте вести себя прилично. Не мешайте, пожалуйста, мне сажать пассажиров.

Уважаемые пассажиры, давайте соблюдать порядок при посадке.

Успокойтесь, пожалуйста.

Уважаемые пассажиры, давайте соблюдать порядок при посадке. Спасибо за понимание.


5. Клиент – это…

Цель нашей работы, важнейшая фигура в нашем деле;

Человек, который пользуется нашими услугами/товаром;

Человек, которому интересны наши услуги/товар.


6. В начале общения с клиентом, необходимо:

Рассказать клиенту как можно больше о предоставляемых услугах, для того, чтобы он смог определиться.

Дать возможность рассказать клиенту о своих потребностях, для того, чтобы понять, какие услуги могут быть ему полезны.

Рассказать клиенту о той услуге, которая, как Вы считаете, ему подходит.


7. Клиент на повышенных тонах возмущается, что Ваша фирма совершенно не умеет работать профессионально. Вы:

Говорите, чтобы на Вас прекратили кричать.

Спрашиваете клиента, что именно случилось и так его расстроило?

Говорите, что Ваша фирма – это солидная организация, с хорошей репутацией, с полным комплексом предоставляемых услуг, и удивительно, что клиенту что-то не понравилось.


8. Завершая сделку:

Вы стремитесь к завершению сделки и настаиваете на этом. Иногда для этого Вам приходиться и потягаться силами с клиентом.

Вы еще раз подчеркиваете выгодность того варианта, который выбрал клиент.

Клиент заключит сделку тогда, когда он «созреет» сам.


9. После длительных переговоров Вы все-таки убедили клиента приобрести Вашу услугу. Осталось последнее возражение: «Ваши цены все-таки выше цен Ваших конкурентов, и разница в цене не соответствует разнице в качестве». Ваши действия:

Вы подчеркнете, что данная цена соответствует предлагаемому качеству услуги, и покупать где-то дешевле – ложная экономия, так как у конкурентов ниже качество услуги.

Вы найдете способ предоставить скидку.

Вы повторите преимущества приобретения именно Вашей услуги, выгоды и дополнительные плюсы работы с Вашей фирмой, которые сможет получить клиент.

Вы скажете, что хотели бы предложить ему самую лучшую цену, но, к сожалению, это не в Вашей компетенции.


10. С помощью каких вопросов Вы можете разговорить клиента и понять его потребности?

Закрытых;

Открытых и направляющих;

Открытых и альтернативных;

Альтернативных и риторических.


11. Поставьте галочку напротив высказывания, которое, на Ваш взгляд, является неправильным.

Не волнуйтесь. Проблем не будет.

Этот вариант наиболее выгоден, так как он за максимально короткое время может увеличить объем продаж.

Это не входит в мои обязанности.

К сожалению, мы этого не делаем.

Я Вас не беспокою?


12. Вам задают вопрос, на который Вы не знаете ответа. Ваша реакция:

«Не в курсе».

«Не знаю».

«Я сейчас уточню ответ на Ваш вопрос».


13. Делая коммерческое предложение клиенту, Вы:

Предпочитаете выступать в роли эксперта и, соответственно, делаете много заявлений и утверждений, которые попадают в цель и которые трудно опровергнуть.

Только описываете варианты, а выбор пусть делает сам клиент.

Объясняете, что именно могут дать клиенту предлагаемые Вами варианты. При этом стараетесь убедить его в понимании пользы и выгоды этих вариантов.

Вы не любите проталкивать свои варианты. Вместо этого основное внимание Вы уделяете развитию взаимоотношений.


14. Открытая поза менеджера говорит клиенту о его:

Воспитанности;

Готовности к общению;

Хорошем настроении.


15. Говорить с клиентом на «языке выгоды», это значит:

Рассказать о том, что человек получит в результате использования данной услуги.

Преподнести клиенту изысканный комплимент.

Рассказать клиенту о преимуществах данной конкретной услуги.


16. Претензия клиента адресована не к Вам, а к фирме в целом, Вы должны:

Выслушать претензию клиента, пытаясь снизить раздражение и напряжение клиента.

Сказать, что Вы в этом не виноваты, так как Вы просто менеджер, а не директор фирмы;

Сказать, что все вопросы к директору компании.


17. Менеджер первый раз звонит клиенту и предлагает сотрудничество. Клиент заинтересуется, если:

Рассказать все преимущества работы с Вашей фирмой, сформулировать выгодные отличия от конкурентов и пообещать «хорошие» цены.

Узнать контактное лицо, представить компанию и договориться отослать коммерческое предложение.

Представить компанию, максимально полно выяснить информацию о клиенте для того, чтобы составить коммерческое предложение и договориться о дате следующего звонка.

Рассказать, почему стоит работать именно с Вашей компанией, подготовить и выслать коммерческое предложение.


18. Если клиент возражает, значит:

Ему недостает какой-то информации.

Он не хочет с Вами разговаривать.

Клиент вредный, Вам просто не повезло.

Клиенту не интересно Ваше предложение.


19. Менеджер действует грамотно, если:

Показывает свою компетентность, используя различные профессиональные термины

Максимально полно рассказывает все преимущества компании и услуги.

Умеет выяснить критерии и параметры сделки конкретного клиента.

Умеет настоять на своей позиции, так как клиент не владеет всей информацией и часто ошибается.


После проверки пройденных тестов баллы суммируются, и каждому из сотрудников выставляется своя оценка:

«3» балла Ни одной ошибки

«2» балла Ставится, когда в тесте допущено не более двух ошибок.

«1» балл В тесте допущено более двух ошибок.

2.
Опрос

Фрагмент опроса:

1. Назовите области клиентоориентированности

2. Напишите суть технологии ЦОВ.

3. Назовите шесть базовых потребностей.

4. Есть два базовых типа мотивации. Назовите их.

5. Назовите способы определения ведущих потребностей сотрудника.

6. Приведите три примера проективных вопросов для определения ведущих потребностей сотрудника.


Усложнить условия для обучающихся можно, проведя «отложенный» опрос, который проводится спустя некоторое время после окончания тренинга. Лучше всего – через неделю или месяц, когда полученная информация немного «выветрится».

Как тренер со своей собственной методикой, я предпочитаю использовать тестирование и опрос одновременно. Предлагаю вам ознакомиться с отрывком из такого объединенного опроса-теста: слушатели заполняли его как до, так и после тренинга – таким образом, у меня была возможность сравнить результаты после обучения.

Фрагмент теста-опроса одного из проектов:

Уважаемый участник тренинга «Оперативное управление.

От задачи до результата!»________________________________

Ответьте на предлагаемые вопросы или выделите те высказывания, которые считаете правильными.

Ваши ответы помогут более точно расставить акценты в предстоящем тренинге, а также оценить его эффективность. Если Вы затрудняетесь ответить на те или иные вопросы, то просто пропустите их.

1. Выгоды делегирования

Как Вы считаете, почему руководителю выгодно делегировать задачи?


2. Способы воздействия.

Какие способы воздействия на подчиненного Вы знаете, чтобы тот взял на себя обязательство выполнить задачу?


3. Основными причинами сопротивления задачам руководителя являются:

Лень и безответственность подчиненного

Отсутствие времени у подчиненного

Неграмотно сформулированная задача (нечеткое содержание)

Ненормативная лексика руководителя


4. Согласно принципу Эйзенхауэра все задачи распределяются:

На индивидуальные и коллективные

По степени желательности и привлекательности

По степени приоритетности и срочности

По степени прибыльности и убыточности


5. Контроль. Обведите одно или несколько высказываний, которые считаете правильным/правильными:

Цель контроля – это:

Оценка деятельности Коррекция отклонений

Меры дисциплинарного воздействия

Важный элемент самоутверждения руководителя


6. Эффективность деятельности подчиненных сотрудников напрямую зависит от:

Возраста

Грамотной постановки задач

Тотального контроля со стороны руководителя


7. Конструктивная критика. Обведите одно или несколько высказываний, которые считаете правильным/правильными:

Что должно быть целью конструктивной критики?

Стимулировать специалиста на прекращение деятельности таким образом

Публичное наказание нарушителей

Коррекция внутренних установок личности

Сделать из подчиненного человека


Будь то тестирование или опрос, их проведение должно регулироваться определенными правилами. Поэтому потрудитесь объявить аудитории, что:

Тест-листы должны быть подписаны, чтобы прогресс в знаниях мог быть подсчитан для каждого участника.

Цели должны быть объявлены участникам заранее. Объясните, что тестирование проводится в учебных целях, и его результаты не скажутся на статусе участников, их карьере, зарплате и пр.

Не торопите участников, попросите их быть внимательными.

3.
Экзамен

Еще одно воспоминание из школьно-студенческой жизни – провести оценку знаний можно аналогично родной госсистеме среднего и высшего образования. Я регулярно применяю его в своей практике. Приведу пример экзамена после тренинга для сотрудников «контактной зоны» автовокзала. По его результатам работники должны были подтвердить знание речевых модулей, которые входят в их стандарт поведения.

Организация экзамена была произведена по стандартной схеме: сотрудник вытягивал билет и описывал свой алгоритм действий в той или иной ситуации, включая речевые модули из профессионального стандарта поведения.

В зависимости от результатов, сотрудник получал балл:

«3» балла – Рабочая ситуация рассказана полностью.

«2» балла – Сотрудник полностью озвучил алгоритм действий, но озвучил не все речевые модули или перефразировал некоторые из них.

«1» балл – Сотрудник не смог озвучить речевые модули, которые указаны в стандартах, допустил недочеты в алгоритме действий.

Примеры экзаменационных билетов:

Билет № 1

Стандартный алгоритм действий посадочного контролера.

Нетрезвый пассажир. Что делать посадочному контролеру?


Билет № 2

Пассажир отказывается занимать свое место в соответствии с купленным билетом. Действия посадочного контролера?

Пассажир нарушает правила поведения в публичных местах. Что делать посадочному контролеру?

Вы можете варьировать программу экзамена в зависимости от целей и задач обучения. Например, если вы хотите проконтролировать знание фраз из корпоративных стандартов поведения, проводите письменный и устный экзамены.

Уделяйте большое внимание антуражу экзамена, подчеркните его важность – как-никак это серьезное мероприятие: можно даже разработать специальную экзаменационную ведомость (Рис. 3.1) и собрать принимающую комиссию. Донесите значимость до сотрудников, подчеркнув всю серьезность события!

4.
Экзаменационные задания

Главное отличие от обычного экзамена – это практическая демонстрация полученных на тренинге навыков. Следовательно, от вас потребуется разработать экзаменационные упражнения.

Например, после тренинга для руководителей, задание могло бы звучать так:

«Сотрудник вашего отдела работает уже 3 года, показывает высокие результаты, но имеет низкую лояльность к организации. Вам необходимо, чтобы он сделал анализ конкурентов. Поставьте ему такую задачу».

В зависимости от темы проведенного тренинга вы можете давать различные задания на применение навыков – составить бизнес-процесс, провести презентацию, сделать «холодный» звонок и т. д.

Как результат, по итогам выполнения задания, для каждого из сотрудников заполняется «лист проверки умений». В первой колонке выставляется балл (от 1 – «слабое владение», до 3 – «эксперт»), во вторую вносятся комментарии наблюдателей [8].


Рис. 3.1 Фрагмент экзаменационной ведомости


Вы можете возразить: «неужели всего один тренинг может стать основанием для такой проверки? Людей этому учат годами!» Да, действительно – и, надо сказать, у многих так и не получается. Но даже единичное занятие может изменить уровень владения тем или иным навыком – тем более что для этого есть особые программы обучения. Участник специализированного, хорошо «заточенного» тренинга уже способен пусть медленно, но без системных ошибок выполнить поставленную задачу.

5.
«Передай другому»

Общение с глазу на глаз участника тренинга и сотрудника, который на нем не был – отличный способ проверить знания первого. Это своего рода задание «объясни другому»: при этом наблюдатель оценивает полноту и соответствие информации тому, что действительно было на тренинге. Например: «расскажи Васе, как теперь необходимо отвечать на возражение «нам ничего не надо».

6.
Обучение других сотрудников

Участников тренинга можно привлечь к обучению сотрудников, которые на нем не были. При этом форма обучения может быть разной:

обучение группы в парах во время собрания сотрудников;

проведение презентации материала с тренинга для сотрудников, которые не смогли присутствовать на тренинге;

помощь в адаптации и обучении новых сотрудников;

проведение презентаций с коллегами из других подразделений.

7.
План развития

Задайте письменно следующие контрольные вопросы сотрудникам, которые были на тренинге:

Что Вы хотели бы уметь делать после участия в бизнес-тренинге?

Какие конкретно навыки Вы собираетесь применять?

Что Вам может помешать в достижении успеха?

Как Вы будете преодолевать эти препятствия?

Какая поддержка Вам будет нужна для применения полученных навыков на тренинге?

Каких результатов Вы ожидаете? [8]


Вопросы могут быть составлены по-разному, но суть их должна оставаться неизменной. Это фундаментальные данные, и Вы должны получить их любой ценой!

Распорядитесь, чтобы все листки с ответами были подписаны – через 2 или 3 недели проведите «очную ставку»: поговорите с участниками тренинга о том, что было написано и насколько это соответствует реальности на данный момент. К контролю усвоения и использования информации можно привлечь и самого тренера.

Контроль знаний сотрудников – это важнейшая задача, которую вам предстоит решить, оценивая эффективность проведенного тренинга на этом уровне. Главное – получить правдивые ответы и объективные данные: тогда нам легко будет перейти к оценке третьего уровня модели Киркпатрика. Переворачиваем страницу и двигаемся дальше!