6. И. Нав. 2:1—24. Видимая и невидимая «нетаковость»
И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. [Два юноши] пошли и пришли в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там.
И сказано было царю Иерихонскому: вот, какие-то люди из сынов Израилевых пришли сюда в эту ночь, чтобы высмотреть землю. Царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в твой дом, ибо они пришли высмотреть всю землю. Но женщина взяла двух человек тех и скрыла их и сказала: точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они; когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их. А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле. [Посланные] гнались за ними по дороге к Иордану до самой переправы; ворота же [тотчас] затворили, после того как вышли погнавшиеся за ними.
Прежде нежели они легли спать, она взошла к ним на кровлю и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость; ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили; когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу; итак поклянитесь мне Господом что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому отца моего, и дайте мне верный знак, что вы сохраните в живых отца моего и матерь мою, и братьев моих и сестер моих, и всех, кто есть у них, и избавите души наши от смерти. Эти люди сказали ей: душа наша вместо вас [да будет предана] смерти, если вы не откроете сего дела нашего; когда же Господь предаст нам землю, мы окажем тебе милость и истину.
И спустила она их по веревке чрез окно, ибо дом ее был в городской стене, и она жила в стене; и сказала им: идите на гору, чтобы не встретили вас преследующие, и скрывайтесь там три дня, доколе не возвратятся погнавшиеся [за вами]; а после пойдете в путь ваш. И сказали ей те люди: мы свободны будем от твоей клятвы, которою ты нас закляла, [если не сделаешь так]: вот, когда мы придем в эту землю, ты привяжи червленую веревку к окну, чрез которое ты нас спустила, а отца твоего и матерь твою и братьев твоих, все семейство отца твоего собери к себе в дом твой; и если кто-нибудь выйдет из дверей твоего дома вон, того кровь на голове его, а мы свободны [будем от сей клятвы твоей]; а кто будет с тобою в [твоем] доме, того кровь на голове нашей, если чья рука коснется его; если же ты откроешь сие наше дело, то мы также свободны будем от клятвы твоей, которою ты нас закляла. Она сказала: да будет по словам вашим! И отпустила их, и они пошли, а она привязала к окну червленую веревку.
Они пошли и пришли на гору, и пробыли там три дня, доколе не возвратились гнавшиеся [за ними]. Гнавшиеся искали их по всей дороге и не нашли. Таким образом два сии человека пошли назад, сошли с горы, перешли [Иордан] и пришли к Иисусу, сыну Навину, и пересказали ему все, что с ними случилось. И сказали Иисусу: Господь предал всю землю сию в руки наши, и все жители земли в страхе от нас.
(Иис. Нав.2:1—24)
Два человека посланы с разведывательной миссией. Два подготовленных для такого рода миссии человека. Не какие-то там наблюдатели, жертвы случайного выбора, а разведчики. Искусные мастера этого дела. Кстати, слово, переведённое в Синодальной Библии «тайно», имеет ещё и значение «искусный мастер», а у пророка Исайи в Ис.3:3, оно переведено, как «художник». И наш текст умышленно усиливает идею особых способностей наших лазутчиков и особой секретности их задания, говоря «послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно» (Иис. Нав.2:1). Два разведчика, два мастера, два художника разведывательной деятельности. И вдруг – прокол. О них докладывают царю Иерихонскому. Как местной контрразведке стало известно о прибытии двух Штирлицев? Может быть, они шли с израильскими флагами, распевая «Хаву Нагилу»? Или показывали патрулю на улице удостоверение разведчика? Или их лица были раскрашены боевым камуфляжем, а из под халата выглядывал УЗИ?
Первое правило маскировки разведчика – стать незаметным, слиться с толпой, не лезть в глаза, быть таким, как и все. Значит, версии с удостоверением и боевой раскраской отпадают. Где же тогда прокололись наши спецагенты, наши короли маскировки и мастера перевоплощения? Вроде бы место для устройства тайной базы выбрано удачно, дом блудницы, причём не просто жилище одинокой жрицы любви, а гостевой дом. Некоторые еврейские толкователи Ветхого Завета, чтобы обелить образ будущей прародительницы будущего царя Давида, пытались построить сложные морфологические конструкции и объяснить, что Раав держала гостиницу, а не бордель. Даже если так, её дом – самая подходящая нора для отсидки. Множество бородатых и пропылённых мужчин, командировочные и туристы, среди которых так просто не выделяться. Но… Всего несколько часов в увеселительном доме «мамочки» Раав оказалось достаточно, чтобы остальные постоянные посетители этого заведения смогли заподозрить что-то неладное. Не пьют до потери человеческого облика, в карты не играют, деньги стриптизёршам в трусики не засовывают, хозяйку за сладкие места не лапают, хотя она и не против, не отвечают раскатистым смехом на похабные анекдоты, какие-то не такие, как все… Не такие как все? Но это уже и есть нарушение первого правила маскировки разведчика! Слиться с толпой и стать незаметным. Выходит, не обязательно надо громко и с выражением читать «Отче наш» или петь «Господь, Ты – Пастырь мой», для того, чтобы окружающие увидели в тебе дитя Божье? Выходит, что если ты НЕ будешь делать то же, что и окружающие, ты уже себя «рассекретишь»? Наши лазутчики в доме Раав не говорили о победах Божьих, не раздавали трактаты с призывом покаяться, но их выдавало их богобоязненное поведение, люди видели их «нетаковость». Даже если внешне они были как все, все видели, что они не такие как все. Они НЕ делали того, что считается нормальным в миру.
И в этом месте нелишне задаться вопросом: если я уже несколько лет хожу в один и тот же офис, в один и тот же магазин, в одну и ту же школу, но окружающие до сих пор не рассекретили меня как представителя Божьего народа, всё ли в порядке с моей верой? Действительно ли я «сияю, как светило в мире» (Фил.2:15), или же я уже «преступлением закона бесчещу Бога» (Рим.2:23)? Не получилось ли так, что моя свеча оказалась под кроватью, вместо того, чтобы светить всем? Или же она вовсе потухла? Выдают ли моя речь и моё поведение Бога во мне? Если «да», то переходи к чтению следующих абзацев. Если же «нет», то пришло время покаяться и попросить Бога вернуть огонь потухшей свече, попросить Бога «многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня» (Пс.50:4). А когда «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр.9:14) – переходи к следующему абзацу))).
Итак. Надеюсь, ты смог увидеть, как из таких небольших деталей в истории двух соглядатаев, чьи имена даже не упоминаются, можно извлечь немалый урок для себя? Бог, Который в тебе, всё равно будет виден окружающим через твою «нетаковость». А чему же тогда можно научиться, рассматривая портрет Раав?
Безусловно, здесь можно и нужно говорить и о милости Божьей, благодаря которой вчерашняя блудница получила оправдание и новую жизнь и вошла в список героев веры в 11й главе Послания к Евреям (Евр.11:31). Здесь можно и нужно говорить о том, что каким бы ни было твоё прошлое, всю его грязь смывает Кровь Христа. Здесь можно и нужно говорить о том, что ты можешь не просто получить прощение и оправдание по вере, но и, подобно Раав, вошедшей в родословие Спасителя человечества, стать звеном цепи, намного бОльшей, чем твоя жизнь (Матф.1:5). Здесь можно и нужно говорить о том, как вера одной женщины спасла всю её семью (Иис. Нав.6:21—24). Здесь можно и нужно говорить о персональном мужестве необходимом для шагов веры, поскольку вера – это всегда риск. И об этом уже написано немало проповедей, а жизни и подвигу Раав посвящены целые книги. Но сегодня я хочу, чтобы мы обратили внимание на следующую маленькую детальку, которая нечасто цепляет наш взгляд.
Давайте ещё раз прочитаем последний стих 2й главы книги Иисуса Навина:
«И сказали Иисусу: Господь предал всю землю сию в руки наши, и все жители земли в страхе от нас» (Иис. Нав.2:24).
И ещё раз. «Сказали Иисусу два человека, не успевших обследовать Иерихон, поскольку слишком быстро провалили свою разведывательную миссию, два человека, скрывавшихся в льняных снопах на крыше и не имевших возможности провести соцопрос о настроениях в городе, два человека, единственным контактом которых была Раав, сказали эти два человека: „ВСЕ жители Иерихона и окрестностей в таком страхе от нас, что всё их мужество подобно пластилину, расплавившемуся в жару и куску железа, пролежавшему неделю в концентрированной соляной кислоте. ВСЕ жители, как Иерихона, так и подчинённых ему деревень и городов, УЖЕ растаяли и растворились“». Именно так, «таять, плавиться, растворяться», можно перевести выражение «в страхе».
Из каких проверенных и достоверных источников получили подобную информацию наши мастера сбора разведданных? Они практически дословно цитируют то, что во время короткой вечерней встречи на кровле сообщила им Раав: «я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость» (Иис. Нав.2:9). Я знаю. Я. Конечно же, в сегодняшнем тексте мы видим и местоимение «мы». «Мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили» (Иис. Нав.2:10). «Ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас» (Иис. Нав.2:11). Но всё же, это свидетельство ОДНОЙ женщины, не подтверждённое и не подкреплённое никем и ничем другим, кроме её собственной уверенности «я знаю». Что же это за Штирлицы, которые так легко принимают информацию, даже не задавшись вопросом, а вдруг это «деза» или «фейк»?
Некоторые еврейские талмудисты пишут, что Раав была настолько красивой, что одно лишь упоминание её имени вызывало у половозрелых мужчин определённый эффект, и потому среди её постоянных клиентов были все сановники и вельможи Иерихона, высшие военачальники и советники, цари и мэры городов. Никто не мог равнодушно и хладнокровно пройти мимо, не задержавшись в её постели. Никто, кроме наших двух разведчиков, что и выдало их. А раз так, то Раав владела исключительно полной информацией по экономическому, политическому и военному состоянию Иерихона. Этакая иерихонская Мата Хари. И на основании уже этой информации разведчики и сделали вывод о положении дел. Но, хотя такие легенды и добавляют несколько мазков стройности и логичности к картине, на которой мы видим тайную встречу Раав с агентами Моссад, я всё же предпочту искать объяснение поведению разведчиков, нарушивших ещё один важный закон сбора разведданных, закон, гласящий, что и сама информация, и её источники должны быть проверены и перепроверены, я предпочту искать объяснение в Библии, как в источнике, по-настоящему заслуживающем доверия.
Что же мы имеем, опираясь на Библию? Свидетельство одной блудницы, которое стало основанием для выводов и заключений разведотдела израильской армии. «Я знаю», – говорит Раав. «Я знаю», здесь используется тот же глагол, который встречается в Быт.3:7, когда у Адама с Евой открылись глаза и они внезапно узнали, что наги, глагол, который ещё имеет такие значения, как «стать открытым, дать себя знать, показывать, являться». «Я знаю, что Господь отдал землю сию вам», «мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря», «ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу» (Иис. Нав.2:9—11). И тогда уже свидетельство Раав звучит не как «я знаю», а как «Господь открыл мне». И потому свидетельство Раав не вызывает сомнений и подозрений, потому что основано на делах Божьих в прошлом, на откровении Бога о Себе. «Я знаю, что ваш Бог – Бог всего». И потому, это уже не просто свидетельство, а слова ободрения. «Ваш Бог – Бог всего. Ваш Бог был с вами в прошлом. Ваш Бог будет с вами и в будущем». И это вместо данных о численности конницы, о размещении бойниц в крепостной стене, о высоте и толщине самих стен?
Пожалуй, в таких словах два провалившихся лазутчика нуждались гораздо более, чем в разведывательных данных. Пожалуй, в таких словах нуждаются и те из нас, кто чувствует себя сегодня провалившимся. Не смог развить служение. Не смог сохранить мир в семье. Не смог справиться с гневом. Не смог помочь умирающему больному. Не смог оправдать надежды и ожидания, которые возлагали на меня окружающие, либо те, которые я сам возлагал на себя. Я налажал и прячусь в соломе. Слишком силён, коварен и многочислен враг. Послушай ещё раз, что говорит к тебе Раав: «Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и Он не просто приготовил, но и отдал тебе землю, где молоко и мёд. Твой коварный и многочисленный враг на самом деле не твёрже расплавившегося пластилина».
Посмотри вокруг. Видишь тех, кто считался большим мастером своего дела, но сел в лужу? Тех, кто считался гением служения и образцом порядочности, но сегодня его свеча потухла и покрылась толстым слоем пыли под кроватью? Тех, кто считался примером стойкости и увлекал других, но сегодня прячется в соломе? Видишь тех, кто нуждается в твоём простом свидетельстве? Посмотри на историю Раав и поверь, что одно свидетельство одного человека может ободрить, вдохновить и вселить уверенность в целую армию. Если только это свидетельство основано на реальных делах Божьих и на Его откровении о Себе.
«Мне кажется, израильтяне, что вы легко завоюете мою страну, потому что и я, и все остальные слышали о вашей переправе через Чермное море и убедились в эффективности ваших сапёрных войск, строивших понтонный мост с использованием новейших технологий. Также мы слышали о ваших победах над Сигоном и Огом, и восхищены талантом ваших штабных стратегов. Это же надо! С таким устаревшим вооружением и оборудованием победить столь грозных противников! Хотя да, на вашей стороне было численное преимущество. Короче, что я хотела вам сказать: у вас неплохие шансы на победу, особенно если я подскажу вам слабые места в обороне стен Иерихона. Более того, среди жителей этого города есть немало тех, кто поставил на вашу победу в наших букмекерских конторах. В их числе и я».
Не уверен, что обращение такого рода вызвало бы уверенность Израиля в будущей победе. И хорошо, что из уст Раав прозвучали совсем другие слова. Слова уверенности в Боге, а не человеке.
К чему это я? Да вот к чему. Есть огромная разница между историей, содержащей некую правдивую и достоверную информацию, историей, несущей в себе опыт, который может оказаться кому-то полезным, и свидетельством.
«Я был болен, кашель раздирал мои лёгкие а от беспрерывного чихания уже заложило уши. Но три дня попил антигриппин, попарил ноги и выполоскал из горла всю заразу, и вот – я здоров!» – это история. «Мой начальник на работе так косо смотрел на меня всю неделю, что я уже готов был писать заявление об увольнении, но вот сегодня всё изменилось. Как выяснилось, он просто сменил очки» – это история. «Сегодня в магазине я так удачно попал на распродажу, что потратил в два раза меньше, чем планировал» – это история. Свидетельством, которое ободрит, вдохновит и поддержит других, история сможет стать лишь тогда, когда я сам, в первую очередь, увижу в этой истории Бога, и тогда, когда я расскажу о Его помощи и победе другим.
«Ходил сегодня в горы и восхищался величием Того, Который сотворил этих каменных колоссов!» «Наблюдал за дождевым небом и увидел, как сквозь тучи пробился солнечный столб. И понял, что и посреди самых тяжёлых свинцовых туч, Бог может послать кусочек солнца, как может послать надежду посреди самых невыносимых испытаний и тягот». И это уже лучше. Но ещё лучше, когда мы начнём видеть Бога в самых обыденных повседневных реалиях. Начнём видеть Бога там, где Его не видят другие. Красотой гор любуются и люди, не рождённые от Духа Святого, и прославляют матушку-природу. Слезу умиления вызывают закаты и у откровенных безбожников. Нежный восторг при виде детей и котят переживают и атеисты, и агностики. Необычайный эмоциональный подъём переживают и охотники за торнадо, и любители затяжных прыжков с парашютом. Но их истории мы не воспринимаем как свидетельства. Этим историям чего-то не хватает.
Наша «нетаковость» проявляется в том, что мы видим славу Божью не только в горах, но и в удачно пожаренной картошке, и в том, что я не опоздал на работу, несмотря на непреодолимые пробки и не вовремя загорающийся красный сигнал светофора. Иначе мы служим и поклоняемся богу гор. Наша «нетаковость» проявляется в том, что мы можем поклоняться Богу не только под христианскую музыку, но и в полной тишине, не только на воскресном собрании, в окружении других христиан, но и в одинокий вечер понедельника. Иначе мы служим какому-то воскресному богу. Наша «нетаковость» проявляется в том, что мы можем видеть силу и мощь Бога не только в тайфунах и грозах, но и в том, что у нас из крана течёт горячая вода, что доступно не всем живущим на Земле, и в том, что мы можем, не прячась читать Библию, что доступно не всем живущим на Земле, и в том, что в соседней комнате не просто шумят, а дико орут внуки, что доступно не всем живущим на Земле. Иначе наш Бог – бог гроз и тайфунов. А по свидетельству той же Раав, наш Бог – «есть Бог на небе вверху и на земле внизу» (Иис. Нав.2:11). Раав увидела такого Бога, каким Его не видели другие жители Иерихона. Бога, Который остаётся Богом и в льняных снопах, разложенных на крыше. Бога, Который господствует над верёвкой, выброшенной в окно городской стены. Бога, Который господствует над просёлочной дорогой, бегущей из языческой столицы, над горой, над Иорданом. Бога, Который господствует и над заглохшим автомобилем, и над неисправным ноутбуком, и над протекающей батареей, и над пассажирами в переполненном автобусе, и над планами продаж, и над ценами на мясо. И вот когда мы научимся видеть Такого Бога, тогда наши истории перестанут быть всего лишь историями, а станут свидетельствами, которые помогут многим и поддержат других, таких же «не таких» как и мы.
ВОПРОСЫ:
1. Насколько успешно удаётся тебе сегодня сливаться с толпой и скрывать свою принадлежность к Божьему народу?
2. Можешь ли ты оставаться «каким-то не таким» на дружеской вечеринке? В общественном транспорте? В магазине одежды? На рабочем месте? Каким образом?
3. Как бы ты определил отличие истории от свидетельства? Что ты чаще рассказываешь?
4. В каких местах или ситуациях тебе бывает проще видеть Бога?
5. Почему непросто бывает увидеть Бога в повседневных обыденных вещах и делах?
Д/З:
Прочитайте, поразмышляйте и заучите наизусть следующие стихи из Библии:
«Он… недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:27,28)