Вы здесь

Здоровье, почки, диализ, жизнь. Записки пациента. Часть 1. Так, кто же совершил первую в мире пересадку почки?. Правда ли, что американцы все делают раньше всех? (Ш. Ш. Шабаев)

Так, кто же совершил первую в мире пересадку почки?

Правда ли, что американцы все делают раньше всех?


Это письмо мы получили после публикации на сайте (shikur.ru) рассказа о знаменитом американском хирурге-трансплантологе Джозефе Эдварде Мюррее («Человек, совершивший первую в мире пересадку почки»). Справочники определяют его как лауреата Нобелевской премии в области физиологии и медицины, который останется в истории как человек, совершивший первую в мире успешную пересадку почки. Попытки такие были и раньше, но успехом впервые закончилась операция, проведенная Мюрреем чуть более полувека назад, 23 декабря 1954 года – когда талантливый американец пересадил почку 23-летнему Ричарду Херрику от его брата-близнеца Рональда.

Однако, оказывается, первенство на первую пересадку почки могут оспаривать еще несколько человек, в том числе и наши соотечественники. Наш читатель Вадим Гаенко из Кисловодска вспомнил следующую историю:

«Первую пересадку почки сделал наш соотечественник Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. И было это, по-моему, в 1929 г. Восемнадцатилетний сын начальника Ангарской пересылки отравился красным стрептоцидом. Естественно ОПН, анурия, критическое состояние… Заключённый архиепископ Лука (в миру В.Ф.Войно-Ясенецкий) пересадил ему на бедро свиную почку, подшив её к веточке бедренной артерии.

Через трое суток собственные почки заработали, и необходимость в трансплантанте отпала.

Кстати, именно он предложил и апробировал метод обработки трансплантанта раствором сулемы, что значительно замедляло развитие реакции отторжения.

А впрочем, зачем это всё? Американцы всё делают раньше – и радио изобрели, и в космос полетели, и Вторую Мировую выиграли…»

Мы попросили Вадима дать ссылку на источник информации, уж слишком интересной она оказалась. Он отозвался сразу же:

«Этот случай описан в книге «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга» автор Марк Поповский. Журнал Октябрь №2 за 1990 г. (простите за задержку – не сразу нашёл). А о методах обработки трансплантата рассказала операционная сестра, которая его знала. Он умер в 1971 г в Симферополе. Уникальный человек! Получил сталинскую премию после нескольких ссылок и арестов. Как то в 2000 г., в Санкт-Петербурге, в букинисте, я купил его «Гнойную хирургию» 1946 г (она подписана – архиепископ Лука!!!), а рядом – точно такая же, с теми же рисунками, с отвратительным почти подстрочным переводом на английский язык, но изданная по моему в Бостоне…. (естественно под американской фамилией).

До сих пор жалею, что денег пожалел. А может и правильно это: наше дело только водку жрать и газопровод обслуживать. Подумаешь Жуковский поднял свой моноплан в воздух в 1897 году? Да кто он такой, против «первых воздухоплавателей» американцев братьев Райт (которые полетели в 1905-м году)?! Подумаешь, братья Черепановы построили свою паровую машину на 20 лет раньше Уайта, а прослужила она на пять лет дольше! И куды нам с нашим то свиным рылом да в калашный ряд!!!».

Официальные источники свидетельствуют, что первую пересадку животной почки в нашей стране (в ССССР) совершил в 1934 году доктор В.В.Вороной из Киева – женщине-пациенту им была подсажена почка свиньи.

Но оказывается не Вороной, а Войно-Ясенецкий за 10 лет раньше произвел операцию, которая может считаться своеобразной точкой отсчета, началом эры пересадок почки в нашей стране. Биографы Войно-Ясенецкого приводят случай, рассказанный одной из жительниц Енисейска, куда нелегкая судьба закинула Луку во время очередной ссылки: «Однажды в Енисейск откуда-то из района привезли умирающего мужчину с больными почками. Когда владыка осмотрел его, то приказал родным купить и заколоть теленка. Теленка закололи, владыка взял от него свежие почки и пришил их больному. Говорят после операции мужику полегчало».

О дальнейшей судьбе пациента ничего не известно – вскоре по доносам местных медиков, у которых ссыльный гений отбивал клиентуру, Луку отослали в самую глушь, на несколько сот южнее на Ангару. Впрочем, он продолжал лечить людей и там. Так, в дальней деревне Хая, в пустой, нежилой избе, в одиночестве Войно-Ясенецкий сделал экстракцию катаракты старику крестьянину, которая прошла успешно.

Архиепикоп Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий; 27 апреля (9 мая) 1877, Керчь – 11 июня 1961, Симферополь) – хирург, профессор медицины и духовный писатель, епископ Русской православной церкви; с апреля 1946 года – архиепископ Симферопольский и Крымский. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946).

Архиепископ Лука стал жертвой политических репрессий и провёл в ссылке в общей сложности 11 лет. Реабилитирован в апреле 2000 года. Украинская православная церковь причислила Архиепископа Луку к лику святых 22 ноября 1995 г; в августе 2000 года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания; память – 29 мая (11 июня).

Судьба этого человека достойна не одной книги. Родился будущий святой в Керчи, в семье провизора. Был четвёртым из пятерых детей. Принадлежал к древнему и знатному, но обедневшему белорусскому полонизированному дворянскому роду Войно-Ясенецких. Дед его держал мельницу, жил в курной избе и ходил в лаптях. Отец, Феликс Станиславович, получив образование провизора, открыл свою аптеку в Керчи, но владел ею только два года, после чего стал служащим транспортного общества.

В 1889 году семья переехала в Киев, где Валентин окончил гимназию и художественную школу, учился в университете на юридическом факультете, брал уроки живописи, рисовал с натуры обывателей. Наблюдая нищету, бедность, болезни и страдания простолюдинов, принял окончательное решение стать врачом, чтобы приносить пользу обществу.

Отучившись на медицинском факультете Киевского университета, ко всеобщему удивлению, заявил о намерении стать земским врачом: «Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь земским, мужицким врачом».

Ещё в Киевском госпитале Красного Креста Валентин познакомился с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской, которую называли «святой сестрой» за доброту, кротость и глубокую веру в Бога, к тому же она дала обет безбрачия. Её руки просили два врача, но она отказывала. А Валентин сумел добиться её расположения, и в конце 1904 года они обвенчались в церкви, построенной декабристами. Позже она помогала мужу вести прием больных, вела истории болезней.

Далее судьба забрасывает начинающего врача в самые разные уголки огромной страны: Симбирская губерния (Ардатов, нынешняя Мордовия), Курская губерния, Москва, Саратовская. Владимирская. Занятия наукой, первые публикации.

В начале революционного 1917 года уже профессор Войно-Ясенецкий побеждает в конкурсе на должность главного врача Ташкентской городской больницы. Дело в том, что он обнаружил у жены признаки туберкулёза лёгких. А поскольку в те времена у врачей бытовала уверенность, что туберкулёз можно вылечить климатическими мерами, сухой и жаркий климат Средней Азии в этом случае подходил идеально.

Однако через два года супруга умирает, он остается с четырьмя детьми, старшему из которых было 12, а младшему – 6 лет. Усугубил положение арест доктора новыми властями – за тайное лечение одного из участников подавленного антибольшевистского восстания.

И хотя профессора освободили, после кончины супруги религиозные взгляды профессора укрепились. Он и раньше посещал богослужения, и когда эпископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий предложил Валентину Феликсовичу стать священником, он сразу же согласился. Уже через неделю Войно-Ясенецкий был посвящён в чтеца, певца и подьякона, затем – в дьякона и в иерея.

И в больницу, и в университет отец Валентин стал приходить в рясе с крестом на груди, кроме того он установил в операционной иконы Божьей Матери и стал молиться перед началом операции. Вскоре он был назначен четвёртым священником собора, служил по воскресеньям и на него легла обязанность проповеди.

В 1923 году Войно-Ясенецкий был пострижен в монахи, а спустя некоторое время рукоположен в сан эпископа. Из университета он был вынужден уйти – и тут же был арестован. Так началась его первая ссылка – в Енисейск, именно там ему и пришлось сделать памятную операцию по пересадке почки.

Потом последовали вторая, третья ссылки, служение церкви, лечение больных, работа в больницах и госпиталях, занятия наукой, чтение лекций.

Во время Великой Отечественной войны уже архиепископ Лука помогает собирать деньги для нужд фронта, на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского и авиаэскадрильи имени Александра Невского. В общей сложности за неполные два года было перечислено около миллиона рублей, огромные по тем временам деньги. В декабре 1945 года за помощь Родине архиепископ Лука был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». А за научные труды по медицине профессору Войно-Ясенецкому была присуждена Сталинская премия первой степени в размере 200000 рублей, из которых 130 тысяч рублей он передал на помощь детским домам.

В 1955 году ослеп полностью, что вынудило его оставить хирургию. С 1957 года диктует мемуары. В постсоветское время вышла автобиографическая книга «Я полюбил страдание…».

Умер 11 июня 1961 года в воскресенье, в день Всех святых, в земле Российской просиявших.

Все дети профессора пошли по его стопам и стали медиками: Михаил и Валентин стали докторами медицинских наук; Алексей – доктором биологических наук; Елена – врачом-эпидемиологом. Внуки и правнуки тоже стали учёными.

Памятник в честь 125 лет со дня рождения этого знаменитого врача и священнослужителя, построенный на народные пожертвования, был открыт в Красноярске 15 ноября 2002 года. Монумент представляет собой бронзовую скульптуру, водруженную на гранитный постамент: монашеская мантия на плечах и фуфайка за спиной в кресле, мудрый, внимательный взгляд и сильные руки.

Именем Святителя Луки названы храмы в Симферополе, Ульяновске, Москве, Марьино, Екатеринбурге, Керчи, в Красноярском крае.