Вы здесь

Золотой треугольник созидания. Модель созидания лучшего и самого продаваемого продукта/услуги на рынке. Глава 1. Модель Продукта. – первая модель из 7 моделей в архитектуре главной модели (С. В. Исаков)

Глава 1. Модель Продукта

– первая модель из 7 моделей в архитектуре главной модели

Чтобы вы могли сравнить, что имеете и что получаете – сформулируйте сейчас для себя, по какой схеме вы сегодня создаете или улучшаете свои продукты. И после этого перейдите к изучению предлагаемой модели.

Входной стратегический тест по продукту и/или по продуктовому портфелю

Работа над какими продуктами достойна вашего времени? Каким продуктам сегодня вы уделяете время?

За одно и то же время, к примеру, один год, разные люди получают разные результаты. Вы всё равно потратите этот год, поэтому важно «на что вы его потратите». Самый ценный ресурс в жизни – это время, так как его нельзя возобновить. Вы – инвестор своего ценного времени. В какие продукты сегодня вы инвестируете своё время? Они достойны вашего времени?




1. Где добывают «золото» в вашей отрасли? Какие продукты самые прибыльные в вашей отрасли? Посмотрите на свою отрасль сверху и скажите – ваши продукты являются самыми прибыльными продуктами в отрасли? В каком сегменте отрасли вы работаете? Разбейте отрасль по прибыльности на сегменты – золотой, серебряный, бронзовый, деревянный, убыточный. Определите, где вы сейчас находитесь. Если вы сейчас занимаетесь не самыми прибыльными продуктами в вашей отрасли – может их стоит ввести в ваш продуктовый портфель? И тогда в разделах ниже в этой книге вы будете рассматривать уже другие продукты.


2. У продукта есть будущее? Ваши продукты в тренде? Посмотрите на тренды в своей отрасли на 3—5 лет и ответьте на вопрос: «Ваши продукты в тренде?». Рынок ваших продуктов будет расти? Есть ли тренд – волна, на энергии которой можно двигаться в будущее? Обратите внимание на интересный момент – инвесторы сегодня покупают за огромные деньги убыточные, но перспективные трендовые компании и не покупают прибыльные сегодня, но малоперспективные в будущем компании.


3. Размер имеет значение. Рынок достаточно большой для роста вашей компании? Чем больше рынок ваших продуктов, тем легче на нём расти.


4. В чём ваша сила? Вы способны стать лидером на этом рынке? В чём вы можете стать лучшими в своем городе, стране, мире? Вы занимаетесь своим делом?


5. Как должен выглядеть ваш продуктовый портфель? Вы должны быть уверены, что эти продукты достойны высочайшей ценности вашего времени и целям вашей организации.

Целостная Модель Продукта

Целостная модель Продукта состоит из трёх частей – трёх моделей. Модель основного продукта, модель сервисов вокруг продукта, модель информационной ауры вокруг продукта и его сервисов. Можно сказать, что нужно создать три продукта, так как каждая модель требует своего объёма работ. Модель концентрирует в себе все требования на трёх уровнях (продукт, сервис, аура). Здесь концентрируется всё виденье по продукту. Все требования, найденные в других моделях, попадают в эту модель. В этой модели не рассматривается окружение продукта.


Цель модели – сконцентрировать в себе «на трёх уровнях продукта» все требования из этой и остальных моделей для создания видения лучшего продукта на рынке.


Пояснение сути модели

Архитектурно целый продукт состоит из трёх частей: сам основной продукт – суть и форма; сервисы вокруг продукта – любые услуги, связанные с продуктом; аура продукта – информационная часть продукта.




Аурой продукта является всё информационное поле вокруг продукта и его сервисов.

Покупатель продукта все части продукта (продукт, сервисы, аура) воспринимает как единое целое (общее одно ощущение).

В точках касания с любой частью продукта покупатель получает либо положительные, либо отрицательные, либо нейтральные ощущения/эмоции, и их сумма даёт общее впечатление о продукте.

В процессе работы над продуктом все собранные требования раскладываются по этим трём уровням.


Инструмент и продукт

К примеру, у мастера по обработке алмазов есть инструменты обработки алмаза. Чтобы разделить процесс и результат, можно сказать, что модель «Золотого Треугольника Созидания» является инструментом для создания Продукта.




Для «руководителя компании» продуктом является то, что покупают покупатели. Внутри компании для «руководителя подразделения» продуктом является то, что создаёт отдел. К примеру, один цех создаёт деталь и передаёт его дальше в другой цех. В сфере услуг всё аналогично. Такие отношения нужно рассматривать как «поставщик – клиент» и передаваемый продукт рассматривать так же, как и продукт для покупателя. Отношения между всеми отделами компании рекомендуется строить именно так.

Модель основного продукта

Рассмотрим первую модель – модель основного продукта (центр в картинке 3х уровней продукта).

Модель процесса (шагов) построения архитектуры основного продукта. Процесс создания сути, формы и дизайна основного продукта:


1. Суть продукта

Любой продукт имеет свой смысл. К примеру, у автомобиля смыслом является передвижение из точки А в точку Б за короткое время. Сформулируйте суть своего продукта.


2. Этапы жизненного цикла продукта

Любой продукт имеет свой жизненный цикл (ЖЦ) от его проектирования и рождения до его смерти. Жизненный цикл продукта нужно разбить на этапы. К примеру, у автомобиля этапы ЖЦ: проектирование, производство, транспортировка к местам продажи, продажа, эксплуатация, сервис, продажа на вторичном рынке, утилизация. Определите этапы ЖЦ своего продукта.


3. Ситуации внутри этапа ЖЦ

Внутри каждого этапа ЖЦ продукт попадает в разные Ситуации. К примеру, автомобиль на этапе эксплуатации попадает в ситуацию дождя, ситуацию выбора покупателем автомобиля, ситуацию …. Сделайте мозговой штурм со своей командой и с приглашёнными пользователями вашего продукта, чтобы выявить все ситуации, в которые попадает продукт на каждом этапе ЖЦ. У этапа ЖЦ «проектирование» есть лишь одно требование – собрать максимальное количество требований к продукту из остальных этапов ЖЦ Продукта. На каждом этапе ЖЦ продукта нужно рассматривать внешние «ситуации и требования» и внутрикорпоративные «ситуации и требования» всех подсистем (отделов) вашей организации.


4. Требования внутри ситуации

Откуда берутся требования? Где источник требований? Именно ситуация рождает Требования. Какие требования рождаются в ситуации дождя к автомобилю? К примеру, такое требование – лобовое стекло автомобиля должно быть прозрачным, чтобы водитель видел, куда едет. Какие требования рождаются в ситуации выбора покупателем автомобиля? К примеру, в салоне нового автомобиля должен быть приятный запах новой кожи обивки салона и сидений для воздействия на чувство обоняния покупателя. Определяя требование, формулируйте его суть/смысл. Требования можно сразу структурировать на «внешние и внутренние», а также по территориям продукта «Основной продукт, Сервисы, Аура» (в последней модели смотрите примеры таблиц). Сформулируйте все требования во всех ситуациях для своего продукта. Ситуации и требования можно не только выявлять, но и придумывать новые для улучшения продукта (смотрите ниже практический пример создания инновационных ситуаций и требований в этих ситуациях).


5. Варианты реализации требований по материалу, по форме, по дизайну, по цене Реализация требования может быть многовариантной. К примеру, для автомобиля в ситуации дождя – Вариант 1: резиновые щётки/дворники на лобовое стекло (разные варианты резины, формы, дизайна, цены). Вариант 2: нано покрытие стекла, чтобы капли стекали не задерживаясь. Вариант 3: соединить первый и второй варианты. На это шаге рассматривается форма и дизайн продукта. Найдите все варианты реализации ваших требований.


6. Итоговый отбор «требований и варианта реализации требований» для изготовления первой версии продукта

Как правило, есть обязательные требования и желательные требования. Все требования часто реализовать невозможно и дорого. Нужно оставить только важные на ваш взгляд и взгляд Пользователя требования. Определите ключевые факторы рыночного успеха продукта (КФУ), чтобы выявить все самые важные требования. Также нужно выбрать один из вариантов реализации по каждому требованию. В момент выбора, нужно стремиться к параметрам, указанным в пункте 11 (прочитайте 11 пункт) – физическая сущность должна уменьшаться, вплоть до исчезновения, а список реализованных требований должен увеличиваться. Автомобиль попадает в 100 ситуаций – все ситуации нужно выявить, найти все требования внутри ситуаций, для каждого требования определить варианты реализации, выбрать рабочий вариант реализации. Внимание! Для работы по первым шести пунктам должно быть использовано не только ваше личное виденье продукта, но и анализ конкурентных продуктов на рынках сбыта (Бенчмаркинг), анализ Пользователя (из интервью Пользователя) и анализ «Окружения Пользователя». Всё это рассматривается в следующих главах. Также нужно собрать все требования внутренних подсистем компании к продукту, чтобы подсистемы (указанные в схеме компании выше) могли выполнять свои задачи. Уже поверх проделанной выше работы вы можете наложить технологию из системы менеджмента качества «Дом качества». В «Доме качества» нет выше предложенных первых 4х шагов в такой логике, но многое там может быть вам полезно. Если делать всё по модели «Дома качества», вы не сможете собрать весь спектр требований, так как там нет понятия «выделения ситуаций внутри ЖЦ продукта» (там просто идет опрос Пользователя и его приоритетов, а Пользователь не знает, как собирать требования правильно – он хороший дегустатор продуктов и плохой создатель продуктов).


7. Материализация продукта – его изготовление (материализация списка требований) Производство первой версии продукта для тестирования. Изготовление продукта – материализация списка требований к продукту.


8. Тестирование продукта

Фактически протестировать все части продукта, из которых он состоит, и получить результаты теста в целом всего продукта. Чтобы протестировать каждую часть продукта, нужно поместить продукт во все Ситуации и проверить, достигает ли текущая реализация выставленных требований. Автомобиль – это материализованный концентрат требований, рожденных в тех ситуациях, в которые попадает автомобиль на этапах своего жизненного цикла. По итогам тестирования продукта нужно понять – что не соответствует требованиям, или каких требований не хватает, или какие требования можно убрать. К примеру, по итогам авторалли оказалось, что в автомобиле слабая подвеска, и нужно её усилить, чтобы она соответствовала плановым требованиям. Так же, оказалось, что была не учтена ситуация «попадания автомобиля в ямы с водой», которая рождает дополнительные новые требования. Протестируйте свой продукт. Если у вас уже есть продукт, который продаётся – определите, каким ситуациям и каким требованиям он не отвечает.


9. Массовый выпуск продукта

Здесь главная цель производства – качественно реализовать созданное выше видение продукта.


10. Обратная связь от Пользователя продукта

Одним из лучших способов улучшения продукта после его выпуска является сильная отлаженная постоянная обратная связь с Пользователем продукта. Создайте форму обратной связи на своём сайте и включите в свои планы и планы своего персонала общение со своими партнёрами, покупателями и пользователями продукта.


11. Поиск супер продукта

Лидеры рынка всегда ищут принципиально новый продукт, который придёт на смену текущему продукту и будет воплощением будущего. Можно вспомнить всем известные примеры прорывных инноваций, когда фотография стала электронной или связь стала мобильной. Что это за супер продукт? У продукта должен сохраниться смысл, количество реализованных требований в продукте должно расти, а его физическая масса должна уменьшатся. К примеру, первый сотовый телефон был очень большой, и количество функций в нем было мало, а сейчас телефон очень маленький (его физическое тело мало), а функций (реализованных требований) много. К примеру, автомобиль должен эволюционировать так же – вплоть до того, что автомобиля физического не будет, но человек будет легко передвигаться. Как ваш продукт может почти исчезнуть, а его функции могут улучшиться и увеличится? Этот пункт является последним, а значит и первым в цикле создания нового продукта. Ищите прорывные инновации на каждом шаге создания продукта.


12. Новый цикл создания продукта


Краткое оглавление 12 шагов и их схематичное отображение

1. Суть продукта

2. Этапы ЖЦ

3. Ситуации внутри этапов ЖЦ

4. Требования внутри ситуаций

5. Варианты реализации требований по сути, по форме, по дизайну, по цене

6. Итоговый отбор требований и варианта реализации требования

7. Изготовление первой версии продукта

8. Тестирование первой версии продукта

9. Массовый выпуск продукта

10. Обратная связь от пользователей

11. Поиск супер продукта

12. Новый цикл создания продукта

Процесс отображён в виде треугольника, чтобы показать дерево от этапа ЖЦ до варианта реализации требования.




Как правило, все кто создаёт сегодня продукты, «примерно так» и работают в области создания продукта. Ключевая проблема в слове «примерно». Нужно делать это системно. Требования собираются интуитивно «без чёткого выделения списка ЖЦ и ситуаций внутри его», что супер важно для сбора требований. То есть первые 5 пунктов, как правило, не делаются системно, а от них зависит качество итогового продукта. Сегодня качество 90% выпускаемых в СНГ продуктов оставляют желать лучшего. Почему? Большинство компаний работают «примерно похоже» на то, что предлагается в данной модели? БМВ и Лада очень похожи (и то, и другое машина) и делаются они «примерно похоже», но результат на выходе сильно отличается из-за «очень небольших отличий» в подходах ко всем этапам ЖЦ продукта. Зная данную модель золотого треугольника, вы сможете делать работу по созданию продукта или улучшению продукта системно, а значит «на порядок» лучше, чем те, кто не знает этой модели.

Данная модель начала распространяться. Конкуренция будет усиливаться. Будет сложно конкурировать с теми, кто начнёт использовать эту простую, но очень эффективную модель.

Что нужно не упустить, изучая книгу

Если Вы спросите, что является самым ценным в данной книге, что является самым новым, что нужно понять и не пропустить, что нужно держать всегда в центре сознания, читая эту книгу и создавая продукт – ответ будет таким – это первые пять пунктов в данной модели. Что является главным в этих пяти пунктах? Когда изобретатель швейной машинки искал, что главное можно в ней запатентовать – оказалось, что нужно запатентовать «ушко в иголке», и без этого швейная машинка не работает. В данном случае «ушком в иголке» является понимание «источника требований». Источником требований являются «ситуации, в которые попадает продукт» на стадиях своего ЖЦ. Именно на «ситуации» никто не обращает внимание системно. Интуитивно – да, системно – нет. В первую очередь именно этих знаний не хватает компаниям, чтобы делать лучшие продукты на национальном и мировом рынках.

Конец ознакомительного фрагмента.