Вы здесь

Земля, где молоко и мёд. Размышления над книгой Иисуса Навина. 8. И. Нав.4:1—9, 20—24. О памятках и памятниках (Михаил Стефанович)

8. И. Нав.4:1—9, 20—24. О памятках и памятниках

Когда весь народ перешел чрез Иордан, Господь сказал Иисусу: возьмите себе из народа двенадцать человек, по одному человеку из колена, и дайте им повеление и скажите: возьмите себе отсюда, из средины Иордана, где стояли ноги священников неподвижно, двенадцать камней, и перенесите их с собою, и положите их на ночлеге, где будете ночевать в эту ночь.

Иисус призвал двенадцать человек, которых назначил из Сынов израилевых, по одному человеку из колена, и сказал им Иисус: пойдите пред ковчегом Господа Бога вашего в средину Иордана и [возьмите оттуда] и положите на плечо свое каждый по одному камню, по числу колен сынов Израилевых, чтобы они были у вас знамением; когда спросят вас в последующее время сыны ваши и скажут: «к чему у вас эти камни?», вы скажете им:» [в память того], что вода Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа; когда он переходил чрез Иордан, тогда вода Иордана разделилась»; таким образом камни сии будут для сынов Израилевых памятником на век.

И сделали сыны Израилевы так, как приказал Иисус: взяли двенадцать камней из Иордана, как говорил Господь Иисусу, по числу колен сынов Израилевых, и перенесли их с собою на ночлег, и положили их там. И [другие] двенадцать камней поставил Иисус среди Иордана на месте, где стояли ноги священников, несших ковчег завета. Они там и до сего дня…

…И двенадцать камней, которые взяли они из Иордана, Иисус поставил в Галгале и сказал сынам Израилевым: когда спросят в последующее время сыны ваши отцов своих: «что значат эти камни?», скажите сынам вашим: «Израиль перешел чрез Иордан сей по суше», ибо Господь Бог ваш иссушил воды Иордана для вас, доколе вы не перешли его, так же, как Господь Бог ваш сделал с Чермным морем, которое иссушил пред нами, доколе мы не перешли его, дабы все народы земли познали, что рука Господня сильна, и дабы вы боялись Господа Бога вашего во все дни.

(Иис. Нав.4:1—9, 20—24)


Если вы были студентом, то наверняка помните, как во время подготовки к сессии умудрялись за одну ночь загрузить в свою память огромное количество информации, которая, чаще всего, улетучивалась сразу же после сдачи экзамена. Если вы не были студентом и никогда в своей жизни не готовились к экзаменам, то всё равно знаете хоть что-то о человеческой памяти. Знаете, что она ненадёжна. Знаете, что она не безгранична. Знаете, что её нужно тренировать и развивать. Знаете, что у разных людей она разная. Пожилые люди зачастую хорошо помнят своё детство, но не могут вспомнить, что было вчера. По легенде, Александр Македонский помнил имена абсолютно всех своих воинов. А я не могу запомнить имена прихожан нашей церкви. Уинстон Черчилль, говорят, помнил наизусть тексты практически всего Шекспира. А я не помню даже названий его пьес. Полиглот, попавший в Книгу рекордов Гиннесса, Зиад Фазах владеет 58ю языками. А я никак не могу выучить даже два. Впрочем, я не особо переживаю по этому поводу, поскольку уверен, что забывать, не менее полезное свойство человеческой памяти, чем запоминать. Главное здесь не перепутать, что надо бы забыть, а что обязательно надо помнить. Но о забывчивости, как благословении Божьем, может быть, поговорим в другой раз, а сегодня, всё-таки я предлагаю рассмотреть идею важности запоминания.

Если вы когда-нибудь слушали проповеди по сегодняшнему отрывку из книги Иисуса Навина, то уже должны знать всё о полезности и важности каких-либо наших личных «памятников» и памяток о чудесах и победах Божьих, которые Он совершал в наших жизнях. Записи ли это в дневнике, к которым можно вернуться спустя много лет или во времена кризисов веры. Фотографии ли это в альбоме, глядя на которые вы можете перенестись в прошлое и ещё раз пережить то, чего не переживаете сегодня. Сувениры ли это, напоминающие вам о местах и событиях, в которых вам довелось особенно близко прочувствовать присутствие Божье. Очень полезно перейдя свой личный «Иордан», пройдя свои личные испытания, преодолев свои личные препятствия, достать в этом приключении свои личные двенадцать камней, которые будут служить вам памятным знаком, или, как говорится в нашем сегодняшнем тексте, знамением и памятником. Очень полезно иметь что-то, что во время очередного испытания или кризиса напомнит вам, а Бог-то живой, и Он способен разделить воды самого глубокого и опасного Иордана, способен провести вас и через долину смертной тени, и через иссохшую пустыню, и через глубокие воды отчаяния. И как спасал Он вас вчера, так же спасёт и сегодня. И как Он был верен Своим обетованиям вчера, так же будет верен и сегодня. И нет для Него ничего невозможного.

Но, чтобы не тратить ваше время на повторение того, что вы и так прекрасно знаете, я предлагаю потратить его на молитвенное размышление над некоторыми деталями сегодняшнего текста, которые так и норовят ускользнуть из поля нашего зрения. Скромные и застенчивые детали))).

Прочитаем ещё раз стихи 2й и 4й:

«возьмите себе из народа двенадцать человек, по одному человеку из колена» (Иис. Нав.4:2);

«Иисус призвал двенадцать человек, которых назначил из Сынов израилевых, по одному человеку из колена» (Иис. Нав.4:4).

По одному человеку из колена. Для чего? Чтобы собрать стройматериалы для изготовления памятника.

Сегодня, чтобы построить памятник, нанимают архитектора или дизайнера, заключают договор со строительной компанией, которая, в свою очередь, ищет наиболее подходящего поставщика материалов. Сегодня каждым этапом процесса создания памятника занимаются специально подготовленные для этого люди, по нескольку лет проходившие обучение и приобретавшие практический опыт для выполнения именно этой работы. Арматуру, бетон, бронзу и камни для памятников ищут, приобретают и доставляют снабженцы или менеджеры по закупу. В нашей сегодняшней библейской истории строительства памятника «Перешедшим Иордан» этим занимаются «по одному человеку из колена». Может быть потому, что во время странствований Израиля по пустыне в Синайском строительном институте была временно закрыта кафедра материально-технического снабжения, а руководители факультета богослужебных сооружений Веселиил и Аголиав были так заняты постройкой скинии и жертвенника, что им было не до подготовки снабженцев? И потому поставкой материалов для памятника занимались «по одному человеку из колена»?

Вообще-то, схема «по одному человеку из колена» встречалась в истории Израиля и раньше. И во время переписи населения, о которой можно прочитать в 1й главе книги Чисел. И когда Моисей отправлял людей осмотреть ту землю, в которую их вёл Господь (Чис.13:3). И если в тех случаях задачей такого делегирования было подчеркнуть идею общего участия, (через своих представителей опосредованно весь Израиль становился участником, как объективной переписи, так и осмотра земли, где молоко и мёд), так и в нашей истории строительства памятника, будет правильно сделать тот же вывод: памятник строили ВСЕ, чтобы ВСЕ могли вспоминать, как ВСЕ перешли через Иордан. Причём, если в предыдущих эпизодах мы можем увидеть имена представителей колен Израилевых, то в сегодняшнем описании этих имён нет. Безымянные «по одному человеку из колена». Но не потому, что переход через Иордан был менее важен для Израиля, чем перепись или осмотр земли, а потому, что идея общности совершённого дела важнее, чем личности, совершившие это дело. ВСЕ участвовали. ВСЕ должны помнить. ВСЕМ нужно напоминание. И памятник строили не «Перешедшим Иордан», а Господу Богу, Который «иссушил воды Иордана для вас, доколе вы не перешли его» (Иис. Нав.4:23), поэтому наши «по одному человеку от колена» остались безымянными.

Как этот вывод может быть полезен нам? Препятствие, которое лежит перед тобой сегодня, оно не сугубо твоё. Ты – член Тела, которое страдает или радуется, когда ты страдаешь или радуешься (1Кор.12:14—27). «Я и Бог» допустимо лишь при таком условии: «я, как часть Церкви, и Бог». К сожалению, в современном евангельском христианстве доминирует идея индивидуализма. Скорее всего, это результат влияния западной психологии на западное богословие, влияния, которое и приводит к таким уродливым результатам, как лозунги типа «для Бога важны только твои личные с Ним отношения», с ударением на слово «только», что является первым шагом к разобщению Церкви Вселенской и церквей поместных. А между тем Писание категорично утверждает, что Тело Христа «получает приращение для созидания самого себя в любви» посредством «всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена» (Еф.4:16). Так что, никак не могу согласиться с этим внешне красивым, но столь коварно опасным утверждением что единственное, что по-настоящему важно в глазах Бога и что по-настоящему полезно для наших ежедневных преодолений различных препятствий, это отношения «я и Бог». Нет, и ещё раз нет. Лишь при условии соблюдения отношений «я, как часть Церкви, и Бог» есть смысл бросаться в свой Иордан. Памятник строили ВСЕ, чтобы ВСЕ могли вспоминать, как ВСЕ вместе преодолевали препятствие.

Как это применить на практике?

Если ты оказался перед препятствием, неважно, внешним или внутренним, сомнением или болезнью, гневливостью начальника или собственной раздражительностью, глупостью сотрудников или собственной недальновидностью, недостатком финансов или недостатком мотивации, обратись к Церкви. За советом, за молитвенной поддержкой, за опытом. Посмотри на те памятники, на те памятные записи, которые оставили твои братья и сёстры, проходившие через эти препятствия раньше. Вспомни свидетельства, которые ты слышал раньше, почитай биографии и мемуары христиан, живших до тебя. Почитай книги христианских авторов, в которых есть упоминания о духовном опыте различных верующих различных времён, народов и культур. Они оставили эти памятники для тебя, как и Израиль времён Иисуса Навина оставлял для будущих поколений. «…когда спросят вас в последующее время сыны ваши и скажут: „к чему у вас эти камни?“ (Иис. Нав.4:6), …когда спросят в последующее время сыны ваши отцов своих: „что значат эти камни?“, скажите сынам вашим: „Израиль перешел чрез Иордан сей по суше“» (Иис. Нав.4:21,22).

Но памятники памятникам рознь. И личные дневники и памятные записи также разнятся. Что общего между лидером старообрядчества протопопом Аввакумом, русской императрицей Екатериной Второй, величайшим полководцем Великой Отечественной войны маршалом Жуковым и одним из первых христианских богословов Августином Блаженным? Все они писали мемуары. В чём разница?

Мемуары «великих» людей, как прошлого, так и современности, скорее сродни не 12ти камням из реки Иордан, не камню, который Иаков поставил памятником в Вефиле (Быт 28:18), не 12ти камням, которые поставил Моисей под горою Синай (Исх.24:4), а памятнику Авессалома, взбунтовавшегося против своего отца и законного царя сына Давида (2Цар 18:18), скорее они сродни легендарной вавилонской башне.

«Авессалом еще при жизни своей взял и поставил себе памятник в царской долине; ибо сказал он: нет у меня сына, чтобы сохранилась память имени моего. И назвал памятник своим именем» (2Цар.18:18). «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя» (Быт.11:4).

«Я сделал это», – пишут на значках, майках и наклейках. «Я сделал то-то и то-то», – пишут зачастую авторы мемуаров. Означает ли это, что их надо не читая отправлять в мусорную корзину? Что в них нельзя найти ничего полезного? Вовсе нет. Это означает лишь то, что при их чтении нам с вами надо быть ещё более аккуратными и осторожными, чтобы однажды лозунг на значке «Я сделал это» не вытеснил из нашего сознания памятную запись «Бог сделал это».

Однажды великий царь Навуходоносор, глядя на результаты своих трудов, сказал «Я сделал это!» и превратился в бессловесное животное с желудком коровы, гривой льва и птичьими когтями. Ну не то чтобы так буквально, но от этого картина его безумия не становится менее страшной. Почитайте книгу Даниила 4ю главу и не стройте памятников себе. Но и не отказывайтесь вовсе от идеи оставлять после себя памятки и памятники для своих потомков. В нашей сегодняшней 4й главе книги Иисуса Навина повеление строить памятники исходит от Бога. «Господь сказал Иисусу» (Иис. Нав.4:1).

Выходит, мы должны не только использовать в своей христианской жизни опыт других христиан, но и делиться своим опытом с другими? Ну, положим, на воскресном церковном собрании или на домашней группе, я ещё могу посвидетельствовать о том, как Бог провёл меня через препятствия. Положим, я могу говорить о Божьих победах и Божьей помощи детям и внукам, пока они ещё маленькие. А если уже взрослые и считают меня не от мира сего? Если считают чудеса простым совпадением? Если момент упущен? А если у меня нет своих памятников и памятных записок? А если я понимаю свою ответственность за передачу веры последующим поколениям, но не умею писать мемуары и христианские книги? Не беспокойся, Бог уже предусмотрел и эти препятствия и потому твои предшественники оставили так много памятников не только для тебя, но и для твоих потомков. Нет своего дневника? Прочитай им дневники Августина. Нет своих памятных записей? Прочитай им записи Лукадо или Сперджена. Памятники, на которых написано «Бог сделал это», нужны не только тебе, но и последующим за тобой поколениям.

И ещё один маленький, но чрезвычайно важный и полезный совет, который можно найти в маленькой детали сегодняшнего текста: обращай внимание на памятки и памятники, оставленные тебе твоими предшественниками ещё до того, как к тебе пришло испытание. Читай книги не тогда, когда уже пришла беда, а заранее. Прислушивайся и запоминай свидетельства других христиан не тогда, когда твоя нужда в помощи превышает твою способность запоминать, а боль лишает возможности думать, а заранее. Прочитай ещё раз стих 5й сегодняшней главы:

«и сказал им Иисус: пойдите пред ковчегом Господа Бога вашего в средину Иордана и [возьмите оттуда] и положите на плечо свое каждый по одному камню, по числу колен сынов Израилевых» (Иис. Нав.4:5).

Ещё до того, как народ вошёл в воды Иордана, в него вошёл ковчег. Но ещё прежде, чем в воды вошёл ковчег, прозвучало повеление позаботиться о создании памятного знака, памятной записи, пусть сделанной не ручкой или клавиатурой, а дюжиной камней, но записи, которую смогут читать многие последующие поколения. Позаботься о передаче своего духовного наследия ещё в самом начале своего дела. Начиная служение, думай не о сегодняшнем. Начиная церковь, думай не о сегодняшнем. Ещё прежде рождения ребёнка, начинай думать не о манежике и памперсах, а о том, каким образом ты будешь пересказывать ему истории своего духовного опыта, свою память о делах Божьих. Запасайся свидетельствами))). Ну а если не озаботился заранее, то перечитай двумя абзацами выше и используй те памятники, которые тебя уже окружают. И не забудь сказать Богу «спасибо», за то, что Он озаботился жизнью твоей и твоих потомков заранее. «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8:32). И дарует, и уже даровал. И напоминалки-памятки-памятники, и землю, где молоко и мёд.


ВОПРОСЫ:

1. К каким «памяткам» и «памятникам» ты обращаешься сегодня?

2. Какие «памятники» Богу ты мог бы построить?

3. Как ты можешь помочь другим христианам найти или построить их личные «памятники»?

4. Как бы ты объяснил кажущееся противоречие между личным спасением и коллективным освящением?


Д/З: помолись этими словами из Писания, которые ты выучил наизусть:

«И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего» (Пс.70:18).