ИКЕА изнутри
Бизнес-кейс
Задание к бизнес-кейсу
1. Ознакомьтесь с описанием компании ИКЕА и прочитайте интервью с ее сотрудниками.
2. На базе имеющегося фактического материала, проанализируйте организационную структуру компании.
3. Составьте схему основных бизнес-процессов компании, постарайтесь понять и изобразить бизнес-модель ИКЕА.
4. Сформулируйте и перечислите внутренние цели компании, постарайтесь понять, какие в компании используются ключевые показатели результативности (KPI) для достижения поставленных целей.
Читатель, знаете ли Вы хотя бы одну компанию, где сотрудники приветствуют друг друга объятиями и похлопываниями руками по спине? Это ИКЕА. Для многих молодых сотрудников это кажется странным, но со времен люди к этому привыкают. Благодаря этой традиции, сотрудники становятся почти «одной семьей», и когда со временем покидая компанию, люди встречаются вновь, то они также обнимают друг друга, благодаря чему доверие, связи и контакты бывших сотрудников ИКЕА сохраняются на долгие годы.
Всем известно, что в Швеции очень высокие налоги, одни из самых высоких в мире. В середине 50-х, когда бизнес ИКЕА быстро пошел в гору и компания начала платить внушительные налоги в бюджет, владелец ИКЕА Ингвар Кампрад принял решение перевести финансовую штаб-квартиру компании в Швейцарию. (Не путать с дизайнерской штаб-квартирой, которая так и осталась в Швеции). Из-за переноса штаб-квартиры бюджет родной страны основателя компании недосчитался многих миллионов шведских крон в виде налогов. Для разъяснений по данному вопросу владельца ИКЕА даже вызывали в шведский парламент. Однако Ингвар Кампрад это приглашение проигнорировал, из-за чего члены парламента на него сильно обиделись. Большинство из них до сих пор не желают с ним разговаривать.
Известно, что владелец ИКЕА Ингвар Кампрад договорился с тогдашним премьер-министром России Н.И.Рыжковым об открытии магазина ИКЕА в Москве еще в 1990 году. Однако многочисленные бюрократические проволочки сильно затормозили процесс. Говорят, с ИКЕА требовали взятки, но ИКЕА взяток никогда не давала, в отличии от других западных компаний, которые везли в Россию для взяток наличные деньги чемоданами. Именно поэтому ИКЕА открылась в России не 1990, а только в 2000.
Говорят, многие западные розничные компании-гиганты долго выжидали, кто же первой из них придет в Россию, чтобы сразу посмотреть результат. Первой пришла ИКЕА. А через три месяц в Москве уже открылся первый центр оптовой торговли МЕТРО Кэш энд Керри. Через год после ИКЕА открылся АШАН.
Известно, что компанию ИКЕА и ее владельца поначалу, в первые годы существования этого бизнеса, очень не любили производители мебели и другие мебельные компании. Почему?! Да потому, что с самого начала дела у Ингвара Кампрада пошли не плохо, он предлагал людям простую и удобную мебель, да и торговал он всегда дешевле конкурентов, что естественно не могло не вызывать зависть и недовольство его коллег-конкурентов по бизнесу. Тем не менее, компания росла, и вскоре из маленькой провинциальной компании превратилась в бизнес скандинавского значение, открывая один за другим магазины в нескольких городах Швеции.
Когда компания уже довольно крепко стояла на ногах, Ингвар решил перестроить и расширить магазин в Стокгольме. Для этого была выбрана новая площадка, и на ней решено было поставить большой пятиэтажный магазин круглой формы.
Вскоре магазин возвели. Здание получилось очень красивым и нетрадиционным. Но на следующий день после открытия произошло несчастье. Магазин полностью сгорел. До сих пор остается загадкой, был ли это несчастный случай, либо халатность со стороны строителей, либо дерзкая выходка недоброжелателей ИКЕА. Но тогда, Ингвар встал перед выбором: что делать дальше? Ведь на строительство этого магазина были потрачены все свободные деньги ИКЕА. В тот момент компании ИКЕА могло бы возможно дальше уже не быть, либо она могла навсегда остаться маленькой провинциальной компанией в шведской глубинке. Однако Ингвар Кампрад принял решение снова отстроить магазин. Единственный и пока последний раз в жизни Ингвар Кампрад обратился к поставщикам с просьбой предоставить ИКЕА отсрочку по оплате поставленных ей товаров.
Это дало ей возможность быстро аккумулировать нужные финансовые ресурсы и вновь отстроить магазин, точь-в-точь такой же, как был выстроен до этого.
Усилия Ингвара оказались не напрасны. Вскоре новый магазин в Стокгольме стал генерировать столь высокий денежный поток, что это позволило ИКЕА выйти за пределы Швеции и начать экспансию на зарубежные рынки других стран Западной Европы.
Сегодня например интернет-сайт www.ikea.se является первым по посещаемости сайтом в скандинавских странах. Продажи с интернет-сайта ИКЕА, должно быть, скоро сравняются с объемами продаж через обычные магазины ИКЕА в Швеции.
Ингвар Кампрад, хотя и являлся единственным владельцем компании ИКЕА, но при этом всегда проводил четкую грань между своими личными финансами и финансами его компании. Рассказывают, однажды на одном значимом корпоративном мероприятии с участием Ингвара произошел следующий случай. Ежегодно в день основания компании ИКЕА проводит торжественное мероприятие, сопровождающееся речами, выступлениями, а также хорошей едой со шведского стола. На это мероприятие, помимо сотрудников ИКЕА, также приглашаются и некоторые поставщики, владельцы и руководители тех фабрик, которые уже долго и успешно сотрудничают с ИКЕА. Разумеется, на шведском столе в этот день есть не только хорошая еда, но и пиво, и некоторые другие алкогольные напитки.
Однако поскольку компания ИКЕА не приветствует употребление алкоголя своими служащими, был найден следующий выход. На этом мероприятии всем его участникам раздают небольшие значки: гостям – зеленые, а служащим – красные. Тот, у кого зеленый значок, т. е. гость, может подойти и взять алкоголь бесплатно. А тот, у кого красный значок, т. е. служащий, должен заплатить.
Случай заключался в следующем. Ингвар Кампрад во время мероприятия стоял и беседовал с одним из поставщиков. Когда разговор подходил к концу, поставщик поблагодарил Ингвара за беседу и собирался раскланяться, сказав, что хочет пойти и взять еще пива. Тогда Ингвар Кампрад замялся, и стеснительно попросил поставщика, не мог бы тот взять и на его долю бокал пива. Собеседник Ингвара был очень удивлен такой просьбе, и спросил, разве тот не может сам взять себе пива.
На что Ингвар, указав на свой значок, ответил, что ему придется заплатить, а если пиво возьмет поставщик, то тогда бокал достанется Ингвару бесплатно.
В начале 2000-х, когда ИКЕА уже была огромной многомиллиардной компанией, ее руководство задумало перестроить один из крупнейших своих магазинов в Швеции в торговом центре под названием A6, который располагается в Йончепинге, на одноименной автомобильной трассе, соединяющей восточное и западное побережье Швеции, крупнейшие города Стокгольм и Гетеборг.
Руководство магазина ИКЕА предложило владельцу компании оснастить новый магазин эскалаторами, чтобы люди могли легко подниматься на второй этаж, откуда начиналась экспозиция ИКЕА. Однако Ингвар Кампрад наотрез отказался и сказал: «Мы не столь богаты и мы продаем очень дешевую мебель. Поэтому пускай ходят пешком!»
Бизнес ИКЕА в России развивался очень интересно. Ведь никто не ожидал, что первый магазин ИКЕА в Москва станет рентабельным за очень короткий срок. Когда магазин в подмосковных Химках только начали строить, владелец ИКЕА Ингвар Камрад на одном из совещаний с высшим руководством ИКЕА сказал: «Я даю вам 5 лет для того, чтобы сделать магазин в Москве рентабельным. Если вы не уложитесь в этот срок, то я вас закрою». Однако новый магазин стал генерировать положительный денежный поток уже через несколько месяцев.
Торговые комплексы МЕГА также принадлежат компании ИКЕА. Доход от аренды торговых площадей в них значительно выше, чем непосредственно от продаж мебели и аксессуаров в магазинах ИКЕА.
В 2012 году основатель компании ИКЕА Ингвар Кампрад продал права на владение торговой маркой ИКЕА самой же компании ИКЕА за 11 миллиардов Евро. Таким образом, спустя много лет с момента основания компании произошло своеобразное «перерезание пуповины» между компанией и ее отцом-основателем. Отныне основатель ИКЕА больше уже не сможет оказывать влияние на принятие основных управленческих решений в компании. Хотя от этого больше «пострадает» скорее наверное сама компания, нежели ее основатель. Ведь сотрудники компании, даже из ее высшего эшелона топ-менеджмента, так привыкли, что в трудные моменты и тяжелые ситуации они всегда могут обратиться за помощью к Ингвару Кампраду, и, как говорят в самой компании, «мудрый Ингвар всегда найдет ответ».
Интервью с сотрудниками
Мы идем по сухому асфальту парковки для персонала, что находится на заднем дворе магазина ИКЕА Химки. Открываем тяжелую стеклянную дверь и поднимаемся на лифте на третий этаж. На лестничной клетке пахнет свежевыкрашенными наливными полами, а со склада доносится жгучий запах сухой малазийской мебели и застоявшихся цветов в горшках, которые продают в ИКЕА. На лестничной клетке между этажами ненавязчиво красуется надпись на лаконично оформленном стенде: «Изменить повседневную жизнь большинства людей к лучшему!» Это миссия ИКЕА, которая невольно попалась нам на глаза. Каждый, кто приезжает в офис ИКЕА, обязательно заметит ее и далее, заходя в офис и общаясь с сотрудниками ИКЕА, будет чувствовать себя по-другому, нежели человек, который не прочитал этого лозунга. В офисе пахнет крепким кофе. Ведь ИКЕА – шведская компания. А шведы традиционно пьют крепкий кофе. Хотя здесь, в офисе, шведов не более 10 % персонала. Все остальные – люди из разных стран. Сегодня основной язык компании – английский, хотя еще 20 лет назад, когда скромная розничная компания со Скандинавского севера только выходила на рынок Западной Европы, языком компании был принят немецкий. Германия – это до сих пор основной европейский рынок для ИКЕА, который генерирует наибольшую выручку во всей компании. Из этой выручки было профинансировано открытие магазинов ИКЕА в России.
Спросите у любого сотрудника компании: где находится сердце ИКЕА? И никто Вам не даст однозначного ответа…
Алексей (28 лет, русский): Я работаю в отделе закупок – IKEA Trading. Наша штаб-квартира находится в швейцарском городе Гельтеркиндерн. Оттуда осуществляются все платежи поставщикам по всему миру, а также предоставляется финансирование на развитие производства. Всего у ИКЕА две с половиной тысячи поставщиков по всему миру. С ними работает примерно 600 закупщиков. Закупщик – должность престижная! Где я только не был по долгу службы! Фабрики, с которыми работает ИКЕА, находятся в Питере, Воронеже, Иркутске и Барнауле. Наш основной российский поставщик – ОАО «Домостроитель» – находится в Кировской области в поселке Вятские Поляны. Туда даже нет автомобильной дороги. Грузы поставляются по железной дороге по мосту через реку. Люди перебираются через реку на пароме или зимой по льду. Все, кто живут в поселке, работают на фабрике «Домостроитель». Это около 3000 человек. Здесь стоит новейшее деревообрабатывающее оборудование. Каждый день из ворот комбината выходит железнодорожный состав с мебелью и комплектующими из массивной древесины, медленно переползает ж/д мост и направляется на экспорт в центральные склады ИКЕА в Германии и Швеции.
Конец ознакомительного фрагмента.