Вы здесь

Знакомьтесь, информационные технологии. Глава 1. Современный мир. Эра информационных технологий (А. А. Воловник, 2002)

Глава 1

Современный мир. Эра информационных технологий

Одним из парадоксов развития человечества является то, что на протяжении всего своего развития человек использовал, накапливал, передавал информацию, не понимая и даже не задумываясь о ней.

Реальная цивилизация началась с того момента, когда появилась письменность. После этого накопленные знания стало возможным сохранять и передавать другим людям, другим поколениям. Потом появилось книгопечатание. Теперь скорость распространения знаний стала намного выше, и накапливаться они стали в большем объеме. Можно считать, что современная цивилизация базируется на книге, которая принесла нам духовные и научные знания. Знания – это информация, представленная в определенной форме. Потому человечество всегда принимало, обрабатывало, хранило и передавало информацию во всех ее разнообразных формах.

Во второй половине XX века стало ясно, что для обеспечения прогресса необходимо не только использовать информацию, но и обеспечить ее более эффективную обработку, надежное хранение и безошибочную передачу. Как следствие, в это время появилась теория информации, которая позволила объяснить многие процессы в обществе, экономике и технике. Одним из важнейших вопросов человеческой деятельности является управление, которое проявляется практически во всей человеческой деятельности. Еще Н. Винер заметил, что все виды управления базируются на обработке информации. Это верно и при управлении автомобилем, когда надо постоянно воспринимать информацию о дороге, машине, пассажирах и т. д. и на основе этой информации принимать необходимые решения. Управление любым коллективом требует накопление и обработки информации, поступающей как извне, так и из самого коллектива. Точно так же и управление экономикой основывается на обработке информацией, которая в данном случае представлена в виде товарных и денежных потоков.

Управление рыночной экономикой, в отличие от управления автомобилем, осуществляется сразу многими участниками рынка. Здесь можно указать:

• государство, определяющее ставки и размеры налогов;

• фондовый рынок, следящий за эффективностью работы предприятий;

• предпринимателей, удачно или бездарно вкладывающих деньги;

• средства массовой информации, во многом формирующие наши вкусы и заставляющие нас покупать те или иные товары;

• изобретателей, создающих новые еще не присутствующие на рынке товары;

• банки, устанавливающие ставки по кредитам;

• каждого из живущих, зарабатывающих и тратящих деньги.

И все эти субъекты принимают, запоминают и обрабатывают информацию, чтобы на основе ее и накопленного собственного опыта принять то или иное управленческое решение. Именно развитие теории информации и создание на ее основе информационной технологии позволило резко ускорить развитие всей экономики во второй половине XX века. К началу третьего тысячелетия существенно выросло качество жизни во всех развитых странах. Именно качество, а не уровень. Среди критериев, определяющих качество жизни, можно указать следующие:

• увеличилась продолжительность жизни;

• сократилось рабочее время;

• повысилось качество медицинского обслуживания – многие болезни, ранее смертельные, сегодня излечимы;

• нет голода и недоедания;

• увеличились затраты на развлечения и отдых, в том числе на путешествия;

• жизненные условия стали комфортнее.

Не надо приводить много примеров, доказывающих повышение качества жизни. Достаточно только вспомнить, что продолжительность жизни в 1900 году составляла примерно 50 лет, а через сто лет увеличилась более чем в полтора раза. Неизлечимый туберкулез сегодня не представляет реальной угрозы для жизни. Сравнивать уровень комфорта, который имел средний рабочий в начале и конце XX века, просто не корректно. Сегодня не хватает больших самолетов, аэропортов, гостиниц – рост числа путешественников превзошел все прогнозы. Свежая клубника, ананасы, киви появляются в магазинах с 8-ми утра, а не с начала сезона – их привозят с другого полушария Земли или с соседней плантации. Таких примеров можно привести еще множество. Никогда еще человечество (речь идет о развитых странах) не работало так мало и не получало за эту небольшую работу так много материальных благ.

Управление машинами и механизмами сегодня также перешло на качественно новый уровень – вместо жесткого механического контроля повсеместно внедряется гибкое интеллектуальное управление, базирующееся на микропроцессорной технике, математических моделях и программном обеспечении. В результате значительно повысилась производительность труда, возрос объем производства и снизилась себестоимость изготовления практически всех изделий, производимых на промышленных предприятиях.

После того, как возросла производительность труда в производственной сфере, встал вопрос о необходимости аналогичных изменений на транспорте, в управлении, в сфере обслуживания, образования, медицины и в других областях человеческой деятельности[1]. Естественно информационные технологии обеспечили и здесь новое качество труда. Все эти достижения стали возможны с применением новых информационных технологий в управлении экономикой, коллективами, устройствами.

Главным и принципиально значимым результатом широкого внедрения процессорных систем управления стало высвобождение значительной части трудоспособного населения из производственной сферы и переход их к научно-техническому труду. Естественным результатом этого стало ускоренное развитие всего человечества. При этом стремительно растут знания практически во всех областях человеческой деятельности. И для того чтобы двигаться дальше, необходимо освоить уже имеющиеся знания. Иными словами, увеличивается значение образования в экономике, в обеспечении дальнейшего развития. Но увеличенный объем знаний требует значительно более длительных сроков обучения. И если раньше человечество не могло себе позволить обучать в течение длительного времени значительное количество людей (необходимо было обеспечить производство жизненно необходимых продуктов), то сегодня, благодаря резко возросшей производительности труда, на обучение может (и должно) быть выделено значительно больше времени, сил и средств. Очевидно, что эта тенденция со временем не изменится.

Роли и значению информационных технологий в развитии общества и посвящены статьи данного раздела.

В разделе «Главный ресурс» проводится анализ того, как изменялись потребности государства в различных ресурсах. Из статьи становится ясным, что информационная инфраструктура сегодня – главный ресурс государства, определяющий скорость его развития.

• Вопросам применения информационных технологий в традиционной экономике посвящен раздел «Единая экономика – «старая» и «новая»». Здесь показано, как именно информационные технологии позволили увеличить производство традиционных изделий, как влияет Internet на организацию производства, как меняется сам бизнес информационных технологий в современном изменяющемся мире.

Главный ресурс

Государства рождаются, развиваются, умирают. Почему? Что является причиной, стимулом развития и смерти государств? Только ли пассионарность населения? Всегда можно выделить основной ресурс, который определяет развитие государства. По мере накопления человечеством знаний, менялись орудия и технология производства, а с ними трансформировались и значения ресурсов. Государства, обладающие необходимыми в данный период ресурсами, развивались, другие же погибали.

Ретроспектива

В период становления государств главным ресурсом являлась занимаемая территория, так как для обеспечения продовольствием и одеждой необходимо было много земли. Один человек мог прокормить только себя. Как следствие, рабов не брали – их убивали или съедали. Капитан Кук относительно недавно лично познакомился с этим обычаем. Большая территория обеспечивала безопасность: враг не мог быстро подойти к жилищам. Еще не так давно на российском Крайнем Севере именно территория, на которой можно было выгуливать оленей, и представляла главную ценность.

Появление письменности позволило сохранять и распространять знания. А приручение тягловых животных обеспечило производство энергией. Наступила допромыиыенная эра. Знания позволили использовать различные агрономические методы (обработка почвы, внесение навоза или ила и т. д.). С помощью животных и более совершенных сельскохозяйственных орудий можно было обрабатывать больше земли. В результате один человек мог произвести больше продуктов, чем необходимо лично ему для пропитания. В этот период главным ресурсом стала численность населения — больше народа (в том числе и рабов) давали больше продукции, ускоряя развитие. И вот триумфатор входил в Рим после очередной победы, ведя перед собой рабов, – главный трофей. Вооружение во всех армиях было примерно одинаковое – изготовленное для одной армии, оно вскоре появлялось в других. Потому практически всегда большая армия обеспечивала победу (победы великих полководцев – исключения из правил). Территория сохранила свой положительный потенциал, в первую очередь в целях обороны.

Паровая машина снизила зависимость человека от природы. Началась промышленная эра. Значительно выросла производительность труда, особенно в промышленности. С появлением двигателя внутреннего сгорания (и дизеля) увеличилась энерговооруженность и сельского хозяйства. Для успешного развития промышленности необходимы были природные ископаемые и другие природные ресурсы. Сначала это были железная руда и каменный уголь, позже руды цветных металлов и нефть. А также лес, гидроэнергия, торф и т. д. Природные ископаемые и стали главным ресурсом в промышленной эре. Территория потеряла свои абсолютно положительные свойства: при большой территории велика стоимость транспортировки, но она же затрудняет захват страны, так как скорость передвижения войск мала, а грузоподъемность транспорта – низка. И, конечно, в недрах большой территории потенциально может находиться больше полезных ископаемых. Тогда же появилась потребность в грамотных людях, способных работать на сложных машинах. Заработала многоступенчатая система образования: начальное, среднее (общее и специальное) и высшее. Стали готовиться и научные кадры: аспирантуры появились во многих университетах. Профессиональная подготовка и переподготовка работников получили широкое распространение.

Современность

К середине XX века произошли изменения практически во всех отраслях производства: возросла энерговооруженность работника, накопленные знания позволили усовершенствовать технологии, были построены дороги, создана основа информационной инфраструктуры (телеграфные и телефонные линии связи), создана энергетическая система (электростанции и линии электропередач, нефтеперерабатывающие заводы и автозаправочные станции). В сельском хозяйстве энерговооруженность также выросла, новые технологии, дополненные химическими удобрениями и средствами защиты растений (так называемая «зеленая революция»), увеличили урожайность. В итоге в развитых странах на селе работает только 3—10 % от общего числа работающих. Значительно сократилась доля производственных рабочих. Так, в США в середине XX века в сфере производства работало около 50 % всех работающих. Через 25 лет это значение упало до 28 %. К началу XXI века их стало менее 20 % всех работников. И по прогнозам к 2010 году число производственных рабочих в развитых странах составит 5—10 % от общего числа, занятых в народном хозяйстве. И эта небольшая часть населения производит продукции значительно больше, чем когда бы то ни было раньше. Выросло число инженерно-технических работников, которые и создают все то, что определяет развитие. Наступила постиндустриальная эра.

К 80-м годам стало очевидно, что «традиционные» производства во многом достигли своего предела и дальнейший прогресс связан с применением информационных технологий. Так, проектирование самолетов возможно только при проведении математического моделирования конструкции. Современные самолеты неустойчивы в полете и необходима непрерывная «подработка» механизмов, управление которыми осуществляет бортовой компьютер. Структура материалов, из которых строятся самолеты, моделируется. Управление воздушным движением ведется с помощью цифровых систем, обеспечивающих подготовку информации для диспетчеров. И другие составляющие авиации сегодня могут существовать и развиваться только при использовании информационных технологий. В других отраслях современной экономики положение аналогичное. Как следствие, главным ресурсом становится информационная инфраструктура – возможность передавать и обрабатывать информацию.

Снизилось значение полезных ископаемых, так как материалоемкость продукции значительно сократилась. В постиндустриальной эпохе территория стала отрицательным фактором: большая территория не позволяет организовать плотные информационные сети. Более важна не просто территория, а плотность населения, и чем эта плотность ниже, тем дороже стоят коммуникации, тем медленнее развиваются информационные технологии. Естественно замедляется и общее развитие. Качественно изменилась армия, формы и методы ведения войны. Ракетно-ядерное вооружение свело фактор территории практически к нулю. Насыщенность армии мобильными средствами (в первую очередь, авиацией) позволила перемещать войска на значительные расстояния за минимальное время. А спутниковые системы контроля не позволяют скрывать войска в глубине территории.

Важнее общей численности населения стал уровень образования. Новые технологии требуют от работников глубоких знаний. Система образования стала еще более разнообразной и непрерывной. В дополнение к школам, колледжам, университетам появились различные бизнес-школы и системы профессионального обучения. Во всем мире практически постоянно готовятся и сертифицируются специалисты. Армия насыщена различными устройствами и приборами: абсолютное большинство изобретений создавались для армии, и только позже «пришли» в дома и на производство. Такая армия требует хорошо подготовленных солдат. Не случайно при отборе в армию США новобранцы проходят строгий интеллектуальный отбор. Считается, что средний интеллектуальный уровень армии США выше среднего уровня страны в целом. Более сложное вооружение и более эффективное. Так, по оценке экспертов эффективность вертолетов и танков может быть выражена в отношении 1: 8, т. е. в ходе взаимной борьбы число уничтоженных танков будет в 8 раз больше, чем количество подбитых вертолетов. Иначе это соотношение выглядит так: 2 летчика имеют ту же мощность, что и 24 танкиста. А физическая масса одного танка в 4–5 раз больше массы вертолета: для сохранения боевой мощи нужно использовать в 70 раз меньше материалов, если строить вертолеты, а не танки.

Перспектива

Уже появились признаки завершения постиндустриальной эры. Практически все возможности, предоставленные информационными технологиями, уже задействованы. В дальнейшем цифровая техника и программы станут частью производства. И ждать от них нового скачка в повышении производительности труда не приходится. Понимание этого факта и «обрушило» NASDAQ. Несколько лет назад от информационных технологий ждали чуда, и капитализация IT-фирм была завышена. Сегодня эти технологии работают, обеспечив подъем «старой» экономике. Ожидание чуда закончилось и капитализация компаний «новой» экономики должна определяться традиционными методами – по объему продаж, величине прибыли, доходности акций. Можно считать, что мы находимся на пороге новой эры, название у которой еще нет.

К началу нового тысячелетия сократилась численность производственных рабочих, в том числе и в сельском хозяйстве. Пока еще растет число служащих. Однако информационные технологии позволят сократить число «белых воротничков». Начался процесс автоматизации сервиса и домашних работ: современные домашние устройства, наделенные интеллектуальными способностями, уже многое умеют делать самостоятельно. Мы приближаемся к тому моменту, когда многие изделия будут производиться дома, например, холодильник сможет сам выбрать хранящиеся в нем продукты, передать их в микроволновую печь и та по определенной программе приготовит их к нужному времени, швейная машинка сохранит в памяти мерки и по полученному через Internet фасону сошьет костюм. Уже существуют роботы, способные создавать (без участия человека) другие роботы, ориентированные на выполнение специфичных именно для конкретного дома работ. То есть работников станет еще меньше, а времени для творчества – больше.

К новой эре будут внедрены эффективные средства коммуникации, что позволит максимально реализовать потенциал информационных технологий. Зависимость от полезных ископаемых сократится, так как продукция будет получаться с меньшими затратами энергии и сырья. Но для того чтобы развиваться дальше, необходимы новые устройства, новые технологии. Иными словами, только человеческий интеллект способен будет обеспечить дальнейшее развитие государства. Именно интеллект и будет главным ресурсом. Интеллект не эквивалентен образованию, ставшему необходимым для жизни уже сегодня. Интеллект – это способность нетрадиционно мыслить, находить принципиально новые решения, создавать новые технологии, устройства, приборы.

Нереализованный потенциал

Россия имела прекрасные возможности с начала индустриальной эры. Огромная территория, практически все виды полезных ископаемых, достаточно большое население, различные климатические зоны. Эти и другие факторы позволяли надеяться на успешное развитие экономики страны. Конечно, начало перехода несколько задержалось, но после отмены крепостного права началось полноценное развитие экономики. Большая территория потребовала хороших дорог, и они стали строиться в ускоренном темпе. Одновременно стало развиваться образование. Но тут случилась революция, потом гражданская война, коллективизация, голод, репрессии, Великая Отечественная война. И к началу новой эры Россия подошла ослабленной. И основной проблемой стала низкая плотность населения. К началу XX века в России жило менее 150 млн. человек. По прогнозам 1900 года через 50 лет должно было быть – не менее 400 млн. Но к середине века в СССР проживало только 250 млн. Сегодня – опять менее 150 млн. (правда, на меньшей территории). При такой плотности населения нормальные коммуникации создать было очень дорого. Не обошлось без серьезнейших ошибок, допущенных руководством СССР, – огромные доходы от продажи полезных ископаемых пошли на вооружение, поддержку «прогрессивных» режимов и т. д., а не на развитие страны. Альтернативным примером может служить Германия после Второй мировой войны – потеряв значительную территорию и увеличив плотность населения, страна стала развиваться очень интенсивно, максимально используя новейшие технологии.

* * *

Сегодня необходимо направить основные средства на повышение образования населения, выискивать и поощрять самых интеллектуальных. Это уже поняли многие страны. США, Канада, Германия, Австралия и другие страны активно приглашают специалистов – сегодня потребность в знаниях и интеллекте как никогда высока. Везде. Почти везде. Россия пока только экспортирует свой интеллект. И будущее тоже.

Единая экономика – «старая» и «новая»

Глобализация. Информационные технологии. Internet. Качественное изменение производства. Новые формы производственных отношений. Новый образ жизни.

* * *

Эти и другие аналогичные понятия постоянно мелькают на страницах популярных и специальных изданий, обсуждаются на научных конференциях и в телевизионных передачах, являются предметом рассмотрения национальных правительств и международных организаций. И причина такого интереса понятна – именно эти явления определяют не только сегодняшнее состояние экономики, но и вектор ее развития. Поэтому рассмотрение основных тенденций развития и трансформации как производства, так и жизни человека совершенно необходимо.

Новый уровень развития экономики

Конец XIX и весь XX век характеризовались необычайно высоким темпом развития техники и информационных технологий. И яркий пример – изменение скорости передвижения. Со времен фараонов и до середины XIX века максимальная скорость передвижения не превышала 20 км/ч. А уже с середины XIX века она возросла в несколько раз. При этом существенно вырос комфорт путешествия: в тряской карете зимой было холодно, а летом жарко как для крестьян, так и для царственных особ, а в вагоне поезда можно удобно устроиться, разжечь печь, приготовить еду. Можно считать, что с развитием железных дорог качественно изменились поездки – не только в несколько раз сократилось время, но и комфорт возрос для всех без исключения. При этом стоимость путешествия снизилась в несколько раз. А дальше, самолеты, сверхзвук. Качественные изменения произошли и с системами связи – телеграф, радио и телефон позволили общаться с любой точкой земного шара. И в других отраслях техники и технологии произошли не менее существенные изменения. Достаточно отметить только появление новых конструкционных материалов и новые способы обработки традиционных материалов, фактическое становление промышленной химии, изменения в сельском хозяйстве и медицине и во многих других отраслях.

Общий итог бурного развития техники за этот период – существенное повышение производительности труда во всех отраслях экономики и значительное сокращение трудовых затрат на обеспечение жизненных потребностей человека: из заработанных средств относительно небольшая часть (для развитых стран – 20–50 % от средней заработной платы) должна тратиться на удовлетворение жизненно необходимых функций. Такая ситуация привела к двум следствиям: общеэкономическому и личностному. С одной стороны, значительные трудовые ресурсы были отвлечены с производства на научные и проектные работы. С другой стороны, у отдельного человека появилось достаточно много свободного времени, а также значительные денежные средства, которые могут быть потрачены на необязательные платежи.

Перераспределение трудовых и финансовых затрат с увеличением расходов на научные исследования[2] ускорило темп развития[3], которое привело к тому, что затраты на производство продолжили снижаться еще более высокими темпами, а стоимость выпуска практически всех товаров снизилась. Сократились затраты на эксплуатацию (например, расход топлива автомобилями), материалоемкость изделий, энергоемкость производства.

Существенное увеличились личные доходы многих людей в разных странах. В обзоре, представленном Merrill Lynch & Gemini Consulting, указывается, что к концу 1999 года число миллионеров достигло семи миллионов. Размер активов, контролируемых ими, увеличился за год на 18 % до 25,5 трлн. долларов. Прогнозируется, что к 2004 году общее состояние миллионеров мира составит приблизительно 45 трлн. долларов. Наибольший прирост миллионеров отмечен в Азии – 23 %. Снизился и их средний возраст – до 30–35 лет.

В результате сформировались условия, необходимые для качественных изменений как в экономике, так и в образе жизни множества людей. Эти условия можно представить в виде трех составляющих[4]:

• людские резервы (для генерации идей);

• технические средства (для реализации идей);

• денежные средства (для внедрения идей).

Людские резервы позволяют сосредоточить усилия на продвижении новых идей, а накопленные знания и созданные на их основе технические средства – воспроизвести выдвинутые идеи. Имеющиеся свободные средства могут быть привлечены для реализации идей. Увеличение темпов изменения в технике и технологии привело к тому, что после второй мировой войны развитие экономики стало просто стремительным. При этом в течение второй половины XX века не было мировых войн, что позволило сосредоточиться на развитии экономики в целом[5]. К концу века наметились некоторые ограничения скорости этого развития, которые можно объяснить следующими причинами:

• уровень технологии поднялся столь высоко, что дальнейшее продвижение здесь потребовало значительных капиталовложений, то есть капиталоемкость современного производства существенно возросла;

• затраты на управление производством и реализацию продукции стали соизмеримы и даже превзошли затраты собственно на производство[6].

Одновременно возросла конкуренция практически по всем видам продукции.

Таким образом, для того чтобы фирме сохранить свою нишу на рынке, необходимо вкладывать значительные средства в разработку новых видов продукции и/или в улучшение уже выпускаемых[7]. Одновременно необходимо сокращать расходы на производство. Попытка решить обе задачи привела к увеличению размеров производственных корпораций, которые вышли за рамки национальных границ, превратившись в межнациональные образования. Деятельность таких компаний не могла быть организована с помощью старых привычных методов управления. Только современные методы управления, основанные на информационных технологиях, способны решать новые задачи.

Базисом для всех этих изменений послужило «цифровое» пространство (аура), окружающее человека[8].

Развитие и расширение межнациональных корпораций, использующих в своей деятельности современные способы управления, увеличивающееся влияние корпораций на деятельность национальных правительств, привлечение инвестиций из различных стран и т. д., принято называть глобализацией. И это одна грань трансформации мира. Другая грань изменений связана с существенным улучшением жизни большинства людей во всем мире, и у населения скопилось достаточно много свободных средств. Иными словами, отложенный спрос привел к тому, что стало возможным производить больше товаров и услуг, чем может быть востребовано (при наличии средства для увеличенного потребления).

«Новая экономика» характеризуется другими отношениями между компаниями, иными структурами самих компаний и стандартами управления ими. Переход к новой экономике начался еще в 90-х годах. Можно указать следующие изменения, послужившие основой для этого перехода:

• наличие избыточных средств (отложенный спрос);

• мобильность капитала (в том числе и частного, связанного с применением банковских карточек);

• либерализация и открытость рынков;

• унификация стандартов;

• сокращение сроков внедрения новых изделий и технологий, связанное со значительными затратами на научные и проектные работы.

Как считает Михаил Ханов, вице-президент инвестиционной группы «Русские фонды», нынешний скачкообразный рост производства в первую очередь обеспечен тем, что людям открылась новая возможность, новая среда, которую они еще недавно даже не могли представить. Поэтому в данном случае (и это главное) имеет место революционное изменение в сознании, которое и повлекло за собой такой неограниченный кредит доверия к перспективам новой среды[9]. Этот рост, конечно же, немного замедлится, но сама тенденция сохранится. Сохранится хотя бы потому, что никто еще не доказал обратного – что цифровая среда и Сеть, как ее сердцевина, бесперспективна, убыточна или неактуальна. Наоборот, все больше и больше своего рода «подпорок» из информационных технологий получает для себя «реальный бизнес».

Информационные технологии и реальное производство

Фирма, как институт, возникла для выполнения роли финансового посредника между инвесторами и инвестиционными проектами. Размер фирмы, в основном, определяется соотношением двух категорий издержек: транзакционных издержек, возникающих при использовании ценового (рыночного) механизма распределения ресурсов, и издержек предпринимательского управления, подразумевающего «центральное» планирование и распределение ресурсов (фирмы оказываются элементом планового хозяйства в мире рыночных отношений). Можно считать, что фирма оперирует с двумя типами ресурсов.

• Специфичные (трансформационные) ресурсы создаются и используются в рамках фирмы. Они непосредственно связаны с производством продукта (услуги) фирмы. Вокруг специфичных ресурсов сосредотачиваются транзакции.

• Неспецифичные (транзакционные) ресурсы выполняют вспомогательную роль.

В настоящее время в категорию неспецифичных попадает все более широкий круг ресурсов: земля, здания, компьютеры, сети коммуникаций, даже сотрудники. Предприниматель (инвестор) получает возможность концентрироваться исключительно на специфичных ресурсах, отвечающих его предпочтениям. Все остальное покупается или арендуется, то есть, становится возможным приобретать их на прозрачном рынке. Для многих видов бизнеса специфичные ресурсы есть и будут вполне материальными, например, домны. Однако уже производство автомобилей может оказаться лишенным специфичных материальных ресурсов: цех может быть арендован, детали получены у субконтракторов, сборка передается подрядчику, а продажи – дилерской сети. Специфичным ресурсом автомобильной фирмы остается только дизайн модели, патенты и т. д. Сегодня затраты на неспецифичные ресурсы получают денежную оценку. Остающиеся внутри фирмы затраты, включая административные, можно относить на разработку или выпуск конкретного продукта или услуги, используя развитые технологии учета. В юридическом, аудиторском, консалтинговом бизнесах такой учет уже реализуется: копировальный аппарат делает копии, только если введен код проекта. Офисная АТС по номеру определит клиента и отнесет телекоммуникационные расходы на его счет. И так далее. К концу XX века рост производительности труда стал во многом сдерживаться традиционной структурой фирмы. В частности, увеличение доли транзакционных издержек не позволяет дальше снижать себестоимость производства. Теперь для успешной деятельности фирмы первоочередной задачей стало сокращение транзакционных расходов. Это объясняется тем, что трансформационные затраты стали предельно[10] низкими.

Можно выделить две основные тенденции развития транзакционного сектора:

• неявные транзакционные издержки становятся явными, выражаемыми в ценах на рынках товаров и услуг: поиска капитала и товара, юридические, информационные, консультационные, компьютерные услуги и другие;

• часть трансформационных издержек, неизбежных в прошлом для фирмы, переходит в категорию транзакционных. Так, раньше производственная фирма была вынуждена нести издержки по строительству собственных помещений. Сейчас производственные помещения любого масштаба могут быть приобретены или арендованы у специализированных фирм.

Транзакционные издержки одних секторов становятся трансформационными издержками для других, превращая транзакционный сектор в растущий и даже лидирующий сектор экономики. При росте эффективности рынка неспецифичных ресурсов с баланса фирмы исчезают лишние активы. Остаются только специфичные ресурсы, необходимые для основной деятельности. Все неспецифичные ресурсы превращаются в денежные потоки поставщикам услуг, комплектующих, арендодателям и т. п. Прогноз денежного потока, составленный на основе прогнозов продаж и динамики рыночных цен на неспецифичные ресурсы, составляет базу для анализа экономики фирмы. Перевод части производства в разряд транзакций принял столь значительные масштабы, что многие фирмы стали отказываться от, казалось бы, основного производства. Так, в середине 90-х годов из состава General Motors была выделена в самостоятельную организацию фирма Delphi, до того производившая комплектующие для GM. Такое разделение позволило производителю конечной продукции (автомобилей) использовать в этой продукции оптимальные (по критериям цена-качество) комплектующие, не ограничиваясь продукцией собственного подразделения.

Для обеспечения работы со множеством поставщиков неспецифичных ресурсов также необходимо в реальном времени получать и обрабатывать значительный объем информации. Существенным нововведением современного менеджмента является появление информационного сектора общественного хозяйства, помогающего организовать транзакционный сектор так же, как транзакционный организовывает производственный. Internet обеспечил практически мгновенный поиск нужных для производства товаров и услуг с необходимыми свойствами по самой низкой цене. При этом совершенно не важно, где производится этот товар: в подразделении данной фирмы или в любой другой. Доля информационных затрат, в основном, на поиск и обработку информации, обмен данными с партнерами, мониторинг рынка и так далее (в консалтинговый компании McKinsey & Company эти затраты называют расходами на взаимодействие), составляет существенную часть издержек компании. Эта доля постоянно растет и (в соответствии с исследованиями, проведенными McKinsey & Company) оценена (для развитых странах) не менее чем в 30–40 % (у финансовых фирм она доходит до 60 %). Естественно, что вопросы снижения именно информационных затрат становятся приоритетными для менеджеров практически всех компаний. Развитие информационных технологий сбора, обработки и представления информации привело к тому, что предприниматель может обрабатывать значительно большие массивы информации, более точно прогнозировать спрос и предложение и т. п., что позволяет увеличивать размеры устойчивой эффективно работающей фирмы.

Информационные технологии делают возможным реализацию новых схем организации фирмы. Технические и программные IT-средства позволили улучшить коммуникации, точно учитывать каждую потребность (потенциального) клиента, что значительно ускорило работу рынка. При этом транзакционные издержки снижаются, кумулятивный спрос растет. Попутно снижаются остатки на складах; уменьшается (в силу большей координированности хозяйства) капитал, омертвленный в излишках товара на складах, избыточных производственных мощностях, запасах сырья. Уменьшается и необходимость в поддержании капитала, который нужен «на непредвиденные случаи»: их попросту становится меньше в силу владения информацией.

Значительные изменения в организации получения товаров и услуг наиболее наглядно проявляются в создании новых виртуальных торговых площадок. Каталоги, выставленные в Сети, сводят большое количество покупателей и продавцов в реальном времени. Аукционы позволяют ликвидировать излишки продукции у продавцов, на них взаимодействует много покупателей и несколько продавцов. Электронные биржи создаются для торговли стандартизированным товаром в одной отрасли. Такие площадки организуются крупными компаниями автомобильной, нефтехимической, энергетической и других отраслей. Так, Ford и GM, оставаясь конкурентами в традиционной экономике, в «новой» действуют сообща, организуя совместную торговлю со своими поставщиками. В настоящее время разрабатывается проект под названием Covisint, который должен позволить заказывать и покупать в Сети комплектующие различным автомобильным фирмам. Ожидается, что оборот такого портала составит 500 млрд. долларов в год.

В нынешней торговле развито искусство получать с покупателя максимум того, что он готов заплатить, потому что поиск самой низкой цены на каждую позицию – дело весьма утомительное. В сети это все не работает: автоматическая «искалка»[11] найдет магазин, где сегодня минимальная цена на каждый вид товара. Сегодня в Internet-магазине можно купить тот же набор продуктов, что и в обычном супермаркете, что не дает качественных улучшений для покупателя. В будущем, приходя на рынок (в Сеть), потребитель сможет приобретать товары, обработанные в соответствии с его персональным вкусом. Эта схема уже начинает применяться практически во всех группах товаров и услуг: от новостей до автомобилей[12]. Такой рынок не только естественен и удобен для покупателя, но и позволяет производителю экономить значительные средства. Во-первых, за счет упрощения взаимодействия компаний с партнерами, сокращения времени на обработку поступающих заказов и выведения новых товаров на рынок. Во-вторых, участники такого рынка, получая в режиме реального времени доступ к информации о спросе и состоянии рынка, застрахованы от маркетинговых просчетов, да и опасность перепроизводства им почти не грозит. Получаемая за счет этого экономия, по оценкам Morgan Stanley Dean Witter Internet Research, составляет для компаний разных секторов от 15 до 50 %.

Таким образом, именно информационные технологии позволили качественно увеличить производительность труда, значительно сокращая транзакционные расходы. В итоге организовать людей на удовлетворение какой-либо общественной потребности (в том числе и найти начальные инвестиции) стало во много раз дешевле и быстрее, чем буквально несколько лет назад. Циклы внедрения новых продуктов и технологий (например, цифровой фотографии) сократились во много раз. Даже очень крупные корпорации сегодня умеют за очень короткий срок организовать выпуск новых товаров и услуг (достаточно вспомнить разворот Microsoft в сторону Internet или Kodak в сторону цифровой обработки изображений).

Всепроникающий Internet

Влияние Internet на повседневную жизнь столь велико, что трудно найти ту область человеческой деятельности, в которой не использовалась бы Сеть.

В Сети открыты виртуальные банки и виртуальные магазины, позволяющие всем и каждому пользователю Internet управлять своим счетом в банке и совершать покупки в магазине, не выходя из дома. Банковские и торговые услуги, предоставляемые по Сети, стоят дешевле, чем оказываемые непосредственно в банке или магазине, ибо требуют меньших затрат на помещения, персонал, охрану и так далее. Виртуальный магазин «наполнен» товарами значительно больше, чем любой стандартный магазин, так как он может иметь множество складов, расположенных в различных местах. Кроме того, качественно меняется сам процесс поиска товара. Очевидно, что при равном качестве товаров вы всегда хотели бы приобрести этот товар там, где он дешевле. Найдя где-то, например, нужную книгу по приемлемой цене и приехав в этот магазин, вы купите здесь же и другие книги (может быть с не самой лучшей ценой) – не ехать же в другой магазин, если там другая книга несколько дешевле. Но в Сети можно сразу же найти все интересующие вас книги во всех магазинах, отобрать самые низкие цены во всех магазинах и заказать себе книги именно из этих магазинов. И все это, не вставая из-за стола.

В настоящее время решается вопрос о беспошлинной продаже товаров в Internet.

Количество Internet-бирж, торгующих всеми видами товаров, исчисляется уже тысячами. Так что можно продать и купить что-либо на противоположной стороне Земли, не выходя из дома. Даже такой «деликатный» товар как бриллианты, еще недавно требующий обязательного присутствия покупателя непосредственно на месте покупки (каждый камень уникален и простого описания, как правило, не достаточно), сегодня можно купить (и, естественно, продать), пользуясь только Сетью. Для этого компания Diamonds и несколько ведущих израильских алмазных экспортеров создали новую систему, позволяющую исследовать бриллиант с помощью трехмерной компьютерной графики так, «как будто держишь его в руках», – заявил Югал Носман, председатель Diamonds и президент Ассоциации алмазных изготовителей Израиля. Система состоит из устройства, называемого Gemscope, которое осуществляет работу микроскопа с цифровой камерой. Она предоставляет трехмерное изображение бриллиантов на экране компьютера. В этой программе есть специальный прибор, напоминающий пинцет, а также возможность десятикратного увеличения. Программа позволит покупателю рассматривать камни под различными углами, как будто он делает это за рабочим столом. Таким образом, все больше товаров можно приобрести в Сети. Более того, поиск необходимых товаров в Internet значительно быстрее и эффективней, чем на традиционных биржах.

Также стремительно растет и число виртуальных площадок, торгующих акциями (фондовые биржи). Тем самым можно в кратчайшее время купить и продать акции. При этом можно «играть» не только на разности курсов, но и на разности во времени, максимально используя временной лаг работы бирж. Особо необходимо отметить принципиально новую возможность, предоставленную Internet, – теперь на бирже могут «играть» все. Наличие свободных денежных средств у значительной части населения позволило выйти на ранее закрытый фондовый рынок. Это привело к двум последствиям: во-первых, значительные деньги устремились на фондовый рынок, а во-вторых, появилось значительное число непрофессиональных «игроков», во многом определивших настроение (и поведение) рынка. Естественно, IT-бизнес сразу же ответил на это различными программными средствами, позволяющими проводить анализ фондового рынка и непрофессионалам.

Все большее распространение получают виртуальные офисы, организованные дома у работников и подключенные к Internet, что обеспечивает их полноценное участие в работе фирмы. Виртуальный офис может размещаться в любой точке Земли, имеющей выход в Сеть. Как следствие, в США наблюдается развитие малых городов, расположенных в экологически чистых местах. В эти городки переезжают инженеры и служащие крупных компаний, организующие рабочие места в своих домах. Такая организация работы приводит к изменению психологии сотрудников, и многим трудно работать одному без постоянного контакта с коллегами, начальством и подчиненными. В некоторых фирмах, полностью отказавшихся от офисов и организовавших виртуальные офисы в домах сотрудников, по требованию работников были организованы помещения, в которых сотрудники могли бы собраться, попить кофе и обсудить производственные и иные проблемы.

Появляются все более неожиданные варианты использования Сети. Так, экс-президент США Б. Клинтон в середине 2000 года отправил в Конгресс США предложение о скидках с налогов до 10 доларов для тех, кто будет платить налоги электронным способом. Такой шаг обеспечил более интенсивное развитие систем электронных платежей. Вице-президент США А. Гор в конце 2000 года предложил сократить расходную часть государственного бюджета путем перевода правительственных служб в режим работы в on-line.

Группа владельцев казино и экспертов в области азартных игр обратилась к властям Лас-Вегаса с просьбой разрешить им назвать именем города он-лайновое казино VegasOne.com, зарегистрированное в Австралии и предназначенное для игроков не из Америки. Ожидается, что сайт будет зарабатывать в год 360 млн. долларов.

Итак, теперь можно работать, не выходя из дома. Получать заработную плату в безналичной форме на свой счет в банке. Платить налоги в режиме on-line. Выбирать товары в магазинах и заказывать их доставку на дом. Играть на бирже и в казино. То есть практически полностью организовать жизнь через Internet.

Сеть дает возможность также на качественно новом уровне организовать и досуг людей, а это затрагивает абсолютное большинство граждан развитых стран. Сеть позволяет организовать досуг как индивидуальный, так и коллективный. При этом все могут принимать активное участие в совместном времяпрепровождении – Internet предоставляет возможность интерактивного досуга для множества абонентов[13].

Уже сегодня в Сети имеется огромное количество литературы на разные темы. Таким образом, можно прочитать новую книгу задолго до выхода в свет ее бумажного варианта. Internet дает возможность формировать необходимое именно вам содержание, формируя индивидуальную книгу. Здесь же можно найти также множество картинок (всевозможного содержания), которые скрасят досуг. Все больше появляется и видеосюжетов, смотреть которые не менее интересно, чем статические картинки. Однако все это только проведение досуга одним человеком. Но Сеть позволяет также организовывать совместные игры, участники которых могут находиться в разных частях земли, проводить конференции (текстовые, звуковые, видео), можно совместно просматривать фильмы, обсуждая их содержание и даже изменяя сюжет. Такое общение позволяет ощущать себя членом одного коллектива, группы, команды.

Капитализация IT-компаний

К концу XX века большая часть населения развитых стран не только услышала о компьютерах, но и получила их дома. С приходом Internet качественно изменились и способы получения информации – весь комплекс развлечений – музыка, кино, театр, литература, игры, общение, оперативные новости стали доступны дома миллионам людей и в режиме реального времени. При этом человек может еще и управлять своими финансами, делать покупки и заказы. И, конечно, работать. Компьютер с Сетью предоставили уникальные возможности – в реальном времени можно общаться как с людьми, так и с базами данных и знаний. Появление симбиоза «Internet – компьютер» позволило качественно изменить решение многих вопросов в производстве и в повседневной жизни, то есть влияние оказано на весь образ жизни человека. Практически каждый человек, живущий в развитых странах, это почувствовал лично на себе. Более того, надежды на дальнейшее развитие общества и свое лично люди связывали именно с передовыми технологиями, это относится как к трудовой деятельности, так и к домашним делам, в том числе и к развлечениям. Принципиально важно, что со временем влияние Internet может только возрастать и, в первую очередь, в сфере развлечений. А доля затрат на «зрелища», как мы видим, должна возрасти.

Прямо или косвенно это понимает абсолютное большинство населения. Естественно, ожидание дальнейшего развития цифровых технологий и завоевания ими все более широких сфер человеческой деятельности приводит к желанию принять участие в ожидаемых прибылях компаний, занятых развитием этой сферы. Действительно, дальнейшее развитие, например, автомобильной промышленности имеет свой предел (все дальнейшие рассуждения относятся к развитым странам). В настоящее время насыщенность автомобилями достигла такого уровня, что дальнейший рост их практически прекратился: все, кто хотел, автомобили уже приобрели. Выпускаемые машины фактически замещают выбывающие. Совершенно аналогичная ситуация практически во всех остальных отраслях хозяйства. Естественно и ожиданий увеличения прибыли здесь нет. Потому нет и стремительного роста стоимости акций. И только компании, занятые IT-бизнесом, имеют высокий потенциал дальнейшего развития, что дает надежду на получение здесь более высокой прибыли. Естественно, что многие «свободные» денежные средства были направлены на приобретение акций hi-tech компаний. Рост курсовой стоимости этих компаний был предопределен. A Internet позволил более широко и активно вовлечь частного инвестора в процесс инвестирования – множество инвесторов сами выбирают наиболее перспективные (на их взгляд) компании, ожидая от наиболее «модных» направлений бизнеса сверхвысоких прибылей.

Следствием таких ожиданий стал еще более стремительный рост цен на акции IT-компаний. Самый яркий пример – фирма Microsoft, капитализация которой в начале 2000 года превзошла 600 млрд. долларов. И это при годовом объеме продаж в 16 млрд. долларов. Одним из принципиальных показателей, используемых для оценки акций, – отношение цены акций компании к ее обороту, порождающему доход «Price to Sale (P/S)». При этом считается, что реальная прибыль, полученная компанией, составляет 10–20 % от объема продаж. Эта прибыль может направляться на выплату дивидендов акционерам или же она может быть вложена в развитие производства, что поднимает стоимость акций. В «традиционной» экономике P/S примерно равна от 0,5 до 2,0, т. е. близка к годовой сумме продаж. Для фирм, работающих с информацией (телевидение, СМИ и т. д.), капитализация превосходит годовой объем продаж примерно в 5 раз (P/S = 5). А компании «новой» экономики демонстрируют еще большее превосходство величины капитализации над годовыми объемами продаж. При этом прибыль, оставаясь в пределах тех же 10–20 % от объемов продаж, существенно уменьшается относительно стоимости акций. Ярким (но одним из многих) представителем таких компаний является Microsoft. К концу 1999 года ее показатель P/S составил 37,5. Естественно, что при этом доход на акцию Microsoft составлял $0,38 (при рыночной стоимости акции[14] более 100 долларов). В течение 1999 и в начале 2000 года стоимость акций IT-компаний непрерывно росла, а прибыль не увеличивалась. Потенциальный доход акционеров рос, но реально прибыли они не получали. Рано или поздно прибыль (убытки) должна быть зафиксирована, и выиграют те, кто реализует свои акции до снижения их котировок. А убытки понесет значительная часть акционеров, ибо:

• акционеры вкладывали деньги, которые практически не приносили дохода;

• увеличение капитализации компаний не было связано с ростом производственных мощностей, которые могли бы порождать прибыль, – имел место быть чисто спекулятивный рост стоимости акций.

Такие специфичные показатели порождают одновременно два противоречивых чувства. Во-первых, опасения, что рынок «рухнет», осознав необоснованное завышение стоимости компаний, что приведет к потере собственных денег. Во-вторых, желание получить реальную прибыль, вовремя купив растущие в цене акции и вовремя (до начала падения цены) их продав. Желание заработать чаще доминирует, и средства вкладываются в растущие в цене акции. Как следствие, капитализация компаний возрастает. Одновременно растет и вероятность того, что «обвал» будет более масштабный.

Одной из особенностей акционерного капитала IT-компаний является то, что значительной частью акций компании владеют «хозяева – основатели – ведущие менеджеры» (все в одном лице) этих компаний. Так, Б. Гейтсу принадлежит 740 964 300 акций Microsoft, что составляет почти пятую часть акций компании. Также значительным процентом акций владеют и другие ведущие менеджеры[15], такие как Ст. Балмер – нынешний глава компании. И только относительно небольшая часть акций находится в руках «внешних» (относительно компании) акционеров. Именно эти акции и обращаются на фондовом рынке. Совершенно иная ситуация с акциями компаний «традиционной» экономики – основная часть акций находится у частных акционеров, банков и других компаний. И практически все они находятся (или могут находиться) на фондовом рынке. Так, в GM акционеров несколько миллионов, в том числе тысячи юридических лиц. Естественно, максимальный пакет акций, который держит один акционер, составляет единицы процентов. Трудно представить себе, что все эти акционеры могут сразу попытаться продать свои акции. Кроме того, существенную часть дохода по акциям «традиционных» компаний акционеры получают в виде дивидендов, и потому им нет необходимости получать максимальный доход за счет роста курсовой стоимости акций. Иными словами, эти акционеры не стремятся успеть зафиксировать прибыль при малейшей тенденции к снижению стоимости акций. Поэтому индекс DJIA значительно устойчивей, нежели индекс NASDAQ.

К 13 марта 2000 года значение индекса NASDAQ достигло своего предельно высокого значения – 5132. С середины марта началось снижение цены на акции высокотехнологичных компаний. А после решения американского суда (13 апреля 2000 года – ровно через месяц после достижения максимума) о признании Microsoft монополистом начался настоящий обвал. Индекс NASDAQ упал к 14 апреля 2000 года почти на 45 % по сравнению с серединой марта 2000 года. Такое возможно только в условиях паники на бирже. И этот обвал происходил на фоне, в общем, благоприятных показателей американской экономики. Однако уже в понедельник (17 апреля) падение остановилось, и начался подъем показателя индекса, который продолжился до конца месяца и в начале мая. К 5 мая 2000 года значение NASDAQ превысило 3 800. Дальнейшие колебания значения индекса характеризуют только неустойчивость рынка и неуверенность инвесторов в ходе дальнейших изменений на рынке hi-tech компаний.

Прошедший кризис разделил IT-бизнес на две части, которые можно назвать «виртуальной» и «реальный» соответственно. При этом те, кто создавал on-line магазины и биржи, новостные и справочные сайты и не получал реальной прибыли, стали беднее в несколько раз или вовсе обанкротились. Относительно слабо подешевели лишь явные лидеры этого бизнеса, будущее которых – даже при резком сжатии рынка – не вызывает сомнений у их инвесторов. Вторую часть составили компании – производители компьютерного и сетевого оборудования, а также программного обеспечения[16]. Иными словами, компании разделились на тех, кто действительно строит и разрабатывает Internet, и на тех, кто пытается получить прибыль на ожиданиях и предположениях.

Очевидно, что газетная шумиха вокруг «новой экономики» сыграла в росте капитализации IT-компаний не последнюю роль, подогревая интерес ко всему, что связано с Internet и компьютерами. Следует учесть, что 90-е годы оказались для Запада необычайно успешными и спокойными – не было ни войн, ни крупных конфликтов, сведено на нет противостояние с СССР, низкие цены на энергоносители, успешное развитие экономики, реальное повышение качества жизни. Естественно, при этом генерируется слишком мало тем для СМИ. А конкуренция на рынке средств массовой информации за последнее время существенно возросла: к огромному (и все более увеличивающемуся) количеству телевизионных каналов постоянно добавляются различные газеты и журналы. Для выживания в такой среде необходимы новые, важные и понятные для всех темы.

Этой темой оказался Internet. Естественно интерес к IT-компаниям у огромного большинства населения искусственно подогревался. Одновременно следует учитывать накопление значительных свободных средств у достаточно большой части населения. И эти средства «требовали» необходимости их эффективного использования. А широкий доступ к Internet позволил выйти на фондовый рынок частным инвесторам. В результате относительно небольшой объем акций IT-компаний стал объектом покупки сразу значительного числа инвесторов. И эти инвесторы – не профессионалы, легко поддающиеся влиянию средств массовой информации.

Трансформация IT-бизнеса

Итак, в «нелогичном» (с точки зрения классической – доинформационной эры) росте стоимости акций компьютерных фирм можно выделить две составляющие:

• впервые в истории современной экономики появилось средство, оказывающее непосредственное влияние на производство и повседневную жизнь абсолютного большинства людей[17];

• ожидание дальнейшего развития информационных технологий. Эти ожидания вполне оправдывались до настоящего времени и нет оснований предполагать иное.

Однако доходность IT-компаний слишком мала (относительно их капитализации), что может привести к существенному падению стоимости акций. Естественно встает вопрос о необходимости предотвратить такое развитие событий. Эти вопросы ставят не только инвесторы, но и сами компании. Ответом на него может служить изменение в направлении деятельности многих крупных информационных фирм. Основной способ такого изменения – приобретение (слияние) других компаний. Количество слияний и приобретений в 1999 году выросло на 47 % по сравнению с предыдущим годом, а сумма контрактов составила рекордную величину – 798 млрд. долларов.

Самый известный пример в данной области – покупка крупнейшим в мире Internet-провайдером America Online (AOL) медиа-гиганта Time Warner. В результате сделки в рамках одного конгломерата под названием AOL-Time Warner объединятся также CNN, Netscape, Warner Brothers, CompuServe, журналы Time и People. Тем самым появился супергигант в области телекоммуникаций, развлечений и СМИ. Предполагаемый ежегодный доход нового образования составит более 30 млрд. долларов. Благодаря этому слиянию AOL-Time Warner получит преимущества перед остальными Internet– и медиа-компаниями. Ибо придет буквально в каждый американский дом: AOL насчитывает примерно 22 млн. подписчиков Internet-услуг, к ним добавятся почти 13 млн. абонентов кабельного телевидения, принадлежащего Time Warner. Теперь невозможно представить себе американскую семью, которая не будет потреблять продукцию объединения: новости, музыка, кино, телевидение, а также Internet.

Следует учесть, что эти две компании имеют существенно различные финансовые показатели. Капитализация и оборот America Online составляют 164 млрд. долларов и 5 млрд. долларов, а для Time Warner эти показатели 75 млрд. долларов и 25 млрд. долларов, соответственно. Итак, здесь также имеет место быть «необоснованное» завышение стоимости акций. Показатели «Price to Sale (Р/S)» обеих фирм, работающих на одних рынках, должно отличаться незначительно. А здесь – в 11 раз. При этом обе компании поставляют информацию, то есть они работают на одном рынке.

Через месяц после объявления о планируемом слиянии America Online и Time Warner курс акций AOL упал почти на 30 %[18]. Можно считать, что происходит коррекция стоимости акций от завышенной, характерной для IT-компаний, к более реальной. Участники планируют незамедлительно начать разработку программы взаимной раскрутки. Уже объявлено, что материалы Time Warner будут публиковаться на каналах AOL. В свою очередь, услугами AOL обеспечена реклама через кабельную сеть Time Warner. AOL получает доступ к более скоростным цифровым каналам передачи информации, находящимся в распоряжении Time Warner. Кроме того, анонсирована программа объединения усилий обеих компаний по переносу в Internet аудио– и видеопродукции Time Warner, то есть фактически по разработке способов превращения подключенного к Сети компьютера в некое подобие интеллектуального телевизора. America Online планирует дебютировать на рынке интерактивного телевидения и представить свою собственную службу AOL TV. Предполагается, что от 30 до 50 % пользователей AOL воспользуются новой услугой.

В начале февраля 2000 года произошло еще более крупное слияние: заключена сделка по приобретению немецкого промышленного и телекоммуникационного конгломерата Mannesmann английским оператором мобильной связи Vodafone AirTouch. Mannesmann – компания со 110-летней историей, некогда знаменитый сталелитейный гигант, в начале 1990-х годов начавший развивать телекоммуникационный бизнес. Компания Vodafone, образованная в 1982 году как структурное подразделение английской электронной группы Racal, отпочковалась от нее менее 10 лет назад – в 1991 году. А свое нынешнее название приобрела только в конце 1999 года.

Таким образом, речь идет только о первых шагах объединений, в которых относительно молодые hi-tech компании будут приобретать фирмы «старой» экономики. Этот процесс отражает две тенденции:

• во-первых, проникновение цифровых технологий и Internet в различные традиционные сферы бизнеса;

• во-вторых, веру инвесторов в то, что именно передовые технологии позволят увеличить производство в устоявшейся отрасли и, как следствие, получить дополнительную прибыль.

IT-компании и консалтинговый бизнес

К рубежу веков стало очевидным, что дальнейшее развитие и расширение различных форм досуга; совершенствование производства и повышение производительности труда; повышение уровня и изменение образа жизни связаны с развитием информационных технологий и IT-бизнеса. При этом сами информационные технологии продолжают стремительно развиваться, вкладывая огромные средства в научные и проектные работы[19]. В результате постоянно создаются новые аппаратные и программные продукты, которые могут быть использованы как в производстве и дома, так и в других сферах человеческой деятельности, например, в автомобилях. Иными словами, дальнейшие перспективы развития в настоящее время связываются с развитием IT-бизнеса.

Однако новые информационные продукты, методы, сервисы появляются так быстро, что компании «старой» экономики не знают и не могут реализовать все предоставляемые возможности[20]. Более того, те, кто занят разработкой программ и аппаратуры для информационных технологий, также не могут оптимизировать применение новых средств в «старой» экономике. Здесь должны действовать профессионалы именно в данной области. И такие специалисты есть – это сотрудники консалтинговых компаний.

Сегодня наблюдается новая тенденция: IT-компании выходят на рынок консалтинговых услуг. В августе 99-го практически одновременно совершили свои покупки Cisco Systems и Lucent Technologies. Первая в обмен на 19,9 % акций KPMG Consulting инвестировала в эту компанию свыше 1 млрд. долларов. Вторая выложила 3,7 млрд. долларов за американскую International Network Services Inc. (INS). Эта компания специализируется на обслуживании сетей передачи цифровых данных и на оказании консалтинговых услуг в этой области. В мае 2000 года французский системный интегратор Cap Gemini приобрел консалтинговое отделение Ernst & Young – Ernst & Young Consulting. Но еще раньше собственное консалтинговое подразделение – IBM Global Service – создала у себя IBM. Оборот консалтинговых услуг IBM превышает 9 млрд. долларов в год. Консалтинговое отделение IBM – крупнейшее в мире: оно больше, чем у любой из компаний «большой пятерки». Также давно имеется собственное консалтинговое отделение и Sun Microsystems. А после поглощения компании Digital Equipment Coip. (DEC) Compaq, среди многих других подразделений, получила и огромную консалтинговую сеть, действующую во всем мире.

Компания Hewlett-Packard (HP) – второй после IBM по оборотам производитель IT-техники, программ и услуг, ведет переговоры о приобретении консалтингового отделения аудиторской фирмы «большой пятерки» Pricewaterhouse Coopers (PwC). Предполагаемая сделка оценивается в 18 млрд. долларов. По словам представителей HP, эта сделка увеличит общий оборот компании на 15 %. На покупку этого подразделения также претендуют и другие компании, в том числе Microsoft.

Хотя переговоры между HP и PwC еще не закончены, уже строятся прогнозы о том, кто будет следующим в очереди на покупку консалтинговых фирм. Чаще всего называют Dell Computers, последнюю из крупных IT-компаний, еще не имеющую своего консультационного подразделения.

Основным мотивом приобретения консалтинговых компаний стал стремительный рост рынка услуг в этой области бизнеса. Обороты здесь растут на 70—130 % за квартал, и по данным Dataquest, этот рынок к 2002 году должен достичь отметки в 153 млрд. долларов.

Можно считать, что практически все крупнейшие IT-компании имеют (или планируют получить) консалтинговые подразделения, перед которыми стоит двуединая задача, – объяснить компаниям «старой» экономики как оптимизировать свой бизнес за счет применения новых и новейших информационных технологий, а также направить разработки «собственных» фирм на создание продуктов и услуг, максимально отвечающим интересам различных областей бизнеса.

Теперь становится понятным, почему именно IT-компании[21] готовы вкладывать средства в консалтинговый бизнес – именно они создают средства, используемые практически всеми другими фирмами, и именно эти средства обеспечивают в настоящее время значительное продвижение в экономике.

Заключение

Очевидно, что еще не менее 10–15 лет[22] именно информационные технологии будут оказывать наибольшее влияние на различные стороны жизни и бизнеса. И потому продукция IT-бизнеса будет востребована. По данным последнего исследования International Data Corp., в 2001 году затраты на информационные технологии превысят 1 трлн. долларов, из них 70 млрд. долларов составит доля азиатско-тихоокеанского региона (не считая Японию). Такой рост будет, прежде всего, вызван развитием электронного бизнеса. Инвестиции в информационные технологии и в Internet-коммерции превысят 500 млрд. долларов, а в беспроводной Internet-коммерции – 1 млрд. долларов.

Можно указать два основных канала потребления IT-продукции:

• IT-изделия, программы, услуги для конечного пользователя;

• IT-продукты, используемые как производственные средства.

Ясно, что первое направление будет продолжать развиваться в указанный период. И скорость развития будет выше, чем в «старой» экономике, т. к. до насыщения информационными средствами (в отличие от продуктов, произведенных традиционной экономикой) пока еще далеко.

Можно указать наиболее перспективные IT-направления, развитие которых будет проходить с максимальным ростом. Это мобильная связь, в том числе с доступом к глобальным и локальным информационным сетям, системы для отдыха и развлечений, системы, условно называемые «интеллектуальный дом» (автоматизация и управление домашними системами), а также конвергенция компьютеров и различных устройств и приборов. И за все это люди платят уже сегодня, а завтра, с увеличением как свободного времени, так и возможностей выделения больших средств на развлечения и повышение комфорта, будут платить еще больше.

В «старом» производстве информационные технологии позволяют уменьшить сроки и стоимость разработок[23], сократить транзакционные расходы[24], повысить общую производительность. Естественно, дополнительная прибыль достается фирмам, производящим товары. Но для того чтобы получить эту прибавку, необходимо использовать (приобрести) продукцию IT-бизнеса.

Однако не всем направлениям информационного бизнеса можно предрекать дальнейшее развитие. Internet-магазины конечно позволяют выбрать многие виды товаров и даже заказать и оплатить их. Но получать придется все же в реальном пространстве[25], а индивидуальная доставка существенно повышает стоимость товара. Более того, выбрать фрукты, рыбу, мясо и многое другое можно только внимательно посмотрев на товар, потрогав его руками и т. д. А в Сети – это сложно. Да и одежду трудно выбрать сидя дома. Потому и услугами Internet-магазинов пользуются не так много покупателей. И, несмотря на всеобщую эйфорию, это начинают понимать многие. В результате акции Internet-компаний должны были упасть. И это произошло.

Следует учесть, что идеи в IT-бизнесе очень быстро реализуются. Так, компания Image Twin сконструировала трехмерный сканер, позволяющий за 12 секунд измерить все параметры человека, необходимые для заказа одежды. Результаты измерения человек может получить на руки или же сканер сам отправляет эти данные на один из серверов Сети, тем самым сделав их общедоступными. В течение 2001 года компания планирует установить до 50 сканеров (выполненных в виде автоматических киосков) в крупных универмагах Нью-Йорка, в частности в Brooks Brother. Теперь можно заказывать одежду через Internet, не бояться получить неподходящую по размерам вещь. А фасон можно выбрать в Сети уже сегодня, внимательно, со всех сторон рассмотрев себя (свой образ, конечно) на экране монитора.

* * *

Таким образом, потребность в продукции IT-бизнеса есть, и эта потребность в обозримом будущем будет только увеличиваться. Но капитализация IT-компаний будет все больше определяться реальной прибылью, а не абстрактными ожиданиями будущих сверхвысоких доходов. А реальная прибыль достаточно не велика и мало чем отличается от успешных фирм «старой» экономики. Да и то только у реальных производителей аппаратуры и программного обеспечения. А собственно Internet-компании и вовсе бесприбыльны. И этот факт сегодня осознан практически всеми. Естественно должна произойти коррекция реальной стоимости акций компаний «новой» экономики. Нужен был только повод. И проблема с выбором Президента США стала таковым. Можно считать, что наступает период, когда «новая» экономика начинает восприниматься как «старая», уступая место «самой новой».