Вы здесь

Звезды мировой оперы и мастера вокального искусства. На волнах радиопередач. Карло Галеффи – баритон (Г. Е. Голубин, 2014)

Карло Галеффи – баритон


Имя выдающегося итальянского баритона Карло Галеффи мало известно в нашей стране. Это, к сожалению конечно, так как певец он высочайшего мирового уровня. Рассказывать о замечательном певце довольно сложно – материала о нем практически нет. А ведь творчество этого незаурядного вокалиста охватывает почти полстолетия итальянского оперного театра! В течение нескольких десятилетий Карло Галеффи, талантливейший певец и незаурядный актер, с неизменным успехом пел у себя на родине в Италии, а также на крупнейших сценах Европы и Америки.

Карло Галеффи родился в Риме в 1885 г. С детства увлекался пением и посещал оперный театр. Родители, естественно, не препятствовали этому, хотя и не представляли его оперным певцом. После мутации у Карло открылся довольно звучный и красивый баритон, который требовал постановки. Хотя надо признать, что многое ему было дано природой и, прежде всего, красивый тембр. Родители, наконец-то, обратили на сына серьезное внимание и даже нашли для Карло известного вокального педагога Теофилло де Анджелис. Надо признать, что последний был не просто известным, а и знаменитым педагогом. Занятия шли настолько успешно, что вскоре встал вопрос о дебюте на оперной сцене, хотя Карло только что исполнилось 20 лет. Театр долго выбирать не пришлось. В столице Италии Риме театр «Констанци» пользуется особой популярностью – он входит в тройку сильнейших театров Италии, имею в виду, естественно, «Ла Скала» и «Сан Карло» в Неаполе. В те годы в театре «Констанци» с огромным успехом шла опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». В такой маленькой роли, как Королевский Герольд, а именно в ней решено было дебютировать Карло, трудно было проявить себя, но все же поклонниками оперы, пришедшими на спектакль, он был замечен. Стройная фигура, властный взгляд, выразительная мимика и даже орлиный нос – все говорило о том, что новый актер не случайный человек на сцене, имею в виду его актерские данные. Ну, а голос? Как звучал его баритон? А вот тут-то Галеффи произвел настоящий фурор. Его мощный драматический баритон наполнил зал одного из сильнейших театров мира! Каково! А ведь юноша на днях отметил двадцатилетие. Это я уже повторяюсь, и все же… Дебют прошел успешно, но занятия с Теофилло де Анджелис продолжались и, видимо, не напрасно. Ровно через два года, там же, в Риме, но уже в другом театре, именуемом «Адриано», Карло Галеффи вышел на сцену в роли Амонасро в опере Джузеппе Верди «Аида». Партия, написанная исключительно для драматического баритона, как нельзя лучше легла на голос совсем еще молодого певца, можно сказать юноши. В 22 года играть отца Аиды – это что-то. Ну, а как же зрительный зал? Как он реагировал? Трудно представить себе, но думаю, что Нил в тот момент вышел из берегов!

Я так говорю потому, что сцена у Нила является центральной для Радамеса, Аиды и Амонасро. Помните кульминационную фразу отца Аиды: «Ты Фараона раба презренная». В этой роли Галеффи снова продемонстрировал необычайное богатство своего голоса. Драматический баритон звучал с необычайной силой. Вместе с тем певец создал убедительный образ эфиопского вождя.

На одном из таких спектаклей присутствовал Пьетро Масканьи, и тут же, плененный голосом Галеффи, пригласил разучить и выступить в его только что написанной опере «Приятельница». В том же 1907 г. двадцатидвухлетняя восходящая звезда покоряет Рим, исполнив в этой опере партию Рибальдо. Первое представление состоялось в том же театре «Адриано», а за дирижерским пультом стоял автор, выдающийся композитор Пьетро Масканьи. Спектакль имел грандиозный успех. Критика с восторгом отзывалась о молодом певце Карло Галеффи. Слух о том, что в Риме появился потрясающий баритон, доходит до Милана. Оперные круги начинают интересоваться его дарованием.

И вот уже Карло Галеффи в Милане. Вначале ему покоряется театр «Даль Верме», а вскоре и святая святых – «Скала». Шел 1912 г. Карло Галеффи уже известный баритон в Италии. Путь к вершине славы продолжается. Но вот наступил 1913 г. Карло отмечает свое 28-летие, а весь оперный мир – столетие со дня рождения великого Джузеппе Верди, гениального мастера итальянской оперы. Все оперные театры мира готовят лучшие произведения Верди. Так, выдающийся дирижер Леопольдо Муньоне готовит к постановке в «Ла Скала» оперу «Навуходоносор». На главную роль он приглашает взошедшую звезду – баритона Карло Галеффи. Молодой певец не обманул ожиданий знаменитого дирижера – спектакль был триумфальным! Навуходоносор в исполнении Галеффи произвел неизгладимое впечатление на слушателей. И вновь пресса неистовствовала, восхваляя новую звезду.




Следующей ролью, поразившей оперный мир, был, конечно же. Фигаро в «Севильском цирюльнике» Джоаккино Россини. Создавая живой и правдивый образ шутника и остряка Фигаро, Галеффи спел труднейшую в вокальном и техническом отношении партию, блеснув красотой голоса и потрясающей техникой. В Каватине Фигаро певец поражает не только темпом, но и вставной нотой ля, которая просто ошеломляет, так как находится уже в теноровом регистре. Признаюсь вам, дорогие читатели, что в этот момент слушаю записи великого баритона, пластинку которого приобрел еще в 70-х годах прошлого столетия. Изготовлена она была на фирме «Балкантон», в дружественной тогда нам Болгарии. На пластинке записаны арии из опер Д. Верди, Ш. Гуно, П. Масканьи, У. Джордано, Ж. Бизе и особо любимого им Д. Россини. Именно с исполнением Фигаро начинается триумфальное шествие знаменитого певца по странам Европы. Но впереди был еще Риголетто – коронная партия певца и актера. Галеффи в знаменитой опере Д. Верди в совершенстве передает сущность трагического героя. До сих пор критика пишет, что исполнение Галеффи этой роли и поныне служит образцом для последовавших за ним исполнителей. Выдающийся баритон передает знаменитый монолог-исповедь с редкой психологической глубиной. Захватывающей трагедийностью звучит его мощный голос в обличающей арии. Пишу эти строки и вспоминаю, как один из исполнителей Риголетто в сцене, где вернувшись в свой загородный дом, в котором прятал дочь, он обнаружил его пустым, спел фразу: «Вот где старца проклятье» – и упал замертво. Я не могу вспомнить фамилию этого артиста, но помню, что это случилось с итальянцем или испанцем.

Вы обратили внимание, что Галеффи еще молодым обрел всемирную известность? Оперные театры всего мира старались привлечь его на свою сцену. В апогее славы Карло Галеффи тяжело заболел. К величайшему сожалению, болезнь отразилась и на голосе. Вылечившись, кудесник вокала вернулся на сцену. Однако всем стало ясно, что мощный источник голоса Галеффи иссяк. И все же большой мастер своим упорством и силой воли пытается восстановить утраченное, и во многом ему это удается. Мощь голоса постепенно уступает технике владения им. И это отрадно, так как мастерство владения голосом занимает одно из первых мест у великих вокалистов. Как видите, то, что отняла болезнь, Галеффи заменил более высоким мастерством. По достижении полной зрелости ему удалось во многом восстановить свой голос и вернуть ему прежние качества.

Великий Артуро Тосканини любил и ценил Карло Галеффи. Он считал его лучшим баритоном своего времени, одним из светил оперной сцены. Добавлю, что в течение целого десятилетия Карло Галеффи считался первым баритоном миланского театра «Ла Скала».

Достигнув шестидесятилетия, Карло Галеффи простился с оперной сценой, выступив в последний раз в своей коронной роли Риголетто. Прощаясь с великим Риголетто, зрители не скрывали слез. Гениальным певцом было сделано довольно много грамзаписей, которые сейчас являются ценнейшим памятником культуры для всех любителей оперного искусства! Карло Галеффи, помимо напетых арий и ансамблей, записал полностью такие оперы, как «Травиата», «Паяцы» и «Андре Шенье». Одно мне непонятно: неужели им не записаны полностью «Риголетто» и «Севильский цирюльник»? Но, что бы ни было, Карло Галеффи вошел в историю мирового оперного искусства и занимает в нем место рядом с Маттиа Баттистини и Титта Руффо.