Вы здесь

Звезды мировой оперы и мастера вокального искусства. На волнах радиопередач. Аурелиано Пертиле – тенор (Г. Е. Голубин, 2014)

Аурелиано Пертиле – тенор


Ровно шестьдесят лет отделяют нас от того момента, когда перестало биться сердце одного из самых выдающихся вокалистов XX века, певца высочайшего класса, итальянского тенора Аурелиано Пертиле. Мир потерял одного из лучших представителей бельканто за всю историю оперного искусства. Шестьдесят лет назад вокальный мир провожал в последний путь певца, чье пламенное сердце и несравненный голос, слившись воедино, дарили людям образцы высочайшего искусства.

Аурелиано Пертиле – это ярчайшая страница нашего столетия, теперь уже прошлого. Его сравнивали с Энрико Карузо, называли его преемником, перед ним преклонялись, ему подражали и его безумно любили. Созданные им на оперной сцене образы являлись эталоном певца-актера. Сочетание необыкновенного голоса и выдающихся актерских данных подняли А. Пертиле до вершин совершенства. Не зря его называли тенором Артуро Тосканини, а придирчивый и скупой на похвалы Джакомо Лаури-Вольпи, узнав о смерти Аурелиано, воскликнул: «Мир потерял самого музыкального из нас. Мой Нерон по сравнению с его Нероном мне кажется просто жалким».

Аурелиано Пертиле родился 9 ноября 1885 г. в Монтаньяно близ Падуи. Семья его была среднего достатка, жила скромно, а чтобы платить за частные уроки, которые молодой Аурелиано берет в Падуе у вокального педагога В. Орефиче, пришлось устроиться на работу. И кем? Помощником золотых дел мастера.

Кто мог подумать, что скромный помощник, молодой Аурелиано, работая с золотом, постепенно с годами сам станет обладателем золотого голоса. Но близость к золоту просто так не могла превратить его горло в курицу, несущую золотые яйца. Одна из тайн его неизменного успеха заключалась в редком самообладанием, железной воле, неустанном стремлении к совершенству и углублению общей культуры. Да, у Пертиле было все, чтобы стать певцом: и ум, и талант, и огромная сила самопожертвования, и страстная любовь к искусству!

В течение четырех лет Аурелиано занимается у В. Орефиче. Кстати, обратите внимание – у Пертиле даже имя необычайной красоты и певучести, так и хочется это имя петь. Не могу забыть, как диктор Радиокомитета, объявляя мою передачу о великом певце, не смог выговорить не то что имя, а даже фамилию итальянца. Лучше бы в тот момент он мою фамилию не выговорил! Некоторое время Аурелиано занимается у А. Фугаццолы, а чуть позже – совершенствуется у М. Баваньоли.

К 1911 г. голос Пертиле был уже готов к дебюту на оперной сцене. Ох, как трудно было в те годы тенору, да еще в Италии, получить признание. Сколько знаменитостей, теноров экстра-класса пели на оперных сценах только Италии. И хотя Э. Карузо и Д. Мартинелли, кстати, одногодок А. Пертиле, пели в основном в Америке, но Италию не покидали такие «звезды», как Алессандро Бончи и Анжело Мазини. В это время гремел Франсиско Виньяс, а через четыре года заявит о себе Беньямино Джильи. А Мигель Флета? Ведь его тоже сравнивали с Э. Карузо. А Антонио Кортис? Это я еще не назвал Джакомо Лаури-Вольпи и Тито Скипу.

Но Аурелиано Пертиле был уже во всеоружии. Из нескольких выученных оперных партий им был выбран Лионель в опере В. Флотова «Марта». Дебют его состоялся в Венеции. В некоторых источниках – в Милане, но не в «Ла Скала», а в театре «Виченце». Далее А. Пертиле поет там же, в Милане, но в театре «Даль Верме», а чуть позже – в неаполитанском «Сан- Карло». Есть сведения, что в это же время он поет в Болонье и Парме.

В 1916 г. он дебютирует в Миланской «Скале» и поет там до 1937 г.

Из других источников, А. Пертиле был приглашен Артуро Тосканини петь в «Ла Скала» в 1921 г. А еще есть данные, что это произошло в 1922-м. Вот такие разночтения. Удивляться не приходится, примеров таких сколько угодно. С Э. Карузо вообще получилось анекдотично. Одни пишут, что он родился 24 февраля, другие – что 25-го. Третьи – что 26-го, а некоторые – что 27-го. Я обнаружил источник – что 28-го. Когда у самого Энрико спросили, когда же он родился, а он был девятнадцатым ребенком, тот ответил: «Я родился в праздник Святой Маттии, а он, как известно, падает на 25 февраля». Но Карузо был большим шутником, и это надо учитывать.

В «Ла Скала» А. Пертиле дебютирует в партии Фауста в опере А. Бойто «Мефистофель». Дирижировал сам А. Тосканини. С этого момента А. Пертиле и А. Тосканини связывает тесная творческая и человеческая дружба. Лучшего тенора для великого дирижера не существовало. А. Пертиле так и звали – тенор Тосканини.

Первое время Аурелиано Пертиле довольно интенсивно ездит по всему миру. Так, в 1918 г. он с триумфом поет в театре «Колон», это самая престижная сцена Центральной и Южной Америки. Репертуар его постоянно расширяется. Причем, поет как лирический, так и драматический репертуар. Кроме Лионеля и Фауста А. Бойто, им подготовлены и спеты: Де Грие Ж. Массне, Вертер, Герцог, Лоэнгрин. Эти партии поют как лирические, так и драматические тенора. А вот Манрико в «Трубадуре» – это удел крепких теноров.

Голос А. Пертиле, по характеру лирико-драматический тенор, был сильным, сочным, красивым и большого диапазона. Поражали его верхние ноты, необычайно яркие и близкие по звучанию. А эмоции? Они били буквально через край. Будучи необычайно музыкальным, и обладая, видимо, феноменальной памятью, он учил партии очень быстро и держал в голове огромное количество ролей. Представьте на минуту, что только за период с 1921-го по 1928 гг. им подготовлено и спето на сцене 40 партий! Перечислю некоторые из них, в добавление к уже названным, это: Радамес, Альваро, Канио, Ричард, Каварадосси, Андре Шенье, Хозе, Пинкертон, Эдгар в «Лючии», Лорис и др.

В 1921 г. перед А. Пертиле распахнулись двери «Метрополитен-опера».

В том же году скончался великий Карузо, который бессменно открывал все сезоны в прославленном театре. Кто же теперь будет их открывать? И между преемниками, а их было совсем немного, разгорелась борьба за обладание пальмой первенства. Однако борьба фактически шла в средствах массовой информации между отдельными критиками и, конечно, между любителями вокального искусства, причем каждый выдвигал своего кумира. А их в тот момент было всего четверо: Б. Джильи, приехавший год назад из Италии и уже открывший сезон 1921 г., Д. Мартинелли, певший с Карузо в очередь, М. Флета, пожаловавший в «Мет» в 1923 г., и А. Пертиле, герой нашего рассказа. Премьером «Метрополитен» стал Беньямино Джильи, причем на долгие годы. Пертиле ждали в Италии, где его буквально носили на руках. Вскоре Нью-Йорк покинул и Мигель Флета. Таким образом, в двух сильнейших оперных театрах мира в 20-х гг. тенора, несшие на себе драматический репертуар, распределились так: в «Мет» пели Б. Джильи и Д. Мартинелли, а в «Скале» – А. Пертиле, М. Флета и Ф. Мерли.

Итак, на долгие годы Аурелиано Пертиле становится первым тенором Италии. Небезынтересно заметить, что Пертиле, будучи в ореоле мировой славы, никогда не чванился, не разыгрывал из себя гения, а всегда оставался простым, добрым товарищем по сцене, вежливым и внимательным к другим. Не прошел А. Пертиле и мимо взыскательной английской публики. 1928-29 и 31-й гг. были ознаменованы триумфальными гастролями великого певца в «Ковент-Гардене». Но его всегда тянуло на родину. Воздух родной Италии благотворно действовал на всемирно известного тенора. Именно здесь, в родной «Скале», им созданы неповторимые шедевры. Вспомним Туридду в «Сельской чести», Вальтера в «Мейстерзингерах», Калафа в «Турандот», Фернандо в «Фаворитке». В опере Отторино Респиги «Потонувший колокол» А. Пертиле достигал вершины вокально-драматического искусства! Публику потрясало исполнение замечательного артиста. Его стилю была присуща яркая и потрясающая эмоциональность. Это был лучший артист итальянской оперной сцены!

Я прошу вас, дорогие друзья, запомнить слова: яркая и потрясающая эмоциональность. И вот почему. В разных книгах мы находим разные и порой противоречивые отзывы об этом певце. Сейчас мы поспорим с одним автором. Вы же, в свою очередь, примете ту или другую сторону. Суть заключается вот в чем. Готовя эту передачу и вновь просматривая материалы, я опять наткнулся на неприятные и, считаю, несправедливые строки В. Торторелли в книге «Великий Карузо». Вначале процитирую болгарского музыковеда К. Карапетрова: «Исполнитель-реалист, глубокий и темпераментный, сгорающий на оперной сцене в огне своего искусства, захватывающий и покоряющий сердца слушателей всего мира. Достойный преемник Карузо. Подобно своему выдающемуся предшественнику, остался самобытным до конца и сделался объектом подражания». А вот что о Пертиле пишет В. Торторелли: «Его голос был лишен красоты, кроме того он не умел поддерживать постоянный контакт со зрителем». А теперь откроем Музыкальную энциклопедию. Раздел вокалистов, под редакцией Всеволода Тимохина. Читаем: «Голос А. Пертиле отличался красотой и силой, сам он обладал редкой эмоциональностью». Снова откроем книгу В. Торторелли и – как снег на голову – читаем: «А. Пертиле отличался довольно холодным темпераментом, был малоэмоционален. Хотя его, бесспорно, можно считать выдающимся исполнителем». Вот так. Спасибо хоть за последние два слова. После этого откроем книгу Тоти даль Монте «Голос над миром». Читаем: «Особенно я любила петь с А. Пертиле, в те годы любимцем А. Тосканини. Такой взыскательный, маэстро смотрел на все глазами А. Пертиле, доверяя ему любую партию драматического или лирического плана. И надо сказать, что он был прав. Сколько в его голосе было глубины, истинного пафоса в сочетании с необыкновенным талантом актера. Это позволяло Пертиле безраздельно властвовать на сцене. Аурелиано Пертиле был артистом в высшем смысле этого слова. Обладая великолепным гибким голосом, он был неподражаемым мастером фразировки и прирожденным актером, под стать Ф. Шаляпину. Немногие могут с таким же правом называться властителями сцены».




Интересно, если бы Пертиле жил сейчас, как бы звучал его голос и гремело его имя? Вот, что пишет П. Доминго в книге «Мои первые сорок лет»: «Записи Аурелиано Пертиле, любимца А. Тосканини, замечательны прежде всего современностью его стиля. А. Пертиле великолепно звучал бы на сцене любого оперного театра сегодня, чего нельзя сказать о большей части его современников». Вот такой отзыв П. Доминго.

Помните, как сказал Д. Лаури-Вольпи: «Мой Нерон по сравнению с Нероном А. Пертиле мне кажется жалким». Так вот, А. Пертиле – первый исполнитель партии Нерона в операх А. Бойто и П. Масканьи. Эти труднейшие партии он спел соответственно в 1924 и 1935 гг. В конце своей блистательной карьеры А. Пертиле спел Отелло. Что это за партия, многие знают. Это предел трудности – и по линии вокала, и по актерской. Современники, видевшие А. Пертиле в этой роли, говорили, что не представляют себе, каких вершин может достигать сценическое мастерство певца. А Тоти даль Монте говорила: «Навсегда запечатлелась в моей душе его Лебединая песня, когда в конце своей карьеры он спел Отелло. Каким драматизмом была проникнута вся роль Отелло в его исполнении. Каких вершин мастерства он достигал в 3 акте, в арии „Бог, ты мог ниспослать на меня все беды“».

В своей книге «Я пел с Тосканини» знаменитый баритон Джузеппе Вальденго, вспоминая о выдающемся теноре Рамоне Винае, писал: «Своей игрой Р. Винай напоминал Тосканини великого Пертиле». Всего несколько слов, но очень точных.

В 1945 г. А. Пертиле закончил свою карьеру. Шла Вторая мировая война. Ездить было небезопасно, да и 55 лет жизни за плечами говорили кое о чем, хотя голос его был еще в полном порядке. Первая мировая война тоже отняла у Пертиле несколько лет творческой активности. И получилось, что полноценно он пел и творил, в общем-то, всего 22 года. А сколько за эти годы им было сделано, и сколько он бы еще сделал? Последние 12 лет жизни, отпущенных ему, он преподавал – сначала в Риме, а затем в Милане. Были ли у него выдающиеся ученики? Честно скажу, не знаю. Но уж если бы были, как у Антонио Котоньи, то их бы знали все. Редко бывает, чтобы величайший певец имел таких же величайших последователей. Говорят у Э. Карузо был единственный ученик, и тот остался без голоса.

Умер Пертиле в Милане 11 января 1952 г. «Его преждевременная смерть была для меня большим горем», – говорила впоследствии одна из его партнерш по сцене Тоти даль Монте. Аурелиано Пертиле оставил нам довольно много записей, сделанных в 20-30-х гг. Полностью им записаны три оперы: «Трубадур», «Кармен» и «Аида». Они дают, конечно, довольно отдаленное представление о величии артиста, и все же… Этого артиста, как и Ф. Шаляпина, надо было видеть на сцене. Но даже граммофонное наследие, которое мы имеем, дает нам основание сказать, что певец был величайший! Он не играл на сцене и не пел, он жил жизнью своих героев. Не тлел, а горел, причем сгорал дотла. Какое сердце могло выдержать подобное? Только сердце артиста, великого артиста, имя которого Аурелиано Пертиле. Слушаешь его записи и думаешь – неужели подобное возможно, неужели можно так петь. Буквально сжимается сердце!