Вы здесь

Звезды мировой оперы и мастера вокального искусства. На волнах радиопередач. Джакомо Лаури-Вольпи – тенор (Г. Е. Голубин, 2014)

Джакомо Лаури-Вольпи – тенор


Знаменитый итальянский тенор Джакомо Лаури-Вольпи блистал на оперных сценах мира в 20-х, 30-х, 40-х, 50-х и даже 60-х гг. Имя этого выдающегося вокалиста ХХ века известно всем любителям бельканто. Специалисты, да и не только специалисты, хорошо знают творчество этого, можно сказать, причем смело, великого певца! У нас в стране была выпущена грампластинка с записью оперных арий в исполнении Д. Лаури-Вольпи. Диск был среднего размера и вышел небольшим тиражом. Естественно, на прилавках он долго не задержался. В начале 70-х вышла его знаменитая книга «Вокальные параллели».

К звездам оперной сцены Лаури-Вольпи имеет самое прямое отношение.

Выдающийся итальянский тенор выдерживал конкуренцию лучших вокалистов первой половины двадцатого столетия. С Карузо ему соперничать не пришлось. Великий неаполитанец умер, когда Вольпи делал только первые шаги на оперной сцене. А вот имена нескольких теноров, близких ему по возрасту, т. е. родившихся в конце XIX века. Перечислю и скажу: что ни имя, то эпоха – Аурелиано Пертиле, Тито Скипа, Джованни Мартинелли, Беньямино Джильи, Ренато Дзанелли, Антонио Кортис, Лауриц Мельхиор, Мигель Флета. Обратите внимание, что родились они в период с 1885 по 1893 гг. Почти все в одно время. Что же получается? За восемь лет родилось восемь теноров мирового класса! Вот так! Бывает же такое, но очень редко. Кстати, вспомнил 1921 г. В тот год родились три величайших тенора: Марио Ланца, Джузеппе ди Стефано и Франко Корелли. Ну, а к той восьмерке необходимо причислить, конечно же, Лаури-Вольпи! До начала Второй мировой войны именно эти итальянские и испанские тенора, включая датского американца Л. Мельхиора, были вне всякой конкуренции.

Д. Лаури-Вольпи обладал голосом, которому были подвластны все теноровые партии: и лирические, и драматические, от Фауста Ш. Гуно до Отелло Д. Верди. Диапазон его голоса был необычайно большим, а сам голос звучным, насыщенный обертонами, ровный во всех регистрах, к тому же красивейшего тембра. Но этими качествами обладали и другие тенора. Верно. Но Д. Лаури-Вольпи обладал еще и необычайно свободным верхним регистром. А верхний регистр и особенно его крайние верхние ноты являются для любого тенора козырем.

Я бережно храню грампластинку с оперными ариями, записанными Вольпи в первой половине прошлого века и изданной у нас небольшим тиражом. К сожалению, в то время еще не могли делать их качественно. И это надо учитывать. Поверим на слово его современникам, что это был один из лучших певцов своего времени. Я уверен, что вы на слух отличаете старые записи от современных. Подскажу только, что в старых записях есть ощущение некоторой отдаленности голоса певца от записывающего микрофона. Ну и, конечно, посторонние шумы. По старым записям трудно определить истинную красоту тембра, так как в те годы записывающая аппаратура не все частоты могла улавливать, а это значит, что некоторые обертоны человеческого голоса не записались на грампластинку. Но и по старым записям можно судить об истинном уровне того или иного певца, его диапазоне, чистоте интонации, кантилене, трактовке и темпераменте. Думаю, что этого вполне достаточно, чтобы Лаури-Вольпи в ваших глазах занял то место, которое он занимал у своих современников.

Джакомо Лаури-Вольпи родился 11 декабря 1892 г. в местечке Ланувио близ Рима. Настоящее имя Вольпи. Учился на юридическом факультете Римского университета. Брал вокальные уроки у известного певца и педагога Антонио Котоньи. Когда Джакомо почувствовал, что на вокальную карьеру действительно можно положиться, он поступает в музыкальную академию «Санта Чечилия». В то время в Академии было много выдающихся педагогов пения, но, пожалуй, самым знаменитым был Энрико Розатти. Его недавний выпускник Беньямино Джильи покорил мир своим голосом и вокальной школой, затем подобное случилось с Лаури-Вольпи, а позже – и с Марио Ланца. Именно они принесли славу своему маэстро!

Дебютировал Джакомо Лаури-Вольпи в партии Артура в «Пуританах» Винченцо Беллини. Произошло это в небольшом городе Витербо. А вот в следующем году он уже поет в Риме. Восхождение к «Олимпу» началось! В 1922 г. Вольпи уже на сцене «Ла Скала», где за дирижерским пультом в то время стоял великий Артуро Тосканини.

Д. Лаури-Вольпи гастролировал во многих странах мира. Помимо того, что он имел великолепнейший голос и отличную вокальную школу, он был и прекрасным актером. Незаурядный драматический талант Вольпи был по достоинству оценен критиками тех лет. Несколько сезонов подряд имя Лаури-Вольпи значилось на афишах «Метрополитен». Это с 1929 по 1933 гг. С 1935 г. Вольпи поет исключительно в Италии. Казалось, его голос был неподвластен времени. Блестящая школа дала ему возможность сохранить голос до глубокой старости. Это был на редкость долговечный певец. В этом смысле он и его голос – явление уникальное. Представьте, что до 1959 г. он систематически выступал в оперных спектаклях, не снижая нагрузки, а позже появлялся в спектаклях эпизодически аж до 1965 г. А спектакли ведь он пел труднейшие и в 1965 г., а было ему без малого 73 года! Назову несколько партий, принесших певцу мировую славу. Это: Артур в «Пуританах», Арнольд в «Вильгельме Телле», Рауль в «Гугенотах», Манрико в «Трубадуре», Радамес в «Аиде», Каварадосси в «Тоске», Герцог в «Риголетто» и Отелло в одноименной опере Д. Верди.

В период своей долгой артистической деятельности Д. Лаури-Вольпи пел на оперных сценах мира со многими выдающимися певцами и певицами. Мне кажется, что за время его оперно-концертной деятельности сменилось по меньшей мере два поколения оперных певцов. Я вспоминаю великолепную запись, где Лаури-Вольпи поет дуэт Альваро и Дон Карлоса из «Силы судьбы» Д. Верди. И с кем поет? С самим Джино Беки, величайшим баритоном ХХ века!




А вот несколько отзывов об этом изумительном певце. Итальянская оперная звезда того времени Тоти даль Монте в своей книге «Голос над миром» пишет: «В 1920 году я пела с Лаури-Вольпи в „Риголетто“. Он был в то время всего год на сцене, и ему улыбалась блестящая карьера. Голос у него был поистине бесподобный. В историю театра навсегда войдет его неподражаемое исполнение Вильгельма Телля в „Ла Скала“. Он с легкостью брал верхнее до своим удивительно приятным по тембру голосом. А какой это был Герцог! Не часто встречаются такие артисты. В „Трубадуре“ его могучий звонкий голос был разящим, как острие кинжала.

Он отличался резким, неуступчивым характером. Он часто и беспричинно переходил от спокойствия к гневным вспышкам, отлично зная, сколь необыкновенно красив его голос и как подкупает зрителя его артистический темперамент. Лаури-Вольпи умел внушить к себе не только восхищение, но и страх. Его капризы и нетерпимость, возможно, заслуживают осуждения, но на сцене правым всегда оказывается он, и никто другой. Наибольшее впечатление он оставил в „Риголетто“. Его Герцог был живым человеком, а не сценическим персонажем. Сколько счастливого беззаботного легкомыслия было у Вольпи в песенке „Сердце красавицы“». Вот такой отзыв выдающейся итальянской певицы, как видите, безо всякой ретуши. Но надо добавить, что это ее сугубо личные впечатления. А вот что пишет о Лаури-Вольпи Пласидо Доминго в своей книге «Мои первые сорок лет»: «В 1974 году я приехал в Валенсию, чтобы спеть «Силу судьбы». Мне очень хотелось встретиться с Джакомо, который в то время там жил. Я пригласил его на спектакль и после одного из действий представил великого артиста. Весь зал встал, и Лаури-Вольпи был очень растроган. Я ходил к нему в гости и два или три раза беседовал с ним на творческие темы. Однажды он продемонстрировал мне свои знаменитые высокие ноты. Должен признать, что это было совсем неплохо для восьмидесятидвухлетнего человека. В то время он записывал пластинку, которая называлась «Чудесный голос» на фирме Эр-Си-Эй в Риме. От себя добавлю, что это фантастика – за два три дня записать 11 арий!» Вот такой отзыв самого П. Доминго. Скажу, что на записи приходиться повторять одни и те же арии несколько раз. Это нагрузка колоссальная для 82-летнего певца, а тем более тенора, которые стареют раньше басов и баритонов. К тому же записать оперную арию – это не песню спеть в диапазоне одной октавы.

Д. Лаури-Вольпи последний раз выступил в 1977 г., а сколько было ему лет, нетрудно подсчитать. Выступление великого мастера состоялось перед участниками Международного конкурса вокалистов имени Джакомо Лаури-Вольпи. 17 марта 1979 г. великого певца не стало. Умер он в Валенсии, где жил последние годы. Мир потерял величайшего представителя итальянского бельканто. Но имя его и его изумительное искусство будут жить вечно! Вошел Лаури-Вольпи в историю и как теоретик вокального искусства. Его книга «Вокальные параллели» является настольной книгой многих певцов.