Вы здесь

Земля взаймы. О какой культуре речь? (Виктор Балдоржиев)

О какой культуре речь?

Не нравятся мне разговоры об экологической культуре или экологической проблеме. Они должны быть в человеке, в стереотипе его поведения с рождения. А то, что привито, внедрено, привязано – ненадёжно, всегда может исчезнуть.

Какие понятия вкладывают культурологи и экологи в эти слова? Кто «хозяин планеты» и чего он хочет давно известно «цивилизованному» миру. Конечно, читатель решил, что речь о политике и стране. Вовсе нет, речь о человеке и его лоне – Планете. Человек решил, что он хозяин лона, которое не он создал,

Он родился в этом лоне и живёт в нём, разумно, подчёркиваю – разумно, уничтожая его. Сколько создано организаций, сколько «организовано» форумов, шумных мероприятий, волонтёров для того, чтобы решать экологическую проблему! Но, думаю, ни одна из них так и не решена, напротив, их становится больше. Учёные утверждают, что 70 процентов живой (будто есть неживая) природы океанских глубин соприкасаются с итогами деятельности человека, его мусором. Человек убивает всё и всех вокруг себя!.

Имеют ли наши потомки хоть какое-то право на наследство, если экономика человечества «занимает» у будущего? Кто будет отдавать? «Венец Природы» жаждет только потреблять, причём один «венец» отбирает право грабежа и насилия у другого.

Словосочетание «экологическая культура» возникло только в 20 веке, когда «цивилизованное» общество по чьим призывам вдруг спохватилось. Это означает, что кто-то задумался (о чём?) и подал сигнал. Остальные подхватили. Словосочетание стало модным, появились ручейки финансирования, потом правительственные структуры, заведения, издания, порталы. Это стало модным… Сильные мира сего увидели и заговорили о проблеме. Политики включили свои механизмы, фильтрующие информацию и скачивающие дивиденды.

Малые народы планеты и неразвитые племена продолжают обучать своих потомков азам общения с природой, первое из которых: «Не навреди!». Во многих народах, не имеющих промышленности, традиции и обычаи, в первую очередь, обращены к обучению потомства общению с планетой и природой. В каждом таком народе известны все положения из речи вождя Сиэтла, не потому что они их заучивали, а потому, что они в их генах.

Эти люди с ужасом наблюдают на гигантские свалки, которые надвигаются на них. Они бессильны что-либо изменить. Они могут только молиться и взывать к небесам.

Решение проблемы зависит только от правительств цивилизованных стран и обществ. Им решать быть или не быть жизни на земле. Но они и не думают решать. Тогда тут начинают звучать голоса одиночек об экологической проблеме, которые правители всегда пытаются «заговорить», то есть «замолчать». Все, что не нуждается в решении обычно «заговаривается». Если в России СМИ со всех сторон и из всех розеток вещают о повсеместной коррупции, это означает, что проблема не будет решена. То, что собираются решать – решают, а то, что не собираются решать – «заговаривают».

Но воспитание человека, который понимал бы, что от его отношения к природе зависит жизнь на земле, – самая главная задача. Будет ли поставлена такая задача в правительствах развитых стран? Конечно, нет. Ведь такой – угроза грабежу и насилию планеты со стороны всех богатых.

Может быть, решение этой задачи разразится глобальными катастрофами и массовыми протестными выступления на континентах? Конечно, нет. Даже на неслыханное повышение пенсионного возраста население России отреагировали почти незаметно. Потребитель не может быть борцом ни за своё, ни за какое другое счастье. Разделяя и властвуя, правители и богачи, как и все преступники, знают об этом.

Воспитательный процесс в мире без воспитания сыновнего отношения к Матери-Земли вообще не имеет никакого смысла. Отношение к природе и ко всему, что существует в мире передается детям от родителей, потомкам – от предков. Экология – это не только первая необходимость и культура человека, это ещё и его здоровье и продолжительность жизни.

Homo sapiens должен прислушаться к своей Матери, Природе. Отношение к Земле как своему родителю – и есть экологическая культура.

Не нравятся мне пустые и безрезультатные разговоры о том, что должно быть в крови человека. Но, видимо, настало время сказать об этом.