2. Ограничение вещных прав на землю
Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю, предусмотренными земельным законодательством, т. е. правом собственности, правом пожизненного наследуемого владения, правом постоянного (бессрочного) пользования, правом безвозмездного срочного пользования или аренды.
В отдельных случаях данные права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ и федеральными законами.
К ограничениям права на землю можно отнести все, что ограничивает право владения, пользования и распоряжения земельным участком, т. е. и ограничение оборотоспособности земельных участков, регулируемое ст. 27 ЗК РФ.
Однако ст. 56 ЗК РФ под ограничениями права на землю понимает в основном ограничения в использовании земельных участков, а именно:
1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности и охраны в санитарно-защитных зонах;
2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК РФ, федеральными законами.
Перечень ограничений, приведенный в п. 2 ст. 56 ЗК РФ, не является исчерпывающим. Некоторые из таких ограничений предусмотрены другими статьями ЗК, а также законами об охране и использовании отдельных природных ресурсов и иными федеральными законами.
Земельным кодексом РФ предусмотрено несколько видов зон с особыми условиями использования земель.
Например, в составе земель промышленного и иного специального назначения могут устанавливаться охранные, защитные, санитарные и иные зоны с особыми условиями использования земель, чтобы обеспечить безопасность населения и создать необходимые условия для эксплуатации промышленных, энергетических, особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов. Земельные участки, которые включены в такие зоны, не изымаются у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, но в границах этих участков может быть введен особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон (п. 3 ст. 87 ЗК РФ). Так, в соответствии со ст. 90 ЗК РФ на земельных участках в границах охранных зон объектов системы газоснабжения не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения; не разрешается препятствовать организации – собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
В законах названы только допустимые ограничения в использовании земельных участков. Конкретные ограничения по отношению к тем или иным земельным участкам должны устанавливаться актами исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления – бессрочно или на определенный срок. Эти акты могут быть обжалованы лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке. Тогда ограничение прав на землю устанавливается решением суда. В любом случае требуется государственная регистрация ограничения прав на землю. Ограничения права на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в связи с ограничением их прав несут определенные убытки, связанные, в частности, с невозможностью осуществления в полном объеме хозяйственной деятельности. Такие убытки в соответствии со ст. 57, 58 ЗК РФ подлежат возмещению в полном объеме (включая упущенную выгоду) соответствующими бюджетами или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления защитных, охранных, санитарных зон и влечет ограничение прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
Земельное законодательство устанавливает качественные требования в отношении пользования землей. Основное содержание этих требований – рациональное использование земельных ресурсов.
В основе порядка пользования лежит необходимость соблюдать целевое назначение земельного участка. Таким образом, в зависимости от целевого назначения законодательством устанавливается особый перечень возможного использования и ограничений по использованию. Особо регламентирован порядок использования земель внутри категории, в зависимости от основного использования. Более ценные земли в большей степени ограничены в использовании, чем менее ценные.
С юридической точки зрения одним из наиболее важных для распоряжения земельными участками условий является категория оборотоспособности земельных участков.
ЗК РФ содержит ряд норм, устанавливающих общие правила оборота земельных участков. В ст. 27 ЗК РФ установлены критерии изъятия из оборота и ограничения в обороте земельных участков, т. е. определены требования к оборотоспособности и обороту земельных участков.
Под оборотоспособностью согласно ст. 129 ГК РФ (устанавливающей общее понятие оборотоспособности гражданских прав) следует понимать возможность земельного участка свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если участки не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Под универсальным правопреемством Гражданский кодекс РФ подразумевает переход всех прав и обязанностей от прежнего собственника к новому.
Земельные участки, изъятые из оборота, согласно ст. 129 ГК РФ, должны быть прямо указаны в законе, а земельные участки, ограниченные в обороте (ограничение оборотоспособности), определяются в порядке, установленном законом. В соответствии с ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Таким образом, ограничение, изъятие из оборота, а также и включение в оборот земельных участков должны быть урегулированы земельным законодательством, а именно ЗК РФ, а также иными федеральными законами. К таким федеральным законам прежде всего следует отнести те, которые устанавливают особые требования к обороту иной, прочно связанной с землей недвижимости и прежде всего природных объектов. В данном случае имеются в виду Лесной кодекс РФ, который устанавливает, что лесной фонд Российской Федерации находится в федеральной собственности, Водный кодекс РФ, которым определено, что большинство водных объектов находится в государственной собственности. Данные правила существенно ограничивают в обороте земельные участки, на которых расположены эти объекты недвижимости. К недвижимости относится не только земля, поэтому существуют законы, которые регулируют отношения, возникающие по поводу данных объектов недвижимости (например, леса – Лесной кодекс, водные объекты – Водный кодекс). Вышеназванные объекты прочно связаны с землей, поэтому при решении вопроса об ограничении, изъятии из оборота и допущении к обороту земельных участков опираются на нормы не только Земельного кодекса, но и других законов.
На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается.
Пунктом 4 ст. 27 ЗК РФ устанавливается закрытый перечень земельных участков, изъятых из оборота. Это означает, что иными нормативными актами, в том числе федеральными законами, не могут быть установлены иные виды земельных участков, изъятых из оборота, в сравнении с уже указанными Земельным кодексом.
При этом к земельным участкам, изъятым из оборота, отнесены в первую очередь государственные природные заповедники и национальные парки как особо охраняемые природные территории, находящиеся в федеральной собственности. Согласно ст. 95 ЗК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Изъятыми из оборота являются земли, на которых расположены объекты, обеспечивающие государственную безопасность и оборону, а также объекты атомной промышленности государства.
В отношении регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения Земельный кодекс РФ придерживается позиции, согласно которой оборот земель данной категории должен регулироваться специальным федеральным законом. Таковым является Федеральный закон от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». При этом исключение сделано для земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также для земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями. Так, согласно данному Закону установлено, что земельные участки сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства могут быть предоставлены только в аренду.
2.1. Прекращение права собственности
Прекращение права собственности в Российской Федерации возможно по двум основаниям: 1) по инициативе правообладателя земельного участка и 2) принудительное прекращение права собственности. При этом уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления не могут изымать земельные участки по своему усмотрению, без особых оснований и без соблюдения установленных правил и процедур.
Нормы о прекращении права собственности на землю соответствуют общим положениям о владении, пользовании, распоряжении, гарантиях и защите права собственности. Правовые отношения в данном случае опираются на общие нормы конституционного и гражданского законодательства.
В ст. 44 ЗК РФ приведен перечень оснований прекращения права собственности на земельный участок:
– отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам;
– отказ собственника от права собственности на участок;
– принудительное изъятие у собственника его участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Общие основания прекращения права собственности, предусмотренные ст. 235 ГК РФ, в целом соответствуют норме ст. 44 ЗК РФ, однако в ст. 235 ГК РФ упоминается также о прекращении права собственности в случае гибели или уничтожения имущества. Очевидно, что по отношению к земле такая ситуация невозможна: даже в случае деградации земли, нарушения почвенного покрова сам земельный участок как таковой никуда не исчезает. Кроме того, в ст. 235 ГК РФ названа возможность установления законодательством иных случаев утраты права собственности на имущество. Земельный кодекс такой возможности не предусматривает. Таким образом, установленный им перечень оснований прекращения права собственности на земельные участки является исчерпывающим.
Условия о порядке отчуждения собственником земельного участка регламентированы ст. 52 ЗК РФ; условия отказа лица от права на земельный участок – ст. 53 ЗК РФ.
Отчуждение собственником земельного участка осуществляется в результате сделки, если собственник отчуждает его на основании договора. Отчуждение земельного участка может иметь место и при обращении взыскания на участок по договору ипотеки в связи с неисполнением основного обязательства.
Собственник может отказаться от права собственности на земельный участок, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (ст. 236 ГК РФ).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, отчуждаются в собственность граждан и юридических лиц по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации. При этом договоры купли-продажи таких участков заключаются преимущественно на торгах.
Принудительное изъятие участка у собственника не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом:
– обращение взыскания на земельный участок по обязательствам;
– отчуждение участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу;
– реквизиция земельного участка;
– невозможность выделить в натуре участок участнику долевой собственности при ее разделе на основании ст. 252 ГК РФ, в случае когда доля собственника незначительна, не может быть реально выделена и он не имеет существенного интереса в использовании общего имущества;
– признание на основании решения суда права собственности на земельный участок за собственником недвижимости согласно п. 2 ст. 272 ГК РФ, когда снос здания или сооружения, находящегося на чужом участке, запрещен в соответствии с законом и иными правовыми актами;
– выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Теперь остановимся более подробно на основаниях прекращения права собственности на земельный участок.
1. Отчуждение земельного участка другим лицам по инициативе его собственника происходит по правилам гражданского законодательства. При этом учитываются положения ст. 27 ЗК РФ об ограничении оборотоспособности земельных участков. Отчуждение участка его собственником может осуществляться по договорам купли-продажи, мены, дарения, пожизненной ренты. Данные сделки следует отличать от передачи прав на земельный участок по завещанию, когда право на участок переходит к иному лицу после смерти собственника. При отказе от права собственности на участок этот участок подпадает под правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую установлен Гражданским кодексом РФ.
По смыслу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника, собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч. 1 п. 3 ст. 225 ГК РФ земельные участки как бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки участка на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на участок.
Бесхозяйный земельный участок, не признанный по решению суда поступившим в муниципальную собственность, может быть вновь принят во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретен в собственность в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ). Это понятие можно объяснить следующим образом: лицо – гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непосредственно владеющее им как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество.
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
2. Обращение взыскания на имущество по обязательствам. По российскому законодательству гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24 ГК РФ). Гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть по решению суда признан несостоятельным, и требования кредиторов в этом случае удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества (ст. 25 ГК РФ). Юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ).
В соответствии со ст. 278 ГК РФ обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственника допускается только на основании решения суда. Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество.
3.Отчуждение земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу. Отчуждение земельного участка возможно, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать. Это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок, например при истребовании участка из чужого незаконного владения, когда гражданин или юридическое лицо приобрели участок из земель, изъятых из оборота.
Или, например, в том случае, когда после смерти владельца земельного участка сельскохозяйственного назначения наследником стал иностранный гражданин.
4. Выкуп у собственника земельных участков для государственных или муниципальных нужд возможен в исключительных случаях, связанных со следующими обстоятельствами:
– выполнение международных обязательств Российской Федерации;
– размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
– иные обстоятельства в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию (в том числе путем выкупа) земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности, – в случаях, установленных законами субъектов Федерации.
Выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд урегулирован и Гражданским кодексом РФ. Согласно ст. 279 участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим ее субъектом или муниципальным образованием. При этом решение об изъятии принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Не позднее чем за год до предстоящего изъятия участка собственник земельного участка должен быть письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия самого собственника. Решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельные участки. Собственник участка должен быть извещен о регистрации с указанием ее даты.
На основании ст. 280 ГК РФ собственник участка, подлежащего изъятию для указанных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка по назначению.
Плата за земельный участок, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство выкупающей стороны уплатить выкупную цену за изымаемый земельный участок.
Выкупная цена земельного участка включает в себя рыночную стоимость земли и находящейся на нем недвижимости, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Кроме того, собственнику по соглашению с ним взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, может быть предоставлен другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка или если с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене либо других условиях выкупа, государственный орган, принявший решение о выкупе земельного участка, может предъявить в суд иск о выкупе участка. Такой иск может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику земли уведомления, указанного в п. 3 ст. 279 ГК РФ.
5. Реквизиция земельного участка производится согласно ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Собственнику реквизируемого имущества возмещается стоимость этого имущества согласно оценке, произведенной органом, осуществляющим реквизицию, на основании законодательства об оценочной деятельности. Если собственник не согласен с оценкой, то он может оспорить ее в суде.
6. Изъятие у собственника земельного участка без выплаты его стоимости при ненадлежащем использовании этого участка в случаях:
– если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, если его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо к значительному ухудшению экологической обстановки. Данная норма содержится в ст. 285 ГК РФ;
– если участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не может быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или иных обстоятельств, исключающих такое использование (ст. 284 ГК РФ).
Кроме того, прекращение права собственности на землю может произойти в результате приватизации и национализации.
При приватизации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, по решению самого собственника (т. е. государства, муниципального образования) отчуждается в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством.