Час ролевого суда
Анонс
Кто виноват? Что делать? Два важных вопроса, на которые все ищут ответ. Если второй вопрос часто раскрывают на семинарах и круглых столах, то первый – политкорректно замалчивают. Мы же все тут друзья, верно? И чем старше мы становимся, чем в бОльшее количество игр погружаемся, чем больше трэша видим – тем БОЛЬШЕ вещей нам приходится замалчивать.
У вас есть уникальная возможность больше не сдерживаться и высказать всё наболевшее, не боясь никого обидеть. Более того, вы сможете на время побыть в шкуре того, кто портил вам жизнь и игры, а затем вы можете переквалифицироваться в прокурора-бичевателя или выступить свидетелем, рассказав историю из своего опыта.
Изюминка данной игры заключается в том, что она позволяет говорить о серьёзных вещах с лёгкостью и без напряжения.
Слово ведущего
Фото Михаила Захарова
Изначальная идея такого мероприятия появилась с полгода назад при подготовке нашего Самарского конвента. Хотелось устроить разговор, который смог бы воздействовать на ролевую среду, и предполагалось, что речь пойдет о проблематизации и присвоении общих для всего ролевого сообщества проблем. То, что я подготовил тогда, никуда не годилось. Простого обсуждения было недостаточно, чтобы каждый из участников игры хоть на секунду примерил на себя проблемы сообщества всерьез. Тогда накануне уже заявленного мероприятия мы переговорили со Скади (Людмилой Смеркович), и она предложила переделать формат в сатирическую игру со смешинками на манер какого-нибудь телевизионного шоу. Я пришёл домой и всю ночь печатал тексты, и утром шоу «Казнить нельзя помиловать» прошло довольно задорно, а после этого оно было немного обработано напильником и привезено на Зилант. Так родилась пародия на судебные шоу: Час ролевого суда.
Суть мероприятия в том, чтобы в ненапряжной форме обсуждать серьёзные проблемы. Смех позволял обходить коммуникационные барьеры, а обобщённая форма высказывания – присущую ролевому обществу толерантность («я не буду говорить плохо про Васю-Петю, нам ещё в одном регионе играть…»). Таким образом, формат сподвигал рассуждать о серьёзных вещах, не боясь задеть ничьё эго. А благодаря тому, что все участники так или иначе примеряют на себе роли «грехов» ролевого сообщества, то можно говорить о переосмыслении своей роли в нём. Ну и не последнее по значению – это игра, и она получилась достаточно весёлая.
Второй прогон показал, что необходима дальнейшая модернизация формата. Я надеюсь, что у нас с профессиональным адвокатом/ролевиком это дело получится, и дальше по конвентам я буду ездить в роли прокурора. После каждого прогона поступают новые заявки от игроков, все предлагают новые типажи, которых можно было бы засудить – формат расширяется, и меня как одного из создателей это радует. На втором прогоне очень порадовали исполнители ролей прокурора и адвоката, Пётр Шилов и Сергей (Маузер) Лебедев были превосходны, а их риторика глубока и завлекательна, полна неожиданных и правдивых аналогий. Обвиняемые тоже вживались в роли, чем изрядно радовали публику. На этом прогоне использовалась музыка, это добавляло атмосферы и делало игру больше похожей на ТВ-шоу. В качестве зон роста хочется отметить антураж и интерактивность формата – и с этим мы точно поработаем.
Я хочу сказать, что подобные игровые форматы на Зиланте вполне заменили собой семинарский блок. Я считаю, что это вполне закономерное явление. Мы ролевики, мы должны играть в ролевые игры. А практический опыт лучше всего передаётся через совместную деятельность и озарения, которые во время этой деятельности происходят. Я очень рад, что мне посчастливилось поучаствовать в работе на площадке «Игра мечты».
Предварительные материалы
Час Ролевого Суда – что это такое?
Фото Людмилы Смеркович
Это сатирическая игра, пародирующая телевизионные передачи («Встать, суд идёт», «Час суда» и т.д.). В тех шоу разбирали одно запутанное дело, после чего оглашался приговор. Судили вполне конкретного человека с привлечением свидетелей и полной инсценировкой судебной процедуры. Отличие этой игры в том, что судебная процедура здесь будет моделироваться очень-очень отдалённо из-за специфики рассматриваемых дел. Обвиняться будут не конкретные люди, а карикатурные яркие образы каких-то аспектов ролевого движения. Например, судить будут не Васю Пупкина, а некоего мастера, который любит менять правила по 10 раз за игру, не предупреждая об этом заранее. То есть присяжные по игре будут выносить своё суждение не по конкретным лицам и поступкам, а по общим и абстрактным ситуациям. Доказано ли что мастер 10 раз изменяющий правила без предупреждения испортил нам игру?
Вследствие специфики игры в качестве доказательств запрещается обращаться к фактам (называть конкретные имена людей или названия игр), все утверждения должны использоваться в обобщённом виде. Если адвокат или прокурор заметят обращение к фактам – они могут заявить протест судье.
Какова процедура игры?
Фото Юрия Майсова
Играющие собираются в помещении, где получают буклеты с базовыми ролями. Затем объявляется первое заседание ролевого суда
Процедура суда
Слово обвиняемого (2 минуты). У обвиняемого персонажа персонажа есть 2 минуты, чтобы представиться и попытаться убедить зал в том, что явление, которое он собой представляет гораздо сложнее, чем выглядит с первого взгляда. Попытаться показать свои позитивные или выгодные для сидящих в зале стороны.
Свидетельские показания (4 х 1минута). Когда 2 минуты обвиняемого закончились, вызываются из зала 4 свидетеля. 2 свидетеля защиты и 2 свидетеля обвинения. Каждый из них имеет одну минуту чтобы свидетельствовать. Каждый из свидетелей по очереди отвечает на один вопрос защиты и один вопрос обвинения.
Вопрос обвинения.
Вопрос защиты. Затем обвиняемый отвечает на 1 вопрос от защиты и 1 вопрос от обвинения.
Слово обвинения (2 минуты)
Слово защиты (2 минуты) Потом обвинитель и защитник выступают по очереди, у каждого есть 2 минуты, чтобы убедить зал в виновности или невиновности персонажа.
Голосование. После этого объявляется голосование среди присяжных, которыми считаются все, кто не принимал участия в процессе (не был свидетелем, не был адвокатом, судьёй, прокурором или обвиняемым)
Оглашение приговора. В зависимости от решения присяжных, обвиняемый освобождается или приговаривается к казни, которую озвучивает судья. Звучат аплодисменты, желающие поменяться ролями делают это, например, адвокат и прокурор захотят поменяться или на место судьи захочет прийти другой человек. Вызывается следующий обвиняемый и всё повторяется.
Если кому-то не хватило персонажа – им предлагается подумать, что в ролевом движении им больше всего не нравится и проассоциировать себя с этим явлением, после чего говорить и судить в рамках этого персонажа.
После игры во время разбора все представляются кто какого персонажа себе придумал, рассказывают о нём и проводят короткий полевой суд общим голосованием. Озвучивший свою роль сам придумывает наказание своему персонажу.
Какие есть роли?
Фото Людмилы Смеркович
Судья – следит за регламентом и последовательностью выступлений, в зависимости от решения присяжных может озвучить приговор и придумать остроумную и максимально адекватную казнь для явления или персонажа.
Обвиняемый – это карикатура на группу людей или какое-то явление, его задача убедить присяжных, что оно им нужно, что его неправильно поняли и он на самом деле хороший, без него вообще нельзя никак.
Адвокат – выступает в защиту обвиняемого, его задача задавать каверзные вопросы свидетелям обвинения, заставляя их говорить в защиту обвиняемого и вытаскивать из свидетелей защиты самые цепляющие за живое истории, чтобы оправдать обвиняемого.
Фото Михаила Захарова
Прокурор – то же самое что адвокат, но наоборот, его задача доказать вину обвиняемого.
Фото Михаила Захарова
Свидетель – в зависимости от выбранной стороны, обвинения или защиты, свидетельствовать, стараться максимально эмоционально отвечать на вопросы.
Присяжный – принять во внимание всё услышанное и проголосовать за представленную позицию, наиболее близкую его убеждениям.
Фото Людмилы Смеркович
Какие есть персонажи?
Фото Людмилы Смеркович
Судья, Адвокат и Прокурор – они имеют скорее функцию и могут не иметь какого-то своего характера, являющегося отсылкой к какому-то типажу или явлению. Все остальные участники процесса – имеют ярковыраженный типаж, в рамках которого они высказываются.
Случай первый. Мастер-Ретроград
Делает игру по старым разработкам, использует старые материалы с других игр, задирает взнос повыше, складывает деньги в карман.
Обвиняется: в отсутствии роста и разнообразия, нецелевом использовании взносов, присвоении игровых взносов, вместо того, чтобы вложить деньги в игру.
Загруз на обвиняемого (выдаётся каждому обвиняемому вместе с ролью):
Вводная: Вы лично не считаете себя плохим человеком. Возможно, кому-то кажется, что вы делаете плохие вещи, но вы делаете их не просто так, а потому что у вас есть на то СЕРЬЁЗНЫЕ причины. На самом деле вы непонятый герой, вы делали то что делали потому что считаете это правильным и полезным. Ваша задача – раскрыть вашу позицию максимально полно, найти такие слова, которые убедят присутствующих, что за вами стоит некая очень важная правда, убеждение, которое они сами могли бы разделить и согласиться с ним.
Случай второй. Мастер-Вампир.
Привлекает игроков к сотворчеству, а по факту заимствует их творческие находки, экономит силы на разработке, раскручивается за счёт этого, получает одобрение и обрастает контактами, использует интеллектуальную собственность других людей, а славу и прибыль присваивает себе.
Обвиняется: в эксплуатации игроков, присвоении их творчества, раскрутке себя за счёт игроков, нечестном распределении прибыли.
Загруз на обвиняемого (выдаётся каждому обвиняемому вместе с ролью):
Вводная: Вы лично не считаете себя плохим человеком. Возможно, кому-то кажется, что вы делаете плохие вещи, но вы делаете их не просто так, а потому что у вас есть на то СЕРЬЁЗНЫЕ причины. На самом деле вы непонятый герой, вы делали то что делали потому что считаете это правильным и полезным. Ваша задача – раскрыть вашу позицию максимально полно, найти такие слова, которые убедят присутствующих, что за вами стоит некая очень важная правда, убеждение, которое они сами могли бы разделить и согласиться с ним.
Случай третий. Игрок-Торгаш
Требует плюшки с мастера, мы же платим взнос. Требует плюшек с мастера, иначе грозится слить конфликт и запороть игру или уехать с полигона.
Обвиняется: в шантаже, жадности, разрушении игрового баланса, краже мастерского времени у других игроков.
Загруз на обвиняемого (выдаётся каждому обвиняемому вместе с ролью):
Вводная: Вы лично не считаете себя плохим человеком. Возможно, кому-то кажется, что вы делаете плохие вещи, но вы делаете их не просто так, а потому что у вас есть на то СЕРЬЁЗНЫЕ причины. На самом деле вы непонятый герой, вы делали то что делали потому что считаете это правильным и полезным. Ваша задача – раскрыть вашу позицию максимально полно, найти такие слова, которые убедят присутствующих, что за вами стоит некая очень важная правда, убеждение, которое они сами могли бы разделить и согласиться с ним.
Случай четвёртый. Игрок-Потребитель
Сам ничего делать не хочет, писать квенту не хочет, хочет квестов с готовыми решениями, супер АХЧ и чтобы ему сделали красиво. Хочет быть в центре событий, и чтобы его развлекали, это должны ему обеспечить, естественно, мастера.
Обвиняется: в лени, в перекладывании ответственности, растрате чужих ресурсов
Загруз на обвиняемого (выдаётся каждому обвиняемому вместе с ролью):
Вводная: Вы лично не считаете себя плохим человеком. Возможно, кому-то кажется, что вы делаете плохие вещи, но вы делаете их не просто так, а потому что у вас есть на то СЕРЬЁЗНЫЕ причины. На самом деле вы непонятый герой, вы делали то что делали потому что считаете это правильным и полезным. Ваша задача – раскрыть вашу позицию максимально полно, найти такие слова, которые убедят присутствующих, что за вами стоит некая очень важная правда, убеждение, которое они сами могли бы разделить и согласиться с ним.
Случай пятый. Игрок-Гоблин
К игре не готовится, правила и группу не читает, на игру берёт старый прикид, читает правила по боёвке в темноте на полигоне, берёт меч и идёт играть. Играет что привык, а не что требуется. Имеет стойкое убеждение, что мастера не очень-то стараются, следовательно, игра будет так себе, вот и какой смысл вкладываться и готовиться?
Обвиняется: плохой подготовке к игре, пренебрежении знанием источника, подаче плохого примера для других игроков.
Загруз на обвиняемого (выдаётся каждому обвиняемому вместе с ролью):
Вводная: Вы лично не считаете себя плохим человеком. Возможно, кому-то кажется, что вы делаете плохие вещи, но вы делаете их не просто так, а потому что у вас есть на то СЕРЬЁЗНЫЕ причины. На самом деле вы непонятый герой, вы делали то что делали потому что считаете это правильным и полезным. Ваша задача – раскрыть вашу позицию максимально полно, найти такие слова, которые убедят присутствующих, что за вами стоит некая очень важная правда, убеждение, которое они сами могли бы разделить и согласиться с ним.
Случай шестой. Игрок-Девочка-дивный-цветок
Долго спорит с мастерами, почему девочки в средневековье не может играть в политику и просит «серьезную роль», а если не дают – обвиняет в дискриминации. Расстраивается, что нельзя выгулять кринолин на игре по средневековью. На самой игре вне зависимости от вводной собирает женскую инквизицию или движение за права женщин
Обвиняется: в разрушении атмосферы эпохи, помехе мастерскому замыслу, игнорировании прогруза.
Загруз на обвиняемого (выдаётся каждому обвиняемому вместе с ролью):
Вводная: Вы лично не считаете себя плохим человеком. Возможно, кому-то кажется, что вы делаете плохие вещи, но вы делаете их не просто так, а потому что у вас есть на то СЕРЬЁЗНЫЕ причины. На самом деле вы непонятый герой, вы делали то что делали потому что считаете это правильным и полезным. Ваша задача – раскрыть вашу позицию максимально полно, найти такие слова, которые убедят присутствующих, что за вами стоит некая очень важная правда, убеждение, которое они сами могли бы разделить и согласиться с ним.
Случай седьмой. Заигравшийся мастер
Делает ролевую игру, прописывает себе там самую крутую роль, обладающую максимальным количеством фишек и сил воздействия, играет, самоутверждается за счёт более слабых персонажей. Радуется, что выиграл ролевую игру.
Обвиняется: в самоутверждении за счёт других, очернении имиджа других мастеров
Загруз на обвиняемого (выдаётся каждому обвиняемому вместе с ролью):
Вводная: Вы лично не считаете себя плохим человеком. Возможно, кому-то кажется, что вы делаете плохие вещи, но вы делаете их не просто так, а потому что у вас есть на то СЕРЬЁЗНЫЕ причины. На самом деле вы непонятый герой, вы делали то что делали потому что считаете это правильным и полезным. Ваша задача – раскрыть вашу позицию максимально полно, найти такие слова, которые убедят присутствующих, что за вами стоит некая очень важная правда, убеждение, которое они сами могли бы разделить и согласиться с ним.
Случай восьмой. Игрок-читер
Трактует правила всегда в свою пользу, а иногда, когда никто не видит, или с всеобщего молчаливого согласия ими пренебрегает.
Обвиняется: в разрушении игровой механики, подрыве игровых систем, нечестной игре, получении игровых преимуществ путями, идущими вразрез с общими документами игры, с которыми все участники игры согласились.
Вводная: Вы лично не считаете себя плохим человеком. Возможно, кому-то кажется, что вы делаете плохие вещи, но вы делаете их не просто так, а потому что у вас есть на то СЕРЬЁЗНЫЕ причины. На самом деле вы непонятый герой, вы делали то что делали потому что считаете это правильным и полезным. Ваша задача – раскрыть вашу позицию максимально полно, найти такие слова, которые убедят присутствующих, что за вами стоит некая очень важная правда, убеждение, которое они сами могли бы разделить и согласиться с ним.
Протокол суда от 4.11.2016 г.
Заслушано 8 дел. Из них 3 против мастеров и 5 против игроков. Было вынесено 3 обвинительных и 5 оправдательных приговоров.
Заслушанные дела
1. Мастер – Ретроград (Оправдан)
2. Мастер – Вампир (Виновен)
3. Игрок – Гоблин (Оправдан при равенстве голосов)
4. Игрок – Потребитель (Виновен)
5. Девочка – Цветочек (Оправдан)
6. Игрок – Читер (Виновен)
7. Игрок – Торгаш (Оправдан)
8. Заигравшийся Мастер (Оправдан)
Дело №1. Мастер-Ретроград
Фото Людмилы Смеркович
Суть Обвинения: Отсутствие роста и разнообразие. Присвоение взносов при катании одного и того же контента.
Слово обвинения: Нет волшебства на лохматых играх, сыгранных несколько раз.
Слово защиты: Новое – это просто хорошо забытое старое. Мы против, когда нам указывают, на какие игры надо ехать.
Слово подсудимого: Мы уже пятнадцать лет вместе и будем так дальше.
Суд присяжных: Виновен: 3 Не виновен: 6.
Заключение суда: Обвиняемый освобождается в зале суда.
Дело №2. Мастер-вампир
Фото Людмилы Смеркович
Суть Обвинения: Эксплуатация игроков. Воровство идей у соратников, присвоение чужой славы.
Слово обвинения: Мы – люди интеллектуального труда. Разработчики остаются в так называемых «Звёздочках на фюзеляже».
Слово защиты: Все мы дети. Игра – она для других людей, а не для мастерской группы. Любые средства хороши для создания качественной игры.
Слово подсудимого: Я собираю конструктор! Один человек не сделает всей игры, а только её часть. Только я делаю всю игру.
Комментарий в процессе суда: «За что вы платите взносы? – За кабак!»
Суд присяжных: Виновен: 12 Не виновен: 2.
Заключение суда: Вечное забвение.
Дело №3. Игрок-Гоблин
Фото Людмилы Смеркович
Суть Обвинения: Плохая подготовка к игре, незнание источника, подача плохого примера.
Слово обвинения: «Плюёт» на остальных игроков. Ломает игру. Оставляет осадок у других. Является, по сути, только пушечным мясом
Слово защиты: Их большинство – с кем вы будете играть?
Слово подсудимого: Без нас на игре может быть только ОБВМ
Суд присяжных: Виновен: 6 Не виновен: 6.
Заключение суда: Оправдан при равенстве голосов. Обвиняемый освобождается в зале суда.
Дело №4. Игрок – Потребитель
Фото Людмилы Смеркович
Суть Обвинения: Не хочет ничего делать, не готовится толком к игре, а хочет квестов с готовыми решениями и чтобы ему делали хорошо
Слово обвинения: Этот человек мешает играть. Тварь дрожащая = взнос – гарант качества. Жрёт время мастера
Слово защиты: Мастера делали бы игру для себя и забыли про игроков. Он просто умеет пользоваться своими возможностями.
Слово подсудимого: Мы требуем, а они развиваются.
Суд присяжных: Виновен: 7 Не виновен: 5.
Заключение суда: Вечное посещение игр Мастера-Ретрограда. Ничего не ориентированно на игрока. Всё придётся делать самим.
Дело №5. Игрок Девочка – Дивный-цветок
Фото Людмилы Смеркович
Суть Обвинения: разрушение атмосферы эпохи, игнорирование прогруза, нарушение замысла мастеров.
Слово обвинения: Гендер не причём. Он хотел играть в одно, а приехал на другое. Дали игрока – приняты правила игры.
Слово защиты: Красота должна спасти мир! Вокруг только мужики, вот почему все так.
Слово подсудимого: А кто не использует игры для самореализации?
Суд присяжных: Виновен: 3 Не виновен: 8.
Заключение суда: Обвиняемый освобождается в зале суда.
Дело №6. Игрок – читер
Фото Людмилы Смеркович
Суть Обвинения: Разрушение механик, подрыв игры. Трактовка правил в свою пользу.
Слово обвинения: Читерство – это обман! Кто главнее —я или игра? Возможно ли читерство для всех? – Нет! Именно этому игроку нужно быть для себя самым главным. Нам не нужны такие люди.
Слово защиты: Всегда приводятся одни и те же аргументы. 20 лет. И если такие игроки есть, значит они нужны, иначе бы уже давно вымерли.
Слово подсудимого: Читер может спасти вам жизнь.
Суд присяжных: Виновен: 6 Не виновен: 2.
Заключение суда: Обвиняемый приговаривается к вечной игре в нарративные игры, где нет правил, которые он бы смог повернуть в свою пользу.
Дело №76. Игрок – Торгаш
Фото Михаила Захарова
Суть Обвинения: разрушение баланса игры. Запугивание мастеров.
Слово обвинения: Хочет комфорта для своих действий. Боится рискнуть и не хочет думать. Такой игрок приехал не туда.
Слово защиты: Такой игрок останавливает произвол мастеров.
Слово подсудимого: Я двигаю игру благодаря плюшкам мастеров.
Суд присяжных: Виновен: 3 Не виновен: 4.
Заключение суда: Обвиняемый освобождается в зале суда.
Дело №7. Заигравшийся мастер
Фото Михаила Захарова
Суть Обвинения: самоутверждается за счёт игроков и мастеров. Очерняет их.
Слово обвинения: Он ломает возможность создания героя. Делает из игроков «аквариум с рыбками».
Слово защиты: Он двигает сюжет. Он делает игру. И он её развивает.
Слово подсудимого: Надо показать, как играть «рыбкам», иначе появляются предыдущие типы игроков.
Суд присяжных: Виновен: 4 Не виновен: 5.
Заключение суда: Обвиняемый освобождается в зале суда.