1 Здоровье как ценность образования
1.1 Состояние здоровья учащихся и студентов России
Образовательный процесс в высшей школе характеризуется высоким уровнем нервно-психического напряжения, повышенной суммарной учебной и внеучебной нагрузкой в сочетании с гиподинамией на фоне постоянного нарушения принципов здорового образа жизни. Следствием этого становятся скрытые патологии, обострения хронических заболеваний, переутомления и возникновения депрессий у студентов. Студенческие годы это тот период жизни человека, когда организм еще молод и способен относительно легко компенсировать внешние воздействия, а возможности головного мозга позволяют усваивать и анализировать значительный объем информации учебно-познавательного характера.
Студенчество во все времена, независимо от социального и политического строя, было и остается одной из незащищенных категорий населения, испытывающих на себе комплекс неблагоприятных организационно-педагогических, социально-медицинских и экономических факторов, а необходимость в улучшении образа их жизни и здоровья осознается на всех уровнях общества и государства.
Решение проблемы формирования физически и психически здоровой личности в условиях вуза невозможно при низком состоянии здоровья школьников. Интеллектуальное, духовно-нравственное, психическое и физическое здоровье детей и подростков сегодня находится в критическом состоянии, что выводит эту проблему на уровень государственной.
Современная общеобразовательная школа не способствует улучшению здоровья детей. Многочисленные исследования состояния здоровья школьников в различных регионах России свидетельствуют о значительном росте числа заболеваний и функциональных расстройствах, именно в период обучения детей в школе. Проведенная в 2006 году Министерством здравоохранения всероссийская диспансеризация показала, что за последние 10 лет заболеваемость подростков возросла в 1,4 раза. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно считать не более 10 % современных школьников. Выявлена ежегодная тенденция хронической заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,84 %.
По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы усилились следующие негативные тенденции:
– значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их осталось не более 10-12 %);
– стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60 % подростков;
– резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорнодвигательного аппарата, почек и других систем;
– увеличение числа подростков, имеющих несколько диагнозов (у 20 % до 5 и более).
Еще в 50-60 годах XIX века в результате наблюдений врачи установили распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с неучащимися сверстниками было настолько явным и закономерно возрастающим от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения, в результате чего их стали называть школьными болезнями.
Это название дал Р. Вирхов в работе «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы» (1870) [32]. Уровень здоровья школьников за время обучения в школе ухудшается в 4 – 5 раз, а здоровыми оканчивают школу не более 10 – 20 %. Число больных детей достигает 30 – 35 % (С.Н. Гашков, 2006 г.; А.В. Ляхович, 2006 г.; О.Н. Московченко с соавт., 2006 г.).
Причины такого положения кроются как в организации процесса обучения, так и в условиях, в которых он осуществляется: микроклимат в классах, их наполняемость, санитарная норма площади и объема на учащегося, оборудование и набор помещений, материально-техническая база образовательного учреждения, условия для занятий физической культурой, организация питания.
Если говорить в целом, то в несоответствии образовательной среды действующему санитарному законодательству (СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»). Гигиеническая оценка расписания уроков в начальных классах школ показала, что в 77,5 % оно составлено неправильно [24]. К этому следует добавить достаточно веские причины, лежащие в сфере условий жизни и воспитания детей, начиная с раннего возраста:
– низкая медицинская грамотность и активность родителей;
– социально-экономические условия жизни и воспитания детей в семье на фоне интенсификации образовательного процесса.
По данным М.Я. Виленского, в среднем по России у студентов за время обучения частота хронической патологии увеличивается с 49 % до 69 %, показатель общей патологии возрастает на 38 %. Между тем здоровье выступает как ведущий фактор, определяющий не только гармоническое развитие личности студента, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности [4]. Так, в ходе педагогических исследований выявлено, что условия, в которых оказываются студенты при поступлении в вуз, составляют новую для них систему требований к организации учебной и внеучебной деятельности, к системе отношений в студенческой группе, с преподавателями.
Возможен не правомерный перенос «школьных» знаний по проблеме здоровья, что серьезно мешает дальнейшему процессу по формированию здорового образа жизни у студентов, в связи с этим целесообразно вести речь об особом направлении педагогической работы со студентами высшей школы по обеспечению их социально-профессиональной адаптации и педагогической реабилитации по формированию у них способности быстро адаптироваться к учебным условиям.
Значительный вклад в разработку социально-педагогического аспекта адаптации к обучению в вузе внесли (Антропова М.В., Махмутова М.И., Пашкова Л.М., Соловьев А.С., Хрипкова А.Г. и др.). Студенты сталкиваются с непривычными методами и формами обучения, новыми эмоциональными переживаниями, у них меняется режим труда и отдыха. Ученые Г.Е. Гун, Д.Г. Левитес отмечают, что традиционная педагогика зарекомендовала себя как здоровье – разрушающая, поэтому очень важно искать методы, которые позволят педагогике стать здоровьесберегающей [14], рабочая нагрузка студента достигает 12 часов в сутки, а в период экзаменационной сессии 15-16 часов.
Учебная деятельность студентов сопровождается неблагоприятной динамикой реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительными психическими нагрузками, повышенными требованиями к адаптационным ресурсам организма [4]. Также рост различных заболеваний и отклонений в состоянии здоровья студентов Оренбургского государственного университета наблюдается в связи с неблагоприятным воздействием экологии в условиях промышленного загрязнения Оренбургской области, в которой находится наш университет.
Проблеме влияния экологической ситуации на здоровье и физическое состояние студента посвящены исследовательские работы В.И. Мазуревича, Г.С. Рябченко и других авторов. Однако по данным Н.А. Антипиной, А.В. Ляховича до середины 90-х годов в стране не проводились исследования, посвященные разработке методологии гигиенического обучения, профилактики заболеваний с ориентацией на длительную перспективу, научному обоснованию и внедрению новых структур в вузах различного профиля по формированию здоровья студенческой молодежи [15].
В этой связи возрастает потребность оперативного формирования у будущих педагогов профессионального обучения императивов здоровья и здорового образа жизни, поэтому необходимы не только радикальные изменения в экономике, политике, культуре, экологии, но и в самой сущности человека и его сознании. Приобщение человека к сохранению собственного здоровья только через процесс обучения, воспитания или социализацию личности [4]. Подобная ситуация со здоровьем студентов является типичной для большинства вузов России, что становится предметом особой тревоги. Сегодня здоровье студента – необходимое, даже обязательное условие для выбора и приобретения будущей профессии, профессионального роста и долголетия специалиста.
Основной задачей вуза всегда была и остается подготовка специалистов высокого класса, которые будут востребованы обществом. Теперь вуз несет ответственность за здоровье своих студентов, что записано федеральными законами «Об утверждении федеральной программы развития образования» (от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ) и ряде нормативных документов Министерства образования, Здравоохранения и т.д.
Только с приказа Министерства образования РФ от 15.05.2000 г. № 1418 «Об утверждении примерного положения о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся в образовательных учреждениях» появилось обоснование приоритета здоровья среди других направлений учебно-воспитательной работы в вузе, хотя попытки подчинить учебные цели медицинским, в первую очередь посредством уменьшения учебных нагрузок, увеличения перерывов между занятиями в их процессе приводило к неадекватности педагогических результатов социальному запросу общества за счет увеличения суммарного времени занятости обучающихся.
ВУЗ становится ответственным за здоровье своих студентов через имеющуюся материально-техническую базу учебного и воспитательного процесса, жилые помещения в общежитиях и их соответствие санитарным нормам и правилам, организацию питания студентов, условий для отдыха и занятий физической культурой и спортом, первичной врачебной помощью.
На наш взгляд, уже на первом курсе необходимо создавать четкую мотивацию на здоровый образ жизни, которая на протяжении 5 лет учебы на основе принципа последовательности будет формировать систему взглядов, отношений и практических действий студентов, направленных на сохранение и укрепление своего здоровья.
1.2 Содержание и сущность понятий: «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическое здоровье», «психическое здоровье», «нравственное здоровье», «здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения»
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов [2, С. 47]. Здоровье – это совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность [34].
По мнению Н.М. Амосова, здоровье определяется как сумма «резервных мощностей основных функциональных систем» [15]. Согласно точки зрения В.П. Казначеева, здоровье – это комплекс резервных возможностей организма, обеспечивающих социальную активность при максимальной продолжительности жизни» [20]. Царегородцев Г.И. полагает, что здоровье необходимо рассматривать, как совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека» [14]. Горячев В. Считает, что здоровье – это мера реализации генетических потенциалов, это резервы жизни, жизнеспособность человека как целостного творения в единстве его телесных, психических и духовнонравственных характеристик» [15].
Пастушек Г.П. рассматривает здоровье как показатель культуры человека в целом, поскольку оно внутренней своей сути оказывается показателем гармонии практического и теоретического плана бытия, мерой согласованности в человеке природного и социального начала» [33].
По мнению большинства исследователей (И.И. Брехман, СВ. Попов, Г.Н. Сердюковская и др.) в обозначенных подходах здоровье рассматривается как идеальное состояние, потому что исключает из дефиниции «здоровье» людей имеющих приобретенные или врожденные физические дефекты [32]. Вместе с тем Карасева Т.В. отмечает, что определить понятие «здоровье» сложно; эта сложность объясняется с одной стороны, многоаспектностью и противоречивостью самого феномена, многообразием проявлений духовной и материальной жизни людей; с другой стороны, отличием исследовательских установок авторов.
Итак, здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это:
– комплекс рациональных поведенческих правил, обеспечивающих индивиду защиту от патогенного воздействия факторов окружающей среды;
– поведение человека, позволяющее ему экономить время и деньги на услугах здравоохранения.
Физическое здоровье – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье – это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека [32]. Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе [14]. Духовное здоровье – система ценностей и убеждений [14].
В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика. В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Несмотря на то, что формально ценность здоровья признается многими педагогами, упоминаний о задаче здоровьесбережения в описании педагогических технологий, методов и систем практически не встречается – как в числе задач, перечисленных самими авторами педагогических технологий, так и при их обзорном описании.
По мнению Н.К. Смирнова, причины этого состоят в следующем:
– во-первых, забота о здоровье учащихся в теоретических концепциях большинства известных ученых-педагогов и практиков не первостепенна в сравнении с такими задачами, как обучение, воспитание и личностное развитие;
– во-вторых, постановка этой задачи определяет необходимость выработать критерии оценки ее решения, то есть диагностику влияния образовательного процесса на здоровье школьников, что составляет дополнительную трудноразрешимую проблему для авторов педагогических технологий;
– в-третьих, важнейший принцип здоровьесберегающей педагогики – «Не навреди!» – присутствует во всех педагогических концепциях как само собой разумеющееся условие. Такая обманчивая теоретическая очевидность приводит к тому, что в реальной практической работе большинства образовательных учреждений или не уделяется должного внимания вопросам здоровья, или проводятся бессистемные мероприятия, не имеющие необходимого научного обоснования.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (например, таким как педагогика сотрудничества, личностно ориентированная педагогика). Ее главная отличительная особенность – приоритет здоровья субъектов образовательного процесса, то есть грамотная забота об их здоровье как обязательное условие образовательного процесса.
Здоровьесберегающая педагогика рассматривается как готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья субъектов образовательного процесса (учащихся и педагогов).
Грамотная забота о здоровье субъектов образовательного процесса определяет последовательное формирование в образовательном учреждении здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся и студенты согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за результаты.
Здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения – это совокупность условий, организуемых администрацией образовательного учреждения, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих студентов с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья, создания оптимальных условий работы педагогов.
Здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения – территория соблюдения принципов здоровьесберегающей педагогики. Образовательное учреждение, в котором удается создать такие условия, превращается в территорию грамотной, комплексной неустанной заботы о здоровье субъектов образовательного процесса. Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья субъектов образовательного процесса от угрожающих или патогенных воздействий, но и формирование и укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья.
Таким образом, в данном вопросе лекции были рассмотрены ключевые понятия дисциплины, такие как «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическое здоровье», «психическое здоровье», «нравственное здоровье», «здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения».
1.3 Влияние образовательного процесса и его интенсификации на здоровье учащихся и студентов
К выводу, что процесс обучения оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие врачи, ученые и педагогипрактики. Анализ причин болезней, связанных с образовательным процессом, привел врачей к заключению о неправильной организации процесса обучения. К недостаткам организации обучения, помимо перегрузки учебными занятиями, относятся:
– слабая освещенность помещений;
– плохой воздух помещений;
– неправильная форма и величина учебных столов.
По сравнению с девятнадцатым столетием, среди причин неблагоприятного влияния процесса образования на здоровье субъектов образовательного процесса, в современных условиях усилилась роль многих факторов. Рассмотрим факторы, представляющие потенциальную угрозу здоровью субъектов образовательного процесса.
1.3.1 Гигиенические условия и факторы
Освещенность – учебная деятельность в условиях недостаточной и неправильной освещенности рабочего места приводит к прогрессирующему ухудшению зрения, снижению работоспособности, повышению нервно-психического напряжения, утомляемости. Изменение интенсивности, цвета освещения, его периодичности неизбежно сказывается на деятельности центральной нервной системы, процессе обмена веществ и здоровье субъектов образовательного процесса.
Задача педагогов – следить, чтобы все светильники в аудиториях были исправны, недопустимо также, чтобы в рабочем состоянии люминесцентные лампы жужжали, даже слабо.
Воздушно-тепловой режим – температура и другие характеристики воздуха в рабочем помещении во многом определяют как психофизиологическое состояние организма (ощущение комфорта, работоспособность, темп нарастания утомления), так и риск ухудшения здоровья. Обеспечить оптимальные микроклиматические условия помещений можно только при наличии в здании эффективных систем вентиляции и отопления, правильной их эксплуатации.
В течение урока температура в аудитории может повышаться на 3-4 °C, что само по себе ухудшает условия для проведения занятий. Резко ухудшается и качество воздуха. Поэтому на каждой перемене преподавателю необходимо интенсивно проветривать помещение в отсутствии студентов. Решать все эти эколого-гигиенические проблемы необходимо на уровне управления образованием, администрации района, города.
Уровень шума. Для психогигиенической обстановки в образовательном учреждении существенным является такой фактор, как шум. Слабый уровень звукового фона (субпороговый) в жизненном пространстве человек не воспринимает – он ему просто необходим. Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека (звуковая депривация), поскольку абсолютная тишина не представляет для него привычный окружающий фон.
Но сильный шум, как показывают специальные исследования и проводимые наблюдения, отвлекает, снижает концентрацию внимания, работоспособность, увеличивает вероятность утомления, а при длительном и постоянном воздействии существует риск развития астено-невротического состояния, депрессии, хронической усталости. Шум нарушает отношения между людьми, повышая уровень нервозности, агрессивности, конфликтности. Задача педагогов – донести до сознания студентов потенциальный вред для их здоровья от избытка сильных звуковых воздействий.
1.3.2 Интенсификация процесса обучения
В образовательный процесс все активнее входит компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику студентов. Объем учебных программ, их информационное насыщение часто не соразмерны с возрастными и функциональными возможностями учащихся и студентов. Особенно остро эта проблема стоит в образовательных учреждениях нового типа (гимназии, лицеи). До 50 % гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильно выраженного переутомления.
В старших классах большинство городских детей вынуждены дополнительно заниматься на подготовительных курсах при вузах или с преподавателями.
Задача педагогов – следить за объемом учебной нагрузки студентов, за тем, чтобы информационное насыщение было соразмерно их возрастным и функциональным возможностям.
1.3.3 Общая стрессогенная система организации образовательного процесса
По данным Всемирной организации здравоохранения до 80 % учащихся и студентов России постоянно или часто испытывают стрессы, связанные с образовательным процессом. К таким стрессам относятся:
– стресс оценивания или экзаменационный стресс;
– стресс ограничения времени;
– экспектационная фрустрация (форма хронического дистресса учащихся, связанная с невозможностью получения желательной отметки или ожидаемой похвалы);
– переутомление учащихся;
– стресс психологического давления (обусловлен авторитарным стилем педагогического воздействия на учащихся);
– коммуникативные стрессы (обусловленные эмоциональными конфликтами между учащимися и педагогами, между самими учащимися).
Дидактогении – это психотравмы, нанесенные учащимся педагогами, образовательным процессом в целом.
Задача педагогов – по возможности минимизировать стрессы студентов и не наносить им психологические травмы.
1.3.4 Неэффективно построенная система физического воспитания
Приводит к снижению физической (двигательной) активности учащихся. Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть разнообразной. Двигательная активность учащихся должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени, а ее структура зависит от возрастной группы.
Два урока физкультуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для студентов физические занятия должны занимать 812 часов в неделю. Снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма и мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности.
С гиподинамией (низкая подвижность) связывают повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, нарушений обмена веществ, ожирения, расстройств эндокринной системы и опорнодвигательного аппарата. Задача педагогов – активизировать двигательную активность учащихся и студентов.
1.3.5 Неправильная организация питания в образовательных учреждениях
Индивидуальный рацион питания студента должен определяться с учетом пола, возраста, росто-весовых показателей, интенсивности учебной нагрузки, характера и продолжительности дополнительных занятий, особенно в спортивных секциях. В настоящее время далеко не все образовательные учреждения организуют питание студентов, руководствуясь необходимыми принципами.
Общие принципы рациона питания студентов: удовлетворение потребности в основных компонентах пищи: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях; сбалансированность рациона по всем пищевым веществам; разнообразие рациона питания; проведение технологической обработки, сохраняющей пищевую ценность всех продуктов; исключение из рациона продуктов и блюд, обладающих отрицательным воздействием на пищеварительную систему.
Невозможность (или неспособность) многих педагогов в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к каждому студенту с учетом его психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья [32].
1.4 Тенденции и прогноз состояния здоровья учащихся и студентов в России
В немалой степени неблагополучие здоровья молодого поколения зависит от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья – самих учащихся и студентов, их родителей и педагогов. У последних это проявляется не только в неумении правильно организовать свой образ жизни, но и в незнании психолого-педагогических технологий, позволяющих осуществлять образовательный процесс без ущерба для здоровья студентов.
Прогноз состояния здоровья учащихся и студентов в России на ближайшие годы неутешителен. Ухудшение питания будет способствовать учащению случаев дефицита массы тела, отставанию в росте, что замедлит общефизическое развитие. В связи с неблагоприятной экологогигиенической обстановкой во многих регионах следует ожидать роста различных заболеваний, особенно аллергических.
В связи с усилением стрессогенных воздействий возможны ухудшения нервно-психического здоровья, иммунитета, роста гастроэнтерологических заболеваний, вегето-сосудистой дистонии, дефицита массы тела.
По мнению профессора Н.К. Смирнова, каждому педагогу необходимо учитывать, что присутствующий на его занятии студент, как правило, не здоров. Игнорировать это, проводя занятия так, как если бы никто из студентов не имел проблем со здоровьем, – неправильная и непрофессиональная позиция педагога. Визуальная оценка психофизиологического состояния студента, влияющая на его образовательные успехи и поведение, с одной стороны, и на его здоровье, с другой стороны. Умение позитивно воздействовать на него (снизить учебную нагрузку, оказать психологическую поддержку, успокоить, переключить внимание и т.п.), так же относится к профессиональной компетентности педагога, как и знание приемов и методик обучения своему предмету [33, с. 20 – 21]. Таким образом, каждому педагогу необходимо помнить и учитывать, что от его методов педагогической работы и компетентности в вопросах здоровьесбережения зависит физическое и психологическое благополучие молодого поколения, и игнорировать это – неправильная и непрофессиональная позиция.
1 Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья / В.А. Ананьев. – СПб.: [б.и.], 1998. – 317 с.
2 Ананьев, П.Б. Влияние на здоровье детей основных факторов, формирующих среду обитания: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / П.Б. Ананьев. – Москва, 2000. – 22 с.
3 Актуальные вопросы охраны здоровья детей и подростков. – Екатеринбург: [б.и.], 2001. – 220 с.
4 Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т.В. Ахутина // Школа здоровья. -2000. – № 2. – С.21 – 28.
5 Борисова, И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе / И.П. Борисова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2005. – № 10. – С.84-92.
6 Вайнер, Э. Н. Валеология: учебник для вузов / Э. Н. Вайнер. – 3-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 416 с. – (Здоровый образ жизни).
7 Вайнер, Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования / Э. Н. Вайнер // Валеология. – 2004. – № 1. – С.21-26.
8 Вашлаева, Л.П. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации / Л.П. Вашлаева, Т.С. Панина // Валеология. -2004. – № 4. – С.9398.
9 Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства / Л.Волошина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С.114-117.
10 Дыхан, Л.Б. Педагогическая валеология: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Л.Б. Дыхан, В.С. Кукушин. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 528 с. (Серия «Педагогическое образование»).
11 Здоровье и образование. – СПб.: [б.и.], 1997. – 245 с.
12 Кабышева, М.И. Здоровый образ жизни студента: метод. рек. / М.И. Кабышева. – Оренбург: ОГУ, 2005. – 43 с.
13 Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. – М.: Издательская корпорация "Логос", 1999. – 272 с.
14 Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121 с.
15 Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.
16 Смирнов, Н.К. Валеология: новая область образовательного пространства / Н.К. Смирнов // Человек. Культура. Здоровье. – М.: [б.и.], 1997. – 176 с.
17 Смирнов, Н.К. Педагог и его здоровье / Н.К. Смирнов // Развитие дополнительного педагогического образования в России. – М.: [б.и.], 1998. – С.31-38.
18 Смирнов, Н.К. Педагоги и оздоровительная информация / Н.К. Смирнов // Развитие дополнительного педагогического образования в России. – М.: [б.и.], 1998. – С. 23-29.
19 Смирнов, Н.К. Педагогическая антропология: практически ориентированный подход к диагностической и коррекционной работе с учащимися школ / Н.К. Смирнов // Актуальные проблемы адаптации человека: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск № 2. – Сургут: [б.и.], 2002. – С. 36-45.
2 °Cмирнов, Н.К. Три шага к науке о здоровье здоровых / Н.К. Смирнов // Директор школы. – 1994. – № 5. – С. 21-27.
21 Социальная педагогика / под ред. В.А. Никитина. – М., 2000. – 275 с.
22 Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации. – М.: [б.и.], 2000. – 205 с.