Вы здесь

Золотые навыки психотерапии. Практическое руководство психолога-консультанта. Часть вторая. Терапевтическая сессия (Елена Улитова)

Часть вторая. Терапевтическая сессия

Глава 7. Сбор информации

Вы уже освоили несколько важных и полезных навыков, которые помогают не только познакомиться с клиентом, но и в дальнейшей работе с ним играют немалую роль. Каждому из них отведено значимое место при установлении раппорта с клиентом. Это вербальное и невербальное присоединение, это следование и ведение, сопровождение и сопереживание клиенту.

В то же время пока мы с вами почти не касались, каким образом складываются все эти взаимодействия в процессе целой сессии? То есть пока картина недостаточно цельная, состоит из отдельных кирпичиков, которым предстоит занять место в фундаменте того здания, которое мы строим, в фундаменте психотерапии.

Рассмотрим обобщенную схему проведения терапевтической сессии и способы поддержания раппорта в каждой части.


Этап первый. Знакомство, сбор информации по проблеме клиента.

В этот период терапевт внимательно выслушивает клиента, присоединяясь к нему по позе, давая небольшой парафраз в виде повторения окончания предложений, ключевых слов, сопереживая чувствам.

На этом этапе для клиента важно выговориться, и терапевт своим выслушиванием, следуя за клиентом, помогает ему раскрыть все (или почти все) ассоциативные связи, следующие за предъявленной жалобой.

Основными приемами раппорта тут являются буквальный парафраз, невербальное отражение и отражение чувств.

Возможность выговориться слушающему и понимающему человеку уже является большой поддержкой для людей, не избалованных внимательными и доброжелательными слушателями. Если терапевт сохраняет раппорт на всем протяжении выслушивания, вне зависимости от времени, которое оно занимает, то, как правило, для многих людей уже это является результатом терапии.

В нашей практике встречались разные клиенты. Одним для того, чтобы рассказать о проблеме, не хватало и часа. В первую сессию мы обычно не останавливаем клиента, анализируем его стиль взаимодействия и подстраиваемся под него, так, чтобы клиенту было комфортно общаться. В последующие сессии уже уделяем меньше времени выслушиванию клиента, направляя его к актуальной проблеме.

Другие не могли слова из себя выдавить. Им приходится помогать, используя особый вид терапевтических навыков – терапевтические вопросы. О них мы расскажем в главе про язык психотерапевта.

В любом случае, останавливаете ли вы клиента или помогаете его высказываниям, делайте это с уважением к нему и его проблеме.


Задание 11.

Используя все навыки установления и поддержания раппорта, соберите в свободной форме информацию от вашего собеседника. Определите ваши чувства, когда вы слушаете. Что вам мешает, что помогает слушать? Сколько времени вы свободно удерживаете внимание на рассказе собеседника. А когда устаете, и оно начинает ускользать? Научитесь чередовать напряженное внимание и расслабление, чтобы снять признаки утомления. Пока это только ваши самоисследования, но они вам пригодятся в реальных сессиях.


На этом этапе мы узнаем об актуальном состоянии нашего клиента, о его проблемных ситуациях.

Терапевт проводит первичный анализ проблемных состояний, строит гипотезы, делает предположения, как можно помочь в этой ситуации. Вся эта работа пока происходит невидимо для клиента, в голове психотерапевта.

А в реальности терапевт продолжает выслушивать и поддерживать раппорт со своим клиентом. Вот почему так важно довести эти навыки до автоматизма. Ведь приходится совмещать поддержание раппорта с серьезной аналитической работой.

В процессе выслушивания очень полезно узнавать о чувствах клиента, время от времени спрашивая его, что вы чувствовали в этой ситуации? К сожалению, тема чувств у многих запретна или не осознана, и терапевт использует эмпатическое понимание, чтобы сделать предположения, что было с клиентом.

Однако если вы собираетесь продолжать работу с вашим клиентом, через некоторое время, когда информации набралось достаточно, пора переходить ко второму этапу.

Глава 8. Постановка цели

Этот этап в терапии является фактически определяющим для клиента и терапевта, как у них пойдет работа в дальнейшем. В психотерапевтической литературе можно найти большие и сложные схемы, как проводить сбор информации для постановки цели.

Сейчас мы не будем рассматривать эту тему очень подробно, но подчеркнем несколько важных моментов.

Именно здесь терапевт использует структурирующий смысловой парафраз для того, чтобы разложить информацию, изложенную клиентом «по полочкам». Таким образом, клиент перестает на время быть рассказчиком и становится слушателем. Это уже элемент ведения. Терапевт как бы предлагает клиенту выбрать ту тему, которая в данный момент является для него самой болезненной или самой важной.

Обратите внимание, терапевт ничего не навязывает. Он всё время предоставляет выбор клиенту. Это очень важная составляющая психотерапии – клиент является ответственным за то, что с ним происходит, и за то, как решить свою проблему. Терапевт является только сопровождающим. Его задача – обеспечить продвижение клиента по пути решения проблемы, помогать ему преодолевать препятствия и поддерживать при успехах. В этом суть терапевтического контракта, который терапевт заключает с клиентом. Ответственность за результат терапии они делят примерно пополам. Терапевт знает как, а клиент видит куда.

Используя наборы специальных вопросов, буквальный парафраз, эмпатическое понимание и предположения, психолог помогает клиенту определить тот результат, который он хочет получить в процессе терапии. Например, это могут быть хорошие отношения с другими людьми (близкими или коллегами, или друзьями). Это может быть решение личных затруднений (например, изменение уровня тревожности или снижение страха, или планирование будущего, или лечение психологической травмы).

Конец ознакомительного фрагмента.