Вы здесь

Знаменитые петербургские дома. Адреса, история и обитатели. Дом В.В. Энгельгардта. (Невский пр., 30/16) (А. Ю. Гусаров, 2016)

Дом В.В. Энгельгардта

(Невский пр., 30/16)

Мы продолжаем знакомство с историческими домами старого Петербурга, свидетелями неповторимого прошлого великой столицы Российской империи. От Голландской реформаторской церкви перейдем к дому В.В. Энгельгардта, занимающего участок на углу набережной канала Грибоедова, называвшегося ранее Екатерининским.

Семье Энгельгардтов дом принадлежал в XIX столетии, и об этом времени, о знаменитых маскарадах мы еще поговорим. Участок же застроен гораздо раньше – в середине XVIII в., и то строительство связано со знаменитым архитектором Ф.Б. Растрелли. Владельцем земли был тогда генерал-фельдцейхмейстер Александр Никитич Вильбоа (Вильбуа), который и решил на нем построить для себя новый дом.

Французские дворяне Вильбоа со времен царя Петра Алексеевича верой и правдой служили русскому престолу. Первого из них – Франца (Никиту Петровича) Вильбоа – приняли на русскую военно-морскую службу в 1697 г., причем он быстро вошел в окружение государя.

Тот факт, что Петр сделал Вильбоа шафером на своей свадьбе в 1712 г., говорит о многом. Последняя его должность, занимаемая им в 1743 г., – командир Кронштадтского порта. О своей жизни в России, Петре Великом и Екатерине I Франц Вильбоа оставил небольшие воспоминания.


Дом В.В. Энгельгардта


Александр Никитич приходился младшим сыном первому Вильбоа и, как отец, стал военным, начав службу сержантом в лейб-гвардии бомбардирской роте. Историки отмечают его хороший боевой опыт и особенно участие в Семилетней войне, во время которой он получил орден Св. Александра Невского. Его именем даже назвали в 1762 г. Великолуцкий пехотный полк, что лишний раз подчеркивает воинские заслуги Вильбоа. В том же году Александра Никитича назначили главой артиллерийского ведомства и членом Военной коллегии.

Старые военные раны не позволили этому талантливому военачальнику полностью реализовать себя на новом поприще, и в 1765 г. Вильбоа подал рапорт об отставке, который был удовлетворен.

Строительством своего дома на Невском проспекте генерал-фельдцейхмейстер занимался в 1759–1761 гг., а проектирование и непосредственное строительство вел архитектор Растрелли. Особняк в стиле барокко был в те годы двухэтажным.

После выхода на пенсию А.Н. Вильбоа продал свой новый дом в столице (в 1766 г.) и уехал в Прибалтику, в имение Сарракус, где и прожил остаток жизни.


Н.П. Вильбоа


Новым владельцем здания становится генерал-фельдмаршал князь Александр Михайлович Голицын. Он запомнился современникам военными победами над турками при Хотине и гражданской службой в качестве главноуправляющего Санкт-Петербургом в 1780–1783 гг. Именно о нем императрица Екатерина II написала в шутливых предсказаниях: «Фельдмаршал Голицын [умрет] – от зуда». Кстати, князь несколько раз принимал государыню у себя в доме, давая в ее честь обеды. С кончиной Голицына в 1783 г. дом переходит к вдове – Дарье Алексеевне Голицыной, в девичестве Гагариной. Поначалу она планировала просто продать дом и даже выставляла его за 55 тысяч, но покупателей не находилось, а понижать цену княгиня отказывалась. Тогда-то и пришло решение сдать дом в аренду.

В этот период времени дом становится известным музыкальным центром, в нем проходят маскарады и устраиваются балы. Дом снимает французский антрепренер Иосиф Лион, и «вечера у Лиона» пользовались огромной популярностью в городе. Но праздники проходили недолго, и с воцарением императора Павла I постепенно прекратились – царь не приветствовал увеселительные мероприятия, он любил парады.

В 1799 г. дом купил известный всему городу богач Михаил Семенович Кусовников, кутила и любитель балов и маскарадов. Конечно, он бывал на «вечерах у Лиона» и знал, что покупал известный центр развлечений. В Петербурге купца 1-й гильдии Кусовникова знали по его выходкам с переодеванием в крестьянскую одежду, в которой он приходил то в банк, то в лавку с дорогими товарами. Изображая бедного сельского жителя, Михаил Семенович требовал у торговцев самые лучшие вина или дорогие ювелирные украшения, расплачиваясь, в итоге, горстью золотых монет, – тем и развлекался, смеясь над ошарашенными приказчиками в лавке.

То ли сразу в 1799 г., а возможно, спустя несколько лет, владелицей дома стала дочь купца Ольга Михайловна, решившая, как и Д.А. Голицына, сдавать его в аренду, благо желающий нашелся быстро. Известное в городе здание присмотрел придворный банкир Александр Александрович Раль (Ралль), разместивший здесь учрежденное им Петербургское филармоническое общество. С этого момента дом Кусовниковой в столице стали называть «Старой филармонической залой».

Раль родился в Пруссии, на родине занимался мелкой торговлей и по приезду в Петербург в 1788 г. записался как купец 1-й гильдии – невесть какое достижение, но чудеса случаются. Неожиданно бывший прусский бакалейщик при императоре Павле I вошел в число придворных банкиров и вскоре после этого получил неофициальное прозвище «короля петербургской биржи», а с этим пришли настоящие богатства и положение в свете. В России Раль стал бароном, то есть получил по высочайшему указу от 14 июля 1800 г. дворянский титул, хотя русским подданным он сделался только в 1807 г., оставаясь до этого иностранцем на русской службе. Теодор Фридрих фон Шуберт так описывал придворного банкира: «Красивый, высокий человек, всегда во фраке, коротких панталонах и шелковых чулках; его волосы были напудрены и заплетены сзади в короткую толстую косичку Он знал что-то обо всем, но весьма поверхностно и ничему никогда не учился, кроме языков, которые знал в совершенстве. С блестящими светскими манерами, любезный (когда он этого хотел), барон Ралль обладал индивидуальностью и сразу же привлекал внимание в любом обществе и обычно нравился».


Композитор Ф.А. Раль


Банкир Раль неслучайно стал учредителем Петербургского филармонического общества. Он сам превосходно владел фортепиано и скрипкой и еще в 1792 г. организовал Новое музыкальное общество. В его дом (Английская наб., 72) еженедельно съезжалась на музыкальные вечера столичная знать, а все известные музыканты-иностранцы, посещавшие Россию, непременно бывали здесь с визитами и концертами. Кстати, его сын Федор выбрал профессию музыканта, став композитором и дирижером, успел на этом поприще немало, хотя и прожил короткую жизнь – всего 46 лет.

Сам придворный банкир в 1817 г. обанкротился, а в 1833 г. умер, оставив большой семье только знаменитый дом на Английской набережной.


Джон Филд


Но осталось другое начинание Раля – Санкт-Петербургское филармоническое общество, первоначальное название которого звучало необычно: «Кассы музыкантов вдов». Кроме Раля, в числе учредителей этой организации значились камер-музыканты виолончелист Д. Бахман и фаготист А. Булант, немецкий историк и литературовед Фридрих (Федор Павлович) фон Аделунг.

В концертах, организуемых обществом, выступал хор Придворной певческой капеллы под руководством композитора Д.С. Бортнянского, известные русские и иностранные исполнители, а репертуар составляли произведения Моцарта, Гайдна и Бетховена. Так, в 1836 г. в зале впервые в России прозвучала Девятая симфония гениального немецкого композитора.

Первый концерт общества состоялся 24 марта 1802 г., и зрители услышали исполнение оратории Й. Гайдна «Сотворение мира». Для пополнения пенсионной кассы общества ежегодно устраивалось до четырех концертов. В концертном зале дома Кусовниковой Филармоническое общество представило в 1803 г. ирландского композитора и пианиста Джона Филда.


И.А. Батов


Этот пианист-виртуоз и мастер (даже создатель) ноктюрна после того исторического выступления решил остаться в России. Филд не только много гастролировал по разным губерниям, но и создал целую школу, а среди его учеников можно назвать имена Михаила Ивановича Глинки, Александра Ивановича Дюбюка, Алексея Николаевича Верстовского и Александра Ивановича Виллуана.

Из важных исторических персон первой четверти XIX столетия, связанных с домом О.М. Кусовниковой, отметим еще двоих: Ивана Андреевича Батова и Ивана Васильевича Сленина.

Крепостной графа Д.Н. Шереметева, мастер по созданию музыкальных инструментов, И.А. Батов в 1803 г. приехал в Санкт-Петербург изучать мастерство изготовления пианино у мастера Гаука. У музыкантов разных стран особенной популярностью пользовались гитары, скрипки и виолончели, изготовленные Батовым. Кроме того, мастер занимался реставрацией старых итальянских скрипок, тщательно подбирая дерево и лак для восстановления инструментов. В 1822 г. Шереметев дал вольную своему одаренному крепостному, как говорят, за великолепно исполненную виолончель.


И. В. Сленин


Всего И.А. Батов изготовил сорок одну скрипку, более десяти гитар, шесть виолончелей и три альта, помечая их своим знаком «Iohann Batoff». Одну из специально изготовленных скрипок за 2 тысячи рублей приобрел император Александр I, при том что средняя цена батовских инструментов варьировалась от 300 до 600 рублей. На скрипках русского мастера играли поляк Кароль Липиньский и француз Пьер Роде, на его виолончели покорял зрителей немец Бернхард Генрих Ромберг, считающийся основателем немецкой школы игры на этом инструменте. В «Северной пчеле» в 1833 г. вышел фельетон за подписью В.П. Бурнашева, в котором И.А. Батов назван «русским Страдивари».

В начале своей жизни в столице Иван Андреевич Батов имел небольшую квартиру в доме О.М. Кусовниковой.

История Ивана Васильевича Сленина связана с книжной торговлей и лавкой, работавшей в доме Кусовниковой с 1823 по 1829 г. Торговлей книгами он начал заниматься в 1813 г. – тогда они с братом Яковом Васильевичем открыли лавку в Большом Гостином дворе, но спустя четыре года дело разделили, и Иван Васильевич стал торговать самостоятельно.

Кроме продажи книг, Сленин занимался и их изданием. В 1818 г. он выпустил второе издание «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, приобретя права за 7,5 тысячи рублей. Кроме этого, Сленин издал семитомное собрание сочинений И.А. Крылова, первые две книжки «Полярной звезды», сочинения профессора истории И.К. Кайданова и некоторые другие книги.

У Сленина в лавке на креслах сижу,

На книги, портреты уныло гляжу.

Вот бард наш Державин, вот Дмитрев, Крылов!

А вот Каталани – под нею Хвостов.

Тимковского цензора тут же портрет.

Есть даже Гераков – Измайлова – нет!

Авось доживу я до светлого дня!

Авось в книжной лавке повесят меня!

Чу! Чу! колокольчик в сенях зазвенел.

Хозяин с улыбкой к дверям полетел.

Кого-то к нам в лавку лукавый принес?

Не граф ли? Нет, польский задорный наш пес!

Измайлова видя, бледнеет вдруг он

И крестному батьке отвесил поклон.

Приходят Рылеев, Бестужев и Греч —

Язык ему надо немножко пресечь.

Вот Сомов вбегает, вот входит Козлов!

А вот из Сената заехал Хвостов!

В собрании этих почетных людей

К Измайлову речь обращает Фадей:

«Что? сказочки нет ли какой на меня?».

Есть! бойся ты сказок моих, как огня.

Любезный мой крестник! Изволь, одолжу:

Три новые сказки тебе я скажу:

1. Кусал пес задорный большую свинью,

А я его кинул под лед в полынью.

2. С поляком бездушным я бился вдвоем —

И с боя бежал он в слезах с фонарем.

3. Безграмотный ротмистр беглец был у нас.

Судьею его посадили в приказ. —

Булгарин взял шляпу и вон побежал —

А то бы Измайлов еще продолжал.

А. Измайлов. Сленина лавка

Это шуточное стихотворение не только направлено против Булгарина и Греча, но и хорошо иллюстрирует положение лавки Ивана Васильевича Сленина как своеобразного литературного клуба. Сюда, как видно из стихотворения, на встречи захаживали многие знаменитые литераторы той поры: Г.Р. Державин, И.А. Крылов, Ф.В. Булгарин, К.Ф. Рылеев, Н.И. Греч. Здесь часто бывали А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский.

В конце 1820-х гг. в судьбе здания происходят важные перемены – его перестраивает архитектор П.П. Жако.

Я забыл познакомить читателя с семьей хозяйки дома – Ольги Михайловны Кусовниковой, вышедшей замуж за Василия Васильевича Энгельгардта в начале XIX в. В 1814 г. в семье первое пополнение – родился сын, которого назвали Василием, а через десять лет Ольга Михайловна родила и второго ребенка – дочь, названную родителями Софьей. Муж Кусовниковой, Василий Васильевич Энгельгардт, был старше жены всего на два года. Он умер в 1837 г. в возрасте 43 лет, а Ольга Михайловна пережила своего супруга на 15 лет.


В.В. Энгельгардт


Василий Васильевич Энгельгардт приходился родственником князю Г.А. Потемкину – его отец В.В. Энгельгардт унаследовал потемкинское имение Чижово в Смоленской области. Выйдя в отставку полковником, Энгельгардт поселился в доме на Невском проспекте, где стал давать балы-маскарады и устраивать литературные вечера. Страстный игрок в карты, Энгельгардт частенько засиживался за одним столом с А.С. Пушкиным, а прекрасное образование делало его хорошим собеседником, что и отмечал поэт. Пушкин познакомился с Энгельгардтом в 1819 г. у Н.В. Всеволожского на заседании общества «Зеленая лампа» и дружил с ним всю жизнь. Впрочем, они даже умерли в один год.

Энгельгардты затеяли реконструкцию дома, в результате которой здание обрело нынешний вид. Жако предложил им проект с новыми фасадами в стиле позднего классицизма и соответствующей отделкой помещений. Центр дома по Невскому проспекту зодчий выделил колоннадой композитного ордера на уровне третьего и четвертого этажей, а также массивным аттиком, завершающим постройку. Оконные проемы украшены скупо и соответствуют общему стилю здания. Ко всему прочему, дом Энгельгардта получил еще один, четвертый этаж. В целом фасад дошел до XXI в. без изменений, если не считать того, что половина дома отстроена заново в 1960-х гг.!

Но часть дома с колоннами, в общем-то, историческая, несмотря на разрушения начала Великой Отечественной войны. Чего нельзя сказать о внутренних помещениях, отделку которых под руководством Жако вели такие мастера живописи, как В.Г. Ширяев и его ученик Т.Г. Шевченко. В доме мало что сохранилось от XIX столетия – лишь помещение на первом этаже.

Энгельгардты особо настаивали на устройстве в перестраиваемом доме нового помещения для концертов, и концертный зал, построенный Жако, действительно, получился с великолепной акустикой. В обновленном доме вновь заиграла музыка и начали проходить увеселительные мероприятия – балы и маскарады, что, кстати, запечатлел М.Ю. Лермонтов в драме «Маскарад». Но судьба в лице цензоров посмеялась над гением – драму запретили к постановке из-за «нападок на костюмированные балы в доме Энгельгардта».

Семья Энгельгардтов продолжила и другую традицию, регулярно устраивая вечера классической музыки. В концертном зале выступали такие знаменитости, как Г. Берлиоз, Р. Вагнер, И. Штраус, Ф. Лист, Р. Шуман, М.И. Глинка и А.Г. Рубинштейн.

В доме Энгельгардта в начале февраля 1839 г. торжественно отметили 70-летие Ивана Андреевича Крылова. Известный баснописец отмечал в этот день и другой юбилей – 50-летие творческой деятельности. В концертном зале юбиляр восседал на сцене в большом кресле, перед ним стоял большой массивный стол, уставленный огромным количеством яств – Крылов слыл известным в столице чревоугодником. Например, за один присест на обеде у Олениных баснописец съедал по 20–30 гречневых блинов, каждый из которых был толщиной с палец.


И.А. Крылов


Рядом со столом, напротив кресла, весь в цветах возвышался бюст Ивана Андреевича, созданный скульптором С.И. Гальбергом. В зале баснописца чествовали 300 человек приглашенных. Министр народного просвещения граф С.С. Уваров вручил Крылову орден Св. Станислава II степени. Но и этого показалось мало. В честь празднества изготовили даже специальную медаль с профилем Ивана Андреевича и следующим текстом: «С Высочайшего соизволения И.А. Крылову в воспоминание пятидесятилетия литературных его трудов от любителей русской словесности». От лица «любителей русской словесности» выступил В.А. Жуковский. На радость сидящему на сцене старику специально приглашенный певец исполнил песню на стихи П.А. Вяземского. Так в России отмечали круглые даты.

Для своих заседаний зал у Энгельгардтов снимали Дворянское и Малое Мещанское собрания.

Большое число посетителей привлекала выставка иллюзионных автоматов Антона Марковича Гамулецкого, открытая в доме Энгельгардта в 1827 г. Сын подданного прусской короны, он в 1794 г. в возрасте 29 лет переехал в Россию, поступив на службу в таможню города Риги. Прослужив там четыре года, он перевелся в столичную таможню, но, проработав там год, перешел в полицию, вернее, в пожарную часть. Гамулецкий за время жизни в России успел побывать комиссионером, послужить в Москве на почте и даже обанкротиться в Отечественную войну 1812 г. Историк М.И. Пыляев писал о последнем увлечении этого чудака: «…Гамулецкий был большой охотник до всяких фокусных машинок и редкостей. У него был волшебный кабинет, между многими диковинками которого находилась большая голова: отделанная под бронзу и поставленная в особом месте на зеркальном столе, голова явственно отвечала на предложенные вопросы. <…> В древности он бы весьма хорошо мог занять место гимнософиста в каком-нибудь египетском храме или управлять механической частью дельфийского оракула, но в Средние века он бы сильно рисковал попасть на костер инквизиции».

Кстати, голову можно было переносить с места на место, и она продолжала отвечать на вопросы. Кроме головы, в комнате находились и другие любопытные механизмы. Там стоял диван, игравший музыку все время, пока на нем кто-нибудь сидел, а на стеклянном столике танцевали бумажные фигурки. Взмахом «волшебной палочки» посетитель мог остановить все часы в комнате и вновь запустить их. При входе на лестничной площадке в воздухе парила позолоченная фигура ангела размером с человека. Когда к ангелу подходил очередной посетитель, ангел подносил к губам валторну, которую держал в руках, и начинала играть музыка. Казалось, что играет сам ангел. Скульптура держалась в воздухе при помощи системы магнитов, а на разработку этого фокуса Гамулецкий, по его собственным словам, потратил десять лет. Были на выставке и другие автоматы, поражавшие современников своим исполнением и натуральностью.

«Санкт-Петербургские ведомости» отмечали: «Сей кабинет удостоен был посещения разных иностранных принцев и знаменитых особ, в то время когда оный еще не был доведен до настоящего совершенства, и все они были, можно сказать, совершенно очарованы».


Обложка журнала «Нувелист» (1900 г.)


Работу над этими механизмами А.М. Гамулецкий начал еще в 1810-х гг., а первые публичные показы «Механического кабинета» провел в 1826 г., в доме Королева на Большой Мещанской улице. Через год он переводит свой «Кабинет» в более просторное помещение в доме Энгельгардта и называет его «Храм очарований, или механический, физический и оптический кабинет г. Гамулецкого де Колла».

Кроме «Кабинета» чудес и фокусов, здесь с 1831 г. работала нотная лавка Матвея Ивановича Бернара с названием «Северный трубадур». Владельца знал весь Петербург как хорошего педагога и пианиста. Кроме того, Бернар выступал как композитор – в 1845 г. он написал оперу «Ольга – дочь изгнанника». С 1840 г. Матвей Иванович выпускал музыкально-нотный журнал «Нувелист», выходивший и после смерти (1871 г.) своего основателя, вплоть до 1917 г.

Нотная лавка М.И. Бернара считалась лучшей в столице и неоднократно меняла свой адрес, переезжая по Невскому проспекту с места на место.

В доме Энгельгардта с 1845 по 1850 г. располагались книжная лавка и библиотека Александра Филипповича Смирдина, а также магазин по продаже китайского чая. В дом на углу Невского и Екатерининского канала Смирдин перебрался из дома лютеранской церкви Святого Петра. Именно со старым местом связывают период расцвета деятельности Смирдина как книготорговца и издателя.

В 1846 г. О.М. Энгельгардт продает свой дом на Невском проспекте, но имя семьи остается навсегда связанным с этим зданием.

На протяжении более 20 лет, до середины 1870-х гг., домом владела вдова надворного советника Екатерина Васильевна Ольхина, чья девичья фамилия, кстати, тоже Энгельгардт. Она вышла замуж за камер-юнкера Николая Александровича Ольхина, представителя славного и богатого купеческого рода, занимавшегося многими делами и, в частности, производством бумаги в Санкт-Петербургской губернии.

При Ольхиной дом продолжал сдаваться и торговым товариществам для размещения магазинов, и под общественные нужды. В 1846 г. здесь прошла промышленная выставка «Энциклопедический базар русских мануфактурных изделий», устроенная московскими промышленниками и торговцами для рекламы своей продукции.

Но привычный ход жизни обитателей дома Энгельгардта прервал сильный пожар 1856 г., когда огонь уничтожил концертный зал и повредил само здание. Дом пришлось срочно восстанавливать, и к 1859 г. парадные залы вновь приняли посетителей. В заново отделанный дом въехало Купеческое собрание, на первом этаже вновь открылась книжная торговля – в 1860-х гг. здесь работал книжный магазин Александра Федоровича Базунова. В 1869 г. известный библиограф Владимир Измайлович Межов составил описание книг, предлагаемых в этом книжном магазине: «Систематический каталог русским книгам, продающимся в книжном магазине А.Ф. Базунова», с указанием критических статей, рецензий и библиографии, относящихся к изданиям, выставленным на продажу Книжную торговлю начинал в Петербурге еще отец Базунова – Федор Васильевич, работавший поначалу приказчиком у А.Ф. Смирдина, но в 1835 г. открывший свое собственное дело.


Л.Ф. Пантелеев


Хорошим дополнением и продолжением просветительской деятельности книготорговца Базунова стало издательство Лонгина Федоровича Пантелеева, чья контора находилась в доме Энгельгардта в квартире № 7 с 1877 г. на протяжении более 20 лет. Пантелеев с начала 1860-х гг. состоял в тайной революционной организации «Земля и воля», в 1864 г. его арестовали и приговорили к каторжным работам, замененным ссылкой в Енисейскую губернию.

Вернувшись в Петербург, Лонгин Федорович занялся издательским делом и выпускал научно-просветительскую литературу, в частности, сочинения И.М. Сеченова, М.М. Ковалевского и других ученых, попытался издать труды Н.Г. Чернышевского и А.И. Герцена, но не смог из-за запрета цензурного комитета. Издательство много печатало книги иностранных, в том числе античных авторов. За тридцать лет работы – последние годы издательство располагалось на Бассейной (ныне – Некрасова) улице – общий тираж его книг достиг 650 тысяч экземпляров.

В 1869 г. дом Энгельгардта из центра искусств превращается в финансовый центр – сюда въезжает Учетноссудный банк, для которого архитекторы Р.Б. Бернгард и П.В. Алиш проводят перестройку дома и возводят во дворе пристройку – сейфовое хранилище. Еще одну реконструкцию, более масштабную, проводит в 1895–1896 гг. архитектор Леонид Николаевич Бенуа, переделав концертный зал в кассовый. Хорошо, что зодчий не стал тогда менять классические фасады дома, о чем просили его банкиры.

Петербургский учетно-ссудный банк создан в столице Российской империи в конце 1860-х гг. при участии немецкого капитала. С 1903 по 1916 г. председателем его правления являлся известный в городе финансист тайный советник Яков Исаакович Уткин, юрист по образованию (окончил Петербургский университет). В начале XX столетия Петербургский учетно-ссудный банк входил в число крупнейших финансовых учреждений страны и занимался кредитованием железных дорог и крупных торговых товариществ, финансировал русскую промышленность, в большей степени ориентируясь на поддержку металлургических заводов, нефтяных и угольных предприятий. Среди наиболее важных клиентов банка значились такие компании, как товарищество братьев Нобелей, предприятия Г.А. Лесснера, акционерные общества «ФЕНИКС», «Атлас-Петроград» и Гатчинский чугунолитейный завод. В начале XX столетия Петербургский учетно-ссудный банк финансировал проектирование и строительство подводных лодок для Балтийского флота.


Петербургский учетно-ссудный банк в доме В.В. Энгельгардта


Как и все частные финансовые учреждения России, прекратил свое существование после захвата власти большевиками. В 1914 г. основные активы банка превышали 174 миллиона рублей, собственный капитал в то же время равнялся 30 миллионам рублей.

Кроме финансового учреждения, в доме Энгельгардта размещались конторы торгового дома «Братья Шапшал» и пароходного общества «Кавказ и Меркурий», работали кондитерская «Жорж Борман», цветочный магазин Г.Ф. Эйлерса, кондитерская «Рабон» и парфюмерный магазин товарищества «Брокар». Из указанного списка наиболее известны фамилии Бормана и Брокара, хотя того же Эйлерса в Петербурге прекрасно знали, так как в городе работала целая сеть цветочных магазинов под этой маркой.


Семья Эйлерса. Стоят (слева направо) Константин, Гайо, Елена, Герман. Сидят (слева направо) жена Эмма с дочерьми Эрикой, Маргарет, Г.Ф. Эйлере с сыном Августом. Фото 1892 г.


Впервые имя Германа Фридриховича Эйлерса упоминается в 1860 г. – молодого немецкого садовника приглашает на работу в Россию князь Н.Б. Юсупов. В 1869 г. он уже числится купцом 2-й гильдии и членом Императорского Российского общества садоводства (учреждено в 1858 г.). Эйлере увлеченно занимается садоводством, строит в столице несколько оранжерей, а с приобретением нескольких участков на Петроградской стороне открывает рядом со своим домом (Каменноостровский пр., 23) цветочный магазин. Уже к началу 1890-х гг. пять магазинов и семнадцать оранжерей Г.Ф. Эйлерса предлагали покупателям свежайшие ландыши, камелии, азалии, тюльпаны, розы, орхидеи и пальмы. Ежедневно работники срезали до 500 растений, причем в горшках продавалось до 10 тысяч цветов в год. Садовод запланировал строительство большого зимнего сада, в котором покупатели могли бы сами рвать цветы, конечно, оплатив их предварительно.

Об экспозиции цветов Г.Ф. Эйлерса, представленной на Второй международной выставке 1884 г., журнал «Вестник садоводства» писал: «Какое разнообразие форм и колеров цветков в одном из больших букетов, выставленных Эйлерсом и названным “лучшим букетом из живых цветов” Кажется, в одном букете он соединил представителей всех тех цветов, которые распускаются в это время в оранжереях и теплицах столицы, – тут были и розаны, и ландыши, и орхидеи, и даже причудливой формы аристолохия. И при всей этой пестроте глаз зрителя как бы отдыхал на этом букете, нисколько не утомляясь рассматриванием разнообразных цветов и листьев. Но не один этот букет был хорош. Все выставленное Эйлерсом несло в себе печать изящного вкуса и артистического соединения цветов и зелени – ни в одном из его произведений не заметите той рутины и той заурядности, которые, к сожалению, так часто проглядывают в букетах и гирляндах».

Торговая фирма Г.Ф. Эйлерса и в последующие годы участвовала в выставках, неизменно получая призы и медали. В 1905 г. в Петербурге действовали три крупных садоводства, принадлежавших Эйлерсу, и самое значительное из них – садовое заведение на Безбородкинском (ныне – Кондратьевском) проспекте. Там 50 рабочих ежегодно выращивали до 10 тысяч цветков роз и около миллиона ландышей. В теплицах, кроме роз, круглый год росли орхидеи, хризантемы, левкои, лилии и камелии. В техническом отношении это садоводство являлось одним из самых передовых. Уже тогда Эйлере использовал холодильники для хранения срезанных растений.


Садоводство Эйлерса на Каменноостровском проспекте


Все рухнуло в 1914 г., с началом Первой мировой войны. Русское правительство объявило всех немцев шпионами, что на практике вылилось в изъятие собственности у подданных русской короны. В конце октября Герман Фридрихович Эйлере лишился всех садоводств, всех магазинов, собственного дома и звания почетного жителя. Та же участь постигла и всех членов его большой семьи. Садовод вынужден был уехать к младшему сыну в Териоки, там сильно заболел и в июле 1917 г. умер.

Букет от Эйлерса! Вы слышите мотив

Двух этих слов, увы, так отзвеневших скоро?

Букет от Эйлерса, того, что супротив

Многоколонного Казанского собора!..

Сверкала на окне узоров льдистых вязь,

Звенел гул санного искрящегося бега,

И падал весело декабрьский снег, кружась!

Букет от Эйлерса ведь не боялся снега!

Букет от Эйлерса давно уже засох!..

И для меня теперь в рыдающем изгнанье

В засушенном цветке дрожит последний вздох

Санкт-Петербургских дней, растаявших в тумане!

Н. Агнивцев. Букет от Эйлерса


Счет за цветы от Эйлерса


Торговый дом «Братья Шапшал» занимался производством и продажей табака и папирос. Основателями предприятия еще в 1870-х гг. выступили купец 2-й гильдии Юфуда Моисеевич Шапшал и его два брата, Абрам и Самуил. За несколько лет их торговое товарищество стало одним из самых крупных в России, а основное производство разместилось на Херсонской улице. Товарищество несколько раз меняло состав акционеров, и в XX столетии принадлежало уже наследникам Ю.М. Шапшала, сохранившим старое название. Ассортимент папирос предприятия состоял из таких марок, как «Императорские», «Концертные», «Заря», «Нева», «Экспресс» и некоторые другие. Трубочные табаки выпускались под марками «Императорской» и «Альмиро». После 1917 г. и национализации предприятия выпуск табачной продукции продолжался еще некоторое время.


Ю.М. Шапшал


Владелицей кондитерской «Рабон» выступала Мария Мадлена Буше – автор любимого многими поколениями петербуржцев одноименного бисквитного пирожного с кремом и шоколадной глазурью. В доме Энгельгардтов эти и другие сладости можно было попробовать ежедневно.

После 1917 г. прежняя торговля в доме Энгельгардтов прекратилась, хотя в 1920-е и 1930-е гг. здесь работали ювелирный и книжный магазины, а также кафе «Нева». Некоторое время в годы нэпа в здании размещалось представительство Государственного стального треста юга России, а в 1934 г. сюда въехал НИИ «Гипроникель», существующий по настоящее время в другом месте. Институт занимался проектированием и разработкой технологии добычи и переработки минерального сырья, а первым его проектом стало возведение в 1935 г. комбината «Южуралникель». Современное название «Гипроникель» институт получил в 1945 г. В доме Энгельгардтов НИИ находился до начала 1990-х гг., пока не переехал в новое современное здание на Гражданском проспекте.

Дом Энгельгардтов сильно пострадал во время блокады – 21 ноября 1941 г. в 18 часов 45 минут в центральную часть дома попала авиационная бомба, разрушившая большую часть исторических помещений. При взрыве погибло 37 горожан, а 83 жителя получили ранения. Примечательно, что дом восстановили одним из первых, а работы начались уже в 1944 г., еще до окончания войны. Полностью восстановление, руководили которым архитекторы В.А. Каменский и А.А. Лейман, завершилось к 1948 г.

Через год в доме Энгельградтов возрождается и музыкальная жизнь – после масштабной реконструкции в исторической части здания открывается Малый концертный зал имени М.И. Глинки Лениградской филармонии. Проектированием восстановленного концертного зала занимался все тот же архитектор В.А. Каменский.

Говоря о недавнем прошлом дома Энгельгардта, стоит напомнить о том, что во время строительства станции метро «Невский проспект», точнее, тоннеля для эскалаторов и наземного вестибюля, всю часть дома с фасадом на набережную канала Грибоедова и часть по Невскому проспекту до колоннады метростроевцы полностью разобрали. Тогда не оставили даже наружных стен, не говоря о том, что находилось внутри здания. После завершения строительства метро эту половину дома Энгельгардтов просто построили заново, воссоздав исторические фасады. Так что на сегодняшний день подлинной можно считать только половину дома: ту часть, что справа от колоннады. Да и внутри сохранились лишь фрагменты отделки второй половины XIX в.

В наши дни кроме Малого концертного зала имени М.И. Глинки Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича, в доме Энгельгардта размещается бизнес-центр и офисы различных компаний.