Глава 3
Три подхода к переменам: реформа, революция, бунт
Эволюция человека проходит через три стадии: реформу, революцию и бунт. Реформа – это самая поверхностная стадия, она скользит по поверхности и никогда не затрагивает более глубоких слоев. Она приукрашивает человека, лишь формально меняя его вид. Она дает человеку этикет, манеры, цивилизованность – и не вносит никаких значительных изменений в его внутреннее существо. Она причесывает людей, лакирует их, но в глубине души они остаются теми же самыми. Это иллюзия, это фикция. Реформа дает людям респектабельность, но при этом делает их лицемерами. Она дает хорошие манеры, но эти манеры все равно противоречат внутреннему ядру человека. Наше внутреннее ядро никем даже еще не понято. Но зато в глазах общества реформа придает лоск.
Реформа действует как смазка. Она поддерживает статус-кво, помогает сохранить то, что есть. Это, конечно, звучит парадоксально, ведь реформаторы говорят, что они меняют общество, но на самом деле все, что они делают, – это перекрашивают общество в новые цвета. Старому обществу легче существовать с новой окраской, чем со старой. Старое общество разлагается; реформа – способ обновить его. Дом рушится, опоры падают, фундамент сотрясается, а вы продолжаете добавлять подпорки, чтобы удержать его от разрушения еще какое-то время. Реформа – это раб существующего порядка; она служит прошлому, а не будущему.
Второй подход – это революция: она проникает чуть глубже. Реформа меняет только идеи, представления, но не меняет образ действия. Революция проникает глубже и затрагивает структуру – но только ее поверхность, а не внутренние слои.
Человек живет в двух плоскостях, физической и духовной. Революция затрагивает исключительно физическую сторону – экономику, политику – все это относится к физической плоскости. Она проникает в более глубокие пласты, чем реформа, она разрушает много старого и создает много нового, но само существо – внутреннее, сокровенное существо человека – остается прежним. Революция имеет дело с моралью, с характером. Реформа имеет дело с манерами, этикетом, цивилизованностью, она создает лишь иллюзию того, что внешнее поведение человека изменилось. Революция тоже воздействует только на внешнее поведение, однако воздействует глубже, она действительно меняет его. Но все равно это только поверхностные изменения, внутренний рисунок души остается тем же самым, сознание не меняется. Революция приводит к расколу между одним и другим.
Первый подход, реформа, порождает лицемерие. Второй подход, революция, приводит к шизофрении, появляется внутреннее раздвоение, уже непреодолимое. В человеке начинают жить два существа, и мост между ними сломан. Именно поэтому революционеры во все времена отрицали существование души. Маркс и Энгельс, Ленин, Сталин и Мао – все они отрицали душу. Это и понятно, они не могут принять существование души, ведь если они примут его, вся их революция окажется чем-то поверхностным – и станет очевидно, что революция неполноценна, не тотальна.
Реформаторы, заметьте, не отрицают душу. Они принимают ее существование, потому что она не доставляет им проблем, реформаторы просто никогда не доходят до этой точки, они не забираются так глубоко. Ганди не отрицал душу, он был реформатором. Реформаторы вообще никогда ничего не отрицают, они всему говорят «да», это вежливые люди. До тех пор, пока не возникнет самая настоятельная необходимость, они ничего не будут отвергать и все будут принимать. А вот революционеры отрицают существование души. Им приходится это делать, иначе революция окажется чем-то частичным, неполноценным.
Третий подход – это бунт. Бунт идет из самого ядра, из сердцевины. Он меняет сознание, он радикален, это алхимическое превращение. Из бунта рождается новое существо, не только новое тело, не только новая маска – но новое существо. Это рождение нового человека.
В истории сознания было три типа мыслителей – реформаторы, революционеры и бунтари. Ману, Моисей, Ганди – это реформаторы, их преобразования были самыми поверхностными. Иоанн Креститель, Маркс, Фрейд – это уже революционеры. А Иисус, Будда, Кришнамурти – это бунтари.
Чтобы понимать, что такое бунт, надо дойти до самого сердца религиозности. Религиозность – это бунт, полнейшая перекройка человека. Религиозность – это разрыв с прошлым, начало нового, возможность бросить все старое. Ничего не должно продолжаться, потому что, если хотя бы что-то одно продолжится, старое останется, выживет.
Реформы просто перекрашивают поверхность. Революции разрушают устаревшие внешние структуры, но внутренние структуры человека остаются теми же, что были. В послереволюционных коммунистических обществах «внутренний человек» оставался тем же самым, не было никакой разницы, ни малейшей. У него было то же самое сознание – такое же жадное, честолюбивое, эгоистическое, такое же сознание, какое мы сейчас видим в Америке и других капиталистических странах. Изменилась лишь внешняя структура общества. Внешние структуры, такие как законы, власть, экономика, политика, – все это меняется. Но как только полицейский режим ослабевает, принуждение со стороны правительства прекращается и люди снова возвращаются к старой жизни.
Централизованные послереволюционные общества могут поддерживаться только постоянным насилием, они не могут быть демократичными, потому что позволить людям не зависеть от правительства – значит позволить им восстановить свое внутреннее существо и вернуть его снова к жизни. А ведь внутреннее существо человека и после революции по-прежнему остается, оно никуда не девается, его можно только ограничить, его можно лишь насильственно подавить. И люди в результате не могут жить своим внутренним началом, они живут так, как им предписывает правительство, они не могут жить в соответствии с желаниями своего внутреннего существа.
Поэтому почти все коммунистические общества были диктаторскими. Такие общества всегда будут диктаторскими, потому что они боятся, что если человек получит свободу, то его сознание, которое каким было, таким и осталось, – жадность осталась, честолюбие осталось, – это сознание проявится снова. Люди снова станут богатыми и бедными, могущественными и бесправными. Люди начнут эксплуатировать друг друга, люди начнут бороться, чтобы удовлетворить свои амбиции. Конечно, в коммунистических обществах сильные и могущественные именно это всегда и делают. Хрущев похвалялся своими машинами, их количеством. Ни у кого больше в России их не было, хотя все хотели иметь машину. Это было просто внешнее насилие, а не настоящая революция.
Настоящая революция происходит без насилия. Такая революция и называется бунтом.
Еще немного различий в терминах, чтобы вы лучше понимали мой подход.
Реформа никогда не требует от человека многого. Она как бы говорит: «Просто приукрась свой фасад». А весь дом при этом может оставаться грязным. Вы живете в грязи, так пусть хоть соседи этого не видят. А вот крыльцо должно быть совершенно образцовым, потому что ваши соседи не интересуются тем, что у вас внутри, в жилых комнатах. Они проходят мимо дома и видят только парадную дверь. Делайте что хотите, но только делайте это на заднем дворе. Входная дверь – это фасад, парадное, витрина для соседей. Вообще-то вы живете у себя дома, вы не живете на крыльце. Парадная дверь – это нечто искусственное, вы даже никогда не входите через нее, вы не выходите через нее – она там только для того, чтобы ее видели другие.
Посмотрите, парадные двери – это то, что есть у всех. Это лица, маски, личины, персональные качества – их так назвали, потому что это персона, действующее лицо в театре. Немного губной помады, пудры и косметики, и получится персона. Но вас тут нет, это просто макияж.
Революция проникает немного глубже, но совсем немного. Она наводит порядок в гостиной, так что вы можете пригласить туда гостей. В Индии это делают очень часто. В Индии прихожие выглядят очень красиво, но лучше и не пробуйте зайти дальше! Кухни грязные и уродливые, ванные – это что-то почти невозможное. Но никому нет дела до ванной и кухни, все заботятся только о том, какова гостиная. Ведь именно здесь вы принимаете гостей.
Это неправильно. Это просто поддерживает ваш престиж, но не касается подлинного существа внутри вас. Наша мораль – это просто прекрасная гостиная. Может быть, вы можете позволить себе красиво ее отделать, может быть, у вас там даже висит картина Пикассо. Это зависит только от того, что вы можете себе позволить.
Как раз вчера я читал небольшую историю…
Чарли показывал город своему приятелю из деревни, Джорджу. Они наслаждались прогулкой, как вдруг Джордж сказал:
– Смотри, видишь эту симпатичную девушку вон там? Она нам улыбается. Ты ее знаешь?
– Да, это Бетти – двадцать долларов.
– А кто эта брюнетка рядом с ней? Фигура у нее просто отпад!
– Долли – сорок долларов.
– А там, смотри, кто идет! Вот это я называю высший класс!
– Глория – восемьдесят долларов.
– Боже! – воскликнул Джордж. – А что, здесь вообще нет симпатичных, но порядочных девушек?
– Есть, конечно, – ответил Чарли. – Но они тебе не по карману.
Мораль доходит только до определенной границы, дальше она спотыкается и исчезает. Все на свете имеет свою цену. Мораль тоже имеет свою цену. Проверьте себя – если вы идете по улице и находите тысячу долларов, может быть, вы попробуете отыскать владельца. Если вы найдете десять тысяч, вы уже призадумаетесь, искать владельца или нет? Но если вы найдете сто тысяч долларов, то, без вопросов, вы возьмете их себе. Отсюда видно, насколько прочной является ваша мораль, – тысяча, десять тысяч, сто тысяч, у каждого своя цена. Кто-то может позволить себе столько-то, а дальше для него – уже слишком большая жертва. «Мораль этого не стоит!» – думаете вы. Значит, вы уже готовы быть аморальными.
Моральный человек никогда не бывает полностью морален: только несколько слоев в нем моральны, а дальше начинается аморальность. И вы можете любого морального человека увести в аморальность очень легко. Вопрос только в цене этой морали.
Однажды Мулла Насреддин ехал с женщиной в купе-люкс. Они были одни. Мулла представился своей попутчице, потом сказал:
– Не хотите ли провести эту ночь со мной?
Женщина очень рассердилась:
– Что это значит? Вы с ума сошли? За кого вы меня принимаете? Я не проститутка!
Мулла сказал:
– Я дам вам десять тысяч долларов.
Женщина начала улыбаться, села поближе к Мулле и взяла его за руку.
Тогда Насреддин сказал:
– А как насчет десяти долларов?
Женщина опять возмутилась:
– За кого вы меня принимаете?
Насреддин ответил:
– Я уже понял, кто вы. Теперь мы просто торгуемся о цене.
Это всегда вопрос цены. Десять долларов – и женщина в ярости. Десять тысяч долларов – и женщина уже согласна переспать с вами. Не смейтесь над ней, это та ситуация, в которой находится каждый из нас.
Революция не изменяет вас. Она проникает глубже, чем реформа, за нее приходится платить большую цену, но при этом в глубине вашего существа вы не меняетесь.
Реформа – это частичная революция. Революция – это революция исключительно во внешнем мире. Бунт – это внутренняя революция. И только когда внутренний переворот совершился, это надежные изменения, до этого никакой надежности нет. Реформа порождает лицемеров, а революция делает вас шизофреником. Только бунт дает вам полноту бытия, спонтанность, душевное здоровье, целостность.
Реформа придаст вам респектабельности. Если вы стремитесь к этому, вам больше ничего не надо. Она даст вам гибкую, пластичную личность. Для внешнего мира вы станете выглядеть очень привлекательно. Внутри вы будете гнить и дурно пахнуть, но никто не почувствует этого запаха, внешняя пластичность скроет его. Внутреннее существо будет становиться все отвратительнее, но для внешнего мира вы хорошо сохраните свое лицо.
Революция приводит к внутреннему расколу. Вы можете стать хоть святым, но при этом грешник внутри вас не исчезнет, а будет только подавляться. Грешник не сливается со святым, он просто отрезается. Революция приводит к раздвоению личности, в вас появляются два разных мира. Естественное подавляется, мораль командует.
«Моральный человек», диктатор, пытается подчинить свою жертву, «естественного человека». Но «естественный человек» очень силен, ведь он естественный! Он обязательно отомстит, он просочится в вашу жизнь через любую слабость, какая только у вас найдется. Он сокрушит вашу мораль, он породит чувство вины, и у вас будет постоянный внутренний конфликт, потому что никто не может победить природу и естественность.
Ваш интеллект пытается опереться на мораль, но все ваше существо опирается на естественность. Мораль – в сознании, а естественность в подсознании. Сознание – это что-то очень маленькое, подсознание в девять раз больше и в девять раз сильнее, чем сознание. Но вы имеете ясное представление только о вашем сознании, и вот в результате получается, что в сознательной части вашего «Я» мораль тянет свою песню, а в подсознательной, которая в девять раз сильнее, все виды аморальности пускают в вас корни все глубже. И вы становитесь святым грешником – грешник будет подавляться, но ждать своего времени, чтобы вырваться на свободу и взять реванш.
Поэтому люди чувствуют все время такую неудовлетворенность, поэтому они так рассеяны, – вся их энергия уходит на этот конфликт. Постоянное напряжение. Святые всегда напряжены, они испытывают соблазн и при этом боятся, боятся своего собственного существа, которое они подавили. И продолжают подавлять! В конце концов, внутреннее существо сбросит с себя моралиста, эгоиста, притворщика. И притворщик окончательно испарится.
Святой всегда на грани какого-то безумия. Будьте уверены, если вы попробуете стать святым, то окажетесь на этой грани. Любая мелочь будет нарушать ваше внутреннее равновесие, так что вы можете в любой момент потерять всю свою святость. Так всегда бывает, если вы внутренне расколоты, – невроз поселяется в вас и процветает.
Бунт – это внутренняя революция. Бунт начинается изнутри, реформа начинается снаружи. Никогда не начинайте снаружи. Начинайте с самой сокровенной сердцевины. Начинайте с самой сути вашего существа.
Реформа говорит вам, что делать. Революция объясняет вам, как стать святым, существом иного характера, с лучшими качествами. Революция как бы заковывает вас в броню, доспехи, которые защищают вас от внешнего мира, а заодно и от внутреннего тоже. Твердая, стальная броня – вот что такое «характер».
Подлинное человеческое существо не имеет характера. У Иисуса не было характера, это было его проблемой, поэтому евреи и были так сильно настроены против него. Он был текучей жидкостью – без характера, без брони. Он был открытым, ранимым, беззащитным – именно потому, что он не был моралистом. Он не был святым, он был мудрецом.
Реформа делает из вас джентльмена. Революция делает вас святым. Бунт делает вас мудрым. Иисус был мудрецом, Будда был мудрецом. Все, что они делали, шло не от морали, а от некого внутреннего понимания; не из того, что какие-то правила были заданы в прошлом, а из спонтанного прозрения.
Бунт проистекает из прозрения, революция – из характера, реформа – из чистых формальностей.
Начните с большего понимания – это будет означать, что вы начинаете с внутреннего. Пусть свет распространяется оттуда, и так, в конце концов, все ваше существо будет озарено светом. Прийти к этому извне невозможно. Можно только изнутри – точно так, как семя прорастает изнутри, пускает росток изнутри и превращается в итоге в большое дерево. Пусть это будет частью вашей внутренней работы – прорастайте, как зерно.
Реформа – это просто накладывание заплаток, что-то вроде ремонта – немного здесь починим, немного там, – но структура в целом не меняется. Реформа может приветствовать революцию или быть против революции – все это зависит от вас. Реформаторы бывают двух типов: те, кто готовят почву для революции, и те, кто пытаются предотвратить революцию. Реформа дает ощущение, что дела налаживаются, так зачем тогда вообще нужна революция? Зачем все эти хлопоты? Реформа дает надежду, и люди перестают бунтовать. Здесь все зависит от вас.
Человек с правильным пониманием тоже может быть реформатором, но те, у кого этого понимания нет, не могут использовать реформу как средство для революции, наоборот, реформа становится препятствием для революции. То же самое и с революцией. Иногда революция – это первый шаг к бунту, но только для тех, кто наделен пониманием, иначе она будет только мешать. Кто-то думает: «Ну вот, революция уже случилась, зачем идти дальше? Мы и так уже сыты по горло».
Так реформа может стать для вас препятствием или наоборот – помощью, содействием. То же и с революцией. Все зависит от того, есть у вас понимание или нет, все зависит от вашего сознания – насколько глубоко вы понимаете жизнь.
Пусть это станет для вас одним из самых фундаментальных правил в работе и жизни: в конечном счете, все зависит от понимания, от глубины понимания. Даже то, что кажется неоценимой помощью для вас, может стать препятствием, если понимание недостаточно глубоко. А с другой стороны, иногда и яд может превратиться в лекарство, если использовать его с умом. Все лекарства были сделаны из ядов, но они не убивают, они помогают людям сохранить здоровье. В умелых руках даже яд становится лекарством, а в неумелых и лекарство может обернуться ядом.
Должен ли бунтарь, мятежный дух, отвергать мир и общество?
В прошлом было огромное количество людей, которые отвергли мир и общество. Такое отвержение – неотъемлемая часть почти всех религий, этот принцип лежит в их основе. Но сейчас бунтарь отвергает и это прошлое. Он не собирается повторять прошлое, он хочет внести что-то новое в этот мир.
Те, кто отказываются от мира и общества, – это всего лишь эскаписты. Они на самом деле просто уходят от ответственности, не понимая, что тот, кто уходит от ответственности, в тот же миг отказывается и от свободы. Жизнь устроена сложно: свобода и ответственность идут рука об руку – или есть и то, и то, или нет ни того, ни другого.
Чем больше вы стремитесь к свободе, тем больше вы должны быть готовы взять на себя ответственность. Но вне мира, вне общества вообще невозможно взять на себя ответственность. Нельзя забывать, что все, чему мы можем научиться в жизни, мы можем узнать только через личную ответственность.
Красота слова «ответственность» давно утрачена. Ее сделали почти тем же, что и обязанность, но это совсем не так. Обязанность – это что-то, что делается с неохотой, это часть вашего духовного порабощения. Обязанности перед родителями, обязанности жены перед мужем, обязанности перед детьми – это совсем не то, что ответственность. Очень важно понимать слово «ответственность» правильно. Для этого нужно видеть в нем его корень – «ответ».
Все ваши действия бывают двух типов: один – это реакция, второй – ответ, отклик. Реакция проистекает из прошлого опыта, из условий вашего существования, это что-то механическое. Ответ идет из вашего настоящего, из понимания, осознания, он не механический. Это не выполнение приказа, чужой команды, ведь вы исходите только из своего понимания. Вы не функционируете как зеркало, отражая ситуацию и отвечая на нее, это не следствие вашей памяти, прошлого опыта похожих ситуаций, не повторение ваших реакций, а действие – действие, которое делается заново, как в первый раз, именно в этот момент. Как ситуация не повторяется, так не повторяется и ваш ответ; и то, и другое происходит впервые. Именно это – одно из главных качеств бунтаря.
Отвергая мир, уходя в леса и горы, вы просто лишаете себя возможности учиться на новых ситуациях. В гималайских пещерах у вас не будет никакой ответственности, но помните, что без ответственности вы перестанете совершенствоваться, ваше сознание застрянет на месте. Для внутреннего роста надо соприкасаться, сталкиваться с вызовами ответственности – и принимать эти вызовы.
Те, кто уходят от мира, – просто трусы, это не бунт, хотя именно так до сих пор и считалось, эти люди казались проявлением мятежного духа. Они не бунтари, они просто трусы. Они не могут справиться с тяготами жизни. Они слабы, и они знают это, осознают, что они безвольны, – и предпочитают уйти от мира. Если вы уходите от мира, вам не придется ощущать свою слабость, свое безволие, и вы никогда не столкнетесь ни с одним вызовом. Но как же вы будете расти, если у вас не будет вызовов?
Нет, бунтарь не должен отвергать мир и общество, – хотя есть, в самом деле, много того, что он должен отвергнуть. Он отвергает так называемую мораль, которую налагает на него общество, он отвергает так называемые ценности, навязываемые ему обществом, он отвергает «знания», принятые в обществе. Он не отвергает общество как таковое, но отвергает все, что это общество дает ему. Вот что такое настоящее отвержение.
Бунтарь живет в обществе, борясь и сражаясь. Стоять посреди толпы и не подчиниться ей, но подчиниться только своему собственному сознанию, – это потрясающая возможность для внутреннего роста. Она дает вам возможность извлечь наружу лучшее, что в вас есть; и она дает вам значительность и чувство собственного достоинства.
Бунтарь – это борец, воин. Как можно быть воином в гималайской пещере? С кем вы там собираетесь бороться? Бунтарь остается в обществе, но он уже не принадлежит обществу, не является его частью, – в этом его отвержение и в этом его бунт. Он не упрямый, он не «твердолобый», он не эгоист – он просто не хочет продолжать борьбу вслепую.
Если он считает что-то правильным – он следует этому, но подчиняется при этом своему чувству правильности и неправильности, а не командам со стороны. И если он видит, что что-то неправильно, – он не делает этого, чего бы это ему ни стоило. Он может принять крестную муку, но никогда не примет духовное рабство.
На самом деле, жизнь у бунтаря невероятно захватывающая: он постоянно сталкивается с проблемами, потому что в обществе приняты жесткие нормы, неизменные образцы, твердые идеалы. А бунтарь не может следовать этим твердым идеалам, ему надо слушаться того, что ему говорит его внутренний голос, пока еще тихий. Если его сердце говорит «нет», нет никакого способа, никакой силы, никакой возможности заставить его сказать «да». Можно убить бунтаря, но невозможно погасить его мятежный дух.
Отречение бунтаря гораздо более великое, чем отречение Гаутамы Будды, Махавиры и миллионов других, – они просто отреклись от общества, ушли в леса и горы. Это легкий путь, но очень опасный, потому что он останавливает ваш внутренний рост.
Настоящий бунтарь отвергает общество и все же в нем остается, постоянно борясь. Таким образом, он не только растет внутренне, но еще и дает возможность обществу узнать, что многое из того, что считалось правильным, на самом деле неправильно. Многое раньше казалось моральным, а на самом деле было аморальным, многое казалось умным, а на самом деле было безумным.
Например, во всех мировых культурах ценилась девственность. Это всеобщий, повсеместно принятый идеал – женщина должна сохранять девственность до замужества. У девушки в вагине есть такая маленькая, тоненькая перепонка из кожи, которая не дает сперме дойти до яйцеклетки во время секса. И первое, чем интересовался мужчина, – это целостностью этой перепонки. Если ее целостность нарушена, значит, девушка уже не девственница. Иногда это могло произойти в ходе несчастного случая, при верховой езде или лазании по деревьям, целостность перепонки нарушалась, в ней могли появиться разрывы, хотя девушка при этом оставалась девственницей.
В средние века она не могла уже в этом случае найти себе мужа, поэтому звали врачей, которые делали искусственную кожаную перепонку и вживляли ее, так что женщина снова как бы становилась девственницей. У глупости нет пределов.
По сути, девственность вообще не должна иметь какое-то значение в обществе с правильным пониманием. Девственность означает, что женщина не имеет представления о том, что ее ждет после замужества. В более терпимом обществе юношам и девушкам позволяется узнать, что такое секс, еще до того, как у них начнется брачная жизнь, так что они знают точно, к чему стремятся, чего именно хотят. Должно быть вполне допустимо для женщины иметь столько партнеров до брака, сколько нужно, и то же самое для мужчины, потому что единственная возможность правильно выбрать себе мужа или жену – это пройти через этот опыт с большим количеством партнеров, с разными типами людей.
Но вместо этого всегда пропагандировалось невежество – во имя девственности, во имя морали.
Невежество не должно приветствоваться ни при каких обстоятельствах. В современном мире браки очень часто несчастны, и одна из главных причин этого – что мужчинам не позволяют до брака узнать в сексуальном отношении много женщин, а женщинам – много мужчин, – если бы это происходило, они бы лучше выбирали партнера, находили бы того, кто подходит им больше.
Зато советуются с астрологами – как будто звездам есть дело до того, на ком вы женитесь, как будто звездам вы вообще интересны! Советуются с шарлатанами, определяющими будущее по руке, как будто линии на вашей ладони могут сообщить вам что-то о том, как выбрать правильно мужа или жену. Справляются по натальным картам… но все это абсолютно никчемные вещи. Сразу после вашего рождения и рождения вашей будущей жены не было ничего, что имело бы отношение к будущей жизни, ее и вашей. Но все это слишком рационально для вас. Человек пытается успокоить себя, убедить себя, что он прилагает максимальные усилия, чтобы найти подходящего партнера.
Есть только одна возможность не ошибиться с выбором партнера: позволить юношам и девушкам вступать в сексуальные отношения с максимально возможным числом партнеров, в результате чего они узнают, чем отличаются одни женщины от других, одни мужчины от других. Таким образом, они смогут определить, с кем у них полная несовместимость, к кому они просто равнодушны, а с кем полнейшая гармония в отношениях. Кроме этой, другой возможности нет.
Тот, кто наделен бунтарским духом, должен быть готов к тому, чтобы узнать все обо всех идеалах, даже самых древних, и действовать в соответствии со своим знанием и пониманием, а не с условностями, принятыми в обществе. Вот что такое подлинное отвержение.
Лао-цзы – вот образец подлинного бунтаря, с которым не могут сравниться даже Гаутама Будда и Махавира, потому что Лао-цзы не уходил от мира, он оставался там и боролся. Он жил в соответствии со своим собственным пониманием, боролся и не избегал схватки. Его мудрость достигла такой глубины, что сам император оценил ее и предложил ему стать первым министром. Лао-цзы попросту отказался. Он сказал: «Все равно ничего не получится, потому что нет никакой возможности, чтобы мы пришли к одинаковым суждениям о жизни. Вы живете в соответствии с идеалами, которые оставили вам ваши предки, я живу так, как говорит мне мой ум». Император настаивал, ему казалось, что все это не может помешать делу. В первый же день службы Лао-цзы при дворе был пойман вор; он был пойман с поличным, при краже у самого большого богача столицы, и сознался в своей краже. Лао-цзы присудил шесть месяцев тюрьмы как богачу, так и вору. Богач сказал: «Что? Меня ограбили, я пострадал, и меня же и наказывают? Ты что, сумасшедший? Никогда такого не было, чтобы наказывали тех, кого ограбили».
Лао-цзы ответил: «На самом деле тебя надо посадить в тюрьму на гораздо больший срок, чем вора, я тебя просто пожалел. Ведь ты собираешь налоги со всего города. И ты что, думаешь, деньги падают с неба? Из-за чего все эти люди так обеднели, что им пришлось стать ворами? Это твоя вина».
«Я буду выносить такие приговоры по кражам и дальше, – продолжил он. – Оба пойдут в тюрьму: и вор, и обворованный. Твое преступление даже хуже, его проступок – ничто по сравнению с твоим. Он беден – и в этом твоя вина. Он украл крошечную часть твоих сокровищ, это ничтожное преступление. Эти деньги на самом деле принадлежат беднякам, у которых ты их отнял. Ты становишься все богаче и богаче, а они становятся беднее и беднее».
Богач подумал: «Похоже, этот человек и в самом деле ненормальный, совершенно ненормальный. Я должен встретиться с императором». Он был так богат, что сам император брал у него взаймы. Богач рассказал императору о том, что случилось. Он сказал ему: «Если вы не уволите этого человека, вы будете следующим после меня, ведь откуда взялись ваши сокровища? Если я преступник, то вы тем более преступник». Император уловил логику ситуации. Он сказал Лао-цзы: «Наверное, ты прав, нам трудновато будет прийти к одинаковым представлениям о жизни. Ты свободен от этой службы».
Этот человек был бунтарь: он жил в обществе, и он боролся в обществе. Его мятежное сознание могло порождать только такие мысли. Если бы он действовал, опираясь на прецеденты и своды законов, это было бы обычное реагирование на ситуацию. Но он даже не заглядывал в своды законов и не отыскивал прецеденты, он заглядывал внутрь себя, когда надо было понять ситуацию. Почему так много людей живет в бедности? Кто в этом виноват? Конечно, те, кто разбогател сверх всякой меры, – это и есть настоящие преступники.
Бунтарь отвергает идеалы, мораль, религии, философские системы, ритуалы и суеверия общества – но не само общество. Он не трус – наоборот, он воин. Ему приходится прокладывать свой путь в борьбе и открывать дорогу для других бунтарей в мире – тех, кто придет вслед за ним.
Раз уж мы вспомнили о мире… мир и общество – не одно и то же. Раньше те, кого называли религиозными людьми, отказывались и от мира, и от общества. Бунтарь борется с обществом, отвергает его идеалы, но при этом он любит мир – весь мир, его существование, ведь мир – это подлинный источник жизни. Отвергнуть его – значит быть против самой жизни. Все религии и были против жизни, они отрицали жизнь.
Бунтарь утверждает жизнь. С ним приходят в мир все ценности, от которых мир становится прекраснее, в нем больше любви, которая обогащает мир. Это наш мир, мы часть его, и этот мир – часть нас, как мы можем отвергать его? Мира в гималайской пещере столько же, сколько на рыночной площади. Мир надо вскармливать, как дитя, потому что он вскармливает вас. Мир надо чтить, потому что это сам источник жизни. Весь тот сок, что струится в вас, все радости и праздники, которые были в вашей жизни, идут из существования как такового. Вместо того, чтобы убегать от них, лучше нырнуть в них глубже, пустить корни в глубочайшие источники жизни, источники любви и смеха. Так танцуйте и радуйтесь. Если вы будете относиться к жизни как к празднику, вы будете ближе к существованию, потому что существование – это вечный праздник. Ваша радость, ваше блаженство, ваш внутренний покой принесет покой и небу, и звездам; если вы будете в мире с существованием, это даст вам доступ к самым глубоким загадкам, какие только есть в мире. Нет другого пути к просветлению.
Не надо презирать мир, надо его чтить. Бунтарь почитает само существование, он с безмерным благоговением относится к жизни, в какой бы форме она ни была, – к мужчинам, женщинам, деревьям, горам, звездам. Бунтарь чтит жизнь во всех формах, в каких она только существует. Это его признательность к миру, это его молитва, его религия, его революция.
Быть бунтарем – значит дать начало совершенно новой жизни, совершенно новому виду жизни, это начало нового человечества, нового человека.
Я хочу, чтобы взбунтовался весь мир, чтобы расцвели все возможности, чтобы их аромат разбудил всех. Мы перестанем быть подавленными индивидуальностями, какими были на протяжении столетий… животными, самыми задавленными из животных. Даже птицы и то намного более свободны, намного более естественны, живут в гораздо большей гармонии с природой, чем мы.
Когда солнце встает, оно не стучит по каждому дереву: «Просыпайся, ночь прошла». Оно не приходит к каждому гнезду: «Пора петь, время пришло». Нет, как только солнце поднимается над горизонтом, цветы начинают распускаться сами собой. И птицы начинают петь – не по приказу свыше, а потому что не могут иначе – от радости, от блаженства.
Когда-то я преподавал санскрит в колледже. В тот момент свободных квартир для преподавателей не было, а я был не женат, поэтому меня поселили в общежитии со студентами. В этом колледже изучали санскрит по старой традиционной методике: каждое утро студенты поднимались в четыре утра, принимали холодный душ и к пяти часам шли на построение для молитвы.
В течение многих лет я тоже привык просыпаться очень рано утром, в полнейшей темноте… причем студенты даже не знали, что я их преподаватель, потому что мой курс лекций еще не начался.
Надо сказать, что это было вообще ошибкой со стороны правительства – посылать меня в этот колледж, так как я не имел соответствующей квалификации, чтобы преподавать санскрит. Правительству потребовалось шесть месяцев, чтобы исправить свою ошибку. Бюрократия всегда действует очень медленно, медленней всего на свете, это как скорость света, только наоборот. Свет и бюрократия – это две противоположности.
Итак, мне нечем было заняться, а студенты не имели понятия, что я преподаватель… и вместо молитвы они все богохульствовали, насмехались над ректором, над всем ритуалом. При этом холодный душ посреди холодной зимы – это было совершенно обязательным для всех.
Я понял ситуацию. Я подумал: «Странно… Вместо молитвы они делают нечто прямо противоположное. Возможно, эти шесть месяцев в этом колледже приведут к тому, что они никогда больше не будут молиться в течение всей жизни. Они больше никогда не будут вставать рано, никогда в жизни. Эта шестимесячная пытка положит конец этому опыту».
И я сказал ректору: «Это неправильно – делать молитву обязательной. Молитва не может быть по принуждению, любовь не может быть по принуждению».
Он ответил: «Нет, тут нет никакого принуждения. Если я отменю приказ об обязательной молитве, они все равно будут молиться». Я сказал: «Попробуйте, сделайте это».
И он отменил приказ. Кроме меня, никто больше не проснулся в четыре утра в тот день. Я пошел к ректору и постучался в дверь – он тоже спал. Он всегда спал в такое время, он никогда не участвовал в молитвах. Я сказал ему: «Ну что, посмотрите, – ни один студент из пяти сотен не проснулся, и ни один не пошел на молитву».
Птицы не поют по принуждению. Кукушка не поет по указу президента, по необходимости, – она просто радуется вместе с солнцем, с деревьями. Существование – это постоянный праздник. Цветы раскрывают лепестки не по приказу, это не обязанность. Это отклик – ответ солнцу, благоговение, молитва, благодарность.
Бунтарь живет естественно, откликается естественно, он везде дома и в согласии с существованием. Это экзистенциальное бытие. Вот правильное определение бунтарства: экзистенциальное бытие. Существование – это храм, существование – это святое писание, существование – это целая философия. Бунтарь – не экзистенциалист, но он экзистенциален – это его опыт.
Конец ознакомительного фрагмента.