Вы здесь

Земля, где молоко и мёд. Размышления над книгой Иисуса Навина. 7. И. Нав. 3:1—17. О преодолении «водных преград» (Михаил Стефанович)

7. И. Нав. 3:1—17. О преодолении «водных преград»

И встал Иисус рано поутру, и двинулись они от Ситтима и пришли к Иордану, он и все сыны Израилевы, и ночевали там, еще не переходя [его].

Чрез три дня пошли надзиратели по стану и дали народу повеление, говоря: когда увидите ковчег завета Господа Бога вашего и священников [и] левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним; впрочем расстояние между вами и им должно быть до двух тысяч локтей мерою; не подходите к нему близко, чтобы знать вам путь, по которому идти; ибо вы не ходили сим путем ни вчера, ни третьего дня.

И сказал Иисус народу: освятитесь, ибо завтра сотворит Господь среди вас чудеса. Священникам же сказал Иисус: возьмите ковчег завета, и идите пред народом. [Священники] взяли ковчег завета, и пошли пред народом.

Тогда Господь сказал Иисусу: в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех [сынов] Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем, так буду и с тобою; а ты дай повеление священникам, несущим ковчег завета, и скажи: как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане.

Иисус сказал сынам Израилевым: подойдите сюда и выслушайте слова Господа, Бога вашего. И сказал Иисус: из сего узнаете, что среди вас есть Бог живый, Который прогонит от вас Хананеев и Хеттеев, и Евеев, и Ферезеев, и Гергесеев, и Аморреев, и Иевусеев: вот, ковчег завета Господа всей земли пойдет пред вами чрез Иордан; и возьмите себе двенадцать человек из колен Израилевых, по одному человеку из колена; и как только стопы ног священников, несущих ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет, текущая же сверху вода остановится стеною.

Итак, когда народ двинулся от своих шатров, чтобы переходить Иордан, и священники понесли ковчег завета пред народом, то, лишь только несущие ковчег вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана – Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы, – вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла. И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все [сыны] Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан.

(Иис. Нав.3:1—17)


Глядя на историю овладения Израилем землёй, где молоко и мёд, землёй обетованной, можно увидеть, что это самое овладение не было лёгким и беспрепятственным. Мы уже видели на предыдущих наших встречах такие препятствия, как потеря лидера, и связанная с ней растерянность и неопределённость, такие препятствия, как недостаток твёрдости и мужества, необходимых для исполнения воли Божьей, такие препятствия, как риск преждевременной остановки и неоказания помощи другим в получении своего участка земли, где молоко и мёд, и другие.

В сегодняшнем отрывке герои книги Иисуса Навина вплотную подошли к препятствию, преодоление которого должно быть знаковым рубежом в их вхождении в Ханаан. Вместе с Иисусом Навином и всеми сынами Израилевыми мы подошли к реке Иордан. Если судить о серьёзности этой преграды, по отзывам туристов и паломников, посетивших места предполагаемого крещения Иисуса Христа и перехода через реку Иисуса Навина, то Иордан – немногим шире и глубже нашего Большого Алматинского канала. Но если обратиться к более серьёзным источникам, то можно прочитать, что местами ширина реки доходит до сорока метров, а берега Иордана высоки и отвесны. Во время половодья река подмывает берега, что приводит к их обвалам. А в стихе 15м сегодняшнего текста, мы читаем, что в тот момент, когда Израиль, возглавляемый Иисусом Навином, подошёл к реке, Иордан был на максимуме своей ширины и глубины. Более того, по утверждениям историков, археологов и библеистов, те мелководные места в верховьях Иордана, которые сегодня предлагают туристам для паломничества, не совсем соответствуют Иордану в его низовьях, близ Мёртвого моря, напротив Иерихона. И этим источникам я доверяю больше, поскольку понимаю, что требования безопасности, предъявляемые к экскурсионным пакетам, не позволят привести туристов к местам, угрожающим их безопасности. Препятствие? Если сравнить с Чермным морем, то менее значительное. А если вспомнить, что перейти Иордан должны были не только «морские котики» израильской армии, не только диверсанты-пловцы, но и женщины с детьми? И домашний скот? И плавающие хуже меня, а мой любимый стиль плавания – «топориком», куры? И кошки, которых в воду не загонишь даже под страхом смерти? И это при том, что накануне своего победного преодоления Иордана, израильтяне три дня занимались заготовлением пищи, а не строительством десантных и грузовых плотов и паромов. Препятствие? Вот теперь – да. Причём более осязаемое, более видимое, чем те, преимущественно, внутренние препятствия, которые мы рассматривали на предыдущих наших встречах.

О переходе через Чермное море израильтяне эпохи Иисуса Навина могли помнить лишь по рассказам своих отцов и дедов, так как не были его непосредственными участниками. В этот момент их вера должна была подвергнуться наиболее сильному испытанию, за всю их жизнь. В их жизни преодоление водной преграды происходит в первый раз. Сегодня им предстоит на себе испытать то, через что проходили их оставшиеся в пустыне предки. Страшно? Это нам нет, потому что мы уже знаем, чем закончится эта история. Но, всё-таки, хочу найти в этой истории нечто полезное для меня сегодняшнего, живущего в 2016 году в Алматы, и не стоящего на берегу Иордана со всем своим скотом и скарбом.

А для начала, приведу диалог двух христиан, двух лидеров, двух служителей, в чьём служении неожиданно возникло препятствие. В случае, который вспоминаю я, это был отказ администрации подростковой колонии в оформлении пропуска. Или отказ руководства церкви поддержать инициативу этих двух христиан. А может отказ тех, кто рассматривался в качестве помощников в этом новом служении, идти за колючую проволоку. Точно не помню. Прошло 15 лет. Помню только, что возникло некое препятствие, которое надо было преодолеть.

Итак. Два христианина, назовём одного «Активист», другого – «Созерцатель», стоят на берегу своего Иордана. Два разных похода к возможному решению проблемы. Один говорит «надо что-то делать», другой – «надо довериться Богу и ждать». Один говорит «промедление смерти подобно», другой – «спешка хороша лишь при ловле блох». Созерцатель подкрепляет свою точку зрения переходом через Чермное море, Активист – переходом через Иордан. Созерцатель ждёт, пока Бог разведёт воды, и препятствие, таким образом, устранится. Активист настаивает на необходимости войти в воду, веря, что тогда Бог эти воды разведёт. Как бы в ответ на нашу веру и инициативу.

Скорее всего, и вам приходилось не раз слышать призывы проявить веру и войти в Иордан, или проявить больше веры и выйти, как Пётр, из лодки. Сторонники точки зрения Активиста верят, что в сравнении историй преодоления водных преград Моисеем, Иисусом Навином и Апостолом Петром надо увидеть прогрессию. Вначале Бог ждёт от человека смиренного и терпеливого ожидания, пока воды расступятся, пока под ногами не окажется твёрдая земля, пока препятствие устранится. Затем – шага веры, вхождения в воду, после которого только она расступится и под ногами окажется твёрдая земля. Ну а наивысшая точка веры – не ждать твёрдой земли под ногами, а идти по воде, не ждать, пока Бог решит проблему препятствия, а идти над ней.

И Бог действительно хочет, чтобы мы росли в нашем доверии к Нему. «Ты же, человек Божий, … преуспевай в… вере» (1Тим.6:11). «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем» (1Кор.15:58). «Итак вы, возлюбленные, … возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет.3:17,18).

Однако, как я вижу сегодняшнюю историю перехода через Иордан, ключевым в ней является не момент, когда в воду ступили «стопы ног священников», а момент, когда посреди Иордана оказался «ковчег Господа, Владыки всей земли», который эти самые священники несли (Иис. Нав.3:13). Посмотрите под таким углом на следующие стихи сегодняшней главы:

«когда увидите ковчег завета Господа Бога вашего и священников [и] левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним» (Иис. Нав.3:3);

«Священникам же сказал Иисус: возьмите ковчег завета, и идите пред народом. [Священники] взяли ковчег завета, и пошли пред народом» (Иис. Нав.3:6);

«дай повеление священникам, несущим ковчег завета, и скажи: как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане» (Иис. Нав.3:8);

«вот, ковчег завета Господа всей земли пойдет пред вами чрез Иордан» (Иис. Нав.3:11);

«как только стопы ног священников, несущих ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет, текущая же сверху вода остановится стеною» (Иис. Нав.3:13);

«и священники понесли ковчег завета пред народом» (Иис. Нав.3:14)…

Всякий раз, когда мы видим в сегодняшнем тексте упоминание о священниках, рядом с ними есть упоминание о ковчеге. И не просто рядом, не просто синергия человека и Бога, ковчег не «рядом», а «впереди»! Воды расступятся, как только в них войдёт ковчег. Двиньтесь с места своего, когда увидите ковчег. Идите ЗА ковчегом. Ковчег пойдёт впереди вас. Кажется ясно?

Что касается истории с Петром, вышедшим из лодки, то и здесь мы читаем: «Господи! если это Ты, повели (прикажи) мне придти к Тебе по воде» (Матф.14:28). И лишь после повеления Иисуса «иди», Пётр совершает свой подвиг.

Так что, выбирая, кого мне слушать, Активиста или Созерцателя, я выберу Созерцателя. Дождись, пока Бог пройдёт впереди, пока разведёт воды, решит проблему, устранит препятствие, либо даст чёткий приказ «иди», и только тогда начинай двигаться. Так что, сопоставляя разные истории преодоления водных преград, я бы не стал искать в них идею прогрессивного развития веры и послушания. Эта идея есть в Библии, но не в истории перехода через Иордан. А что же можно найти для меня в истории, описанной в сегодняшней главе книги Иисуса Навина?

В сопоставлении этих трёх эпизодов чрезвычайно важно увидеть то, что Бог всегда впереди и не надо пытаться «подгонять» Его, бросаясь в глубокие воды проблем и препятствий, считая, что в этом и есть вера. Это не вера, друг, это попытка шантажа. А Бог не поддастся на шантаж, поскольку Он свободен в выборе методов и средств решения аналогичных задач. Он может развести воды до того, как человек выразит свою веру. Он может развести воды после того, как человек сделает шаг веры и послушания. Он может и вовсе не разводить воды, а провести человека, выразившего веру, поверх них, и вести, пока человек доверяет Ему. Он может исцелить болезнь чудесным образом и тем самым вселить в человека веру. Он может исцелить болезнь посредством врачей и тщательно соблюдаемого режима жизни. Он может не дать болезни и вовсе коснуться человека. А может и просто провести человека сквозь болезнь к встрече с Собой не исцелив его при этой жизни. Он может чудесным образом, без какого-либо видимого участия человека, склеить разрушенный брак или отношения. Он может склеить эти отношения посредством соблюдения человеком Божьих правил и принципов общения и определённых усилий со стороны человека. Он может восполнить недостаток отношений, недостаток дружбы, принятия, любви со стороны других людей одним лишь Своим присутствием. Он может накормить, просыпав с небес манну и перепелов или устроив неожиданную скидку в продовольственном магазине. Он может накормить, прислав воронов с хлебом и мясом или соседку с пирогом и кастрюлькой борща. Он может накормить, благословив урожаем или зарплатой труд человека. Он свободен в выборе методов и средств решения аналогичных задач.

Тот же самый вывод можно сделать, обратив внимание на ещё одну деталь, которая делает наши аналогичные истории преодоления водных преград разными. И на эту деталь необходимо обратить внимание, чтобы у нас не сформировалось неверное представление о значении и силе воздействия неких материальных, вещественных предметов в наших личных историях преодоления водных или иных препятствий. Чтоб мы не подумали, вдруг, что только купание в Иордане может исцелить от проказы, как это было в истории Неемана. Чтоб мы не подумали, что Бог может умножить только муку и масло и только в глиняных кувшинах, как это было в истории вдовы Сарептской. Чтоб мы не подумали вдруг, что для изгнания бесов необходимо наличие стада свиней рядом, а для уплаты налогов – надо поймать «правильную» рыбу. Чтоб мы не подумали вдруг, что для решения каждой конкретной проблемы в твоей жизни нужно прочитать конкретный «правильный» псалом или поставить определённое количество свечей перед определённой иконой.

Однажды израильтяне возложили свои надежды на победу на ковчег, заменив им Бога, и потерпели сокрушительное поражение (1 Цар 4). И Филистимляне, которым после этого поражения, достался ковчег, строили свою веру на ковчеге, как порой и некоторые из нас строят на посещении особых мест и на обладании особыми предметами, на особых людях и особых ритуалах. Чтобы наша вера была верой Богу, а не верой в ковчег, посмотрите ещё раз на различные библейские истории, связанные с преодолением водных преград.

В истории Моисея символом божьего присутствия и Божьей власти был жезл. «А ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» (Исх.14:16). «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исх.14:21).

В истории пророков Илии и Елисея таким символом был плащ-накидка. « И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху» (4Цар.2:8). «и взял (Елисей) милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей» (4Цар.2:14).

В книге Откровения Господь осушает воды реки, превращая водную преграду в удобную дорогу, посредством некой чаши гнева. « Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного» (Откр.16:12).

Выходит, дело вовсе не в ковчеге! Не в жезле. Не в милоти. И тем более не в том, на каком уровне развития веры находится человек. Не важно, есть ли у тебя камушек из Ефеса или нет, посетил ты Храм Гроба Господня или нет, умылся водой из святого источника или нет. Важно, где находится Бог в твоей жизни. Есть ли Он? Или вместо Него ты рассчитываешь на мощи, чётки и другие обереги?

Посмотрите ещё раз на 10й стих нашего основного отрывка: « И сказал Иисус: из сего узнаете, что среди вас есть Бог живый, Который прогонит от вас Хананеев и Хеттеев, и Евеев, и Ферезеев, и Гергесеев, и Аморреев, и Иевусеев» (Иис. Нав.3:10). Иисус Навин прекрасно понимал основное назначение чудесного преодоления Иордана: Бог живой хотел показать тем, кто оказался перед препятствием, что Он среди них.

Для решения проблемы, для преодоления препятствия, для получения благословления, проверь, где находится Бог в твоей жизни?

Может быть, ты рассчитываешь на то, что стал достаточно праведен, благодаря своему знанию Библии, многочисленным постам, продолжительным молитвам, обильным пожертвованиям, праведен настолько, что стоишь уже на одной ступеньке с Богом и тебе нет нужды ждать, пока Он устранит препятствия в твоей жизни, поскольку Он обязан ответить на твою праведность? Тогда прочитай ещё раз стих 4й: «впрочем расстояние между вами и им должно быть до двух тысяч локтей мерою; не подходите к нему близко, чтобы знать вам путь, по которому идти; ибо вы не ходили сим путем ни вчера, ни третьего дня» (Иис. Нав.3:4).

Довольно странные слова для нас, привыкших слышать, что нам нужна близость с Богом. Но так же, как стремление к близости, нам необходимо предупреждение от панибратства. Не забудь снять свою обувь приближаясь к Богу. Не переходи черту между открытостью и непочтительностью. Не превращай свою свободу во вседозволенность. Не диктуй Богу, что, когда и как Он должен сделать, поскольку Он свободен в выборе методов и средств устроения нашей жизни. Не пытайся подгонять Бога, поскольку наше место ЗА Ним. И пока ОН впереди, ты даже посреди разлившегося Иордана можешь стоять твёрдою ногою на суше.


ВОПРОСЫ

1. Как ты чаще всего поступаешь, встретив препятствия? Отступаешь? Проявляешь ещё больше упорства и настойчивости?

2. Кем ты бываешь чаще – Активистом или Созерцателем?

3. Можешь ли ты привести примеры того, как бежал впереди Бога? В какой момент ты понимал, что Бог НЕ впереди? Чем это заканчивалось?

4. Можешь ли ты привести примеры того, как по-разному Бог решал аналогичные задачи?

5. Перед каким препятствием ты стоишь сегодня? Как ты намереваешься его преодолеть?


Д/З:

Прочитай, поразмышляй и выучи наизусть следующий стих из Библии:

«Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» (Пс.22:4).