Вы здесь

Золотое пособие народного знахаря. Книга 3. Кто самый первый умер на земле? (Н. И. Степанова, 2016)

Кто самый первый умер на земле?

Дорогие мои! Святая Библия открывает для нас Божественную истину, произошедшую многомного веков назад. Из нее мы узнаем, что до грехопадения Адам и Ева были бессмертны. Бог, предостерегая их, говорил: «Не ешьте плодов и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Диавол же явился в личине змея-искусителя и уговорил Еву ослушаться Того, Кто ее сотворил. Когда Ева и Адам покидали Рай, Бог Адаму сказал: «…В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься!» (Быт. 3:19). В псалме 103 есть этому пояснение: «В наступающий час смерти Бог возьмет от человека душу, вложенную в него, и после этого человек умрет и в прах свой вернется. А если Бог пошлет в человека (душу), он созидается, и ты обновишь лицо земли (появишься на свет)».

Самой первой смертью человека на нашей Земле стала гибель сына Адама и Евы – Авеля, убитого родным братом Каином. С тех пор, с тех далеких времен умерло тьма тьмы, бессчетное число людей, и только летопись Ангелов Божьих сохраняет в Книге жизни и смерти их имена.

У каждой религии свое понятие и учение о смерти

Все существующие религии по-своему трактуют кончину человека и его посмертное, неземное существование. Похороны умерших людей также имеют свои традиции и устои по религиозным канонам и понятиям, причем в древности захоронения людей существенно отличались от похорон современников. Так, например, еще до крещения Руси славяне кремировали тело умершего в лодке, на воде, и прах вместе с горевшей лодкой уносила река. Несколько позже южные и северные славяне стали хоронить своих мертвых в земле, насыпая при этом над закопанным телом курган – первый прототип могильного холма. Предки народов Дальнего Востока хоронили своих близких и родных прямо рядом с жилищем, и только спустя столетия люди стали устраивать обособленно от селений первые специальные кладбища.

Покойникам на Дальнем Востоке устанавливали надгробия в виде деревянного домика. Размеры таких домиков отличались по высоте, в зависимости от состоятельности семей. Чем выше была крыша у надгробного дома, тем богаче была семья.

У жителей Северного Кавказа, ингушей и чеченцев, до сих пор сохранились очень древние могильники, сделанные из камней. По сути, это каменные склепы, но только они устроены так необычно, что тело умершего человека изолировано как от земли, так и от воздуха. Народы Причерноморья хоронили покойников в могилах овальной формы. Для богатых к такой яме приделывалась земляная ниша, устланная камнями. В нишу укладывались любимые вещи умерших людей.

Древние монголы делали для одного покойника две могилы. В одну могилу укладывали умершего человека, а вторая была пустой, ее предназначение было в том, чтобы обмануть злых духов и духов врагов покойника, чтобы они не беспокоили его сон. Известно, что для великого Чингисхана было захоронено аж четыре гроба в разных местах, а истинную могилу Чингисхана обосновали так, чтобы подлинное пристанище его телу было никем не узнано. Для полной уверенности, на том месте, где было захоронение, в течение трех месяцев пасли тысячи коней, чтобы они утрамбовывали местность копытами так, чтобы ни одна душа не могла заметить место захоронения.

В Латинской Америке ацтеки, народы Ирана, германские свевы, индейские и индийские племена сжигали тех, кто умирал, на погребальных кострах. Все эти народы (кроме народов Индии) теперь уже этого не делают, своих умерших они хоронят в земле. И вообще, спустя тысячелетия желание сжигать тела родных существенно поубавилось, видимо, людям не нравится мысль, что и они будут гореть, как дрова.

Самыми замысловатыми и необычными захоронениями, известными миру, конечно же, считаются погребальные монументы фараонов – пирамиды, а также каменные галереи гробниц в Северной Италии. Это воистину диковинная история веков. Для примера, самая простая усыпальница фараона являлась неким золотым фондом: в нижнем этаже частной гробницы имелось две шахты, лично для покойного. Самого умершего после бальзамирования укладывали в специальный саркофаг, над которым жрецы проводили прощальные ритуалы. В помещении имелось все, что полагалось взять с собой в последний путь, а также то, что пожелал умирающий. Обычно это были красивые дорогие вещи, одежда, посуда, вино в золотых сосудах. А если умирающий желал, то рядом, в соседнюю погребальную камеру могли положить саркофаг с любимой наложницей или женой. Камеру тщательно замуровывали, шахту, естественно, заделывали и засыпали, а над ней располагался еще целый дворец, с выходом фасада во двор. Во дворе сооружались водоемы, высаживались цветники, растения и даже пальмы. Для тех, кто приходил проведать последнее пристанище, создавались все удобства. Они могли наслаждаться плодами деревьев, любоваться росписью и орнаментом на стенах и потолке, глядеть на изображение усопшего и на выбитые картинки сцен его прожитой жизни. Обойдя огромный зал, пришедший не мог не остановиться в длинном просторном коридоре, где на стене всегда размещался ритуальный рисунок ладьи, плывущей в священный Абидос. Во всей красе на стенах и потолках были размещены и другие эпизоды похорон с почившим человеком: вот он, подняв руки вверх, стоя на коленях, поклоняется богам. А здесь он в их честь пьет из кубка драгоценное вино. А на этой красочной картинке покойник возжигает благовонную курильницу. Мы видим, как умерший держит на руках наследника, а вот он возносит гимн богам. В помещении, сооруженном над могильником фараона, был даже небольшой храм, чтобы пришедшие могли обратиться к божествам. Если учитывать всю эту похоронную роскошь у фараонов и богатых горожан, то что должно было быть у таких известных царей, как Рамзес, Хеопс, Аменемхет, Тутанхамон, Сехемхет и других!

У царей были гробы в форме их фигур из чистого золота, золотые вазы, посуда, золотые статуэтки жены, детей и близких им людей. Пример тому хорошо сохранившаяся гробница-усыпальница царя-фараона Тутанхамона – саркофаг, который был в длину 1,85 м и вылит из чистого золота, а на теле его мумии было надето 143 золотых предмета украшений. Чего только стоит великолепная роскошь его царского трона, цену которому невозможно назвать, так как в нее включен не только вес золота, но и то, что все это было изготовлено в 1137 году до нашей эры. Впрочем, царские усыпальницы и должны были обозначить собой целую пропасть между царями и всеми смертными, включая даже высшую знать.

Древние египтяне были уверены, что их загробная жизнь полностью зависит от сохранности их телесной оболочки. Работа бальзамировщика была очень ответственной. Усопшего в буквальном смысле разделывали. Вынимали его мозг, а из тела – органы, все это обрабатывалось в специальных смесях и закладывалось в подобающие сосуды с раствором, способным сохранить их от разложения. Из тела не вынималось только сердце, оно было неприкосновенно. Пустота в теле заполнялась выпаренным, сгущенным до тестообразного вещества благовонием, а уже после этого тело помещали в раствор, которым при эпидемиях египтяне обрабатывали дома больных людей. Раствор убивал микробы, дезинфицировал мертвую плоть. Через два с половиной месяца тело вынималось из раствора, обмывалось и тщательно, туго пеленалось в льняные полоски ткани, которые предварительно вымачивали в смолах и в камеди. Мумию покойного бальзамировщики чем только не мазали, а глаза, рот, уши и нос заливали пчелиным воском. Тело обливали послойно раствором из гудрона, масла можжевельника, топленной в разных маслах хны, смолы и вара, и даже добавлялось пальмовое вино. Вследствие всей этой многотрудной работы из трупа человека получался скелет, обтянутый кожей, но, несмотря на это, в образе мертвеца можно было разглядеть черты того, кто недавно был жив. Кроме различных золотых украшений, к покойнику клали Книгу мертвых. Для египтян это было так же важно, как для христианина крест на груди, когда его кладут в гроб. Книга мертвых – это своеобразный путеводитель или, скажем, билет в загробный мир, без этого, во всяком случае, царей не хоронили. Очень важным для похорон было наличие на лице покойника маски. У простого народа подобные маски делались из ткани и гипса. Поверх этой маски была разрисовка, обозначающая лицо с глазами, носом и ртом. У знати, фараонов и царей маски были из золота, и выглядели они как произведения искусства. И хотя людей, которые были причастны к похоронам, убивали, чтобы они не проболтались о ценностях гробниц, очень многие захоронения были разграблены. Не помогали хитроумные ловушки, лабиринты и всякие различные приспособления для пагубы жадных до денег воров. Целая долина царей и цариц была полностью разграблена. Преданные царям жрецы вынуждены были пускаться на невероятную хитрость, чтобы только спасти своих царей и цариц от мерзкого прикосновения нечестивых. Они, со всеми возможными предостережениями, вынимали из гробниц своих владык и под покровом ночи увозили их из усыпальниц в заранее подготовленные места для перезахоронения, не надевая на мумии даже золотых масок и украшений, лишь бы только исполнить перед царями свой священный долг.

Высшая знать Египта была тоже невероятно богатым сословием. И похороны для своих близких эти люди делали сверхдорогостоящими. Подготовленную мумию покойника укладывали в череду гробов, наподобие матрешки. Первый гроб из чистого серебра был, как и все остальные, сделан по форме человеческой фигуры. В него помещали мумию, поверх лица которой была золотая маска. Этот серебряный гроб, в свою очередь, вкладывали в золотой гроб, и уже после этого все ставилось в саркофаг, сделанный из дорогого черного гранита. Но и на этом «матрешка» из гробов не заканчивалась, все вышеперечисленное помещалось в огромный каменный ящик, который был изнутри и снаружи украшен вручную выбитым орнаментом и изображениями богов. На крышке каменного ящика был выбит портрет лежащего внутри человека. Состоятельные люди, знать Египта, позволяли себе также и то, что обычно делалось только для царей и фараонов – ставить отдельно от вместилища тела дополнительные гробики, сделанные из золота и серебра. В этих мини-гробиках хоронили мумифицированные органы усопшего человека.

Подобные изыски похорон, конечно же, могли позволить себе только несказанно богатые люди и лица царских кровей. Хотя, как посмотреть. Например, в СССР тоже кое-что случалось из ряда вон выходящее. Так, Георгий Михайлович Коваленко долгие годы работал в ритуальных услугах для лиц высшей советской номенклатуры и спустя много лет рассказал, как при нем хоронили в Москве супругу одного советского сотрудника ООН. Женщину положили в титановый гроб, в котором была кнопка – при нажатии этой кнопки раздавалась печальная мелодия и крышка гроба поднималась. Когда она приоткрывалась, то был виден еще один – хрустальный – гроб. Как рассказывал Георгий Михайлович, зрелище было потрясающее. Хрусталь искрился и слепил глаза, и нельзя было отвести взор от этого дивного саркофага, напоминающего пушкинскую сказку о мертвой царевне. Похороны такого достоинства оплачивала ООН. Известная американская актриса Джин Сиберг хоронила в 1970 году свою умершую новорожденную дочь в сделанном из прозрачного стекла гробике, но не из-за того, чтобы перещеголять других или удивить жадную до новостей прессу, а из-за сплетен, которые в то время распускались вокруг нее. Злые языки утверждали, что она была беременна от чернокожего, вот ей и захотелось опровергнуть эту клевету. Через стекло гроба хорошо было видно, что дитя имело белую кожу.

Если в России похороны всегда оставались похоронами, днями скорби и печали, и обычные гробы, в лучшем случае, обивались тканью подороже и украшались оборками, то за границей бизнесмены умели прилично заработать на столь трагическом событии. Что только не придумывали для процветания ритуального бизнеса. Например, один японский бизнесмен Саито Киекацу устраивал целые эстрадные шоу для тех, кто желал похоронить своих близких с блеском и шиком. Представьте себе: огромный зал в 700 кв. м, причем совершенно без окон, где собираются родные и друзья усопшего. И вот, в этом большом замкнутом пространстве начинают медленно гаснуть все светильники. В упрятанных высоко под сводом зала динамиках сначала чуть слышно, а затем все громче и громче раздается тягучее, монотонное песнопение монахов. Непонятно откуда начинают со всех сторон просачиваться в зал клубы прозрачного искусственного тумана. За этим туманом остается незамеченным появление из невидимой ниши катафалка с гробом, увитым благоуханными цветами, он будто парит в воздухе и возникает из ниоткуда, и это очень впечатляет. Когда священник по динамику закончит свою панихиду, мягко вспыхивает свет в виде лучей, возникает изображение, дающее ощущение длинного светящегося тоннеля, в который и устремляется катафалк по совершенно невидимым рельсам. Всем этим управляют находящиеся за непроникающим стеклом специально обученные люди. Катафалк с гробом попадает в крематорий, но выглядит это так, как будто усопший по освещенному тоннелю вознесся на небеса. Провожающие в последний путь видят на стенах огромного здания проекцию фильмов с использованием видеокассет семьи покойного, где показаны сцены из жизни того, кого уже нет. Звучит музыкальное сопровождение, и работники ритуальных услуг покрывают пол живыми цветами, будто живым ковром.

Некоторые богатые американцы до сих пор покупают гробы, в изголовье которых встроен холодильник со специально оборудованным химическим наполнением. Гроб, само собой разумеется, изготовлен из стали и напоминает своим видом шкатулку из металла. В Израиле правоверные иудеи, согласно старым заповедям, укладывают умерших в грубо сколоченный деревянный ящик, в котором имеются два отверстия в нижних досках гроба. Есть люди, которых хоронят согласно их просьбам и завещаниям. Например, всемирно известный Мартин Лютер попросил похоронить свое тело в оловянном гробу и не говорить над его останками ни речей, ни похвал, ни прощаний. В России, в деревнях, до сих пор старики заранее делают гроб своими руками и хранят его до нужного дня в сарае.

Гроб – это укрытие мертвого тела от попадания на него влаги и земли. Тем не менее, судя по разговорам многих людей, большая часть из них боится замкнутого пространства. Вот почему умирающие зачастую просят своих близких, по возможности, сделать окошко в крышке гроба. И это не ново. Живший в середине XIX века в России вице-губернатор Н. И. Шевелев заранее заказал для себя гроб со стеклянным корабельным иллюминатором, так как он боялся лежать в плотно закрытом гробу и не стеснялся в этом признаться. Гроб, конечно же, был изготовлен.

Как и в какой день после смерти хоронят человека христиане

Только что умершего человека кладут на снятую с петель дверь, головой к красному углу. Красный угол, как я уже объясняла, в избе тот, в котором находятся иконы. Когда тело немного остынет, его обмывают, причем делают это не члены семьи, а знакомые или соседи. Руки усопшего человека складываются на груди, и в правую руку вкладывают белый носовой платок. До того времени, как для покойника привезут гроб, его накрывают с головой саваном, то есть белым новым холстом. Если умершего увозят в морг, то обычно там моют мертвеца, обряжают в одежды и укладывают в гроб. На усопших не надевают одежду красной расцветки, это принесет очередную беду.

Незамужнюю девицу или холостого парня всегда было принято одевать в гроб, как под венец. Девушке надевали длинное белое платье и фату, с веночком на голове. Вокруг ее тела клали венок из искусственных белых цветов, преимущественно лилий. На ноги умершей надевались белые нарядные туфельки, а в руке у нее должен быть кружевной платок. Холостого парня наряжали в красивый новый костюм и белую рубаху. Прикалывали на грудь белый цветок жениха.

Все крещеные обязательно должны иметь на себе крест. Умершим клали под подушку узелок с родимой землей, взятой возле отчего дома. Если умершие люди очень преклонного возраста, то их обычно одевают в то, что старики заготавливают себе сами своими руками. В случае, если одежда для похорон не была припасена, одежду покупают родные и близкие. Для пожилых и глубоких стариков готовят проводы почти так же, как и молодым усопшим, с той только разницей, что мертвым людям в возрасте обычно кладут на лоб «венец», то есть специальную налобную накладку, на которой изображен крест и молитвенные слова. Подобная налобная накладка служит целовальником, именно в это место покойника целуют, прощаясь с ним на кладбище.

Умерших на Руси хоронят на третий день их кончины. Все ночи после смерти человека до самых его похорон следует читать Псалтырь. Обычно для этой цели нанимают чтицу преклонного возраста либо договариваются с дьяконом. Чтица должна быть в темной одежде, с головным черным платком. Псалтырь всегда лежит на новом полотенце. После похорон следует отдать чтице и Псалтырь, и полотенце, на котором он лежал. С людьми, которые читают у покойного ночами Псалтырь, всегда, во все века рассчитывались щедро, даже очень бедные люди. Нельзя провожать до дверей того человека, кто читал заупокойные молитвы, чтобы тот вскоре снова не вошел в этот дом. В головах у мертвого ставится на подносе стакан с пшеном, в который втыкают свечу. Рядом ставят стакан с водой, покрытый куском ржаного хлеба. Когда похороны пройдут, стакан с пшеном высыпают на улице птицам, а воду выливают под дерево. Хлеб тоже раскрошите и отдайте птицам. Ни в коем случае нельзя выливать воду из этого стакана в унитаз или раковину, иначе в доме будут болеть. Известен случай, когда ребенок выпил воду из стакана, поставленного для усопшего, и вскоре после этого ребенок заболел и ушел на тот свет. Если умер ребенок, его обязательно подпоясывают лентой. Это очень древний обычай.

Погибших воинов, исполнявших свой долг, хоронят в воинском обмундировании, включая надлежащую по уставу обувь. Однако во что одеть того или иного умершего человека, все-таки решает его семья.

Вынос тела производится в два часа дня. Для соблюдения всех похоронных правил семья выбирает того, кто должен будет за всем следить. На этом человеке лежит большая ответственность за все происходящее. Например, нужно тщательно проследить, чтобы не были забыты дома веревки или полотенца, на которых будет опускаться гроб. Ни веревки, ни полотенца с кладбища не забирают. Веревку обычно бросают в могилу и оставляют ее там. Полотенце разрезают и раздают провожающим. Многие люди отказываются от таких подарков, боясь нести домой полотенце, на котором опускали гроб, в этом случае отрезки можно положить на могилы.

Хочу предупредить об очень серьезной ошибке, которая может стоить вам жизни: никогда не плачьте прямо над гробом, чтобы, не дай Бог, ваши слезы не попали к покойнику в гроб. Нельзя заглядывать в могилу и ронять слезы в нее. Нельзя бросать в могилу свои вещи на память. Известны случаи, когда в горькую минуту семья положила прямо в могилу или гроб свою фотографию, якобы для того, чтоб умерший там не был одинок. После этого вся семья ушла следом. Не хороните вместе с мертвецом в его могиле икону, это великий грех. Икону, которая лежала в гробу, во время похорон вынимают и относят ее в любой храм.

Нехорошо, когда провожающие, стоя на кладбище в ожидании, когда гроб опустят или закопают, переговариваются, ведут светские беседы или пересмеиваются.

Плохая примета, если кто-нибудь упадет на кладбище или во время похорон. Такие люди долго не живут. Если подобное произойдет, обратитесь к знахарке, и она отчитает. В моих книгах также даны подобные отчитки.

Первыми за гробом идут самые близкие. Нельзя, чтобы родные люди несли гроб. Пока вы на кладбище, в доме умершего моют пол и снимают покрывала с зеркал. Делают все это также чужие люди.

Как ни странно, но очень много случаев, когда похоронная процессия уезжает, забывая дома крышку от гроба. Это ужасная примета, во-первых, для хозяев дома, во-вторых, для тех, кто за ней вернется. Если такое случится, пишите мне, и я обязательно вам помогу. Также не забывайте дома молоток и гвозди для гроба, как я уже сказала, это нехорошо.

На кладбище берут с собой блины и кутью, которую заранее кто-нибудь должен изготовить.

Приготовление кутьи

Рис – 1 стакан

Изюм без косточек – полстакана

Щепотка соли

Мед по вкусу

Вымытый и перебранный рис залейте двумя стаканами воды, посолите и добавьте столовую ложку растительного масла. Разварите рис и прибавьте в него промытый изюм. Накройте кутью крышкой и дайте настояться. Изюм дойдет без дополнительной варки, так как он достаточно мягок. Перемешайте рис с изюмом и медом. Кутья готова.

Сейчас совсем не обязательно подавать провожающим кутью с одной ложки. Можно купить в отделе одноразовой посуды ложки из пластмассы. Это гораздо приятнее, так как многие люди довольно брезгливы. Оставшуюся кутью не несут домой. Ее оставляют на могиле.

Спиртное

Брать с собой спиртное на могилки все-таки придется. Обычно водку разливают в граненые стаканы и предлагают провожающим помянуть только что схороненного человека. Если кто отказывается, настаивать не нужно, так как у многих людей в этот горький момент может стать плохо с сердцем. Кстати, обязательно возьмите с собой для провожающих и родных сердечные лекарства: корвалол или валокордин, валидол и нитроглицерин. Необходимо также взять с собой нашатырный спирт.

* * *

После похорон провожающих и родных везут к месту, где будет проходить поминальный обед. Причем знающие люди никогда не будут возвращаться тем же маршрутом (той же дорогой) домой, каким они ехали к месту захоронения. По приезде с кладбища в дом, где будут помины, все должны вымыть руки. Говорят, что тот, кто, вернувшись с похорон, съест грязными руками поминальный обед, обязательно умрет день в день ровно через год.

За поминальным столом не чокаются. Громко не говорят и не смеются. Нельзя также на поминах петь, чтобы потом от горя не выть. На поминах сначала съедают кутью и блины, а потом то, что подадут.

Помины делаются первый день, девятый день, сороковой день, пол года и год. Помины всегда должны быть очень обильными и богатыми.

Не зря ведь есть пословица: «Наелся, как дурак на поминах». Если помины скудные, то покойник до следующих помин будет голодать – так говорили на Руси старики.

На поминальном столе не должно быть вилок. Обычно кладут только ложки. Если человек умер в пост, то нужно испросить разрешения у священника на помины с мясом. Как правило, священнослужитель на это благословляет.

Утром, на другой день после похорон, идут к покойнику и несут ему «завтрак». Это может быть кутья, блины, яички или то, что любил умерший. Спиртное «на завтрак» не несут. Вообще, христианское правило о поминовении всегда содержало запрет поминать спиртным. На поминальный стол ставился кисель или компот. Но многие люди, боясь осуждения со стороны провожающих, ставят горилку, водку или вино. На самом деле, скорбь не заливают спиртным, это не по-христиански.

Вещи покойника

Все вещи покойника отдают из дома до сорокового дня его смерти, оставляя себе на память то, что покойник очень любил. Отдать вещи можно друзьям, подругам, знакомым, родным, а также раздать у храма тем, кто просит милостыню.

Постель, на которой умер человек

Кровать, на которой человек умер, обычно уносят из дома. Если же по материальным причинам это невозможно, то хотя бы не спите на этой кровати до сорокового дня.

Раздача посуды, денег и конфет

С древних времен до девятого дня на руки людям отдавали ложки и чашки. Делается это для того, чтобы усопшему было «там» из чего поесть. В дореволюционной России бедняки подавали у храмов деревянные ложки с глиняной кружкой, а богатые люди на помин усопшего подавали серебряные ложки и фарфор.

Кроме одежды и посуды, родственники умершего обязательно одаривали стариков и детей пряниками и конфетами, а у кого была возможность, давали на помин и целковый. Считалось, чем больше по мертвой душе раздашь, тем легче на новом месте.

Как поминать утопленника

Едой поминают так же, как усопшего, умершего с покаянием. Но на воде, где утонул человек, читают следующее:

Христос воскрес из мертвых,

Смертию смерть поправ,

И сущим во гробах живот даровал.

Даруй, Господи,

Рабу Твоему усопшему (имя)

Прощение от прегрешения, ибо не мог

Твой раб (имя) покаяние принести

По воле рока, сгубившего его.

Ты, Господи, есть Избавитель мира,

Избавь же раба Своего (имя) безвинного

От бремени непокаяния.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Аминь.

Нужно ли отпевать пропавшего человека

Пока человек не найден, вы не можете знать, жив он или нет, следовательно, вы можете отпеть живого человека как покойника. Мне известен один случай. У одной женщины ушел из дома и пропал сын. Прождав его несколько дней, она обратилась в милицию, но его так и не нашли. Когда прошло три месяца, женщина, утратив надежду отыскать сына, сходила в церковь и отпела его. Еще через месяц пришел домой ее потерянный сын. Пришел домой умирать, так как сильно заболел, и случилось, с его слов, это с месяц назад, тогда, когда его мать отпела его как покойника в церкви. Сын объяснил матери, что их последняя с ней ссора подтолкнула его покинуть отчий дом. Мать все время укоряла его тем, что он сидит на ее шее, не учится и не работает. Они поссорились, и он ушел. Завербовался на работу, желая скопить денег и вернуться домой, доказав тем самым своей маме, что он не совсем пропащий человек. Когда мать его отпела, он сильно заболел и слег. Врачи разводили руками, не видя явной причины, почему из него выходит жизнь. Чувствуя свой конец, сын решил вернуться к маме, чтобы умереть в своем доме. Он привез ей свои скопленные, заработанные деньги, а сам вскоре умер. Отпевание живого человека вынимает из него всю его жизнь. И обычно такие люди уже не живут.

О тех, кого схоронили в море

Здесь я говорю не об утопленниках, а о тех, кто умер, находясь на морском судне, в море или в океане, кого вынуждены были похоронить на глубине. На самом деле обряд подобных похорон действительно существует. Особенно это практиковалось в более ранние времена, когда труп человека невозможно было схоронить на плавающем судне, далеко-далеко от земли. Умершего зашивали в саван, положив туда же немного песку, чтобы с усопшим была хоть толика христианской земли, так как считалось, что иначе покойнику не будет успокоения. К ногам завязанного в саван мертвеца привязывались камни. Труп помещали на доску. Корабельный батюшка читал молитву, и под звук барабана тело сбрасывалось с доски в море или океан. У моряков есть свой святой покровитель – это святой Николай. Этому святому молились за умершего все люди на корабле, а корабельный батюшка его отпевал.

Когда живых хоронят вместе с мертвыми

В некоторых местах в Индии до сих пор существует странный и чрезвычайно жестокий обычай сожжения вдовы на погребальном костре вместе с ее покойным мужем. Сначала будущую жертву ведут к большой воде, чтобы там совершить последнее омовение. Вдова одета в самые лучшие свои одежды, в самые дорогие украшения. Волосы ее напомажены благовонным маслом и распущены. Сопровождающие ее близкие и родные сами умывают ей руки, лицо и ноги в специальном озере или в ближайшей большой воде. Умыв вдову, все медленно двигаются к тому месту, где уже подготовлен погребальный костер, на котором лежит связанный веревками настил, увитый листьями и цветами. На этом настиле стоят носилки с умершим мужчиной. Все его тело укрыто красивым покрывалом. На покрывале вышиты специальные ритуальные узоры. Вдова идет к этому месту и, по установленным правилам, каждый, кто встречает эту процессию, оставляет все свои дела и идет вместе с ней. Когда вдова и ее близкие подходят к погребальному костру, то рядом с ними идет уже целая толпа. Придя к печальному месту, женщина, прежде чем взойти на костер, снимает с себя все свои украшения. По своему желанию, она имеет право отдать их тому, кому захочет. Это может быть случайный прохожий, один из зевак или же те, кто свернул со своего пути и пошел вслед за ней, чтобы выразить ей своим присутствием свою молчаливую поддержку. Вдова может передать свои украшения кому-то из близких, родных или просто знакомым, чтобы они, глядя на эти украшения, вспоминали ее. Стоящие рядом люди обращаются с просьбой к той, кто через какое-то время добровольно уйдет из земной жизни в потусторонний мир. Люди просят ее передать от них приветы своим умершим, и она обещающе кивает им головой. Прежде чем подняться на помост, под которым разложены дрова, женщина в последний раз пьет воду и ест засахаренные фрукты. Их для нее приготовили ее близкие и друзья. После этой короткой последней земной трапезы несчастную трижды обводят вокруг погребального костра. Играет тихая, печальная музыка, и от напряжения женщина еле волочит трясущиеся ноги. Жрец подает ей опиум, чтобы она находилась в полузабытьи, ведь ей предстоит испытать ужасную боль сожжения. Наконец, ее буквально затаскивают на помост, и она садится у носилок с телом мертвого мужа, так чтобы голова покойника легла на ее колени. Отвечающие за похороны люди быстрым движением рук приковывают ее ноги к настилу, так как бывают случаи, когда невольные жертвы обычая, не выдержав на теле адского огня, пытаются убежать. Поджигают погребальный костер родственники вдовы. Пламя костра высоко вздымается. Огонь пылает с большой силой, ведь дрова для таких костров особые. Это хорошо высушенное сандаловое дерево, оно, как порох, горит. Все, что остается от двух трупов, выбрасывается вместе с головешками в реку. Была женщина, и ее уже нет. Она ушла вслед за своим мужем, за своим господином, исполнив тем самым свой долг и древний обряд совместной смерти.

Про убиенных

Если человек умер насильственной смертью, то есть его убили, то его похороны и помины не отличаются от иных похорон. Однако есть повсеместное правило, идущее из глубины веков: если человек умер не своей смертью, то в его семье мужчины не бреются до его погребения.