Глава 1
Земельное право как отрасль российского права
1.1. Роль земли в жизни общества. Значение земли как природного объекта и недвижимого имущества
Земля, понимаемая в праве как природный объект и природный ресурс, является важнейшим фактором формирования среды жизнедеятельности человека, основным средством производства и территориальной основой существования государства. Множественность функций земли определяет комплексный характер отношений, объектом которых она выступает. Для формирования земельного права как комплексной отрасли права методологическое значение (с точки зрения современного понимания задач и целей правового регулирования земельных отношений) имеет выявление интегрирующих и дискретных функций и свойств земель.
Интегрирующие функции земель состоят в обеспечении пространственной среды существования человечества в целом, отдельных общностей людей и жизнедеятельности каждого человека. В связи с этим земля становится объектом разнообразных общественных отношений пространственно-базисного характера, в частности, связанных с использованием земель для целей передвижения, пользования природной средой как естественной средой жизнедеятельности человека. Земля как пространственно-базисное явление характеризуется свойством естественной ограниченности. На данную особенность земель обращается особое внимание в связи с определением правовых режимов использования и оборота земель. Так, Е. А. Суханов отмечает, что естественная ограниченность земельных ресурсов становится «неизбежным препятствием для экономического развития»[1]. Задачи правового обеспечения рыночного оборота земель определяют потребность применения юридических моделей, позволяющих устанавливать вещные права нескольких лиц на один и тот же земельный участок, например, право собственности на земельный участок может быть обременено правами одновременно нескольких субъектов, например, арендаторов и обладателей сервитутов.
Ограниченность земельных ресурсов является объективным фактором развития территориальной организации земель на основе их территориального планирования, а также установления предельных размеров земельных участков, которые могут находиться в частной собственности либо предоставляться в пользование для производственных и иных целей.
Необходимость охраны земель как важнейшего компонента окружающей среды диктует установление требований рационального их использования, а следовательно, распространение на данные отношения правовых механизмов публичного регулирования, в частности, нормирование качества земель, ограничения гражданского оборота, установление публичных обязанностей обладателей имущественных прав на земельные участки.
Публичное регулирование земельных отношений обусловлено также неизбежным возрастанием антропогенного воздействия на состояние земель, вызванного развитием промышленного и жилищного строительства, а также ростом численности населения. По данным экологических исследований, в основных промышленных и сельскохозяйственных районах России большинство земель еще в 50—70-х гг. XX века пришли в экологически неудовлетворительное состояние[2]. О масштабах загрязнения земель говорят следующие цифры. По информации Росприроднадзора, за отчетный 2014 г. в Российской Федерации вследствие утечки при транзите нефти, газа, продуктов переработки нефти было нарушено 604,3 га земель, рекультивировано – 297,3 га. Изъятие земель из продуктивного оборота по всем категориям землеотвода, по данным Росреестра, составило в 2013 г. 401405,0 тыс. га, что на 42,9 тыс. га больше, чем было в 2012 г., а в 2014 г. увеличилось еще на 110,7 тыс. га и составило 401515,7 тыс. га[3].
Охрана земель является неотъемлемым компонентом правового режима земель как природного ресурса и природного объекта. С учетом интегрирующей функции земель обеспечивается экосистемный подход к регулированию земельных отношений. Он проявляется в установлении публичных экологических ограничений любого субъективного права, объектом которого выступает земельный участок. Основу такого подхода составляет ст. 1 ЗК РФ, которая предусматривает в качестве одного из основных принципов земельного законодательства принцип приоритета охраны земель перед их использованием.
Дискретность функций земель проявляется в их назначении для удовлетворения разнообразных потребностей человека. Земля как природный ресурс является объектом использования для различных целей, в т. ч. для ведения сельского и лесного хозяйства, для размещения производственных и иных зданий и сооружений, пользования водоемами и других целей. Удовлетворение названных потребностей предполагает юридически обоснованное согласование различных видов пользования земельными ресурсами на основе установления приоритетов и ограничений, обусловленных природными свойствами земель, важнейшим из которых является их плодородие. Данная особенность земель также получила отражение в законодательстве в виде принципа дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Земля (правовое значение) – объект правовой охраны, особенность которого состоит в интегрированном сочетании функций и свойств публичного и частного блага, что определяет необходимость специализации правовых норм, регулирующих режим использования и охраны земель и оборота земельных участков, в рамках земельного права как комплексной отрасли права.
Современные изменения земельного законодательства, связанные с регулированием оборота земель, призваны обеспечить реализацию задач государственной стратегии социально-экономического развития России, состоящих в приоритетном развитии рынка земли и недвижимости, обеспечении равной защиты права собственности на объекты недвижимости для всех участников рынка, а также снижении издержек граждан и бизнеса при оформлении прав на недвижимость[4].
1.2. Место и значение земельного права в общей системе права России. Земельное право как комплексная отрасль российского права
Трансформация отношений собственности на землю, развитие рыночных аграрных отношений послужили объективным фактором формирования принципиально новых подходов к определению места земельного права в общей системе права России и основ системного построения данной отрасли права. В связи с отменой режима исключительной государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, закреплением в Конституции РФ положения о многообразии форм собственности на природные ресурсы (п. 2 ст. 9 Конституции РФ) вопрос о теоретико-правовых основах сохранения прежнего значения земельного права в качестве самостоятельной отрасли права стал вызывать доктринальные споры.
В теории земельного права сложились два основных подхода к решению вопроса о месте земельного права в системе права и модернизации земельного права как отрасли права. В 1994 г. В. А. Дозорцевым было высказано мнение о то, что, поскольку «земельные отношения распались на регулируемые гражданским и административным правом, основания для признания земельного права самостоятельной отраслью перестали существовать, теперь земля попала в сферу действия гражданского права, являясь объектом экономического оборота»[5]. Данный подход был поддержан учеными, которые настаивают на изменении предмета земельного права путем выделения из него земельно-имущественных отношений и включении их в сферу гражданско-правового регулирования. В развитие данной теории Е.А. Суханова основывает позицию о признании права собственности и иных вещных прав на землю, а также сделок с земельными участками частью имущественного (гражданско-правового) оборота. Земельно-правовые нормы устанавливают ограничения, связанные с предельными размерами земельных участков, находящихся в частной собственности, обеспечением их строго целевого назначения и наиболее рационального использования, определением категорий земель и их учетом, предусматривают последствия их нарушения (в основном административно-правового характера), имеют публично-правовую природу[6]. Данной позиции придерживаются и другие ведущие специалисты в сфере гражданского права. Так, Н. П. Лотникова подчеркивает, что «имущественные отношения по совершению сделок с земельными участками отвечают критериям гражданско-правового отношения (регулируются методом юридического равенства сторон, объектом является недвижимая вещь и т. д.), в связи с чем их следует отнести к предмету только гражданского права и регулировать соответственно гражданским законодательством, при этом отдав приоритет нормам Гражданского кодекса РФ. Тем самым данные правоотношения будут отграничены от отношений, составляющих предмет земельного права, которые являются публичными по методу регулирования и преследуют основную цель – сохранение земли как основы жизни и деятельности людей»[7].
Вторая позиция по вопросу о правовой идентификации земельного права состоит в признании земельного права самостоятельной отраслью права, в рамках которой получают специфическое комплексное регулирование земельно-имущественные и управленческие отношения, которые находятся в неразрывном единстве, обусловленном двуединой сущностью (публично и частноправовой) объекта земельных отношений. Данная позиция представлена в научных трудах С. А. Боголюбова, О. И. Крассова, Б. В. Ерофеева, Ю.Г. Жарикова и Г. В. Чубукова. Они предлагают сохранить в новых политических и экономических условиях приоритет земельно-правового регулирования отношений в области использования и охраны земель либо найти оптимальное сочетание земельно-правовых и гражданско-правовых начал. Так, по мнению С. А. Боголюбова, по сравнению с другими вещами количество и масштаб особенностей природных объектов достигают здесь такого уровня, что переходят в иное качество, предполагающее приоритетность публично-правовых форм регулирования, не исключающих и диспозитивных методов. Регулирование охраны и использования земли осуществляется исходя из представлений о ней прежде всего как о природном ресурсе, средстве производства в сельском и лесном хозяйстве, основе жизни и деятельности и как о земельном участке – недвижимом имуществе, объекте права собственности[8]. Ю.Г. Жариков отстаивает идею приоритета земельного законодательства как специального закона по отношению к гражданскому (общему) законодательству в случае возникновения коллизий норм данных отраслей[9].
Выделение земельного права в качестве самостоятельной отрасли права обусловлено действием факторов объективного и субъективного характера. Объективной предпосылкой является признание двойственного значения земель как публичного блага и частного блага, что не свойственно объектам гражданско-правовых отношений. Данная особенность объектов земельных отношений отражена в и. 1 ст. 1 ЗК РФ, согласно которой одним из основных принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
К субъективным факторам, определяющим самостоятельное место земельного права в системе отраслей права, относится выраженная в нормативных правовых актах воля законодателя в признании специального характера правовых норм, регулирующих земельные отношения. Данный подход получил отражение в следующих положениях законодательства:
• признание Конституцией РФ земельного законодательства в качестве самостоятельной отрасли законодательства, что отражено в ст. 72 Конституции РФ;
• наличие специфических принципов регулирования земельных отношений, отраженных в ст. 1 ЗК РФ;
• значительный массив земельного законодательства;
• наличие специфического императивно-диспозитивного метода правового регулирования земельных отношений, состоящего в применении разрешительного регулирования земельно-имущественных отношений в качестве основного метода, ограничивающего действие диспозитивных методов;
• закрепление в законодательстве специфического механизма действия норм земельного права, включающего специальные основания государственного принуждения, применяемые к участникам земельных отношений (изъятие земель для государственных и муниципальных нужд, принудительное прекращение права в связи с неиспользованием или ненадлежащим использованием земельного участка и другие).
Названные факторы обусловили признание земельного права комплексной отраслью права. Специфика объекта земельных отношений определяет комплексную структуру земельного права как отрасли права, основанную на применении диспозитивных и императивных методов правового регулирования в их комплексном сочетании. Таким образом, земельное право является комплексной отраслью права, основу которой составляют нормы земельного права, имеющие приоритет по отношению к нормам иных отраслей права (гражданского и административного права) в части регулирования отношений, составляющих предмет данной отрасли права.
1.3. Предмет и методы земельного права
Регулирование земельных отношений осуществляется с учетом представлений о земле как важнейшем компоненте окружающей среды и одновременно как о недвижимом имуществе. В соответствии с п. 1 ст. 3 ЗК РФ земельные отношения определены как отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данное определение отражает публичный характер земельных отношений. Однако Земельный кодекс не ограничивает предмет земельного права только лишь публичными отношениями. Согласно п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Тем самым законодатель не только включает земельно-имущественные отношения в сферу земельного права, но и устанавливает приоритет земельного законодательства в регулировании данных отношений, относя, таким образом, земельно-имущественные отношения к видам земельных отношений.
Земельные отношения – совокупность управленческих и имущественных отношений, возникающих по поводу специальных объектов – земель и земельных участков.
Специфика указанных объектов является основой выделения специфических признаков и характеристик земельных отношений. Рассмотрим эти особенности.
Законодательно признана дифференциация объектов земельных отношений. В соответствии с и. 1 ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются земля как природный ресурс и природный объект, земельные участки и части земельных участков. Названная классификация объектов земельных отношений имеет условный характер и осуществляется в целях определения внутриотраслевой структуры земельных отношений в качестве предмета правового регулирования.
Земля выступает объектом публично-правовых отношений, складывающихся по поводу охраны и рационального использования земель в соответствии с их целевым назначением, определяемым их публичной ценностью. Данные отношения имеют управленческий характер. Следует согласиться с мнением ученых, которые полагают, что главными задачами регулирования земельных отношений являются охрана земель и обеспечение их рационального использования посредством государственного управления землепользованием[10].
Понятие «земля» раскрывается на основе толкования смысла и значения терминов «природный объект» и «природный ресурс». Данные понятия определены в ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой природный объект определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природный ресурс в соответствии с названной статьей является разновидностью природных объектов, которым присущи потребительские свойства, позволяющие использовать данные объекты как средство производства или объект потребления. Названный Закон закрепляет экосистемный подход к регулированию использования любых природных ресурсов, в т. ч. и земель.
Используемая в ст. 6 ЗК РФ формулировка о значении земли как природного ресурса и природного объекта основана на принятом в праве разделении объектов природоресурсных и природоохранных отношений. Буквальное толкование смысла ст. 6 ЗК РФ позволяет дифференцировать земельные отношения управленческого типа на природоохранные и природоресурсные.
В то же время кардинальное изменение земельного строя в нашей стране, произошедшее в начале 90-х годов прошлого столетия, связанное с развитием рыночных отношений, не только не лишило актуальности обособление земельных отношений в сложившейся системе права, но и значительно расширило содержание этого понятия. В структуру земельных отношений включены имущественные отношения по поводу земельных участков. При этом свойство публичности присуще земельно-имущественным отношениям, равно, как и управленческим отношениям, объектом которых является земля как природный ресурс и природный объект.
В системе объектов земельных отношений земельный участок определен как недвижимая вещь, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 ЗК РФ). Правовая характеристика земельного участка основана на определении понятия недвижимых вещей, содержащемся в гражданском праве. Согласно и. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В указанной системе объектов вещных прав земельный участок отделен от иных видов объектов недвижимости (зданий, сооружений, участков недр), а следовательно, земельно-имущественные отношения не включают в себя отношения по поводу присвоения и использования объектов недвижимости, имеющих самостоятельный правовой статус. Однако законодательно установлена юридическая связь земельного участка и связанных с ним объектов, которая строится по принципу определяющего влияния юридической судьбы земельного участка на статус и режим объектов, расположенных на нем. Данное правило закреплено в п. 5 ст. 1 ЗК РФ, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Земельный участок, являясь объектом недвижимости, подлежит кадастровому учету в системе государственного кадастра недвижимого имущества, а права на земельный участок подлежат государственной регистрации в системе Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кадастровый учет позволяет индивидуализировать земельный участок в системе объектов вещных прав, а государственная регистрация права определяет момент возникновения имущественных отношений по поводу земельных участков и придает данным правам свойство публичной достоверности.
Таким образом, для возникновения земельно-имущественных отношений необходима совокупность юридических фактов, включая сделки и иные акты распоряжения земельным участком и государственную регистрацию права на земельный участок. Управленческие отношения по поводу земель возникают в силу присущего всем землям на территории РФ статуса природного объекта, используемого и охраняемого как основы жизнедеятельности народа, проживающего на соответствующей территории.
Использование в земельном законодательстве определения земель как природного ресурса и природного объекта позволяет отделить данные отношения от иных отраслевых видов отношений, объектом которых является земля. В частности, в предмет земельного права не включаются отношения по поводу использования земель как территориальной основы государственного суверенитета Российской Федерации. Данные отношения являются предметом иной отрасли права – конституционного права.
Функциональное значение земель как природного ресурса и природного объекта позволяет провести внутриотраслевую дифференциацию земельных отношений.
Земля (как природный ресурс в системе природоресурсных отношений) – средство производства (в сельском и лесном хозяйстве), пространственная основа осуществления хозяйственной и иной деятельности человека.
В связи с этим земельные отношения в зависимости от функционального назначения земель классифицированы на земельно-производственные и земельно-пространственные.
Правовое регулирование земельно-производственных отношений осуществляется с учетом такого специфического природного свойства земель, как их плодородие. Данное свойство земель учитывается при формировании правового режима земель сельскохозяйственного назначения и лесных земель, характеризующееся применением метода приоритета данных земель в их использовании и охране.
При регулировании земельно-пространственных отношений учитываются такие свойства земель, как их пространственная ограниченность и их экологическое значение, что проявляется в установлении ограничений использования данных земель и нормировании размеров земельных участков, которые могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Характеристика структуры земельных отношений позволяет сформулировать определение понятия «предмет земельного права», под которым следует понимать отношения, возникающие по поводу использования земель в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственного базиса осуществления хозяйственной и иной деятельности человека, охраны земель как важнейшего компонента окружающей среды, и отношения, связанные с гражданским оборотом земельных участков в качестве недвижимого имущества.
Природные свойства земель, а также характер реализуемых законных интересов участников данных отношений (частные или публичные интересы) являются основанием для применения специфических методов правового регулирования земельных отношений.
Методы земельного права – совокупность приемов и способов правового воздействия на поведение участников земельных отношений, характеризующихся комплексным сочетанием диспозитивных и императивных приемов регулирования на основе применения специальных отраслевых земельно-правовых приоритетов, устанавливающих приоритет охраны отдельных видов земель и обеспечения значимых публичных интересов.
К числу названных приоритетов относятся: приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (п. 2 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ); приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (п. 3 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ), и приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (п. 6 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Императивные методы применяются для регулирования отношений государственного управления в сфере использования и охраны земель. Данные методы получают применение в таких сферах земельных отношений, как территориальное планирование, градостроительное зонирование, нормирование качества земель, землеустройство, предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, государственный учет земельных участков и охрана земель.
Диспозитивными методами регулируются земельно-имущественные отношения, основанные на юридическом равенстве их участников. К таким отношениям относятся обязательственные и иные имущественные отношения, возникающие по поводу земельных участков, за исключением отношений, связанных с предоставлением земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Действие диспозитивных методов в земельном праве ограничено установлением публичных запретов и ограничений, определяющих правовой режим использования и оборота земельных участков.
1.4. Система земельного права
Основу земельного права в значении самостоятельной отрасли права составляют нормы земельного права. Понятие и правовая природа норм земельного права вызывает споры в теории земельного права. Существуют два основных подхода к решению данного вопроса. Первая позиция представлена сторонниками теории, которую можно обозначить как теория «дискретности земельного права». Данная теория основана на разделении земельных отношений на две группы: регулируемые гражданским правом и земельным правом. Е. А. Суханов полагает, что право собственности и иные вещные права на землю, а также сделки с земельными участками являются частью имущественного, гражданско-правового оборота. Земельно-правовые нормы устанавливают ограничения, связанные с предельными размерами земельных участков, находящихся в частной собственности, обеспечением их строго целевого назначения и наиболее рационального использования, определением категорий земель и их учетом и т. п., а также предусматривают последствия их нарушения (в основном административно-правового характера), т. е. имеют публично-правовую природу[11]. С данной точки зрения нормами земельного права являются только такие общеобязательные правила поведения, которые регламентируют отношения публичного управления в сфере использовании и охраны земель.
Вторая позиция представлена группой ученых, которые отстаивают необходимость сохранения единства земельного права. По мнению российских ученых (Ю. К. Толстой, С. А. Боголюбов, Н.А. Сыродоевидр.)[12], перенесение норм права, регулирующих земельно-имущественные отношения, в предмет гражданского права приведет к неоправданной искусственной «агрессии» гражданского права по отношению к земельному праву, что неминуемо повлечет утрату тех принципов и позиций земельного права, которые способствуют обеспечению охраны земель и соблюдению публичных интересов при их использовании.
Обоснование выделения специальных норм права связано с выявлением существенной специфики данных норм в сложившейся системе права. Отличительным признаком норм земельного права является наличие специфического объекта регулируемых отношений (земли), особенность которого состоит в сочетании в данном объекте свойств публичного и частного блага. Так же как свойства публичного блага в данном объекте неотделимы от свойств частного блага (образование земельного участка не ведет к утрате им свойств публичного блага), правовые нормы, регулирующие земельно-имущественные отношения, всегда охватывают своим действием и публичные отношения. Так, правовой режим земельного участка как объекта имущественных отношений включает в неразрывном единстве частноправовой режим (например, триаду правомочий собственника земельного участка) и публичный порядок (пользование земельным участком в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, экологические ограничения прав на земельные участки, принудительное изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также в связи с ненадлежащим использованием земель).
Таким образом, сложившаяся модель двойственной природы объекта земельных отношений (при условном их разделении для целей дифференциации правового регулирования) не допускает предлагаемую в теории гражданского права дискретность правового регулирования земельных отношений через выделение из сферы земельного права земельно-имущественных отношений и диктует необходимость признания нормой земельного права любого обязательного правила поведения, регулирующего отношения, объектом которых являются земля и земельный участок, что и предусмотрено ст. 6 ЗК РФ.
Нормы земельного права, являясь специальными нормами, имеют специфический правовой механизм действия. В структуре данного механизма можно выделить правовые средства, которыми обеспечивается действие только данных специальных норм права, в частности, передача права собственности от одного публичного образования другому, принудительное прекращение субъективного права ввиду ненадлежащего использования или неиспользования объекта права, специальные ограничения прав ит.д.).
Дискретность земельного участка в системе имущественных отношений (выделение в качестве самостоятельных объектов имущественных прав участков недр, водных объектов (за исключением прудов и обводненных карьеров), возводимых на земельном участке зданий и сооружений) обусловили разделение данных отношений по отраслевому принципу Нормы земельного права имеют приоритет в части регулирования отношений, составляющих предмет земельного права как отрасли права, а именно, при регулировании отношений в сфере использования, охраны земель и оборота земельных участков. В части определения режима использования и оборота объектов недвижимости и природных объектов, признанных самостоятельными объектами прав, нормы земельного права имеют подчиненный характер по отношению к нормам соответствующих отраслей права (например, совершение сделок по поводу зданий и сооружений регулируется гражданским правом, а приобретение прав на земельные участки под этими объектами составляет предмет земельного права). Регулирование использования природных ресурсов, расположенных на земельном участке, также осуществляется преимущественно на основе норм соответствующей отрасли права, если применение земельного законодательства прямо не предусмотрено отраслевым актом природоресурсного законодательства. Например, в соответствии со ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса РФ.
Систематизация норм земельного права в рамках отрасли права осуществляется на основе объединения их в группы и общности норм, к которым относятся институты и подотрасли права. Институт права представляет собой относительно обособленную группу взаимосвязанных между собой правовых норм, регулирующих относительно устойчивую разновидность качественно однородных общественных отношений (институт права собственности на земельные участки, институт ограниченных вещных прав, институты возникновения, изменения и прекращения прав на земельные участки, юридической ответственности за нарушение земельного законодательства и т. д.).
Подотрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений.
Подотрасль земельного права – правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Выделение данной подотрасли обусловлено закреплением в Земельном кодексе РФ нормы, предусматривающей специальное регулирование данной области отношений. В соответствии с п. 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Структурная организация земельного законодательства обусловила выделение в системе земельного права двух частей:
Являясь специальной отраслью права, земельное право тесно взаимодействует с базовыми отраслями права – конституционным, гражданским, административным правом. В системе земельного права получают развитие правовые нормы, содержащиеся в данных отраслях, в частности положение о многообразии форм собственности на природные ресурсы (п. 2 ст. 9 Конституции РФ), нормы о разграничении предметов ведения в сфере регулирования отношений по поводу использования и охраны земель (п. «д» ст. 72 Конституции), вопросы владения, пользования и распоряжения землей (п. «в» ст. 72 Конституции), нормы о праве собственности и других вещных правах (раздел II ГК РФ), нормы, регулирующие порядок организации законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации (Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), организации местного самоуправления в Российской Федерации (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В свою очередь, нормы земельного права получают развитие в рамках других комплексных отраслей права, таких как экологическое, градостроительное, и иных отраслей права.
Система земельного права как науки и учебной дисциплины в целом отражает системное строение отрасти права. Однако, учитывая значимость международного сотрудничества в сфере охраны земель, задачи обеспечения инвестиционной привлекательности использования земель в Российской Федерации, в системе земельного права как отрасли науки и учебной дисциплины выделена также специальная часть, посвященная изучению особенностей правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах.
1.5. Принципы земельного права
Принципы земельного права – основные положения, определяющие цели, задачи, порядок и условия правового регулирования земельных отношений.
Принципы права по способу их выражения классифицируются на нормы-принципы и доктринальные принципы. Нормы-принципы получают закрепление в нормативных актах, обладающих наибольшей юридической силой в системе отраслевого законодательства, как правило, имеющих кодифицированный характер. Доктринальные принципы земельного права – это выработанные правовой доктриной суждения о праве, в которых раскрываются смысл и содержание основных положений земельного права.
Основные принципы земельного права получили отражение в виде основных принципов земельного законодательства (ст. 1 ЗК РФ). Перечень данных принципов имеет открытый характер, что предполагает возможность расширения перечня принципов иными федеральными законами (п. 2 ст. 1 ЗК РФ).
В Земельном кодексе РФ закреплены 13 принципов земельного законодательства. Данные принципы по их юридической силе можно разделить на два вида:
1) принципы императивного характера, содержащие запреты и предписания общенормативного характера (принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами);
2) принципы диспозитивного типа, предполагающие определенный диапазон волеизъявления участников правоотношений при их реализации. К числу таких принципов относятся принципы-приоритеты (приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат; участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством; приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий); дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком).
В правовой литературе широкое признание получила классификация принципов, обоснованная А. К. Голиченковым, который разделил их на группы в зависимости от их целевой направленности. В соответствии с данной классификацией выделены принципы, определяющие:
• экологические основы регулирования земельных отношений (учет значения земли как основы жизни и деятельности человека; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий);
• социальные основы регулирования земельных отношений (приоритет охраны жизни и здоровья человека; участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю; сочетание интересов общества и законных интересов граждан);
• экономические основы регулирования земельных отношений (единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; платности использования земли);
• правовые основы регулирования земельных отношений (дифференцированного подхода к установлению правового режима земель; разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательстве в части регулирования отношений по использованию земель; деления земель по целевому назначению на категории; разграничения государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований; государственного регулирования приватизации земли)[13].
Г. А. Волков классифицирует принципы земельного права на принципы межотраслевого и внутриотраслевого характера[14]. К первой группе отнесены принципы экологического и социального характера. Ярко выраженный межотраслевой характер имеют также некоторые принципы экономической и правовой направленности, в частности, принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, определяющий основы юридической связи земельных участков и объектов недвижимости, являющихся по своей правовой природе объектами гражданско-правовых отношений; разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель).
Порядок и условия правового регулирования земельных отношений, отраженные в указанных правовых принципах, состоят в следующем:
• принцип, предусмотренный п. 1 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ, предполагает правовое регулирование земельных отношений на основе взаимодействия норм публичного и частного права, комплексное применение императивных и диспозитивных методов в правовом регулировании данных отношений;
• принцип приоритета охраны земель как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства по отношению к их использованию, а также приоритет охраны жизни и здоровья человека предполагают юридическую возможность установления ограничений прав на земельные участки по экологическим основаниям и в целях охраны жизни и здоровья человека;
• принцип единства судьбы земельного участка и расположенных на нем объектов предполагает режим следования судьбы здания и сооружения судьбе земельного участка. В российском законодательстве существует горизонтальная система прав на земельный участок и объект, расположенный на нем, т. е. и у земельного участка, и у строения могут быть независимые права собственности или иные вещные права. В то же время в зарубежных странах распространена вертикальная система, когда на земельный участок и строение, расположенное на нем, существует одно вещное право. Учитывая, что действующий Гражданский кодекс Российской Федерации находится в системной взаимосвязи с принципами земельного законодательства, законодателем была включена норма, регламентирующая данную ситуацию. Согласно ст. 272 ГК РФ при прекращении права пользования земельным участком, предоставленного собственнику находящегося на этом участке недвижимого имущества, права на недвижимость, оставленную ее собственником на земельном участке, определяются в соответствии с соглашением между собственником участка и собственником соответствующего недвижимого имущества. При отсутствии или недостижении соглашения последствия прекращения права пользования земельным участком определяются судом по требованию собственника земельного участка или собственника недвижимости. Нормы гражданского права в части реализации рассматриваемого принципа подчинены действию земельного законодательства. Так, в п. 1 ст. 35 ЗК РФ предусмотрено правило, согласно которому при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник;
• принцип государственного регулирования приватизации земли предполагает правовое регулирование предоставления земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, исключительно императивными правовыми методами.
Таким образом, принципы земельного права отражают комплексный подход в регулировании земельных отношений, имеют системообразующее значение для формирования земельного права как отрасли права и являются источником толкования регулятивных и охранительных норм-правил поведения.