Фитнес для грудничка
Физическое развитие и двигательная активность младенца
Умение ребенка держать головку, садиться, вставать, ползать и ходить детские врачи называют двигательной активностью. Конечно же, сразу после рождения ничего этого малыш еще не умеет. Но уже в возрасте двух месяцев ребенок способен сам перевернуться на спину. А к трем месяцам он уже может так активно «крутиться» в кроватке, что начинает биться о нее головой. И такой удобный и безопасный ранее пеленальный столик становится настолько опасным, что нельзя даже подумать о том, чтобы оставить на нем малыша одного! Он уже умеет поворачивать головку, следить глазами за движущимся предметом. Если положить малышу в руку соску или погремушку, то он начнет ее трясти или потянет в рот. Но самостоятельно что-нибудь взять он еще не может, это умение придет только к 5–6 месяцам. В 3-месячном возрасте ребенок, который не спит, находится в постоянном движении. Он дергает руками и ногами, причем ноги совершают движения, напоминающие езду на велосипеде. А руки, которые то появляются в его поле зрения, то исчезают, становятся едва ли не самыми главными его игрушками.
В положении на животе малыш уже достаточно хорошо удерживает голову в течение нескольких секунд. И как только ребенок научится этому, он сможет удерживать часть тела с помощью рук так, что при упоре на локти не только голова, но и плечи отрываются от подстилки.
Для того чтобы оценить развитие новорожденного, проверяют его рефлексы. Например, если вы проведете пальцем по подошве малыша, он отдернет ножку, это подошвенный рефлекс. Если прикоснетесь к губам ребенка, то он пытается сосать (сосательный рефлекс). Если к ладошке новорожденного дотронуться пальцем или каким-нибудь предметом, его пальчики сожмутся с такой силой, что вы сможете даже слегка приподнять кроху (хватательный рефлекс). Если малыш все это проделывает, значит, он развивается нормально.
В четыре месяца двигательная активность еще больше увеличивается. Малышу уже не нравится спокойно лежать в кроватке. Он даже пытается сесть. День-другой, и ребенок начнет ползать по полу, однако должно пройти еще некоторое время, чтобы закрепилось умение одновременно становиться на колени и на руки. Умение стоять приходит всегда после умения сидеть и ползать. К 4–5 месяцам малыш регулярно выпрямляет колени и делает это столь ритмично, что создается ощущение, будто он подпрыгивает. В это время он начнет отказываться сидеть у вас на коленях: он сжимается, крепко-крепко хватает вашу одежду своими ручками и старается подняться. Когда ребенок находится в вертикальном положении, его тело соприкасается с вашим, он может сам смотреть вам в лицо – и ему открывается восхитительный вид на мир с вашего плеча, и панорама эта то и дело меняется.
Шестимесячные малыши могут сидеть очень недолго, потому что мышцы спины и позвоночник еще не совсем приспособлены для этого. Поэтому, если карапуз тянет ручки и хочет сесть, можно дать ему ухватиться за пальцы и помочь ненадолго присесть, а потом опять уложить. Ребенок может полюбить эту игру: только протяните ему руки, и он схватится за них, а вы легко подтяните его в положение сидя. Такие упражнения еще и полезны, потому что укрепляют мышцы спины ребенка.
К седьмому – восьмому месяцу малыш начинает перекладывать предметы из одной руки в другую. Он может уже не только трясти погремушку, но и бить ею об окружающие предметы. Во время кормления он крепко хватает бутылочку и может сам ее удерживать (от взрослого требуется только придерживать ее в нужном положении, чтобы ребенок не наглотался воздуха). Схватив один предмет, ребенок может тянуться за другим.
Если вы кормите малыша за столом из ложечки, можете в качестве игры или тренировки моторных навыков дать ложку ему в руки. Вы можете помочь малышу, взяв его ручку с ложкой в свою руку, зачерпнув немного пищи и поднеся ее ко рту ребенка.
К середине седьмого месяца ребенок, лежа на спинке, уже может поднимать голову – настолько окрепли его шейные мышцы. Он уже может сидеть дольше, чем раньше, периодически наклоняясь вперед и опираясь на руки, а затем снова выпрямляясь. Стоять на четвереньках, покачиваясь вперед-назад. Так он готовится передвигаться на четвереньках.
Беря предметы рукой, ребенок начинает использовать для более полного охвата большой палец. При игре с предметами, например с погремушкой, он уже не просто трясет ее, а преследует определенную цель – хочет, чтобы она издавала звуки. При этом иногда он берет одну погремушку и не прикасается к другой – видимо, звук первой ему нравится больше. Улучшается координация движений – при перекладывании предмета из руки в руку малыш не цепляется одной за другую.
Конец ознакомительного фрагмента.