Вы здесь

Земля, где молоко и мёд. Размышления над книгой Иисуса Навина. 4. И. Нав. 1:10—11. От диеты «манной» к диете «медовой» (Михаил Стефанович)

4. И. Нав. 1:10—11. От диеты «манной» к диете «медовой»

И дал Иисус повеление надзирателям народа и сказал: пройдите по стану и дайте повеление народу и скажите: заготовляйте себе пищу для пути, потому что, спустя три дня, вы пойдете за Иордан сей, дабы придти взять землю, которую Господь Бог [отцов] ваших дает вам в наследие.

(Иис. Нав.1:10—11)


Во время 40калетнего странствования по пустыне Израилю было запрещено делать какие-либо запасы, «дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор.8:3), манну было позволено собирать лишь на один день6. Теперь же звучит повеление заготовлять пищу. Но прежде, чем мы начнём искать в этом изменении что-то полезное для нас, небольшая библиологическая ремарка на тот случай, если вдруг враг человеческий попытается тихонечко вложить в ваше сердце идею о бесчеловечной жестокости и произволе Бога, вынуждавшего ради своей прихоти три раза в день, семь дней в неделю, каждый месяц, каждый год, в течение сорока лет есть одно и то же. Только представьте, 44 тысячи порций манны подряд. Какой бы вкусной, полезной и питательной она не была, но не удивительно, если Израиль вёл себя как герой Фрунзика Мкртчяна из фильма «Одиноким предоставляется общежитие». Помните эту сцену? Приходит рассерженный и разочарованный новоиспечённый муж к свахе и говорит: «Я возвращаю мою жену, потому что она не оправдала мои надежды счастливой семейной жизни». А основным аргументом для этого стало её неумение готовить. Процитирую их диалог:

– Она… Абсолютно!.. Не умеет готовить!

– Я умею готовить!

– Не умеешь!!

– Умею!!

– А я не умею есть то, что ты умеешь готовить!!!

– А яичница?

– Мм.. Опять яичница… Утром яичница, днём яичница, вечером яичница, а ночью – омлет! Скоро я буду кудахтать как цыплёнок!

А в нашей истории – утром манна, днём манна, вечером манна… В понедельник, вторник, среду, четверг – манна… В январе, в феврале, в марте, в апреле, в мае – манна…

Но вот что интересно! Откройте вместе со мной 2ю главу книги Второзаконие: «пищу покупайте у них за серебро и ешьте» (Втор.2:6), – сказал Господь Израилю, когда они во время своего странствования приблизились к горе Сеир. И пусть это разрешение было дано практически в самом конце сорокалетней «манной» диеты и на основании одного эпизода трудно утверждать, что такое дозволение действовало все сорок лет, но полезно будет вспомнить всё обилие установлений о жертвах и праздниках.

Например, жертвы повинности и жертвы за грех, часть которых съедалась священниками (Левит 7:1—7). Или мирные жертвы, которые приносились в благодарность, по обету, от усердия, то есть по инициативе человека, тогда, когда хотелось. Часть такой жертвы сжигалась, часть отдавалась священнику. А остальное? Откройте 7ю главу книги Левит. Не думаете же вы, что это относилось к будущему, а не ко времени странствования Израиля по пустыне? Ведь и грешили, и каялись, и давали обеты люди регулярно? И влюблялись, и рожали детей, и благодарили за это Бога. Жизнь то не ограничивалась одним лишь блужданием по пустыне и собиранием манны. И коров доили, и овец стригли, и ткани ткали, и кожи выделывали. И украшения носили, и макияж накладывали, и песни пели, и танцевали. И Надав с Авиудом, как полагают многие, понесли наказание за то, что « принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им» (Лев.10:1) в состоянии опьянения, поэтому и последовал сразу после их гибели запрет на отправление служения в состоянии «подшофе». Неужели опьянели от манны? Конечно же нет. Подтверждённые Библией совершённые приношения мирных жертв, которые съедались теми, кто их приносил, мы можем увидеть в Исх.24:5, Исх.32:6, Чис.7…

Выходит, повседневная жизнь Израиля в пустыне не так уж сильно отличалась от повседневной его жизни в других условиях. И их пищевой рацион был лишён только египетской (подчеркну, египетской) рыбы, огурцов, дынь, чеснока и лука. И задачей «манной диеты» было не поиздеваться над Израилем, а оторвать их от оседлого образа жизни, от корней, которые они пустили в Египте. Помните? «Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось» (Исх.40:36,37). Поднимается столп – поднимается скиния, поднимается Израиль. Останавливается столп – останавливается скиния, останавливается Израиль. В таких условиях даже зелёный лук в баночке на окне не вырастишь, не то что огурцы или дыни. «Дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор.8:3), дабы научить доверию, дабы научить корни свои пускать и хлеб насущный искать не на земле, а в Боге. И уверенность в завтрашнем дне находить не в своих запасах, а в том, что Бог заботится ежедневно. И как Он питал манной вчера и сегодня, так же напитает и завтра.

Так было сорок лет: никаких планов, никаких запасов впрок. Теперь, в нашем сегодняшнем тексте, всё по-другому. Заготовляйте пищу, готовьтесь к походу, планируйте будущее. С чем связано такое изменение отношения к планированию и созданию резервов неизменного Бога?

Когда я был совсем маленьким, я довольствовался тем, как заботились обо мне родители. Не имел карманных денег. Ел конфеты тогда и столько, когда и сколько мне их давали. Начиная лет так с шести, я уже мог самостоятельно распоряжаться своими новогодними подарками. Я мог съесть все конфеты за один день. Мог распределить их на несколько дней или недель. Мог их поменять. Обычно так и было. Менял свои шоколадные конфеты на карамельки старшей сестры. Одну шоколадную на несколько карамелек, десять шоколадных, одну горсть, на целый мешок, тем самым значительно увеличивая объём моих личных сладостей. Я распоряжался чем-то, что вроде как и было моё, но чего я сам не приобрёл. Я делал то, чего не мог делать раньше. Лет в десять у меня уже была своя копилка с мелочью. Я мог собирать и мог тратить. Я делал то, чего не мог делать раньше. Чем старше становится ребёнок, тем больше ему доверяют, тем шире границы его самостоятельности. А вместе с таким доверием и самостоятельностью приходит и ответственность.

И земля, где молоко и мёд, отличается от пустыни как раз уровнем доверия Бога, уровнем ответственности Израиля. За сорок лет пустыни Израиль достаточно «повзрослел» и уже может самостоятельно распоряжаться своими конфетами из новогоднего подарка, у Израиля уже есть своя копилка с мелочью. Не потому, что Израиль стал меньше нуждаться в Боге, а потому, что Бог хочет от своих детей роста в ответственном отношении к тому, что Он даёт. Манна ещё не закончилась, это произойдёт чуть позже, в 5й главе книги Иисуса Навина, но запасы делать уже не только можно, но и нужно. Что это может значить для нас?

Во-первых, то, что первое благословение земли, где молоко и мёд, первое благословение жизни исполнившихся Божьих обетований, это рост нашей самостоятельности, рост нашей ответственности. Это возможность и необходимость расти.

Пожалуй, каждый из нас может вспомнить период своего младенчества во Христе. Период, когда ещё не успеешь о чём-то подумать, о чём-то помолиться, а вот уже на тебе. Период, когда открывая Библию, ты раз за разом находил практические советы и рекомендации по своим разнообразным жизненным ситуациям.

Я до сих пор помню, как будучи молодым новообращённым в 2000м году, шёл по улице, возвращаясь с большого общегородского христианского фестиваля с группой других таких же новообращённых. У одной из сестёр был зонтик. Обычные зонтики венчает пластмассовый колпачок, но не этот. Вершину этого зонтика украшал ничем не прикрытый наконечник с резьбой. Да, так бывает, что к Христу приходят люди с таким материальным положением, что не могут оплатить проезд на общественном транспорте и потому ходят пешком. С таким материальным положением, что новый исправный зонтик – это просто мечта. Так вот, между моментом, когда я заметил отсутствие декоративного колпачка, прикрывающего резьбу, и моментом, когда я заметил лежащий на тротуаре сломанный зонтик, но с целым колпачком, прошла лишь пара секунд. Ещё пара секунд ушла на то, чтобы убедиться, что резьба колпачка и его размер совпадают с резьбой и размером нашего наконечника. Несколько секунд, но я до сих пор помню, что наш Бог в состоянии обеспечить даже такой мелочью. Ты даже не успеваешь подумать или помолиться.

Моя первая Библия вся разрисована разноцветными маркерами, которыми я отмечал те или иные места, которые особо трогали меня при ежедневном чтении. И вот что интересно, очень часто я подчёркивал какой-то стих сегодня, который являлся ответом на чей-то вопрос или какую-то ситуацию завтра. И мне не надо было лихорадочно перелистывать Библию, пытаясь найти что ответить тем, кто пытался поставить меня в неловкое положение каверзными вопросами, поскольку ответ я получил заранее. Не успев помолиться. Мне не надо было делать учёный вид перед людьми, искавшими совета или поддержки, поскольку ещё заранее Бог уже дал слова этой поддержки. Хотя я не успевал даже помолиться.

Вот такое хорошее время, период младенчества. А что же сегодня? Чудеса и откровения закончились? Нет. Но чтобы их увидеть, приходится трудиться. Порой достаточно напряжённо. Кончилась ли манна? Благодать перестала быть незаслуженной и теперь за неё надо платить своим трудом или терпением? Нет. Просто Богу нравится, когда мы растём. Нравится, когда мы трудимся. Нравится, когда становимся Его соработниками и приносим плод. Нравится, когда возрастаем «в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет.3:18). И это первое благословение земли, где молоко и мёд, в которую мы входим.

Второй, не менее важный урок, который я хочу извлечь из рассмотрения истории о манне и слов Иисуса Навина «заготовляйте пищу», можно сформулировать так: рост нашей самостоятельности происходит постепенно, пошагово, а не одномоментно. Напомню ещё раз, манна не кончилась внезапно, это будет позже. Или так: позже, но будет, и не внезапно. Из всей этой истории можно условно выделить три периода: период манны с запретом на запасы, период сочетания манны и заготовления пищи и период без манны, только то, что сам вырастишь и соберёшь. Так и в нашем христианском развитии. Есть период, когда мы только слушаем и смотрим на тех, кто по-христиански живёт, на тех, кто служит. Есть период, когда мы служим вместе с более опытными наставниками, когда приучаемся к духовным дисциплинам и практикам под приглядом наставников. Есть период, когда приходит пора служить самостоятельно. Как говорил один опытный служитель: хорошо питаться с церковной ложки, но надо научиться и самому. Самому, когда никто не проверяет и не контролирует, читать Библию. Самому молиться. Самому стать наставником для другого и провести этого другого через подобную схему: я делаю – ты смотришь, мы делаем вместе, ты делаешь – я смотрю.

Вот такая коротенькая ремарка вышла))). Придётся отложить рассмотрение истории колен Рувима, Гада и половины колена Манассии на следующий раз.


ВОПРОСЫ:

1. Попробуй представить себя на месте человека в течение сорока лет питающегося одним и тем же вкусным и полезным блюдом, не обновляющего свой гардероб. Какие реакции у тебя вызовет такое положение вещей?

2. Попробуй представить себя на месте человека, напрочь лишённого возможности планировать свою жизнь не только в долгосрочной перспективе, но даже на один день. Какие реакции у тебя вызовет такое положение вещей?

3. Вспомни период своего «духовного младенчества» и сравни его со своим сегодняшним состоянием. Чего тебе не хватает сегодня, по сравнению со временем младенчества? Что ты приобрёл сегодня, по сравнению с периодом младенчества?

4. Если по мере развития ребёнка растёт и его самостоятельность, как бы ты описал уровень его независимости?

5. Дай свою оценку следующему тезису: чем взрослее вера человека, тем меньше он видит сверхъестественных проявлений Бога.


Д/З:

Прочитай, поразмышляй и заучи наизусть следующие стихи из Библии:

И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. (Втор.8:5)