История 3
Клеймо на бизнесе. Пробирный надзор
Золото не может быть чистым, люди не могут быть совершенными.
Россия обладает богатейшими запасами различных драгоценных металлов и драгоценных камней. По уровню их добычи Россия занимает одно из ведущих мест в мире. Это вкупе с развитыми историческими традициями ювелирных промыслов способно сделать нашу страну одним из флагманов-производителей на мировом ювелирном рынке.
В период, когда национальные рынки уже не являются автономными, а экономическая интеграция России с иными странами (прежде всего, в рамках Таможенного союза) активно развивается, особенности национального регулирования ювелирной отрасли очень сильно влияют на конкурентоспособность отечественных производителей ювелирной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
К сожалению, несмотря на наличие всех предпосылок для развития внутреннего производства и экспорта за рубеж ювелирных изделий, Россия является импортером украшений: количество ввозимых ювелирных изделий превышает количество вывозимых украшений. Так, в 2007–2011 годах импорт превышал экспорт в среднем в 7 раз. При этом в первом полугодии 2011 года импорт ювелирных изделий вырос на 30% (по сравнению с 2010 годом) и достиг отметки 1,18 миллиона штук. Изменения данной тенденции в ближайшие пять лет не ожидается[18]. Более того, эксперты отмечают факты перевода отечественными производителями ювелирных украшений своего производства за границу.
Перечисленные выше симптомы нездоровья отечественного ювелирного рынка вызваны, конечно, не только проблемами регулирования. Во многом это связано с экономическими проблемами. Однако административное бремя также приводит к негативным последствиям. Ведь регулирование ювелирного рынка унаследовано еще с советского времени. В современных экономических реалиях отдельные сохраняющиеся требования нормативного характера препятствуют развитию данной отрасли экономики.
В России клеймение государственным пробирным клеймом предусмотрено для всех ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов отечественного производства, а также указанных изделий, ввезенных на территорию Российской Федерации для продажи. Таковы требования Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Однако клеймение является дорогостоящим и обременительным мероприятием для бизнеса. В России действует монополия на нанесение пробирных клейм. Клеймение производит Российская государственная пробирная палата в лице ее инспекций. За клеймение взимается государственная пошлина.
Затраты субъектов предпринимательской деятельности, направленные на уплату государственной пошлины за клеймение изделий из золота и серебра, составляют ежегодно в среднем 707,18 миллиона рублей. К ним надо прибавить расходы, связанные с перевозкой ювелирной продукции в пробирную инспекцию, которая в соответствии с законодательством должна производиться на специальном транспорте и с вооруженной охраной. Также необходимо учесть и расходы, связанные с вынужденным простоем оборотных средств в ожидании нанесения клейма в пробирной инспекции (до 10 дней). Общие затраты производителей составляют около 1,5 миллиарда рублей в год[19].
В условиях мирового ювелирного рынка исключительно важным является то, что в отдельных странах отсутствует обязанность пробирного клеймения ювелирных изделий. В результате отечественные ювелирные украшения, в цену которых заложены расходы на нанесение клейм, на международном рынке менее конкурентоспособны по отношению к ювелирным украшениям тех стран, где отсутствует обязательность нанесения пробирных клейм.
Минэкономразвития России подготовило обзор (приведен ниже) наличия требований о нанесении пробирных клейм в различных странах мира на золотые изделия[20].
Таким образом, страны с наиболее развитой ювелирной отраслью или вообще не практикуют клеймение, или предусматривают клеймение самими производителями или импортерами (Китай, Индия, США, Турция и др.). Не менее 80 % мирового объема золотой ювелирной продукции приходится на долю таких стран.
В Государственной думе РФ с 2006 года находился на рассмотрении законопроект, в котором предлагалась здравая идея – отменить обязательное клеймение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, предназначенных для экспорта из России, а также ювелирных изделий из серебра массой до 3 граммов российского производства. Одновременно предлагалось доверить право клеймения всех серебряных изделий уполномоченным частным организациям.
Реализация данных идей позволила бы отечественным драгоценностям наравне конкурировать с зарубежной продукцией на российском и мировом рынках. Однако 21 июня 2 013 года данный законопроект был отклонен. В начале июня 2012 года на официальном сайте Минфина России был размещен разработанный данным ведомством законопроект, в котором также предусматривалась отмена обязательного клеймения для экспортной ювелирной продукции. Судьба данного законопроекта в настоящее время неизвестна. Таким образом, очевидная и понятная проблема уже более 7 лет остается нерешенной.
Одним из базовых принципов Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является принцип недопустимости взимания органами государственного контроля (надзора) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю.
Между тем опробование драгоценных металлов осуществляется в рамках федерального пробирного надзора, как это следует из Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». При этом, несмотря на требование Закона № 294-ФЗ, за опробование взимается государственная пошлина.
Таким образом, в ювелирной отрасли можно наблюдать непоследовательность государственного регулирования. Декларированный и широко освещенный в СМИ принцип бесплатности осуществления для предпринимателей государственного контроля на практике реализуется далеко не всегда. По крайней мере, в рамках пробирного надзора именно бизнес должен платить за подтверждение того, что его продукция соответствует обязательным требованиям.
Как уже указывалось выше, опробование ювелирных изделий помимо прямых издержек имеет и косвенные издержки в виде простоя оборотных средств (ювелирных изделий) в период нанесения на них пробирных клейм.
В соответствии с Приказом Минфина России от 11 января 2009 года № 1н опробование производится в период 10 календарных дней. С 1 августа 2012 года приказом руководителя ФКУ «Пробирная палата России» срок клеймения ювелирных изделий отечественного производства был сокращен до 5 рабочих дней, что на практике соответствует 7 календарным дням. До принятия Минфином данного приказа действовал Приказ Роскомдрагмета от 23 июня 1995 года № 182. В соответствии с ним опробование производилось в пределах 3 дней. Таким образом, в 2009 году произошло серьезное ухудшение условий нанесения клейм, влекущее существенные издержки для бизнеса.
В настоящее время ювелирный бизнес добивается установления гарантии выполнения опробования и клеймения ювелирных изделий в режиме «день в день» или хотя бы закрепление ранее практиковавшихся 3 дней. Однако разумное требование остается безответным со стороны регулятора. По мнению Минфина России, все чиновничьи операции в процессе опробования не могут быть осуществлены в более короткий срок.
Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 года № 643 «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов» установило в России следующие виды проб:
платиновая 950
платиновая 900
платиновая 850
золотая 999
золотая 958
золотая 750
золотая 585
золотая 500
золотая 375
серебряная 999
серебряная 960
серебряная 925
серебряная 875
серебряная 830
серебряная 800
палладиевая 850
палладиевая 500
При этом сказано, что производство или продажа ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, не соответствующих ни одной из установленных в постановлении Правительства РФ проб, не допускается.
Ювелирные изделия, имеющие пробу ниже одной из установленных для соответствующего драгоценного металла, должны быть заклеймены по ближайшей нижней установленной пробе. Изделия, имеющие пробу ниже установленной минимальной пробы, не подлежат клеймению и реализации как изделия из драгоценных металлов вообще.
Данные установления препятствуют в ряде случаев ведению бизнеса.
Во-первых, во многих зарубежных странах при изготовлении ювелирных изделий широко используются сплавы с меньшим процентным содержанием драгоценных металлов, чем установлено российскими минимальными пробами.
Вместе с тем продукция с содержанием драгоценных металлов, менее установленного в постановлении правительства, не подлежит клеймению и обращению на рынке, в том числе выпуску с таможенной территории РФ. В результате отечественные производители лишены возможности в принципе поставить ювелирную продукцию в данные страны в соответствии с пробой, требуемой заказчиком.
Во-вторых, ущербна норма о том, что если заявленная проба меньше фактической, то на изделии проставляется клеймо с пробой, ближайшей нижней установленной. Например, если производитель заявил, что золотое изделие имеет 958-ю пробу, а по факту проба равна 940, то проставляется клеймо с 750-й пробой. Данное требование ущемляет права производителя и вводит потребителя (в том числе зарубежного) в заблуждение о качестве изделия. При этом продукция сильно теряет в цене, что означает убытки для изготовителя.
Как это ни парадоксально, но отечественное регулирование рынка ювелирных изделий создает конкурентные преимущества для зарубежных украшений не только на мировом, но и на внутреннем российском рынке. Речь идет об обязательном нанесении именников на ювелирные изделия отечественного производства.
Именник – это идентифицирующий знак, который наносится на ювелирное изделие изготовителем. Каждая организация-изготовитель ювелирных украшений должна ежегодно регистрировать в Государственной инспекции пробирного надзора свой именник (сдается образец именника на полированной металлической пластинке).
Проблема заключается в том, что данная обязанность предусмотрена только для отечественных изготовителей. У них просто не примут ювелирную продукцию на клеймение, если на ней не будет нанесен именник. Для импортной продукции такая обязанность отсутствует.
Помимо того, что ежегодная регистрация именников и их нанесение на ювелирные изделия вызывает расходы производителей, основное неудобство состоит в том, что организация после регистрации именника становится привязанной к той государственной инспекции пробирного надзора, в которой зарегистрирован именник. Нанесение пробирных клейм может осуществляться только в конкретной государственной инспекции. Это связано с существенными логистическими издержками по перевозке продукции на клеймение. Импортная же продукция, наоборот, может проходить клеймение в любой инспекции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них осуществляется воздушным, водным, железнодорожным и специальным автомобильным транспортом, оборудованным соответствующими техническими средствами, в сопровождении вооруженной охраны. Оборудование специального автомобильного транспорта должно обеспечивать безопасность указанных грузов.
Указанное требование является обременительным для ювелирного бизнеса. Требование о вооруженной охране при перевозке ювелирных изделий было установлено в СССР, когда драгоценные камни и металлы находились в государственной собственности. Тогда требование было обоснованным, поскольку собственник вправе по своему усмотрению устанавливать режим безопасности его имущества.
Однако вот уже более 20 лет это требование неактуально. Собственники должны самостоятельно оценивать риски и выбирать режим охраны своего имущества. Кроме того, довольно странно, что требование о наличии вооруженной охраны сохраняется в ювелирной отрасли и отсутствует в отношении иных дорогостоящих товаров (дорогостоящие мобильные устройства, ноутбуки, наручные часы и прочее).
Примечательно, что и сам регулятор это понимает. 22 октября 2012 года на сайте «Российской Газеты» был опубликован законопроект, отменяющий обязательное требование о наличии вооруженной охраны при перевозке драгоценных металлов и драгоценных камней. Однако к моменту издания книги данный законопроект не принят.
В ходе опробования драгоценных металлов в государственной инспекции пробирного надзора изделия, вызвавшие сомнение, подвергаются контрольным анализам. В ходе такой проверки на практике допускается применение методов разрушающего контроля. В этом случае изделию причиняются повреждения в целях проведения более точного анализа состава металла. Поврежденное изделие уже не может быть реализовано. Изготовители ювелирных изделий терпят из-за таких методов контроля существенные убытки.
Применение этого метода приводит к уничтожению до 1 % всей представленной на клеймение ювелирной продукции[21]. Из-за этого срываются договоры на поставку ювелирных изделий, так как готовая к отгрузке партия, отправленная на клеймение, оказывается после этой процедуры уже некомплектной.
Применение разрушающих методов контроля в современных реалиях не может быть оправдано необходимостью получения более точных результатов опробования, так как современные технологии позволяют достигать не менее точных результатов и без нанесения изделию необратимых повреждений.
Заместитель главы Гильдии ювелиров России Вадим Ячменихин[22] «В Москве транспортировка партии колец, серег и цепей обходится примерно в 10 тысяч рублей. Нанимать охрану для перевозки, например, партии серебряных украшений стоимостью 100 тысяч рублей нерентабельно. Дорогие же украшения собственник будет возить под конвоем и страховать и без законодательных требований».
Президент Ассоциации импортеров и продавцов ювелирных изделий Сергей Ососов[23] «Для перевозки больших партий крупный производитель обязательно нанимает охрану, но при элементарной переброске 5-10 единиц товара из магазина в магазин это нерентабельно».
Представитель ювелирной компании «Адамас» Влада Баранова[24] «В общем обороте затраты на перевозку, хранение и охрану выглядят незначительными (примерно 1%), но именно это ограничение не позволяет российскому ювелирному рынку развивать онлайн-продажи. Затраты на доставку одного изделия с охраной и на броневике в некоторых случаях равны цене изделия, т. е. добросовестному производителю какие-либо варианты дистанционной продажи ювелирных изделий заказаны законодательно, а это потенциальный рост продаж в 20–30 %».
Генеральный директор отраслевого медиахолдинга «Рестэк Junwex» Валерий Будный[25] «Уже сейчас ряд российских бизнесменов, занимающихся производством ювелирных изделий, перевели часть производства за рубеж. Так, к примеру, поступили компании „Формика“ и „Valtera“, которые открыли производство в Таиланде и Китае. Массового побега ювелиров из России нет, но есть факты, свидетельствующие о том, что выгоднее производить украшения за границей».