Вы здесь

Зеркало времени. Исторический роман. Эх, богатство ты, сермяжное! (П. П. Котельников)

Эх, богатство ты, сермяжное!

Пережил крестьянин барщину, оброк.

Что сказать, наверно, хрен не слаще,

Наступил, пришел расчета срок,

И крестьянин горько, горько плачет.

Зной жестокий, дождь залил, и град,

Саранчи пришли прожорливые стаи,

А бывает, много лет подряд,

Голод жмет, да нету урожая.

Кто уходит из мира, не оставив памяти о себе? Вложил силу рук своих, мысль из мыслей своих, а чьих рук дело, а чей замысел воплощение нашел, – не известно? Говорят: «Народ создал!»

Танцуют под музыку чистую, серебряными колокольчиками звенящую, золотым звуком гудящую, но имени создателя не оставившую. Спрашивает кто-то: « Чья музыка?» Отвечают, плечами пожимая: «Народная, вроде бы?»

Слышны песни слова, приятные, нежные, чистые, смысла глубокого, поучительного.

Спрашивают: «Кто написал?»

Ответ слышен, с лицом перекошенным, но добрым, не злым: «Слова, кажется, народные?»

А, что такое народное, спрашивается? Народ сам по себе не бывал организованным. Народ – это толпа из тел человеческих, мыслей разных и наклонностей. В ней, как в поговорке той: «Кто в лес, кто по дрова». Созидательным творчеством толпа никогда не отличалась. Вот, разрушить, поломать, – иное дело! А, что касается песни, тут и вовсе с творчеством дело не клеится. Подумать бы головой телячьей, пошевелить бы помидорами своими: «Как народ песню сочинял?»

Мысленно рисую я сход крестьянский, деревенский, старостой созванный. Стоят в армяках, в портках грубых, посконных, ноги в лаптях переминаются. А перед строем, как на военном плацу, староста в картузе, пестрядевой рубахе, в штанах суконных, в сапогах из юфти, похаживает, острым взглядом соколиным, посматривая. Говорит староста, бороду лопатой свою вперед подавши: «Скоро барин наш на деревню пожалует! Какой песней, ораторией будем, мужики, встречать его? Ансамбль ложечников есть у нас, есть! И есть Федот Нетот, умеющий из горшков глиняных звуки приятные уху извлекать. Но, вот песни хорошей нет! Давайте, придумывать будем, что ли?»

Мужики все по селу талантливы, да речисты, как и по всей России необъятной. Вот только писать некому, ибо единственный грамотный человек на селе – староста. Тетрадь даже есть у него особая и карандаш черный, пречерный. Этим карандашом староста знаки какие-то странные ставит в тетради своей. Тетрадь ту барину одному показывает. А так, в быту, только на память свою и надеется. Если ошибается староста, то только в пользу свою. А, если бумагу серьезную писать приходится, то к писарю волостному обращаться нужно. А где денег на писаря сыскать? Беден, ох, и беден наш народ русский. Пока царь-батюшка додумался мужика хоть какой-то грамоте научить, тот только сообразительностью природной из всяких сложных положений выходил. Ну, научился мужик, мало-мальски грамоте, читает медленно, по слогам; палец заскорузлый послюнявил, за карандаш берется… Хоть, правда, редкостное занятие для мужика – грамота. Больше за сохой, да плугом приходится время расходовать. Ну, а нотную грамоту знающего, в народе искать, и вовсе бесплодное занятие. Сочинять стихи, да музыку к ним мог только уж очень грамотный человек. Он мог происходить из крестьян, но уже крестьянством давно не занимающийся. Таких людей, вышедших из сословия своего, разночинцами в России называли.

Не было значимых людей среди крестьян. Не было среди них и святых! И богатеев никогда, до отмены крепостного права не было.

Крестьянин денег не имеет,

Все производит сам.

Коровой, лошадью владеет,

И верит только небесам.

Есть куры, гуси, овцы, козы.

В избе его холстины ткут,

Одежа теплая в морозы…

А по спине гуляет кнут —

То не додал, то не добыл…

Да, что сказать, в неволе.

Пять дней на барской пашне

был.

А на своей два дня, не более.

И так бывает, иногда,

Земля крестьянская тощает,

Живут, жирея, господа…

Оброк лишь только обещают.

Тогда, быть может, был бы толк,

Деньга б в хозяйстве появилась.

Хозяин добрый, а не волк,

Да и крестьянство б не ленилось!

При оброке мужик мог целиком заниматься своим хозяйством, отдавая значительную часть урожая помещику своему. Становился он и хозяином времени своего.

Но о замене барщины оброком крестьянин в далекие времена только мечтать мог, связывая надежды свои с приходом доброго царя, и милосердного помещика. Хорошо бывает, когда барин в Питере живет, временами на село, жалуя, поручив ведение хозяйства деревенскому старосте. А староста, он – всякий бывает. Один – прижимистый сквалыга. Другой – пьячница, да распутник.

Я думаю, не народ, а разночинец какой то сказ про помещика и старосту когда-то сочинил, я уже, по простоте душевной, крестьянской, то там, то там изменив, да подправив кое что, вам дарю его.

…Приехал один барин в имение свое, старосту кличет. Долго непутевого разыскивали. Да, нету его! Куда подевался, руками разводят? Барин уже ногами стал потопывать, когда староста заспанный, помятый, в перьях куриных в голове, пред очи барина предстал. Передаю диалог, возникший между ними:

– Ты где это время находился?

– В овине, барин, сушился.

– А если б овин загорелся?

– Вышел бы я, барин, да погрелся.

– Говорят, в селе моем люди богато живут?

– Богато, барин. Хлеб жуют,

Когда он есть, да хлеб, да кашу!

Да, что сказать про жизню нашу?

У семи двор – один топор,

Да, без обуха тот, который год.

Трое ворот, и все – на огород.

Одни не закрываются, другие не отворяются, а третьи – черт знает, где валяются!

– А говорят, что кони у меня хороши?

– Хороши, барин, спереди поставить две души,

Чтоб кони те не бились, не скакали,

Да семеро с боков, чтоб кони не упали…

Все готовят с толком, впрок…

– Кстати, ты собрал оброк?

– С Валейки, да Еремейки – по две копейки.

С Ивана, да Фадейки – по полушке, и полкопейки…

– Почто, так?

– Да он – беден, как бес,

По три дня постной каши не ест.

– Подавай, староста, денежки мои?

– Барин, да пришли такие дни,

Шел я Ордынкой, зашел в кабачок, выпил винца на пятачок,

На денежку закусил, на полушку – табачку купил,

Духовитый такой, ты понюхай,

Да, брехеньку – маленьку послухай…

– Что мне делать с тобой, – помирать?

– Да не нужно совсем горевать,

Вся жизнь наша сказка, а смерть развязка, а гроб – коляска, и ехать, мой барин, не тряско!

А, если серьезно говорить о крестьянстве, то они, составляющие основание человеческой пирамиды, на плечах своих все несущее, питающее все человечество, была и самой эксплуатируемой его частью.

Хочется вот, что сказать о крестьянах, от которых кровь и плоть моя идут:

Он не жалел ни рук, ни ног,

Таков его удел,

Избу сам построить мог,

Земля – его надел.

Святым он стать не мог, —

Тех знаний нет, и слога,

А Бога чтил, но видит бог,

Живого и земного.

Без разъяснений не понять,

Писания святого.

Употреблял он слово «мать»

Значения иного.

Проходит много, много лет

Цвет золота на ризах

Икон, иного злата нет…

С овец и коз настрижен.

Одежда часто не чиста.

Коровий дух, свиной.

Он верит в Господа Христа,

И веры нет иной.

Живут крестьянская семья,

Родители, подруга,

Детишки малые, земля,

И сельская округа…

Весь мир страданий и забот,

Он изначально вечен —

Простой крестьянин, хлебороб,

Перстом судьбы отмечен.

Не здорово жаловали крестьянина правители всех времен, хуже, чем со скотиной обращаясь. Но до такого додуматься, чтобы довести до полного разорения, чтобы в селах по две-три семьи осталось, а деревни некоторые и совсем обезлюдели, не наблюдалось что-то. Не повезло России! Сначала провели коллективизацию, убрав из села работящего мужика. А нынешние власти и вовсе разорили крестьянина, оставив крестьянское подворье без орудий труда. И хоть живуче крестьянство наше, но, сколько агония умирания длиться будет, не знаю?..