Вы здесь

Золотой век Венецианской республики. Завоеватели, торговцы и первые банкиры Европы. Аристократическое государство (Фредерик Лейн)

Аристократическое государство

Глава 8. От герцогства к городу-государству

Мифы о Венеции необычайно живучи. Как писал Эмерсон, «время превращает в блистающий эфир прочную угловатость факта», однако мифы захватывают воображение и противоречат документальным данным. Некоторые мифы даже оказывались творцами реальности и выплавили историю Венеции.

Мифы и реальность в герцогстве

Самая древняя дошедшая до нас легенда связана с зарождением суверенной независимой Венеции. Стремление к целостности государства, к его высшей власти над всеми людьми и группами разительно отличает Венецию от таких итальянских городов-государств, как Генуя или Флоренция. Несомненно, такое стремление во многом выкристаллизовалось из привычек политического поведения, образованных в то время, когда Венеция входила в состав Византийской империи, ибо резкого разрыва с византийской традицией не наблюдалось. Но, как ни парадоксально, стремление к верховенству государства подкреплялось мифом об исходных независимости и самоуправлении. Другие итальянские города-государства позднего Средневековья теоретически признавали верховную власть императора или папы. Венецианцы же вовсе не стремились к тому, чтобы власть их правительства легитимизировалась некими верховными инстанциями. Они считали свое правительство легитимным и обладателем конечной власти, потому что оно выражало волю венецианцев, народа, который всегда был свободен, то есть независим от внешнего управления. Андреа Дандоло, дож и авторитетный летописец XIV века, игнорировал тот факт, что первым правителем Венеции был византийский чиновник, присланный в те годы, когда Венеция еще входила в состав Византийской империи. По версии Дандоло, в 697 году венецианцы из различных поселений и с островов в лагуне собрались по собственной инициативе. Представители знати и простолюдины якобы сами решили выдвинуть единого предводителя, герцога или дожа, заменившего собой чиновников, называвшихся трибунами, которые до того времени управляли отдельными поселениями.

Сознание независимости и суверенитета усиливал культ святого Марка. Другие итальянские города также подкрепляли свою автономию, выбирая себе того или иного небесного покровителя. Например, в Генуе особо почитали святого Георгия. Венеция отождествляла себя с евангелистом Марком. Дандоло начал свою хронику с рассказа о том, как святого Марка штормом вынесло в Венецианскую лагуну и он заложил в Аквилее храм, от которого образовалась венецианская патриархия. В легенде рассказывается о том, как святой однажды ночью нашел убежище на том месте, где впоследствии появилась церковь Святого Марка, и как он мечтал о том, чтобы на том месте построили храм в его честь. После того как два купца, вернувшиеся из торговой экспедиции в Александрию, сообщили дожу, что привезли мощи святого Марка, убеждение венецианцев в том, что евангелист Марк является особым покровителем Венеции, лишь укрепилось. Культ святого Марка стал символическим выражением их верности друг другу, их единства.

Характерно, что по прибытии в Венецию купцы отнесли святые мощи дожу, а не епископу или патриарху. Хотя венецианцы, как другие средневековые христиане, считали себя религиозной общиной, возводя свое происхождение, как показывают легенды о святом Марке, к христианским общинам, образованным самим апостолом на территории Римской империи, главой общины они считали не священнослужителя, а дожа. Храм святого Марка считался домовой церковью дожа; в нее и поместили драгоценную реликвию. Храм святого Марка не был кафедральным собором местного епископа, тот избрал для себя храм на острове Сан-Пьетро-ди-Кастелло. Позже остров Кастелло, занимавший видное место среди ранних поселений, превратился в захолустный квартал, населенный моряками, а центрами венецианской жизни стали районы вокруг площадей Сан-Марко и Риальто. Даже в церковных делах епископ Кастелло играл второстепенную роль; его затмевал патриарх. Как объясняется в главе 1, патриарх сидел вовсе не в самой Венеции, а в Градо, на краю Венецианской лагуны; там он считался преемником традиций прежнего Аквилейского патриархата. В большинстве средневековых городов до развития общинных институтов главой правительства считался епископ. В Венеции все было несколько иначе отчасти из-за сильной византийской традиции подчинения духовенства светской власти, а отчасти потому, что и патриарх не был епископом Венеции, и церковь Сан-Марко не считалась его храмом. Дож и государственные служащие олицетворяли богатство, подкрепленное благоговением перед мощами святого, и именно власть и славу венецианского государства символизировал лев святого Марка.

Еще один миф, полностью сформировавшись, вносил свой вклад в единство государства: поверье, что в Венеции нет противоборствующих партий, что все жители сообща трудятся на благо родного города. Этот миф расцвел в XVI веке, когда контраст между венецианским единством и частыми распрями в других местах был особенно разителен и потому перевешивал воспоминания о частых вспышках насилия в первые пять или шесть веков политической истории Венеции. Когда в IX–X веках дожи из семьи Кандиано укрепляли власть Венеции на севере Адриатики, они, кроме того, добивались и власти для своей семьи, пытаясь сделать Венецианскую лагуну наследственным владением. Пьетро IV Кандиано избавился от первой жены, чтобы жениться на сестре богатейшего итальянского князя, маркиза Тосканы. Он посылал венецианцев солдатами, чтобы те сражались в разных частях Италии за земли, бывшие ее наследством. Дабы укрепить свою власть, он пустил в Венецию иностранных солдат. Кроме того, он обращался за поддержкой к германскому королю Оттону. Дожу Кандиано противостояли влиятельные семьи, опиравшиеся на помощь Византии. В 976 году противники Пьетро IV Кандиано призвали толпу напасть на дворец дожа; отбитые стражей Кандиано, нападавшие подожгли стоявшие рядом строения. Пожар распространился по всему острову, входящему в состав города; в его огне погибли и церковь Святого Марка, и дворец дожа. Когда дож вынужден был выйти из дворца, чтобы не погибнуть в дыму и пламени, его вместе с маленьким сыном убили. То была самая яростная вспышка межкланового соперничества. Но и ранее многих дожей убивали или смещали. Пьетро IV Кандиано сменил первый представитель семьи Орсеоло, по приказу которого церковь Святого Марка была отстроена. Второй дож из семьи Орсеоло, Пьетро II, возглавивший блестящий поход на Далмацию в 1000 году, укрепил свое положение брачными союзами с царственными домами, но в годы правления его сына династию Орсеоло также свергли насильственным путем.

Тем временем междоусобицы продолжались. Представитель семьи Калоприни убил одного из Морозини. Какое-то время Калоприни пользовались некоторым покровительством Оттона II, но после его смерти Морозини убили трех братьев Калоприни. Эти происшествия показывают, что в X–XI веках Венеция так же страдала от междоусобных войн и тщеславных устремлений аристократии, как и прочие итальянские города-государства – и в Средние века, и в Новое время. Методичное подчинение отдельных амбиций, за что позже Венецией так восхищались, стало приобретенным качеством, а не следствием врожденных добродетелей. Неправда, что Венеция не знала кровавой борьбы партий; правда, что она нашла способы укротить соперничество.

Еще один миф о венецианском правлении появился гораздо позже, в последние века жизни республики; это своего рода противоположный миф, не способствовавший укреплению республики, а наоборот, внесший свою лепту в ее падение. Он рисует венецианских правителей тиранами-олигархами, правление которых поддерживалось обширной шпионской сетью, пытками и ядами. Этот миф с негативным значением породили испанцы, враги Венеции, в эпоху Контрреформации, однако он распространился в XVIII веке, когда в нем была доля истины, и использовался в пропагандистских целях. С его помощью якобинцы и Наполеон оправдывали уничтожение Венецианской республики. Забытый в своих крайних проявлениях, в более мягких вариантах этот миф до сих пор встречается во многих хрониках. В самом деле, в последние века существования республики Венецией управляли представители узкого круга семей – их насчитывалось менее сотни. Аристократы были уверены в своем исключительном праве управлять, принадлежащем им по рождению. Но приписывать более раннему времени аристократические и демократические убеждения XVIII–XIX веков – это уже современное мифотворчество.

Выборы дожа Народным собранием и необходимость народного одобрения основных законов приравнивались к тому, что мы сегодня называем демократическими принципами. Но когда ранние хроники или юридические формулы апеллируют к «народу» (populus), они имеют в виду все население или по крайней мере всех мирян (подобно тому, как в выборах епископа участвуют клирики и миряне); под «народом» вовсе не обязательно подразумеваются «простолюдины», в отличие от «аристократов». Некоторые семьи считались благородными благодаря своему богатству, военным заслугам, связям в церковных кругах и образу жизни. Хотя они не обладали четко очерченными юридическими или политическими привилегиями, выделявшими их из простолюдинов, они были лидерами политической жизни и в первую очередь считались представителями народа, то есть общины.

Две средневековые системы мышления способствовали приданию власти законный и правильный вид. Одна из них – так называемая «нисходящая теория», по которой вся законная власть передана Богом папе и императору, а уже они передают ее нижестоящим. По второй, «восходящей» теории законодательная и политическая власть находятся у общины; она может передать их тем, кого она назначает. В соответствии с этой теорией законные правители являлись представителями общины и отчитывались перед ней. Венецианцы склонялись ко второй теории. С ее помощью они подтверждали убеждение в своем суверенитете и независимости. Кроме того, с помощью этой теории они оправдывали ограничения, налагаемые на дожей, и даже их свержение.

С другой стороны, венецианцы верили и в библейские понятия о том, что всякая власть – от Бога. Давая присягу при вступлении в должность, дож открыто признавал, что победил на выборах не только благодаря собственным силе и мудрости, но и благодаря «милосердию Создателя, от которого зависит все». Он получал жезл и знамя, символы его должности, от святого Марка, что отражено на венецианских монетах. Считалось, что дож вступил в должность после того, как ему вручали знамя с алтаря в храме Святого Марка. Таким образом, «нисходящая» и «восходящая» теории частично накладывались друг на друга. Только народ, община, могли решать, кому стать дожем, и определять его полномочия; но власть, которую олицетворял дож, считалась не просто человеческой, но и отчасти божественной.

В IX, X и отчасти XI веках власть дожа была неограниченной. Позже его окружили советниками, однако он по-прежнему оставался символом единства и власти правительства. Кроме того, дож решал сугубо практические задачи: был командующим вооруженными силами, ведал международными отношениями, отправлял правосудие и руководил работой государственных служащих. В таком положении его нравственная власть как представителя и общины, и святого Марка добавляла убедительности и действенности исполнительной ветви власти.

Процесс ограничения власти дожа при помощи советников начался после переворота 1032 года, когда свергли династию Орсеоло. Вместе с новым дожем выбрали двух советников, ограничив тем самым практически монархическое правление, существовавшее при Кандиани и Орсеоло. Впрочем, советники, как оказалось, не играли такой важной роли: новый дож, Доменико Флабианико, был человеком совсем другого сорта. Он был «новым человеком», то есть происходил из семьи, которая прежде не занимала высокого положения, однако он нажил большое состояние на торговле шелками. Свою проницательность новый дож выказал также и в том, что мирно ограничил срок своих полномочий.

Такие люди, как Доменико Флабианико, в следующие два столетия становились в Венеции все более многочисленными. Сельскохозяйственный рост и общая экономическая экспансия в долине По, с одной стороны, и растущее владычество Венеции на море и ее коммерческие привилегии в Византийской империи, с другой стороны, позволили многим «новым людям» возвыситься до положения знати. В то время как основным источником богатства служили торговля и иногда пиратство, состояния наживались и теми, кто вкладывал средства в недвижимость в окрестностях Ривоальто. Аристократы, утверждавшие, будто их род происходит от трибунов, называли всех остальных представителей знати «новыми семьями», но на самом деле источники дохода у «старых» и «новых» семей были примерно одинаковыми. Все они активно наживались на морской торговле и войне, все покупали землю, когда могли, и все конкурировали за пост дожа и влиятельные посты среди советников дожа.

В соответствии с «восходящей» теорией власти, теоретически высшим органом власти в средневековой Венеции выступало общее народное собрание (Concio или Arengo). На этом общем собрании происходили выборы дожа и принимали новые законы, но ходом таких собраний, естественно, управляли влиятельные семьи. В описании выборов дожа, сделанном в то время, подчеркивается инициатива ведущих представителей знати, а также божественное вдохновение, которое считалось важнейшей частью процесса выборов. После известия о смерти дожа в 1071 году венецианцы на лодках и барках прибыли со всех островов лагуны. Они собрались между кафедральным собором епископа на острове Кастелло и монастырем Сан-Николо на Лидо. В церкви и монастыре молились за то, чтобы Бог даровал венецианцам способного дожа, одобренного всеми. Внезапно в толпе послышались крики: «Мы хотим и выбираем Доменико Сельво!» Толпа знатных горожан тут же выдвинула его вперед на барке, которая проследовала к собору Святого Марка во главе лодочной процессии; от весел вода вспенилась. Слышались одобрительные крики. Духовенство затянуло благодарственную молитву. Зазвонили колокола на Кампаниле. Скромно войдя в храм, вновь избранный дож взял с алтаря свой жезл, а затем отправился во дворец, чтобы принять присягу на верность от собравшихся горожан.

В толпе знатных горожан имелись люди, привыкшие выступать советниками дожей. С ростом населения и транспортных потоков появилась необходимость в том, чтобы у каждого дожа имелась группа приближенных, которая помогала бы ему править. До того как советники объединились в органы власти с четко очерченными полномочиями, сроками и условиями службы, они были просто опытными, мудрыми людьми, с которыми советовался дож. Иногда таких советников бывало немного; их число росло, если требовалось решить какой-либо важный вопрос. Позже, в середине XII века, эти люди стали представлять Венецианскую коммуну, то есть весь город-государство. Наряду с дожем они руководили всей общиной. Особенно ярко они представляли стремительно растущий район Ривоальто, ставший центром того, что мы сегодня называем Венецией, и считали Ривоальто главным из всех поселений Венецианской лагуны. Некоторые первые дожи считали свою власть эквивалентом монархии, то есть относились к ней как к личной или семейной собственности; начиная со второй половины XII века их обязали относиться к своему посту как к символу доверия общества и не слишком выделяться среди своих советников – то есть считать себя всего лишь одним из служащих города-государства, хотя и ее главой.

Дожи в городе-государстве

В процессе становления города-государства Венеция переживала те же процессы, что и другие города на севере Италии в тот же период, но Венеции удалось создать более сплоченную общность граждан. В Падуе, Милане и Флоренции города-государства возникали в результате борьбы за власть с епископами или феодальными князьями. Венецианская коммуна стала продолжением института дожей под новым названием, и ее структура постепенно менялась. Еще долго после того, как возникло понятие «коммуна», которым пользовались официально, дож продолжал выступать от лица государства, отправлять правосудие и заключать договоры. Сознание групповой верности и государственного суверенитета, которые ранее сосредотачивались на доже и на святом Марке, укрепляли верность граждан своему городу-государству.

Важным этапом, призванным продемонстрировать эту общую верность, стал 1172 год, когда в Венецию из Византии вернулся флот под водительством дожа Витале II Микеле. Вместо ожидаемой богатой добычи корабли привезли в город бубонную чуму.

К тому времени дожами почти целое столетие были представители семьи Микеле – в течение 62 из последних 76 лет, если включить в число Микеле одного зятя. Витале II Микеле поссорился со своими советниками из-за того, что стремился продвигать на высшие посты своих сыновей и племянников. После катастрофического исхода его морской экспедиции население было настроено против него; кроме того, он не прислушался к своим советникам, когда имел дело с византийским императором. Народное собрание было настроено так враждебно, что дож в поисках укрытия бежал в церковь Святого Захарии. Его убили на пороге храма.

События 1172 года стали решающими из-за действий советников дожа, которые затем взяли власть в свои руки, и в целом из-за отношений в группе патрициев, которые и властвовали в Венеции на протяжении следующих двух поколений: Себастьяно Дзиани и его сын Пьетро, Энрико Дандоло и его сын Раньери. Они следовали тому принципу, что дож не должен действовать вопреки советам своих советников. Витале II Микеле по традиции относился к своему посту как к своего рода личной монархии, пусть и выборной. Его преемники относились к посту дожа как к республиканской государственной должности; они работали сообща, даже когда кому-то из них приходилось отойти в сторону и позволить избрать на высшую должность соперника. В процессе трансформации роли дожа исходные изменения 1172 года оказались не столь решительными, сколь успехи первых лиц Венеции в следующем столетии и их самоограничение.

Если и можно упомянуть реформу, сыгравшую решающую роль в преобразовании власти, то следует отметить создание в 1172 году официального отборочного комитета, который предлагал кандидатуру нового дожа. Группа мудрецов (sapientes) действовала в роли советников дожа еще с 1143 года; судя по всему, советники устраивали так, что, когда граждан призывали выбирать дожа, первые лица уже знали кандидатов. После 1172 года остался лишь один официальный отборочный комитет, который и выдвигал единственную кандидатуру. С помощью этого комитета руководители города-государства, вставшие у власти после ниспровержения Микеле, вначале убеждались в том, что человек, которого предлагают в дожи, будет действовать с ними сообща, то есть подчиняться решениям своих советников.

Первыми двумя, выдвинутыми этим официальным комитетом, стали представители богатейших, а может быть, и самых богатых венецианских семей – Себастьяно Дзиани и Орио Мастропьеро. За несколько лет до выборов, когда Венецианская коммуна занимала деньги у двенадцати виднейших горожан под залог прибыли от рынка Риальто, Себастьяно Дзиани и Орио Мастропьеро внесли по 1/6 части нужной суммы каждый. Большинство членов этого консорциума кредиторов принадлежали к «старым семьям», происходившим от трибунов, но Дзиани и Мастропьеро были относительно новыми фамилиями. Сказочное состояние Дзиани было собрано Себастьяно за годы торговли на Востоке и с помощью вкладов в коллеганцы, вроде тех, что делал Романо Майрано. Далее его благосостояние увеличивалось с помощью займов под залог недвижимости. Позже подобные операции станут считаться ростовщическими. Себастьяно Дзиани можно считать основателем славной площади Сан-Марко, ибо он завещал городу ряд строений, которые приобретал по одному; затем эти строения снесли, чтобы расчистить вид перед собором. В 1172 году ему было уже за семьдесят; он служил во многих важных посольствах, а его сын Пьетро усердно пополнял семейное состояние.

Укрепляя новый режим, Себастьяно Дзиани проявил себя таким же успешным политиком, как до того дельцом. Он доказал престиж своего поста, казнив убийцу своего предшественника, которого летописцы назвали «безумцем», умолчав о смене власти, вызванной его поступком. И хотя Дзиани был первым дожем, официально выдвинутым отборочным комитетом, он первый привлек простолюдинов к участию в церемонии инаугурации; рабочие Арсенала пронесли его по площади на плечах, а он разбрасывал в толпу монеты. Себастьяно Дзиани укрепил международный престиж венецианского дожа и города-государства в целом. Он так повел международные дела, что пользовался доверием и папы, и императора Священной Римской империи одновременно, несмотря на то что те долгие годы враждовали друг с другом. Он договорился, что папа и император приедут в Венецию, где заключат перемирие. Знаменитая встреча императора Фридриха Барбароссы и папы Александра III в 1177 году с венецианским дожем, суверенным независимым властителем, выступившим в роли миротворца, стала кульминацией карьеры Себастьяно Дзиани. Следующей весной он умер в монастыре, куда удалился за несколько дней до своей кончины.

Его преемник, Орио Мастропьеро, также сложил с себя полномочия дожа до смерти – либо из-за слабого здоровья, либо потому, «что так хотели венецианцы», как пишет хронист, хотя его правление, пусть и не столь блестящее, как правление Себастьяно Дзиани, все же в целом можно назвать успешным.

В следующий раз выбор комитета пал на представителя одного из самых старинных семей, Энрико Дандоло, который, став дожем, возглавил Четвертый крестовый поход и получил для себя и своих преемников титул правителя 3/4 Романии. Методы его правления доказали: хотя дож Венеции не имел права поступать наперекор советникам, он мог быть таким же властным правителем, как любой король, особенно если лично возглавлял флот и приводил его к победе. Лидерские качества Энрико Дандоло проявились не только в военной области, но и в области экономики. Он отчеканил первые знаменитые венецианские монеты, большие серебряные пенни, или гроссо, из серебряных слитков, которыми с ним расплатились крестоносцы. Таким образом, он создал средство платежа за продукты и импортные товары с Востока. Поскольку гроссо не менял веса и пробы, он укрепил репутацию Венеции и способствовал росту бизнеса.

Завоевание крестоносцами Константинополя в 1204 году безмерно увеличило богатство и власть венецианской знати. Так как Византийскую империю можно было грабить всем, кому не лень, венецианцы очутились в выгодном положении и захватили доходные участки земли. Их владения подчинялись либо Венеции, либо императору Латинской империи Константинополя. Так, на Крите было пожаловано 200 поместий венецианским патрициям и простолюдинам. Более обширные владения получили те венецианцы, которые участвовали в завоевании островов в Эгейском море, а затем император Латинской империи оставил земли за ними. Первым из них стал Марко Сануто, зять Энрико Дандоло. Еще несколько венецианских семей, владевших островами в Эгейском море, считались вассалами Сануто. Рост престижа должности дожа, вызванный прекрасными поступками Энрико Дандоло, уравновешивался ростом престижа многих патрицианских семей.

В тот период важную роль сыграл и сын Энрико Дандоло, Раньери. Уходя в Крестовый поход во главе венецианского флота, дож убедил венецианцев в его отсутствие принять своего сына как вице-дожа. В должности заместителя дожа Раньери, вне всякого сомнения, был пустышкой; он отвечал за составление и улучшение свода венецианских законов. Но после смерти отца Раньери добровольно отошел в сторону и руководил выборами Пьетро Дзиани. Готовый занять второе место при новом доже, Раньери стал командующим флотом, и его отправили довершить захват Кипра. Раньери убили в сражении. Всю жизнь находившегося в тени своего отца Раньери Дандоло, как правило, не включали в перечень героев венецианской истории. Его имени нет в списке дожей, но его следует внести в число тех, кто поддерживал линию поведения, способствовавшего жизнеспособности венецианской политической системы. Люди, не ставшие дожами, но безропотно отошедшие на второй план, не менее важны, чем те, кто успешно исполнял обязанности первого лица государства.

Пьетро Дзиани успел значительно преумножить состояние, унаследованное от отца Себастьяно; он делал богатые подарки различным церквам и монастырям. Его щедрость способствовала росту его популярности, и в годы между смертью его отца в 1178 году и до его избрания в 1205 году он занимал много высоких постов. За свое двадцатичетырехлетнее пребывание на посту дожа он укрепил позиции Венецианской республики в Романии: урегулировал к взаимному удовлетворению отношения обширной венецианской колонии в Константинополе и самой Венеции, прочно утвердил позиции в Эвбее, захватил и колонизировал Крит, увеличил сбор урожая на Корфу, закрепил за Венецией Корон и Модон и подтвердил власть республики в Далмации. Его многочисленные успехи способствовали росту его престижа у современников, из многих стран к нему присылали посольства для переговоров о союзе с Венецией. Пьетро Дзиани обладал способностью выслушивать долгие речи с закрытыми глазами, но затем четко и ясно формулировал все, что было сказано. Подобно своему отцу, он не умер на службе; последние годы он провел в фамильном дворце.

Пьетро Дзиани избрали дожем почти единогласно, но при выборе его преемника в 1229 году голоса членов отборочного комитета, которых насчитывалось сорок, разделились поровну. Двадцать человек голосовали за Марино Дандоло, племянника Энрико Дандоло, который вместе с дядей принимал участие в завоевании Константинополя и затем стал правителем острова в Эгейском море, и еще двадцать выступали за Джакомо Тьеполо, захватившего Крит, а после служившего губернатором (bailo) константинопольской колонии. После того как бросили жребий, спор решился в пользу Тьеполо. Марино Дандоло согласился с таким результатом. Но когда новый дож приехал засвидетельствовать свое почтение старому Пьетро Дзиани, последний отказался его принять. Этот эпизод, о котором нам известно из сохранившейся семейной хроники, усилил раскол между партией, возглавляемой Тьеполо, и представителями старейших фамилий, объединившихся вокруг Дандоло.

Джакомо Тьеполо прославился тем, что систематизировал венецианские законы в пяти томах законодательных актов (Statuti). Кроме того, он издал отдельный свод морских законов, засвидетельствовавший высокий статус, которым обладали в то время моряки торгового флота.

И Пьетро Дзиани, и Джакомо Тьеполо воспользовались своим положением и заключили выгодные брачные союзы. Они породнились с правителями соседних стран, Сицилии и Рашки (средневекового сербского государства). Преемник Тьеполо, дож из семьи Морозини, по браку породнился с королем Венгрии. Подобные союзы обеспокоили советников, позже их запретили особой поправкой к присяге на верность дожа.

Невозможно было помешать удачливому дожу укрепить статус своей семьи, гревшейся в лучах его славы. И все же венецианцы пробовали ограничить возможность злоупотреблять своим положением как для личной выгоды, так и для выгоды своих родных. К присяге каждого нового дожа добавлялись все новые ограничения. Эти присяги (промиссиони) отражают неуклонное ограничение власти и свободы действий дожа. После смерти дожа назначался специальный комитет, в задачу которого входил пересмотр текста присяги перед вступлением в должность нового дожа. Позже назначали еще один комитет, который рассматривал достоинства и недостатки покойного дожа. Если тот незаслуженно принимал подарки, его наследникам приходилось платить компенсацию. Кроме того, наследники штрафовались за все злоупотребления своего покойного родственника, оговоренные в тексте присяги.

Подобные действия подчеркивали, что должность дожа утратила всю свою квазикоролевскую сущность. Дополнения к присяге дожа значительно ослабляли его власть. Некоторые выдающиеся венецианцы, избранные дожами после 1172 года, прославились тем, что смиренно соглашались с ограничениями. Кроме того, они мудро руководили государством; в ту эпоху дож как глава Венецианской республики еще сохранял за собой значительную власть.

Конституционная структура

В Венеции не было единого письменного документа, олицетворявшего бы собой, подобно конституции Соединенных Штатов, основной закон, которому должны были соответствовать все остальные законы. В древности ближе всего к такому документу была присяга дожа. Позже основные законы также можно найти в статутах, в верности которым клялись государственные сановники, в частности советники дожа. Наверное, о венецианской конституции можно говорить в том же смысле, как о британской конституции: хотя она не зафиксирована ни в одном документе, ее можно найти в отдельных законах и отчасти в традициях, которым следуют изначально. Обычаи и традиции играли не менее важную роль при определении властных полномочий различных органов власти в Венеции. Хотя эти властные полномочия менялись, процесс шел постепенно в течение приблизительно 600 лет. С несколькими дополнениями и одним исключением основные линии, четко различимые уже в XIII веке, сохранялись до 1797 года.

Центральные органы власти образовывали своеобразную пирамиду. У ее основания находилось Народное собрание, Генеральная ассамблея, а на вершине – дож. Между ними находились Большой совет, Совет сорока и сенат, а также Совет дожа. Недоверие к единоличной власти вынудило венецианцев полагаться на комитеты и советы. Даже в юридической системе приговор выносился не отдельным судьей, но несколькими судьями, действующими сообща. Для утверждения силы закона каждый комитет или совет проверялся другим комитетом или советом, пусть даже за счет некоторой исполнительной действенности. Таким образом, настояв на разделении власти между различными составляющими пирамиды советников, венецианцы не разделяли власть на исполнительную, законодательную и юридическую ветви.


Конституционная пирамида


Генеральная ассамблея обычно собиралась не на лодках, как во время выборов дожа Доменико Сельво 1071 года, а на площади Сан-Марко. Ее созывали лишь для того, чтобы утвердить основные законы и одобрить кандидатуру дожа, выдвинутую отборочным комитетом.

Большой совет, ставший в XIII веке центром власти, составлялся тщательнее и действовал в соответствии с более строгими правилами. На Большом совете избирались все магистраты и члены всех остальных советов, а также разбирались споры между ними. Большой совет принимал законы, назначал наказания и даровал прощение. Важные сановники, например советники дожа, считались по своему служебному положению постоянными членами Большого совета; вместе с ними в Большой совет входило 300 или 400 человек. Грубо говоря, Большой совет включал всех самых видных граждан Венеции – и отдельных представителей не столь важных семей, которые попали туда потому, что кто-то счел их перспективными.

Такой многолюдный орган власти был слишком неповоротливым для повседневных дел и дебатов. Эти функции исполнялись советами промежуточного размера, самым важным из которых на первых порах был Совет сорока (Quarantia). Совет сорока исполнял обязанности апелляционного суда и в то же время отвечал за представление в Большой совет законов, касавшихся монетной системы и финансов. Позже Совет сорока затмил сенат (Consilium Rogatorum или Consiglio dei Pregadi). Сенат вначале представлял собой комитет из шестидесяти человек, которые должны были готовить законы, касающиеся торговли, отправки посольств и передвижения флотов. Совет сорока и сенат действовали совместно, когда это казалось приемлемым, но в XIII веке Совет сорока занимал главенствующее положение, и три человека (капи), стоявшие во главе его, соперничали по значимости с советниками дожа.

Почти у самой вершины власти находился Совет дожа, который инициировал почти всю деятельность остальных советов, в то же время будучи обязанным повиноваться их решениям. После 1178 года советников дожа насчитывалось шесть, по одному для каждого прихода, или сестьери, на которые делился город. В должности они, как правило, пребывали в течение года, а иногда полугода; запрещалось перевыбирать их до тех пор, пока не истекут два года после предыдущего пребывания в должности. Советники собирались под председательством дожа и в присутствии трех глав Совета сорока, имевших право голоса по многим вопросам; они также могли исполнять функции действующих советников дожа в случае их отсутствия.

Эти десять человек – дож, советники дожа и главы Совета сорока – составляли то, что получило название Синьория; в узком смысле слова они представляли собой правительство. Возглавляемые дожем, они предпринимали срочные меры во время кризисов, вырабатывали предложения и направляли их в надлежащие советы, заботились о том, чтобы выборы более мелких государственных служащих проходили в соответствии с установленными правилами, а чиновники надлежащим образом исполняли свои обязанности. На их ответственности было также исправление правосудия. Сам дож, сопровождаемый советниками, обязан был периодически посещать суды и выслушивать жалобы на неправедные решения.

В начале XIII века Синьория назначала капитанов галер и флотоводцев, а в Большом совете выдвигала кандидатуры членов других советов и комитетов. Позже последнюю функцию передали специальным отборочным комитетам, а флотоводцев стали выбирать в Большом совете. По мере того как множилось количество дел, многие функции, когда-то исполнявшиеся советниками дожа, передавались другим, но Совет дожа оставался центром, объединяющим исполнительную власть. После смерти главы государства шесть советников дожа инициировали процедуру по выбору нового дожа, они вносили в нее изменения, которые считали желательными. В промежуточный период главой Венецианской республики считался старший советник дожа, именно он возлагал на голову вновь избранного дожа окончательный символ его положения – шапку-колпак («корно дукале»), заменявший собой корону.

В числе прочего, советники дожа обязаны были следить, чтобы дож действовал в соответствии с решениями, принятыми большинством членов Совета дожа или большинством Большого совета. В тексте присяги, приносимой советниками, имелся пункт, по которому они, узнав, что дож не подчиняется решениям советов, обязаны внушить ему, что он должен подчиниться. Если дож намеренно отказывался подчиняться, у советников появлялся стимул действовать дожу наперекор, дабы он не забрал в свои руки слишком много власти. Но пока дож избегал такого рода противостояния и соглашался с тем, что воля большинства окажется решающей в случае разногласий, остальные члены Синьории прислушивались к его мнению и уступали его влиянию. Советники приходили и уходили; одни находились в должности всего два месяца, другие год. Должность дожа считалась пожизненной. С 1172 по 1354 год средний период правления одного дожа равнялся 12 годам. Дож занимал главенствующее положение в Синьории, сенате и Большом совете, а также осуществлял власть через многочисленные функции и церемонии.

Если сравнить конституцию Венеции с конституциями других итальянских средневековых городов-государств, станет ясно, что самая заметная разница заключена в сущности их главного должностного лица. В XII веке такими общинами, как Генуя, Милан и Флоренция, обычно управляла небольшая группа «консулов», которые образовывали орган, во многом схожий с Советом дожа в Венеции. Для придания большего единства и беспристрастности во главе сановников почти во всех итальянских городах-государствах в начале XIII века встал единоличный глава исполнительной и юридической ветвей власти, называемый подеста. Подобно власти венецианского дожа, власть подесты в других городах была скована тщательно продуманной присягой; в конце срока своего правления подеста подлежал суду. В то же время подеста был гораздо более слабым главой, чем венецианский дож. Подеста находился в должности всего год или несколько лет; должность дожа считалась пожизненной. Более того, подестой всегда назначали иностранца. Им никогда не становился политический лидер города, в котором он занимал должность. В других итальянских городах-государствах сочли нужным назначать подестой иностранца, чтобы получить верховного судью и руководителя, на чью беспристрастность можно было хотя бы надеяться. Венецианцы были больше уверены в себе и друг в друге. Поскольку Венеция никогда не входила в состав более крупной империи, ее жители были уверены в своей независимости. Их положение заранее исключало назначение на высший пост чужестранца. Все дожи имели большой опыт в особом венецианском способе правления, они были хорошо известны ведущим горожанам, которые их выбирали и с которыми им потом предстояло работать. Главная разница между Венецией и другими итальянскими городами-государствами заключалась в больших единстве и сплоченности венецианского общества. Дож стал выражением этого объединенного верноподданства.

Такое единство, с опытным дожем во главе, способным в нужном случае воззвать к патриотическим чувствам, было тем более желаемым, что управление было организовано достаточно свободно. В Венеции почти не существовало бюрократии, то есть специально подготовленных чиновников, которым руководители поручали выполнение конкретных задач. Управление Арсеналом, Монетным двором, зерновым складом, сбор налогов и досмотр кораблей – все эти функции, которые первоначально находились в ведении дожа и исполнялись gastaldi и несколькими другими подчиненными чиновниками, которых назначал дож, – одна за другой перепоручались выборным комитетам, состоявшим из трех-шести представителей знати, которые находились на своих постах самое большее всего по нескольку лет и не имели права занимать ту же должность повторно. Их избирал Большой совет, по крайней мере официально; на деле во многих случаях их назначали отборочные комитеты. Дож и его советники в общем смысле отвечали за то, чтобы эти чиновники исполняли свою работу, а в важных вопросах, например, строительство кораблей или хранение оружия в Арсенале, дож лично принимал участие в досмотрах. Однако он не мог ни отстранить, ни напрямую наказать членов этих административных комитетов. Ответственные за исполнение законов старались потому, что получали долю взимаемых ими штрафов. Часто юрисдикция двоих или троих частично перекрывалась – и они конкурировали в области взимания сборов. Если они действовали слишком рьяно и оказывались нечисты на руку, их жертвы могли жаловаться в один из высших советов и требовать возмещения ущерба или освобождения от штрафа.

Собор Святого Марка вызвал к жизни одну из самых почетных должностей в Венецианской республике – прокуратор собора Сан-Марко. Вначале в их обязанности вменялся надзор за сбором пожертвований, в том числе и поступающих из колониальных владений Венеции в Леванте, а также содержание и ремонт здания и надзор за священниками. Должность словно подчеркивала, что собор Святого Марка принадлежит городу-государству, а не епископу. Вдобавок прокураторы Сан-Марко исполняли весьма широкий круг обязанностей. Они управляли наследственным имуществом и опекали несовершеннолетних или людей, признанных недееспособными. Сначала им платили существенное жалованье, позже им велели ждать лишь «божественного вознаграждения» за такие благочестивые труды. Должность прокуратора Сан-Марко, однако, приносила гораздо больше земных почестей и предоставляла ее владельцам много возможностей оказывать услуги своим друзьям. Поэтому должность прокуратора Сан-Марко была весьма желанной для тех, кто собирался сделать карьеру в политике. Прокураторы Сан-Марко, как и дожи, занимали свой пост пожизненно. Прокуратору гарантировалось почетное место на всех церемониях до самой смерти, отчасти именно поэтому люди тщеславные так стремились занять этот пост. Количество прокураторов менялось: в XII веке прокуратор был один, а в XIII веке их стало уже четверо. После того как прокураторам Сан-Марко перестали платить жалованье, их количество выросло до девяти.

Управление на местах было лишь чуть более забюрократизированным, чем центральное. В Венеции насчитывалось от 60 до 70 приходов (контраде); каждый из них представлял собой сплоченную общину. Естественно, в каждом приходе имелся священник. Его выбирали домовладельцы прихода, а затем утверждал в должности епископ. Кроме того, в каждой общине имелся свой глава («капо ди контрада»), назначаемый дожем и его советниками. В этом смысле пост капо ди контрада можно считать бюрократическим, но выбор дожа был ограничен и сводился к жителям того или иного прихода – на практике, к представителям живших там одной или двух знатных семей. Главы приходов взимали налоги, принудительные займы, регистрировали всех взрослых мужчин и следили за ходом призыва на военно-морскую службу. Кроме того, им в обязанность вменялся надзор за тавернами и за иностранцами.

Вначале охрана порядка также входила в сферу влияния глав приходов, которые также имели право разбирать в суде мелкие преступления. Позже появились особые чиновники, ночная стража (синьори ди нотте). Они особо отвечали за рыночную площадь Риальто, а также следили за исполнением судебных решений и приказов Совета дожа. Хотя их власть распространялась на весь город в целом, 100–120 человек, которых они нанимали для охраны порядка, должны были по закону жить в том квартале, где они служили, – знак того, насколько местная полиция отождествлялась с людьми, которых она охраняла. На протяжении нескольких столетий главы приходов и ночная стража соперничали, внедряя в жизнь законы и правила, касавшиеся, например, содержания трактиров или ношения оружия.

За пределами Венеции, в частности на островах Кьоджа и Мурано, имелись свои законы и советы, но своим главой жители островов считали мэра (подесту), которого выбирал дож или город-государство Венеция. Подест посылали также в главные города на Истрии, где им часто приходилось с боем утверждать власть Венеции. Когда Венеция захватила Далмацию, там позволено было сохранить местное управление, но правители должны были быть венецианцами или местными аристократами, семьи которых всегда выступали на стороне Венеции. Во всех случаях кандидатуру правителя должны были одобрить в Венеции, и он приносил городу-государству присягу на верность.

За пределами Адриатики венецианские колонии возникали двумя путями. Одни колонии образовывали купцы, получавшие в дар самоуправление от местных правителей, – так было во времена Крестовых походов в Тире и Акко. Неофициально эти поселения вначале считались самоуправляемыми, подобно кораблям, за одним существенным отличием: на суше центром, вокруг которого сплачивались колонисты, была церковь. Позже торговые колонии попали под власть консулов, избиравшихся в Венеции. Другие колонии образовались при разделе Византийской империи. Их немедленно подчиняли наместникам-губернаторам, присылаемым из Венеции. Высшим титулом для наместников считался титул герцога Критского. Венецианцы, получившие земельные наделы на острове, и немногочисленные греческие землевладельцы, сохранившие свои владения, подчинялись герцогу при обороне острова. Венецианские наместники и феодальные отношения появились и в других частях Греции – в частности, в Короне и Модоне. Все колониальные губернаторы избирались Большим советом; срок их службы был сравнительно невелик, обычно два года. При каждом из наместников имелся свой совет, с которым он, подобно венецианскому дожу, был обязан считаться.

Особым случаем стал Константинополь: в 1204 году во главе бывшей торговой колонии временно и при поддержке венецианского флота, участвовавшего в Крестовом походе, встал соправитель империи. Когда после смерти Энрико Дандоло Константинополь остался без главы, венецианцы-колонисты выбрали собственного правителя, Марино Дзено. Пьетро Дзиани, ставший преемником Энрико Дандоло в Венеции, одобрил их действия и подтвердил полномочия Дзено. Но уже преемника Дзено прислали из Венеции, как позднее поступали и с губернаторами-байло на местах. Байло был наделен большими полномочиями и большой ответственностью, так как сочетал в себе функции местного главы, торгового консула и посла при дворе константинопольского правителя.

Все венецианские государственные служащие – как в самом городе-государстве, так и на островах в лагуне и далеких колониях – подлежали суду за должностные злоупотребления. Судила их группа особых государственных поверенных, аввогадори ди комун. Они вели следствие по всем делам, связанным с интересами города-государства, и ведали как конфискацией имущества, так и назначением наказаний. Особенно часто им приходилось судить чиновников, которые не передавали соответствующие средства в Государственное казначейство; они рассматривали также дела о нарушении морских законов по заявлениям членов экипажей или грузоотправителей, а также расследовали случаи взяток или подкупа в судах. Они налагали на чиновников низшего звена различные наказания за такие преступления, как отказ явиться к месту службы.

Самой удивительной функцией этих государственных поверенных было внедрение того, что можно считать конституционным правом. Если советник или магистрат действовал вопреки законам, предусмотренным для того или иного случая (например, совершал противоправный поступок), государственные поверенные могли вмешаться. Они требовали созыва Большого совета, на котором излагали обвинения. Если они считали, что советник дожа не исполняет того, что требуется от него по должности, его судил Совет сорока. На глав Совета сорока, в свою очередь, можно было подать в суд за неисполнение долга; в последнем случае дело рассматривалось Большим советом. Не имея ни единого документа, который можно было бы считать своей конституцией, Венеция не имела и учреждения, подобного нашему Верховному суду, который следит за соблюдением основного закона. Основные законы соблюдались благодаря тому, что все государственные служащие, от главы прихода до самого дожа, подлежали суду и штрафу за злоупотребления своим положением. Чаще всего дела против них открывали государственные поверенные.

Рост количества выборных служащих в различных советах, в составе флотилий и административных органов стал важным шагом на пути превращения Венеции из герцогства в город-государство, то есть перехода от монархической формы правления к такой, которую лучше всего называть аристократической. Такая форма правления позволила около 500 человекам занимать руководящие должности и голосовать в различных советах (из всего населения, составлявшего примерно 100 тысяч человек). Принимавшие активное участие в управлении принадлежали к ста различным видным семьям, из которых от двадцати до пятидесяти обладали крупным денежным состоянием и недвижимостью и могли похвастаться знатными предками. Эти семьи делали щедрые пожертвования церквам; их представители занимали высокие посты – среди них были советники дожа, герцог Крита, губернатор Константинополя, флотоводцы и даже дожи. Хотя ни один из этих постов, кроме поста дожа, нельзя было занимать в течение долгого времени, многие избранные занимали несколько видных должностей по очереди. Аристократы сменяли друг друга, входили в состав важных дипломатических миссий за границей или выполняли особые поручения на родине. Хотя дож не мог действенно противостоять воле этой группы людей, многие дожи были самыми влиятельными личностями в составе такой группы и формулировали ее волю. Многие из тех, кто занимали высшие посты, отличались хорошими организаторскими способностями и могли управлять волей нескольких сот человек, входивших в Большой совет.

Если считать венецианскую систему правления середины XIII века аристократической, можно сказать, что для нее была характерна власть меньшинства, в отличие от власти большинства или единоличного правления. Поэтому такую систему правления можно называть и олигархической. Но применительно к Венеции термин «олигархия» обычно используется, когда говорят о власти узкого круга представителей знати, обычно подразумевая ее деспотизм. Аристократическая же форма правления подразумевает власть всех представителей знати в целом, причем они являются выразителями воли всего населения, которое наделило их властными полномочиями как самых способных и пригодных. Степень их участия в управлении, стремление к благу всего общества или, наоборот, лишь к личной выгоде будет ясна при дальнейшем рассмотрении истории Венецианской республики.

Глава 9. Развитие города-государства

В других местах представители аристократии, состоявшей из первых поселенцев, защищали себя как класс и были повержены. В Венеции они защищали себя как государство и одержали решительную победу.

Дж. Маранини. Le Costituzione di Venezia

Конституционное развитие Венеции отличалось от развития других итальянских городов-государств позднего Средневековья в том, что у Венеции изначально были другие предпосылки, а именно связи с Византией и дож; но в 1000–1250 годах вектор политического развития Венеции совпадал с другими городами севера Италии. Во всех них формирование городов-государств происходило под управлением высшего класса знати или магнатов.

После 1250 года люди, до тех пор не допускавшиеся к управлению государством, потребовали свою долю почестей и прибылей, получаемых от той или иной должности; кроме того, им тоже захотелось определять политику города-государства. Это широкое движение обычно называется «возвышение народа», но низшие классы, неквалифицированные рабочие, рабы, которые в крупных городах были домашними слугами, и крестьяне-арендаторы в сельской местности вовсе не рассматривались в качестве политической силы и в «возвышении» не участвовали. Первую часть из «возвысившихся» составлял так называемый «простой народ», то есть на деле средний класс, состоявший из лавочников и ремесленников. Вторую часть составляли «зажиточные», то есть купцы и землевладельцы. Их экономические интересы во многом совпадали с интересами представителей знати и магнатов.

Хотя «зажиточные» чаще всего занимались торговлей, от аристократов их больше отличало другое: сравнительно недавнее происхождение богатства. В большинстве городов-государств в начале XIII века власть захватили «старые богачи», магнаты, а нувориши объединялись с «простым народом», чтобы проложить себе путь к власти. Через несколько поколений они сами стали «старыми богачами» и начали бороться против очередной группы нуворишей и своих бывших союзников, «простого народа».

Такие конфликты осложнялись личным и семейным соперничеством, которое раздирало каждую правящую группу, как только она получала власть, а также постоянными войнами между городами. Междоусобицы настолько ослабили чувство общинной солидарности и гордости за свободу родного города, что к началу XIV века в большинстве городов-государств установилась единоличная форма правления, и правитель стал хозяином города, «синьором». В Венеции также наблюдались течения, которые в других местах вылились в «возвышение народа», однако венецианцы сохранили объединяющую всех верность городу-государству.

Цеха и простолюдины

Образование цехов становилось главной предпосылкой в «возвышении народа» или шло с ним рука об руку, ибо цеха были организациями, через которые «простой народ» демонстрировал свое влияние. Во многих крупных городах, например во Флоренции, цеха были также излюбленным орудием «зажиточных» в процессе захвата власти у магнатов. Вначале богатые купцы объединялись в цеха для того, чтобы защищать свои интересы в международной торговле. Позже цеха использовали в борьбе за власть в своих городах. В XII веке Венеция процветала в основном за счет торговли – гораздо больше, чем материковая Флоренция. Венецианские купцы, которые вели международную торговлю, считали, что им не нужны особые организации, цеха, которые следили бы за соблюдением их коммерческих интересов, ибо об этом пеклось правительство города-государства. Конкуренты правительству не были нужны, да их и не потерпели бы. В то же время те, кто нажил состояние на торговле с зарубежными странами, пусть они даже не принадлежали к «старым» семьям, постепенно входили в круг правящей аристократии. В конце XII века такая тенденция наиболее ярко проявилась при выборах дожей Себастьяно Дзиани и Орио Мастропьеро. Помимо богатых купцов, в начале XIII века процветание коснулось и многих венецианских ремесленников и лавочников; в Венеции, как и повсюду, они образовали цеха для защиты своих интересов.

Особенно много мастеров-ремесленников, квалифицированных рабочих было в отраслях, связанных с судоходством, – плотники, конопатчики, бондари, мастера, изготовлявшие паруса и снасти. В результате прочных связей Венеции с Востоком, где в раннем Средневековье многие технологии были более развитыми, в городе появились стеклодувы, аптекари, ювелиры и органных дел мастера. Возможно, эти специалисты с самого начала работали на экспорт и производили небольшое количество продукции. Другие мастера, например шерстянщики, напротив, трудились для местного рынка, но этого было достаточно для поддержки многих тысяч ремесленников-венецианцев, ведь общая численность населения приближалась к 100 тысячам человек. Рост внутреннего рынка вынудил многих лавочников расширять ассортимент продаваемых одежды и продуктов питания. Некоторые ремесленники и лавочники, удовлетворявшие местному спросу, разбогатели, но большинство из них можно было назвать «простым народом».

С ранних времен мастера, занимавшиеся отдельными ремеслами, были организованы в том смысле, что подчинялись особым правилам, имевшим отношение к их роду занятий. Эти правила определялись тремя юстициями (джустисьери), учрежденными Себастьяно Дзиани в 1173 году для разработки стандарта мер и весов и защиты рынков в целом, – возможно, он позаимствовал идею у константинопольских чиновников, с которыми был знаком. Чиновники другого рода назывались гастальди и назначались дожами; первоначально гастальди следили за тем, чтобы промышленные рабочие, а именно судостроители и кузнецы, в полной мере выполняли заказы дожа.

Рост числа лавочников и ремесленников стимулировал не только появление новых правительственных законов, но и новых объединений, которые образовались стихийно. Самые первые не были строго связаны с той или иной профессией. В союзы вступали по религиозным убеждениям и благодаря общей цели, они были открыты для представителей разных профессий. Каждое такое объединение или братство имело свое место поклонения, обычно часовню или алтарь. Входившие в братство встречались в какой-либо церкви или в монастыре – по договору с ними. В такие братства принимали богатых и бедных, их члены занимались благотворительностью, помогая тем, кого постигло несчастье. Таких объединений, называемых скуолы, в Венеции в конце XII века насчитывалось не менее четырнадцати.

К тому времени некоторые скуолы уже состояли исключительно из представителей одной отрасли или одного ремесла. Когда затем скуола брала на себя управление коммерческой или профессиональной деятельностью своих членов, она превращалась в то, что мы называем цехом или гильдией. До тех пор пока такие объединения оставались союзами с добровольным членством, созданными ради совместного отправления культа и взаимной помощи в случае несчастья, цеха не вызывали никаких возражений. И даже когда они начали устанавливать правила в соответствующих профессиях и выбирать представителей, которые отстаивали бы их интересы, они по-прежнему считались вполне легальными организациями, а их цеховые правила считались вполне совместимыми с правилами юстициев. Ведь главной заботой и тех и других было устранение разногласий в том, что мы до сих пор называем «недобросовестной конкуренцией». Конкретно, они пресекали изготовление подделок, сверхурочную работу (после наступления темноты), применение некачественных материалов и т. д. Но некоторые цеха, например портных, настолько окрепли, что превратились в своего рода картели, которые устанавливали цены и бойкотировали тех покупателей, которые не соглашались на их условия. Юстиции, защищавшие интересы покупателей, запретили цеху портных самостоятельно определять цены и бойкотировать тех, кто выступал против них. В 1219 году юстиции пересмотрели уставы цеха и попутно составили присягу с рядом основных принципов, которым все члены цеха обязаны были повиноваться.

Интересно, что самые первые цеха представляли не самые важные ремесла и профессии. В Венеции не существовало цеха или гильдии купцов, занимавшихся международной торговлей, не было ничего похожего на флорентийское Arte de Calimala. Своих профессиональных объединений не было у судей, адвокатов и нотариусов (хотя подобное объединение представителей юридической профессии играло важную роль в расположенной поблизости Падуе); кроме того, своего цеха не было и у моряков – капитанов, помощников капитанов, обычных матросов. Объединение моряков появилось довольно поздно. У моряков не было своей организации по тем же причинам, по каким ее не было у купцов: они были слишком многочисленны, а возможные функции такого рода объединений во многом выполнялись городом-государством. Правда, существовали многочисленные религиозные братства, почитавшие святого Николая, небесного покровителя моряков; в них вступали преимущественно рыбаки, лоцманы или матросы. Однако моряки приносили присягу не по каким-то особым цеховым правилам, а в соответствии с морским сводом законов 1255 года. В XIII и XIV веках моряки не имели организации, которая отстаивала бы их профессиональные интересы. Первыми официально зарегистрированными и упомянутыми в летописях цехами стали объединения портных, кожевников, золотых дел мастеров и ювелиров, красильщиков, бондарей, канатчиков и цирюльников-хирургов (в последнее входили и врачи). В целом такие объединения представляли интересы нуворишей, во всяком случае тех, кто приобрел скромное состояние не мореходством, но другими занятиями. Ближе к концу XIII века, когда возникли другие цеха, среди них выделились два вида. Одни, как, например, цеха конопатчиков, каменщиков и плотников, выступали в интересах работников – и в этом отношении они напоминали профсоюзы; другие прежде всего отстаивали интересы работодателей, нанимателей рабочей силы, хотя и в малом масштабе. Последние цеха были более многочисленными и более влиятельными; возможно, именно представленные в них дельцы нового типа, в основном лавочники, в отличие от купцов, ведших международную торговлю, и вносили в жизнь общества элемент честолюбивого волнения.

О том, что в 60-х годах XIII века в цехах начались волнения, угрожавшие существующему порядку, свидетельствует закон, принятый Большим советом и впоследствии внедренный в кодексы всех цехов. По этому закону представителям любой профессиональной отрасли строго запрещалось, под угрозой запрета или смерти, создавать объединение, члены которого, связанные присягой, шли против чести дожа и его совета или против чести города-государства, или против любого другого лица. Несмотря на некоторую неясность выражений, становится понятно, что власти боялись подрывной деятельности. Увеличили число юстициев, им придали дополнительные полномочия. Настало время политических тревог. Первая Генуэзская война, несмотря на победы венецианцев, с коммерческой точки зрения приносила убытки. В 1265 году вспыхнул мятеж из-за налогов; схватки были такими ожесточенными, что тогдашний дож, Раньери Дзено, во многом укрепивший владычество на Адриатике и опубликовавший свод морских законов 1255 года, сделал вид, что уступает мятежникам, хотя впоследствии приказал найти и повесить зачинщиков. Примерно в то же время произошла стычка между представителями двух самых видных семей города: на пьяцце Джованни Дандоло или кто-то из его сторонников ранил Лоренцо Тьеполо. Простолюдины демонстрировали свою верность той или другой стороне, нашивая на одежду гербы семьи, которой они благоволили. Чтобы предотвратить раскол, власти приняли закон, по которому простолюдинам запрещалось носить гербы каких-либо знатных домов.

Обстановка разрядилась в годы правления Лоренцо Тьеполо. После того как он подавил мятеж в Акко и в начале войны с Генуей сжег неприятельские корабли, его считали национальным героем и в 1268 году избрали дожем. Лоренцо Тьеполо сразу уступил просьбе представителей знати, явившихся мирить его с Джованни Дандоло. Последний, кстати, был одним из советников дожа и руководил избирательной кампанией, в результате которой дожем стал Тьеполо. Более того, Лоренцо сразу дал понять цехам, что законы, принятые в последние годы правления его предшественника, не будут применяться для того, чтобы уничтожить или ослабить их организации. Сразу после инаугурации и смотра флота новый дож принял во дворце представителей всех цехов.

Через несколько лет у крупных цехов появились свои своды законов, в соответствии с которыми им предоставлялась значительная самостоятельность. Главы цехов не назначались дожем, но выбирались членами цеха и одобрялись юстициями. Законы, принимавшие форму приказов юстициев, довольно часто составлялись руководством цехов и принимались голосованием на общем собрании цеха. Хотя пост гастальдо – главы цеха – и годичный срок его службы был одинаков для всех профессиональных объединений, количество и функции других руководителей в разных цехах различались. Обычно их было около дюжины; их кандидатуры предлагал специальный отборочный комитет, выдвигали отслужившие свой срок руководители или же выбирали по жребию. Некоторые из них действовали заодно с гастальдо в таких технических вопросах, как, например, перевод ученика в мастера; другие занимались сбором взносов и т. д. Отношений цехов с церковью и программ взаимопомощи юстиции почти не касались, если не считать одобрения определенных взносов и штрафов, взимаемых в таких целях и обязывавших всех ремесленников или представителей той или иной профессии делать такие взносы. Мелкие трудовые споры разрешались руководством самого цеха. Представителям некоторых профессиональных объединений, например каменщикам или цирюльникам-хирургам, даже разрешили бойкотировать хозяев, которые отказывались платить положенное мастерам.

В то же время юстиции и на более высоком уровне руководящие советы не колеблясь издавали законы, касавшиеся производственных вопросов, и отменяли любые принятые цехами меры, которые вступали в противоречие с интересами общества. Цеха не были закрытыми монополиями; квалифицированные иммигранты могли открыть в Венеции мастерскую, если они платили положенные взносы и соблюдали правила. Более того, политическое подчинение цехов сочеталось с экономическим подчинением многих членов цехов по отношению к купцам, которые извлекали основную прибыль из внешней торговли. Например, купцы, предоставлявшие капитал для сооружения и оснастки кораблей, нанимали судостроителей. Изготовители снастей во многом зависели от хозяев-купцов, которые импортировали пеньку. Короче говоря, многими отраслями промышленности управляли поставщики капитала, а главными поставщиками капитала были представители правящей торговой аристократии. В соответствии с политикой, которую проводила Венеция по отношению к цехам, ремесленникам и лавочникам предоставлялась существенная свобода в организационных вопросах. Хотя вскоре в Венеции насчитывалось уже свыше ста цехов, никогда не оспаривалось положение, по которому цеха подчинялись государству. Члены цехов в венецианском обществе занимали почетное, но подчиненное положение. Такое сочетание подчинения и ограниченного самоуправления продолжалось еще 500 лет.

Если кто-то и был недоволен таким положением вещей, то, скорее всего, представители богатых цехов, например ювелиры. Интересно, что в Падуе, где цеха в 1280 году получили официальное представительство в управляющих советах города-государства, цеха «скромных» лавочников и ремесленников не участвовали в выборах глав республики, а оставляли это право другим представителям населения Падуи, особенно юристам. Во Флоренции, после того как ее цеха получили статус избирателей, главы небольших цехов представляли меньшую угрозу правящему классу, чем недавно разбогатевшие купцы, ворочавшие крупными делами. «Простой народ» Венеции не выказывал недовольства из-за того, что его не допускали к политической власти; возможно, отчасти так происходило из-за того, что у них имелась отдушина: благодаря цехам «простолюдины» получали небольшие почетные должности и имели право голоса в вопросах, касавшихся их повседневной профессиональной деятельности.

Кроме того, простолюдины принимали активное участие в праздниках, ставших орудиями управления в Венеции. Хронист Мартино да Канал, подробно запечатлевший время правления Лоренцо Тьеполо, ничего не пишет о цеховых правилах и законах, зато посвящает много страниц описанию праздника, в котором дож и догаресса принимают руководителей цехов. Возможно, выбор темы связан с ее важностью для современников. Пышные зрелища служили важным средством общения; сведения об очередном празднике распространялись из уст в уста, как лесной пожар. Поэтому, например, об исходе выборов дожа уличные мальчишки узнавали до того, как об этом официально объявляли с балкона дворца. В средневековых городах процессии и пышные празднества занимали чувства подданных больше, чем в наши дни телепередачи. Совместное участие в публичных церемониях скрепляло единство общества.

Выше уже упоминался обряд обручения с морем в праздник Вознесения, а также прием дожа Николетти дожем Венеции. По особым случаям устраивались пышные шествия. Вот как да Канал описывает процедуру приема глав цехов дожем Лоренцо Тьеполо:

«Мастера из цеха меховщиков нарядились в пышные мантии, подбитые горностаем, белкой и шкурами других диких зверей; подмастерья и слуги также оделись богато. Во главе их стоял знаменосец, за ним по двое выступали представители цеха; впереди следовали трубачи и другие музыканты. И так они вошли во дворец и поднялись по лестнице, и там они нашли своего нового господина, мессера Лоренцо Тьеполо, и торжественно приветствовали его. И каждый мастер пожелал, чтобы Господь даровал ему долголетие и победу, а господин наш дож вежливо ответил на их приветствие, и все они воскликнули: «Viva, viva nostro Signore Messer Lorenzo Tiepolo il doge», и по команде своих церемониймейстеров они отправились в своих нарядах к госпоже догерессе (во дворец Тьеполо) и приветствовали ее…

Мастера-цирюльники, нарядные, в жемчужных браслетах… вели с собой двоих верховых, одетых как оруженосцев, и с ними четырех дев, двух верхом и двух пешком, одетых в причудливые одежды…

Гребенщики… принесли с собой фонарь, полный разными видами птиц; дабы доставить удовольствие дожу, они открыли его дверцы, и все птицы вылетели и стали летать туда-сюда, и если бы вы были там, мои читатели, то увидели бы, как все смеялись, слушая птичий щебет и наблюдая за тем, как птицы порхают…»

С помощью веселых праздников и предоставления некоторой автономии цехам, не имевшим, однако, политического влияния, власть добивалась покладистости «простолюдинов», которые не вмешивались в правление аристократии. Еще одной скрепой, о которой упоминают сами венецианцы и которая играла важнейшую роль для бедняков, было хорошее снабжение продуктами питания. Благодаря своим кораблям и владычеству на Адриатике Венеции удавалось избегать голода, чего нельзя сказать о большинстве других городов, и спокойнее переживать периоды роста цен на хлеб. Кроме того, венецианская власть гордилась и беспристрастным правосудием. Естественно, принцип беспристрастного правосудия, равного для знати и простолюдинов, декларировался постоянно, его защищали с помощью тщательно разработанных мер, хотя на практике этот принцип часто нарушался. Все эти факторы в сочетании с особенностями городской топографии – каналами, делившими Венецию на 60–70 небольших приходов, – объясняют, почему аристократия правила Венецией, не применяя силы для подавления низших классов. В истории Венеции не зафиксировано ни одного подлинно народного восстания.

Конец ознакомительного фрагмента.