Вы здесь

Здорово, предки!. Глава 2. Обратите внимание! (Ольга Вакса, 2013)

Глава 2

Обратите внимание!

Прочитав эту главу, ты узнаешь, что такое недостаток внимания со стороны родителей и выяснишь, достаточно или нет твои родители уделяют тебе внимания. А еще, с помощью теста "Сколько внимания тебе необходимо уделять, чтобы ты был счастлив" ты сможешь более точно ответить на этот волнующий тебя вопрос.

Наверное, тебе знакома ситуация, когда родители целыми днями напролет заняты работой, а тебе приходится развлекаться и учиться в одиночку. У тебя создается впечатление, что им и дела нет до тебя и твоих проблем. Да и как такому мнению не сложиться, если они работают, работают, работают, а придя домой, или падают от усталости, или начинают заниматься домашними делами. Так, в лучшем случае, для нормального человеческого общения у тебя остается бабушка да дедушка. Можно сказать, раз– два и обчелся.

Что же такое недостаток родительского внимания, и чем это грозит для тебя? Забавный фильм про "бедного" мальчика, который остался один дома в тот момент, когда его родители улетели в другой город, смотрели многие. Помните, как обрадовался ребенок, когда узнал, что остался один? Да, да – его ликованию и радости не было предела. Скорее всего, и ты не отказался бы побывать в подобной ситуации, хотя похожее положение тебе уже обеспечили твои заработавшиеся родители. А теперь еще раз припомни, чем-же закончился тот веселый кинофильм. Герой, в конце концов, понял, что долго он так не протянет и затосковал по потерянным родственникам. А какова была его радость при встрече с матерью – невозможно описать никакими словами!

Почему же получается, что мы так стремимся стать самостоятельными, а когда желание наконец-то осуществляется, (например, родители на работе) – становится невмоготу: трудно и скучно? Сложный вопрос и в то же время простой. Родители есть родители, и мы будем любить их и скучать по ним (если они не рядом) независимо от того, работают ли они или весь день проводят дома (хотя в наше время трудно себе такое представить). Да и кто, кроме них, способен помочь в трудном деле.

Бывают и другие ситуации – когда родители мало времени проводят со своим чадом, а оно находит общение в кругу друзей. В этом нет ничего страшного, такое общение даже необходимо в определенных количествах, но ведь все может незаметно измениться. Постоянно общаясь только с друзьями, ты привыкаешь к их компании и одновременно теряешь связь с родителями. В кругу друзей или подруг имеются свои интересы, которые увлекают тебя с каждым днем все больше и больше.

Давай представим, как некоторые твои ровесники проводят время и чем они увлекаются. Так, какой-нибудь мальчуган, встав ранним утром с целью очередного посещения школы, застает своих родителей в сборе. Утреннее общение с ними ограничивается тем временем, пока вся семья завтракает. Он слышит привычные уху вопросы: "Когда состоится следующая контрольная по математике и почему учительница по русскому языку задала на дом не 3 упражнения, как обычно, а только 2". Бедный ребенок, напрягая всю силу памяти, пытается вспомнить, почему – же действительно Мария Петровна задала 2 упражнения, а не 3 и на какое число намечена так интересующая папу контрольная. Наконец, папа слышит ответ на вопрос и задумывается о других мучащих его проблемах (на работе у него не все гладко). Не думай, что он не интересуется делами своего сына, просто ему кажется, что у того все в порядке и достаточно тех вопросов, которые были заданы. Да и откуда ему знать, какие у сынишки интересы, если тот не успевает поделиться ими, а у главы семьи нет на подобные вопросы времени.

После непродолжительного завтрака родители устремляются на работу, а у мальчика начинаются занятия. До того времени как вся семья снова встретится вечером, каждый живет своей жизнью. Мама – общаясь по рабочему телефону с подругой, папа – весь день выслушивая отчеты подчиненных; в школе же идет своя жизнь. Школа – это, конечно, хорошо, но после нее ребенок снова остается в одиночестве. Чем же ему заняться до прихода родителей? Выбор невелик. Приготовить уроки, посмотреть телевизор, пойти в гости к другу или полежать на диване. Лучше, конечно, выполнить уроки, но, даже если он полежит на диване, ему легче не станет – родителей-то все равно рядом нет, а общение с другом, каким бы замечательным он ни оказался, не заменит занимательного общения с родителями.

Вечером, когда вся семья в сборе, у взрослых начинаются домашние заботы, которые, заметим, тоже необходимы. А ребенку снова приходится проводить время в одиночку. Он бы и рад поделиться с родителями накопившимися за день впечатлениями, однако либо он слышит в ответ "подожди немного, сейчас освобожусь и пообщаемся", либо они "внимательно" слушают, но мало что соображают, ведь их мысли заняты другим делом. Как же поступает "никому не нужный" отпрыск? В лучшем случае – с неохотой делает уроки, а в худшем – обижается на всю семью из-за такого непонимания.

Обида пройдет уже утром или даже в тот же день, но этого можно было и избежать. Как? Об этом мы расскажем тебе в другой главе, но не стоит, не дочитав данную тему, листать книгу дальше. Ведь помочь тебе разрешить множество проблем, которые возникают при общении с родителями – цель всей книги, а добиться этого, выборочно почитав некоторые главы, невозможно.

Но вот, под самый конец вечера, родители мальчика находят время для общения со своим ребенком. Но что можно сказать и о чем поговорить за столь короткий период?

Так, за ужином уставший папа интересуется: "Как прошел день, что задали в школе?". Из рассказа сына он узнает все, о чем спрашивал, после чего к разговору подключается мама. Она хочет выяснить, "что Петя (так зовут ребенка) ел на обед и где ее домашняя записная книжка (Петя взял ее еще днем, но забыл, куда положил)". Петя подробно рассказывает что конкретно и когда он кушал, а также то, что вопрос про записную книжку конечно интересный, но вот куда он ее задевал, ответить не может. Маме по понятным причинам это не нравится, и она укоризненно качает головой, заметив, что "непозволительно делать то, о чем потом не помнишь и если быть таким ветреным, то можно, в конце концов, и свою голову потерять". В такой ответственный момент в разговор снова вступает отец, и его дальнейшая речь сильно смахивает на мамину. Он делится опасениями по поводу невнимательности сына и недоумевает, "как и почему это так случилось, что Петя, в то время когда он должен заниматься домашним заданием и подготовкой к контрольной работе, искал некую записную книжку".

Как же поступить Пете? Можно, конечно, обидеться на непонимающих родителей, но зачем. Они же интересуются такими вещами не для того, чтобы досадить Пете или подловить его на непослушании, а с куда более важной целью, такой, например узнать про успеваемость в школе и здоровье. Просто делают они это по-своему.

После сытного ужина все члены Петиной семьи оказываются вовлеченными в подготовку ребенка к завтрашнему учебному дню. Папа достает "так горячо им любимый учебник по математике, мама – по русскому языку, и начинается перекрестный опрос: "Какие задания задали? Что уже выполнено? В каких упражнениях возникли затруднения?" Петя, смущенный таким энергичным темпом, полностью забывает над какими из заданий ему пришлось поднапрячься, какие уже выполнены и какие вообще заданы на дом. Родители, кажется, только этого и ждут и начинают сеанс выговоров. Удивленный таким поворотом событий, Петя сразу вспоминает "что, как и почему", и, не без удовольствия, выкладывает все, что он сегодня изучил и выполнил. После этого папа объясняет ему непонятные задания, и, казалось бы, настало время для приятного общения на жизненные темы (например, о покупке новых игровых компьютерных дисков или о том, как Петин класс выступал с праздничной программой перед всей школой). Но нет же – по телевизору начался футбол и папа полностью переключился на него. Мама выслушала о приключении на празднике, но вот беда – в лазерных дисках она, мягко говоря, ничего не понимает. Да и слушать рассказ сына о том, как он прошел очередную стадию новой игры, ей почему-то не хочется.

Наконец, футбол кончился, но лучше бы он и не начинался – наши проиграли, и теперь с отцом лучше не разговаривать. Все его мысли направлены на причины пресловутого невезения сборной и на характеристику умственных и физических способностей игроков, составляющих ее. В такой ситуации он вряд ли поймет, о какой игре идет речь: о футболе или о новой компьютерной – хите сезона.

Так потихоньку-помаленьку надвигается ночное время, и пора готовиться ко сну. Мама напоминает Пете, чтобы он собрал необходимые книги и тетради к завтрашнему дню и ложился спать. День закончился, и Петя, конечно, недоволен. Еще бы, столько случилось за день, а ему даже не с кем поделиться.

На следующее утро Петя поднимается первым, но это не от того, что ему не хочется спать, а от того, что утро – самое время для разговора с родителями. Некоторые поспорят с таким утверждением, но мы в нем уверены и попробуем объяснить, почему.

Во-первых, проснувшись самым первым, Петя не собирается тихо-мирно дожидаться пробуждения родителей, а настроен очень серьезно. При помощи нехитрых уловок ему удается прервать крепкий сон папы с мамой, но за это ему не грозит порицание, так как мы уже сказали, что Петя не самый несообразительный мальчик, и родители даже не подозревают, что их сон стал жертвой его замыслов. Однако теперь встает вопрос: зачем же Пете потребовалось прибегать к столь негуманным методам? Все очень просто. Он ведь понимает, что с утра у большинства людей мысли далеки от совершенства. Таким образом, воспользовавшись беспомощным положением родителей, ему удается познакомить их со своими давними задумками по поводу компьютерных игровых дисков и с другими волнующими его вопросами.

Теперь родители вынуждены пообщаться с сыном и выслушать его многочисленные впечатления на разные темы. Такого неожиданного поворота событий они не ожидали и сейчас покорно внемлют сыновьям речам. Но подобный благоприятный момент для Пети не может длиться долго, так как время идет, и в восприимчивых головах родителей появляются другие мысли (проблемы на работе, завтрак и т. д.). И вот Петю прерывают, можно сказать, на полуслове, а он вынужден с этим смириться.

В этот день события полностью повторяются, как в предыдущем. Все идет по накатанному сценарию. После короткого завтрака все устремляются кто куда: отец – в контору, мать – на рынок, Петя – в школу. Вечером, за ужином, семья перекидывается впечатлениями прошедшего дня, и на этом откровенные разговоры заканчиваются. Ужин сменяется обычными домашними хлопотами родителей, а ребенок сосредоточивает свое внимание на уроках. Ближе ко сну все семейство снова собирается для короткого просмотра телепрограмм. Петя пытается отвлечь родительское внимание, которое полностью захвачено очередной киноэпопеей про добро и зло, но у него мало что получается. Удивительно, но его предки так захвачены сюжетом кинофильма, что попытки сына привлечь к себе хоть малую долю внимания остаются незамеченными (или почти незамеченными), – иногда серьезный папа выдает определенные реплики, что-то вроде: "Петя, я тебя очень прошу, не мешай. Видишь, какой интересный фильм, а ты что-то бормочешь". Петин папа, конечно, не виноват. Откуда в его измученной работой голове возьмутся мысли об интересах сына, а если они там и появятся (что бывает во всех случаях), то за короткие мгновения общения он не успевает понять и вникнуть во все тонкости его проблем.

Как ты уже понял, описываемой семьи в природе не существует, но имеется множество похожих на нее. Многие семьи живут похожей жизнью, и таких Петь немало. Как же быть? Как изменить сложившиеся отношения? Как найти нить общения с родителями? На эти и многие другие, не менее важные вопросы ты найдешь ответ в следующих главах настоящей книги. Мы еще многому научим тебя, но это будет чуть позже, а сейчас тебе предстоит узнать еще кое-что о родительском внимании.

Мы уже объяснили тебе, что такое недостаток внимания со стороны родителей. Мы сделали это не совсем обычным образом (в этом нам помогло "Петино семейство"), однако наверняка такое объяснение больше всего отвечает на поставленный вопрос. Еще мы надеемся, что ты, поняв все ошибки, допущенные членами виртуальной семьи, избежишь их. Недаром говорят, что понять мир – значит изменить его. А семья и есть такой малый мирок, в котором еще многое остается загадочным. Главное никогда не забывай, что самые близкие люди – родители. Они всегда рядом с тобой. Даже тогда, когда они "за тридевять земель", в твоем сердце остается их частица. Кроме них, на Земле найдется мало людей, которые так же любят тебя, и все, что они делают, – для того, чтобы ты был счастлив. Иногда появляется недопонимание, но с этим можно бороться. Как? Ответ ты получишь позже, когда полностью прочтешь все главы настоящей книги.

Однако для понимания и решения всей проблемы, в общем, мало уметь читать, нужно еще четко представлять, чего ты желаешь добиться и как реально обстоят дела. Оглянись вокруг и задумайся: действительно ли тебе недостает внимания со стороны родителей. Это не так просто выяснить, как кажется. На первый взгляд, все легко и элементарно, но стоит копнуть поглубже, как выясняются неожиданные затруднения. Тем не менее мы поможем тебе и в этом. С нашей помощью ты ответишь себе на этот вопрос, а в дальнейшем полученный ответ предоставит тебе возможность справиться с недопониманием, невниманием и другими малоприятными препятствиями в отношениях с родителями.

Итак, сначала задайся вопросом: достаточно ли тебе внимания родителей или нет? На него не так просто ответить, как кажется, тем более не стоит делать поспешных выводов. Чтобы ситуация предстала в правильном свете, надо взвесить все "за" и "против" и посмотреть на проблему с другой стороны.

Вообще, возможны разные варианты развития взаимоотношений с родителями. Все они очень разные, но схожи в одном. Их благоприятность и неблагоприятность зависят от взаимопонимания родителей и детей.

В пример можно привести семьи, в которых дети оторваны от родителей (например, они учатся в других городах или даже государствах), но они, в то же время, счастливы. Конечно, им трудно, но ничего не поделаешь, учеба – важное дело. В связи с этим можно упомянуть и то, что раньше большинство юношей и девушек жили так же в отдалении от родителей и ничего – терпели. Представь, что ты оторван от родителей и учишься в другом городе, когда единственная связь с родственниками – почта и телефон. На первый взгляд, может возникнуть ощущение, что такая жизнь очень счастлива и безоблачна, однако не все так замечательно. В письме и по телефону много не расскажешь, не всеми заботами поделишься. Недаром в былые времена детей, отправляющихся в дальнее и долгое путешествие для приобретения знаний, провожали, как на войну. Вот и посуди, каково было им и какое положение у тебя.

Расстояние от школы и от работы родителей до вашего дома никак не больше, чем расстояние между городами (даже если они расположены очень близко друг от друга). А порой мы сидим дома в одиночестве (близкие, например, куда-то отлучились) и тоскуем так, что непосвященные могут подумать, что наши родные далеко за морями и лесами или, вообще, на другой планете. Да, нельзя не согласиться с тем, что если отношения на таком уровне, то когда кто-то из семьи идет в булочную, а его ждут, будто он уехал на Северный полюс, – замечательно. Но здесь же возникает другое затруднение. Представьте, если кто-то из членов такой семьи уезжает в дальнюю поездку, то каково будет настроение его родных и близких. Так можно и нервы расшатать.

Ну да ладно, мы немного отвлеклись от интересующей именно нас темы, зато теперь тебе будет проще выяснить и понять, достаточно тебе уделяется внимания в семье или нет. Конечно, это не так просто, однако с нашей помощью вероятность успеха велика.

Для начала восстанови в памяти распорядок своего дня. А именно: как долго (или наоборот – мало) ты общаешься с родителями в течение всего дня, как это общение проходит (родители проявляют инициативу сами или тебе приходится настойчиво добиваться задушевных бесед, а может, ты считаешь, что они проявляют излишнее внимание к твоей персоне). В любом случае, рассмотри не один случайный день, а как можно больше. Это позволит отбросить неправильные выводы и уменьшить появление ошибочного результата. Используй в своих исследованиях не только рабочие будни, но и выходные. Припомни все недавние семейные праздники, всевозможные пикники на природе и другие различные вылазки из дому всей семьей. Рассматривай каждый случай очень подробно – это позволит увидеть тебе то, что раньше было незамеченным.

Начни со следующего: вспомни какой-нибудь памятный день (только не выбирай слишком давнее время, в противном случае, если ты, например, начнешь вспоминать события многолетней давности, результат, скорее всего, окажется неправильным, да и вспомнить все, что случилось давным-давно невозможно) и начни восстанавливать все то, что происходило после. Как уже было сказано, не упускай каждую мелочь. Мы уверены, что у тебя получится вспомнить каждый приятный момент общения с родителями. Вспомни все те случаи, когда вся ваша семья отправлялась, например, на каток, в цирк, в кинотеатр, в лес. Вспомни, кто первый предложил пойти развлечься. Наверняка это были родители. А может быть, и ты сам. Вспомни, как ваше семейство проводит время, чем вы занимаетесь, как много внимания уделяют тебе родители и т. д. Возможно, что-то, на первый взгляд, незначительное, тоже являлось проявлением родительского внимания, а ты не заметил этого. Вспомнить можно многое. Это и поход с отцом на рыбалку, и его предложение записать тебя в спортивную секцию, и его внимание к твоим интересам в мире кино (наверняка в твоей видеотеке не один десяток различных фильмов, о приобретении которых позаботился не кто иной, как твой отец).

Отдельного внимания заслуживают старания любящей тебя матери. Кто, кроме нее, с таким трепетом и радостью относится к твоим успехам и с такой поддержкой – к тебе в сложные моменты? На первый взгляд, такое отношение к тебе может оказаться малозаметным или совсем незаметным, но это ни о чем не говорит, кроме того, что либо ты обращаешь внимание совсем не на то, либо родители проделывают это так искусно, что тебе очень трудно определить невооруженным взглядом эту заботу.

Совершенно очевидно, что невозможно получить полную картину, если наблюдать с одной точки зрения. Для наиболее полного впечатления необходимо посмотреть и с другой стороны. Вспомни те моменты, которые ты считаешь не слишком удачными в твоем общении с родителями. Постарайся припомнить все, но не ищи того, чего не было, или того, чего ты еще не совсем понимаешь. Когда ты сумеешь выстроить все (или почти все) события, постарайся объяснить, почему родители поступили так, а не иначе. Возможно (а скорее всего, так оно и есть), их действия, наоборот, были направлены тебе на благо. Но если ты чего-то недопонимаешь или что-то считаешь несправедливым, то самое время обратиться к родителям с откровенным разговором. Как и когда его начинать, лучше всего мы объясним в другой главе. А пока ты должен установить, хватает тебе родительского внимания или нет.

После того как ты вспомнишь все "хорошее" и "плохое" (как тебе это кажется), тебе надо представить, каких отношений с родителями ты бы желал. Возможно, тебе хотелось бы побольше уделять времени разговорам с ними или было бы неплохо, чтобы они сами рассказывали то, что тебе интересно и что тебя волнует больше всего. Не пытайся пока сразу переходить к активным действиям, этому тебе еще предстоит научиться. Мы не просто так останавливаем твое внимание на проблеме недостаточного внимания со стороны родителей. Чтобы справиться с ней, нужно очень хорошо знать, о чем идет речь.

Так вот, некоторые дети считают, что их родители уделяют им недостаточно внимания, но на самом деле это не всегда так. Да, бывают и такие ситуации, когда родители вообще пускают все на самотек. Но в большинстве случаев с родительским вниманием все в порядке, а дети тем не менее полагают, что им уделяют мало времени. Такая загадочная ситуация получается из-за простейшего недопонимания между родителями и ребенком. В этом случае нужно обязательно поговорить с родителями.

В принципе, могут сложиться следующие отношения. Один вариант: родители недостаточно внимательны к своему ребенку и не замечают этого, а ребенок чувствует, что что-то не так. Второй вариант: родители внимательны к ребенку и чутко реагируют на малейшие изменения в его настроении. И ребенок даже не задумывается над тем, внимательны к нему родители или невнимательны, он чувствует себя замечательно. Такой вариант наиболее предпочтителен. Третий вариант: родители проявляют слишком большую опеку. Они делают много лишнего, и ребенок чувствует себя не слишком уютно. Четвертый вариант: родители уделяют достаточно внимания, а ребенок считает, что этого мало. Возможны и другие виды отношений родителей и детей, но мы умолчим о них, так как они встречаются довольно редко.

Самым главным принципом всегда был, есть и будет – не навредить. Так и в нашем случае: прежде чем что-то решать или принимать какие-либо выводы, нужно полностью обдумать и понять положение вещей.

Многие из вас допускают ошибку и обижаются на родителей за то, что складывается впечатление в их незаинтересованности в ваших проблемах, но нередко это впечатление ошибочно. Самое обидное, что в таких семьях и дети, и родители страдают одинаково. Из-за своего неверного мнения ребенок лишается многих впечатлений и живет как бы сам по себе, что может привести к плачевным последствиям.

Мы надеемся, что эта глава реально поможет выяснить, хватает тебе родительского внимания или нет, и понять, сколько тебе необходимо такого внимания.


ТЕСТ

СКОЛЬКО ВНИМАНИЯ ТЕБЕ НЕОБХОДИМО УДЕЛЯТЬ, ЧТОБЫ ТЫ БЫЛ СЧАСТЛИВ

1. Когда у тебя нет настроения и мама допытывается у тебя, что же случилось, как ты реагируешь:

а) рад, что есть с кем поделиться, и сразу рассказываешь о своих проблемах (3 балла);

б) у тебя нет желания обсуждать свои дела с родителями, но ты все-таки вкратце объясняешь, что к чему, чтобы тебя

больше не доставали вопросами (2 балла);

в) молчишь, как партизан на допросе, пока у тебя не кончается терпение. А так как оно кончается очень быстро, то вскоре ты кричишь: "Отстань!" (1 балл)


2. Родители за обедом обсуждают, какого цвета шкаф надо купить. Ты:

а) все время пытаешься вставить слово, чтобы выразить и свое мнение (3 балла);

б) просто сидишь и слушаешь, что же они решат. Если спросят твое мнение – скажешь. Нет, так нет (2 балла);

в) даже не замечаешь, о чем они говорят (1 балл).


3. У тебя обновка, например, новая рубашка. Кому ты покажешься в ней прежде всего:

а) друзьям, так как только они могут оценить покупку (2 балла);

б) родителям, так как их мнение для тебя важно (3 балла);

в) наденешь рубашку и вернешься в магазин, где она была приобретена, чтобы похвалиться перед продавцом, как она на тебе смотрится (1 балл).


4. Родители смотрят телевизор, а ты уже в пятый раз просишь их, чтобы они сделали потише, потому что это мешает тебе слушать магнитофон. Что ты будешь делать:

а) магнитофон никуда не денется, поэтому ты устроишься с родителями у телевизора (3 балла);

б) принесешь с кухни тарелку, грохнешь ее об пол, чтобы предки, наконец, обратили на тебя внимание (1 балл);

в) будешь твердить, что они тебе мешают, пока не убавят звук (2 балла).


5. Когда ты болеешь и лежишь в постели, ты постоянно зовешь маму по поводу и без повода, потому что:

а) любишь, когда вокруг тебя суетятся (1 балл);

б) в обычные дни добиться внимания со стороны родителей невозможно (3 балла);

в) скучно (2 балла).


ОТ 5 ДО 8 БАЛЛОВ. Внимание родителей, которого ты все время добиваешься, нужно тебе, как рыбе – зонтик. Твои родители избаловали тебя излишним вниманием, и лучше бы тебе быть немного более самостоятельным.

ОТ 9 ДО 11 БАЛЛОВ. Если ты иногда и думаешь, что родители уделяют тебе слишком мало внимания, то ты ошибаешься. Они делают все, что могут.

ОТ 12 ДО 15 БАЛЛОВ. Внимания со стороны родителей тебе явно недостает^ и возможно, потому, что в твоей жизни произошли какие-то важные изменения, и разговоров с друзьями, с которыми ты обычно делишься всеми проблемами, тебе уже не хватает. Тебе нужен совет взрослого человека^ и поэтому ты не должен бояться обратиться к родителями.


ЗАДАЧА

О ТОМ, КАК МАЛЬЧИК, КОТОРЫЙ СЧИТАЛ, ЧТО ЕМУ МАЛО УДЕЛЯЮТ ВНИМАНИЯ, ЛИШИЛСЯ ЕГО ВООБЩЕ

Однажды утром Саша Капризулин проснулся и понял, что он хочет апельсинов, о чем он громко и требовательно сообщил маме, которая готовила на кухне. Мама, как всегда, тут же оделась и ушла в магазин. Саша лежал в постели час, два, мамы так и не было. Почему задержалась мама:


а) она купила слишком много апельсинов для любимого сына и не может их донести;

б) Саша слишком строго потребовал апельсинов, и мама просто боится показаться на глаза проснувшемуся не в духе сыну;

в) мама никуда не пошла, потому что Саша недостаточно строго приказал принести апельсинов;

г) мама не смогла купить апельсинов и боится зайти домой, чтобы не расстроить сына.