Вы здесь

Звезды мировой оперы и мастера вокального искусства. На волнах радиопередач. Титта Руффо – баритон (Г. Е. Голубин, 2014)

Титта Руффо – баритон


На мировом вокальном небосклоне фигура итальянского баритона Т. Руффо окружена немеркнущим светом. Ярчайший феномен в оперном искусстве, он являет собой эталон певца-актера. Безусловно, это был гениальный артист, создавший незабываемые образы во всех спетых партиях! Появится ли когда-нибудь новый Титта Руффо? Вряд ли. Природа скупа. Она не балует человечество такими личностями, тем более часто! Замечательный русский оперный певец Давыдов в неопубликованных мемуарах пишет: «Я был лично знаком с Т. Руффо, присматриваясь к его образу жизни, и должен сказать, что он был рабом своего голоса. Он отказывался от всяких излишеств и никогда не ложился спать позже 12 часов ночи». От себя добавлю, что у итальянских певцов есть шесть заповедей, которые ревностно исполнял и Т. Руффо. «Ни женщин, ни табачного дыма, ни вина. Но много сна, много еды и много отдыха!»

52 оперные партии спел величайший певец! Среди них и Риголетто в опере Д. Верди. В 1904 г. свои первые гастроли в России Т. Руффо открывал на сцене Одесского оперного и пел именно Риголетто. И как пел! Русская музыкальная газета писала: «Головой выше всех стоит молодой баритон Титта Руффо!

Такого голоса, превосходно поставленного, с громадным дыханием и ровного во всех регистрах, с блестящими высокими нотами мы давно не слышали…»

Добавлю, великий Маттиа Баттистини любил петь на оперных сценах Украины, в том числе и в Одессе. Он был немного старше Т. Руффо и считается его предшественником, но великим. «Король баритонов» – так сейчас называют М. Баттистини, тоже баритона и тоже итальянца. Он тоже берег свой голос, может не настолько, но все же… Один примечательный случай. На спектакль с участием великого М. Баттистини должен был приехать русский царь, который запаздывал, и сильно запаздывал. К началу спектакля все было готово. Ждут, что с минуты на минуту появится царь. Время подходило к полуночи. Никому ничего не говоря, М. Баттистини разгримировался и уехал в гостиницу.

Царь все же приехал. Послали за Баттистини. И что же? А был уже час ночи. «Голос спит, – ответил великий баритон. – Ведь сейчас ночь!» Но вернемся к великому Т. Руффо. В том же, 1904 г. начинающий баритон вышел на сцену миланского театра «Ла Скала», кстати, в своей коронной роли, конечно же, Риголетто.

Родился Т. Руффо 10 июля 1877 г. в Пизе в семье кузнеца. Настоящее имя певца – Руффо Кафиера Титта. Необычайны обстоятельства, при которых он получил свое имя. У отца Ореста Титта был превосходный охотничий пес по кличке Руффо, что по-итальянски «Рыжик». Как-то на охоте случайный выстрел смертельно ранил собаку, и когда через некоторое время в семье родился мальчик, отец, несмотря на протесты матери, назвал сына в память любимого пса!

Вступив на артистический путь, Руффо Титта поменял местами имя и фамилию и стал просто Титта Руффо. Когда мальчику было восемь лет, семья переехала в Рим, где Руффо начинает работать в мастерской отца. У Руффо было четыре сестры и старший брат Этторе. Именно ему отец уделял основное внимание, будучи абсолютно холодным по отношению к младшему сыну.

Вот тут-то мне и хочется рассказать вам об одном эпизоде, который произошел много лет спустя. В 1911 г., а Т. Руффо было тогда уже 34 года, он пел Гамлета в опере А. Тома в театре Констанци. В антракте к нему в гримуборную неожиданно вошел человек. Это был Ореста Титта, отец исполнителя главной партии. Он давно оставил семью, не виделся с сыном и даже не переписывался с ним. Вид отца, который за эти прошедшие годы сильно постарел и поседел, взволновал Т. Руффо до слез. Старик, потрясенный пением и игрой сына, спросил, кто научил его этому, ведь сам он никогда не верил в музыкальные способности сына и не потратил ни одного сольди на его музыкальное образование.




Руффо, как любящий сын, обняв отца, сказал, что всем хорошим, что у него есть, он обязан ему, своему отцу!

Всегда интересно первое соприкосновение будущих знаменитых певцов с музыкальным искусством и, в частности, с открытием голоса. У Руффо это произошло, когда ему было 16 лет. Пошли они с братом в оперный театр, где давали «Сельскую честь» П. Масканьи. Партию Туридду пел знаменитый тогда тенор Р. Станьо. Руффо был настолько ошеломлен звучанием человеческого голоса, что не только не мог аплодировать, а и подняться с места после спектакля. Он только молча смотрел на старшего брата, пытаясь что-то вымолвить.

Вернувшись домой, Руффо упросил брата проиграть на флейте сицилиану Турриду и стал ему потихоньку, а потом уверенней подпевать. «К концу, – пишет он, – голос мой звучал тенором такой красоты и силы, что мы с братом переглянулись, оба одинаково ошеломленные. Новая и большая перспектива открылась передо мной». Удивительно! Не правда ли? Какими же уникальными природными данными обладал Т. Руффо, если вот так сразу, без всякой подготовки, имея от природы баритон, спел сицилиану в теноровой тональности. Напомню, что написана сицилиана в диапазоне всего одной октавы: от ля бемоля до ля бемоля. Но попробуйте ее спойте! Тенору нелегко, а уж баритону просто не под силу. Камнем преткновения является высокая тесситура, а уж ля бемоль должен иметь любой баритон.

Вероятней всего, Руффо обладал, помимо всего прочего, уникальным качеством – умением понять, прочувствовать и воспроизвести механику певческого аппарата, услышанного им певца!

А вскоре произошло еще одно событие. Отец Руффо, услышав в одном из кафе великолепного певца, настолько очаровался его баритоном, что уговорил последнего быть у него постояльцем, при условии как можно чаще петь. Новый постоялец Оресте Бенедетти сразу же заворожил молодого Руффо красотой и мощью своего голоса. Юноша не спускал глаз с поющего, копируя его движения и жесты. И вот однажды, пытаясь рассказать товарищам, как великолепен этот голос, Руффо пропел одну фразу мощным и густым баритоном!

Интересно заметить, что через год, при поступлении в консерваторию, его голос опытные профессора характеризовали скорее как бас, нежели баритон! Однако через семь месяцев Руффо оставляет консерваторию. Дело в том, что маэстро Персикини, кстати, педагог самого М. Баттистини, относился к Руффо довольно прохладно, не находя в нем больших способностей. Какое-то время будущая мировая звезда берет уроки у баритона Спарапани, но вскоре выяснилось, что дальше их нечем оплачивать. А много позже, когда у знаменитого певца спросили: «Кому вы обязаны своей великолепной вокальной школой?» – Т. Руффо так и не смог назвать ни одной фамилии. Таким образом, определенно можно считать, что только щедрая природа была здесь хозяйкой положения.

Перед самым дебютом на оперной сцене Руффо все же находит еще одного педагога и певца – Лелио Казани! Занимался у него Руффо всего несколько месяцев. Успешный дебют в роли Глашатая в опере Р. Вагнера «Лоэнгрин» заставляет певца искать и заключать все новые и новые контракты. Римский театр «Констанци» был первым театром, на сцене которого пел Титта Руффо.

Первые и большие заокеанские гастроли Т. Руффо были в Южной Америке. Великий баритон буквально покорил этот континент и, если Энрико Карузо был «королем» Северной Америки, то Т. Руффо – Южной. Интересно, что в «Мет» Т. Руффо дебютировал довольно поздно, а было ему тогда уже 45 лет!

Семь лет пел величайший баритон на этой самой престижной оперной сцене! Но каким же в жизни был Т. Руффо? Мне вспомнились строки, которые я вам приведу: спокойный и сердечный, он в жизни был очаровательный, выдержанный с благодарным сердцем, идеальный товарищ! Все свободное от сцены время проводил дома, где чувствовал себя счастливейшим человеком, спокойно отдыхающим. Жил он постоянно во Флоренции, в великолепной вилле с чудесным садом, который называл своим раем. Кстати, Т. Руффо страстно любил цветы. Своей красотой они доставляли ему наибольшую радость.

Приведу интересный факт из жизни певца, который характеризует его как в высшей степени уникальную по своим человеческим качествам личность. В 1916 г., будучи на гастролях в Буэнос-Айресе, Руффо узнает, что Италия вступила в войну. Тогда он рвет все контракты и, прибыв в Италию, приходит на сборный пункт. Его отговаривают, ведь он выдающийся певец, но бесполезно… Т. Руффо надевает робу и становится в строй. Три года провел певец в армии. Я мог бы долго рассказывать вам об этом периоде жизни замечательного певца, но хочется поведать о том, какое наследие оставил нам Т. Руффо в виде записей. Так вот. Им записано 105 арий и дуэтов, 39 романсов и песен.

Как гражданин, патриот своей родины, он в мрачные дни фашизма смело встал на защиту всего самого светлого, что было накоплено к тому времени. Великого артиста преследовали, срывали мемориальные доски, даже избивали. Дошли до того, что убили мужа его сестры, Т. Руффо не мог оставаться в стране, где власть захватили бандиты. Через три года Италию покинул и Артуро Тосканини. Так два оперных гения предпочли жизнь в изгнании сотрудничеству с фашистами. Когда 25 июля 1943 г. Т. Руффо узнал, что фашистский режим рухнул, 60-летний артист вышел на балкон своей виллы, а это было ночью, и запел «Марсельезу». Голос поразительной красоты и силы буквально разорвал воздух! Последние годы своей жизни Т. Руффо провел во Флоренции. Вел он замкнутый и скромный образ жизни. В ночь на 5 июля 1953 г. великий артист скончался.

В нашей стране издаются диски выдающегося певца. Была издана книга «Парабола моей жизни», в которой Т. Руффо довольно подробно рассказывает о своем творчестве и, естественно, жизни! Хочу привести напоследок его слова: «Я сын народа! Я знаю: народ – единственный источник добра и правды!»