Вы здесь

Золотая тень Кёнигсберга. Крестоносцы и Лохштедт (Д. В. Якшина, 2011)

Крестоносцы и Лохштедт

Здесь находилась «янтарная казна» Тевтонского ордена

Лохштедт – это замок, которого давно уже нет. Некогда он существовал в трёх километрах от Фишхаузена (ныне Приморск), и рядом с Пиллау (Балтийск).

Деревянная крепость

Известно, что пролив, в Средние века находившийся у северной оконечности косы Фрише Нерунг (ныне Балтийская коса) и соединявший море с заливом Фришес-Хафф (Калининградский залив), пруссы считали заповедным «ключом» к их стране. И охраняли как зеницу ока. После завоевания Самбии Тевтонским орденом пролив отошёл самбийскому епископу.

Сначала эта местность называлась Витландсортом (впервые название упомянуто в документах 1246 года). Она была передана в управление епископу Земланда. Но рыцари, которым не давала покоя ключевая позиция судоходного пролива, убедили епископа выменять данную территорию на другую, менее значимую в военном отношении. И в 1264 году она была возвращена вместо Шоневика (Фишхаузена) Ордену.

Сначала на берегу пролива, на месте прусского укрепления, было возведено вальное укрепление, и после 1270 года замок представлял собой деревянную крепость с валом и рвом. А в 90-х годах XIII века началось строительство цитадели из камня.

«Страшный конёк»

Своё название Лохштедт получил по имени прусского владельца этих земель – Лаукштите. Причём вследствие языкового казуса: по-немецки крепость, построенную на фарватере, между морем и заливом, писали в документах как Statte am Loch-Tief. Но это было длинно и не совсем понятно. Имя прежнего хозяина территории звучало в данном случае гораздо более просто. Оно и закрепилось в веках за каменным замком, который изначально сооружался как резиденция комтура (в 1427 году – Лаухштедт, а с 1430-го – Лоухштедт).

С севера и востока крепость была окружена широким рвом, с запада и юга шли крутые, высотой более 20 метров, откосы. Замок состоял из четырёх флигелей; башня данцкера была соединена с ним крытым переходом и нависала над заливом. По крайней мере, в тех флигелях имелись глубокие подвалы с цилиндрическими сводами. В одном из таких подвалов находилась тюрьма, которая носила имя «Страшный конёк».


Орденский замок Лохштедт. Гравюра, 1830 год


Собственно, «страшным коньком» был камень, на котором заключённые были вынуждены сидеть почти всё время: сырость в подземелье стояла такая, что прилечь хотя бы на пол не представлялось возможным. Долго в такой тюрьме не сидели – то и дело заключённых выносили вперёд ногами. «Ещё одного Страшный конёк сожрал», – философски замечали обитатели Лохштедта.

В постели весёлой вдовы

Наиболее красивым местом считалась замковая капелла с высокими витражными окнами.

Впрочем, жилые помещения тоже были богато украшены. Архитектурная пластика, фигурные консоли, резной камень сводчатых потолков, ниши с ажурными орнаментами на стенах, фрески – всё это несколько (как бы помягче выразиться) диссонировало с тем культом аскезы, который провозгласили рыцари Ордена. Но… как замечают немецкие историки, «человек имеет слабости, даже если он назвал себя рыцарем и монахом».

Несмотря на обеты, даваемые при вступлении в Орден… и вопреки всем суровым запретам, в КАЖДОМ орденском замке кутили и играли в азартные игры. В подвалах, как правило, имелись медовуха и вино, ежевичная и вишнёвая настойки, данцигское вино, а также пиво в ассортименте: ежевичное, вишнёвое, терновое, лавандовое, полынное, шалфейное, айвовое, бузиновое, лавровое и даже ртутное! Причём есть все основания подозревать, что «пивом» называли некий напиток с чертовски высоким содержанием алкоголя! А угостившись таким вот «пивом», рыцари помоложе покидали замок на ночь, чтобы утром проснуться в постели какой-нибудь доступной девицы или весёлой вдовушки.

Кунсткамера

Рыцари даже особо не скрывали, если им приходилось содержать детей.

И наказанию этих «проштрафившихся» монахов никто не торопился подвергать. Старшие справедливо полагали: пусть рыцарь утолит свою юную похоть, так сказать, естественным путём, нежели другим «братьям» придётся отбиваться от его ночных притязательств…

В начале XIV века вдруг выяснилось, что пролив заносится песком. Уже к 1311 году прохождение по нему кораблей было сильно затруднено, а вскоре вообще прекратилось. Замок стал терять значение комтурского – и вскоре вошёл в состав Кёнигсбергского комтурства на правах центра янтарного ведомства. Орден назначал сюда специального янтарного мастера (Bernsteinmeister), который занимал видное место в орденской иерархии и отвечал не только за сбор янтаря, но и за охрану всех «янтароносных» мест. Вот почему Лохштедт знаменит не столько как орденская крепость, сколько как янтарная казна и «кунсткамера» – своеобразная столица местного янтарного «хозяйства».

Когда в XIII веке крестоносцы завоевали Пруссию, они объявили янтарные промыслы и весь собираемый на побережье янтарь своей собственностью, установив монополию на сбор, добычу, обработку и продажу янтаря. Были изданы «янтарные законы», по которым за сокрытие и неконтролируемый, самовольный сбор янтаря применялись меры наказания – штрафы, порка, пытки и казни.

Утонуло пять судов

Замок долгое время был местом размещения янтарной администрации – управления по добыче янтаря. Весь собранный, отнятый и конфискованный янтарь учитывался, сортировался, оценивался и хранился в специальных хранилищах – кофрах. А особенно уникальные куски складывались в «Бернштайнкаммер» – «янтарную камеру», которая была известна далеко за пределами Пруссии.

Из Лохштедта янтарь поступал в Кёнигсберг, и вплоть до 1581 года замок оставался центром орденской монополии на добычу «солнечного камня» (затем центр янтарного ведомства был переведён в Гермау, ныне пос. Русское, Зеленоградского района).

В XV веке появились проекты по восстановлению судоходности пролива, но… началась Тринадцатилетняя война (1454–1466). Замок был захвачен сторонниками Прусского союза. Орден направил в Лохштедт корабль с десантом рыцарей и наёмников, которые отбили у врага имущество Ордена. Но в 1457 году флот Данцига (ныне Гданьск) высадил на побережье у замка свой десант. Попытка взять Лохштедт штурмом провалилась, а десант был разбит подошедшим из Кёнигсберга резервным отрядом. Однако пролив, в той части, которая принадлежала Кёнигсбергу, оказался безнадёжно заблокирован: там затонуло пять судов.

Адриан и Фаусин

Пока Великий магистр Ордена обсуждал со специалистами, как и где лучше чистить пролив, – выяснилось, что расширение и углубление пролива у Пиллау стоит гораздо дешевле.

Звезда Лохштедта закатилась. Лишь по «старой традиции» здесь всё ещё были янтарные мастера, которые, вступая в должность, обязывались выплачивать по 40 марок ежегодно на содержание Лохштедта. Сумма, прямо скажем, не ах. Замок постепенно ветшал.

В 1513 году полуразрушенное здание вместе с прилегающей территорией было передано «орденским рыцарям Адриану и Фаусину фон Вайблингенам в пожизненное владение для обеспечения старости», но с условием, что они приведут замок в порядок.

Через пару лет в крепости появились ещё три орденских брата, священник и несколько десятков слуг. Это было кстати: в ходе очередной начавшейся с Польшей войны флот Данцига высадил у Лохштедта очередной десант. Все окрестные деревни были сожжены, но замок устоял.

После того как герцог Альбрехт превратил Восточную Пруссию в светское государство, в Лохштедте разместилось крупное учреждение по делам янтаря (хауптамт).

Полковник Фрейман

В XVII веке, во время войны между Польшей и Швецией, замок взяли шведы (1626–1635). Они его изрядно раскурочили: построили вал с бастионами, а на кирпич разобрали оборонительные стены.

В XVIII веке замок изрядно «погрызли» свои же: в 1701–1705 годах по приказу короля Фридриха I башня, северное и восточное крыло замка, данцкер, верхний этаж южного флигеля, галерея были разобраны на строительные материалы для укрепления крепости Пиллау.

В Семилетнюю войну Лохштедт был взят русскими войсками под командованием полковника Фреймана, ставшего потом комендантом крепости Пиллау. В 1760 году по приказу генерал-лейтенанта Корфа замковую капеллу демонтировали изнутри, а вместо неё был оборудован православный храм.

С 1805 по 1844 год Лохштедт находился в частном владении. В XIX веке замок несколько раз горел. В 1884-м его переоборудовали под школу. Когда же в XX веке в Восточной Пруссии проснулся интерес к историческим памятникам, на территории крепости начались археологические раскопки. Лохштедт решили реставрировать – восстанавливался восточный флигель.

Архив Резы

К южному флигелю пристроили деревянную галерею. В воссозданных залах расположился краеведческий музей Земланда. Но… снова вмешалась война, Вторая мировая, – и реставрация прошлого прекратилась.

В 1945 году, во время боёв на подступах к Пиллау, древний замок сильно пострадал (22 апреля 1945-го «опорный пункт Лохштедт» был взят войсками 8-го стрелкового корпуса 11-й гвардейской армии).

Кстати, тогда же, в мае 1945-го, литовской экспедицией под руководством профессора Пакарклиса из Лохштедта были вывезены спрятанные там литовские рукописи XVI века, книги XVI–XVIII веков, архив Людвикаса Резы с произведениями Кристионаса Донелайтиса.

После войны от замка остались только руины. Которые вскоре были разобраны практически до фундаментов – для нужд соседней воинской части.

Чёрные копатели

В декабре 1989 года в развалинах замка Лохштедт начались поиски Янтарной комнаты. Их проводил – с разрешения Москвы – немецкий журнал «Шпигель», отрабатывая очередную версию: будто бы Янтарную комнату решено было эвакуировать ещё до роковой бомбёжки в августе 1944-го, превратившей центр Кёнигсберга в каменоломню. Реликвию вывезли из Королевского замка и спрятали в подземельях Лохштедта. Предполагая в дальнейшем отправить дальше в Германию. А если подоспеет «чудо-оружие» и Восточную Пруссию удастся отстоять – вернуть обратно с триумфом.

Археологи работали «по-чёрному», экскаватором буквально выворачивались наружу внутренности Лохштедта. Янтарной комнаты, конечно же, не нашли. Но сильно изувечили подвалы и внутренние фундаменты замка. Ну а затем «чёрное дело» довершили «чёрные копатели». В 100 метрах юго-западнее замка находилось немецкое кладбище церковного прихода Лохштедт. Судя по сохранившимся частям надгробных памятников, захоронения проводились до 1945 года. Копатели добили и его.

Зимой 2005-го замок разрыли бульдозерами и экскаваторами. Цокольные этажи, сохранившиеся подвалы, фундаменты стен, подножие обрыва – всё было разрушено напрочь. Замок Лохштедт окончательно прекратил своё существование. Погиб под гусеницами бульдозеров и мелкой «исторической» крошкой ссыпан в экскаваторные ковши.