Вы здесь

Зоя Космодемьянская. Правда против лжи. Глава вторая. В борьбе бывают горести и радости (В. С. Кожемяко, 2015)

Глава вторая. В борьбе бывают горести и радости

Годы 90-е двадцатого века, в которые вместе со страной вступила «Правда» (все-таки вступила, отбив покушения на убийство!), стали для газеты, основанной Лениным, и всех причастных к ней исключительно тяжелыми. Нас опять волею власти закрывали, душили финансовой удавкой, чинили массу иных самых разных препон.

Однако газета держалась. Когда же в результате хитроумного маневра противникам удалось свести наш выход лишь к одному разу в неделю да всего на четырех страницах, выручила меня со множеством горящих тем единокровная «Советская Россия». Тема Зои, как и других советских героев, нуждавшихся в защите, при крайней правдинской тесноте этого периода громче зазвучала здесь. Чтобы затем снова занять достойное место в «Правде» и широко звучать в обеих газетах одновременно.

Борьба продолжалась, и были в ней некоторые победы. Пусть частные, что мы прекрасно понимали, и все-таки… Наверное, в борьбе всегда бывают горести и радости. Так вот радости, о которых напоминают включенные в эту главу публикации, давали нам новые силы.

Удалось поддержать музей Зои в Петрищеве. Заметно отмечен в Москве ее 75-летний юбилей. Еще совсем недавно ни о чем таком и помыслить было невозможно, а вот теперь, в 1998 году, состоялось!

Разумеется, не обольщались мы и насчет только нашего влияния. Главное – сильно уже заявила о себе КПРФ, а при этом и ветераны войны увереннее поднимали свой голос. Хотя давление на них и всяческие ухищренные махинации с этой частью «электората» тоже нарастали…

Вернемся к Зое в те дни горестей и радостей наших.

Думаю, вы обратите внимание, что какие-то аргументы в моей полемике, какие-то грани большой темы местами повторяются. Это будет и дальше. И это неизбежно даже при том, что многое из публикаций того времени я сократил. Но есть такое, что не только тогда, но и сейчас, я считаю, обязательно надо еще и еще раз повторять, чтобы дошло до сознания всех! Пока, увы, не дошло.

Третья казнь

Некоторое время назад в Государственной думе по инициативе группы депутатов-коммунистов была распространена записка о гибельном состоянии музея и памятных мест, увековечивающих подвиг Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Два профессора – Иван Осадчий и Станислав Чибиряев, представляющие общество «Российские ученые социалистической ориентации», били тревогу:

«На произвол судьбы брошен музей Зои Космодемьянской в деревне Петрищево. Уже несколько лет о нем ни районная, ни областная администрации не проявляют никакой заботы. Фактически музей заброшен. Он находится на попечении трех сотрудниц с нерегулярно выплачиваемой зарплатой в 200–300 тысяч рублей (очень мало в деньгах того времени! – В.К.). Основное здание музея с тысячами экспонатов находится на грани гибели. Филиал музея – домик Прасковьи Кулик, в котором Зоя провела последнюю ночь своей 18-летней жизни, – в аварийном состоянии и уже закрыт для посещения. Место казни Зои заброшено и запущено. Металлическая ограда разрушается, калитка сорвана и отброшена. От бывших прожекторов, освещавших обелиск, остались куски искореженного металла».

Год 1997-й…

Авторы записки обращались к Думе с просьбой: принять специальное постановление, требующее от правительства и Министерства культуры, от мэрии Москвы и администрации Московской области незамедлительных мер по спасению музея и памятных мест, связанных с подвигом славной патриотки России.

«Больно и горько сознавать, – писали они, – что имя и подвиг Зои, ее юная жизнь, отданная за свободу нашей Родины, нашего народа, за нашу свободу, кощунственно предаются забвению. Не иначе, память и совесть многих ответственных государственных чиновников подвержены эрозии. По нашему мнению, это – преступное равнодушие».

Прошло три месяца. И вот я снова еду в Петрищево.

* * *

Было время, когда название этой подмосковной деревеньки знали все в нашей стране. И, конечно же, все знали, кто была Зоя Космодемьянская.

Теперь, в письме профессоров, обращенном к Госдуме, поразили меня не только факты разрушения памятных мест. Поразило и то, что авторы сочли необходимым начать с биографической справки. Значит, не уверены, что всем депутатам известно, о ком идет речь?

«Зоя Анатольевна Космодемьянская, советская партизанка, героиня Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Родилась 13 сентября 1923 года в селе Осиновые Гаи Тамбовской области в семье служащего. Член ВЛКСМ с 1938 г. Училась в 201-й средней школе Москвы.

В октябре 1941 года, будучи ученицей 10-го класса, добровольцем ушла в партизанский отряд. У деревни Обухово, близ Наро-Фоминска, с группой комсомольцев-партизан перешла через линию фронта на занятую немецкими оккупантами территорию. В конце ноября 1941 г. при выполнении боевого задания была схвачена фашистами в деревне Петрищево Верейского района Московской области. Несмотря на чудовищные пытки и издевательства палачей, не выдала товарищей, не открыла своего настоящего имени, назвалась Таней. 29 ноября 1941 года была казнена.

16 февраля 1942 года Зое Космодемьянской посмертно присвоено звание Героя Советского Союза».

Я решил привести эту справку, поскольку у меня вдруг возникла мысль: не только кто-то из депутатов, но и некоторые читатели мои могут нынче не знать, за кого это так хлопочет газета. Вот спросил в одной из московских школ, кто такая была Зоя Космодемьянская, и, оказалось, что среди 21 ученика в выпускном, одиннадцатом классе только двум известно это имя…

Боже мой! Да мог ли я представить еще сравнительно недавно, что такое когда-нибудь произойдет? Я уж не говорю про мое поколение – детей Великой Отечественной, выросшее с этим именем. В школе, куда обратился, училась в свое время моя дочь, и для ее сверстников Зоя Космодемьянская тоже была самой почитаемой, любимой героиней. Что же случилось потом? Почему приходится теперь давать справку о ней даже депутатам, а школьники растерянно смотрят на меня, когда я спрашиваю: кто она была, Зоя?

Пожалуй, в открытые ворота ломлюсь. Что случилось да почему – неужто еще неясно?

На глазах убивали и убивают нашу историю, наших героев, нашу память.

Результат налицо! Горький, скорбный результат, от которого впору кричать.

Мне немало пришлось писать за последние годы, как отстреливают память тех, кто был путеводным светом для нас. Среди трагических этих историй судьба Зои едва ли не самая трагическая.

…И вот опять, как и тогда, шесть лет назад, я схожу с автобуса на краю той деревни, неся тяжкий груз тревоги в душе.

Знакомый дом – деревянный, просторный, окрашенный в цвет небесной синевы, изрядно поблекшей от времени. Потом мне скажут, что за последние годы «новые русские» уже не раз примеривались закупить это здание, специально построенное в свое время для музея Зои. Замираю у входа перед знакомыми ее словами, сказанными под виселицей и звучащими сегодня с необыкновенной, забытой силой: «Это счастье – умереть за свой народ!»

И знакомые люди встречают меня: Надежда Серафимовна Ефименкова – директор музея, Татьяна Григорьевна Тенькова и Надежда Владимировна Савосина – научные сотрудники.

Все они работают здесь много лет. Все неотделимы от дорогого их сердцу музея, преданы ему беспредельно и, как могут, дают ему жизнь.

Чтобы громкие слова не воспринимались абстрактно, скажу для примера. Татьяна Григорьевна и Надежда Владимировна, получающие на руки мизерные деньги – по 216 тысяч рублей в месяц (да и то нынче нерегулярно!), живут на станции Дорохово, а билет оттуда и обратно каждый раз обходится в 6400 рублей. Но они другого места себе не ищут!

Я разговаривал с ними, а сам думал, сколько же вот таких подвижников в моей России – музейщиков, библиотекарей, учителей, врачей – не дают, вопреки всему, окончательно разрушить нашу культуру и накрыть нас мраком дикости, на который обрекает нынешняя власть.

Меня заботило, что сделано для спасения музея после постановки этого вопроса в Госдуме и публикаций в печати. Спросил:

– Помогли вам чем-нибудь?

– Видите, крыльцо новое, а то совсем завалилось… Был генеральный директор «Мосгаза» Бусанкин Вячеслав Алексеевич: у них детский лагерь здесь недалеко. Распорядился – и сразу привезли пиломатериалы, рабочие приехали.

Узнаю, что заезжал также Иван Петрович Самохин – начальник треста № 6 Мособлстроя. Когда-то он в Рузе работал начальником ПМК, детей его в этом музее принимали в пионеры. «Мне жалко, – сказал, – что здесь все разрушается». Пообещал перекрыть крышу и сделать для начала хотя бы косметический ремонт.

Мы сидим в комнате музея, где немногим теплее, чем на улице: отопление не работает уже несколько лет. Вот можно теперь хоть к электрообогревателю руки и ноги прислонить – погреться.

Это подарок от комитета по делам молодежи администрации Московской области. Пять таких обогревателей привезли. Плюс к этому – пишущую машинку, часы, два телефонных аппарата. Выделили деньги для издания буклетов и путеводителей. Будут делать на заказ новые музейные витрины…

На этот комитет у директора музея надежды особые. И не только, так сказать, в плане материальной помощи. Порадовало, например, что они, как в былые времена, провели здесь на днях слет командиров поисковых групп, занимающихся установлением имен погибших в Великую Отечественную войну. Собираются восстановить в Тучкове турнир по художественной гимнастике памяти Зои и Шуры Космодемьянских, который проводился ежегодно, а потом был забыт. Планируют создать на базе музея областной центр, посвященный участию молодежи в партизанском движении на временно оккупированной территории Московской области в 1941–1942 годах. Деревню эту включили в молодежные и детские туристические маршруты…

– Вы, если будете писать, – просит директор, – не только наши беды перечисляйте. Скажите, что мы все-таки на плаву, мы не погибли. Пусть люди приезжают!

Когда-то народная тропа сюда, в Петрищево, не зарастала ни на один день. В середине 80-х годов, перед тем, что будет названо «перестройкой», принимали за год больше 200 тысяч человек. К началу 90-х эта цифра упала до трех тысяч. Понятно: злобная кампания по дискредитации героини достигла тогда своего апогея.

За последний год они приняли около 5 тысяч посетителей. Конечно, пока гораздо меньше, чем было в лучшие годы, но уже значительно больше, чем пять – шесть лет назад…

– Едут уже не только из Москвы и Московской области, но и из Калуги, Козельска, других мест… А главное – как слушают!

Надежда Серафимовна рассказывает: вела она группу девочек лет 15–16, так две из них были настолько потрясены услышанным, что чуть сознание не теряли.

А как волнующе до сих пор проходит посвящение в космодемьянцы ребят из соседней школы! Они выходят после торжественной церемонии такие гордые, такие очищенные и приподнятые духом…

* * *

Всем нам свойственно искать духовную опору в надежде. Сегодня, в эти труднейшие для Родины времена, – особенно.

Вместе с работницами музея, слушая их, я радовался каждому проявлению благородных человеческих чувств, о которых они говорили.

Однако – душу не отпускала тревога! Да, больше стало приезжать людей в Петрищево, и заметно, что на них обвал наглой лжи и клеветы не имеет прежнего действия. Но…

Я же помню, в выпускном классе столичной школы из 21 ученика 19 вообще не знают, кто она такая, Зоя Космодемьянская.

Значит, вслед за казнью петлей и казнью клеветой, которые довелось ей пережить, хотят подвергнуть еще одной казни – забвением.

В музей приезжают 5 тысяч человек в год.

А сколько учится в школах России?

Увы, многие из них, как я сам убедился, ничего не знают ни о Зое Космодемьянской, ни о других героях Великой Отечественной.

Да и войну эту все чаще называют им иначе – Второй мировой. В учебнике А. Кредера «Новейшая история. XX век», изданном на деньги американца Д. Сороса, сказано: «СССР стал соучастником развязывания новой (второй мировой) войны…» Вот так!

А когда и где произошел перелом в этой войне? После Сталинградской битвы, как признано было, кажется, во всем мире? Нет! Совсем нет! «Первым вестником перелома во второй мировой войне стало сражение… у атолла Мидуэй», – поучает профессор Кредер.

Вообще, в его (и не только его!) трактовке главные, решающие военные действия происходили не в полях под Москвой, не на Волге и не под Курском, а в Африке и Атлантике. На описание тамошних сражений автор не скупится, посвящая им множество страниц, а вот Сталинградская и Курская битвы уместились у него… в четыре с половиной строчки.

И такой учебник нашим детям выдается бесплатно – как подарок от дядюшки Сороса! То есть по существу навязывается забвение той великой роли, которую сыграла родная страна в разгроме германского фашизма. На это же, именно на это давно работает по всем каналам и телевидение, называемое российским.

Чтобы не любили свою Родину, а презирали ее!

– У детей укореняется чувство, что не повезло им – родиться в такой стране, на задворках мировой цивилизации, – говорили мне учителя. – Мы стараемся противостоять, но силы бывают неравны. Телевидение – это же страшный дурман! Плюс газеты, книги определенного толка, вроде пресловутого Резуна-Суворова, которыми завалены все прилавки. Хорошо еще, если в семье есть ветераны, – помогают правильно все понять. А если нет?..

Перед отъездом из Петрищева я долго стоял возле дома колхозницы Прасковьи Кулик, где Зое суждено было принять жестокие вражеские пытки, где она провела последнюю ночь своей жизни, откуда ушла на смерть и в бессмертие.

Домик покосился, накренился. Он – на запоре. В него уже не водят посетителей, боясь, как бы не рухнул потолок. Что потеряем мы, если не сохраним этот памятный дом, в стенах которого переживаешь ни с чем не сравнимые чувства?

В свое время писатель, претендующий на звание пророка, бросил фразу о «дурочке Зое». Дурочка она, конечно, потому, что отдала свою жизнь бездумно – «за сталинский режим».

О, эти мудрецы! Ведают ли, что натворили?

Теперешние молодые, лишенные идеалов и героев, – на их счету.

Растерянные, разобщенные, не верящие ни во что. Ну как им понять: «Это счастье – умереть за свой народ!»

В завирухе последних лет много раз доводилось слышать, что ведь ничего особенного и не совершила она на войне, девочка. Зоя. Действительно, не полководец же, выигравший крупные битвы.

Только пошла добровольно в бойцы. Только темной и холодной ночью, восемнадцатилетняя, пошла в промерзший лес в тыл врага. Только не сломилась и не предала под пытками, когда тело жгли огнем, вонзали иголки под ногти и босиком выгоняли на снег.

Мученица. Православными святыми становились мученики. За веру. И она тоже была сильна величайшей верой, которую вырвали и продолжают вырывать из сердец нынешних молодых.

По разумению расчетливых «мудрецов» она сделала совсем мало и, конечно, не то.

Но если по правде – сделала она безмерно много! Ибо никаким мудрецам не дано подсчитать, сколь огромную духовную энергию рождает в людях нравственный и патриотический подвиг героя. «За Зою!» – с этими словами шли в бой. И победили.

Сможем ли теперь победить, если будем позволять и дальше посмертно казнить своих героев, казнить свою историю?

Земля и небо русской героини

Невозможно было раньше представить, что настанет время, когда упоминание в газете этого имени потребует какого-то дополнительного разъяснения. Но вот теперь, в 1998-м, я написал про ее 75 лет и подумал: а все ли поймут, о ком речь? Убедился же недавно – абсолютное большинство выпускников московской школы не знают, кто она такая, Зоя Космодемьянская. Ну а слышавшие о ней настолько извращенно все толкуют, что кричать хочется. Сделала свое черное дело антисоветская и антирусская пропаганда последних лет!

Вот почему в нынешнем июне так обрадовала меня весть: мэром Москвы издано распоряжение о подготовке к 13 сентября – юбилею одной из самых прославленных некогда героинь Великой Отечественной. Хоть в какой-то мере опамятовались? Слава Богу! Ведь эта девушка, навеки оставшаяся восемнадцатилетней, по праву святого символа может с большой буквы именоваться Защитницей Москвы. Мне понятно, что во время войны старые женщины иногда молились на ее образ как на Заступницу. Дальше деревни Петрищево, где приняла она мученическую смерть, немцы к нашей столице не прошли. А ровно через неделю начался победный перелом и во всей Московской битве.

Если же вспомнить, сколько героев разных фронтов шло на подвиг, вдохновленные светлым подвигом, о котором «Правда» рассказала тогда в очерках своего военкора Петра Лидова, то можно сказать, что вклад этой школьницы-комсомолки в общенародную Победу поистине безмерен. Значит, безмерной и вечной должна быть благодарность всей страны!

Увы, нет уверенности, что вся она достойно отметит в эти дни священную память героини. Великая страна, усилиями врагов разбитая на «независимые государства», теми же усилиями все больше разрывается теперь на «независимые регионы». Еще недавно мы пели: «Память общая и сердце общее у моей земли и у меня». Так оно и было, А ныне все меньше объединяет нас общая память.

Хорошо, конечно, что в Москве и Подмосковье проходят мероприятия в честь 75-летия со дня рождения Зои Космодемьянской. Но ведь это не только не общесоюзные – даже не общероссийские мероприятия. По существу, региональные, то есть местные!

Очень хорошо, что газета «Московский север», выходящая в Северном административном округе столицы, посвятила Зое целую серию интересных материалов. Здесь, в бывшем Ленинградском районе, с 1930 года семья Космодемьянских жила, а в знаменитой школе № 201 будущая героиня училась. Но разве она герой лишь городского округа, а не Герой Советского Союза?

Как всегда, широко отметят Зоин день рождения тамбовчане – ее земляки. Даже в самую гнусную пору, в 1991 году, когда «демократами» была учинена над этой девочкой вторая казнь, еще более жестокая, нежели совершенная фашистами осенью 1941-го, на родной тамбовской земле ее память не предали. И, разумеется, особенно большие торжества пройдут здесь в этот раз – по случаю юбилея.

Но вот вопрос: а где еще на бескрайних просторах Отчизны (так писалось в недавние времена) будет отмечена дата Зои? Где еще почтят ее память? Ведь не за одну же тамбовскую землю и не только за Москву отдала она юную свою жизнь – она положила ее на алтарь всего Отечества. Так вот, вспомнят ли соотечественники в других российских городах и селах ту, которая их защитила ценою жизни? Вспомнят ли на Украине, в Грузии, Азербайджане? Или, скажем, в Казахстане?..

Написал это – и вдруг как лезвием по сердцу резануло. Оттуда, из Казахстана, совершено было в трагическом 1991-м первое покушение на подвиг Зои Космодемьянской! Разве забудешь подлейшую статейку в «Аргументах и фактах» за подписью: «Александр Жовтис, писатель». И адрес: г. Алма-Ата. В ней, статейке этой, не было ни фактов, ни аргументов – только ложь, якобы раскрывшая нам истинную правду. Только грязь, выплеснутая с нескрываемой целью: замазать чистоту. Хотя можно ли винить в том Казахстан?

Минувшим летом был у меня разговор на эту тему в тамбовском селе Осиновые Гаи – родном селе Зои Космодемьянской. Директор ее музея, Сергей Иванович Полянский, по профессии учитель и сам здешний уроженец, естественно, не мог не коснуться того, что до глубины души возмутило семь лет назад всех односельчан.

– Знаете, – говорил он, – я жил после окончания школы четыре года в Казахстане, работал на комсомольской ударной стройке – сооружении Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината. Но никогда, ни разу не слышал я имя писателя казахского – Жовтиса Александра Лазаревича…

* * *

Да, все трибуны подобным авторам предоставлялись весьма широко. А сейчас? Что в этом смысле изменилось сегодня?

Что-то, наверное, все-таки изменилось в атмосфере нашего общества, если мэр Москвы счел необходимым показательно отметить юбилей героини-комсомолки. Можно ли представить такое в связи с ее 70-летием пять лет назад? Вспомните год 1993-й…

Я пишу эти строки, когда основные московские торжества в честь Зои Космодемьянской еще не состоялись. Знаю, что будет сказано о ней на вечере, организованном коммунистами: для нас она была и навсегда останется верной дочерью Советского Союза, России, Ленинского комсомола, которому через полтора месяца исполнится 80 лет.

А вот что будет на торжественном собрании под эгидой правительства Москвы и администрации Московской области? Умудрились же два года назад с трибуны официального вечера, посвященного столетию Георгия Константиновича Жукова, даже не упомянуть, что он был коммунистом! И называли только маршалом, но ни в коем случае не Маршалом Советского Союза…

Впрочем, тогда главными фигурами на сцене Театра Российской армии были Чубайс и Черномырдин, так что иного трудно было и ожидать. Сейчас меня обнадеживает активная роль ветеранов в подготовке вечера памяти Зои. Собственно, сама идея широко отпраздновать эту дату в столице – так сказать, на официальном уровне, принадлежит именно им. 23 мая, у своего традиционного ежегодного партизанского костра в Измайловском парке 150 ветеранов-партизан единодушно приняли решение обратиться с соответствующими предложениями в правительство Москвы. Их поддержал председатель Московского городского комитета ветеранов войны И. А. Слухай. С этого все и началось…

Дорогие наши старые и навсегда юные солдаты! Мне хочется в эти дни сказать вам самые высокие слова и низко, низко поклониться Клавдии Александровне Милорадовой, которая вместе с Зоей уходила на боевое задание в тыл врага той холодной ноябрьской ночью в 41-м; Клавдии Васильевне Сукачевой, которая тоже героически сражалась в рядах особой разведывательно-диверсионной части 9903; Афанасию Кондратьевичу Мегере – он был заместителем командира этой легендарной части Артура Спрогиса; а затем и командиром ее; Герою Советского Союза, бесстрашной партизанке-подполыцице Надежде Викторовне Троян…

Мне хотелось бы назвать вас всех, да тесна газета. Простите. Но всем вам скажу великое спасибо от своего поколения за то, что вы сделали и делаете.

Вот уже и возраст, и силы не те, но вы не хотите и не ищете покоя, оставаясь верными идеалам своей боевой молодости.

Это вы первыми вступились за честь Зои, когда новоявленные враги попытались ее осквернить. Я же помню, как пришли осенью 1991-го в редакцию «Правды» с категорическим требованием: дать отпор клеветникам!

С вами была тогда и Нина Васильевна Молий, которая для вас осталась Ниночкой Морозовой, такая отважная в опаснейших операциях за линией фронта и такая скромная, немногословная в той памятной нашей встрече. Мы потом время от времени перезванивались с ней. Еще две недели назад говорили по телефону – она так радовалась, что вечер в честь Зои состоится, так мечтала быть на нем…

Не судьба. В минувший четверг похоронили Нину Васильевну.

Мысленно с ней прощаясь, я вспоминал стихи вашего общего товарища Марата Шпилева:

А «шарик» кружится…

Бежит за годом год.

А круг друзей моих все уже, уже, уже.

Я знаю: Родина без нас не пропадет,

Но станет ей без нас намного хуже…

Нина Васильевна успела написать краткие свои воспоминания о боевых товарищах и подругах под заголовком «Вспомним погибших». На этих страницах лаконичными, скупыми штрихами запечатлены люди и дела потрясающие. А закончила так: «В нашей воинской части 9903 было более ста диверсионно-разведывательных групп. Каждый их боец, оставшийся в живых, может дополнить мой рассказ о героической гибели московских комсомольцев. О них должны знать соотечественники. Знать и помнить, что мы живы благодаря их мужеству».

* * *

Если бы все помнили, знали и понимали! Я считаю: памятная дата Зои Космодемьянской – не только большой праздник, но и повод для покаяния. Многим есть в чем покаяться перед этой девочкой.

Она защитила Москву, а ее в московских газетах и журналах облили грязью. Ведь эти люди никуда не исчезли: они живут, процветают. Покается когда-нибудь тот же Жовтис? Или светило «демократической» журналистики Александр Минкин, который черным по белому написал: «Лучше бы фашистская Германия в 1945-м победила СССР. А еще лучше бы – в 1941-м!»

А вот в книге «Советский Союз в зеркале политического анекдота», изданной иерусалимским Еврейским университетом, вы можете прочитать такой «перл»: «На веревке болтается, на «3» называется». Кто это? Зоя Космодемьянская, символ русского и советского героизма, наш идеал! Понятно, не русские и не советские люди сочиняют подобную кощунственную подлость. Автор – известная Дора Штурман. Но ведь эта книга продается сейчас на русском языке в нашей стране! Доколе же будем терпеть издевательства и глумление?..

Говорят, областной Дом искусств «Кузьминки», выделенный для Зоиного юбилейного вечера, – просторный и удобный. Наверное, так и есть. Но почему областной дом, а, допустим, не Кремлевский государственный дворец?

– Что вы! – ответили мне. – Мы и так нашли большое помещение. В такое время знаете как трудно…

Для национальной героини – трудно. Легко для каких-нибудь чужеземных поп-или рок-«звезд».

Ну а музей Зои в Петрищеве, бедственное состояние которого уже столько времени вызывает серьезнейшую тревогу патриотической общественности? Вся надежда сейчас, говорят, на Лужкова. Найдет ли деньги Лужков?..

Есть время разбрасывать камни и время камни собирать.

Будем все-таки считать проведение юбилея Зои Космодемьянской в Москве неким знаковым фактом. Страна, в которой взявшие власть бесы лишили народ идеалов, лишили героев и святых, оказалась у края пропасти. Значит, снова обретать стране наших святых и наших героев!

Наверное, по воле свыше день рождения Зои совпал с днем присвоения 55 лет назад, посмертно, звания Героя Советского Союза пяти комсомольцам «Молодой гвардии» – подпольной молодежной организации в украинском городе Краснодоне, тогда захваченном немцами. Вспомните: фашисты сбросили мальчиков и девочек живыми в шурф шахты. Вспомните имена – Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Сергей Тюленин, Иван Земнухов. Какие у них всех, тоже ставших символами поколения и воплощением силы духа, прекрасные лица! Хочется даже сказать: не лица, а лики.

Недавно прочитал в православной газете: «Воскресить идеал святости». А главный смысл в том, что исконная святость русская якобы полностью утрачена была в советские годы. Но как же тогда отнестись к известным всем и воистину великим подвигам духа, свершенным за эти годы во имя Родины?

Оказывается, «можно добросовестно и усердно служить Родине и предаваться самолюбованию». Что же, «самолюбованию» предавалась Зоя Космодемьянская, когда переносила нестерпимые мучения от рук врагов, когда шла на казнь?

Оказывается, «в порыве самоутверждения человек может иногда совершить подвиг, который легко принять за героический, хотя здесь совершается не акт самопожертвования, а акт самоутверждения». Выходит, не самопожертвованием был подвиг Зои Космодемьянской?

О, по-моему, страшная несправедливость и большой смертный грех утверждать такое!

Я опять думаю о тех русских старухах в годину войны, которые истово на образ Зои молились. Что-то духовно высшее и пресветло-чистое сердцем им провиделось в ней.

Вспоминаю строки одного из очерков Петра Лидова в «Правде»: «Смерть смежила ее ясные очи. Она мертва, но лик ее спокоен и светел. Она как живая. Она как святая».

Наконец, случайно ли лучший памятник Зое работы Матвея Манизера поставлен был в Тамбове в 1947 году на фоне храма Казанской иконы Божией Матери? Это же была, говорят, «безбожная» пора, но вот какое-то провидение устроило все так, как есть. И прекрасная фигура советской героини совершенно неотделима (не внешне только, а органически, внутренне!) от куполов и крестов православного монастыря. Нынче летом я увидел еще один памятник Зое – в селе, где она родилась. Этот памятник тоже неподалеку от храма во имя иконы Знамения Божией Матери, краски которого как бы вобрали в себя зелень окрестных лугов и синь бесконечного неба. В этом храме служил когда-то дедушка Зои – священник, отец Петр Космодемьянский. Верую: православная русская духовность, воспринятая ею от предков, жила в пламенной комсомолке Советской страны. И вовсе не была эта духовность ни в каком противоречии с коммунистическими идеями, которые исповедовала Зоя, ибо по сути это вполне совпадает.

Наша страна – Русь, Россия, СССР – во времена грозных испытаний давала огромное число мучеников и героев, за Веру и Отечество живот свой положивших. Среди них – Зоя Космодемьянская. Среди них – молодогвардейцы, Александр Матросов да и многие, многие другие, может быть, даже неизвестные нам. Не о них ли Русская Православная Церковь молится в день праздника «Всех святых от века Богу угодивших в земле Российской просиявших»…

На небе есть планета, названная именем Зои Космодемьянской. Имя и подвиг русской героини будут светить нашему народу всегда.

Зоин храм

А ведь казнили Зою на снегу —

Палач всегда

в усердиях торопится, —

И на далеком волжском берегу

Предупредила русских Богородица:

«Свинцом и кровью затыкают рот

Прямого сострадальца и воителя,

Ты, русский созидающий народ,

Твори судьбу народа-победителя!»

Качалась Зоя мертвая в петле,

Не предана друзьями и подругами,

А по славянской взорванной земле

Война катилась,

причитая вьюгами.

И не могу я замолчать о том,

Иных разрух

переживя безмерности, —

Сегодня входит Зоя в каждый дом

Спасением неистребимой верности

И говорит: «Ужасные года,

Ведь Кремль открыли

хаму и вредителю.

Но я клянусь,

что русских никогда

Не одолеть ему, поработителю!»

Вам, промотавшим реки и леса,

Скользящим по ворованному золоту,

Не опровергнуть Зоины глаза

Лишь красоте

распахнутые смолоду,

Вас даже горный

праздничный Давос

Не прополощет

в бане древнегреческой, —

Обыкновенный рыночный навоз

Под именем элиты человеческой!..

Мы, русские, герои многих драм,

Атак непредугаданных вершители,

Воздвигнем Зои Святоликой храм,

И пусть ее страшатся

разрушители.

И пусть взлетит с холма

суровый крест

Над виллами банкирства

и купечества.

Пусть встанет храм

несбывшихся невест

И нерожденных сыновей

Отечества.

Пусть он звонит,

в седых полях скорбя,

Весну зовет, мятежную, зеленую,

Где каждый русский

вспомнит про себя

И защитит —

Россию оскорбленную!

Валентин Сорокин

Венок памяти против беспамятства

Это событие настолько необычно для проклятых нынешних времен, что о нем надо говорить и говорить. В Москве было широко отмечено 75-летие со дня рождения Героя Советского Союза Зои Космодемьянской! Причем отмечено не только мероприятиями, которые организовали коммунисты, что, как я уже писал, вполне естественно. На сей раз специальное распоряжение о подготовке к юбилею славной дочери Ленинского комсомола издал также мэр Москвы Юрий Лужков.

Конечно, про комсомол в распоряжении этом ничего не говорилось. Но ведь Зоя была комсомолкой – одной из самых замечательных, самых ярких! Я думал: неужели на «мэрских» мероприятиях это замолчат? И не скажут, что воспитана она была в духе коммунистических идеалов, что защищала великую Советскую страну?

Эти и другие вопросы тревожили. Теперь, когда юбилей прошел, есть повод поделиться некоторыми впечатлениями.

* * *

Два торжественных вечера. Оба посвящены Зое. Один – в конференц-зале Совета Федерации на Новом Арбате, другой – в Московском областном Доме искусств. Первый организован молодежной секцией горкома КПРФ и Ленинградским райкомом КПРФ, второй – правительством Москвы и администрацией области совместно с ветеранскими организациями. Противопоставлять не хочется. Да в данном случае и не нужно. Дело святое, а все, что во имя святого, есть благо.

Непосредственные организаторы обоих вечеров вложили в них много души. Разумеется, по ряду атрибутов – декорации, звуковое оформление, использование кино – «правительственное» торжество было богаче. Оно и понятно. Однако теплоты сердечной на внешне более скромном вечере было ничуть не меньше.

Скажу о другом. Сперва я насторожился, когда со сцены Дома искусств прозвучало: «Этот вечер посвящается Зое Анатольевне Космодемьянской». Без упоминания, что она – Герой Советского Союза, что она – комсомолка. Но потом… Все-таки не смогли потом не говорить об этом! Ведущая вечера известная в недавнем прошлом теледиктор Анна Шатилова и председатель Всероссийской комиссии партизан и подпольщиков генерал-полковник Борис Шумилин, соратница Зои по боевой части особого назначений 9903 Клавдия Сукачева и депутат Госдумы генерал армии Валентин Варенников, огласивший приветствие председателя Думы Геннадия Селезнева, – каждый по-своему старался раскрыть истоки героизма Зои Космодемьянской. А как тут было не сказать о комсомоле, которому скоро исполнится 80 лет.

И даже Валерий Павлинович Шанцев, вице-мэр Москвы, то есть лицо официально ангажированное, хоть прямо и не назвал комсомол, Коммунистическую партию, Советскую власть, которые воспитали таких людей, как Зоя, но все же в своей эмоциональной речи по существу об этом многое сказал. О том, что все дороги были тогда открыты молодым. Что в них утверждалась великая любовь к Отечеству и необыкновенная духовная сила. Что они, молодые, ковали могущество Родины и построили заводы, которые до сих пор до конца не могут остановить (из зала кто-то крикнул: «Многие уже остановили!»).

– Она была настоящим человеком того времени, – сказал о Зое вице-мэр. – Она по-другому поступить не могла.

Правда, не довел свою мысль до логической точки, когда заговорил о тяжелом положении, в котором сегодня оказалась страна. Почему вдруг в мирное время потери, которые мы понесли, превысили потери в Великую Отечественную войну? Кто виноват? И почему сегодняшняя молодежь в массе своей так разительно не похожа на ту, которую достойно представляла Зоя Космодемьянская?

* * *

Утром 13 сентября на Новодевичьем кладбище возлагали венок к Зоиной могиле. Напротив – могилы ее брата Шуры, тоже Героя Советского Союза, павшего смертью храбрых в 45-м под Кёнигсбергом, и матери Любови Тимофеевны. К подножию их памятников тоже ложатся цветы.

Представитель правительства Москвы Татьяна Алексеевна Васильева, заместитель председателя комитета общественных и межрегиональных связей, открывает митинг. Она говорит, что день сегодня вроде бы обычный. День рождения бывает у каждого человека каждый год. Бывает пятидесятилетие, семидесятилетие, вот сейчас 75-летие. Но мы, говорит она, чтим память такого человека…

А я опять (в который раз!) думаю: нет, совсем не обычный это день. Мог ли он быть, когда Зое исполнилось 70? В сентябре 1993-го… А в сентябре 1991-го? Ведь именно тогда в редакцию «Правды», которая только что начала выходить после августовского закрытия, пришли однополчане Зои с просьбой и требованием: защитить ее честь! От кого? От так называемых «демократов». От тех, кто, оказавшись у власти, вознамерился уничтожить всю нашу советскую историю и всех советских героев. Зоя стала одной из первых жертв.

А что, если бы «Правда» в то время смолчала? Если бы не поднялась против этого «Советская Россия»? Если бы не было сопротивления КПРФ и сторонников ее в других, самых разных формах? На демонстрациях, где людей избивали дубинками, на митингах и в пикетах, которые разгоняли… Может быть, так и не настал бы этот дань – 13 сентября 1998 года, когда правительство Москвы (!) сочло необходимым возложить венок на могилу Зои. Хотя пока еще не правительство России…

Кем была Зоя Космодемьянская для власти в 1991-м и 1993-м? «Красно-коричневой». Меняются времена? Однако не сама собой изменяется жизнь: нужно сопротивление злу, чтобы утверждать добро и справедливость.

* * *

С Новодевичьего едем в Петрищево. Там Зою казнили 29 ноября 1941 года.

Катят меж пышных подмосковных лесов, тронутых ранним осенним золотом, два «Икаруса».

В первом – ребята, школьники. Во втором – ветераны. Может, напрасно рассадили их по разным автобусам, как бы изолировав друг от друга? Они ведь теперь крайне редко общаются. Могли бы поговорить в дороге…

Я сижу рядом с Клавдией Васильевной Сукачевой. Она – председатель совета ветеранов Зоиной части. В эту особую часть 9903, разведывательно-диверсионную, пришла девятнадцатилетней комсомолкой, когда враг в полном смысле стоял у порога Москвы.

Проезжаем поселок Жаворонки.

– Здесь тогда была наша база, – вдруг говорит Клавдия Васильевна. – В помещении детского сада. Тут и проходили первое обучение. А уж потом нас перевели в Кунцево…

В этом ветеранском автобусе – в основном партизаны Подмосковья. Из Зоиной части вместе с Клавдией Васильевной едут еще шесть «девчонок», и она рассказывает мне то об одной, то о другой.

– Вон, видите, сидит Лия Кутакова. В январе 1942 года ей и Кате Елиной пришлось принять неравный бой в тылу врага. Это у деревни Сосновцы тогда Смоленской, а теперь Калужской области. Были ранены. Кате потом ампутировали обе ноги. А Лия в 45-градусный мороз всю ночь ползла по лесу, продев руки в лыжные крепления, и буквально чудом спаслась…

Смотрю на Лию, на Лию Петровну, Ничем не выделяется среди других! Кто скажет, что вот эта скромно одетая, очень «простая» пожилая женщина совершила настоящий подвиг?

Впрочем, для многих сегодня такого понятия уже не существует. Да и удивительно ли это, если даже сами слова – «подвиг», «героизм», «патриотизм» – столько лет подвергаются издевательству и глумлению! Раскройте хотя бы «Московский комсомолец» или «Комсомольскую правду». И причем здесь «комсомолец», причем «комсомольская»? Тоже ведь издевательство.

Лия Петровна, как раньше сказали бы, повторила подвиг Алексея Маресьева. Но вот как говорится об этом подвиге в книге «Советский Союз в зеркале политического анекдота»: «Ползет, ползет – шишку съест». Это и есть Алексей Маресьев в веселеньком изображении Доры Штурман. Про Зою Космодемьянскую, как я уже писал, – еще веселее: «На веревке болтается, на “З” называется».

Кошмар какой-то! Садизм, извращенчество. Книга издана иерусалимским Еврейским университетом, но ведь на русском языке, продается и у нас в стране. В Москве – тоже. Вот на что обратить бы внимание московскому правительству, если всерьез оно решило заботиться о патриотическом воспитании! Подобных произведений на книжных развалах, увы, изобилие…

В том же автобусе я познакомился с Анатолием Владимировичем Цветковым. Он представился:

– Председатель комиссии совета ветеранов Южного округа по патриотической работе с молодежью.

И тут же оговорился:

– Точно не знаю – может, сейчас официально комиссия уже называется просто «по работе с молодежью». Недавно видел документ – слово «патриотической» опущено.

– А почему?

– Да известно: кое-кто не терпит этого слова. Ориентируют нас только на работу с допризывной молодежью в смысле подготовки ее к армейской службе. Чтобы осваивали азы военного дела. А о патриотизме, чувстве Родины говорить – это, дескать, лишнее. Но мы все равно говорим!

От Анатолия Владимировича услышал я поразительные цифры. Оказывается, на территории Южного округа было в советское время 86 патриотических музеев при школах. А осталось… всего девять! Правда, за самое последнее время многие музеи вновь удалось восстановить. Но пока далеко не все. Некоторые бесценные материалы так и валяются где-то в запасниках (например, 7-й кавалерийской дивизии), а немало уже и пропало, наверное…

Это опять к вопросу о патриотическом воспитании.

* * *

Петрищево. Музей Зои. Выходим из автобусов, однако в музей войти сейчас нельзя. Начат наконец капитальный ремонт, которого несколько лет добивались КПРФ и патриотическая общественность. Спасибо, что московские власти взяли это наболевшее дело на себя. Только вот с деньгами, говорят, трудности – как везде…

Директор музея Надежда Серафимовна Ефименкова хочет верить в лучшее.

– Мы надеемся, – говорит она, – что к 29 ноября нынешнего года, к дню гибели Зои, встретим вас уже в отремонтированном здании.

Дай-то Бог! Сегодня радует каждый сдвиг к лучшему, даже малый. Вот Надежда Серафимовна сообщает: раньше музей посещало до 170 и даже 200 тысяч человек в год, нынче – 5 тысяч. Но она и это считает определенным достижением, потому что было время, когда посещаемость упала совсем. И причина, кроме трудностей с проездом, понятна: массированная и яростная антипатриотическая, антикоммунистическая пропаганда, буквально перевернувшая мозги в головах у людей и развратившая души…

От музея идем к дому Прасковьи Кулик. Здесь Зою пытали. Здесь она провела последнюю ночь своей жизни. Сейчас в этот дом войти тоже нельзя – он в аварийном состоянии. Сохранится ли для будущих поколений?

Наша ведущая, Татьяна Алексеевна Васильева, явно торопится. Может, автобусы арендованы на определенный срок и надо спешить? Рыночные отношения вовсю внедряются в нашу духовную жизнь! Между тем Клавдия Васильевна Сукачева, с которой мы идем рядом, еле поспевает, тяжело опираясь на свою палочку.

Наконец ведущая с заметным облегчением сообщает:

– Вот и конечная точка нашего маршрута.

«Конечная точка маршрута» – место казни Зои. Ах, этот удивительный, неповторимый язык бюрократов!.. Поскорее митинг. Поскорее сфотографироваться на фоне обелиска. Боюсь, чтобы при этой американизированной туристической манере не получилось у некоторых ребят очень веселых улыбок на лицах – кажется, они уже и забыли, на каком месте фотографируются.

Скорее, скорее, скорее…

А ветеранам так хотелось бы несуетно посидеть в священных местах и помолчать. Вспомнить былое. Подумать. Наверное, и молодым это было бы не вредно.

Нет, не до этого…

Клавдия Васильевна вспомнила свою поездку сюда несколько дней назад – со школьниками Южного округа. Повела было ребят к месту первого захоронения Зои, но вдруг стеной стала какая-то «дама из муниципалитета»: «Туда не пойдем. Там грязно».

– Грязно-то не там, – грустно сказала Клавдия Васильевна. – Нечисто в душах таких вот людей.

А над нами по-прежнему, как и с утра, простиралось абсолютно чистое, синее небо, озаренное ярким солнцем. Совсем летняя теплынь. Первоосеннее разноцветье листвы на деревьях: лимонная, багряная, бронзовая… Невольно подумалось: какой же чудный день послан тебе, Зоя, в твой юбилей!

* * *

И не хотелось возвращаться в Москву, хотя по погоде чудный этот день здесь вроде бы продолжался.

В Москву – с ее чуждой рекламой, с ее порнографией, с нищими на каждом шагу…

Скажем еще раз спасибо Лужкову за все, что он сделал нынче во имя памяти нашей национальной героини. Но можно с уверенностью утверждать: для того, чтобы в Москве, да и во всей стране, воспитывались такие патриоты, как Зоя Космодемьянская, нужны не отдельные мероприятия, пусть даже очень хорошие. Нужна постоянная, целенаправленная и системная работа. Могу добавить: как было раньше. Более того, нужно кардинальное изменение всей нашей жизни! Ибо на нынешнем общем фоне такие мероприятия – капля в море.

Ведь школьник, приехав из Петрищева, включит телевизор – и что он там увидит?

Возьмет «Московский комсомолец» – и что прочитает? Раскроет учебник отечественной истории, изданный на деньги фонда Сороса, – и какая история родной страны предстанет перед ним?

В тот вечер, 13 сентября, я тоже включил телевизор. Показывали репортаж из Калининграда. Журналист задавал молодым людям вопрос:

– А как вы отнесетесь, если эта земля станет немецкой? Если вас оккупируют?

– Ну и что же, – ответил сперва один, а потом другой.

Вот такое поколение пришло на смену поколению Зои. Таков результат «демократического» воспитания.

Сейчас много разговоров о путях выхода из экономического кризиса. Но кризис ведь не только экономический. Еще страшнее, что страну загнали в духовный, идеологический тупик! И неужели непонятно: выйти из него можно лишь по лучшим нашим отечественным ориентирам. А другим словом – по ориентирам коммунистическим. Когда человек человеку – не волк, а друг, товарищ и брат. Когда он, как Зоя Космодемьянская, готов положить жизнь «за други своя». За Родину.

Если же и дальше люди будут у нас воспитываться, как все последние годы, на идеале «золотого тельца», в духе: «урви», «укради», «лишь бы мне было хорошо», – всем нам хорошо не будет.