Растительный и животный мир
Растительный и животный мир земель, на которых располагался совхоз «Красноармейский», разнообразен и богат. Безусловно, превалирующая растительность злаково-разнотравного типа значительно деградировала от перевыпаса скота и сохранилась лишь по оврагам и балкам. К счастью, по весне пока еще мы встречаем на лугах, по берегам рек и прудов множество цветов с пьянящим ароматом чабреца, цикория, донника, полыни, зверобоя, подорожника, земляники. Еще достаточно разнотравья и для сенокоса. В последние десятилетия, когда ликвидировали общественное животноводство, растительность начинает мало-помалу восстанавливаться. Вид участков непаханых земель невозможно сравнить с дикой девственной степью. Известный путешественник Вильгельм Рубрук в 13 веке, двигаясь по югу нашей страны, писал: «На север в, 30 дневных переходах, – степь. Нет ни гор, ни лесов, а трава отменная». [25]
Из животного мира можно встретить кабана, лося, волка, бобра лебедей, гусей, уток. В реках и прудах водятся щуки, окуни, лещи, караси, плотва, красноперка. Редкой добычей стали язь, линь, карп, вьюн, голавль, сом.
Много лис, зайцев. Вьют гнезда сороки, синицы, вороны, грачи, воробьи. Очень редки в реках совхоза бобры, почти исчезла выхухоль, когда-то водившаяся в реке Большой Эртиль.
Раскопки курганов и другие источники свидетельствуют о том, что здесь водились когда-то тарпаны (дикие лошади).
В 1769 году натуралист и путешественник С. Г. Гмелин описывает свою охоту на диких лошадей: «Пополудни увидели мы их стадо, впереди которого бежал жеребец…». [17] С полной уверенностью можно сказать, что это дикие лошади-тарпаны скакали по Эртильской степи.
Тарпаны.
Давным-давно были и медведи, что подтверждают раскопки курганов. В списке курганов, которые даны в книге «Эртиль: грани веков» В. Е. Платонова, указаны не все курганы. Жители пос. Красноармейский показывали на курган, расположенный на западе от центральной мастерской по лесополосе, метрах в 800 – 900, вблизи пересечения этой лесополосы с лесополосой, идущей с «Восхода» на юг. Курган был распахан неоднократно, но не раскопан.