Вы здесь

Звезды мировой оперы и мастера вокального искусства. На волнах радиопередач. Эцио Пинца – бас (Г. Е. Голубин, 2014)

Эцио Пинца – бас


Итальянский бас Эцио Пинца родился 18 мая 1892 г. в Риме в семье плотника. Главе семьи найти работу в столице было довольно сложно, и родители Эцио, сразу после его рождения, переехали в Равенну, чтобы как-то облегчить свое положение. Отец очень любил музыку и особенно пение. Сам он не стал певцом, но мечтал видеть своего Эцио непременно на оперной сцене. А пока… пока сын помогал ему по плотницкой части, а в свободное время слушал записи выдающихся вокалистов, пытаясь им подражать.

В двенадцать лет Эцио впервые попал на оперный спектакль. Странно, но первыми впечатлениями были не пение и актерская игра, а электрическое освещение, впервые демонстрировавшееся в Равенне. Вскоре отец вновь теряет работу. Что делать? Сын бросает школу и, как может, помогает семье. Записи певцов, которые он продолжал слушать, были у него уже на слуху, так что дело оставалось за малым – устроиться в какое-нибудь кафе.

Первые слушатели тепло принимали пятнадцатилетнего юношу и даже между кружками пива аплодировали. Удивительно, но в свои выступления Эцио включает и оперные арии, хотя надо признать, что в таком возрасте голос еще не мог в полной мере сформироваться.

Чуть позже Эцио увлекся спортом и имел на этом поприще довольно значительный успех. Родители не препятствовали сыну, когда тот с утра до ночи гонял на велосипеде. И не просто гонял, а даже занял второе место на крупных городских соревнованиях. Устроители этих гонок говорили: «Что тебе даст это пение? У нас все поют, это Италия. Отдался бы ты полностью велосипеду, был бы толк». Ко всему, окружающие прочили Эцио большое будущее. Да и материально юноша мог бы помочь семье, так как ему предложили даже двухлетний контракт.

Отец же, Чезаре Пинца, стоял на своем – он непременно хотел видеть сына на оперной сцене. Ни тот, ни другой не знали законов вокального жанра, но знали только одно – надо добиться прослушивания у вокального педагога, причем опытного и непременно известного. И вот отец едет с сыном в Венецию и добивается прослушивания у лучшего вокального педагога города. Сын, по просьбе отца, решил сразу убить маэстро голосом и стал исполнять довольно трудную арию из оперы Д. Верди «Эрнани». Приговор маэстро Веццани был суровым и коротким: «У этого мальчика нет голоса». Однако отец Эцио не мог так просто расстаться со своей, пока еще не сбывшейся мечтой. Он всегда помнил слова, сказанные еще в Риме случайным знакомым: «Ваш сын будет певцом известным и богатым. Его услышат не только в Риме, а и в Милане. Он объездит весь мир!»

Отзыв Веццани не остановил Чезаре. Там же, в Венеции он находит другого педагога, который, прослушав Эцио, сказал, довольно уклончиво: «Голос перенапряжен. Необходима вторая встреча после полугодового молчания». После того, как голос Эцио отдохнул, маэстро Руцци все же начал заниматься с ним. Чтобы оплачивать уроки, ученику приходилось подрабатывать плотником на заводе. Это не мешало занятиям, которые шли очень успешно. Однако здоровье Руцци не позволяло в полной мере обеспечивать их регулярность, и отец настоял на том, чтобы вновь попытаться попасть на прослушивание к Веццани. Удивительно, но маэстро даже не вспомнил Эцио, и после того, как прослушивающийся спел арию из «Симона Бокканегры», стал хвалить его и даже предложил ему подумать о Болонской консерватории. Мало того, Веццани, чтобы освободить Эцио от плотницких трудов, стал заниматься с ним бесплатно.

Начались месяцы титанического труда. Четыре года пролетели незаметно, и вот уже двадцатидвухлетний бас – солист небольшой оперной труппы в городе Сончино, близ Милана. Для дебюта им была выбрана роль Оровезо в «Норме» В. Беллини. Успех был несомненно, так как следующим городом был Прато, где Пинца уже спел две басовые партии: испанского гранда Гомеса да Сильву в «Эрнани» и Геронта де Равуара в «Манон Леско». В Болонье и Равенне он поет Алекса в «Сомнамбуле» В. Беллини и басовую партию в «Фаворитке» Г. Доницетти. Далее были гастроли в южных городах Италии.




Грянула Первая мировая война, и Эцио призвали в действующую армию, где четыре года певец познает не только все тяготы солдатской службы, а и рискует собственной жизнью. Только после окончания войны и демобилизации Пинца полностью отдается любимому делу. В 1919 г., войдя в вокальную форму, певец пробуется в Римскую оперу. Его берут, но в течение двух лет он поет, к сожалению, басовые партии второго плана. Терпенье и труд все перетрут. Пинца заметили и оценили, так как все роли, пусть и небольшие, он исполнял не только с удовольствием, но и талантливо.

Выдающийся дирижер Тулио Серафин первым обратил внимание на певца, который скромно исполнял партии второго плана, причем делал это безропотно и беспрекословно. Серафин как бы увидел в Пинце будущую звезду. В один прекрасный момент он предложил Эцио войти в состав оперной труппы города Турина. Его приняли и обещали не держать на вторых ролях, а поручать ему ведущие басовые партии.

Почувствовав себя комфортно на партиях первого плана, Эцио Пинца решил показаться самому Артуро Тосканини, а это значит – в миланский театр «Ла Скала». Великий дирижер как раз в это время готовил «Мейстерзингеров» Рихарда Вагнера. Пинце была поручена партия Погнера. Если быть совсем уж точным, то эта роль была выбрана самим Эцио и предложена Тосканини, который, ничего не сказав против, посоветовал принять участие в одной из репетиций.

Не сделав никаких замечаний в адрес артистов, маэстро просто-напросто назначил следующую репетицию. Это означало то, что Пинца мог идти в дирекцию и оформляться на работу.

Перечислю оперы, спетые Э. Пинцей с Тосканини в том порядке, как это было: «Лючия ди Ламмермур», «Аида» (Рамфис), «Тристан и Изольда», «Борис Годунов» (Пимен). Это было начало настоящей большой карьеры великолепного вокалиста, обладающего роскошным басом кантанте (певучий бас). В мае 1924 г. Пинца с лучшими силами «Ла Скала», имею в виду Розу Райзу, Аурелиано Пертиле и Карло Галеффи, участвует в долгожданной премьере оперы Арриго Бойто «Нерон», вызвавшей большой интерес в музыкальном мире.

Выступления с Тосканини явились для певца подлинной школой высшего мастерства. Маэстро был скуп на похвалы музыкантам, но Пинца оказался в числе тех, кого Тосканини нашел нужным отметить: «Наконец мы нашли певца, который может петь!» – сказал он однажды на репетиции.

Три года Пинца пел в «Ла Скала». Слава о нем как об одном из одареннейших басов в истории итальянской оперы распространилась по Европе и достигла берегов Америки. Примерно в это же время певец начинает записываться на грампластинки. Его записи расходятся большими тиражами, что еще больше вдохновляет певца. Пинца продолжает разучивать все новые и новые партии. Приглашения приходят отовсюду. Его ждут в Париже, в «Гранд-опера». Его хотят слышать в Буэнос-Айресе, в театре «Колон». Наконец, его жаждут увидеть и в Нью-Йорке, в «Метрополитен».

Двадцать лет Эцио Пинца украшал сцену одного из первых театров мира! Надо вам сказать, что дебютировал певец в «Весталке» Г. Спонтини и имел успех. Однако первый сезон он все же был на вторых ролях, и только начиная со второго сезона почитатели его таланта, а впрочем, и все остальные, получили возможность услышать Пинцу в наиболее ответственных партиях басового репертуара.

Что же за голос был у Эцио Пинцы? У него был высокий бас, или, как часто называют, бас-кантанте. По тембру его голос можно было даже характеризовать как бас-баритон. У него были крепкие верхние ноты, которые он брал легко и уверенно, короче, коротким диапазоном он не страдал. Тембр у него был красивый, а сам голос достаточно гибким. Пинца своей игрой восхищал самых взыскательных знатоков драматического искусства. Американская публика аплодировала певцу и как концертному исполнителю. В качестве солиста ему приходилось петь со многими виднейшими симфоническими оркестрами США. Но что самое приятное – он часто в концертах пел, когда за дирижерским пультом стоял его любимый дирижер, сыгравший в его судьбе далеко не последнюю роль. Конечно, я говорю об Артуро Тосканини.

Лучшими ролями Пинцы всегда считались такие партии, как Дон-Жуан и Фигаро В. Моцарта, Борис Годунов и Мефистофель. Партия Дон-Жуана вначале не получалось у певца, но после встречи с выдающимся дирижером Бруно Вальтером, глубоким знатоком В. Моцарта, все пошло иначе, и эта роль вскоре стала не только его самой любимой, а даже визитной карточкой. Партия же Фигаро в «Свадьбе Фигаро» сразу, как говорят, легла на индивидуальность артиста, хотя, удивительно, но руководство «Мет» не видело артиста в этой роли. И все же труд и настойчивость взяли свое – роль получилась потрясающей. Знаю, что вам будет интересно узнать, как воплощал на сцене Пинца русского царя Бориса. Еще в 1925 г., когда он пел Пимена, то внимательно следил за исполнителем главной партии, о которой мечтают многие басы. А в роли Бориса Годунова был ни кто иной, как сам Федор Иванович Шаляпин. Рассказывают, что после одного из спектаклей Шаляпин подошел к исполнителю партии Пимена, обнял его и сказал: «Мне очень нравится ваш Пимен, Эцио». Весной 1929 г. Шаляпин уехал в Европу, и спектакль был снят с репертуара. Через 10 лет осуществили новую постановку, где царя Бориса играл уже Эцио Пинца. Критика находила Бориса Годунова в исполнении Э. Пинцы большим достижением артиста, и в этой партии он имел блистательный успех.

Э. Пинца спел огромное количество первых и вторых партий – всего около восьмидесяти! Часто брался он и за баритональные партии. К примеру, он пел Эскамильо и даже Амонасро. Продолжу русскую линию в творчестве Пинцы. Пел он Досифея в «Хованщине» Модеста Петровича Мусоргского, а также Черевика в его же «Сорочинской ярмарке» и даже Додона в «Золотом петушке». Как приятно, что оперы наших классиков до сих пор ставят на сценах лучших театров мира. Чувствую даже какую-то гордость за свою родину! Все хорошо. Жаль только, что итальянский бас не приезжал в нашу страну. К названному репертуару певца добавлю также: Фиеско, Филиппа, Спарафучиле, Зарастро, Базилио и многие другие.

Его дочь стала певицей и обладала великолепным сопрано. Клаудиа даже стала солисткой нью-йоркской оперы «Метрополитен». В паре с дочерью Пинца пел в спектаклях, гастролируя по всему миру. В 1948 г. спектаклем «Дон Жуан» в Кливленде Эцио Пинца прощается с оперной сценой. На этом его творческая жизнь не прекращается – он много концертирует и популярность его не падает. Везде его встречают восторгами, цветами и аплодисментами. Не знаю, побит ли рекорд, установленный Пинцей. Какой? 27000 зрителей в один вечер! В апреле 1949 г. Пинца выступил в оперетте Ричарда Роджерса «Южный океан», исполнив роль Эмиля Беке. В 1950 г. он принимает предложение сниматься в кино. Зрители увидели картину «Мистер Империум». После успеха этой картины он несколько лет работает в Голливуде. Интересно заметить, что в одной из картин он исполнял сцены из «Бориса Годунова» на русском языке.

В 1953 г. Пинца вновь на театральной сцене, но уже как драматический актер. С 1956 г. артист не появляется на сцене – сказывается болезнь сердца. 9 мая 1957 г. остановилось сердце знаменитого артиста, одного из звезд мировой оперы. Эцио Пинца так и остался в сознании любителей оперы первым басом Италии. Его последователи, Николо Росси-Лемени и Чезаре Сьепи, свято хранят традиции выдающегося певца. Уверен, что и болгарские басы Христов и Гяуров чтят и помнят замечательного вокалиста и прекраснейшего актера!