Андрей Дельвиг
В одном из залов Третьяковской галереи в Москве внимание посетителей привлекает великолепный портрет кисти И.Е. Репина, исполненный в 1882 году. На нем запечатлен известный русский военный инженер, генерал, сенатор Андрей Иванович Дельвиг (1813–1887). Человек острого, аналитического ума, с богатейшим жизненным и практическим опытом, он много сделал для развития инженерного и строительного дела в стране, без его участия не обходилось ни одно из начинаний общероссийского масштаба. Перечень его трудов впечатляет: мосты, дороги по всей России, военные укрепления, шоссе Петербург—Москва, нижегородский и московский водопроводы, гражданские и воинские здания и многое другое.
Андрей Иванович – барон, потомок рыцарей. По материнской линии – из рода Волконских. Родился в Воронежской губернии, жил и учился в Москве. С октября 1826 года связал свою судьбу с Петербургом, поступив в следующем году в Военно-строительное училище при Институте инженеров путей сообщения. В столице в его жизнь вошла литература – будущий генерал всей душой привязался к двоюродному брату, поэту А.А. Дельвигу; стал частым участником его литературных вечеров (на Загородном пр., 1; Миллионной ул., 26, в доме у Крестовского перевоза). Лицейские друзья поэта, а также Е.А. Баратынский, А. Мицкевич, П.Я. Чаадаев, Н.В. Гоголь и, прежде всего, конечно, А.С. Пушкин, родители брата, близкие – вот круг людей, в котором формировалась личность инженера, в будущем одаренного литератора, автора воспоминаний, изданных в 1912–1913 годах, а затем под названием «Полвека русской жизни» – в 1930 году в издательстве «Академия». Они написаны живым, выразительным языком и изображают целую галерею лиц – писателей, инженеров, художников, зодчих, сановников, людей всех сословий.
Окончив в 1831 году институт, Дельвиг часто наведывался в дом № 2 по Кузнечному переулку, навещая семью умершего брата. Однако большую часть времени трудился в Москве, посвятив себя устройству тамошней водопроводной сети. Приобретя солидный опыт в этом деле, написал и издал первый в России труд о создании городских водопроводов, высоко оцененный на Западе и переведенный на французский язык.
Трудно представить, как мог один человек участвовать во множестве крупных начинаний: сооружении Николаевского (Лейтенанта Шмидта) моста, строительстве Николаевской (Октябрьской) железной дороги, железных дорог, связавших Москву с Владимиром, Ярославлем, другими городами.
С конца 1859 года Дельвиг снова в Петербурге. Служит главным инспектором железных дорог, вносит изменения в предлагаемые проекты, проявляет дар организатора, администратора, подлинно государственного деятеля. Всю жизнь был одержим страстью созидания, и любое общественное и государственное дело становилось его личным смыслом жизни. Как нам сегодня недостает таких инициативных, заинтересованных людей!
Много сделал Андрей Иванович по устройству водопровода в Петербурге, снабжению города чистой питьевой водой. Это не мешало ему руководить работами по установке памятника Николаю I перед Мариинским дворцом, быть авторитетным членом строительной комиссии по возведению в Москве храма Христа Спасителя. Трудолюбивый, дотошный – в лучшем смысле этого слова – он вникал во все, а его спокойное мужество и деловитость вызывали общее восхищение.
Жизнь и деятельность А.И. Дельвига – инженера и государственного деятеля чрезвычайно интересна и поучительна. Тома его воспоминаний дают немало ценного для тех, кто интересуется историей Петербурга и России.