Слабость человеческая
В Западной Европе своих золотых приисков не было. Золота не добывали. Но знали, что за золото можно многое приобрести. О нем мечтали, потому что оно давало реальную власть. Мечты рождали сказания. А как проверить достоверность сказаний тех? Отправиться на поиски с кайлом и лопатой? Возможно, для того, чтобы даже мысли такие не появлялись, мифологическое золото помещалось в недоступные для человека места, скажем, в глубины вод реки! Не отсюда ли миф о золоте Рейна, положенного в основу сказания «песнь о нибелунгах»? И множественные сказки, и рассказы о поисках сокровищ, почему-то имеющих всегда несчастливый конец.
Глухая ночь и полная луна,
Или фонарь, и та ж глухая ночь,
А клад тот охраняет сатана,
И пошутить с искателем не прочь!
Копает тот, а клад уходит вглубь,
Он руки тянет, в руки не дается.
Не сатана, а славный, добрый плут,
За спину спрятался, смеется.
Искатель понял: «Что-то тут не то?»
Творит молитву, осенив крестом,
И видит – там не клад, а черт те что?
Ну, скажем, ступу деревянную с пестом…
А, если клад из золота, камней, —
Тут нужно стариков послушать, —
Вести себя достойно, поскромней,
Чтоб черту не отдать за клад тот душу!
А впрочем, истины ради, особенной склонности к поискам золота у европейцев все же не было. А вот желаний к расходу его у них было хоть отбавляй.
Таверна, харчевня, кабак —
Названье, какое – неважно!
Здесь женщины, водка, табак…
В кармане звенит – вот что важно!
И «дама» к столу подойдет,
Покажет кокетливо ножку.
И выпьет вина за твой счет…
А деньги текут понемножку.
Здесь грубые шутки и смех,
Друзья тут же, разом, на вечер,
Коль выпивку ставишь для всех!
Уйдут, коль платить тебе нечем.
Не стоит здесь шум поднимать, —
Ты пил и гулял тут на славу, —
Не стоит судьбу проклинать,
Когда позовут вышибалу.
Очнешься в канаве, где мусор
и грязь,
С чугунной главою от хмеля,
Был вечером барин и князь,
В канаве – обычный Емеля.
Накапливать золото в Европе не любили. Если мы встречаем в художественной литературе сказание о бароне, накапливающим в подвалах своего замка богатства, то речь идет только об редких исключениях из правил, говорящих о том, что тут следует думать о серьезных изменениях в психике такого владетеля. Такой склонностью обладают, возможно, старики, близкие к старческой глупости. Хотя, судя по некоторым хроникам, исключения все-таки встречались. Правильно, наверное, говорят: «Нет дыма без огня». Золото в Европу шло с Юга, и особенно с Востока.
Причудливы сказания Востока:
Воспета чудная любовь,
Рождались в нем великие пророки,
Потоками лилась людская кровь.
О справедливости готовы толковать,
Хоть деспотизм без чувства меры
Над жизнью здесь не станут горевать,
И отдадут бессмысленно за веру.
У одного есть слава и права,
И на столе из золота посуда,
У ног его другого голова,
Которого считают сыном «блуда».
Да что и говорить, богатств таких
В Европе не видали бедной,
Придут с Востока золото и стих,
И математика, и химия, наверное…
Это восточные властители накапливали баснословные богатства в виде золотых изделий. Ранее других они же чеканили золотые монеты. Богатство всегда было основой крепкой власти. На золото можно было нанять тех, кто составит костяк воинских отрядов. А они нужны были потому, что власть требовала безоговорочного повиновения.
Но, нужно знать – наемный воин
Отечеством твоим не дорожит,
На поле боя – хладнокровен…
За деньги будет каждому служить.
Кто больше даст, к тому и перейдет,
Заплатишь, будет славно биться,
И меч его тогда не подведет,
Жестокостью не ведает границы.
Между властью и людьми добрых отношений никогда не было, на каком бы уровне это не происходило. Во взаимоотношениях между людьми преобладала жесткость, если не сказать, жестокость. Она была на всех уровнях иерархической лестницы. Король держал в повиновении своих баронов, имея права казнить и миловать их. Барон в своем поместье вел себя, как неограниченный властелин. Он вершил суд, у него был свой палач и своя виселица. От его аппетита зависело благосостояние его подданных. Он обладал правом первой брачной ночи с невестой, выходящей замуж за крестьянина. Да мало, какими еще правами обладал он?
Не нужен адвокат и прокурор,
Власть феодальная без меры,
А честный ли, бандит ли, вор,
Неважно и какой он веры?
Суровый приговор барона,
Взгляд ледяной, холодный,
«Преступник» станет пищею
воронам,
Иль своре псов голодных!»
Бароны между собой постоянно вели грызню за обладание богатствами, главным из которых являлись права на землю. Кто-то терял свою землю, кто-то обогащался за счет этого. Поэтому были крупные и мелкие феодалы.
Обладая большими землями, феодал иногда превосходил военной мощью своего сюзерена, короля, которому обязан был беспрекословно повиноваться. Если бы не страх отлучения от церкви за измену государю, королю не удержать бы власти над своими подданными. Страх отлучения от церкви, автоматически освобождавшее от подчинения вассалов, вот что удерживало пирамиду власти. Бургундский герцог Карл Смелый имел войско большее, чем его король – Людовик Одиннадцатый. Но, Карл Смелый не пытался покорить Францию, зная, что папа римский в этой войне поддержит короля! А вот, граф Анжуйский Вильгельм Плантагенет, высадился со своим войском в Англию и завоевал ее, став английским королем. Почему католическая церковь разрешила это? Не потому ли, что англосаксы были менее послушными руке папы римского, проживая на острове?
Анжуйский граф Плантагенет,
Норманн решительный, отважный,
В истории оставил след,
В Британию прийдя однажды.
Напомню, что графство Анжу, как и север Франции, были завоеваны норманнами, выходцами из Скандинавии, поэтому их подчинение французскому королю было, относительно условным, и действовали они, не ставя в известность своего сюзерена.
То ль духом англосаксы пали,
То ли был неопытен их вождь,
От норманнов в битве не бежали
Но на милость сдаться довелось.
Безусловно, велика заслуга
Мирных англосаксов покорять,
В зареве пылала вся округа.
Рать разбита, некуда бежать.
Были таны, а теперь бароны,
И иная зазвучала речь,
Завладел английскою короной
Не французский, а норманнский меч.
Самой частой слабостью человеческой души является властолюбие, проявляемое и в малом, и в большом. И пояснять тут нечего, стоит только посмотреть, что творится вокруг. Властолюбие не довольствуется тем, что имеет, хотя того, чем обладает, более чем достаточно, и не для одного поколения. Попробуйте определить границы желаний Чингиз-хана, Александра Македонского, Наполеона? Стать властителями мира? Исчезло ли это желание в наше время? Нет, не исчезло, оно приняло только иные формы. К вершинам власти ведут разные пути.
.Повелевать государством можно не только по праву рождения, но и по праву превосходства разума над серой посредственностью, запряженной в колесницу алчности. К примеру, алчность французского короля в соединении с невероятной набожностью, стали прекрасной мишенью для французского аббата Бернарда Клервосского, побудившего короля организовать второй крестовый поход, одновременно сделав практическим правителем Франции аббата Сугерия. Пытаюсь понять, чем объяснялся выбор Людовика VII, остановившего свое внимание на Сугерии аббате монастыря Сен-Дени, который в отсутствие Людовика управлял государством? Аббатство это служило усыпальницей французских королей. Не в этом ли кроется ответ на вопрос? Но приходит и прозрение, пусть и смутное, почему государи пользовались для управления государством своим услугами духовных лиц, таких как, кардиналы Ришелье и Мазарини. Просто духовные лица, наверное, отличались значительными знаниями в сравнении с дворянами. Хотя, следует признаться, духовные лица того времени святостью не отличались.
Что для него священный сан,
Он признанный страной вельможа,
И золото течет в его карман,
Казнить, иль миловать он может!
Врагов в стране у них немало
Сословий разных, без изъятья,
И либо славят кардиналов,
Иль шлют угрозы и проклятья
Замечу, кстати, что Второй крестовый поход не решил территориальных вопросов в Палестине. Зеленое знамя Аллаха продолжало развеваться над ней! И, хвала Сугерию, не давшему Франции утонуть в море экономических неурядиц, пока тупица король был войною занят.. Вот и возникает исторический вопрос, кто был нужнее Франции: аббат, или король?
Боже, сколько еще вопросов рождает зеркало времени? Ищу ответ на каждый вопрос и часто не нахожу на него ответа. И опять обращаюсь за помощью к Екклезиасту. И вот, что говорит он: «У мудрого глаза его – в голове его…»
Что было в голове Павла Полуботько, когда ему должно было позаботиться о золоте Малороссии? Поможет ли нам разобраться изречение Екклезиаста: « Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и вот нет для души его недостатка ни в чем, чего бы он не пожелал, но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек»? Павел Полуботько, малороссийское золото, заключенное в бочонки, поместил в подвалы английского банка. Какими интересами руководствовался он, принимая это решение? В зеркале времени усматривается только то, что золотом этим Украина воспользоваться никогда не могла, и не может сейчас! Оказывается, Полуботько, действиями своими, преподнес щедрый дар и без того богатой державе. Значит, опять прав Екклезиаст! А вот историки малороссиянина Полуботько почему-то за это не осуждают?
Ах, Полуботько, ах, мудрец,
Подался в Англию когда-то.
Что ожидал он, наконец?
Как золото вернуть обратно?
Беспричинно осуждается историками и писателями «мотовство» императрицы Елизаветы, хотя в государственную казну руки свои она не запускала, оплачивая свои «женские» расходы только из своего кармана. Зеркало времени дает ответы на вопросы поведения дочери Петра, любившей балы и спавшей под многими одеялами. Красива была внешняя сторона жизни императрицы. Но никто не знал, как ей приходится расплачиваться за внешнюю мишуру? Не хватало денег на дрова для отопления помещений дворца, и приходилось ей прятать озябшее тело под одеялами в спальне, продуваемой холодом и сыростью! И стол ее не блистал изысканными блюдами, поскольку купцы отказывались выделять ей все необходимое в кредит, считая ее некредитоспособной. Слабость императрицы к платьям и шелковым чулкам – была одной из черт ее характера. Два сундука, набитые чулками, да десять тысяч платьев, вот что помнят потомки из того, что оставила она, отправляясь в мир иной, почему-то забывая, что она семь лет вела победоносную войну с прусским королем, а война эта стоила очень больших денег! Отсюда следует сделать вывод, не из-за платьев ее в казне российской после смерти императрицы оказался только рубль серебром?
Нам говорят, что дочь Петра
Казну российскую сгубила, —
Балы роскошные с утра,
И десять тысяч платьев сшила…
Все это так. Все это так!
Чулки и платья много стоят
Семь лет войны – такой пустяк,
Что, право, и не стоит спорить…
Забывают еще и о том, что императрица много строила, при ней было отстроено и здание академии наук.
Да разве только к ней оказались несправедливыми потомки? Правилом стало, человеческую слабость крупного государственного деятеля, искусственно делать преобладающей в перечне деяний его! Забыты славные походы, лишения, сложности решения военных задач, риск, наконец. Так римский полководец Лукулл, выигравший множество сражений у Понтийского царя Митридата VI Евпатора, представлен в истории сибаритом, на первый план, ставящий застолье. И известна стала всему миру, когда-то сказанная им фраза, когда дворецкий заявил, что к нему на пир никто не явился: «Лукулл пирует у Лукулла!»
Что осуждать того, кто пил и ел,
Объем желудка не предел!
Способен быстро расширяться,
Как брюхо жирного клопа,
И жизнь, пожалуй, не плоха,
Не съесть огромное богатство!
Мир велик и ценностей в нем великое множество, а желания человеческие беспредельны. Вспомните, хотя бы «Сказку о рыбаке и рыбке» Пушкина. Автор хотел показать, как наказывается беспредельная жадность. А мне образ старухи нравится тем, что она подспудно, методом проб и ошибок продвигалась к заветной цели, обладанию вечной молодостью. Ну, скажем, попроси она сразу молодость, чтобы она получила? Молодость, наверное, получила бы, но с постепенным угасанием ее во времени. Прошло сорок лет, и опять она старуха! Но, проверяя через покладистого мужа возможности золотой рыбки, она пришла к единственно правильному решению, стать владычицей морскою. Имея постоянно в услужении всемогущую рыбку, исполняющую самые непредсказуемые желания, по возможностям своим старуха становилась равной богу.
Судить о богатстве по одежде или по образу жизни, значит, заранее совершить ошибку. Определите слабость человека в особенностях его национальности, и получите правильный ответ?..
Поляк любит веселую, полную праздности жизнь. О нем принято говорить: «Сверху шелк, а в брюхе – щёлк». Ожидать духа накопления у поляка не следует.
Иудей, внешне живя скромно, еще скромнее одеваясь, бережливо относится к богатству. И если оно достаточно велико, пускает его в оборот. Он не позволит ценностям лежать без движения.
Он роль играет бедняка,
И пища на столе простая,
Казна еврея велика,
И хищников вокруг большая стая.
Чтоб обобрать, задумают погром,
Приходиться бросать насиженное место,
Не защитят король или барон,
Как хищники – они того же теста!
Недаром первыми ростовщиками были евреи. Первыми банкирами тоже были они. Их изгнали из большинства стран Европы, но они нашли себе пристанище в Северной Италии. Там и образовалось первое банковское объединение, названное Ломбардским. Оттуда финансовая экспансия постепенно распространялась на всю Европу. Потом, когда финансовая погода изменится, появится финансовая империя Ротшильдов, постепенно распространившая свое влияние на весь мир. Заведение, где под залог вещей, выдавались деньги, в России называлось «Ломбардом», напоминая нам этим названием о том, что ростовщичество было узаконено в Ломбардии.
Иудей не станет деньги зарывать в землю. Отсюда, не следует искать еврейских кладов. Их никогда не было. Не было и «копей царя Соломона» Они возникли в голове Хаггарда, создавшего великолепную фантастическую историю о поисках этих копей.
Я не хотел анализировать события недавнего прошлого, потому что и без зеркала времени, видно, к чему привел бездумный дележ того, что прежде составляло единое целое – достояние огромного государства СССР. Хороша поговорка русская: «Не лыком шиты». Пословица позволяет надеяться, что при случае мы в грязь лицом не ударим. Действительно лицом не ударим, но в грязь по самую макушку залезем. Посмотрите, каких потрясающих экономических успехов мы добились, развалив великую страну? Плакать хочется, видя нищих и бездомных, каких прежде не было. Так, что поговорки не для нас писаны. Представить хочу названия денежных знаков на территории бывшего СССР, и не могу
латы, леи, литы —
Всех не перечесть,
«мы не лыком шиты»
Хоть и лыко есть.
Каждый выбирал себе подходящее, но главное, чтобы на российские были непохожи – знай наших!
Полтинники, рубли, четвертаки,
Семишники и что-нибудь, иное…
Хоть на Руси живут не дураки,
Названьям денег не дают покоя
Пришел развал, и каждый за свое:
Возникли литы, леи, латы.
Чеканит каждый, денежки кует,
Ну, а живет, признаться, не богато.
Такого свет, пожалуй, и не знал,
И не было еще таких примеров,
Чтоб государственный развал
Из нищеты рождал миллиардеров.
Определить достоинство монет
Нам не помогут вид и форма
Коли всего за десять лет
Проводится две денежных реформы.
И живут наши миллиардеры, миллионеры и иные богатенькие, потряхивая мошною от тщеславия, и трясясь от страха за жизнь свою
Боясь внимание привлечь
Своею слабостью, богатством,
И потому спокойно не прилечь,
Повсюду зависть чувствуя,
коварство.
Иное дело, когда человек – беден:
Богатства нет – покой, порядок.
И может спать спокойно, жить
Пусть и бандит гуляет рядом. —
Денег нет, и не за что убить?