1. Вопросы оформления собственности
У многих из нас есть земельные участки за городом. До недавнего времени большинство землевладельцев не слишком задумывались над вопросами: а, собственно, в каком статусе мы находимся, можем ли мы в полной мере чувствовать себя собственниками земли и насколько защищены наши права?
1.1. Зачем приватизировать (оформлять в собственность) земельный участок
С вступлением в силу Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) права граждан на земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, подлежат переоформлению согласно п. 2.1 и п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В соответствии со ст. 20 и 28 ЗК РФ каждый гражданин имеет право бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении земельный участок.
В отличие от юридических лиц, для которых срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или собственности ограничен 1 января 2010 г., предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается (п. 3 137-ФЗ). Таким образом, никаких отрицательных последствий для граждан, не переоформивших свои права, не наступает.
Однако следует иметь в виду, что в интересах каждого гражданина, имеющего право на бесплатное получение используемого им земельного участка в собственность, – осуществить это право. Одна из причин отсутствия предельного срока на переоформление земельных участков в собственность или в аренду то, что большинство граждан, использующих в тех или иных целях земельные участки, получили их в свое время во владение или пользование. У многих владельцев возникают сложности со сбором документов, необходимых для переоформления права на земельный участок, документы либо утрачены и требуется их восстанавливать, либо оспорены в суде заинтересованными лицами. Но тем не менее все землевладельцы должны произвести указанное переоформление, так как это отвечает в первую очередь их интересам.
Только обладание земельным участком на праве собственности дает возможность в полном объеме и по своему усмотрению осуществлять права владения, пользования и распоряжения земельным участком, все иные права на землю предполагают многочисленные ограничения в осуществлении этих прав.
В соответствии со ст. 264 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, решения, принимаемые правлением или общими собраниями садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих кооперативов, направленные на передачу, продажу или раздел индивидуальных земельных участков, которые находятся во владении садоводческого товарищества как юридического лица, после введения в действие 30.10.2001 Земельного кодекса РФ являются незаконными, а все сделки, совершенные с такими участками, – «ничтожными» (т. е. недействительными).
Не допускается внесение права постоянного пользования земельным участком в уставные (складочные) капиталы коммерческих и некоммерческих организаций.
У граждан, обладающих правом пожизненного наследуемого владения земельным участком, существует правомочие, которое объединяет их с собственниками: право передачи земельного участка по наследству. Однако при наследовании земельного участка, принадлежащего на праве пожизненного наследуемого владения, могут возникнуть некоторые проблемы.
В отличие от права общей собственности право общего владения законодательством не предусмотрено. Поэтому, если наследников права пожизненного наследуемого владения несколько, а участок по каким-либо причинам разделу не подлежит, приходится в каждом конкретном случае решать вопрос о переходе права пожизненного наследуемого владения земельным участком к одному из наследников и о выплате остальным компенсации их доли.
Также следует учитывать, что «садовые, огородные и дачные земельные участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, наследуются по закону», т. е. наследование таких земельных участков по завещанию запрещено. Следовательно, могут возникнуть ситуации, когда право собственности на расположенные на указанных участках строения перейдет по наследству к одному лицу, а право пожизненного наследуемого владения самим земельным участком – к другому лицу.
Поэтому гражданам следует использовать предоставленное законом право и оформить земельный участок в собственность. При этом необходимо помнить, что право на бесплатное приобретение земельного участка предоставляется гражданам только один раз. Если же у данного лица имеется в пользовании еще один земельный участок, то в этом случае в отношении второго участка он может:
– отказаться от права пользования в порядке ст. 53 ЗК РФ;
– взять этот земельный участок в аренду;
– приобрести его в собственность (выкупить за плату).
Кроме того, право собственности может быть оформлено и гражданами Российской Федерации, имеющими в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежащим образом оформлены и зарегистрированы.
Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях продаваемого участка и об ограничениях его использования (ст. 37 Земельного кодекса РФ).
Со дня введения в действие Земельного кодекса РФ законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы земельного права и действовавшие на территории Российской Федерации, не применяются (ст. 5 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 137-ФЗ).
Садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность.
Приватизация садовых, огородных и дачных земельных участков может осуществляться за плату или бесплатно в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 28 66-ФЗ).
1.2. Необходимые документы и порядок приватизации земельных участков
Земельное законодательство Российской Федерации предусматривает несколько способов приобретения земельных участков в частную собственность.
Приватизация земельных участков осуществляется в форме переоформления ранее возникших прав постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения – на право собственности из государственной или муниципальной собственности. Приобрести в собственность земельный участок также можно, выкупив земельный участок, занятый зданием, сооружением, находящимся в частной собственности, собственником данного здания, сооружения, а также купив земельный участок на торгах.
Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно принимают соответствующие нормативные акты, устанавливающие детальный порядок переоформления права постоянного пользования и пожизненного наследуемого владения.
Заявление о переоформлении права постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения на земельный участок – на право аренды или право собственности направляется гражданином или юридическим лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, который в течение месяца должен принять соответствующее решение.
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность гражданина или подтверждающий государственную регистрацию юридического лица (нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица);
2) выписка из протокола заседания уполномоченного органа юридического лица о назначении руководителя, заверенная печатью юридического лица, или доверенность представителя на право действовать от имени заявителя с указанием даты ее выдачи (в случае представления интересов другим лицом);
3) нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации или иного документа в соответствии с законодательством о праве собственности на здание, строение, сооружение, расположенное на оформляемом земельном участке (при наличии таких объектов), и нотариально заверенная копия документа о праве на земельный участок;
4) кадастровый план земельного участка;
5) решение соответствующего органа управления хозяйствующего субъекта о приобретении земельного участка в собственность в случаях, когда такое согласие требуется в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами хозяйствующего субъекта (например, решение общего собрания садоводческого некоммерческого товарищества, выраженное в протоколе).
Приведенный перечень документов не является исчерпывающим. Орган исполнительной власти и местного самоуправления муниципального образования может также потребовать Устав садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения, списки членов такого объединения, проект организации и застройки территории с внесенными уточнениями и замерами границ.
При предоставлении заявителем документов, не соответствующих установленным требованиям, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципального образования возвращает эти документы заявителю в месячный срок с обоснованием причин возврата.
Если документы отвечают установленным требованиям, указанные органы в месячный срок со дня подачи заявления принимают решение о переоформлении права постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения на земельный участок – на право аренды или право собственности. На основании указанного решения Регистрационная Служба выдает свидетельство о праве собственности гражданам, а также садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям.
1.3. Кадастровый учет земельных участков
В связи с тем, что в последнее время в центральных и региональных печатных изданиях появилась противоречивая информация, а также прозвучали выступления различных политических деятелей и журналистов, посвященные проблемам кадастровой съемки и оформления кадастровой карты (плана) на земельный участок, считаю необходимым разъяснить следующее.
Государственный кадастровый учет земельных участков – это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» все земельные участки, принадлежащие юридическим лицам, должны быть поставлены на кадастровый учет согласно действующему законодательству (2010—2013 годы).
Государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории России, до вступления в силу указанного Федерального закона (т. е. до 13.05.2008) является юридически действительным.
Третьей главой вышеназванного Закона определяется порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков – он проводится по месту нахождения земельных участков в обязательном порядке на всей территории России по единой методике.
Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя:
– проверку представленных заявителями документов;
– составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель;
– присвоение кадастровых номеров земельным участкам;
– изготовление кадастровых паспортов земельных участков;
– формирование межевых планов.
Межевание земельного участка – это мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности. Таким образом, проведение процедуры межевания является необходимым условием формирования межевого плана и изготовления кадастрового паспорта земельного участка.
В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям (землепользователям) выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков.
Единый государственный реестр и кадастровые дела подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются.
Пункт 1 ст. 17 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» содержит требование, согласно которому в качестве обязательного приложения к документам, необходимым для государственной регистрации прав, является кадастровый паспорт земельного участка с указанием кадастрового номера.
Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается органом кадастрового учета (ч. 4 п. 3 ст. 12 122-ФЗ).
Изменения в правилах кадастрового учета
Приказом Министерства экономического развития РФ от 24.11.2008 № 412 утверждена форма межевого плана и требования к его подготовке, примерная форма извещения о проведении собрания о согласовании местоположении границ земельных участков.
Межевой план составляется на основе кадастрового плана соответствующего земельного участка. В нем указываются сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, об образуемых земельных участках либо о части или частях земельного участка; новые сведения о земельных участках, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости.
Ранее в орган кадастрового учета представлялись документы о межевании (описание, чертеж земельных участков, сведения о них и др.).
Межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на обязательные разделы и разделы, включение которых зависит от вида кадастровых работ. Обязательными разделами являются: исходные данные; сведения о выполненных измерениях и расчетах; схема расположения земельных участков; чертеж земельных участков и их частей. В отдельных случаях в состав межевого плана включается заключение кадастрового инженера (если, например, ранее установленные границы земельных участков не соответствуют их фактическому местоположению; необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков).
Межевой план составляется в виде одного или двух документов. Как один документ межевой план оформляется, если образуются один или несколько земельных участков в результате раздела, перераспределения, выдела доли; уточняются сведения о земельных участках и их границах. Если земельные участки образуются путем уточнения местоположения границы исходного земельного участка, составляются межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.
Для оформления межевого плана используются кадастровая выписка о земельном участке, кадастровый план территории, картографические материалы и землеустроительная документация, иные документы. В зависимости от оснований образования земельных участков к межевому плану прилагается пакет сопроводительной документации.
В связи с вступлением приказа в силу и учитывая, что до 1 января 2009 года принимались документы, подготовленные по старым правилам, установленным приказом Минэкономразвития от 02.10.2002 № П/327, составлялись акты гражданского законодательства, не имеющие обратной силы и применяющиеся к отношениям, возникшим после введения их в действие, введен переходный период, действующий до 1 июля 2009 года, в течение которого граждане и юридические лица, заключившие договоры подряда на выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, необходимых для постановки на кадастровый учет, вместо межевых планов в орган кадастрового учета могут предоставляться описания земельных участков. В переходный период описание земельных участков оформляется с учетом письма Минэкономразвития России от 08.08.2008 № 11013-ИМ/Д23. В реквизите «удостоверяющие подписи» титульного листа описания земельных участков дополнительно после подписи лица, составившего описание, приводится дата заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ.
Сложно судить о проблемах, которые могут возникнуть у владельцев земельных участков после вступления в силу приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412, спустя всего несколько месяцев с тех пор, как он начал действовать. На сегодняшний день межевые планы геодезическими организациями пока не сдаются. Во-первых до 1 июля 2009 года можно сдавать документы, подготовленные по «старым» правилам, если договор с геодезической организацией был подписан до 1 января 2009 года (так называемый переходный период).
На данный момент непонятно, что еще будет входить в пакет документов на формируемый земельный участок. По состоянию на конец 2008 года вместе с описанием земельных участков (то, что сейчас будет являться межевым планом) делается землеустроительное дело. В приказе № 412 по поводу землеустроительного дела не прописано ничего. Если предположить, что землеустроительное дело останется, то много информации из него будет дублироваться межевым планом. Если землеустроительного дела не будет, то в межевом плане никак не отражено, как показывать охранные зоны (ЛЭП, водные объекты и т. д.). На данный момент в экспликациях зданий (сооружений) требуется помимо указания, является ли объект жилым (нежилым), указывать его принадлежность (гараж, сарай и т. д.).
Хотя уже сейчас совершенно очевидны некоторые недоработки вышеупомянутого приказа, которые могут стать проблемами для владельцев земельных участков:
1. Невозможность получить кадастровый паспорт на земельный участок и соответственно свидетельства о собственности.
2. В свидетельстве о праве собственности, выданном в Федеральной регистрационной службе, будет указана недействительная фактическая площадь объекта, что ведет к дополнительным затратам на получение нового свидетельства с уточненной площадью.
3. При заключении сделки возможен отказ регистрирующего органа в осуществлении регистрации прав собственности на земельный участок, что может привести к судебному спору со стороной по сделке или с регистрирующим органом.
Существует реальная возможность проявления субъективного отношения чиновников Роснедвижимости (кадастровая палата) при регулировании геодезической деятельности в целях ограничения количества геодезических организаций (кадастровых инженеров) в своих районах. Эти действия неизбежно приведут к сужению рынка кадастровых услуг и устранению с него «недружественных» кадастровых инженеров. Как результат – одни кадастровые инженеры будут десятки раз переделывать межевые планы, а другие процветать, сдавая всё, пусть и с «незначительными» ошибками, но с первого раза. Для граждан данная ситуация будет означать следующее – вырастут цены на землеустроительные работы.
Субъективные действия чиновников федеральных кадастровых органов (Роснедвижимость) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации основаны на неопределенном положении п. 7.4 ст. 29 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», который предусматривает аннулирование квалификационного аттестата в случае «принятия неоднократно в течении календарного года органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением кадастровым инженером требований, установленных Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ». Отнесение нарушений к грубым полностью зависит от оценки, даваемой сотрудником органа кадастрового учета.
Проблемы у кадастровых инженеров будут возникать не в процессе получения квалификационного аттестата, где действия чиновников строго регламентированы процедурой квалификационного экзамена, ав результате субъективной оценки нарушений требований к выполнению кадастровых работ или оформлению документации, отнесения несущественных нарушений к грубым. По этой причине очень важно, чтобы в квалификационную комиссию, принимающую решение об аннулировании квалификационного аттестата, были включены представители независимых геодезических (саморегулируемых) организаций в сфере кадастровой деятельности, представляющие законные интересы своих членов в их отношениях с органами государственной власти. Это особенно важно при рассмотрении споров, связанных с принятием органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении кадастрового учета (это право саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности предусмотрено п. 2.1 ст. 34 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Межевой план, по сути, устраняет многие недостатки действующего землеустроительного дела, в нем четко прописаны требования к выполняемым работам, отсутствует пояснительная записка, которая раньше не имела унифицированной формы. Имеются точные приложения и формы, где указываются все необходимые данные, которые должны отображаться при межевании. Из существующей документации не претерпел изменений только акт согласования границ. Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера с указанием квалификационного аттестата подготовившего такой план.
С введением института кадастровых инженеров должно повыситься качество оказываемых услуг по межеванию, так как при грубом нарушении требований по проведению межевых работ следует аннулирование квалификационного аттестата, что скорее всего приведет к увеличению расценок на выполняемые работы. Следует отметить, что до 1 января 2011 года кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие на день вступления в силу Федерального закона правом выполнения работ по территориальному землеустройству.
Вступившие в силу изменения призваны унифицировать и ускорить эффективную работу организаций, задействованных в межевании земельных участков, оформлении документации, экспертизе и техническом контроле за исполнением требуемых процедур, систематизировать процедуру межевания.
1.4. Права и обязанности собственника земли
Право собственности на земельный участок представляет собой возможность лица владеть, пользоваться и распоряжаться землей свободно, по своему усмотрению и в соответствии с законодательством, способами, не нарушающими прав третьих лиц и не наносящими вреда окружающей природной среде. Право собственности на землю не является неограниченным ни для кого из собственников. Законодательством установлено принципиальное положение о том, что мера свободы реализации права собственности определяется нормой закона, интересами иных лиц и требованиями охраны окружающей среды.
Законодательство определяет свободу и пределы собственности во владении, пользовании и распоряжении вещью. На основании ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Законом установлен равный для всех субъектов объем прав на имущество: собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Статья 260 ГК РФ устанавливает, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом, если соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Условия реализации прав и обязанностей собственника земельного участка определяются прежде всего Земельного кодекса РФ. Согласно ст. 40 ЗК РФ собственник участка вправе:
– использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на его участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды и обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные задания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
– проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и другие водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
– осуществлять другие права на использование участка, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, кроме случаев, когда он передает участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование.
Однако следует отметить, что помимо прав, которыми наделен собственник земельного участка, закон возлагает на него и обязанности, вытекающие из права собственности на землю.
Так, ряд требований предъявляется собственнику в связи с охраной земель. Использовать земли необходимо так, чтобы обеспечить сохранность экологических систем и «способность» земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности (ст. 12 ЗК РФ). Собственник участка, независимо от категории земель, обязан:
– сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;
– своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если срок их освоения предусмотрен договорами;
– своевременно производить платежи за землю;
– соблюдать при использовании участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
– не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;
– выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ и федеральными законами.