Глава 3. Магия здоровья и целительства
На протяжении по меньшей мере десяти веков подавляющее большинство граждан нашей страны лечились при помощи магии, прибегали к помощи сельских знахарей и ведунов. Врачи практиковали лишь при царских дворах, редко какой боярин мог позволить себе держать иноземного специалиста. В послепетровские времена, положение практически не переменилось и лишь с развитием земства крестьяне получили возможностьпользо– ваться современной врачебной помощью. Но к тому времени в народе уже были выработаны свои методы лечения заболеваний. Были ли они лучше или хуже научных? Во всяком случае они были своеобразными. Русские знахари издревле лечили хоть и не с благословения церкви, но все же словом Божьим. то есть обращаясь к христианским святым и мученикам, причудливо переплетая обращения к ним с типочно языческими, праславянскими образами – могучим и вечным камнем Алатырем, островом Буяном и персонифицируя болезни в образе злых девок-лиходеек.
Старорусские лечебники
Книги, относимые к «лечебникам» на Руси долгое время были не в почете, поскольку их, как многие другие «не официальные» письменные документы относили к «Черным Книгам», т. е. книгам «колдовским». Здесь, правда, стоит заметить, что «черной книгой», зачастую в среде людей грамотных именовался черновой текст. «черновик». Возможно, что от именно от не правильной трактовки этого термина в народе и пошло название «Черные Книги».
История демонологии на Руси может назвать немало случаев, когда донос на человека производился именно при обнаружении у него странной книги, «Лечебника», поскольку в таких книгах выводились рецепты, то, вынужденно вводилась «цифирь», которую подавляющее большинство населения вообще не понимало и принимало за некие «магические» знаки.
Приводимый здесь «Лечебник» относится к относительно поздней эпохе и содержит данные уже организованные в виде упорядоченных списков. К подобному Лечебнику трудно было придраться как к «волховской» книге, и власти, и церковь относились к таким произведениям достаточно снисходительно, как правило за них не наказывая, однако доносы от неграмотного населения, «на всякий случай» шли и здесь.
Текст, в его старорусском прочтении поначалу может показаться непривычным, но затем явно увлекает, особенно если читатель действительно интересуется старинными рецептами. Адаптированные же тексты, выведенные «современными» терминами смотрятся крайне пустыми и куцыми. Поэтому мы лишь в отдельных местах, для облегчения и большего понимания текста ввели свои комментарии и вставили явно недостающие слоги, буквы и слова… Текст приводится по сборнику «Домострой» (М.: Советская Россия, 1990, нумерация пунктов, для удобства наша – А.А.
Лечебник от многих мудрецов о различных врачевских вещех, ко здравию человеческому предстоящих
1. О хлебе ржаном
Хлеб ржаной естеством теплее ячменя. и пристоит (необходимо его, т. е.) ясти здравым людем, и он им силу подает. Больным же людем пристоит (т. е.желательно) ясти пшеничной хлеб, (так как он) лутше и питательнее.
А у которых людей желудок не варит естеством, и (тогда) тем не добро (по)ясти ржаного хлеба, понеже болезнь стомахову («стомах» – живот) не может одолети. но с великим томлением изнести низ– ходит. Подобает всякому человеку беречися от хлебного недопечения, великая бо и тяжкия болезни от того рождаются: да не ядим (так же) хлеба горячего или горазло мяхкого, но да переначует.
Тремя обычаи (ми) хлеб печется.
Большея имеет и себе многу мяхкость. а корка его тверда и непитателна есть телу. и не скорогноительна, утробу защущает, а мякишь толстой надымает тело и вредительную мокрость родит.
Хлеб, который невелик и тонок. того жар проимет и волгость из него вытянет, и тот хлеб утробу вяжет, изноет.
Средния же хлеб, и которой непереквашен и не пересолен. тот здравее всех тело питает и добрые крови растение творит, и в естестве человеческом укрепляет, но приемлем его, чтоб не добре был мякок и не черств же, яко же выше (об этом) речено бысть.
Хлеб, которой разтворен на вишневом соку испечен и прикладывает к оспенным чирьям. и тако (делает) их мякких и отворити.
Хлеб, которой печен с отрубями, скорыи исходити, не питателен есть телу человеческому.
Кисель (надо) ясти ржаной после немощи на тощее (голодное) сердце.
2. Об овсе
Овес есть брашно скотское (т. е. пища для животных). а не человеческие, но в нужди и в добром и том хлебы печем, а тот хлеб непитателен естеству человеческому, но паки силу подает и кровь от него не раждается.
А ще пластырь делаем в муке овсянои. и прикладываем, (он) мягчит и отворит чирьи.
А ще делаем пластырь вкупе в муке овсяной и в ылу муки пшеничныя, и тем помазаем прокажение личное (на лице), и тако (тогда) тело гладко станет.
Овес без лужбы (без «лузги», т. е. очищенный). Варен (ый) в воде, и потом толчен (ый) в воде, и с маслом пресным смешен, прият естественную теплоту стомахову наводит.
Мука овсяная смешана з белилы добрыми (чистыми) и варено в воде. и тем, аще кто лице умывает. и лице станет бело и светло.
3. О зверех и травах
О коте
От котова ли или от кошкина укушения бывает великая болезнь и зеленость тела – просто приложить пластырь луку, тот чернаго исцеляет. Кот от укушения руты травы или мигдалов горьких (т. е. миндаля горького) бегает, и там надобе класть, где что портит. Кал котовой или кошкин смешан з горчицею, и тем шелуди (лишаи) мазать – згонит, и волосы наростут.
О собаке
Собака всех зверей трема делы (ми) преходит: первое, что знает, второе – любит, третие – служит. Собака, языком своим лижющи (я), и чюжие раны лечат. Аще (а если) себя (где-то на теле) языком не достанет, и она ногу свою наслюнит и на раны дотыкает, и (э)то (есть) ведомое лекарство от языка собачья. Сердце иссуши и изотри и смешай с каким-нибудь питием, и мажь против сердца. и у того человека лишнеи сон отводит.
Желчь собачья – прелые и опухлые очи уздравляет. Кожа собачья. около руки оберчна (обернута), коросты живит.
О петухе
Мозг петуховой (можно) с вином пити – от многих болезней уздравляет. Укормив кура добре тучного и стараго, и дать его гонять, дондеже (т. е. пока не) утомится, потом заклать его и вычистить, наткав его солию, да варить в полуведре воды, чтоб (ы) прело.
И как бы выпрело, чтоб пятая доля осталась, и то пити тепло (е) не по многу на нощь, и из утра, и тем пособляет на дыхавицу и дрожанною болезнию (при лихорадке), составом (суставам) и многим иным болезнем,
О пчеле и о меду
Пчела есть две вещи делает добрыя, Богу и человеком угодны: воск и мед.
Мед есть сок с росы небесныя, которыя пчелы збирают во время с добрых цветов благоуханных, и от того имеет в себе силу многу, и угоден бывает к лекарству от многих болезней.
4. О своборинном древе
Иоанн Мазовей[2] пишет о своборине (шиповник – А.А.), что своборина есть лекарство, по латыне – «Мидисине Бенедикте», а по ру(с)ски «врачевание благословение», понеже сила ея подателна(я) есть ко здравию всего тела человеческаго и пременительное естество на благое.
Листвие соборинное свежо толчено (е) с сахаром головным («сахарная голова», крупный кусок, отливка чистого сахара – А.А.), и то приято, проход движет. Дух свориннаго листвия вельми пристоит тем, кои естеством суть колереки («холерики» – А.А.), сиречь (то есть)горячи и сухи от крови, понеже (поскольку) от духу своборинного полягает (унимается) главная болезнь, коя родится от колерек. От того ж духу уймется насморк. кои бывает в колериках от пищнаго горячества, как Плиниус мудрец пишет (Плиний Старший – А.А.).
Цвет своборинной собою студеностен (холоден) в первом ступ (е)не», а сух во втором (ступени). Егда он червлен (т. е. красен) станет, а не гораздо ростянется, и тогда ево собираем и на соблюдение высушим на ветре, и тако (тогда) благовоние от них не отходит.
Тот же цвет свежей толчен (ый) и прикладываем к горячим чирьям. и тем ог (о)нь из них вытянет. Тот же цвет свежей или сухой, толчен (ый) и смешай с медом пресным, да с сахаром головньм, и вари на огни. И в том будет масть (получится мастика, смазка, мазь – А.А), и то приято, всякую вредительную мокрость укрепляет все тело человеческое.
Тои же цвет варен (ый) в уксусе на нощь поставь, и тем уксусом мажь горячество составное (воспаленные суставы, т. е.), и оттого оток поляжет. То же пристоит к горячему стомаху (к животу) и тем вынет ог (о)нь из стомаха.
Мед из цвету свобориннаго составляем: воз (ь)ми меду престного, елико хощеши, и вари его, а пену сметывай, чтоб был мед чист, и процеди его сквозь плат (ок) и цвет (ы), изрезав, в тот мед всыпли. и маленько повари. и той мед совершен (ен) собою станет. и тем естество человеческое укрепляет, также и кровь.
Мед своборинной собою вельми крепок и, внутрь (будучи) прият, естество человеческое укрепляет и кровь, истребляет и вредительную мокрость, коя бывает от черныя кручины, тако же и то вредительное существо, кое родится от лишния мокрости, истребляет. Тем людем, кои пиют мед своборинной. разведен водою. в коей воде варена финиклова трава и прибавь к тому немного соли, и кои страждут теми двема болезн (я)ми, и тем помогает и чистит нутр (о) нежели тако (в) о себе без примешения.
Сок из своборинного цвету, варен с вином фряжским (французским) и при (н)ят, болезнь г (о)лав– ная от того тушится, тако же и очем (т. е. глазам) то здравие есть. Тем же. аще рот полощем, тогда болезнь из десен выведет. Сок же тот, смешан с водою источниковою по разсужению (взяв количество по своему усмотрению, т. е.), и то пито, вельми проход движет и кровь чистит. но особие вычистит колеру, сиречь кипление кровавое, кое бывает от кипления желчи (о наличии микробов никто не подозревал, холеру полагали болезнью «ото желчи» – А.А.), и тело холодит без вредности, и сон покоен наводит, и желтость с тела сгонит, и сердце укрепляет, и кровь обвеселит.
Ягоды своборинные толченые и тем десны и зубы натирай, и от того болезни выведет. Те же ягоды варены, и то (если) пити, (то) (крово)течение утробное заключается и кровное блевание уймет.
Тою же водою мочим века больных очей, из которых гнои идет, и то им (так же) пользует.
5. О водах, из трав перепущенных (Настои – А.А.)
О воде из васильковой травы
Вода васильковы травы (будучи) при (н)ята, расслабленных уды помазуй. утре и вечере по разсуж– дению. и тем раслабле (н)ных пользует.
О воде из мокрицы огородной
Воду той травы аще ноздрян (н)ым духом в себе дыхает (вдыхание паров, лечебная ингаляция – А.А.), и тем вельми главную мокрость выгонит и заключает всякое течение слезное и иных нечистот. от коих очи слезны (ми) бывают, и (в) носу насморк и в ушах гной, те мокрости вредительныя выводит. Та же вода, прията на тощее (слабое) сердце 21 золотник, и тем выгоняет лишнее горячество и густую мок– рость.
Та же вода всякой ожог заживляет, когда в нем плат (ок) омочит поутру и вечере, ко отоку (т. е. к отеку, опухлости) прикладывай, заживет.
О воде земляничной
Вода из ягод земляничных при (н)ята пити поутру и вечере, с питием обычным смешав, и тем всякую мокрость вредительную потом из тела истребит: и немощь печальную из печени и желтость ис тела (и)згонит: и пространство персем (груди, свободному дыханию) творит: и жилы дыхательныя отворит, и сердце укрепляет, и силу подает, и камень изнутри истребит (в желчном пузыре или в почках).
И прокаженным вельми пользу творит. Та же вода всякую нечистоту кровавую (и)згонит, от коей нечистоты кровавое к прокажение родится (про бактерий и инфекции ничего не знали и все болезни производили от возникающих «недостатков» самого тела – А.А..)
Вода земляничных же ягод различным обычаем составляется. Неци (другие люди) же ту воду без огня ис тех ягод делают, и из них же ягоды земляничные и мешаютъ с солию. Неци же (другие) емлют те ягоды и полагают в сосуде скляничном (стеклянном, т. е.) и. горазадо закутав, в навоз глубоко закопыва– ют, и гною (т) осмь дней, и те ягоды претворяются в воды (т. е. перебраживают в теплом навозе, давая перебродивший сок – А.А.).
О воде из ворониковы травы
Та вода прията во утрии на тоще (голодное, слабое)сердце в тои воде; в малом сосуде д (е)ревяном. проверчено многими дырками полагаем, а сосуд бы был, что яблоко невелико. и тот сосуд во время от мороваго поветрия (во время эпидемии, т. е., обычно, во время чумы) в руках носим (ый) и ходящим обоняем часто. и запястие ручное мажем, и тем от аернаго воздуха сохраняеми бываем (сосуд с дырками, «анти-блоховница», запах отгонял чумных блох, почему люди с «сосудом» и отчасти имели большие шансы на спасение – А.А.).
А кто тое воду приемлет по 6 золотников или тою водою горло полощем, у того всякую горляную болезнь выводит и заживляет. И всякую нечистоту кровавую изо всего тела и из нутри немощь и из главы болезнь истребит и выгонит, от коея нечистоты или от лишняго горячества кроваваго различные недуги прокаженные на теле рождаются, и тем жажду (в)нутренную тушит, и прокажения изгонит: и тем пользует, кои памятны хотят быти.
И пространство в грудях наводит (т. е.свободное дыхание), и легостно от кашля творит, и велегласен язык отворит (голос станет громок, т. о.), и немощь плющную выведет, и язвы заживляет, и заключение жил, и желтость ис тела (и)згонит и легостно урину (мочу) движет.
Тою же водою, аще (если) часто главу мочити и виски, и тем собою досягнет и пользует вельми. главе и мозгу укрепляет, и языку возглашение дает, и иные уды здравы бывают. Ту же воду или самую траву высушим на ветре и истолки, и сохрани к предреченным недугом (к предстоящим возможным болезням) иа 2О или на 3О лет.
О воде из петросильевы травы (из петрушки – А.А.)
Аще кто тое воду приемлет по 3 или 4 недели (по) утре и вечере, по 6 или 9 золотников, и тем камень ис пузыря и ис почек выгонит и легостно уринному пропуску творит (т. е. выходу мочи) и немощь печенную выводит и брашну сладость наводит.
О воде силидоньевы травы (из сельдерея – А.А.)
Та трава всякой немощи очной помощь. Аще (А если) кто ту воду утре и вечере в глаз пустит, и от нее бельмо (катаракта) и плева и темность с очей изгонит поистинне без болести и без вредности.
Тою же водою рот полощи, и тем дух смердящ (ий) изо рта выгонит, и десны укрепит, и болезнь: выгонит. Ту ж воду кто пьет по 12 дней, а на день по 9 или по 12 золотников, и тем всякую трясовицу (лихорадку) выведет. Ту же воду аше кто приемлет на всяк (ий) день; 3 кли по 6 золотников, и тем всякую печенную болезнь и селезенную выгонит:
О воде свобориннаго цвету (из цветов шиповника – А.А.)
Вода перепущена из своборинного цвету именуется «суфиля». Пити вельми пристоить (желательно, т. е.) тем, кои безсильны, и тем сердце урепляет. и кровь обвеселит.
[…] Губа грецкая напоена (будучи) елеом своборинным и потом обмочена в уксус и то прикладывай ко лбу и к вискам, привяжи, и тем болезнь главная уймется, коя бывает от жару совнечного (т. е. при солнечном ударе).
Уксус горячей пити на тощее (слабое: голодное) сердце по разсуждению (сколько – по усмотрению), и тем пользу творит, кои тяжко воздыхают. Уксус, смешан с солию пристоит (необходим) всеми тем, кои одержимы бешенством и бывают без памяти от болезни, и тем уксусом помазати длани ручныя (т. е. ладони) и подошвы ножныя, и то велика им польза.
Аще уксус кто приемлет на исполнение стомаха (лечение живота). и тем брашну ноение творит. И аще (а если кто) пиет на тощее сердце – и то тогда нутр (о) вяжет.
6. О маслех, которые к чему угодны бывают
О масле ржаном
Масло ржаное делают (так): возьми ржи и сыпь на камень мраморной, и нагрей железо толстое гораздо (сильно) и приложи ко ржи, и тако масло выжмешь, – и то масло всякия угри надутше на лице исцеляет (т. е.фурункулы, прыщи, «угри»).
О бобковом масле (лавровом? – А.А.)
Масло бобковое силу имеет мягчителну (ю), и нагревает и отворяет жилы заключенныя (кровеносные сосуды «закупоренные», т. е., видимо, при атеросклерозе – А.А.), и исцеляет немощь во удах, кое бывают от студености. И (исцеляет) коросту, и свербеж, и не-чистоту телесную выведет. И в (о)ласом растение творит, но токмо кто собою теплостен (т. е. по натуре горяч – А.А.), тот помазуй тем маслом главу.
О васильковом масле
Масло васильковое составляется тако: Возьми васильков зеленых 26 золотников и налей на них гривенку масла д (е)ревянного, и положь в сосуд стекляной, и запечатай твердо, и поставь на солнце на 2О дней, и процедя, и сохрани. И аще похошеши, чтоб тот елей силен был, и ты васильки еженедель (но) пременяй; а иной (и другой) сосуд тако ж зделай и повесь в колодезь, и то будет духом сильнее, а кои на солнце – то будет тонкостен. И то масло (будучи) внутрь приято, немощь сердечную отгонит и сердце укрепляет, и страх от человека отводит. и смелость подает (успокаивает, т. е.).
О масле розмариновом
Масло розмариновое ко многим лекарствам угодно: помогает сердечным и желудком болезнем, аще (если) внутрь его приемлет по две или по три недели. То же масло помогает жилам. кои отрепнут или в которых кровь замрет, и тем мажь и то уздравит. Тем же маслом мажь виски, память укрепляет и остр (ый) разум подает.
О масле из цвету своборинного (из шиповника – А.А.)
То масло име (е)т силу такову: Смешай ево с теми маслы и з зелиями, кои холодят, и масло тако ж холодит, и помазует надутыя болячки. и тако их холодит и мяхчит и согревает.
Аще (А если) внутрь то масло приемлет или желудок мажь, пользу творит горлу, кое хрипит. То же масло смешай с молоком козьим и приемли, и тем стружение в мехире уймет (резь в мочевом канале – А.А.) и болезнь пузырную и печенную выведет. и залегание водное отворит.
Аще у кого кость перешиблена в г (о)лаве (пролом черепа – А.А.), и то масло смешай с кровию голубиною или горличною (горлица лесная, так же сизый голубь, но более мелкого вида – А.А.) да ж желтком яичным вареным, и будет масть (получится мазь, т. е.) чтобы ни густа, ни житка, и тою мастию главу мажь.
Орамоне масле (изромашки – А.А.)
Масло ромоново тепло и сухо в первом ступ (е)не. Исцеляет всякую истомленную немощь желуд– ковую, коя от жару бывает. И всяким болячкам огненным и надутым и опухлым пристоит (желательна, «показана», т. е.). И биение трясовичное уймет (озноб лихорадочный).
Аще (А если) тем составом мажем и внутрь приемлем, оток язвы в кишках; то совершенно тем исцеляет и жилы корченыя разводит, и судорогам пособлиет, и ветр (газы) изнутри выгонит, аще им помазуетъ.
О фиялковом масле
Масло из фиялковаго (фиалка) цвету исцеляет коросту телесную, и жилы скорченмя, кои от судороги, мяхчит и розволокает, и грудное разседание (боли в груди, т. е.) исцеляет, егда тем мажет. То же масло смешай с молоком женским и мажь больную главу и перси, и груди, и тем болезнь исцеляет, и сон наводит.
И хрипление гортанное, и немощь ключную выведет, и ожег огняной, и водяной холодит и заживляет.
То же масло, аще в мехирь (мужской половой член) пущаем клистиром, и тем стружение в мехири выводит (снимает резь, заживляет).
О гвоздичном масле
Аще того масла уканешь в воду капли две или три – подает благоухание рукам и благолепие лицу. То же масло, аще вольешь немного в горелое вино и пить на тощее сердце (голодное, слабое), и тем гортань вычищает и перси и голос тончит. И не стравленну (ю) еству в желудке стравит (непереваренную пищу «стравит»). и желудковым болезнем помогает, и хотение к естве подает. И весельство человеку наводит, и язвам заядретися не даст, все живит.
О анисовом масле
Анисовое масло (будучи) внутрь прияти, помогает от кашлю и хракотину слабит (отхаркивающее средство – А.А.), и пространство в грудях творит (дает свободу дыханию, т. е.), и тяжкое воздыхающих помогает. Аще (а если) его в естве приемлют, и то мужем и женам охоту и к совокуплению и любовь подает и всякую требу согревает.
О масле из грецких орехов
То масло имеет (такую) силу ядость изнутри выгонит и (от) укушения ядовитых (тварей) лежащих исцелит, егда тем (маслом) помазуем.
О тополинном масле
То масло (так) составляется: как то древо весною станет роскидыватся и еще до коих мест не роски– нулся листвием, емли (возьми, имей) с того д (е)рева почки зеленыя, которые хотят раскинутись листвия (ми).
И с тех почек (надо) взяти две гривенки, да листия маковаго, да чесноку дикого, листвия салатовы травы, да беленовы травы листвия, листвия мандрагоровы траны, всех тех по три золотника. И вместе толки мелко и вари в вине ре (й)нском или фряжском белом, дондеже (пока) половина укипит, и процеди. и выжми. скрозь плат.
И прибавь сала свиного несоленого, и то парь с салом вместе на огне в сковородке, – тогда станет то масло совершенно. То масло пристоит (нужно применять) к различным недугом оточным (отечным) и в всяким п (е)реломленным костем, и удареным, и розшибеным местам. И тем маслом мажь вся места. и от того заживут.
Тем же маслом мажь виски и запястья и от того сон наводит (снотворное действие белены, в первую очередь – А.А.). Тем же маслом аще пуп мажет, пот телу наводит.
О масле кирпичном
Масло из кирпича (так) составляется: Возьми жженой, чтоб кирпич в воде не был. и розбей на мелкие части, и жги те куски на огне, чтобы гораздо розогрелся, и всыпль в масло д (е)ревянное, и (держи до тех пор, пока) как тот кирпич гораздо маслом напьется (пропитается, т. е.). И потом их истолки и наполняй (ими) скляничной (сосуд) и тестом сырым, да бумагою затыкай, которой сосуд огненной жар терпит.
Потом же скляницу запечатай бумагою пищею (писчею, т. е.)моченою с сыром толченым (сыр, расплавляясь образует пластикоподобную оболочку, хорошо герметизирующую сосуд при нагреве – А.А.) и повесь тое скляницу в горну, (но так) чтоб ничего не было промеж огнем и скляницею (чтобы не лопнуло).
И как тесто сухо будет, чем запечатана скляница. тогда помалу огня прибавливая, дондеже (т. е. пока не) станет скляница та гораздо потети; и как вида с нее потечет. И тогда гораздо поддай огня, и истечет масло вельми собою красно.
Да беречися. (надобно) чтобы никакой же огонь в то масло не кренул, того ради (поскольку тогда уже, т. е.) невозможно его потушить. Подкладывай огонь, дондеже течет масло, и (так до тех пор, пока) как перестанет.
И ту скляницу не замай во огне (от слова «маять», т. е. воздействовать). дондеже простынет; и потом то гнездо выкинь, аше тот сосуд крепок. И еще наполняй ево, тем же обычаем перепуская (т. е. перегоняя тем же самым способом), и то твори, дондеже (пока что не) доволен будеши (полученным) маслом.
И то масло положи в сосуд скляничный, чтоб устие скляиичное невелико бмло (т. е. чтобы было тонкое горлышко, иначе легко летучее вещество испарится – А.А.), и запечатай воском, и то масло болъ– самовое (бальзамное) пускай тому сего масла в иос, и затылок г (о)лавной мажь. и тем память (в порядок) приводит и зубную болезнь уймет… очи лечит, слезного течения не допускает. Когда рыболовы маслом тем сети помажут, и тогда множество рыб изымают.
О масле из купоросу
Того масла капельки две-три (если) укануть в сахаре своборинном и (будучи) внутрь приято, сердце укрепляет и жар и тоску отводит. и веселит человека.
7. О каменех драгих и ко многим делам угодных и о силе их
Об алмазе
Алмаз камень цветим подобен нашатырю, а внутри темнее хрусталю, и облистание от себе издает (сверкает, т. е.). А крепостию таков крепок и тверд. что в огни не згорит и иными никакими вещьми не может вредитися (ошибка, алмаз может «сгореть» в огне – А.А.).
Но точию его твердость мяхчит тем обычаем (но твердость его может быть изменена таким способом, т. е.): положь его в мясо, в кровь козлячью, но преж (д)е бы той козел (был) напоен вином и петро– сильею травою (петрушкой, т. е.) накормлен. Величество же того камени не бывает больше ореха лесного, а находят его во арапских и кипрских странах.
Камень алмаз, аще (если – А.А.) воин носит (его) на г (о)лаве или на левой ст (о)ране во оружие, и той бывает опасен и сохранен от сопостат (от противника любого, т. е.) и от всякие свары, и от нахождения нечистых духов.
Тот же алмаз, кто его при себе носит, грешение и сны ночные отгоняет. Тот же алмаз окорм смертный объявит (алмаз считался ядом, вероятно потому, что в кишечнике мелкие неровные алмазы-октаэдры ведут себя как абразив, т. к. легко режут, подобно стеклу – А.А.). Аще (кто) к тому каменю приближит– ся, то потети начнет (шлифованные грани легко запотевают, т. е.).
Алмаз пристоит (желательно) при себе держати людем, кои страждут лунным страданием (сомнамбулизм, «нощное», т. е. ночное снохождение, «лунатики» – А.А.) и (на) коих нощию стень находит. Алмазом каменем беснующаго осяжет, и той от болезни престанет (врачи могли использовать сверкание алмаза для отвлечения душевнобольных – А.А.).
О яхонте черном
Яхонт черной при себе кто носит, (тот) снов (ни) страшливых, ни лихих не увидит.
Аше кто (часто) смотря в солнце и оттого очи затемнели, и тем каменем потри очи, и паки прозрит. Аще тем каменем по главе потрёт, по власам и тем в себе плоть г(о)лавную вытянет, как магнит железо (видимо, имеется виду электризация волос, которые тянутся за «каменем»: как за пластмассовой расческой – А.А.).
А (если) кто тот яхонт носит при себе в перстни, и он скрепит сердце человека того и (он) будет честен в людех.
О лале
Камень лал (вероятно, благородная шпинель – А.А.) цветом бывает ал или поблед (н)оватее яхонта чернаго
Аще кто лал при себе иосит. поветрие моровое отгоняет (т. е. спасаем бывает от эпидемии) и похоти телесныя лишния унимает. Тело человеческое во здравии ото всяких болезней устояет, мысли злыя отгоняет, и промежи (совершенно разными) людьми приятельство чинит и всякое счастие. множает,
О яхонте лазоревом
Яхонт лазоревый (видимо, сапфир – А.А.), кто его носит при себе, тело умножат и благолепие лицу подает, пот лишний унимает и похоти телесныя смиряет. и чинит человека 6ыти чистым и добрым (здесь свойства самих людей, выбирающих камни, забавным образом передавали на… сами же камни! Дело в том, что, следуя своим психофизиологическим свойствам, люди темпераментные и «горячие» предпочитают красные тона, люди спокойные и «холодные» – предпочитают тона синие. Перевернув причину и следствие можно, при большом желании, сказать, что маленький синий камушек, неизвестно где на теле подвешенный – «усмиряет». Обстоятельство это, однако, не надо путать с тем, что красный свет и впрямь, возбуждает человека, а синий свет – успокаивает – А.А.). Нечистоты с очей и болезни с а отгоняет и животныя болезни усмиряет.
Тако же кто его при себе носит в перстне, (то яхонт) чинит его спокойным и в людех честным, на6ожным, милостивым, духовным, а (так же) измены открывает, страхи отгоняет. Чирьи, бывающие во время поветрия морового, одним доткновением уздравляет (оздоровляющее «доткновение», т. е. буквально, «протыкание», вероятно есть очередное заблуждение, идущее, как часто бывает, от неверно понятых слов. «Чирьи» при «поветрии», т. е. чумные бубоны при эпидемии чумы могут быть легко вскрыты, что часто и делали, считая, что это излечивает. Поскольку нержавеющей стали практически не было, врачи нередко применяли для тонких операций – инструменты из минералов, например, сапфировый резец. Заметим, что лезвия из вулканического стекла, «обсидиана» – и по сей день высоко ценятся у медиков и применяется, например, даже при глазных операциях – А.А.)
О изумруде
Изумруд камень есть цветом зелен, а привозят его из Британии, а добывают его в тех местах. где руду медную копают. Изумруд толчен, аще (если его) в питии положишь, уймет смертоносную ядость и укушение ядовитых (тварей) заживит. Изумруд толчен и прият внутрь в питии, весом против седьми зерен ячменных, тогда от скорму смертного избавляет человека.
Аще кто на изумруд часто зрит, тогда зрак человеческий укрепляет, и очи от прилучающихся недугов во здравии сохраняет. и носящему его весельство наводит (согласно психофизиологии человека, зеленый свет и впрямь успокаивает – А.А.)..
Тот же камень толчен, в питии прият, пользует прокаженным и печени, и желудковым болезнем помогает (и выше и, особо, в последнем случае. речь идет о распространенной ошибке, идущей от главного принципа магии, принципа аналогии признаков, «подобное к подобному». Здесь – «зеленую» желчь, «зеленую» печень и желудок – связывали с «зеленым» же драгоценным камнем, изумрудом, рекомендуя его от «желудковых» болезней, отравлений «ядостью» и «окорму». Аналогичное «лечение» можно найти для десятков других веществ и минералов – А.А.).
О берюзе
Берюза (бирюза – А.А.)., или ферюза, есть камень синостен, смешан с некоторою белостию, а (пригодный камень тот, где, по цвету) чтобы синесть одолела бледость.
А коли человек с коня спадет, тот камень сохраняет его от расшибения (свинцовую воду, например, и ныне применяют от синяков, врачи бирюзу применяли аналогично, но одно лишь «магическое» ношение ее на себе, разумеется, отнюдь НЕ охраняет от ушибов! – А.А.).
Аристотель премудрый пишет про него. что умноживают его цари великие в сокровищах свои (х) и чествуются им. Носящему его – весельство наводит. Аще кто носит при себе, не может быти тот человек убит, понеже никогда (бирюзу) не видали на убитом человеке (забавный вывод, не учитывающий то, что любые драгоценности, как добычу с убитых тут же снимают – А.А.).
А когда разотрут его и пиют, помогает от окормов змииных (от отравлений,т. е.) и от иных многих пакостей уздравляет, и болезнь из почек и из пузыря выведет.
О бечете
Бечета камень сердце обвеселит. а кручину и неподобныя мысли отгонит, разум и честь умножает, от грому и от неприятелей обороняет и от губительнаго мороваго поветрия сохраняет, чреватым женам (беременным женщинам, т. е.) ко скорому рождению детей приводит.
О аматисте
Аматист (аметист – А.А.) камень цветом вишнев (ый), а родится во Индеи. Сила того камени – пьянство отгоняти (считали так, согласно основному принципу магии, «подобное к подобному», по простой зрительной аналогии, т. к. аметист – камень «винного» цвета – А.А.), мысли лихия отдаляет, добрый разум делает и во всяких делах помощь даст. Аще кто с того камени изопьет, неплодным же (плод) дает, и окорм гасит. И воинских людей от их недругов оберегает, и ко одолению привадит, и к ловлению зверей диких и птиц добре помогает.
О тумпазе
Тумпаз (желтый топаз – А.А.) камень назван (так) от места, откуду приведен сперва. а то место (на)зовемо Парси (видимо, Персия, «фарси» – А.А.). А (тот сорт топаза) кои всех лутши – и тот цвет имеет, что золото, а который темен – тот не столь добр.
Тумпаз, (для того) кто при себе носит – гнев человеческий и похоти телесные смиряет. Воитель мудрый пишет, (что) коли тумпаз в кипячею воду положишь, и вода кипеть не начнет и престанет и назад его можешь голою рукою вынять, и то дело испытано неким мудрецом во фряжской земле, во граде Париже (речь, видимо, идет о веществах с высокой теплоемкостью и о чисто физическом эксперименте, возможно, уже во французской Академии, который здесь, в лечебнике приведен как «волшебство», абсолютно «ни к селу, ни к городу». Трудно, однако сказать, с топазом ли данный опыт проводился и проводился ли вообще – А.А.)
Тот же камень пособляет, кто кровию блюет, и от той болезни обороняет. кою называют волком (дерматит, кожное поражение, «волчанка» – А.А.). Тот же камень, (будучи) на нутр (о) положен, то кровь уймет и раны телесныя зажжение угасит (т. е. поможет от нагноения или воспаления).
О малариузе
Малариус камень (для того) кто при себе носит, и того чинит веселым, и промеж мужа и жены любовь умножает, а коли на шеи повешен, сны лихия и страшныя отгонит… И болезни горляные и в щеках мокротныя и волгостныя исцеляет. Той же камень в воду положь, и ту воду давай пить тяжко воздыхающим (тяжело дышащим, видимо, астматикам – А.А.) – поможет, и (в)нутренния болезни отгоняет, и младенца во утробе матерне содержит, и тою подою аще в очи пустит – уздравляет.
О гранате, или вннисе
(Красный) Гранат, а по-рус (с)ки «виниса камень» – веселит (своим видом) сердце человеческое и кручину отдаляет. Тот же камень, кто его носит во рте у себе. у того человека речь и смысл к судебным делам направляет. Тот же камень, кто его при себе носит, и того человека к людем прилюбаем.
О агатасе
Агатес камень (агат – А.А.) (бывает двух сортов, и) черн и светел. Аще (Если же) его сожжешь и дай скорбным пити, и он помогает от падечия скорби (от «падучей болезни», от эпилепсии, т. е.), и духи нечистыя отгоняет. И желудковые болезни помогает. и к сладости ественной приводит (т. е. аппетит возвращает).
Тот же камень положи в воду и дай умолкнуть три дни, и ту воду дай пить жене во время рождения (ребенка), и тем легостно рождение (ей) чинит.
Ту у же воду давай пить девице для обличения нечистоты ея, и как выпьет, то нечистота в ней не удержится, того ж часа изыдет вода та на низ, а только (если) непорочна – то не изыдет (с точки зрения женской рефлексологии, для сексолога это довольно своеобразный способ определения нарушенного целомудрия – А.А.).
Тот же камень духом нечистым сопротивляется и волхвом, и ужи(й) отгоняет… того ради орлы тот камень кладут в гнезда своя, что от гнезд их ужи бегают (любопытная попытка «объяснить» появление ярких предметов в гнездах птиц, у многих из которых подобные приношения и впрямь распространены, как у аистов, ворон, сорок и т. п. Впрочем, уменьшение числа «ужей», т. е. змей вблизи орлиных гнезд вполне объяснимо и без камня агата – орлы едят змей, и один из видов даже так и именуется, «орел– змееяд» – А.А.).
О аспиде
Аспид-камень (возможно, «аспидный сланец», используемый для грифельных досок – А.А.) многими цветыми бывает, а из них лучши (е) и сильнее (сорт) светлой зеленой, чтоб в нем (в окраске) струи черленые проходили скрозь того камени. А буде крест (сделанный из) того камене (для того)кто носит на себе, и того от потопа на воде и трясовичное биение уймет (т. е. резкий озноб при лихорадке).. и от соблазнства сохраняет.
О магните
Магнит-камень (магнетит – А.А.) родится в Индеи в горах при б (е)регу морском, аки железо. [… | А кто ево истолкши приемлет (внутрь) во фряжском (французском, т. е.) вине с сахаром, и он густую кровь и мокрость изнутри выведет, кто ево при себе носит. велегласие творит и весельство наводит.
Тот же камень аще муж носит при себе, тот мил бывает жене. Аше (а если) жена носит – то же чинит и ей (свойство магнита притягивать железо в «магическом» переложении, по магическому принципу «подобное к подобному», применено для «притяжения» супругов или же, как описано чуть ниже, наоборот, для выяснения «неверности»– А.А).
Тот же камень положь под головы жеие. которая мужу своему верна, и она сквозь сон мужа своего обымет той (же) час, а которая от мужа блудит – и та с постели как летит, будто кто ее спихнул. И то чинится от того камени во сне страшливое видение и боязнивое.
Тот же камень, тёрт мелко, и сыпь ево на жар угольной, и тогда дивныя и страшныя дела покажутся, что невозможно будет человеку тут стоять[3].
8. О вхожденин банном
Учитель магистр глаголет: что в баню не входим студеных и зимних. Пристоит (необходимо) паритися (тем) кои не работают и егда всласть брашно приемлют (слишком сытно питаются, т. е.) и с преизлишеством вино или пиво пиют, и от чего раждается волгость промеж кожи и тела, тем людям пристоит паритися в сухом пару. А иным людям, кои вельми работают и ездят во дни жаркия. а пот на теле пролиется, те да парятся в мылие с водою, да пот смывают,
Мастер глаголет: Аще в мыльню итти хочешь или рожки ставити (кровососные рожки, для снятия кровяного давления, что делали специальные банщики-кровопуски – А.А.), тогда луна будет во ущербе, а добро есть поити в балию (баню).
Пристоит всякому человеку ноги парити водою теклою, в которой парена есгь романова трава (ромашка), понеже (т. е., поскольку) то очем и мозгу и г (о)лаве лечба (хорошая) есть.
Главу же парим на тощее сердце (голодное) или (за)долго после стола (и еды), и то твори (м) чрез пятнатцеть дней, а 20 дней не перепусти. А в мыльню не ходи борзо (сразу же, т. е.) после стола или егда человек пиян, но ждем докуды износится или три или четыре часы после стола.
А в мыльне да не пием, понеже (поскольку) от того великая болесть печени бывает. Тако же и не скоро после мыльни ядим или пием, дондеже (покуда) тело обхолодится. А паримся в среднем пару, а не в жарком, понеже жаркой пар не попустит отворитися потнице ис тела, а пот станет промеж кожи и тела.
А недобре (если) паримся знойно долго, понеже от того безсилье бывает и естественную теплость сильно вытянет и наводит человеком неохотство, кое же и к питию и ко спанью. А после исхождения мыльнаго не скоро студись (старайся не олаждаться, т. е.), понеже от того бывает великая пакость мозгу главе и костем и спине. и от того родится судорога и грыжа.
Трезвое же парение любивость наводит телу, а то пристоит (и это необходимо, т. е.) вельможам и целомудреным людем – любивым же пристоит паритися, егда брашно в полы изноет. и от того они тукость (жирное) приемлют часто, еже парение болесть наводит.
Аще кого утроба держит или глава болит или очи, или зубы, или язвы сеченыя, или грыжа или оток (отек) или кто обьелся, те да не входят в мыльню, и аще заповедь преступают. в великой недуг впадают.
А прежде вхождения баннаго человек да идет на столчках и потом мало да походит. Никто да пиет вина или пива или иного студенаго пития в мыльне. А после мыльни да не ядим никакоже перцу и луку, и чесноку или иныя, кои естеством суть горячи. И то с прилежанием внимаем, понеже от того родится болесть, к(отор)ая именуемая «канинус апетитус», сиречь ненаясыть[4].
Кто хощет гораздо (про)потети в мыльне. тот прежде мыльни да не пиет. Мыленном парении различна есть врачба, яко же учители глаголют, понеже парение иутр (о) мякчит, и потницы отворяются, и собирательная вредительная мокрость исходит, и ветр вредительной отворяется, и сон наводит, и умелит телесную вредительную мокрость, и утробюе течение завяжет, и утомление холодит, и сладость в брашне наводит.
А иногда баня болесть наводит, понеже (поскольку, т. е.) сила телесная от того (парения) малеет, да мнится человеку, что сердце у него разгорелося, и рыгание творит, и вредительная мокрость от того раж– дается, и смерть наводит, аще (если он с) небрежением в баню поидет, (с теми ошибками) яко выше (о)писано есть.
Подлинный старорусский травник
История медицины знает огромное количество травников (отсюда слова «травить», «отравить», «отрава»), лечебников и «зелейников» («зелье» – трава, травный настой, яд и пр. изготовленный из трав). Многие из них полны чисто сказочными свойствами и описаниями несуществующих растений. Некоторые из них вполне приложимы к «практике» и в наши дни. однако же, именно за подобные книги или переписанные в тетради описания, вплоть до Петровских времен, людей хватали как колдунов, пытая, подвешивали на дыбу, жгли факелами, вызнавая, что за «колдовские» корешки значатся в «волховских» тетрадках, безжалостно сжигали в срубах.
Названия многих трав не являются ныне общепризнанными и «официальными». Однако многие травы вполне узнаваемы.
Так «Адамова голова», в действительности более известна как мандрагора, или, иначе, скополия. «Вороний глаз» – ныне так и называется: это вполне обычная небольшое растение наших сосново-еловых лесов. «Гага» – березовая чага, нарост на коре. И – так далее.
В Травнике есть – Девясил, Дягиль, Зверобой, Золототысячник, Иван-да-Марья, Крапива, Любисток, Мать-и-Мачеха, Молодило, Осот, папоротник (имеется в виду, видимо: «орляк») Петров Крест, Попутник (подорожник), Прострел (подснежник), Ромашка, Чистотель, Щавель и другие, здесь не упомянутые.
Травы пользовали зачастую более полноценно, нежели ныне – в свежих водяных вытяжках, «кашицах» из тут же нарубленного растения, в порошках, в парениях (например в бане), в курениях. Не забывались ни корни, ни листья, ни цветы, не плоды.
Распространенные ныне спиртовые настойки в старину были замещены более щадящими, забытыми ныне жировыми вытяжками, например, отварами в молоке или растопленном сале (см. напр. трава «архангел»), разведениями в том же молоке или сметане.
Многие растения, особенно свежесорванные, носили при себе, что давало постоянный чрезкожный контакт и, несмотря на примитивность применения, вполне могло способстовать излечению некоторых недомоганий. Практиковались также растения вмазанные в комочек пчелиного воска, также носимого на себе, что так же было не лишено смысла – через воск вещества довольно легко проникали к коже и «целили».
Если сравнивать различные травники, в частности чудесные «колдовские» и обычные «лечебные», то можно заметить отдельные забавные моменты того, как вещи обыкновенные становятся волшебными.
Так, некоторые травы «превращались» в «магические», видимо, по причине простого непонимания прочитанной в травнике фразы. Например, когда врач писал (см. напр.»хмея»), что трава помогает «от сабли» – он имел в виду обычное лечение рубленой раны.
Но, когда тетрадь с рецептами брал в руки человек неграмотный, ему казалось, что речь идет об магической защите «от сабли» с помощью названной травы. А далее, переписывая рецепт или давая его кому-то другому, он «рекомендовал» такую траву уже не как «лечебную», а как…волшебную, магическую! Так рожались легенды, множились загадки и чудеса, являлась невиданная магия.
Так, мандрагора, содержит сильнодействующие алкалоиды (в частности «скополамин»), способные и отравить и исцелить довольно быстро. Именно поэтому ее, как и другие подобные же травы, считали травой «волшебной». Ее применяли в частности: отпаивать «околдованных» (например, женщин, бьющихся в истерике и пр.).
Конец ознакомительного фрагмента.