Вы здесь

Земельное право. Собственность на землю и пользование землей (И. С. Петров, 2011)

Собственность на землю и пользование землей

Собственность на землю граждан и юридических лиц

Согласно Конституции РФ земля, ее недра и природные богатства принадлежат всему народу. Однако по Земельному кодексу РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

У граждан РФ есть два способа приобретения земель в собственность – это либо выделение участков земли согласно федеральным или региональным программам, что проводится бесплатно для населения, но имеет квоты или ограничения, либо приобретение участков земли за определенную плату, соответствующую рыночной стоимости земли в конкретной местности.

Согласно ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Причем до 2001 г. иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам запрещалось приобретать земельные участки на всех приграничных территориях.

В 2001 г. Президент РФ определил перечень территорий, где получение земель в собственность для этих лиц запрещена. Согласно ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. На территориях, не входящих в перечень, приобретение земель в собственность разрешено.

Государственная, федеральная, региональная, муниципальная собственность на землю

ЗК РФ определяет, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Закон разграничивает государственную, федеральную собственность на землю, собственность на землю субъектов РФ (региональную) и собственность муниципалитетов (муниципальную). По закону разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральными законами.


В федеральной собственности находятся земельные участки:

– признанные таковыми федеральными законами;

– те, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

– приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.


В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

– признанные таковыми федеральными законами;

– те, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

– приобретенные субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Особым образом выделены земли городов Москвы и Санкт-Петербурга. В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации – города федерального значения Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.


В муниципальной собственности находятся земельные участки:

– признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

– те, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

– приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.

На территории муниципалитетов имеются как участки, которые принадлежат муниципалитетам, так и участки, которыми владеют частные лица, физические и юридические. ЗК РФ гласит: если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

Также в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Согласно ЗК РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам бесплатно. Также земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления гражданам бесплатно.

А земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях их предоставления гражданам бесплатно. Основанием для передачи земельных участков в собственность того или иного муниципалитета является дальнейшее предоставление их гражданам безвозмездно.

Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками и право пожизненного наследуемого владения

До 2001 г. (даты введения в действие Земельного кодекса РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могли предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование. С 2001 г. в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Законом закреплено, что гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Кроме того, юридические лица, за исключением перечисленных, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, а религиозные организации – переоформить на право безвозмездного срочного пользования – до 1 января 2012 г., поскольку с 1 января 2013 г. в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях появится положение об ответственности за нарушение сроков и порядка переоформления прав пользования такими участками.

ЗК РФ указывает, что в то же время право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. Однако граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Одновременно с 2001 г. исчезает и право пожизненного наследуемого владения земельным участком. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, сохраняется только, если было приобретено гражданином до введения в действие Земельного кодекса РФ.

Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Кодекса не допускается. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству с последующей государственной регистрацией на основании свидетельства о праве на наследство.

Аренда земельных участков

Место бессрочного пользования земельным участком занимает аренда. На праве аренды земельные участки на территории РФ могут иметь кроме граждан РФ также иностранные граждане, лица без гражданства. Земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом РФ.

Арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка по истечении срока договора аренды. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.

ЗК РФ указывает, что размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно земельному праву арендатор земельного участка, (кроме резидентов особых экономических зон) без заключения нового договора аренды вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное; при этом ответственность по договору аренды переходит на нового арендатора земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог.

Кроме того, арендатор вправе передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное; причем на субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков.

Аренда государственных и муниципальных земельных участков

В соответствии с положениями ЗК РФ земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.

Арендатор при продаже данного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

Согласно ЗК РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.

Закон не разрешает изменения условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды прав его арендатора; досрочное расторжение договора аренды, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении арендатором договора аренды.

В аренду могут быть переданы земельные участки, если в случае их наследования наследниками являются несовершеннолетние. Законным представителям наследников разрешено передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия. Однако изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Сервитут подразделяется на частный и публичный, срочный и постоянный. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут, согласно земельному законодательству, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

Постоянный сервитут – бессрочный; срочный сервитут оговорен определенным сроком. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.


Закон требует, чтобы осуществление сервитута было наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. За причиненные неудобства собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, а в случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Поскольку установление публичного сервитута нередко не зависит от желания или нежелания собственника земельного участка, более того – сервитут может быть ему и неудобен и невыгоден, то в случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Если же не удается решить вопрос полюбовно, то лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке. Суд может обязать установивший его орган отменить публичный сервитут, если будет однозначно доказано владельцем участка, что его введение нарушает его права.

Кроме того, не всякое распоряжение органа государственной власти или органа местного самоуправления является сервитутом. По закону сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Незарегистрированный сервитут не является сервитутом и подлежит ликвидации.

Безвозмездное срочное пользование земельными участками

Согласно ЗК РФ в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки – из земель:

1) находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления на срок не более чем один год;

2) находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3) организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, государственных природных заповедников и национальных парков, гражданам в виде служебного надела;

4) находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения либо имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

Конец ознакомительного фрагмента.