Вы здесь

Земля, где молоко и мёд. Размышления над книгой Иисуса Навина. 10. И. Нав. 4:11—19. Сражайся, как добрый воин (Михаил Стефанович)

10. И. Нав. 4:11—19. Сражайся, как добрый воин

Когда весь народ перешел Иордан, тогда перешел и ковчег [завета] Господня, и священники пред народом; и сыны Рувима и сыны Гада и половина колена Манассиина перешли вооруженные впереди сынов Израилевых, как говорил им Моисей. Около сорока тысяч вооруженных на брань перешло пред Господом на равнины Иерихонские, чтобы сразиться.

В тот день прославил Господь Иисуса пред очами всего Израиля и стали бояться его, как боялись Моисея, во все дни жизни его.

И сказал Господь Иисусу, говоря: прикажи священникам, несущим ковчег откровения, выйти из Иордана. Иисус приказал священникам и сказал: выйдите из Иордана. И когда священники, несшие ковчег завета Господня, вышли из Иордана, то, лишь только стопы ног их ступили на сушу, вода Иордана устремилась по своему месту и пошла, как вчера и третьего дня, выше всех берегов своих. И вышел народ из Иордана в десятый день первого месяца и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона.

(Иис. Нав.4:11—19)


Изучая предыдущие отрывки на наших предыдущих встречах, мы уже говорили о некоем порядке перехода Израиля через Иордан. Мы говорили о тех, кто получил уже свою часть Божьего обетования, но, не останавливаясь на достигнутом, продолжает идти впереди тех, кто этих обетований ещё не получил. Мы уже говорили о том, что не стоит бросаться навстречу опасностям до того, как увидишь впереди себя Бога, что в начале в воды реки вошёл Ковчег Завета, как зримый символ Божьего присутствия. Затем мы говорили, что ещё прежде Ковчега свой переход завершили по одному человеку от колена, нёсшие камни для строительства памятника Всемогущему Богу Спасителю, совершившему чудо. Мы говорили о том, как важно находясь перед ещё не преодолённым препятствием, заранее озаботиться о создании напоминаний о Божьей силе, могуществе и заботе. В нашем сегодняшнем отрывке мы снова видим уже знакомые группы людей, идущих перед лицом Господа впереди народа. Снова мы видим и священников, и два с половиной колена трансиорданских израильтян из сынов Рувима, Гада и Манассии.

Не буду повторять наши предыдущие выводы из предыдущих размышлений, хотя это и полезно, повторение – мать учения. Надеюсь, вы помните эти выводы и без моих напоминаний. А попрошу обратить ваше внимание на следующую фразу: «Около сорока тысяч вооруженных на брань перешло пред Господом на равнины Иерихонские, чтобы сразиться» (Иис. Нав.4:13).

Какие картинки рисует ваше воображение, когда вы читаете эти строки? Какие ассоциации пробуждает ваша память?

Мне, например, вспоминаются военные парады, которые я так любил смотреть в своём мирном и беззаботном детстве. Стройные коробки солдатских подразделений, чьё движение выверено до миллиметров. Лязг гусениц свежеокрашенных танков. Начищенные до блеска, как туфли жениха, шины тягачей и БТРов. Сверкающий металл и масштабные размеры ракет. Но эти парады, так или иначе, заканчивались в казармах и ангарах, а наши сорок тысяч идут, «чтобы сразиться».

Можно вспомнить славный парад 7го ноября 41го на Красной площади Москвы, когда, как меня учили в детстве, солдаты и техника прямо с парада отправлялись на фронт, чья линия располагалась лишь в нескольких десятках километров от города. Но даже на этом параде, как сегодня утверждают историки, у всех солдат были изъяты патроны, а из танков и артиллерийских орудий были изъяты все снаряды. В целях безопасности зрителей. Шедшие по Красной площади, даже если и уходили позднее на фронт, в минуты своего парадного шествия не были готовы к бою.

Наши сегодняшние сорок тысяч «вооружённых на брань» идут, «чтобы сразиться». Не с учебным оружием, а боевым. И пусть их шлемы и щиты были кожаными, и пусть всё их вооружение состояло из деревянных дубин или незамысловатых охотничьих пращей, но они шли не для того, чтобы вызвать восхищение своей удалью, не для того, чтобы продемонстрировать свои возможности и способности зрителям, не для того, чтобы вселить больше уверенности и придать ещё большее чувство безопасности зрителям, а «чтобы сразиться».

Сразиться за что? «Чтобы сразиться» за то, что Бог пообещал им. «Чтобы сразиться» за то, что Бог пообещал их братьям и сёстрам. «Чтобы сразиться» за то, что уже отдано им Богом, за то, что уже им принадлежит.

Обещал ли тебе Бог, что весь твой дом будет спасён15? Иди, чтобы сразиться за это. Обещал ли Бог, что твою церковь не одолеет враг16? Иди, чтобы сразиться за это. Обещал ли Бог, что убелит тебя, как снег, даже если ты краснеешь от своих грехов17? Иди, чтобы сразиться за это. Обещал ли Бог благословить твои житницы и твои кладовые, плод чрева твоего и плод земли твоей, дать во всём изобилие и поразить твоих врагов, восстающих на тебя18? Иди, чтобы сразиться. Обещал ли Бог, что твои дети не уклонятся от правильного пути до самой своей старости19? Иди, чтобы сразиться за это, потому что жизнь в обетованиях, жизнь в земле, где молоко и мёд – это не сибаритство20 и не гедонизм21. Это – сражение. Великая суббота покоя, которая наступит после брачной вечери Агнца и Его Невесты, ещё впереди.

Но сражайся не коварством, интригами и ложью, не теми средствами и методами, к которым тебя с детства приучал мир. Иначе для тебя такое сражение и даже победа в нём станут не благословением, а проклятием. Сражайся, не подавляя своей властью, не запугивая, не унижая, не принуждая силой окружающих войти в их землю, где молоко и мёд. Иначе для них это станет не благословением, а проклятием.

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.

Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.

Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие», – говорит нам Писание о допустимых и необходимых средствах и методах сражения за наши обетования (Еф.6:11—17).

А в другом месте, Писание призывает нас воинствовать, как добрый воин, сохраняя добрую совесть, без которой наша вера обречена на кораблекрушение22. Добрая совесть доброго воина исключает эгоизм, поиск своего, манипулирование чувством вины и стыда, раздражение, нетерпимость, непрощение и многие прочие средства, которые так привычны и популярны в миру. Только добрая совесть доброго воина может привести тебя к тому результату, который мы можем увидеть в жизни и служении доброго воина Иисуса Навина, результату, описанному в сегодняшнем отрывке:

«В тот день прославил Господь Иисуса пред очами всего Израиля и стали бояться его, как боялись Моисея, во все дни жизни его» (Иис. Нав.4:14).

«Прославил» – взрастил (как сына), поднял, возвеличил. Возвеличил до такой степени, что его стали бояться. Тут, думаю, требуется дополнительное разъяснение, поскольку отец лжи дьявол мастерски извратил в нашем понимании понятие возвышения и возвеличивания, понятие признания нашего авторитета и способов его достижения. И начал он эту работу ещё в тот момент, когда прошипел в Эдемском саду «будете как боги», скромно умолчав, что быть богом – это значит не властвовать деспотично, а служить. Служить тем, кто слабее тебя, кто зависит от тебя, кто подчинён тебе. Сын человеческий пришёл не для того, чтобы Ему служили, а чтобы послужить, отдав свою жизнь для спасения многих23. Задача пастырей не господствовать над наследием Божиим, а служить стаду, укрепляя слабых, леча израненные души, возвращая потерянных24. Задача жены не покорять мужа вере, долбя его ежедневно «словом», а повиноваться, и через это повиновение показывать живость и действенность веры25. Задача мужа не суровый диктат, а самопожертвование по отношению к жене26. Тот же принцип можно увидеть и в отношении задачи родителей, и в отношении задачи начальников, и любых других, обладающих властью в силу занимаемой позиции. Не господствовать, а служить.

Тебе хочется, чтобы твой авторитет, твою власть признавали? И ты считаешь, что для этого необходим страх со стороны зависящих от тебя? Хочешь, чтобы, наконец, тебя стали бояться, как боялись Моисея? Перечитай ещё раз истории царя Саула (1 Цар) и царицы Иезавели (3 Цар 16 – 4 Цар 9). Они сражались за свой авторитет, за свою власть, за свою позицию, заставляя своих подданных бояться, но такое сражение не было угодно Богу и Саул с Иезавелью очень плохо кончили. Поэтому, читая сегодняшний отрывок из книги Иисуса Навина, думай не о том, что у Израильтян буквально тряслись коленки, пересыхало во рту и волосы вставали дыбом при виде Иисуса Навина, а о том, что они признали авторитет Навина, как служителя, определённого Богом для выполнения определённой миссии: ввести народ Божий в землю, где молоко и мёд.

Что сделал Иисус Навин для того, чтобы это признание наконец наступило? Размахивал ли он дипломами об окончании Высшей школы государственного управления? Или же он снова и снова апеллировал к своему эксклюзивно близкому и доверительному знакомству с Моисеем? Может быть, в качестве основного аргумента он использовал свои былые воинские победы? Твердил ли он каждый раз, что он Божий помазанник и всякий, кто не признаёт его авторитет, является исчадием ада и слугой сатаны? Вспомним некоторые факты его биографии, оставленные нам в Библии.

До того, как стать Иисусом, сын Навиин звался Осией (Чис 13:9, 17). В русском синодальном переводе это разные и по написанию, и по звучанию имена, но на иврите их написание отличает лишь одна буква. Был Хошеа, стал Иехошуа. Был «спасение, избавление», стал «Господь – спасение». Одна буква в имени стала как бы прививкой вакцины смирения для того, кто должен был стать лидером Израиля и для тех, кто в будущем, пойдёт за ним. Чтобы помнили, чтобы не перепутали, что спасает Бог, а не человек. Чтобы не сотворили из своего лидера очередного кумира, что так характерно для человека. Чтобы упование своё возлагали на Творца невидимого, а не обожествляли творение видимое.

Ещё от юности своей Иисус был при Моисее. Он был рядом, когда Господь давал Моисею указания о строительстве скинии и организации священнического служения, а остальные создавали себе золотого тельца (Исх 24:13 и далее). Он был с Моисеем, когда тот поставил себе шатёр вне осквернённого золотым тельцом стана (Исх 33:11). Он мог видеть, что такое авторитет лидера, как часто этот авторитет подвергается проверке и испытанию, как часто на него нападают и оспаривают. Будь то самые близкие, как в истории с упрёками Моисею его сестры Мариам и брата Аарона27, будь то большие группы авторитетных начальников общества, возглавляемые помазанными священниками28, будь то все сыны Израилевы, весь народ Божий29. Иисус Навин слышал не раз слова, адресованные Моисею: «Да кто ты такой, чтобы давать указания?» Но так же, не раз, Иисус Навин видел и реакцию Моисея на такого рода нападки. Он помнил реакцию Моисея на сообщение о том, как на кого-то, кто не был рядом с Моисеем, сошёл Дух Господень и они пророчествовали. Он помнил слова Моисея «о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них» (Чис.11:29), и понимал, что Моисей нисколько не заботится об эксклюзивности своего положения и своего служения. Возможно, его это удивляло. Возможно, не так-то просто было понять поведение Моисея, который не просто предоставлял Богу защищать его, Моисея, авторитет, но и просил милости для своих обидчиков. В случае с сестрой Мариам – вопил, в случае с Кореем, Дафаном и Авироном – пытался оспорить Божье решение, в случаях с Израилем – просил за него прощения. Не за себя, за других. Не за свой авторитет сражался Моисей, хотя имел на это все права. Моисей был добрый воин, имевший не только веру, но и добрую совесть. Иисус Навин впитал в себя этот пример. И потому, даже на смертном одре, он призывал и просил не о том, чтобы его вспоминали добрым словом, не о том, чтобы черпали мудрость, перечитывая его мемуары, не о том, чтобы его хотя бы посмертно наградили каким-нибудь заслуженным орденом, а лишь о том, чтобы народ «обратил сердце свое к Господу Богу Израилеву» (Иис. Нав.24:23).

Господь поднимает, Господь поставляет на служение, Господь благословляет, Господь спасает – так говорил Иисус Навин и своим именем, и своим служением своим братьям. Господь верен Своим обетованиям и обязательно исполняет всё, что обещал – так говорит нам жизнь Иисуса Навина и сегодняшний отрывок, в котором, когда мы читаем «В тот день прославил Господь Иисуса» (Иис. Нав.4:14), мы видим исполнение обещанного ранее «в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех [сынов] Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем, так буду и с тобою» (Иис. Нав.3:7).

«Я был с Моисеем», – говорит Господь. «Я был с Иисусом Навином и буду с каждым, кто идёт сразиться как добрый воин не против плоти и крови, а против всякого превозношения и непослушания30, идёт сразиться, вооружившись милостью и любовью, благовестием и молитвой».


ВОПРОСЫ

1. За что ты сражаешься сегодня?

2. Как бы ты хотел быть прославлен в результате твоего сражения?

3. Вспомни ситуации, когда твой авторитет подвергался сомнению? Как ты его отстаивал?

4. Почему, по-твоему, так нелегко и страшно отказаться от защиты своего авторитета?

5. Что проще: убедить или заставить? Что правильнее?

6. Что обещал тебе Бог в отношении той позиции, которую ты сегодня занимаешь, или того служения, которое ты сегодня несёшь?


Д/З:

Мы же, будучи [сынами] дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения (1Фесс.5:8)