58
Похоже, Бавыкин провожал Куропёлкина удручённый, а гостем недовольный. А провожал он Куропёлкина к задраенным вратам пещеры, ведущим к колодцу и пристенным скобам. Но в помещении с обувью Бавыкин не выдержал, заговорил.
И будто бы подобрел.
Снял с крюка кожаный фартук, поднёс его к лицу.
– Как хороши запахи кожи, ваксы и жёлтого гуталина и как хороша промасленная дратва, коей можно подшивать трехслойные подошвы к калязинским валенкам, но эти, к сожалению, здесь редки. А как приятно зажимать во рту выточенные тобою деревянные гвозди! Какой-то из моих предков, видимо, был сапожником. Понимание этого пришло ко мне здесь. И, увы, по причине скуки.
Куропёлкин намерен был возразить Сергею Ильичу и указать на то, что нынче проще и экономнее покупать новые башмаки и туфли, нежели связываться со сложностями ремонта обуви. Но Бавыкин и слушать бы его не стал.
– Скучно мне здесь, Евгений Макарович, – тихо произнёс Бавыкин. – Скучно. И заняться нечем. В книгах, все они обязательно с любовными историями, – враньё. Телевизор приговорён мною к пожизненному отключению. Ну, если только музыка. И починка обуви.
– Неужели вы, Сергей Ильич, и футбол не смотрите? – чуть ли не ужаснулся Куропёлкин.
– Не смотрю, – сказал Бавыкин.
– И даже, если «Спартак»…
– Тем более.
Надо было бы не задерживать хозяина пещеры по дороге к разведению врат, вдруг передумает, но Куропёлкин понял, что Бавыкину необходимо поделиться с ним ещё какими-то соображениями, не выговорился он, видимо, до сухости в горле. Но Куропёлкин молчал, боясь нарушить (или спугнуть) нечто в настроениях Бавыкина. Вопросы, способные подтолкнуть хозяина к продолжению разговора, старался не выпустить на волю. Наконец Бавыкин сам сказал:
– Вас сразу же удивила моя сапожная мастерская. Я уже говорил, что починкой обуви я занялся от скуки. И оттого, что во мне будто проснулись ощущения, сладостные для кого-то из моих предков. Вся эта дратва, вакса, гвозди во рту, кожаные фартуки… Кстати, творю я здесь непременно под музыку (новое нажатие кнопки, и голос Шаляпина загремел под сталактитами или сталагмитами: «Благословляю вас, леса, долины, горы, воды…»). Вот взгляните, это же теперь произведения искусства!
Куропёлкин взглянул.
На двух полках (их тут же подсветили) у стены, за раздвижными стёклами, стояли отреставрированные, надо полагать Бавыкиным, экземпляры обуви, в том числе, наверное, и исторические (ботфорты со шпорами), почти все – «с одной ноги», правой либо левой. Произведения ли они искусства или не произведения, Куропёлкин судить не взялся бы, но выглядели они впечатляюще, будто музейные экспонаты.
– Но как вы добываете все эти башмаки и туфли? – не смог удержаться Куропёлкин.
– Тут проблемы, – вздохнул Бавыкин. – Добычи у нас скудные. И чаще всего – с помощью батутных сеток, на одну из которых мы приглашали вас спрыгнуть, успокоиться и отдохнуть.
– То есть? – не понял Куропёлкин.
– Ну, батут – это упрощённо, для доступности вашего понимания. Будем считать, что при сбросе мусора мы используем некое устройство, двух– и трёхслойное, какое может сортировать и пропускать дальше всякую дрянь и оставлять для нас нечто забавное и интересное. Но старая обувь попадает в контейнеры фиолетовых уборщиков крайне редко. И потому вам особое спасибо за сегодняшние сапог и башмак.
– Мне-то за что? – сказал Куропёлкин. – Они, видно, выпали при опорожнении контейнеров, а я не люблю беспорядок.
– Более не буду вас задерживать, – сказал Бавыкин. – И я заинтересован в том, чтобы у Дуняши не возникло неприятностей.
– Надеюсь, что мы с вами ещё увидимся, – сказал Куропёлкин.
– Вряд ли, – покачал головой Бавыкин. – Или понять суть натуры Нины Аркадьевны я по-прежнему неспособен.
И движением руки Бавыкин предложил Куропёлкину пройти к выходу из пещеры.
– Думаю, что ваша пробоина заканчивается в Колумбии, – произнёс Куропёлкин. Сам удивился тому, что ляпнул.
И сейчас же испугался. Врата пещеры опять с шипением раздвинулись, Бавыкин стоял за его спиной и ему ничего не стоило отправить болтливого посетителя в Колумбию. За подтверждением только что совершённого им, Куропёлкиным, географического открытия.