Беньямино Джильи – тенор
Имя Джильи навеки вписано золотыми буквами в историю мирового оперного искусства. Его голос олицетворяет совершенство одного из сложнейших искусств – вокального! Голос необыкновенной чистоты, свежести и одухотворенности принадлежит вполне земному человеку. Невозможно оставаться равнодушным, слушая записи этого величайшего из величайших теноров ХХ века! Первый и единственный наследник великого Э. Карузо, Беньямино Джильи родился 20 марта 1890 г. в Реканати, небольшом итальянском городке. Родился в бедной семье и, возможно, тоже строгал бы доски и шил штаны, если бы Бог не дал ему голос, и какой голос – голос века. Голос Джильи не подвластен времени. Слушая его записи, мы замираем и уходим как бы в другой мир. В мир добра и душевной чистоты.
Были ли у Беньямино другие таланты кроме пения? Нет, и еще раз нет.
Да и сам он этого не скрывал – он любил петь и только петь. Тяга к пению была настолько сильна, что уже в семилетнем возрасте Джильи начинает учиться пению у маэстро М. Ландзарини, это в Реканати. А позже в Риме Беньямино берет уроки вокала у А. Бонуччи. Имея от природы чистейший дисконт, он поет в церковных хорах и ему всегда поручают сольные партии. В свободное же время он поет родные и близкие ему неаполитанские песни. Поет так, что прохожие останавливаются и не верят своим ушам, что они слышат человеческий голос. Конечно, такой голос не могли не заметить, и первым, кто услышал молодого Джильи, был знаменитый итальянский тенор Алессандро Бончи. Получив высочайшую оценку, Беньямино попадает в руки выдающегося баритона Антонио Котоньи. Редко бывает так, чтобы знаменитый певец был еще и выдающимся педагогом. Котоньи оказался исключением. Он начинает заниматься с Джильи. Занимается кропотливо и осторожно. И это в стенах римской академии «Санта Чечилия». Говорят, что менять педагогов по вокалу обучающимся не рекомендуется, так как каждый педагог учит по-своему. Джильи их менял. Даже после успешного окончания академии Беньямино находит себе еще одного маэстро – Энрико Розатти. Фраза «у меня учился Джильи» давала педагогу возможность безбедно жить до конца своих дней. Но вернемся к виновнику педагогических взлетов. В 1914 г. в Парме проходил Международный конкурс вокалистов. Начинающий тогда тенор, а Джильи было 24 года, вышел и спел, да спел так, что члены жюри в один голос воскликнули: «Наконец-то мы нашли тенора!»
Напомню, что Карузо в это время пел в Америке и в Италию приезжал только отдыхать. Итак, тенора нашли, но началась Первая мировая война, и активная оперная жизнь Италии пошла на убыль. Будущему знаменитому певцу пришлось довольствоваться провинциальными оперными театрами. Дебютировал Джильи в театре «Социале» в городе Ровиго – партия Энцо в опере Амилькаре Понкиелли «Джоконда». Хочу заметить, что на сцене Ровиго пятьюдесятью годами ранее дебютировал сам Антонио Котоньи, который, как я говорил, стал впоследствии и выдающимся педагогом.
Слава его ученика Беньямино Джильи постепенно растет. И вот он уже открывает сезон в театре «Карло Феличе» в Генуе, а пригласил его ни кто иной, как Тулио Серафин, выдающийся дирижер. В роли Де Грие в опере Ж. Массне «Манон» Б. Джильи был настолько трогателен и правдоподобен, что его партнерша, знаменитая певица Розина Сторкьо была просто очарована им и считала за счастье петь с таким певцом. В феврале 1915 г. восходящая звезда поет в Палермо, в театре «Моссимо». И вдруг приглашение от самого П. Масканьи спеть в его «Сельской чести». Туридду была первой из партий, предназначенных для драматического тенора, исполненных певцом. Опера хоть и небольшая и одноактная, но спеть ее не так просто. Джильи очень осторожно относился к репертуару и пел преимущественно партии лирического тенора. Почему он вдруг согласился петь Туридду, имея чистейший лирический тенор, да еще в возрасте 25 лет, так и осталось загадкой. Видимо, здесь сыграла свою роль дружба с автором оперы. Сразу замечу, что в репертуаре Джильи было аж пять опер П. Масканьи, а уж как они трудны для исполнения, знают только певцы и дирижеры.
Примерно в это же время в Неаполе Джильи поет Фауста в опере Арриго Бойто «Мефистофель». И снова успех! Репертуар Джильи постепенно расширяется, и вот он уже поет Эдгара в опере Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур», и не просто поет, а покоряет «Арену ди Верону». Весной 1917 г. Беньямино Джильи поет в Испании, и снова триумф! И наконец, дебют на сцене миланского театра «Ла Скала», а спел он Энцо в «Джоконде» А. Понкиелли. Все хорошо складывалось у восходящей звезды, и все же он едет в Америку, правда, вначале в Южную. В течение пяти месяцев Джильи поет в Буэнос-Айресе в театре «Колон». Но долгожданный день наступил чуть позже. 26 ноября 1920 г. Б. Джильи 30-ти лет отроду дебютирует на сцене «Метрополитен-опера», когда премьером там был сам Энрико Карузо. Для дебюта был выбран Фауст в опере «Мефистофель». Дебют прошел успешно, хотя Карузо еще царствовал на этой сцене. Напомню, что последний спектакль Э. Карузо спел 24 декабря 1920 г. Но поверьте, в тот момент никто не знал, что Карузо больше не выйдет на сцену. Итак, получилось, что какой-то промежуток времени театр в Нью-Йорке в своей труппе имел двух лучших теноров мира. Однако Карузо тяжело заболел и сезон 1921 г. открывал уже певец из Реканати, т. е. Беньямино Джильи. Да, это была новая, но уже взошедшая звезда.
Осенью того же года умирает Э. Карузо. О первом теноре мира скорбит не только Америка, но и весь мир. У гроба величайшего из певцов склонился его достойный преемник, как бы принимая эстафету. Беньямино Джильи поет и клянется так же высоко нести славу итальянского бельканто. Приведу строки Джакомо Лаури-Вольпи: «Будучи юношей, Джильи посещал церковную школу, где и выработал тот обеленный звук, тот укрепленный фальцет, который в один прекрасный день должен был сослужить ему незаменимую службу. Он сам рассказывает, как он переодевался в те блаженные дни в женский костюм и пел так, что ни у кого не возникало и тени сомнений относительно соответствия этого наряда природе его обладателя».
Итак, Джильи в 1921 г. становится премьером нью-йоркской оперы «Метрополитен». Теперь только ему поручают открывать оперные сезоны театра. Таким образом, на первой сцене мира Беньямино Джильи царствовал 11 сезонов. Всего им спето 60 оперных партий, но это за всю долгую творческую жизнь. Я повторюсь, но скажу, что вначале Джильи пел преимущественно партии, предназначенные для лирического тенора. Но позже, не щадя своего лирического голоса, поет буквально все, включая в свой репертуар и сугубо драматические партии. Однако делает это очень осторожно.
Конец ознакомительного фрагмента.